Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / будущие бакалавры юриспруденции / готовность к информационно-аналитической деятельности / цифровые образовательные ресурсы / научно-методическое обеспечение / professional education / future bachelors of law / readiness for information and analytical activities / digital educational resources / scientific and methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Ш. Расумов

Представлены результаты исследования, основанные на изучении педагогического потенциала цифровых образовательных технологий для более успешного осуществления в вузе процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности. Изложены ключевые понятия работы, непосредственно сопряженные с исследуемым процессом. Интерпретация данных понятий осуществляется с плоскости профессионального образования будущих бакалавров юриспруденции. Установлено положительное влияние цифровых технологий (интерактивные и офисные технологии, тестирующие системы с автоматизированной проверкой результатов, технологии видеосвязи и совместной работы, технологии социальных медиа) на организацию и осуществлению изучаемого педагогического процесса. Изложена педагогическая специфика применения данных дидактических средств в профессиональном образовании, показаны результаты формирующего эксперимента, определены перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SPECIFICS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP THE READINESS OF FUTURE BACHELORS OF LAW FOR INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITIES

The results of the study are presented, based on the study of the pedagogical potential of digital educational technologies for more successful implementation at a university of the process of forming readiness of future bachelors of law for information and analytical activities. The key concepts of work directly related to the process under study are outlined. The interpretation of these concepts is carried out from the plane of professional education of future bachelors of law. The positive influence of digital technologies (interactive and office technologies, testing systems with automated verification of results, video communication and collaboration technologies, social media technologies) on the organization and implementation of the pedagogical process under study has been established. The pedagogical specifics of using these didactic tools in vocational education are outlined, the results of a formative experiment are shown, and prospects for further research are identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

10. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Перевод А.Г Чернякова. Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа. 2001.

11. Finnish National Board of Education. National core curriculum for basic education. 2014.

12. Kirsti L. Phenomenal Learning From Finland. Helsinki, Edita Publishing Oy. 2019.

13. Карпова О.Л. Технология проблемного обучения как средство развития самообразовательной деятельности студентов. Непрерывное образование: XXI век. 2022; Выпуск 1 (37).

14. Краевский В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1982.

15. Remelyn L. Asahid, Laila S. Lomibao, Embedding Proof-Writing in Phenomenon-based Learning to Promote Students' Mathematical Creativity. American Journal of Educational Research. 2020; Vol. 8, № 9: 676-684.

References

1. Pen'kovskih E.A. Metod proektov v otechestvennoj i zarubezhnoj pedagogicheskoj teorii i praktike: na osnove sravnitel'nogo analiza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.

2. Miryugina E.A. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom processe. Forum «Shkola 20:35» v ramkah Dnej nauki v MGPU: sbornik statej. Moskva: Paradigma, 2019: 112-117.

3. Kalyagina O.Yu. Metodika formirovaniya professional'nyh kompetencij uchaschihsya shkoly-liceya v sfere proektnojdeyatel'nosti: na primere obrazovatel'nojoblasti «Informatika». Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2006.

4. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 2022 № 732. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008

5. Pastuhova L.S. Social'no-proektnaya deyatel'nost' kakprostranstvo razvitiya grazhdanskoj identichnosti molodezhi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000

7. Parshina M.M. Integraciya obscheobrazovatel'noj i professional'noj podgotovki na primere fenomeno-orientirovannogo obucheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 2: 115-122.

8. Wakil K., Rahman R., Hasan D., Mahmood P., Jalal T. Phenomenon-based learning for teaching ict subject through other subjects in primary schools. Journal of Computer and Education Research. 2019; Vol. 7 (13): 205-212.

9. Yuliati L., Parno P. Exploration of physics problem-solving skills within phenomenon-based learning in senior high school students. Proceedings of the International Conference on Education. 2018; Vol. 4, № 1: 97-103.

10. Hajdegger M. Osnovnye problemy fenomenologii. Perevod A.G. Chernyakova. Sankt-Peterburg: Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola. 2001.

11. Finnish National Board of Education. National core curriculum for basic education. 2014.

12. Kirsti L. Phenomenal Learning From Finland. Helsinki, Edita Publishing Oy. 2019.

13. Karpova O.L. Tehnologiya problemnogo obucheniya kak sredstvo razvitiya samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2022; Vypusk 1 (37).

14. Kraevskij V.V., Lerner I.Ya., Skatkin M.N. Didaktika srednejshkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1982.

15. Remelyn L. Asahid, Laila S. Lomibao, Embedding Proof-Writing in Phenomenon-based Learning to Promote Students' Mathematical Creativity. American Journal of Educational Research. 2020; Vol. 8, № 9: 676-684.

Статья поступила в редакцию 07.11.23

УДК 378.1

Rasumov Yu.Sh, teaching assistant, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov, (Grozny, Russia), E-mail: yusup.rasumov@mail.ru

PEDAGOGICAL SPECIFICS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP THE READINESS OF FUTURE BACHELORS OF LAW FOR INFORMATION AND ANALYTICAL ACTIVITIES. The results of the study are presented, based on the study of the pedagogical potential of digital educational technologies for more successful implementation at a university of the process of forming readiness of future bachelors of law for information and analytical activities. The key concepts of work directly related to the process under study are outlined. The interpretation of these concepts is carried out from the plane of professional education of future bachelors of law. The positive influence of digital technologies (interactive and office technologies, testing systems with automated verification of results, video communication and collaboration technologies, social media technologies) on the organization and implementation of the pedagogical process under study has been established. The pedagogical specifics of using these didactic tools in vocational education are outlined, the results of a formative experiment are shown, and prospects for further research are identified.

Key words: professional education, future bachelors of law, readiness for information and analytical activities, digital educational resources, scientific and methodological support

Ю.Ш. Расумов, асс., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: yusup.rasumov@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ К ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты исследования, основанные на изучении педагогического потенциала цифровых образовательных технологий для более успешного осуществления в вузе процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности. Изложены ключевые понятия работы, непосредственно сопряженные с исследуемым процессом. Интерпретация данных понятий осуществляется с плоскости профессионального образования будущих бакалавров юриспруденции. Установлено положительное влияние цифровых технологий (интерактивные и офисные технологии, тестирующие системы с автоматизированной проверкой результатов, технологии видеосвязи и совместной работы, технологии социальных медиа) на организацию и осуществлению изучаемого педагогического процесса. Изложена педагогическая специфика применения данных дидактических средств в профессиональном образовании, показаны результаты формирующего эксперимента, определены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: профессиональное образование, будущие бакалавры юриспруденции, готовность к информационно-аналитической деятельности, цифровые образовательные ресурсы, научно-методическое обеспечение

Профессии в сфере юридической деятельности являются наиболее востребованными в современном обществе. Ее носители осуществляют обеспечение прав и свобод российских граждан, правомерность действий, осуществляемых гражданскими и юридическими лицами. Соответственно, значительная часть реализуемых юристами в соответствии с профессиональными стандартами трудовых действий сопряжена с анализом правовых ситуаций, применением нормативно-правовых документов, оценкой правомерности их применения. Характерная для такой профессиональной деятельности повышенная ответственность требует развития мыслительных способностей, наличия хорошо сформированных аналитических умений, навыков работы с правовой информацией. На этом основании на передний план выдвигается задача формирования готовности

к информационно-аналитической деятельности, необходимости решения данной задачи в ходе подготовки будущих бакалавров юриспруденции в вузе.

Для образовательных организаций высшего образования характерно многообразие педагогических подходов и средств, применяемых для содействия будущим юристам в их профессиональном становлении и развитии. При этом активно задействуются возможности учебной, учебно-исследовательской деятельности, учебной и производственной практики студентов. Учитывая высокую популярность в профессиональном образовании цифровых образовательных технологий, целесообразно исследовать психолого-педагогические особенности их применения для формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности. Соответственно, цель

исследования может быть связана с определением педагогической специфики применения цифровых образовательных технологий для формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивают следующие задачи: определить перечень цифровых образовательных технологий, обладающих наибольшим педагогическим потенциалом для формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности; уточнить педагогическую специфику применения цифровых образовательных технологий для формирования исследуемого профессионального качества у будущих бакалавров юриспруденции; проверить эффективность осуществления процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности, основанного на применении цифровых образовательных технологий.

Научная новизна исследования заключается в доказательстве возможности результативного осуществления изучаемого процесса с использованием цифровых образовательных технологий (интерактивных и офисных технологий, тестирующих систем с автоматизированной проверкой результатов, технологий видеосвязи и совместной работы, технологий социальных медиа).

Теоретическая значимость состоит в уточнении содержания понятий («готовность к информационно-аналитической деятельности», «формирование готовности к информационно-аналитической деятельности») применительно к профессиональной подготовке будущих бакалавров юриспруденции.

Практическая значимость заключается в разработке научно-методического обеспечения исследуемого процесса, которое может быть применено в массовой практике профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции.

В нашем исследовании готовность к информационно-аналитической деятельности рассматриваемой категории будущих специалистов определяется в качестве совокупности умственных способностей личности, ее эмоционально-волевых проявлений, которые позволяют понимать и осознавать юридические события, осуществлять в соответствии с этим экспертные заключения, упорядочивать отношения среди граждан на основе действующих правовых норм, устанавливать перспективы применения нормативного законодательстве в российском обществе.

Сам же процесс формирования указанного качества мы связываем с направленными качественными изменениями личностно-профессиональных характеристик будущих бакалавров юриспруденции, проявляющихся в овладении новыми способами деятельности, непосредственно связанными с информационно-аналитической деятельностью в юридической практике. В соответствии с этим гипотеза исследования находит выражение в предположении о более эффективном осуществлении исследуемого процесса с использованием цифровых образовательных технологий. При этом предполагается применение таких цифровых технологий, которые обладают возможностями для формирования и развития аналитических умений студентов, навыков структурирования сложных юридических событий, способностей решать задачи, в содержании которых лежат нестандартные и сложные примеры юридической практики.

Методологическую основу нашего исследования составляют работы И.В. Роберт, которая определяет направления совершенствования категориального аппарата педагогики в условиях цифровой трансформации образования. Она высказывается о необходимости осмысленного использования терминов «цифровой» и «цифровизация» при описании педагогических объектов и явлений, недопустимости применения терминологических оборотов и конструкций типа «цифровизация образования» или «цифровизация воспитания», что, по ее мнению, может свидетельствовать не только о ненаучности подходов исследователя, но и его неграмотности. При этом легитимным является применение категории «цифровизация» по отношению к различного рода процессам, обеспечивающим образование [1, с. 94-95].

К обсуждению педагогического потенциала цифровых технологий в высшем образовании подключаются многие исследователи. Н.В. Бордовская с коллегами указывают на промежуточный статус цифровых технологий в системе традиционного и смешанного обучения, осуществляемого в очно-заочной форме. Авторы подчеркивают продуктивный вариант взаимодействия субъектов профессионального образования в условиях применения цифровых технологий, к числу которых относятся «массовые онлайн-курсы, образовательные веб-технологии, вики-технологии, технологии мобильного обучения, электронное портфолио, смарт-технологии и др.» [2, с. 153-54].

Коллектив авторов под руководством Н.В. Быстровой связывает цифровые образовательные технологии с особой дидактической средой, структуру которой задают разнообразные способы дистанционного и информационно-телекоммуникационного обучения. Материальную базу такой дидактической среды, по мнению авторов, обеспечивают «ноутбуки, компьютеры, планшеты, средства связи, смарт-доски и другое техническое оборудование» [3, с. 15].

Уже упомянутая нами И.В. Роберт в цифровых образовательных технологиях видит особого посредника между обучающими и обучаемым, в функции которого входит оптимизация процессов создания, переработки и хранения творческих продуктов [1; 4]. О.И. Ваганова вместе со своими коллегами полагают, что к цифровым образовательным технологиям относятся «облачная технология, мобильное пространство, веб-квест, онлайн-курсы и игрофикация» [5, с. 53].

Т.Ю. Залавина обращает внимание на высокую управляемость, оперативность и вариативность данных дидактических средств [6]. По утверждению Н.В. Ломов-цевой, рассматриваемые технологии расширяют возможности студентов в саморазвитии, способствуют формированию готовности к работе в изменяющихся условиях профессиональной деятельности [7].

Цифровые образовательные технологии обладают широкими возможностями и в дополнительном профессиональном образовании. На это указывают исследования ГА. Воробьева [8], Т.В. Потемкиной [9], Ф.Н. Уразмановой [10] и других авторов.

Проведенные многочисленные исследования показывают, что применение цифровых технологий в образовании, наряду с заметными педагогическими преимуществами, характеризуется некоторыми побочными эффектами и рисками. Например, утверждается о влиянии данных дидактических инструментов на нервно-психическое переутомление субъектов образования, эмоциональную гибкость, качество интеграции личности в обществе, характер усвоения содержания образования. Также называются преимущества, обусловленные использованием цифровых образовательных технологий в профессиональном образовании. В основном они касаются организации удобной и комфортной для обучения психологической среды, упрощения взаимодействия студентов с государственными структурами, повышения интерактивности обучения, быстрой обратной связи, объективного контроля знаний и др.

На основании выполненного теоретического анализа состояния проблемы нам удалось установить цифровые технологии, которые обладают наибольшими педагогическими возможностями для повышения эффективности процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности.

Прежде всего, речь идет об интерактивных технологиях, которые позволяют наладить учебную и учебно-профессиональную коммуникацию субъектов профессионального образования с использованием различного рода цифровых средств. Учебная и учебно-исследовательская деятельность будущих бакалавров юриспруденции в таком случае может поддерживаться элективными учебными курсами, виртуальными лабораториями. Такие ресурсы позволяют студентам в удобное для них время и удобном темпе осваивать учебный материал, имитировать реальную профессиональную деятельность и реализо-вывать различные учебные проекты, повышают уровень профессионального самосознания.

Офисные технологии, в частности документ-сервисы, активно применяются студентами при подготовке учебных материалов, их структурировании и представлении в графической и табличной формах. Использование документов-сервисов преподавателями увеличивает их возможности в визуализации информации. Заметную роль офисные технологии играют в обобщении результатов научно-исследовательской деятельности и производственной практики будущих бакалавров юриспруденции. Их применение позволяет студентам систематизировать и представлять результаты своей профессиональной подготовки.

Для установления эффективной учебно-профессиональной коммуникации субъектов профессионального образования могут применяться технологии видеосвязи и совместной работы. Весьма неограниченными являются возможности технологий видеосвязи для организации и осуществления онлайн-занятий студентов, объединения их в виртуальных аудиториях. С использованием данной технологии могут быть организованы онлайн-встречи с известными и интересными людьми, которые очень заняты и не могут допустить очного присутствия в аудитории студентов. Технологии видеосвязи и совместной работы оказываются полезными при организации консультаций для студентов, в частности в период прохождения ими производственной практики.

Значительными возможностями для повышения эффективности исследуемого процесса обладают тестирующие системы с автоматизированной проверкой результатов. Такие системы чаще всего находят воплощение в различного рода онлайн-тестах, которые обладают функцией оперативного автоматизированного контроля. Совершенно очевидно, что использование таких систем значительно сокращает объекты рутинной преподавательской нагрузки. В целом такие тестирующие системы позволяют оптимизировать процессы контроля знаний и умений студентов, условия для их самостоятельной работы.

Технологии социальных медиа могут поддерживать все виды учебно-профессиональной деятельности будущих бакалавров юриспруденции, создавая площадки для взаимодействия субъектов профессионального образования, представления результатов учебной и учебно-исследовательской деятельности. При этом следует подчеркнуть, что технологии социальных медиа позволяют студентам включаться в различные тематические группы для обсуждения результатов проектной деятельности, профессионально ориентированные социальные сети, в частности для получения профессиональных консультаций действующих юристов. Данные технологии могут быть востребованными на этапе прохождения студентами производственной практики, а также при осуществлении ими различных видов социально значимой деятельности.

Таким образом, нами установлена педагогическая специфика применения цифровых образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров юриспруденции, направленной на формирование их готовности к информационно-аналитической деятельности. Данная специфика находит выражение в следующих положениях:

- при освоении студентами учебного плана становятся более доступными многие учебные материалы, методические рекомендации и указания;

- возрастает интенсивность учебной и учебно-исследовательской деятельности студентов, их производственной практики, повышается их самостоятельность и ответственность при выполнении учебных заданий, прохождении текущего и итогового контроля знаний;

- оптимизируются процедуры и регламенты освоения студентами содержания дисциплин учебного плана, выполнения заданий учебной и учебно-исследовательской деятельности, реализации задач учебной и производственной практики, проведения преподавателями контрольно-оценочных мероприятий, реализации социально значимых инициатив, осуществляемых во внеучебное время.

В процессе экспериментальной работы проверялась эффективность осуществления процесса формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности, основанного на применении цифровых образовательных технологий. Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова». В исследование были вовлечены 67 студентов второго курса, осваивающих профессиональную образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: 33 и 34 респондента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах соответственно.

В процессе формирующего эксперимента в группе Э применялось специально разработанное научно-методическое обеспечение, осуществляющее дидактическую и методическую поддержку преподавателей в решении ими задач формирования готовности будущих бакалавров юриспруденции к информационно-аналитической деятельности. Помимо указаний относительно применения организационно-педагогических форм, методов и средств формирования соответствующей готовности, здесь были представлены регламенты применения цифровых образовательных технологий. Причем использовались такие цифро-

Библиографический список

вые образовательные технологии, которые обладают наибольшими педагогическими возможностями для формирования готовности к информационно-аналитической деятельности.

Диагностические исследования, проведенные до начала формирующего эксперимента и после его окончания, показали, что процесс формирования изучаемой готовности более эффективно осуществляется в группе Э. Процесс профессиональной подготовки студентов этой группы строился на основе применения цифровых образовательных технологий. Таким образом, экспериментальное исследование показало, что использование в профессиональной подготовке будущих бакалавров юриспруденции интерактивных и офисных технологий, тестирующих систем с автоматизированной проверкой результатов, технологий видеосвязи и совместной работы, а также технологий социальных медиа позволяет более эффективно формировать их готовность к информационно-аналитической деятельности.

Таким образом, представленные в статье материалы подтверждают выдвинутое предположение о целесообразности применения цифровых образовательных технологий для повышения эффективности процесса формирования у будущих бакалавров юриспруденции готовности к информационно-аналитической деятельности. Данный вывод подтвержден результатами анализа научных источников, а также данными формирующего эксперимента. В частности, было установлено, что наибольшими возможностями для интенсификации исследуемого процесса обладают такие дидактические средства, как интерактивные и офисные технологии, тестирующие системы с автоматизированной проверкой результатов, технологии видеосвязи и совместной работы, а также технологии социальных медиа. Полученные результаты обладают признаками научной новизны, а предложенная методика может применяться в широкой практике профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции. Изучение педагогического потенциала иных цифровых образовательных технологий для эффективного формирования исследуемого качества может составить перспективы дальнейших исследований.

1. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогической науки в связи с цифровой трансформацией образования. Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Москва: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022: 87-97.

2. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Бочкина Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик). Образование и наука. 2020; Т. 22, № 6: 137-175.

3. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-3: 14-17.

4. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования. Педагогическая информатика. 2019; № 1: 108-121.

5. Ваганова О.И., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р Цифровые технологии в образовательном пространстве. Балтийский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2 (31): 53-56.

6. Залавина Т.Ю. Значимость развития цифровых навыков и цифровых образовательных технологий при обучении аудированию. Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание. Челябинск: ЮУГИИ им. П.И. Чайковского, 2020: 263-267.

7. Ломовцева Н.В. Современные цифровые образовательные технологии: Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов. Акмеология профессионального образования. Екатеринбург: РГППУ 2019: 242-249.

8. Воробьев ГА., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 92-101.

9. Потемкина Т.В., Щавелева Е.Н. Развитие цифровых компетенций учителей: анализ международного опыта. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 29-38.

10. Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 74-82.

References

1. Robert I.V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogicheskoj nauki v svyazi s cifrovoj transformaciej obrazovaniya. Problemy razvitiya didakiiki v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya. Moskva: RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M. Gubkina, 2022: 87-97.

2. Bordovskaya N.V., Koshkina E.A., Bochkina N.A. Obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj vysshej shkole (analiz otechestvennyh i zarubezhnyh issledovanij i praktik). Obrazovanie i nauka. 2020; T. 22, № 6: 137-175.

3. Bystrova N.V., Remizova E.A., Ermolaeva E.L. Realizaciya 'elektronnogo obucheniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-3: 14-17.

4. Robert I.V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tehnologii obrazovaniya. Pedagogicheskaya informatika. 2019; № 1: 108-121.

5. Vaganova O.I., Gladkov A.V., Konovalova E.Yu., Voronina I.R. Cifrovye tehnologii v obrazovatel'nom prostranstve. Baltijskijgumanitarnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 2 (31): 53-56.

6. Zalavina T.Yu. Znachimost' razvitiya cifrovyh navykov i cifrovyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii audirovaniyu. Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoj kuliure: tvorchestvo- ispolnitel'stvo- gumanitarnoeznanie. Chelyabinsk: YuUGII im. P.I. Chajkovskogo, 2020: 263-267.

7. Lomovceva N.V. Sovremennye cifrovye obrazovatel'nye tehnologii: Osnovnye harakteristiki massovyh otkrytyh onlajn-kursov. Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya. Ekaterinburg: RGPPU, 2019: 242-249.

8. Vorob'ev G.A., Fomina T.P. Setevye modeli i cifrovye tehnologii v povyshenii kvalifikacii uchitelej matematiki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 92-101.

9. Potemkina T.V., Schaveleva E.N. Razvitie cifrovyh kompetencij uchitelej: analiz mezhdunarodnogo opyta. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 29-38.

10. Urazmanova F.N., Savicheva Yu.O. Osobennosti soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 74-82.

Статья поступила в редакцию 07.11.23

УДК 378.4

Tsuruyev Sh.Sh., senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: stsuruyev@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING TOLERANT CONSCIOUSNESS IN FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article discusses a current problem related to the development of professionally significant qualities in future psychologists. The necessity of developing a tolerant consciousness among these specialists is stated. Based on the theoretical analysis of the research carried out in this scientific field, the material names characteristics of the tolerant consciousness of an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.