Научная статья на тему 'Развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися'

Развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / READNESS / INTERACTION / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Анастасия Александровна

Актуальность и цели. Инновационные социально-экономические отношения в обществе обусловливают изменения в структуре и содержании образования. Особую значимость приобретает качество профессиональной подготовки бакалавров, ориентированное на развитие их готовности к реализации профессионально значимых компетенций. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований (Т. О. Разумова, Т. Б. Полоневич), выпускники, обладая высоким уровнем теоретической готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию, не обладают компетентным уровнем взаимодействия с обучающимися. Решение обозначенных проблем основывается на проведении научно-педагогического исследования, целью которого является концептуальное обоснование, выявление и опытно-экспериментальная проверка условий и модели готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. Материалы и методы. В процессе исследования возникла необходимость анализа понятийного аппарата современных научных подходов к развитию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. Уточнение понятийного аппарата взаимосвязано с проблемой неоднозначности использования терминов, что приводит к усложнению выбора материалов и методов научно-педагогического исследования развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогиче­скому взаимодействию с обучающимися. В качестве совокупности методов, позволяющих решить поставленные задачи, используются наблюдение, анкетирование, тестирование и методы математического и статистического моделирования исследуемого процесса. Результаты. В ходе исследования было уточнено содержание понятия «готовность к профессионально-педагогическому взаимодействию», определена его структура. На основании проведенного анализа разработана модель развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическо­му взаимодействию с обучающимися на основе выявления специфики профессиональной подготовки будущих бакалавров в педагогическом вузе; определены условия, способствующие развитию готовности студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. Выводы. Обобщение результатов теоретического исследования позволило сформулировать и обосновать системно-деятельностный, компетентностный подход к концептуальному обоснованию возможности решения проблемы взаимодействия будущих педагогов с обучающимися в контексте моделирования и реализации этого процесса в условиях педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE BACHELORS’ READINESS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL INTERACTION WITH STUDENTS

Background. Innovative socio-economic relations in society make changes in the structure and content of education. Of particular significance is the quality bachelors’ training, focused on development of their readiness to implement meaningful professional competences. As indicated by the results of the research (Т. О. Razumova, T. B. Polonevich), graduates with a high level of theoretical preparedness for professional-pedagogical interaction do not have the appropriate level of interaction with students. The solution to the identified problems is based on the scientific-pedagogical research, the purpose of which is conceptualization of development, identification and experimental validation of conditions and readiness of future bachelors to model professional-pedagogical interaction with students. Materials and methods. In the process of research there emerged the need for analysis of the conceptual apparatus of modern scientific approaches to development of future bachelors’ readiness for professional-pedagogical interaction with students. Refinement of the conceptual apparatus is connected with the problem of ambiguity in the use of terms, which leads to the reduced choice of materials and methods of the scientific-pedagogical research development readiness of future Bachelors for professional-pedagogical interaction with students. As a set of methods that allow to solve the tasks, the author used observation, questioning, testing and the methods of mathematical and statistical modelling of processes. Results. The study clarified the meaning of “readiness for professional-pedago­gical interaction”, determined its structure. On the basis of the conducted analysis the author developed a model of development of future bachelors’ readiness for professional-pedagogical interaction with students based on identification of specific training of future bachelors in the Pedagogical Institute; the conditions promoting the development of bachelors ' readiness for professional-pedagogical interaction with students. Conclusions. Generalization of results of the theoretical research allowed to articulate and justify the system-activity and competence approach to conceptualization of interaction possibilities to solve the problem of interaction of future teachers with students in the context of modeling and implementation of this process in terms of a Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися»

УДК 378

А. А. Хусаинова

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Инновационные социально-экономические отношения в обществе обусловливают изменения в структуре и содержании образования. Особую значимость приобретает качество профессиональной подготовки бакалавров, ориентированное на развитие их готовности к реализации профессионально значимых компетенций. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований (Т. О. Разумова, Т. Б. Полоневич), выпускники, обладая высоким уровнем теоретической готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию, не обладают компетентным уровнем взаимодействия с обучающимися. Решение обозначенных проблем основывается на проведении научно-педагогического исследования, целью которого является концептуальное обоснование, выявление и опытно-экспериментальная проверка условий и модели готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Материалы и методы. В процессе исследования возникла необходимость анализа понятийного аппарата современных научных подходов к развитию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. Уточнение понятийного аппарата взаимосвязано с проблемой неоднозначности использования терминов, что приводит к усложнению выбора материалов и методов научно-педагогического исследования развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. В качестве совокупности методов, позволяющих решить поставленные задачи, используются наблюдение, анкетирование, тестирование и методы математического и статистического моделирования исследуемого процесса.

Результаты. В ходе исследования было уточнено содержание понятия «готовность к профессионально-педагогическому взаимодействию», определена его структура. На основании проведенного анализа разработана модель развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися на основе выявления специфики профессиональной подготовки будущих бакалавров в педагогическом вузе; определены условия, способствующие развитию готовности студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Выводы. Обобщение результатов теоретического исследования позволило сформулировать и обосновать системно-деятельностный, компетентностный подход к концептуальному обоснованию возможности решения проблемы взаимодействия будущих педагогов с обучающимися в контексте моделирования и реализации этого процесса в условиях педагогического вуза.

Ключевые слова: готовность, взаимодействие, профессионально-педагогическое взаимодействие.

A. A. Khusainova

DEVELOPMENT OF FUTURE BACHELORS’ READINESS FOR PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL INTERACTION WITH STUDENTS

Abstract.

Background. Innovative socio-economic relations in society make changes in the structure and content of education. Of particular significance is the quality bachelors’ training, focused on development of their readiness to implement meaningful professional competences. As indicated by the results of the research (Т. О. Razu-mova, T. B. Polonevich), graduates with a high level of theoretical preparedness for professional-pedagogical interaction do not have the appropriate level of interaction with students. The solution to the identified problems is based on the scientific-pedagogical research, the purpose of which is conceptualization of development, identification and experimental validation of conditions and readiness of future bachelors to model professional-pedagogical interaction with students.

Materials and methods. In the process of research there emerged the need for analysis of the conceptual apparatus of modern scientific approaches to development of future bachelors’ readiness for professional-pedagogical interaction with students. Refinement of the conceptual apparatus is connected with the problem of ambiguity in the use of terms, which leads to the reduced choice of materials and methods of the scientific-pedagogical research development readiness of future Bachelors for professional-pedagogical interaction with students. As a set of methods that allow to solve the tasks, the author used observation, questioning, testing and the methods of mathematical and statistical modelling of processes.

Results. The study clarified the meaning of “readiness for professional-pedagogical interaction”, determined its structure. On the basis of the conducted analysis the author developed a model of development of future bachelors’ readiness for professional-pedagogical interaction with students based on identification of specific training of future bachelors in the Pedagogical Institute; the conditions promoting the development of bachelors ' readiness for professional-pedagogical interaction with students.

Conclusions. Generalization of results of the theoretical research allowed to articulate and justify the system-activity and competence approach to conceptualization of interaction possibilities to solve the problem of interaction of future teachers with students in the context of modeling and implementation of this process in terms of a Pedagogical University.

Key words: readness, interaction, professional-pedagogical interaction.

Закон об образовании РФ 2012 г. [1] обозначил основные приоритеты в сфере образования. В соответствии с ними основное внимание уделяется системно-деятельностной организации педагогического процесса, способствующей развитию личности и созданию условий для ее эффективной самореализации. Это обусловлено закономерными изменениями в социально-экономической сфере и условиях профессионального самоопределения, когда обучающемуся для профессиональной самореализации недостаточно полученных в процессе обучения знаний. В профессиональной деятельности современному специалисту кроме системного знания необходимы профессиональные умения, профессионально значимые личностные качества, свойства; потребности в самоактуализации и самообразовании.

Активное участие личности в процессе профессиональной самореализации в динамично изменяющихся условиях профессиональной деятельности основывается на актуализации механизма системно-деятельностной реализации знаний, умений и компетенций; развитии ее готовности к профессиональному взаимодействию. К тому же недостаточно разработаны условия, методы и технологии, способствующие развитию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Отсутствие готовности будущих бакалавров включаться в системно -деятельностное взаимодействие с преподавателем в процессе обучения приводит, с точки зрения Е. А. Климова [2], Я. Л. Коломинского, В. А. Сластени-на [3], к тому, что в своей профессиональной деятельности будущие бакалавры педагогического профиля оказываются не готовы к компетентному взаимодействию с обучающимися.

Наличие проблемных моментов в процессе развития готовности бакалавров к системно-деятельностному профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися раскрывает его основные противоречия. К ним можно отнести противоречия между:

- потребностью общества в системно-деятельностной реализации двухуровневой системы высшего образования в России и недостаточной готовностью участников педагогического процесса вузов к профессиональной подготовке бакалавров в отечественной системе образования;

- необходимостью организации системно-деятельностного, компетент-ностного профессионально-педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в профессиональной подготовке бакалавров и недостаточной разработанностью технологий этого процесса;

- необходимостью развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися и отсутствием разработанной и научно обоснованной концепции и модели ее реализации в профессиональной подготовке бакалавров.

Преодоление выявленных противоречий основывается прежде всего на концептуальном обосновании возможностей их решения, что взаимосвязано с определением содержания ключевых понятий проводимого исследования. В контексте нашего исследования необходимо рассмотреть содержание ключевого понятия «готовность». С позиции психофизиологического подхода (Ю. И. Александров, И. М. Кондаков, Т. М. Марютина) готовность представляет собой оптимальное психическое и физиологическое состояние организма, так как обусловливает способность студентов к обучению, компетентно-стному взаимодействию в педагогическом процессе. Однако представления сторонников данного подхода о сущности понятия «готовность» как совокупности физиологических функций, по нашему мнению, не позволяет выйти за изучение физиологических основ рассматриваемого процесса и не позволяет изучить процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Аналогичный вывод можно сделать и при изучении выводов и результатов, полученных представителями функционального подхода (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Д. Н. Узнадзe [4]) при рассмотрении готовности как состояния временной активации или динамического состояния психики. В исследованиях Х. Хекхаузена отмечается, что, «хотя человек детерминиро-

ван биологически и обладает врожденными, раскрывающимися в процессах созревания потенциями, он, однако, принципиально отличается от всех остальных животных своей способностью и даже потребностью ценностной самоактуализации» [5, с. 130]. Соответственно, необходимо учитывать и социальные формы проявления активности личности, в качестве которой выступает деятельность.

На наш взгляд, данные подходы рассматривают «готовность» в достаточно узком научном смысле, без учета социально-профессиональной обусловленности деятельности человека. Это позволяет сделать вывод о необходимости целостного рассмотрения исследуемого процесса, в частности о наличии потребности в системно-деятельностном обосновании содержания процесса развития готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

В последние десятилетия получила известность позиция ученых, которые рассматривают готовность в рамках личностно-деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя [6-8]) и раскрывают ее содержание сквозь призму реализации в процессе обучения и профессиональной подготовки личностных особенностей студентов, определяющих своеобразие динамики их психических состояний и оказывающих непосредственное влияние на эффективность их учебной деятельности.

Личностное развитие будущего педагога сопровождается становлением у студентов позиции субъекта деятельности, позволяющей им включаться в интерактивное взаимодействие с участниками педагогического процесса вуза. Данная позиция раскрывает представление о готовности в рамках субъектно-деятельностного подхода (А. В. Брушлинский [9], Е. Н. Волкова, И. А. Левицкая) как о системном свойстве, характеризующем личность как субъекта учебной и профессиональной деятельности.

Анализ содержания понятия «готовность» в личностно-деятельностном и субъектно-деятельностном подходах позволяет сделать вывод об абсолютизации субъективных основ рассматриваемого процесса, однако готовность не является природным, генетически определенным свойством личности. Она формируется и развивается в определенной совокупности условий, определяющих социальное и образовательное пространство, референтное развитию личности. Целостность концептуального обоснования содержания понятия «готовность», представленного в выше названных подходах, обеспечивается системно-деятельностным обоснованием сущности рассматриваемого понятия.

Системно-деятельностный подход (Т. В. Габай, Т. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин) позволяет раскрыть понятие «готовность» через систему социальных и природных характеристик, составляющих основу готовности студентов к накоплению профессионально значимых знаний и умений, а также компетенций, необходимых в избранном студентами виде деятельности. Следовательно, для развития готовности необходимо формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих системно-деятельностную основу взаимодействия и развитие профессиональной компетентности будущего бакалавра, которая в рамках компетентностного подхода (И. А. Зимняя [8], В. А. Сласте-нин [3], А. А. Хуторской [10, с. 50-61]) рассматривается как высокий уровень готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию.

Содержание научной категории «взаимодействие» также неоднозначно. Она применяется как для обозначения совместных действий субъектов обра-

зовательной деятельности, обмена ее результатами, так и для раскрытия сущности их взаимовлияний и взаимоотношений. В педагогическом словаре под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова педагогическое взаимодействие рассматривается как «личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок» [11, с. 36].

Обобщая существующие подходы к рассмотрению содержания понятия «готовность», необходимо с точки зрения системно-деятельностного подхода определить содержание понятия «готовность бакалавров к профессиональнопедагогическому взаимодействию» как понятия, являющегося следствием более общего системного понятия «готовность».

В ходе теоретико-методологического обоснования концепции формирования и развития готовности бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с участниками педагогического процесса вуза представлено теоретическое обоснование рассматриваемого понятия. Готовность бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию необходимо рассматривать как системное свойство личности, реализация которого обусловлена процессом ее обучения, профессиональной подготовки и профессиональной социализации и основывается на ее способности к осмысленной мотивационно обусловленной идентификации «Я» с идеальным образом профессионально-педагогической деятельности.

В соответствии с имеющимися представлениями о сущности готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию была разработана и теоретически обоснована модель развития готовности студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Модель состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационно-процессуального, оценочно-результативного.

В качестве теоретико-методологической базы для разработки модели выступают системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компе-тентностный подходы, на основании которых в качестве основополагающих принципов развития готовности будущих бакалавров к профессиональнопедагогическому взаимодействию с обучающимися были выбраны принципы деятельностной самореализации, индивидуально-личностной направленности взаимодействия, компетентностной основы взаимодействия, принципы ак-меологичности и аксиологичности взаимодействия, рефлексивности взаимодействия.

Реализация в педагогическом процессе вуза выше названных принципов позволит осуществить субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей на основе активного самопознания, готовности к самостоятельному планированию профессионально направленного учебного взаимодействия в ходе решения практико-ориентированных задач, способствующих индивидуализации процесса развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Выявленные принципы позволяют определить совокупность условий, методов и технологий, способствующих развитию у студентов основных компонентов готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися, к которым в ходе исследования

были отнесены: активность, самостоятельность, критичность мышления, индивидуальный стиль деятельности.

В совокупность условий, определяющих развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися, необходимо включить и такие:

- обеспечить реализацию профессиональной направленности системнодеятельностной организации практических и лабораторных занятий;

- выявить студентов, обладающих мотивацией и способностями к научно-исследовательской деятельности;

- реализовать компетентностное, профессионально направленное пси-холого-педагогическое и методическое сопровождение деятельности учебной практики;

- обеспечить профессионально значимую коррекцию самостоятельной работы студентов.

В качестве наиболее эффективных методов для реализации принципов и условий разработанной модели развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися были выбраны метод проектов, исследовательский метод, инструкционный метод, деловые игры.

К основным педагогическим технологиям, способствующим эффективному развитию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися, можно отнести технологию проблемного обучения, технологию контекстного обучения, технологию «учение через обучение» Ж. П. Мартана [12].

Таким образом, развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися основывается на уточнении содержания понятия «готовность к профессионально-педагогическому взаимодействию», определении его структуры, разработке модели развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися на основе выявления специфики профессиональной подготовки будущих бакалавров в педагогическом вузе; определении условий, способствующих развитию готовности студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. - URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. - 240 с.

3. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. -М. : Академия, 2002. - 576 с.

4. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2001. -416 с.

5. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - 2-е изд. - СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. - 860 с. - (Мастера психологии).

6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -СПб. : Питер, 2001. - 272 с. - (Мастера психологии).

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ Астрель Хранитель, 2008. - 672 с.

8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. -Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2002. - 384 с.

9. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Бруш-линский. - 2-е изд., испр. - М. : МПСИ, 2003. - 408 с.

10. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

11. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. - 448 с.

12. Martin, J. P. Lernen durch Lehren / J. P. Martin // Die Schulleitung - Zeitschrift für pädagogische Führung und Fortbildung in Bayern. - 2002. - Dezember 29. - S. 3-9.

References

1. Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 [Law “On education in the Russian Federation” from 29.12.2012]. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.

2. Klimov E. A. Pedagogicheskiy trud: psikhologicheskie sostavlyayushchie: ucheb. posobie [Pedagogical labor: psychological components: tutorial]. Moscow: MGU im. M. V. Lomonosova, 2004, 240 p.

3. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Pedagogy: tutorial for university students]. Moscow: Akademiya, 2002, 576 p.

4. Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki [Psychology of directives]. Saint Petersburg: Piter, 2001, 416 p.

5. Khekkhauzen X. Motivatsiya i deyatel'nost' [Motivation and activity]. Saint Peters-burgb: Piter; Moscow: Smysl, 2003, 860 p. (Masters of psychology).

6. Anan'ev B. G. Oproblemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the issues of modern human study]. Saint Petersburg: Piter, 2001, 272 p. (Masters of psychology).

7. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: AST Astrel' Khranitel', 2008, 672 p.

8. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya : ucheb. dlya vuzov [Pedagogical psychological: tutorial for universities]. Moscow: Logos, 2002, 384 p.

9. Brushlinskiy A. V. Sub"ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie [Subject: thinking, learning, imagination]. Moscow: MPSI, 2003, 408 p.

10. Kompetentsii v obrazovanii: opytproektirovaniya: sb. nauch. tr. [Competencies in education: experience of projecting: collected papers]. Ed. by A. V. Khutorskiy. Moscow: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK», 2007.

11. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar'po pedagogike [Pedagogical dictionary]. Moscow: MarT; Rostov on Don: MarT, 2005, 448 p.

12. Martin J. P. Die Schulleitung - Zeitschrift für pädagogische Führung und Fortbildung in Bayern [School management - Journal of Educational Leadership and Professional Development in Bavaria]. 2002, December 29, pp. 3-9.

Хусайнова Анастасия Александровна соискатель, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Khusainova Anastasiya Aleksandrovna Applicant, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 378 Хусайнова, А. А.

Развитие готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися / А. А. Хусаинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2014. - № 2 (30). - С. 228-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.