Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Юсуп Муслимович

Исходя из анализа содержания и специфики профессиональной деятельности специалистов в области социального обеспечения населения, обоснована необходимость формирования у будущих бакалавров педагогической культуры. Обращение к текстам профессиональных стандартов для специалистов указанной области подтверждает данный вывод. Педагогическая культура представлена в статье в виде профессионально важного личностного качества, обеспечивающего ее носителю дополнительные конкурентные преимущества. Выделены существенные признаки педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы: согласованность с моральными ценностями, качественное решение профессиональных задач, направленность на творческое изменение окружающей социальной среды, стремление пропагандировать гуманные отношения, выработка новых культурных практик. В плане модернизации сложившихся подходов к формированию педагогической культуры выдвигается положение о целесообразности вовлечения будущих бакалавров социальной работы в социально-проектную деятельность. Обоснованы ее возможности для активизации данного процесса: направленность на развитие социальных умений будущих бакалавров социальной работы; повышение эффективности их взаимодействия в условиях командной работы; совершенствование их ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств; развитие критического мышления; расширение знаний в сфере использования психолого-педагогических инструментов для самореализации и самовыражения. В части усиления возможностей социально-проектной деятельности для формирования педагогической культуры предложены принципы: моральной оценки, поливариативности, поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF SOCIAL PROJECT ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE AMONG FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

Based on the analysis of the content and specificity of professional activity of specialists in the field of social welfare, the need to form the future bachelors of pedagogical culture is justified. Reference to the texts of professional standards for specialists in this field confirms this conclusion. Pedagogical culture is presented in the article as a professionally important personal quality, providing its bearer with additional competitive advantages. The essential features of pedagogical culture of future bachelors of social work: consistency with moral values, high-quality solution of professional tasks, focuses on creative change of the social environment; desire to promote humane relationships, development of new cultural practices. The modernization of existing approaches to the formation of pedagogical culture is put forward the expediency of involving future bachelors of social work in socio-project activities. Its possibilities for the activation of this process are substantiated: focus on the development of social skills of future bachelors of social work; increasing the effectiveness of their interaction in teamwork; improvement of their value orientations, moral and ethical qualities; development of critical thinking; expansion of knowledge in the field of use of psychological and pedagogical tools for self-realization and self-expression. Concerning the enhancement of opportunities for socio-project activities to form a pedagogical culture, the following principles were proposed: moral evaluation, multivariate, support.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Возможности социально-проектной деятельности для формирования у будущих бакалавров социальной работы педагогической культуры

Ибрагимов Юсуп Муслимович,

ассистент кафедры теории и технологии социальной работы, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

Исходя из анализа содержания и специфики профессиональной деятельности специалистов в области социального обеспечения населения, обоснована необходимость формирования у будущих бакалавров педагогической культуры. Обращение к текстам профессиональных стандартов для специалистов указанной области подтверждает данный вывод. Педагогическая культура представлена в статье в виде профессионально важного личностного качества, обеспечивающего ее носителю дополнительные конкурентные преимущества. Выделены существенные признаки педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы: согласованность с моральными ценностями, качественное решение профессиональных задач, направленность на творческое изменение окружающей социальной среды, стремление пропагандировать гуманные отношения, выработка новых культурных практик. В плане модернизации сложившихся подходов к формированию педагогической культуры выдвигается положение о целесообразности вовлечения будущих бакалавров социальной работы в социально-проектную деятельность. Обоснованы ее возможности для активизации данного процесса: направленность на развитие социальных умений будущих бакалавров социальной работы; повышение эффективности их взаимодействия в условиях командной работы; совершенствование их ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств; развитие критического мышления; расширение знаний в сфере использования психолого-педагогических инструментов для самореализации и самовыражения. В части усиления возможностей социально-проектной деятельности для формирования педагогической культуры предложены принципы: моральной оценки, поливариативности, поддержки.

Ключевые слова: социальная работа, педагогическая культура, будущие бакалавры социальной работы, социально-проектная деятельность, принципы.

Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания населения справедливо отнесена к одной из наиболее сложных и осуществляющихся в непростых условиях. Заметное влияние на ее характер и специфику оказывают усиливающаяся экономическая напряженность, сложная эпидемиологическая обстановка, а также усугубление социальных проблем. Социальная работа предполагает взаимодействие с различными категориями граждан, многие из которых испытывают личностные проблемы. Корни таких проблемы, как несложно предположить, кроются в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах и завтрашнем дне, уязвимости. Последнее обстоятельство сегодня обнаруживается особенно явно и относится, прежде всего, к незащищенным и чувствительным слоям населения. Совершенно очевидно, что такая практика повышает требования к деятельности будущих бакалавров социальной работы, ориентирует их на качественное освоение профессиональных знаний и умений, в числе которых ключевое место занимают способности устанавливать продуктивную коммуникацию с различными категориями граждан как получателей социальных услуг. Можно констатировать в этой связи существование большого количества требований к личностным и профессиональным качествам будущих бакалавров социальной работы. Предполагается, в частности, не только уверенное применение фактических знаний и умений, но также наличие моральных принципов и целого ряда устойчивых ценностных ориентаций.

Укажем также на то, что многообразие видов и направлений деятельности в сфере социального обслуживания населения требует от будущих бакалавров социальной работы профессионального владения знаниями из многих научных областей. В этой системе знаний особое место занимает педагогический аспект, который выходит далеко за рамки собственно образовательной практики. Характер социальной работы предусматривает, как мы уже заметили, взаимодействие с разными категориями населения: сложными контингентами несовершеннолетних, родителями детей, которые переживают сложные жизненные ситуации, пожилыми людьми и т.д. Во всех этих случаях требуются профессиональные педагогические знания, применение которых не должны сводится к нравоучениям и назиданиям, а может носить поддерживающий и рекомендательный характер. По сути, речь идет о необходимости формирования у будущих бакалавров социальной работы педагогической культуры.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В соответствии с этим целью текущей статьи является определение ресурсных возможностей для активизации процесса формирования педагогической культуры у будущих бакалавров социальной работы. В частности, предполагается такого рода ресурсные возможности связывать с социально-проектной деятельностью.

При определении педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы мы учитывали сложившиеся научные представления о педагогической культуре как части культуры общества и личности, а также специфику профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания населения.

Прежде всего, отметим, что к термину «педагогическая культура» достаточно часто обращаются исследователи и, соответственно, имеется большое количестве его толкований и интерпретаций. Например, М.Г. Кождаспирова определяет педагогическую культуру в качестве атрибутивной характеристики педагогической деятельности [К-1]. Проявляется это в высоком уровне ее осуществления носителями педагогической культуры. В качестве важных признаков также называются реализация возможностей и педагогических способностей, направленность на практическое воплощение сущностных сил педагога как субъекта педагогической деятельности и педагогической культуры.

Существование многообразия трактовок педагогической культуры подчеркивают М.С. Ляшенко и О.А. Минеева, объясняя данную ситуацию наличием широких возможностей в части методологической интерпретации анализируемого понятия. Предлагая собственные трактовки, многие автора обращаются не только к культурологическому подходу, но также руководствуются положениями и требованиями аксиологического и личностно-ориентированного подхода [7]. Что касается их собственного взгляда на проблему определения педагогической культуры, то они апеллируют к творческому аспекту профессиональной деятельности. По их мнению, педагогическая культура находит воплощение в духовных и материальных проявлениях культуры, определяется контекстным влияниям сложившихся социальных отношений. По сути, педагогическая культура не ограничивается рамками культуры профессиональной деятельности, она также находит отражение в культуре отношений между ее субъектами.

Ведущие признаки педагогической культуры Н.Н. Алова устанавливается на примере профессиональной деятельности преподавателя вуза. Она, в частности, делает акцент на личностных качествах преподавателя, которые являются высокоразвитыми и успешно применяются для решения различного рода педагогических задач [1]. 5 О.Е. Костенко подчеркивает роль образователь-5 ных и социально-культурных аспектов в педагоги-^ ческой культуре, которые взаимодействуют и на° ходятся в органическом единстве. Педагогическая ав культура, по мнению автора, является атрибу-

том образовательной деятельности, нацеленной на культурные смыслы и ценности [6].

Полагаем важным в этой связи отметить, что вряд ли следует связывать педагогическую культуры с самоцелью в процессе профессионального становления человека. Важно в ней видеть возможность культурного становления и обогащения. Причем речь может идти как о культурном обогащении общества, так и его субъектов, прежде всего, тех, с которыми носитель педагогической культуры вступает во взаимодействии. В плане подтверждения данного вывода можно обратиться к исследованию Е.Н. Золотухиной и А.А. Червовой, которые в педагогической культуре видят отражение опыта предыдущих поколений. Педагогическая культура, по их мнению, находит отражение в сознании человека и активно задействуется в развитии духовной жизни общества [4].

Интересный подход в толковании анализируемого понятия можно увидеть в работе С.В. Шмачилиной-Цибенко, которая подчеркивает конгруэнтность педагогической культуры общей культуре человека и направленность на решения задач и проблем самого широкого спектра и уровня трудности [12]. По сути, он говорит о согласованности данных феноменов, что предусматривает, как нетрудно предположить, согласованность ценностей человека как субъекта культуры, с одной стороны, и носителя педагогической культуры, с другой стороны. В результате чего ценности, которые носитель педагогической культуры передает окружающим его людям (например, обучающимися), не будут входить в противоречие с ценностями, которые он разделяет как субъект культуры.

На этом основании можно сделать предварительный вывод и зафиксировать те существенные признаки, которые определяют специфику и своеобразие педагогической культуры. В частности, есть основания подчеркнуть, что педагогическая культура:

- выступает в качестве неотъемлемой составной части общей культуры человека, аккумулирует в себе ценный исторический опыт;

- находится в согласованном единстве с системной нравственных ценностей и личностных качеств человека;

- нацелена на совершенствование общей культуры и духовного опыта общественности (в частности, лиц, с которыми носитель педагогической культуры вступает во взаимодействие). Следует понимать, что в данном случае термин «педагогическая культура» рассматривается в широком смысле и не сводится к профессиональной характеристике представителей педагогических профессий. Хотя следует признать, что в научной литературе педагогическая культура, как правило, иллюстрируется с точки зрения осуществления педагогических функций в системе взаимодействия «педагог - обучающийся». В текущей работе предлагается расширительное толкование указанного термина, что расширяет

спектр и возможности его применения, в том числе в системе социальной работы.

Сложившиеся научные представление о педагогической культуре является необходимым основанием для уточнения содержания основного понятия статьи. Результативное решение данной задачи обеспечивает определение существенных особенностей профессиональной деятельности специалистов в области социального обслуживания населения. В этом плане полезным является обращение к текстам федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки, а также профессиональным стандартам. Также отметим, что в настоящее время содержание профессиональной деятельности социальных работников регламентируются трудовыми действиями, выделенными в трех профессиональных стандартах: собственно, для специалистов по социальной работе; для специалистов, которые по роду профессиональной деятельности осуществляют взаимодействие с семьей; специалистов, которые осуществляют профессиональную деятельность в системе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Анализ содержание трудовых функций указанных групп специалистов подтверждает достаточно широкий спектр профессиональных задач, которые предстоит в дальнейшем решать будущим бакалаврам социальной работы. Значительное место здесь отводится трудовым действиям, связанным осуществлением мер социальной поддержки самых разных категорий граждан, включая детей, инвалидов и пожилых людей. Много внимания уделяется необходимости осуществления трудовых действий, которые напрямую касаются социальной поддержки граждан, которые в силу жизненных обстоятельств оказались в сложной ситуации. Прежде всего, здесь предполагаются такие адресные категории лиц, как дети-сироты, опекуна, люди, совершившие правонарушения. Соответственно, предполагается весьма внушительный комплекс знаний и умений, которые находят свое выражение в правовой, медицинской, психолого-педагогической и социологической областях.

По сути своей, специалисты, осуществляющие профессиональную деятельности в сфере социального обслуживания населения, должны обладать целостной системой профессионально важных качеств, в числе которых выраженная субъектная позиция, профессиональная устойчивость и уверенность в себе и своих умениях, профессиональная идентичность. В числе профессиональных компетенций на переднем крае находятся умения и способности в правой, этнокультурной, коммуникативной и социально-проектной деятельности. Особое место в этой системе занимают педагогические компетенции. Последние находят свое воплощение в способностях будущих бакалавров социальной работы выстраивать коммуникативное взаимодействие с различными социальными категориями людей: сиротами, инвалидами, лицами, которые переживают непростые жизненные об-

стоятельства, граждане, нарушившие закон. Кроме того, педагогические компетенции выражаются также в способности вступает взаимодействие с различными возрастными категориями населения: несовершеннолетние, молодежь, пожилые люди. Заметим, что данные особенности единстве определяют существенными признаки профессиональной деятельности будущих бакалавров социальной работы.

В соответствии с выделенными основаниями педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы определена нами в виде профессионально важного личностного качества, состоящего в тесной согласованности с моральными ценностями ее носителя и помогающего ему на высоком уровне решать профессиональные задачи. Успешное решение такого рода задач находится в прямой зависимости от того, насколько успешно и продуктивно устанавливаются профессиональные отношения с получателями социальной помощи и поддержки, насколько полно учитываются известные результативные практики социальной работы. Можно зафиксировать, что выраженная педагогическая культура находит воплощение в способности принимать другого человека, в частности, как потенциального клиента в социальной работе. Важно выделить в педагогической культуре такую сторону, как направленность на творческое изменение, преобразование окружающей социальной среды, стремление пропагандировать гуманные отношения, способствовать выработке новых культурных практик на основе анализа и применения известных образцов.

В плане решения поставленной в статье задачи нам потребовалось изучить существующие практики формирования педагогической культуры и затем обосновать возможность применения для этого ресурсов социально-проектной деятельности. В этом плане полезными для нас оказались разработки Г.И. Золотовой [3], О.В. Симен-Северская [10], которые выполнены в близкой для нас предметной плоскости.

Г.И. Золотова анализирует условия и факторы, которые могут быть полезными в части формирования педагогической культуры у исследуемой категории будущих специалистов. В качестве соответствующих движущих сил она называет такие позиции, как соответствие применяемых в процессе профессиональной подготовки студентов методов и форм обучения реальной практике социальной работы; активизация данного процесса посредством создания благоприятного эмоционального фона; активное использование ресурсов практической деятельности и общения; стимулирование саморазвития и творческой самореализации [3]. При этом автор исходит из положения о том, что выделенные факторы будут иметь действенный характер при условии высокого профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, заинтересованного в формировании у студентов педагогической культуры.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

О.В. Симен-Северская анализирует вопросы эффективного формирования у будущих специалистов социального профиля педагогической компетентности. В качестве исследуемых факторов она, например, называет непременное включение в разрабатываемую модель профессиональной подготовки данной категории специалистов задач, напрямую связанных с формирование педагогических знаний и умений. Она обосновывает важность обеспечения непрерывности педагогической подготовки будущих специалистов по социальной работе, преемственности содержания изучаемых последними педагогических дисциплин. Особое внимание О.В. Симен-Северская уделяет важности и целесообразности практического овладения будущими специалистами социальной работы умениями и способами осуществления педагогической деятельности [10].

Принимая во внимание предложенные инструменты, подчеркивая их важность и практическую ценность, мы все-таки хотели бы сосредоточиться на конкретных инструментах, которые являются наиболее влиятельными с точки зрения формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. В числе таких инструментов в первую очередь мы бы обратились к ресурсам социально-проектной деятельности. Ниже приведем ряд доводов, которые подтверждают обоснованность нашей позиции.

Социально-проектная деятельность является разновидностью проектной деятельности, но при этом обладает ряд специфических характеристик. Социально-проектная деятельность осуществляется в области социального проектирования и, как отмечает О.Н. Малова, сосредоточена на решение различного рода проблем социального характера и при этом имеет временные ограничения [8]. Совершенно очевидно, что, как и любая проектная деятельность, в технологическом плане обращается к таким общим методам, как анализ, моделирование и планирование. Важным признаком социально-проектной деятельности О.Н. Малова называет направленность на позитивное решение проблемы. Эта отличительная черта социально-проектной деятельности важна с позиции формирования у будущих бакалавров социальной работы направленности на позитивный результат.

В отличие от О.Н. Малова, О.В. Шилина не считает временные границы обязательным атрибутивным требованием социального проектирования. Такие проекты, полагает, она могут осуществляться с без каки-либо строгих временных границ. Важно лишь учитывать имеющиеся в распоряжении ресурсы, но непременно предусматривать многовариантность решений. В качестве ожидаемого результата социального проектирования О.В. Шилина называет обновление конкрет-5 ных социальных институтов [11]. Заметим, что о предложенный подход очень хорошо вписывает-^ ся в логику и содержание профессиональной де-° ятельности социальных работников. Например, ав если в качестве социального института рассма-

тривать семью, то вряд ли социальное проектирование в сфере взаимодействия с семьей должно жестко регламентироваться временными рамками. В этом случае важнее обратить внимание на имеющиеся ресурсы и их рациональное распределение при осуществлении соответствующего социального проекта.

Л.С. Пастухова называет два ключевых результата социально-проектной деятельности, один из которых связан с получением выполнением конкретной социально значимой задачи и, соответственно, получением социально ценного продукта, а второй - совершенствованием социокультурных умений у субъектов соответствующей деятельности [9].

Некоторые публикации представляют интерес с точки зрения определения и обоснования состава субъектов социально-проектной деятельности. В этом плане заслуживает внимание статья, авторами которой являются И.В. Вагнер, И.С. Алатор-цева и Т.С. Борисова [2]. В числе таких субъектов называются собственно участник социального проектирования, команда его единомышленников и тьютор. Команду единомышленников образует группа молодых людей, которые принимают непосредственное участие на всех этапах социального проектирования. Функции тьютора заключаются в профессиональном сопровождении выполнения социального проекта. В качестве тьютора может выступать наставник данных молодых людей, например, их преподаватель. Кроме того, авторы специально подчеркивают важность обращения внимание на социокультурную среду, которую они также рассматривают в качестве составляющей социального проектирования. Здесь подразумевается наличие источников решения проблемы, а также субъекта, который может обеспечить ее объективную оценку.

Если учесть специфику предстоящей профессиональной деятельности будущих социальных работников, то в числе ключевых особенностей осуществляемой ими социально-проектной деятельности можно назвать следующие позиции: направленность на подготовку будущих бакалавров социальной работы к взаимодействию с уязвимыми с социальной точки зрения категориями населения; вовлечение в социальное проектирование обычных граждан, в том числе как на этапе разработки, так и реализации социальных проектов; ориентация на достижение социального значимого продукта как результата социального проектирования; обладание ценностными началами; характеризуется заметно выраженной педагогической направленностью.

В соответствии с этим социально-проектная деятельность может быть истолкована как социально значимая активность будущих бакалавров социальной работы, связанная с разработкой и последующей реализацией проектов, целевая установка которых предусматривает положительные изменения в существующей проблемной ситуации. Как правило, такого рода социальные про-

екты увязываются с различными аспектами оказания социальной помощи или поддержки нуждающимся и наиболее уязвимым слоям населения. Социально-проектная деятельность имеет явно выраженную педагогическую направленность и с высокой мерой очевидности предполагает совершенствования нравственных ценностей ее субъектов, в частности, самих студентов, их преподавателей, партнеров по реализации проекта, а также самих получателей социальной помощи, которые также могут выполнять определенные проектировочные роли. Будучи разновидностью проектной деятельность, социально-проектная деятельность также включает все атрибутивные характеристику первой, в частности, целевые установки, используемые ресурсы или средства, условия и ожидаемый результат.

Исходя из этого, мы можем заключить, что социально-проектная деятельность обладает значительными возможностями для формирования у будущих бакалавров социальной работы педагогической культуры. Этот вывод поддерживают следующие положениями, которые подчеркивают направленность социально-проектной деятельности на развитие социальных умений будущих бакалавров социальной работы, повышение эффективности их взаимодействия в условиях командной работы, совершенствование их ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств, развитие критического мышления. Включаясь в социально-проектную деятельность, будущие бакалавры социальной работы развивают свой личностный потенциал, расширяют свои знания в сфере использования психолого-педагогических инструментов для самореализации и самовыражения, что, в частности, обеспечивает своеобразие осуществляемого подхода к разработке и реализации социальных проектов.

В плане более продуктивного применения возможностей социально-проектной деятельности для формирования педагогической культуры мы предлагаем руководствоваться рядом соответствующих принципов. Например, речь может идти об использовании принципа моральной оценки, суть которого заключается в необходимости следования высоким нравственным нормам, которые предъявляются к профессиональной деятельности социальных работников. В процессуальном плане заданный принцип требует демонстрации социальной ответственности при осуществлении проектов, что обусловливается высокой серьезностью и социальной важностью решаемых задач. Кроме того, будущим бакалавров социальной работы принципиально важно руководствоваться нравственными основаниями при осуществлении анализа проблемных ситуаций и быть нацеленным на стимулирования ответственного и этического поведения граждан, получающих социальную поддержку.

В качестве еще одного важного правила осуществления социально-проектной деятельности мы бы назвали принцип поливариативности, ко-

торый предоставляет возможность будущим бакалаврам социальной работы выбора темы социального проектирования из предложенного многообразия. Такой выбор основана на их желании удовлетворить свои социально значимые потребности и тем самым повысить качество проектировочной работы. У данного принципы имеется и второе значение, заключается в возможности проектирования многообразия сценариев выхода из кризисной жизненной ситуации, в которой могут пребывать получатели социальной поддержки. Также поливариативность предусматривает необходимость учета многообразия факторов при определении стратегии решения проблемы и привлечения соответствующих ресурсов. По сути, данный принцип поддерживает дивергентный подход в социально-проектировочной деятельности.

Имеются основания предложить еще один принцип - поддержки. Данный принцип обладает действующим началом для сплочения членов проектной группы, развития у них умений сотрудничества, стимулирования совместной творческой деятельности. Вовлекаясь во взаимодействие, организованное в соответствии с данными принципом, будущие бакалавры социальной работы смогут выстроить партнерские отношения не только друг с другом, но и самими клиентами, что особенно важно в случае решения сложных и кризисных проблем. Партнерские отношения позволяют вза-имодополнять деятельность субъектов проектирования, усиливать слабые места, компенсировать недостающие ресурсы и условия. Особенно ценен данный принцип в условиях его применения для коллективного социального проектирования.

Таким образом, педагогическая культура представлена нами в качестве профессионально важного качества будущих бакалавров социальной работы, обеспечивающего им дополнительные конкурентные преимущества при осуществления профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания населения. Подчеркивая сложный, многоаспектный и не всегда однозначный характер такой деятельности, ставится цель по определению действенных ресурсов для формирования педагогической культуры у указанной категории будущих специалистов. В качестве такого средства предложено использовать социально-проектную деятельность. Обоснованы ее возможности для активизации процесса формирования педагогической культуры у будущих бакалавров социальной работы. В части повышения эффективности такой деятельности предложены принципы моральной оценки, поливариативности и поддержки.

Литература

1. Алова, Н.Н. Педагогическая культура: функциональный анализ / Н.Н. Алова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. -№ 1-2 (77). - С. 9-13.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см

СП

2. Вагнер, И.В. Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 4. Реализация социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности / И.В. Вагнер, И.С. Алаторцева, Т.С. Борисова // Уникальные исследования XXI века. - 2015. -№ 7 (7). - С. 363-386.

3. Золотова, Г.И. Факторы и условия, оказывающие влияние на формирование профессионально педагогической культуры социального работника в высшей школе / Г.И. Золотова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 13. -С.102-105.

4. Золотухина, Е.Н. Сущность и основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы / Е.Н. Золотухина, А.А. Чер-вова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2009. - Т. 15. - № 4. -С.56-58.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - Москва: Гардарики, 2007. - 528 с.

6. Костенко, О.Е. Понятие педагогической культуры / О.Е. Костенко // Вестник Омского университета. - 2000. - № . 3. - С. 117-120.

7. Ляшенко, М.С. Методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях / М.С. Ляшенко, О.А. Минеева // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). - С. 10-17.

8. Малова, О.Н. Основные аспекты выявления и формулирования проблемы при разработке социального и педагогического проекта / О.Н. Малова // Информационные технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров (ИТАП-2020). - 2020. - С. 309-315.

9. Пастухова, Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство развития гражданских качеств молодежи / Л.С. Пастухова // Вестник Марийского государственного университета. - 2019. - Вып. 13. - № 2 (34). - С. 289-294/

10. Симен-Северская, О.В Проблемы формирования педагогической компетентности специалистов по социальной работе / О.В. Симен-Северская // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. -Ставрополь: СКСИ, 2001. - С. 266-268.

11. Шилина, О.В. Социально-проектная деятельность клубного объединения как средство творческой самореализации молодого педагога / О.В. Шилина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2 (2). - С. 41-43.

12. Шмачилина-Цибенко С.В. Интегративная сущность педагогической культуры куратора студенческой группы / С.В. Шмачилина-Цибенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021. - Т. 26. - № 2 (85). - С. 203-210.

POSSIBILITIES OF SOCIAL PROJECT ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF PEDAGOGICAL CULTURE AMONG FUTURE BACHELORS OF SOCIAL WORK

Ibragimov Yu.M.

Chechen State University

Based on the analysis of the content and specificity of professional activity of specialists in the field of social welfare, the need to form the future bachelors of pedagogical culture is justified. Reference to the texts of professional standards for specialists in this field confirms this conclusion. Pedagogical culture is presented in the article as a professionally important personal quality, providing its bearer with additional competitive advantages. The essential features of pedagogical culture of future bachelors of social work: consistency with moral values, high-quality solution of professional tasks, focuses on creative change of the social environment; desire to promote humane relationships, development of new cultural practices. The modernization of existing approaches to the formation of pedagogical culture is put forward the expediency of involving future bachelors of social work in socio-project activities. Its possibilities for the activation of this process are substantiated: focus on the development of social skills of future bachelors of social work; increasing the effectiveness of their interaction in teamwork; improvement of their value orientations, moral and ethical qualities; development of critical thinking; expansion of knowledge in the field of use of psychological and pedagogical tools for self-realization and self-expression. Concerning the enhancement of opportunities for socio-project activities to form a pedagogical culture, the following principles were proposed: moral evaluation, multivariate, support.

Keywords: social work, pedagogical culture, future bachelors of social work, social project activities, principles.

References

1. Alova N.N. Pedagogical culture: functional analysis. Bulletin of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2013, No. 1-2 (77), pp. 9-13.

2. Wagner I.V., Alatortseva I.S., Borisova T.S. Models of realization of social potential of youth in the social development of urban and rural society. Part 4. Realization of young people's social potential in socio-project activities. Unique Studies of the XXI Century, 2015, No. 7 (7), pp. 363-386.

3. Zolotova G.I. Factors and Conditions Influencing the Formation of Professional Pedagogical Culture of a Social Worker in Higher School. Scientific Notes of the Russian State Social University, 2009, No. 13, pp. 102-105.

4. Zolotukhina E.N., Chervova A.A. Essence and main components of pedagogical culture of higher school teacher. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2009, Vol. 15, No. 4, pp. 56-58.

5. Kodjaspirova G.M. Pedagogy: textbook. Moscow: Gardariki, 2007, 528 p.

6. Kostenko O.E. The concept of pedagogical culture. Bulletin of Omsk University, 2000, No. 3, pp. 117-120.

7. Lyashenko M.S., Mineeva O.A. Methodological approaches to the understanding of pedagogical culture in pedagogical research. Perspectives of Science and Education, 2018, No. 5 (35), pp. 10-17.

8. Malova O. N.N. The main aspects of identifying and formulating a problem in the development of a social and pedagogical project. Information technologies. Automation. Actualization and solving the problems of training highly qualified personnel. 2020, pp. 309-315.

9. Pastukhova L.S. Social-project activity as an open educational space for the development of civil qualities of young people. Bulletin of Mari State University, 2019, Vol. 13, No. 2 (34), pp. 289294.

10. Simen-Severskaya O.V. Problems of forming the pedagogical competence of specialists in social work. Modern Humanitarian Knowledge on the Problems of Social Development, Stavropol: SCSI, 2001, pp. 266-268.

11. Shilina O.V. Social-project activity of the club association as a means of creative self-realization of a young teacher. Yaroslavl Pedagogical Newsletter, 2013, No. 2 (2), pp. 41-43.

12. Shmachilina-Tsibenko S.V. Integrative essence of pedagogical culture of the curator of the student group. Psychopedagogy in Law Enforcement Agencies, 2021, Vol. 26, No. 2 (85), pp. 203-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.