Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / МОРАЛЬНАЯ ДИЛЕММА / ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджимурадова Таиса Хусаиновна

В статье представлены результаты исследования вопроса о повышении эффективности педагогической работы по воспитанию у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности. Показано, что моральная ответственность является обязательной составляющей профессионализма работников помогающих профессий, к сфере деятельности которых относятся и социальные работники. Уточнено содержание понятия «моральная ответственность», определены признаки ее проявления у будущих бакалавров социальной работы. Представлены педагогические инструменты (метод моральных дилемм, волонтерство), использование которых повышается эффективность процесса воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL WORK TO INCREASE MORAL RESPONSIBILITY IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

The article presents the results of the research on improving the effectiveness of pedagogical work to increase the future bachelors of social work moral responsibility. It is shown that moral responsibility is an obligatory component of professionalism of workers of helping professions, the sphere of activity of which includes social workers. The content of the concept of «moral responsibility» is clarified; signs of its manifestation in future bachelors of social work are defined. Pedagogical tools (method of moral dilemmas, volunteering) are presented, the use of which increases the effectiveness of the process of education of moral responsibility in future bachelors of social work.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-2-40-47

УДК 378.147 ББК 74.480.26

Т.Х. Хаджимурадова

(Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье представлены результаты исследования вопроса о повышении эффективности педагогической работы по воспитанию у будущих бакалавров социальной работы моральной ответственности. Показано, что моральная ответственность является обязательной составляющей профессионализма работников помогающих профессий, к сфере деятельности которых относятся и социальные работники. Уточнено содержание понятия «моральная ответственность», определены признаки ее проявления у будущих бакалавров социальной работы. Представлены педагогические инструменты (метод моральных дилемм, волонтерство), использование которых повышается эффективность процесса воспитания моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы.

Ключевые слова: моральная ответственность, будущие бакалавры социальной работы, моральная дилемма, волонтерские практики.

го ш о ч го

* ГО

X

T.Kh. Khadzhimuradova (Chechnya State University, Grozny, Russia)

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL WORK TO INCREASE MORAL RESPONSIBILITY IN FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

The article presents the results of the research on improving the effectiveness of pedagogical work to increase the future bachelors of social work moral responsibility. It is shown that moral responsibility is an obligatory component of professionalism of workers of helping professions, the sphere of activity of which includes social workers. The content of the concept of «moral responsibility» is clarified; signs of its manifestation in future bachelors of social work are defined. Pedagogical tools (method of moral dilemmas, volunteering) are presented, the use of which increases the effectiveness of the process of education of moral responsibility in future bachelors of social work.

Keywords: moral responsibility, future bachelors of social work, moral dilemma, volunteers practices.

Особое внимание в последние годы государство обращает на развитие профессионализма и повышение качества трудовой деятельности специалистов помогающих профессий. Предмет их деятельности связывается с оказанием разного рода помощи людям, поддержкой их при решении личных проблем. Помогающие профессии, как известно, концентрируются в области психолого-педагогической и правоохранительной деятельности, медицинского обслуживания. Характерная для социальных работников направленность на погружение в проблемы других людей, выраженная причастность к их решению делает возможным причисление социальной работы к группе помогающих профессий. При этом обсуждается широкий спектр личностно-профессиональных характеристик, важных с точки зрения совершенствования деятельности специалистов помогающих профессий. Учитывая специфику взаимодействия социальных работников с различными группами и категориями людей, обладающих различным набором ценностей, демонстрирующих различные модели поведения и, как правило, испытывающих сложные социальные и жизненные проблемы, целесообразно связывать моральную ответственность с их профессионально важным качеством и характеристикой профессиональной деятельности. Готовность социальных работников проникаться мыслями об ответственности в решении социальных и жизненных проблем других людей, делает их в высшей степени профессионалами и заметно увеличивает результативность их деятельности. Принимая во внимание исключительную важность моральной ответственности в деятельности по социальному обслуживанию населения, имеет смысл говорить о необходимости ее воспитания на этапе профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы в вузе. При этом речь должна идти не только об уточнении содержания понятия моральной ответственности как личностно-про-

фессиональной характеристики будущих бакалавров социальной работы, но и определении факторов ее успешного воспитания в педагогической работе в вузе.

Категория моральной ответственности, как правило, отождествляется со сформировавшейся личностью, обладающей целостной системой моральных ориентиров и нравственных установок. Она активно применяется в исследованиях в области философии, социологии, психологии и педагогики, что, естественно, отражается в ее интерпретации и определении существенных признаков. Например, в философской литературе в толковании моральной ответственности заметное влияние оказывают объективные и субъективные личностные элементы. С одной стороны, становление моральной ответственности обусловливается общественными требованиями, сложившимися общественными отношениями и линиями поведения людей. С другой стороны, волевые усилия, чувство долга, представления современного человека об ответственности также отражается на содержании данного феномена. По мнению, С.И. Андреева и Ю.А. Прокудина, ведущее место в определении механизма формирования моральной ответственности отводится объективным элементам поступка человека. Собственно, в образовании такого механизма участвуют три основных фактора: готовность принимать правильное решение, осуществление волевых усилий по его реализации, понимание и осознаний результатов и последствий принятого решения [3, с. 66-67].

В психологической науке преобладают подходы, в соответствии с которыми моральная ответственность соотносится с внутренней саморегуляцией человека. Моральная ответственность отождествляется с особым видом нравственного чувства и переживания субъекта, которое определяет его поведение и волевые особенности выбора. Также выделяются рациональный, эмоциональный и волевой компоненты моральной ответствен-

0

1 _0

го

О

I

го

о £

8 £ о го

о ю го

I я

О О

ф ш

5 °

Е ^

О Я

II го го с;

с! ГО

Е го

^ ю

13 £

ц I

¡2 ю

ф >,

£ "

т о

I ф

ф ш

э £

- £

<2 Р

С о

го со о Ч го

*

го

X

ности. Первый из них предполагает понимание человеком принятых в обществе норм и осознание последствий своих поступков. Второй компонент проявляется в большом многообразии чувств и переживаний субъекта, образующихся в связи с возникающей ситуацией выбора, своими потребностями и ожиданиями окружающих людей. Действие третьего компонента обнаруживается в выборе субъектом стратегии поведении и действий, предусматривающих определенные волевые усилия [2, с. 13].

Специфика педагогического подхода к толкованию моральной ответственности основывается на непременном учете возрастных особенностей ее носителя. Соответственно, много внимания в педагогической литературе уделяется вопросам формирования моральной ответственностей детей и подростков. При этом данная проблематика освещается исключительно с точки зрения нравственного воспитания подрастающего поколения. На более старших этапах взросления человека моральная ответственность анализируется с позиции нравственного выбора человека. Более того, получивший распространите в педагогике акмеологический подход оказал заметное влияние на толкование моральной ответственности. Это нашло отражение в возможности ее истолкования в качестве одного из важных этапов взросления человека. Например, такая позиция находит убедительное развитие у Е.В. Селезневой, подчеркивающей тесную связь моральной ответственности со зрелостью личности [11].

В научной литературе понятие «моральная ответственность» также применяется при описании профессионально важных характеристик специалистов различных отраслей профессиональной жизнедеятельности. Соответственно, можно увидеть многообразие позиций относительно его толкования.

Например, в исследовании А.В. Гру-нина моральная ответственность рассматривается в качестве одной из форм

внутреннего нравственного контроля у курсантов вуза ФСИН России. Причем уточнение данного понятия осуществляется с точки зрения специфики действий курсантов в экстремальных ситуациях. В соответствии с этим, среди ведущих признаков моральной ответственности автор называет беспрекословное соблюдение общественных норм и правил морали, обеспечение боевой надежности, демонстрацию полной уверенности в своей подготовке и собственных силах, проявление верности служебному долгу [5, с. 9-10]. Отметим своего рода специфичность определения А.В. Грунина, которая выражается в использовании таких атрибутов деятельности специалистов ФСИН, как «верность служебному долгу» и «боевая надежность». Но будучи стилистически верно истолкованными, они также могут найти отражение в профессиональной деятельности будущих бакалавров социальной работы. В частности, речь может идти о верности своей профессии и профессиональной надежности как важных признаках моральной ответственности специалистов, осуществляющих социальное обслуживание населения.

Формирование моральной ответственности педагога также начинается в процессе его профессиональной подготовки в вузе. В ее основе находится ответственность за формирование и становления личности школьника. Педагог, по словами А.Ю. Алексина, полностью несет ответственность на только за себя, но и за свои взаимоотношения с обучающимися и их родителями, а также результаты своих действий. Как справедливо отмечает автор, моральная ответственность педагога, проявляющаяся в отношении к себе, своим ученикам и в целом окружающему миру, является его высшей ценностью. Высокая степень ее проявления указывает на то, что педагог понимает и осознает себя и, соответственно, готов понимать и принимать других людей [1, с. 16].

Подобная позиция находит отражение в исследовании А.В. Касимцевой.

Она также изучает условия и факторы формирования моральной ответственности у представителей педагогической профессии. Особенность ее подхода находит отражение в педалировании положения об обобщенном нравственном опыте будущего учителя, основу которого образует его ценностно-ориен-тационная деятельность. При этом на становление и развитие такого обобщенного нравственного опыта заметно влияет интеграция психолого-педагогических знаний и этических представлений будущих учителей [6].

Интересную позицию относительно толкования моральной ответственности показывает А.О. Слепцова, которая рассматривает данное качество в плане самоосуществления таланливой личности. Она полагает, что моральная ответственность представителей сферы науки и творчества заметна выше, поскольку творческий и талантливый человек может быть приравнен к «личности, наделенной социальными полномочиями, имеющей и осознающей свою власть» [12, с. 274]. По сути, речь идет о том, чем выше или шире мера полномочий человека, тем выше требования к уровню его моральной ответственности. Низкий уровень ее сформированности, по определению, может принести серьезный вред или ущерб для общества. Однако положение о мере полномочий человека как субъекта, обладающего моральной ответственностью, является весьма условным. Социальные работники как представители помогающих профессий также обладают достаточно большим набором полномочий и возможностями влиять на других людей, их жизнь, здоровье и судьбы. Наиболее ярко это обнаруживается в ситуациях, при которых те же социальные работники вступают во взаимодействие с людьми, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, переживающим серьезные кризисы, испытывающим глубокие потрясения. В таких ситуациях наилучший результат дает сочетание профессиональных уме-

ний и моральных качеств социальных работников.

Итак, воспитание у будущих бакалавров социальной работы такого качества, как моральная ответственность, является важной стороной совершенствования их профессиональной подготовки в вузе. При этом в понимании моральной ответственности особое внимание мы уделяем осознанию и принятию будущими бакалаврами социальной работы моральных норм и правил. Устойчивость данного личностного образования обеспечивается профессиональной надежностью, а также преданностью своей профессии. Заметным условием, влияющим на формирование моральной ответственности, является убежденность в своих профессиональных знаниях и уверенное их применение в практике социальной работы. Отличительной особенностью сформированной моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы является их способность вникать в проблемы других людей, показывать причастность к их судьбам.

Уточнение содержания понятия «моральная ответственность будущих бакалавров социальной работы» является необходимым основанием для поиска и определения педагогических инструментов ее воспитания и / или формирования. Кроме того, определяющее влияние на данное решение также оказали исследования А.В. Грунина [5], С.В. Молчанова [8], В.И. Новосельцева [9] и ряда других авторов, в которых обсуждаются различные педагогические условия и ресурсы для более успешного осуществления данного процесса.

В нашем исследовании ставка делается на несколько таких педагогических инструментов, одним из которых является метод моральных дилемм. Под моральной дилеммой в данной статье понимается некоторая ситуация, имеющая непосредственное отношение к внутреннему миру человека и представляющая существенные трудности при выборе альтернативных способов ее решения.

0

1 _0

го

о

I

го

о £

8 £ о го

о ю го

I я

О О

ф ш

5 °

Е ^

о я

II го го с;

с! ГО

Е го

= ю

13 £

8 I;

ц I

¡2 ю

ф >,

£ "

т о

I ф

ф Р

э Ез - £

° р а о

го со о Ч го

*

го

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Она побуждает к осуществлению анализа ее сложных контекстов с точки зрения существующих моральных норм и отношений. В научной литературе получил обоснование тот факт, что применение в воспитательной работе моральных дилемм стимулирует познавательную активность студентов, актуализует аффективные факторы. Также установлено, что лежащая в основе моральных дилемм внешняя ситуация заметно влияет на мыслительную деятельность студентов. Она также способствует возбуждению у них интеллектуальных эмоций [13]. Анализируя такие ситуации, студенты получают ценный опыт решения нравственных задач, расширяют практику принятия решений, оттачивают умения выдвигать, обосновывать и отстаивать собственную точку зрения. Совершенно очевидно, что в процессе такой работы существенно расширяются представления о гражданских правах, обязанностях, нравственных и общечеловеческих ценностях.

Методически обоснованное применение метода моральных дилемм в педагогической деятельности с будущими бакалаврами социальной работы предусматривает решение различных нравственно-этических задач, среди которых могут быть как выдуманные, так и реальные условия. Практика подтверждает, что решение реальных нравственно-этических задач является более действенным с точки зрения развития нравственных чувств, критического мышления и быстроты принятия решений. Кроме того, рекомендуется применение моральных дилемм, в основе которых разворачиваются действия в сфере человеческих отношений. Отметим, что это наиболее полно отвечает специфике профессиональной деятельности социальных работников, которые вступают во взаимодействие с людьми, зачастую переживающими сложные жизненные ситуации. В этом отношении в качестве хорошей содержательной основы могут выступать материалы художественных

фильмов, в которых обыгрываются ситуации сложного морального выбора героев. Такой выбор может быть не только наиболее сложным на протяжении всего жизненного пути героя, но и от которого возможно придется испытывать чувство вины на протяжении долгого времени.

Итак, применение метода моральных дилемм позволяет привнести в педагогическую деятельность с будущими бакалаврами социальной работы так называемый «эффект участия». Принимая решение по поводу той или иной нравственной ситуации, будущие бакалавры социальной работы переживают ощущения, близкие к тем, которые испытывают непосредственные участники подобных событий. Такая практика, при которой будущие бакалавры социальной работы мысленно перемещают себя на место участников ситуаций нравственного выбора, оказывает значительное влияние на формирование у них моральной ответственности.

В качестве второго педагогического инструмента, способствующего повышению качества педагогической работы по воспитанию моральной ответственности, нами рассматривается практика волонтерской деятельности. Многочисленные исследования показывают, что волонтерская деятельность является интересной и привлекательной для большей части студенческой молодежи. В ней открываются широкие возможности для в мероприятиях и событиях не только местного, но регионального и всероссийского уровня. Кроме того, в рамках волонтерской деятельности предоставляются условия для совершенствования самых разных умений и способов деятельности. Отмечается доступность и демократичность волонтерской деятельности. Здесь совершенно необязательно быть лидером в академической, спортивной или художественно-эстетической деятельности. Важное значение для участия в волонтерских практиках имеет желание и инициатива молодых людей по оказанию помощи простым гражданам.

Имеются исследования, в которых обосновано позитивное влияние волонтерской деятельности на формирование и развитие профессионально важных качеств студентов. О возможности развития социальной активности студентов в рамках волонтерской деятельности говорит Ю.Н. Рюмина. Причем, как и в нашем случае, в ее исследовании речь идет о вовлечении в волонтерскую деятельность будущих специалистов социальной сферы. Интересно, что формирование у студентов первоначальных умений волонтерской деятельности осуществляется посредство освоения дисциплины по выбору «Основы добровольческой деятельности» [10]. В подобном же ключе выполнено исследование Е.В. Гревцевой. Она также показала, что волонтерские практики оказывают позитивное воздействие на совершенствование социальной активности будущих социальных работников. Волонтерство обладает большими возможностями для решения жизненных и социальных проблем клиентов социальной работы. Помимо этого, волонтерская деятельность, по мнению Е.В. Гревцевой, является хорошей основой для развития у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности в сфере социального обеспечения населения [4]. Р.В. Козубовский подчеркивает важность включения будущих социальных работников в волонтерство, так как формируемая при этом установка на заботу о людях и предоставления им помощи становится неотъемлемой составляющей их трудовой деятельности. По его мнению, приобщение к такой деятельности людей в молодом возрасте формирует у них желание и потребность ее осуществления на протяжении всей жизни [7].

Результаты приведенных выше исследований указывают на то, что волонтерские практики следует интерпретировать как социально-ориентированный вид деятельности, который логично вписывается в содержание и структуру профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы. В такой

деятельности у студентов формируются профессиональные ценности и мотивы деятельности социального работника. Активно погружаясь в профессиональную среду, они вырабатывают у себя такие качества, как критическое мышление, коммуникацию, умения командной работы, дисциплины. Особое место в такой системы качеств занимает моральная ответственность, поскольку в рамках волонтерских практик будущим специалистам социальной работы приходится решать реально существующие нравственно-этические задачи.

Таким образом, у будущих бакалавров социальной работы в обязательном порядке должна быть сформирована моральная ответственность. Специалисты данной сферы имеют широкие социальные полномочия, располагают заметными ресурсами для влияния на жизнь и судьбы клиентов. Наиболее явно необходимость в применении социальными работниками моральной ответственности обнаруживается в случаях, когда они вступают во взаимодействие с гражданами, испытывающими серьезные социальные потрясения или переживающими жизненные кризисы. В качестве педагогических инструментов, оказывающих существенное влияние на воспитание моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы, в статье называются метод моральных дилемм и волонтерские практики. Библиографический список:

1. Алексин А.Ю. Моральная ответственность как педагогическая категория // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве. -Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2017. - С. 12-17.

2. Алексин А.Ю. Философский, психологический и педагогический уровни анализа понятия «моральная ответственность» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 1 (22). С. 11-15.

3. Андреев С.И., Прокудин Ю.А. Моральная ответственность и право-

0

1 _0

го

о

I

го

о £

8 £ о го

о ю го

I я

О О

ф ш

5 °

Е ^

О Я

II го го с;

с! ГО

Е го

= ю

13 £

8 I

р а

¡2 ю

ф >,

£ "

т о

I ф

ф Р

э Ез

- £

<2 Р

С о

сознание // Актуальные вопросы формирования высокой профессиональной и социальной ответственности в деятельности органов и учреждений Минюста России. - СПб., 2014. - С. 64-68.

4. Гревцева Е.В. Волонтерская деятельность как фактор развития социальной активности студентов - будущих социальных работников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. С. 307-307.

5. Грунин А.В. Формирование моральной ответственности курсантов в воспитывающей среде вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2011. - 25 с.

6. Касимцева, А.В. Содержание и методы формирования моральной ответственности будущего учителя: дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2007. - 210 с.

7. Козубовский Р.В. Волонтерство как важная составляющая профессиональной подготовки будущих социальных работников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 7-2. С. 157-160.

8. Молчанов С.В. Психологические условия формирования моральной ответственности в подростковом воз-

расте // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - Уфа: Аэтерна, 2017. - С. 39-43.

9. Новосельцев В.И. Формирование у школьников моральной ответственности в межличностных отношениях: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 483 с.

10. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. - 2013. - № S2. С. 46-52.

11. Селезнева Е.В. Особенность ответственного поведения у студентов // Акмеология. - 2017. - № 1. С. 18-22

12. Слепцова А.О. Моральная ответственность в научном и художественном творчестве // Социально-экономические явления и процессы. -2012. - №10. С. 273-277.

13. Холод Н.И. Моральные дилеммы как средство нравственного воспитания студентов при обучении иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 3. С. 68-71.

Поступила 17.05.2021

го ш о ч го

* ГО

X

Об авторе:

Хаджимурадова Таиса Хусаиновна, старший преподаватель, кафедра теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный университет (г. Грозный, Россия), pedagogy _kafedra@mail. ru

Для цитирования: Хаджимурадова Т.Х. Повышение эффективности педагогической работы по воспитанию моральной ответственности у будущих бакалавров социальной работы // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2. С. 40-47. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-40-47

References:

1. Aleksin A.Yu. Moral responsibility as a pedagogical category. Education in the modern cultural and educational space. - Samara: Samara State Social and Pedagogical University, 2017. - P. 12-17. [in Russian]

2. Aleksin A.Yu. Philosophical, psychological and pedagogical levels of analysis of the concept of «moral responsibility» // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, - 2018. - No. 1 (22). P. 11-15. [in Russian]

3. Andreev S.I., Prokudin Y.A. Moral responsibility and legal consciousness // Topical issues of formation of high professional and social responsibility in the activities of bodies and institutions of the Russian Ministry of Justice. - St. Petersburg, 2014. - P. 6468. [in Russian]

4. Grevtseva E.V. Volunteer activities as a factor in the development of social activity of students - future social workers // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. -No. 6. P. 307-307. [in Russian]

5. Grunin A.V. Formation of moral responsibility of cadets in the upbringing environment of higher education institution. Dis. ... kand.ped.nauk. - Kostroma, 2011. - 25 p. [in Russian]

6. Kasimtseva A.V. Content and methods of forming the moral responsibility of the future teacher. Dis. ... kand.ped.nauk. - Samara, 2007. - 210 p. [in Russian]

7. Kozubovsky R.V. Volunteering as an important component of professional training of future social workers // Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. -2013. - No. 7-2. P. 157-160. [in Russian]

8. Molchanov S.V. Psychological conditions for the formation of moral responsibility in adolescence // Innovative projects and programs in psychology, pedagogy and education. - Ufa: Aeterna, 2017. - P. 39-43. [in Russian]

9. Novoseltsev V. I. Formation of moral responsibility in interpersonal relations among schoolchildren. Dis. ... kand.ped.nauk. - Moscow, 2007. - 483 p. [in Russian]

10. Ryumina Y.N. The formation of social activity of university students in the process of volunteering // Kontsept. - 2013. - No. S2. P. 46-52. [in Russian]

11. Selezneva E.V. Peculiarities of responsible behavior in students // Akmeologiya. - 2017. -No. 1. P. 18-22. [in Russian]

12. Sleptsova A.O. Moral responsibility in scientific and artistic creativity // Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. - 2012. - No. 10. P. 273-277. [in Russian]

13. Kholod N.I. Moral dilemmas as a means of moral education of students in teaching i a foreign language // Yaroslavskii Pedagogicheskii Vestnik. - 2016. - No. 3. P. 68-71. g. [in Russian] s

о

About the author: h

Khadzhimuradova Taisa Husainovna, senior lecturer, Department of Theory § and Technology of Social Work, Chechnya State University (Grozny, Russia), pedagogy_kafedra@mail.ru

о ш ю о го

н О

О I

Ю -О

го с;

For citation: Khadzhimuradova T.Kh. Improving the effectiveness of pedagogical work to increase moral responsibility in future bachelors of social work // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 2. P. 40-47. | §

1 i? о " <D m

DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-40-47 e £

ro c;

d ro

^ -S

i= ro

s ю

H X

о s

S z

¡H I

¡2 ю

<D >,

t" m о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x О)

<u m

1 о л

m о IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.