Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции'

Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущий бакалавр юриспруденции / социальная компетентность / педагогические условия / вуз / юридический факультет / со временные образовательные технологии / диагностика / научная деятельность / future bachelor of law / social competence / pedagogical conditions / university / law faculty / modern educational technologies / diagnostics / scientific activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.М. Альханов

В статье затрагивается актуальный вопрос повышения качества профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции. Рассматривается необходимость формирования социальной компетентности для обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста. Представлены результаты эмпирического исследования, выявляющие недостаточное развитие социальной компетентности у студентов юридического факультета. Выдвигается поло жение о разработке педагогических условий формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. На основе анализа научных работ выделяются особенности профессиональной подготовки студентов, направленной на их социальное развитие. Выделяются соответствующие педа гогические условия, связанные с: а) применением современных образовательных технологий, способствующих обогащению навыков общения студентов с опорой на прошлый социальный опыт; б) осуществлением периодической диагностики уровня сформированности социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции для определения ведущих направлений ее формирования; в) вовлечением студентов в научную деятельность для повышения готовности к обмену знаниями и развития социальных навыков; г) выстраиванием воспитательной деятельности в вузе по повышению социальной компе тентности в широком спектре общественных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM SOCIAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF LAW

The article deals with the topical issue of improving the quality of professional training of future bachelors of law. The need to form social competence to ensure the competitiveness of the future specialist is considered. The results of empirical research revealing insufficient development of social competence among students of law faculty are presented. Provision is made for the development of pedagogical conditions for the formation of social competence of future bachelors of law. The work is based on the analysis of scientific works, the peculiarities of students’ professional training aimed at their social development are highlighted. Appropriate pedagogical conditions related to: а) the application of modern educational technologies that help enrich the communication skills of students based on past social experience are highlighted; b) the periodical diagnostics of the level of formed social competence of future bachelors of law to determine the leading areas of its formation; c) the involvement of students in scientific activities to increase readiness to exchange knowledge and develop social skills; d) the development of educational activities in the university to improve social competence in a wide range of public issues.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции»

УДК 378.09

Alkhanov N.M., Senior Lecturer, Chechen State University, Russian Federation, Chechen Republic (Grozny, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS TO FORM SOCIAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF LAW. The article deals with the topical issue of improving the quality of professional training of future bachelors of law. The need to form social competence to ensure the competitiveness of the future specialist is considered. The results of empirical research revealing insufficient development of social competence among students of law faculty are presented. Provision is made for the development of pedagogical conditions for the formation of social competence of future bachelors of law. The work is based on the analysis of scientific works, the peculiarities of students' professional training aimed at their social development are highlighted. Appropriate pedagogical conditions related to: a) the application of modern educational technologies that help enrich the communication skills of students based on past social experience are highlighted; b) the periodical diagnostics of the level of formed social competence of future bachelors of law to determine the leading areas of its formation; c) the involvement of students in scientific activities to increase readiness to exchange knowledge and develop social skills; d) the development of educational activities in the university to improve social competence in a wide range of public issues.

Key words: future bachelor of law, social competence, pedagogical conditions, university, law faculty, modern educational technologies, diagnostics, scientific activity.

Н.М. Альханов, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, Е-mail: s-rakhmat@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

В статье затрагивается актуальный вопрос повышения качества профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции. Рассматривается необходимость формирования социальной компетентности для обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста. Представлены результаты эмпирического исследования, выявляющие недостаточное развитие социальной компетентности у студентов юридического факультета. Выдвигается положение о разработке педагогических условий формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. На основе анализа научных работ выделяются особенности профессиональной подготовки студентов, направленной на их социальное развитие. Выделяются соответствующие педагогические условия, связанные с: а) применением современных образовательных технологий, способствующих обогащению навыков общения студентов с опорой на прошлый социальный опыт; б) осуществлением периодической диагностики уровня сформированности социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции для определения ведущих направлений ее формирования; в) вовлечением студентов в научную деятельность для повышения готовности к обмену знаниями и развития социальных навыков; г) выстраиванием воспитательной деятельности в вузе по повышению социальной компетентности в широком спектре общественных вопросов.

Ключевые слова: будущий бакалавр юриспруденции, социальная компетентность, педагогические условия, вуз, юридический факультет, современные образовательные технологии, диагностика, научная деятельность.

Юридическая деятельность отличается высоким уровнем коммуникативной нагрузки, соответственно, серьезной напряженностью и ответственностью в социальном плане. Для юриста важна клиентоориентированность, то есть способность удовлетворять запросы различных потребителей юридических услуг Кроме того, выпускнику вуза необходимо быть конкурентоспособным и при этом уметь выстраивать партнерские отношения с коллегами. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) отмечается, что выпускник должен быть готов решать целый комплекс профессиональных задач, среди которых можно обозначить консультационную деятельность по вопросам права. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции важно учитывать необходимость формирования у студентов социальной компетентности. Однако данное понятие предполагает целый комплекс навыков, связанных не только с самой коммуникацией в процессе консультирования. Обратимся к толкованию этого понятия в ряде публикаций для понимания его сущности и определения педагогических условий его формирования у будущих бакалавров юриспруденции.

В словаре А.А. Бодалева социальная компетентность понимается как система знаний личности о социальной действительности и о себе, как сложные социальные умения и навыки взаимодействия, а также сценарии поведения в различных ситуациях [1]. Кроме того, такая компетентность отождествляется с социальным интеллектом, включающим социальную компетентность, социальное взаимодействие, навыки одобрения и внутреннее равновесие. С.З. Гончаров связывает социальную компетентность не только с общественными, но и с правовыми отношениями. Социальная компетентность понимается им как интегра-тивное социальное качество, включающее ценностное понимание социальной действительности, социальное знание, способность к самоуправлению, самоопределению и нормотворчеству [2]. Подчеркивается в данном случае значимость принятия норм культуры, нравственности и права.

Н.С. Малюткина рассматривает социальную компетентность будущего юриста, также интерпретируя ее как интегрированное качество личности специалиста, содержащее когнитивно-поведенческую и мотивационно-личностную составляющую. Данный автор в когнитивно-поведенческий компонент включает социальный интеллект, социальные умения, способы взаимодействия и навыки социального поведения, в том числе в трудных жизненных ситуациях. Мотиваци-онно-личностная составляющая содержит мотивы и ценности самореализации личности в обществе [3]. Нам импонирует данное определение социальной компетентности, которое можно взять за основу в исследовании.

Итак, исходя из рассмотренных интерпретаций, уместно заключить, что социальная компетентность у будущих бакалавров юриспруденции выступает

важным качеством, способствующим эффективному взаимодействию с людьми. Такая компетентность предполагает поведение человека в соответствии с существующими в обществе нормами культуры, нравственности и права. Она включает сочетание интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и мотиваци-онных характеристик. Социальная компетентность способствует осуществлению эффективного взаимодействия в разных ситуациях, включая профессиональные контакты. И, более того, она обеспечивает возможность разрешения сложных жизненных и профессиональных обстоятельств.

Вместе с тем, к сожалению, не у всех студентов социальная компетентность представлена на высоком уровне. Нами было проведено исследование, предполагающее диагностику сформированности социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. В нем приняли участие 58 студентов 1 и 2 курсов, обучающихся на юридическом факультете ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». В качестве инструментария была применена анкета А.А. Новиковой для определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе [4]. В результате анкетирования было обнаружено, что 36,2% студентов характеризуются низким уровнем социальной компетентности, 43,2% - средним и 20,6% испытуемых отличает высокий уровень сформированности социальной компетентности.

Соответственно, данные результаты свидетельствуют о необходимости выстраивания выверенной и целенаправленной работы в вузе по формированию социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. Рассмотрим исследования, посвященные особенностям формирования социальной, в том числе и коммуникативной, компетентности у студентов, включая будущих специалистов юридического профиля. Это позволит определить педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. Сразу отметим, что под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность потенциальных возможностей образовательной среды» [5], реализация которых будет способствовать качественному формированию необходимого профессионального качества, а именно - социальной компетентности у студентов юридического факультета в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Прежде чем выдвигать педагогические условия, необходимо определить базу, способствующую формированию описываемого качества у студентов. Особенности формирования коммуникативной компетентности, входящей в более широкую социальную компетентность, у студентов исследовались разными учеными. В частности, О.А. Желнова рассматривала формирование профессионально-коммуникативной компетентности в социальной сфере у будущих юристов. Акцент делался на потенциал общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки: «Теория государства и права», «Трудовое право»,

«Гражданское право». Автором предлагается модернизированный курс учебной дисциплины «Трудовое право», состоящий из трех модулей, на которых студенты сначала получают опорные знания в области коммуникации, а затем отрабатывают их на практических занятиях, решая ситуационные задачи и играя в ролевые игры [6]. Педагогический и воспитательный потенциал учебных дисциплин для развития или формирования определенных личностно-профессиональных качеств обосновывался и в других работах. Е.И. Зыкина пишет о развитии нравственной устойчивости у студентов - будущих юристов, предлагая задействовать ресурсы таких дисциплин, как «Профессиональная этика юриста», «Иностранный язык в сфере юриспруденции» [7]. Исходя из данных выводов, заключим, что необходимо опираться на имеющиеся ресурсы образовательной программы, модернизируя ее в части обогащения коммуникацией. Таким образом, можно выделить некую основу, на которой будут действовать педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. Она предполагает использование потенциала учебных дисциплин образовательной программы, но наполненных коммуникативным содержанием.

В.Н. Гнедых описывает организационно-педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов, обучающихся профессии юриста. Исследователем предлагается применять современные образовательные технологии: проектную, игровую, технологию посредничества. Интерес представляют предложенные автором методы развития коммуникации: информационно-аналитические, имитационно-игровые, специализированные практико-ориентиро-ванные. Говорится о значимости получения студентами многоаспектной профессиональной информации, разработки сценария и проведения деловой игры. Особо ценным считаем включение студентов в разработку тактики правозащитной деятельности юриста в определенном направлении его профессиональной деятельности [8]. Значимость активных методов работы в развитии социальной компетентности студентов подчеркивается и другими исследователями. Е.Н. Борисенко выделяет среди них такие: групповая дискуссия, драматизация, баскет-метод, метод эмпатии, ролевые и деловые игры, технология малых групп, обучение в сотрудничестве, кейс-метод, презентация. Интересными, на наш взгляд, являются методы модерации и моделирования социальных ситуаций, в которых студентам приходилось решать стандартные задачи и нестандартные проблемы из различных сфер социального общения [9]. Эти предложения могут выступить основанием для выделения первого педагогического условия формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции -применение современных образовательных технологий, способствующих обогащению навыков общения студентов с опорой на прошлый социальный опыт.

О.Н. Гринвальд пишет о необходимости формирования социально-этической компетентности у будущих юристов и предлагает использовать индивидуальное портфолио. Отмечается, что портфолио является информационно-содержательной папкой-накопителем, включающей данные периодической диагностики сформированности компонентов социально-этической компетентности, а также анализ полученных результатов. Говорится о том, что портфолио может включать рекомендации преподавателей и использоваться работодателем для получения информации о выпускнике при его трудоустройстве. При этом автором обосновывается необходимость осуществления диагностики социально-этической компетентности, представляющей собой комплекс знаний, умений, навыков, а также социально значимых мотивационно-ценностных ориентаций, начального опыта, морально-волевых качеств [10]. А.А. Новикова отмечет, что многие работодатели не всегда удовлетворены социальной компетентностью выпускников и предлагает авторскую методику диагностики такой компетентности [4]. Итак, понимая необходимость осуществления диагностики сформированно-сти личностно-социальных качеств, выделим еще одно педагогическое условие, связное с необходимостью осуществления периодической диагностики уровня сформированности социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции для определения ведущих направлений ее формирования.

В.Н. Келасьев, И.Л. Первова вслед за другими авторами также пишут о том, что необходимо развивать социальную компетентность студенческой молодежи, отмечая, что в вузе существуют два направления, способствующие этому: организация учебно-воспитательного процесса и организация внеучебной деятельности студентов. Акцентируется значимость создания развивающей среды в российских вузах, которая представляет собой набор информационных и предметно-материальных средств. Ученые подчеркивают, что социальная компетентность студентов формируется в процессе их приобщения к традициям в вузе, научным школам, способствуя становлению их социальной зрелости, гражданственности [11]. Нам импонирует, что авторы высвечивают роль научных школ, которые могут выступать хорошим основанием для новых идей, способствующих развитию социальной компетентности, причем отмечается действенность не только формального, но и неформального общения в рамках таких школ. Значимость науки

Библиографический список

и неформальные способы ее донесения до аудитории обозначены и в других работах ведущих ученых. Так, основатель научной школы в Челябинской области по популяризации научных психолого-педагогических знаний Д.Ф. Ильясов подчеркивает важность науки в современном образовании и предлагает различные инструменты популяризации научных знаний: кинопедагогику решение педагогических ситуаций [12]. Научная деятельность предполагает обмен знаниями между учеными и студентами, а это является ценным механизмом, способствующим непрерывному совершенствованию. Роль обмена знаниями описывается в разных трудах, отмечается его значимость для обучения не только студентов, но и взрослых [13]. На данных основаниях выделим еще одно педагогическое условие - вовлечение студентов в научную деятельность для повышения готовности к обмену знаниями и развития социальных навыков.

В основе социальной компетентности лежит целый комплекс умений. Е.О. Глушкова обозначает необходимость развития у современных студентов умений принимать решения. Она предлагает модель развития социальной компетентности у студентов, в которой выделяет методы воспитательного воздействия: пример, убеждение, поощрение, включение студентов в различные виды деятельности. Отмечается, что воспитательная работа в вузе должна быть обусловлена соответствием интересам студентов и включать в себя оказание социально-педагогической помощи обучаемым. Ценным является идея автора об описании разных сфер оказания помощи: социально-экономическая и правовая, психолого-педагогическая и культурно-досуговая [14]. С.Н. Добросмыслова также отмечает необходимость выстраивания воспитательной работы в вузе по формированию социальной компетентности студентов. Автором выделяется широкий спектр направлений, по которым нужно поддерживать студентов: социально-экономическое (сведения о функционировании рыночной экономики, законов рынка труда), нормативно-правовое (знание действующего законодательства, прав и обязанностей), политическое (осмысление социально-политических процессов, выработка личной позиции и ответственности перед обществом). Также пишется о развитии коммуникативных умений (владение сложными коммуникативными навыками, знание культурных норм и ограничений, народных традиций), обучении деловому этикету (самомаркетинг, совершенствование собственного внешнего и поведенческого имиджа) и подготовке к семейной жизни (знание основ семейного воспитания, особенностей человека, педагогическая культура, ведение домашнего хозяйства) [15]. Поэтому воспитательная деятельность в вузе важна, она имеет большое значение в развитии социальной компетентности студентов по разным направлениям. Итак, укажем четвертое педагогическое условие формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции -выстраивание воспитательной деятельности в вузе по повышению социальной компетентности в широком спектре общественных вопросов.

Таким образом, можно сделать вывод о значимости формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции для эффективной профессиональной деятельности и успешности в других сферах (построения дружеских, семейных, деловых отношений). Среда вуза имеет большое значение в развитии такого качества у студентов. Однако она будет эффективна с учетом следующих педагогических условий:

- применение современных образовательных технологий, способствующих обогащению навыков общения студентов, с опорой на прошлый социальный опыт;

- осуществление периодической диагностики уровня сформированности социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции для определения ведущих направлений ее формирования;

- вовлечение студентов в научную деятельность для повышения готовности к обмену знаниями и развития социальных навыков;

- выстраивание воспитательной деятельности в вузе по повышению социальной компетентности в широком спектре общественных вопросов.

Современный мир очень динамичен, и для адаптации к нему молодым людям необходимо иметь сформированную социальную компетентность. Профессии социального типа (сферы «человек - человек»), к которым относится и юридическая деятельность, характеризуются сложными коммуникативными процессами. Поэтому будущему бакалавру юриспруденции необходимо в процессе профессиональной подготовки осваивать мир многочисленных социальных отношений. Для этого в вузе у студентов юридического факультета уместно выстраивать образовательный процесс в соответствии с рядом педагогических условий. Они базируются на использовании потенциала учебных дисциплин образовательной программы и предполагают применение современных образовательных технологий, осуществление периодической диагностики уровня сформированно-сти социальной компетентности, вовлечение студентов в научную деятельность и выстраивание воспитательной деятельности в вузе по повышению социальной компетентности в широком спектре общественных вопросов.

1. Психология общения. Энциклопедический словарь. Москва: Когито-Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалева. 2011.

2. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение. Образование и наука. 2004; № 2: 3 - 18.

3. Малюткина Н.С. Педагогические условия формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2007.

4. Новикова А.А. Социальная компетентность: критерии и методики определения. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17693

5. Володин A.A., Бондаренко Н.Г. Aнализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014; № 2: 143 - 152.

6. Желнова ОА Организационно-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере. Человек и образование. 2010; № 3: 79 - 82.

7. Зыкина Е.И. Развитие нравственной устойчивости у студентов - будущих юристов. Евразийский союз ученых. 2015; № 9-3 (18): 14 - 17.

8. Гнедых В.Н. Организационно-педагогические условия эффективного формирования коммуникативной культуры будущих юристов. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 2: 147 - 148.

9. Борисенко Е.Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов. Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2012; № 1-1: 183 - 187.

10. Гринвальд О.Н. Проблема диагностики социально-этической компетентности студентов - будущих юристов. Вестник кемеровского государственного университета. 2009; № 3 (39): 42 - 45.

11. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Социальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Aстерион, 2019.

12. Ильясов Д.Ф. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди учителей: монография. Челябинск: ЧИППКРО, 2019.

13. Селиванова E.A. Развитие готовности педагога к обмену знаниями. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019; № 2 (39): 38 - 4б.

14. Глушкова Е.О. Модель развития социальной компетентности студентов вуза. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012; Выпуск 18, № 2: 151 - 154.

15. Добросмыслова С.Н. Организация учебно-воспитательного процесса в вузе по формированию социальной компетентности студентов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008; № 4-1: 195 - 199.

References

1. Psihologiya obscheniya. 'Enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Kogito-Centr. Pod obschej redakciej A.A. Bodaleva. 2011.

2. Goncharov S.Z. Social'naya kompetentnost' lichnosti: suschnost', struktura, kriterii i znachenie. Obrazovanie inauka. 2004; № 2: 3 - 18.

3. Malyutkina N.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj kompetentnosti u buduschih yuristov v processe professional'noj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2007.

4. Novikova A.A. Social'naya kompetentnost': kriterii i metodiki opredeleniya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 1-1. Available at: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=17693

5. Volodin A.A., Bondarenko N.G. Analiz soderzhaniya ponyatiya «Organizacionno-pedagogicheskie usloviya. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2: 143 - 152.

6. Zhelnova O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-kommunikativnoj kompetentnosti buduschih yuristov v social'noj sfere. Chelovek i obrazovanie. 2010; № 3: 79 - 82.

7. Zykina E.I. Razvitie nravstvennoj ustojchivosti u studentov - buduschih yuristov. Evrazijskij soyuz uchenyh. 2015; № 9-3 (18): 14 - 17.

8. Gnedyh V.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya 'effektivnogo formirovaniya kommunikativnoj kul'tury buduschih yuristov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 2: 147 - 148.

9. Borisenko E.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya social'noj kompetentnosti studentov vuzov. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. 2012; № 1-1: 183 - 187.

10. Grinval'd O.N. Problema diagnostiki social'no-'eticheskoj kompetentnosti studentov - buduschih yuristov. Vestnikkemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 3 (39): 42 - 45.

11. Kelas'ev V.N., Pervova I.L. Social'naya kompetentnost': urovni, struktura, strategii formirovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2019.

12. Il'yasov D.F. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej: monografiya. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2019.

13. Selivanova E.A. Razvitie gotovnosti pedagoga k obmenu znaniyami. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2019; № 2 (39): 38 - 4б.

14. Glushkova E.O. Model' razvitiya social'noj kompetentnosti studentov vuza. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2012; Vypusk 18, № 2: 151 - 154.

15. Dobrosmyslova S.N. Organizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa v vuze po formirovaniyu social'noj kompetentnosti studentov. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2008; № 4-1: 195 - 199.

Статья поступила в редакцию 29.06.20

УДК 378

Andreev V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Architecture and Design, Pacific National University (Khabarovsk, Russia),

Е-mail: victorandreev@mail.ru

ASPECTS OF UPDATING THE CONTENTS OF THE PROGRAM "ARCHITECTURAL DRAWING" AND ITS METHODICAL SUPPORT. In the face of a decrease in the level of pre-professional preparedness for those entering higher education, which provides for the necessary knowledge and skills of children, in particular for training in the bachelor's degree in Architecture and Design of the Architectural Environment; the increase in the share of students' independent work in these areas in the educational process, as well as the importance of developing their skills of rational concentration of essential forces for the fulfillment of certain educational tasks in the disciplines indicated in the main professional educational program, the problem of updating the content of work programs of disciplines and developing their methodological accompaniment, which would take into account both the realities of today's readiness for the training of applicants, and the organization and x training aimed at solving professional problems in the context of the introduction of federal standard. The author of the article sees the need to solve this problem when updating the programs of disciplines, in particular according to the architectural drawing, to determine the relationship between the transformative activity in shaping using different types of drawing and their significance in the development of certain processes of students 'mental activity.

Key words: architectural drawing, transformation of nature, shaping, discipline program.

В.Н. Андреев, канд. пед. наук, доц., Институт архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск,

E-mail: victorandreev@mail.ru

АСПЕКТЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК» И ЕЁ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В условиях снижения уровня предпрофессиональной подготовленности поступающих в высшую школу, предусматривающей наличие необходимых знаний, умений у детей, в частности для обучения по направлениям бакалавриата «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды»; увеличения доли самостоятельной работы студентов данных направлений в учебном процессе, а также значимость формирования у них навыков рациональной концентрации сущностных сил для выполнения определённых учебных заданий по дисциплинам, обозначенным в основной профессиональной образовательной программе, актуальной становится проблема такого обновления содержания рабочих программ дисциплин и разработки методического их сопровождения, которое учитывало бы как реалии сегодняшней готовности к обучению поступивших студентов, так и организацию их подготовки, направленной на решение профессиональных задач в условиях введения ФГОС ВО (3++). Решение этой проблемы автор статьи видит в необходимости при обновлении программ дисциплин, в частности по архитектурному рисунку, определить взаимосвязь между преобразовательной деятельностью в формообразовании с использованием разных видов рисунка и их значимостью в развитии определённых процессов мыследеятельности студентов.

Ключевые слова: архитектурный рисунок, преобразование натуры, формообразование, программа дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.