модействия вузов и школ и выделила несколько основных направлений, в числе которых участие преподавателей вузов в проведении школьных занятий; разные формы подготовки школьников к обучению в вузе; основной упор на профориентацию обучающихся; организация вузами набора студентов из числа одаренных школьников; совместное участие в решении задач инновационного развития [7].
В рамках последнего направления важную роль играет сотрудничество университета со школами-лабораториями инновационного развития, которые оказывают образовательную, информационно-методическую, организационную, консультационную поддержку педагогам по созданию новой практики образования. В каждой из них учеными и педагогами совместно создаются концепции, представления о качестве и организации образования. Учителя и руководство школ-лабораторий участвуют и одновременно организуют повышение квалификации в своих школах, в регионе.
Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О. и Малинин В.А., исследуя взаимодействие новой школы и инновационного университета, в своей статье приводят несколько основных направлений их совместной работы:
- создание единой системы обеспечения качества образования, основанной на проведении государственных экзаменов, системе олимпиад и других общих подходах и процедурах;
- возможность ускоренного обучения в университете на основе более глубокой интеграции учебного процесса школы и инновационного университета. Это касается детей, которые получили специальное довузовское образование или самостоятельно освоили часть программ;
- повышение квалификации учителей и руководителей, задействованных в системе образования. Целью является освоение учителями школ инновационных педагогических технологий, которые осваивают педагоги в вузах [11].
Каждое из выделенных направлений требует тщательной проработки, доработки и адаптации в условиях деятельности образовательных учреждений.
Библиографический список
В этом помогают как уже имеющийся опыт сотрудничества, так и постановка принципиально новых задач развития образования с опорой на инновационные подходы, учитывающие основополагающее положение образовательного комплекса в рыночной экономике знаний. Для достижения этих целей и был разработан ряд направлений взаимодействия инновационного университета и новой школы, которые проанализированы в данном исследовании.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что:
- предпосылками для начала взаимодействия инновационного университета и новой школы стало постепенное реформирование образовательной системы России со времен изменения ее политического и экономического устройства;
- переориентация школьного образования начиналась с национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной на 2010-2015 годы;
- на высшее образование повлияло принятие в 2012 году закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция «инновационного университета» заключается в развитии у обучаемого способностей самостоятельно рассматривать различные проблемы под разными углами, искать пути их решения;
- взаимодействие вузов и школ происходит в аспекте дидактической, воспитательной и социально-педагогической функций, с привнесением в школьную среду элементов высшего образования;
- в рамках инновационного развития образования упор сделан на саморазвитие обучающихся и повышение квалификации педагогов для внедрения прогрессивных форм и методов обучения;
- сотрудничество школ и вузов принимает различные формы, начиная с проведения олимпиад и единого экзамена и заканчивая участием преподавателей университетов в организации школьных занятий, совместном решении задач инновационного развития образования.
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2013.
2. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие. Королев, 2017.
3. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2015.
4. Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Три функции взаимодействия вуза и школы. Современные проблемы науки и образования. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30578
5. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск, 2012.
6. Околелов О.П. Инновационная педагогика: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2017.
7. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2012.
8. Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: тезисы конференции. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011.
9. Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения результативности профориентационной работы. Вестник Самарского муниципального института управления. 2013; № 2 (25): 165-173.
10. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций. Теория образования (понятийный аппарат). Педагогическое образование в России. 2018: 35-40.
11. Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Малинин В.А. Инновационный университет и новая школа: направления взаимодействия. Высшее образование в России. 2010; № 4: 3-8.
References
1. Andreev V.I. Pedagogika vysshejshkoly. Innovacionno-prognosticheskijkurs: uchebnoe posobie. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2013.
2. Afonin I.D. Psihologiya i pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Korolev, 2017.
3. Dudina M.N. Didaktika vysshej shkoly: ot tradicij k innovaciyam: uchebno-metodicheskoe posobie. Ekaterinburg, 2015.
4. Ignat'ev V.P., Daramaeva A.A. Tri funkcii vzaimodejstviya vuza i shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=30578
5. Konyaeva E.A., Pavlova L.N. Kratkijslovar'pedagogicheskih ponyatij: uchebnoe izdanie. Chelyabinsk, 2012.
6. Okolelov O.P. Innovacionnaya pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: INFRA-M, 2017.
7. Prozumentova G.N. Potencial vzaimodejstviya vuzov i shkol: 'empiricheskie modeli. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2012.
8. Rol'innovacionnyh universitetov vrealizacii Nacional'noj obrazovatel'nojiniciativy «Nasha novaya shkola»: tezisy konferencii. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2011.
9. Sardushkina Yu.A. Vzaimodejstvie shkoly i vuza kak sredstvo povysheniya rezul'tativnosti proforientacionnoj raboty. Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniya. 2013; № 2 (25): 165-173.
10. Simonova A.A., Dvornikova M.Yu. Ponyatie setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij. Teoriya obrazovaniya (ponyatijnyj apparat). Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018: 35-40.
11. Chuprunov E.V., Grudzinskij A.O., Malinin V.A. Innovacionnyj universitet i novaya shkola: napravleniya vzaimodejstviya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; № 4: 3-8.
Статья поступила в редакцию 15.05.23
УДК 378
Nastuev E.B., senior teacher, Department of Physical Training, North Caucasian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: ipknir@gmail.com
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF READINESS FOR ANALYTICAL ACTIVITY OF FUTURE BACHELOR OF JURISPRUDENCE.
The article discusses the process of preparing future bachelors of law, aimed at developing their readiness for analytical activities in the educational process of a university. This pedagogical task is updated with the help of the analysis of modern scientific literature. The insufficient development of the theoretical and methodological substantiation of pedagogical means of development of the studied type of readiness is stated. The complex of pedagogical conditions that support the process of developing the readiness of future bachelors for analytical activity is characterized. Connection of the proposed measures with the methodological foundations of pedagogical science and the current state of the practice of professional training of lawyers at the university is indicated. The presented conditions expand the scientific understanding of the pedagogical factors that support the focus of the content, methods and means of vocational education on the development of the studied
type of readiness. The conclusion is made about the possibility of using the findings to enrich the content of legal education, developing contextual case tasks, using professionally oriented digital resources in the process of professional training of future bachelors of law.
Key words: pedagogical conditions, readiness for analytical activities, future bachelors of jurisprudence, higher education, content of professional education, case method, digitalization of education
Э.Б. Настуев, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского
университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: ipknir@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
В статье рассматривается процесс подготовки будущих бакалавров юриспруденции, направленный на развитие их готовности к аналитической деятельности в образовательном процессе вуза. Данная педагогическая задача актуализируется с помощью анализа современной научной литературы. Констатирована недостаточная разработанность теоретического и методического обоснования педагогических средств развития исследуемого вида готовности. Охарактеризован комплекс педагогических условий, которые поддерживают процесс развития готовности будущих бакалавров к аналитической деятельности. Обозначена связь предлагаемых мер с методологическими основаниями педагогической науки и современным состоянием практики профессиональной подготовки юристов в вузе. Представленные условия расширяют научные представления о педагогических факторах, поддерживающих нацеленность содержания, методов и средств профессионального образования на развитие исследуемого вида готовности. Сделан вывод о возможности использования полученных выводов для обогащения содержания юридического образования, разработки контекстных кейс-заданий, использования профессионально ориентированных цифровых ресурсов в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции.
Ключевые слова: педагогические условия, готовность к аналитической деятельности, будущие бакалавры юриспруденции, высшее образование, содержание профессионального образования, кейс-метод, цифровизация образования
Актуальность исследования обосновывается тем, что осуществление профессиональных функций современного специалиста юриспруденции тесно связано с аналитической деятельностью. В своей работе представитель указанной профессии проводит анализ ситуации, изучает правоприменительную практику и варианты действий коллег выявляет нормативную базу, необходимую для выполнения профессиональных задач; принимает решения и оценивает их последствия и т. д. Качественное выполнение данных видов работ требует достаточного уровня юридических знаний, представлений о способах мыслительной деятельности, аналитических умений. При этом данные умения необходимо применять в контексте профессиональной деятельности. Можно предположить, что конкурентоспособность выпускников-юристов возрастет, если такая подготовка будет осуществляться в процессе профессионального образования. Это обстоятельство объясняет необходимость рассмотрения процесса подготовки будущих бакалавров юриспруденции с точки зрения их готовности применять аналитические умения в практической деятельности.
Объект исследования представляет собой педагогический процесс подготовки будущих бакалавров юриспруденции. Цель исследования состоит в определении педагогических условий, которые будут наиболее оптимально способствовать развитию готовности будущих бакалавров юриспруденции к аналитической деятельности. В статье решается задача научного обоснования способов повышения эффективности процесса подготовки к аналитической деятельности в условиях высшего образования. Для этого применяется метод анализа научной литературы. Ставится задача характеристики педагогических условий, которые будут способствовать развитию исследуемого вида готовности и учитывать специфику юридической профессии. Еще одна задача связана с оценкой степени новизны, теоретической значимости и перспектив реализации разработанных условий в практике высшего образования. В данной статье представлены полученные результаты, раскрывающие авторский вариант решения поставленных задач. Научная новизна статьи прослеживается в обосновании комплекса педагогических условий, которые повышают эффективность процесса развития готовности будущих бакалавров к аналитической деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данные условия расширяют теоретические представления о педагогических факторах развития профессионального мышления у будущих специалистов в процессе обучения в вузе. Практическая значимость разработанных условий состоит в их использовании для проектирования методических и дидактических средств процесса развития исследуемого вида готовности.
В ходе анализа научной литературы выявлено, что вопросы готовности будущих специалистов к аналитической деятельности актуальны для многих профессий. Это связывается с возрастающим информационным потоком и необходимостью развития способности к принятию самостоятельных решений. Данная тенденция отражается в научной литературе. Закономерно, что в научных исследованиях аналитическая деятельность рассматривается по отношению к таким профессиям, где предъявляются повышенные требования к точности обработки информации, осознанию ответственности при принятии профессиональных решений. В своих исследованиях Н.И. Улендеева [1] и А.В. Секлетов [2] обращают внимание на то, что аналитическая деятельность специалистов, выполняющих функции правоохранения и юридического обеспечения, является одной из ведущих. Она направлена на выявление причинно-следственных связей и точную юридическую оценку фактов. Это требует развития у будущих специалистов умений применять аналитические операции в практической работе. На основании анализа научных источников нами было выдвинуто предположение о том, что именно готовность обеспечивает возмож-
ность применения аналитических умений в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности юриста.
Более важным в контексте проводимого исследования является анализ научных источников, представляющих вопросы развития готовности к аналитической деятельности в процессе образования в вузе. Например, Е.А. Телешова описывает модель становления готовности студентов к аналитической деятельности. Автор отмечает, что отбор соответствующего содержания образования, форм и методов учебно-педагогического взаимодействия будет способствовать планомерному и целенаправленному развитию всех компонентов исследуемой готовности [3]. Коллектив авторов в составе А.В. Хижной, А.Д. Козловой, Н.В. Макаровой исследует потенциал дисциплин математического цикла для развития аналитических умений [4]. Это исследование ставит вопрос о привлечении знаний из разных научных сфер для развития исследуемого вида готовности. Д.В. Качалов обосновывает необходимость практико-ориентированной деятельности, учитывающей профессиональный контекст. В частности, речь идет о проектировании профессионально ориентированного практикума, предполагающего наличие задач, связанных с контекстом профессиональной деятельности. Решение таких задач требует привлекать аналитические умения [5].
Таким образом, в научной литературе отмечается, что на этапе получения высшего образования у личности накапливается опыт анализа ситуаций, учитывающих профессиональный контекст. Это обусловливает своевременность развития готовности к аналитической деятельности на этапе обучения специалиста в вузе. Во всех исследованиях актуализируется необходимость теоретического и методического обоснования способов реализации данного процесса. Вместе с тем в результате анализа научной литературы и практики высшего образования было выявлено, что подходы к развитию исследуемого вида готовности требуют уточнения. Можно отметить, что обсуждаемые условия применяются в качестве отдельных мер и не находят комплексного отражения в образовательном процессе. Не обеспечивается целенаправленность развития исследуемого качества в условиях высшего образования. Также не раскрыт потенциал современных педагогических методов и средств в активизации аналитической деятельности студентов. Таким образом, существующие исследования создают предпосылки для дальнейшего исследования условий развития готовности будущих бакалавров юриспруденции к аналитической деятельности.
Основным результатом данного исследования является обоснование и представление педагогических условий развития у будущих бакалавров юриспруденции готовности к аналитической деятельности. При этом мы опираемся на мнение Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой. В своей работе ученые писали, что роль педагогических условий в научном исследовании состоит в том, что они характеризуют факторы реального образовательного процесса. Разработка таких условий позволит описать возможности повышения эффективности образовательного процесса, направленного на развитие профессионального качества. Часто педагогические условия демонстрируют возможности применения методов и средств, предложенных в педагогической модели. Это повышает теоретическую значимость разрабатываемых моделей [6]. С этих позиций можно представить комплекс условий, повышающих эффективность развития готовности будущих бакалавров юриспруденции к аналитической деятельности.
Первое условие основывается на методологии компетентностного подхода и идее о принципиальной значимости содержания образования для целенаправленного развития будущего специалиста. Например, Ю.П Татур связывал проектирование содержания высшего образования с направленностью на ком-петентностное развитие будущего специалиста [7]. Еще одна идея связана с применением концепции популяризации научных знаний для повышения эффектив-
ности профессионального развития специалиста. В своей статье Д.Ф. Ильясов и Е.А. Селиванова отмечают, что опора на научные знания позволяет специалисту более уверенно себя чувствовать в сложных ситуациях профессиональной деятельности [8].
Суть данного условия связана с раскрытием потенциала содержания высшего образования для развития исследуемого вида готовности. Речь идет о том, что процесс анализа юридической информации базируется на мыслительных операциях. С этой точки зрения будущему бакалавру необходимо дать преставление о процессе профессионального мышления. Это можно сделать несколькими способами. Один из способов состоит в актуализации философских, математических, психолого-педагогических знаний в рамках общенаучных дисциплин. Другой способ связан с проектированием содержания дисциплины по выбору, которая комплексно описывает мыслительные операции и их применение в профессиональной деятельности. В предлагаемых дисциплинах раскрывается следующая тематика: процесс мышления человека и виды мыслительных операций; взаимосвязь мышления и поведения человека; логические основы построения суждений; временные, причинно-следственные связи фактов и событий, рассматриваемые с точки зрения юридической практики; способы и средства, поддерживающие процесс принятия решений; способы саморазвития аналитических умений и т. д. Обращение к представленным знаниям позволит освоить алгоритмы и способы аналитической деятельности. Таким образом, первое педагогическое условие формулируется как обогащение содержания юридического образования психолого-педагогическими, цифровыми знаниями, характеризующими процесс и методы анализа юридически значимой информации.
Второе педагогическое условие базируется на продуктивности применения контекстного подхода в профессиональном образовании, обоснованного А.А. Вербицким [9]. Также в научных исследованиях констатируется эффективность кейс-технологий в процессе юридического образования [10]. Можно сказать, что применение кейс-метода позволяет актуализировать контекст юридической деятельности. Будущим бакалаврам предлагается решить конкретные ситуации, которые заимствованы из реальной юридической практики и предполагают информационно-аналитическую деятельность. Такая деятельность может быть реализована на разных дисциплинах. Методика применения данной технологии предполагает, что в процессе разбора ситуации студенты прибегают к поиску, анализу, сравнению юридической и научной информации. Кроме того, собственная аналитическая деятельность сопровождается коллективным обсуждением вариантов решения предложенной ситуации. Это создает условия для актуализации и применения полученных знаний и обогащает опыт принятия профессиональных решений. Данное условие можно сформулировать следующим образом: применение кейс-метода для развития умения решать профессиональные задачи юридической деятельности на основе анализа и синтеза.
Еще одно условие обусловливается тенденцией к цифровизации профессионального образования. В своей публикации Н.П Храмцова, Т.Ю. Майборода пишут о том, что уровень развития информационных технологий предъявляет новые требования к подготовленности выпускника-юриста. Информационные технологии используются не только как средство, поддерживающее образовательный процесс. С их помощью осуществляется регулирование общественных отношений в правовой сфере. Следовательно, в процессе подготовки будущие юристы осваивают базовые технологии автоматизированной обработки информации, знакомятся со специализированными профессионально ориентированными цифровыми ресурсами [11].
В контексте проводимого исследования отметим, что подобные цифровые ресурсы являются одним из инструментов современной юридической аналитики.
Библиографический список
В качестве примера таких ресурсов можно привести базы данных правовой информации. Их изучение и использование может повысить возможности анализа правовых оснований при разборе кейс-ситуаций на учебном занятии. Также такая информация будет способствовать углубленному изучению, сравнению, доказательству выводов и результатов в рамках самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме правовых баз данных существуют сетевые ресурсы, где обсуждаются проблемы реальной профессиональной деятельности. Еще одним цифровым ресурсом являются специализированные инструменты и приложения, обеспечивающие обработку юридической информации. Будущих бакалавров юриспруденции важно не только ознакомить с цифровыми ресурсами. Необходимо раскрыть их потенциал в аналитической деятельности, продемонстрировать возможности их применения в будущей юридической практике. Кроме того, изучение цифровых технологий отвечает потребностям студентов в освоении современных профессиональных инструментов. Их привлечение будет вызывать интерес обучающихся, в том числе к аналитической деятельности. Следовательно, можно конструировать задания, которые будут предполагать обращение к цифровым ресурсам. Указанное педагогическое средство повышает интерес к реальному применению цифровых ресурсов в аналитической деятельности. Данное условие можно сформулировать как использование профессионально-ориентированных цифровых ресурсов для повышения интереса будущих бакалавров к аналитической деятельности.
Отдельно отметим, что данные условия рассматриваются как комплекс мер, направленных на повышение готовности будущих бакалавров юриспруденции к аналитической деятельности. Сформулированные условия поддерживают нацеленность содержания, методов и средств на развитие исследуемого вида готовности.
В заключение статьи обобщим основные полученные результаты. В проведенном исследовании был рассмотрен процесс подготовки будущих бакалавров юриспруденции, направленный на развитие их готовности к аналитической деятельности. Статья отражает логику поставленных в данном исследовании цели и задач. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что аналитическая деятельность является важной составляющей профессии юриста. В связи с этим в исследованиях актуализируется необходимость теоретического и методического обоснования способов развития исследуемого вида готовности в процессе высшего образования. Выявлено, что теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития готовности к аналитической деятельности у будущих бакалавров юриспруденции в научной литературе не представлено. В статье характеризуется роль педагогических условий в осуществляемом научном исследовании. Процесс развития аналитических умений предлагается рассматривать в контексте юридического образования. Авторский вклад в исследование состоит в обосновании и характеристике комплекса педагогических условий, которые повышают эффективность процесса развития готовности будущих бакалавров к аналитической деятельности. Условия выстраиваются на основе методологических оснований педагогической науки и теоретических идей и позитивной практики профессиональной подготовки юристов в вузе. Содержание условий характеризует нацеленность содержания, методов и средств профессионального образования на развитие исследуемого вида готовности. Разработанные условия позволяют обогащать содержание юридического образования, разрабатывать контекстные кейс-задания, использовать профессионально ориентированные цифровые ресурсы. Это открывает перспективы проектирования технологии развития у будущих бакалавров юриспруденции аналитических умений, которая может быть реализована в образовательном процессе вуза.
1. Улендеева Н.И. Состав и структура информационно-аналитической компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов. Вестник Самарского юридического института. 2016; № 4 (22): 108-112.
2. Секлетов А.В. Сущностные характеристики и особенности профессиональной аналитической компетентности юридических кадров. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015; Т. 17, № 1-1: 56-59.
3. Телешова Е.А. Модель становления готовности студентов к аналитической деятельности в учебно-педагогическом взаимодействии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005; № 6: 223-227.
4. Хижная А.В., Козлова А.Д., Макарова Н.В. Развитие аналитических умений у будущих экономистов. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021; Т. 10, № 2 (35): 178-181.
5. Качалов Д.В. Формирование аналитической компетенции студентов вуза - будущих менеджеров. Мир науки. 2018; Т. 6, 1: 8.
6. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Издательство РБИУ, 2010.
7. Татур Ю.Г Высшее образование: методология и опыт проектирования. Москва: Логос, Университетская книга, 2006.
8. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022; № 2 (51): 5-18.
9. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования. Москва: МПГУ 2017.
10. Мелоян В.Г, Бегларян М.Е. Case-study как эффективная технология обучения юристов. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 75-4: 192-195.
11. Храмцова Н.Г, Майборода Т.Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов. Перспективы науки и образования. 2019; № 1 (37): 80-93.
References
1. Ulendeeva N.I. Sostav i struktura informacionno-analiticheskoj kompetentnosti buduschih sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Vestnik Samarskogoyuridicheskogo instituía. 2016; № 4 (22): 108-112.
2. Sekletov A.V. Suschnostnye harakteristiki i osobennosti professional'noj analiticheskoj kompetentnosti yuridicheskih kadrov. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2015; T. 17, № 1-1: 56-59.
3. Teleshova E.A. Model' stanovleniya gotovnosti studentov k analiticheskoj deyatel'nosti v uchebno-pedagogicheskom vzaimodejstvii. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura. 2005; № 6: 223-227.
4. Hizhnaya A.V., Kozlova A.D., Makarova N.V. Razvitie analiticheskih umenij u buduschih 'ekonomistov. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021; T. 10, № 2 (35): 178-181.
5. Kachalov D.V. Formirovanie analiticheskoj kompetencii studentov vuza - buduschih menedzherov. Mir nauki. 2018; T. 6, 1: 8.
6. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenierezul'tatov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo RBIU, 2010.
7. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya. Moskva: Logos, Universitetskaya kniga, 2006.
8. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Aktivnye metody populyarizacii nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 2 (51): 5-18.
9. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya. Moskva: MPGU, 2017.
10. Meloyan V.G., Beglaryan M.E. Case-study kak 'effektivnaya tehnologiya obucheniya yuristov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-4: 192-195.
11. Hramcova N.G., Majboroda T.Yu. Podhody k razvitiyu cifrovyh kompetencij studentov yuridicheskih vuzov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 1 (37): 80-93.
Статья поступила в редакцию 12.05.23
УДК 378.14
Spirina Yu.P, postgraduate, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: youlia.spirina@mail.ru
Mirontseva S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: mirontseva.sse@mail.ru
DIAGNOSTICS OF FUTURE ECONOMISTS' FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCE LEVEL OF FORMATION THROUGH E-LEARNING. The article features a problem of diagnostics of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation. The article describes experimental and statistical data of the diagnosing stage of the pedagogical experiment. Assessment criteria and indicators are developed. Diagnostic techniques that are necessary for the assessment of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation are defined and described. The results of the study show that the assessment method which is being applied provide a more accurate and transparent picture of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation, as well as to identify weak points and directions for further development among future bachelor-economists. The information may be useful for the staff of higher educational institutions who are engaged in organizing the process of forming future economists' professional competence.
Key words: criteria, diagnostics, foreign language training, future economists, professional competence
Ю.П. Спирина, аспирант, Севастопольский государственный государственный университет, г. Севастополь, E-mail: youlia.spirina@mail.ru
С.С. Миронцева, канд. пед. наук, доц., Севастопольский государственный государственный университет, г. Севастополь,
E-mail: mirontseva.sse@mail.ru
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с диагностикой уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов. В статье описаны экспериментальные и статистические данные констатирующего этапа педагогического эксперимента. Определены критерии и показатели, изложены результаты диагностики уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов. Результаты исследования показывают, что применяемые методы позволяют более точно и объективно оценить уровень владения иностранным языком, а также выявить слабые места и направления дальнейшего развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов. Представленный материал может быть полезен для преподавателей, которые занимаются организацией процесса развития профессиональных компетенций у специалистов экономического профиля.
Ключевые слова: будущие экономисты, диагностика, иноязычная подготовка, критерии, профессиональная компетенция
В условиях четвертой промышленной революции происходит не только кардинальная трансформация бизнес-процессов и производства, но и общества в целом. Одним из ключевых стратегических направлений развития современного общества является цифровизация всех социальных и производственных процессов, требующая теоретического осмысления и поиска путей совершенствования подготовки будущих бакалавров-экономистов. В экономической отрасли будут востребованы специалисты, способные к непрерывному обучению и интеграции знаний из различных областей науки в профессиональную деятельность для решения сложных задач и проактивной работы в глобальном контексте. Учитывая вызовы современности, интерес к онлайн-образованию продолжает расти, сфера образования России постепенно переводится на организацию образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Важные структурные и содержательные реформы в российской системе образования определили пути повышения качества образования по новым социально-экономическим критериям, которые требуют разработки и принятия инновационных решений по изменению подхода к обучению с учетом направленности на современные и перспективные методы подготовки специалистов. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» от 14 июля 2021 года предусматривает создание собственных цифровых систем для научных организаций и университетов [1]. Сегодня развитие языковых и профессиональных способностей студентов неязыковых вузов обусловлено возрастающей тенденцией профессиональной деятельности к международным стандартам. Это повлияло на реорганизацию рынка труда и определило задачу подготовки специалистов для осуществления коммуникативной деятельности в условиях современной информационной среды в качестве одного из приоритетов системы непрерывного образования. Высшие профессиональные учебные заведения играют важную роль в этом процессе, поскольку уровень подготовки будущих специалистов определяет социально-экономический, научно-технический и культурный прогресс. Особенно это актуально
при подготовке специалистов экономического профиля, в работе которых всегда актуально получение обширного объема знаний, позволяющих в перспективе решать задачи новой направленности и повышенной сложности.
Поскольку важнейшим критерием оценки качества образования является результат - сформированность навыков, умений и положительной мотивации у обучающихся, а показателем - эффективность во всём образовательном процессе, постольку возникает педагогическая проблема диагностики развития компетенций обучающихся, без которой невозможно обеспечить мониторинг качества профессиональной подготовки будущих выпускников Института экономики и менеджмента. Практическая ценность исследования объясняется тем, что его результаты вносят вклад в решение данной проблемы. Теоретическая значимость обусловлена переходом современного образовательного процесса к формату электронного обучения, в котором становятся актуальными вопросы эффективной коммуникации на иностранном языке в онлайн-среде и оценки эффективности данных средств, а также готовности студентов к использованию их при общении на иностранном языке. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что при попытке разрешить педагогическую проблему диагностики развития компетенций обучающихся мы получаем возможность оценить не только уровень знаний иностранного языка у будущих бакалавров-экономистов, но и определить меру, насколько студенты готовы к использованию иностранного языка для профильной коммуникации в профессиональной области.
Актуальность исследования объясняется поставленными социальными задачами и заключается в определении способов повышения качества иноязычной подготовки специалистов экономического профиля.
Цель исследования: выявление исходного уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения.
Задачи исследования: на основе результатов анализа и обобщения научно-теоретических данных выявить критерии и определить показатели, диагностические методики исходного уровня развития иноязычной профессионально ори-