Научная статья на тему 'Управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы'

Управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ / BACHELOR OF SOCIAL WORK / PROFESSIONAL ADAPTATION / FACTORS OF PROFESSIONAL ADAPTATION / DIFFICULTIES IN PROFESSIONAL ADAPTATION / MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна

В статье рассматриваются вопросы адаптации и управления профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы. Им приходится решать задачи оказания социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей от специалиста не только сформированных профессиональных компетенций, но и высоких моральных и профессиональных качеств, а также оперативность и умение ориентироваться в сложных обстоятельствах деятельности. Профессиональная адаптация социальных работников определяется высокими требованиями как к профессиональной подготовке, так и к личностным качествам будущего работника. Негативно влияют на процесс адаптации низкий уровень зарплаты в большинстве регионов страны и недостаточное внимание руководства социальных организаций к молодым кадрам, в связи с чем наблюдается отток молодых кадров из организаций социальной защиты населения. Приходится мотивировать бакалавров социальной работы на сложную и невысокооплачиваемую профессиональную деятельность еще в вузе, в процессе профессиональной подготовки разрабатывать различные программы адаптации будущих социальных работников. В статье приводятся результаты исследований проблем адаптации молодых работников социальной сферы: учителей и бакалавров социальной работы. Выделены трудности адаптации молодых специалистов в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения. Рассмотрены некоторые подходы по созданию комплекса социально-педагогических мероприятий по управлению процессом адаптации в условиях гуманитарно-педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF BACHELORS OF SOCIAL WORK

The article discusses the issues of adaptation and management of professional adaptation of bachelors of social work. They have to solve the problems of providing social assistance to people who find themselves in a difficult life situation, requiring the specialist not only formed professional competencies, but also high moral and professional qualities, as well as efficiency and ability to navigate in difficult circumstances. The professional adaptation of social workers is determined by high requirements both to professional training and to the personal qualities of the future employee. The low salary level in most regions of the country and the insufficient attention of the leadership of social organizations to young cadres negatively affect the adaptation process, and therefore, an outflow of young cadres from social protection organizations is observed. It is necessary to motivate bachelors of social work for complex and low-paid professional activities at the university, in the process of professional training to develop various adaptation programs for future social workers. The article presents the results of studies on the problems of adaptation of young social workers: teachers and bachelors of social work. Difficulties of adaptation of young specialists in institutions of social protection and social services were highlighted. Some approaches to creating a set of socio-pedagogical measures to manage the adaptation process in a humanitarian pedagogical university are considered.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы»

Chernikova Elena Gennadyevna MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

UDC 378.1

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0401.0002

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

© 2020

AuthorID: 726370

SPIN: 6609-0387

ORCID: 0000-0002-8858-9790

ScopusID: 57200854187

Черникова Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69; e-mail: Helen1268@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы адаптации и управления профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы. Им приходится решать задачи оказания социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей от специалиста не только сформированных профессиональных компетенций, но и высоких моральных и профессиональных качеств, а также оперативность и умение ориентироваться в сложных обстоятельствах деятельности. Профессиональная адаптация социальных работников определяется высокими требованиями как к профессиональной подготовке, так и к личностным качествам будущего работника. Негативно влияют на процесс адаптации низкий уровень зарплаты в большинстве регионов страны и недостаточное внимание руководства социальных организаций к молодым кадрам, в связи с чем наблюдается отток молодых кадров из организаций социальной защиты населения. Приходится мотивировать бакалавров социальной работы на сложную и невысокооплачиваемую профессиональную деятельность еще в вузе, в процессе профессиональной подготовки разрабатывать различные программы адаптации будущих социальных работников. В статье приводятся результаты исследований проблем адаптации молодых работников социальной сферы: учителей и бакалавров социальной работы. Выделены трудности адаптации молодых специалистов в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения. Рассмотрены некоторые подходы по созданию комплекса социально-педагогических мероприятий по управлению процессом адаптации в условиях гуманитарно-педагогического вуза.

Ключевые слова: бакалавр социальной работы, профессиональная адаптация, факторы профессиональной адаптации, трудности профессиональной адаптации, управление профессиональной адаптацией.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF BACHELORS OF SOCIAL WORK

© 2020

Chernikova Elena Gennadyevna, candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of social work of pedagogy and psychology South Ural state University of Humanities and education (454080, Russia, Chelyabinsk, 69 Lenina Ave.; e-mail: Helen1268@mail.ru)

Abstract. The article discusses the issues of adaptation and management of professional adaptation of bachelors of social work. They have to solve the problems of providing social assistance to people who find themselves in a difficult life situation, requiring the specialist not only formed professional competencies, but also high moral and professional qualities, as well as efficiency and ability to navigate in difficult circumstances. The professional adaptation of social workers is determined by high requirements both to professional training and to the personal qualities of the future employee. The low salary level in most regions of the country and the insufficient attention of the leadership of social organizations to young cadres negatively affect the adaptation process, and therefore, an outflow of young cadres from social protection organizations is observed. It is necessary to motivate bachelors of social work for complex and low-paid professional activities at the university, in the process of professional training to develop various adaptation programs for future social workers. The article presents the results of studies on the problems of adaptation of young social workers: teachers and bachelors of social work. Difficulties of adaptation of young specialists in institutions of social protection and social services were highlighted. Some approaches to creating a set of socio-pedagogical measures to manage the adaptation process in a humanitarian pedagogical university are considered.

Keywords: bachelor of social work, professional adaptation, factors of professional adaptation, difficulties in professional adaptation, management of professional adaptation.

Среди современных профессий, связанных с общением с людьми, деятельность бакалавра социальной работы является, без сомнения, самой сложной. Ему приходится решать задачи оказания социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей от специалиста не только сформированных профессиональных компетенций, но и высоких моральных и профессиональных качеств, а также оперативность и умение ориентироваться в сложных обстоятельствах деятельности. Все это приобретается в процессе профессионального становления. Е.А. Фролова рассматривает профессиональное становление бакалавров социальной работы как: «интегральную характеристику личности специалиста, осознающего свою роль в системе социальной защиты населения, владеющего основами профессиональной деятельности и обладающего способностью и готовностью реализовать себя в работе с различными категориями клиентов в соответствии с профессионально-этическими нормами [1]. В то же время следует добавить, что эта интегральная характеристика будущего

работника формируется и развивается на протяжении всего периода профессиональной подготовки.

На практике часто оказывается, что готовность к реализации столь сложных задач социальной работы оказывается недостаточной, затрудняя процесс профессиональной адаптации. Высокие требования к подготовке и сложность самой деятельности в свою очередь порождают много факторов, затрудняющих процесс профессиональной адаптации бакалавров социальной работы. В этой связи наблюдается снижение численности молодых работников в организациях социальной сферы, как в образовании [2], так и в системе социальной защиты населения [3]. Кроме высоких требований к профессионализму бакалавров социальной работы большой вклад в процесс ухода из социальной сферы вносит низкий уровень оплаты труда, весьма отличающийся в разных регионах. Так средняя зарплата специалиста по социальной работе в России за 7 месяцев 2019 года (январь-август) составила 23932 рубля (что гораздо ниже средней по экономике). Наиболее высокооплачиваемой профессия «специалист

педагогически науки

Черникова Елена Геннадьевна УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

по социальной работе» в России в настоящее время является в Ханты-Мансийском автономном округе. Здесь уровень средней заработной платы составляет 29451 рублей. Следом идут Мурманская область и Хабаровский край. В Свердловской области (сосед Челябинской области) - 22000 рублей, а в Челябинской области в июне 2019 года составила 14725 рублей, т.е. практически на треть меньше. Именно поэтому Челябинская область находится на 3 месте по числу предоставляемых вакансий (после Московской и Ленинградской), которые не торопится занимать молодежь, уходя в другие сферы профессиональной деятельности [4].

В связи с вышесказанным вопросы адаптации и управления профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы приобретают особую актуальность.

Среди социономических профессий вопросы адаптации традиционно изучаются относительно профессии учителя [2, 5, 6-8]. По проблемам управления профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы исследований очень немного, и они как правило, изучают факторы и трудности адаптационного периода [1, 3, 9, 10]. Прежде чем рассматривать вопросы управления, рассмотрим содержание понятия «профессиональная адаптация» применительно к бакалаврам социальной работы.

Под профессиональной адаптацией большинство исследователей понимают процесс вхождения в профессию, сопряженный с усвоением ее основ, целей и ценностей. Это вхождение в профессиональную среду и профессиональное сообщество. Как результат успешной адаптации - это удовлетворенность профессией, связанная с возможностью самореализации и профессионального развития [3, 6, 8].

Изучая проблемы адаптации молодых специалистов, исследователи, как правило, выявляют затруднения, испытываемые ими на этом пути. Так, в исследовании С.В. Росляковой: «половина молодых бакалавров (50%), отмечают как трудности в выполнении функциональных обязанностей, так и плохие условия труда на рабочем месте. Кроме того, 40% отметили плохое знание нормативно-правовых основ социальной работы, недостаточный уровень теоретических знаний (35%), отсутствие профессиональных умений (25%)» [3]. Аналогичные результаты показывают в своей статье Т.Г. Пташко и Е.Г. Черникова, где 30% начинающих педагогов на рабочем месте осваивают трудовые функции. Среди главных трудностей называют отсутствие умений работы с документами (26%) и неумение планировать рабочее время [2]. Все это в полной мере можно отнести и к бакалаврам социальной работы. В беседе с молодым специалистом, проработавшим три недели в учреждении (после чего последовало увольнение) было сказано, что: «работаю с 8.00 до 20.00 и все равно ничего не успеваю).

Что же помогает адаптироваться молодому специалисту? Прежде всего - развитые профессиональные качества, такие как терпимость, выдержка, доброта. Также стремление молодых работников к повышению профессиональной компетентности и самообразованию [3, 11]. Если говорить о специально организованной деятельности по адаптации молодых работников, в числе мероприятий выпускники отмечают наставничество на рабочем месте (50%), психологические тренинги (35%), консультации (15%) [3, 6]. Однако целенаправленной систематической работы по управлению профессиональной адаптацией в учреждениях, как правило, не проводится. Мы полагаем, что здесь руководителям учреждений социального обслуживания следует обратиться к опыту образовательных организаций общего образования, где по-прежнему действуют Школы и Клубы молодых учителей, как на уровне организации, так и на муниципальном уровне, деятельность которых способствует более успешной адаптации и закреплению в профессии молодых кадров. Взаимодействие организаций социального обслуживания и образовательных организаций в данном

вопросе будет способствовать успешности профессиональной адаптации молодых бакалавров обеих сфер.

Вопросы управления процессом профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы и организации взаимодействия с учреждениями социальной защиты должны взять на себя вузы, организующие подготовку и профессиональное становление бакалавров социальной работы в соответствии с образовательным стандартом, и более других заинтересованные в трудоустройстве выпускников. С недавних пор этот показатель вошел в критерии оценивания эффективности деятельности вузов. Появились работы, предлагающие различные модели организации и управления этим процессом. Так Е.А. Фролова предлагает рассматривать управление профессиональной адаптацией как: «целый комплекс управленческих действий, направленных на стимулирование процесса формирования личности бакалавра социальной работы к осмысленной и ответственной профессиональной деятельности в социуме» [1]. По мнению автора: «этот комплекс включает изучение и осмысление социального заказа, управленческой информации, необходимой как для функционирования учебно-воспитательного процесса, так и мониторинга профессионального становления обучаемых. Важнейшим направлением в реализации задач управления выступает мониторинг по осуществлению систематического учета, контроля и педагогической коррекции динамики профессионального становления бакалавра социальной работы в вузе с учетом ФГОС ВПО» [1]. Автор подчеркивает, что в условиях социально-гуманитарного вуза управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы должно быть построено на основе приоритетных направлений государственной социальной политики в системе социальной защиты населения, а также с учетом: «факторов социокультурной среды вуза, с учетом курсов обучения, социально-педагогической активности студентов и развитости студенческого самоуправления» [1]. Важное значение авторы отводят условиям реализации управления адаптацией специалистов, которые включают: «развитые, компетентные управленческие структуры, согласованность между ними и субъектами образовательного процесса, это развитая социокультурная среда вуза, соответствующая потребностям будущих бакалавров социальной работы. Ну и наконец, наличие реальной базы практики, соответствующей профилю социальной работы; творческие связи выпускающих кафедр вуза с базами практик студентов; подготовленность профессорско-преподавательского состава вуза к реализации информации мониторинга профессионального роста студентов в интересах повышения эффективности их обучения студентов; мотивированность и активность студентов в овладении профессией социальный работник» [1]. Только при соблюдении всей совокупности перечисленных условий можно говорить об эффективности процесса управления профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы.

В частности, например, в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ЮУрГГПУ, г. Челябинск), начиная с 2012 года реализуется модель профессиональной социализации выпускников педагогического вуза (переименован в гуманитарно-педагогический). Процесс социализации проходит три этапа: профессиональная адаптация, профессиональная идентификация и профессиональная интеграция. Целью реализации проекта явилась разработка, апробирование и внедрение модели профессиональной социализации выпускников педагогического вуза [12]. Авторами проекта Л.А. Глазыриной и Л.Н. Павловой было определено три последовательных этапа профессиональная социализация:

1) профессиональная адаптация, результатом которой является знакомство с профессией, особенностями работы современного учителя, требованиями к ее результатам и самому педагогу и т. д.;

Научен вектор на Балканите. 2020. Т. 4. № 1(7)

11

Chernikova Elena Gennadyevna MANAGEMENT OF PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

2) профессиональная идентификация, в ходе которой формируется образ идеального учителя, происходит сопоставление личностных характеристик с этим идеалом, а также усвоение профессиональных норм и ценностей;

3) профессиональная интеграция, в процессе которой происходит включение молодого специалиста в профессиональную среду, активное взаимодействие с ее субъектами, полноценная реализация своих профессиональных функций [12]. В данной модели профессиональная адаптация рассматривается как самый первый и самый важный этап, на котором все заинтересованные стороны должны действовать сообща, тогда профессиональная адаптация будет проходить успешнее и молодые кадры будут закрепляться в организациях социальной сферы. Эта модель распространяется в том числе и на подготовку бакалавров социальной работы, осуществляемой вузом. Профессиональная подготовка по данному направлению и управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы проходит на протяжении всех лет обучения и реализации образовательной программы, включающей как общекультурные модули, так и специальные (профессиональные), направленные на подготовку нового типа личности будущего социального работника, способного понимать, как общие вопросы социальной политики государства, так и проблемы социально незащищенных групп и отдельных лиц, так и свою роль и место в системе социальной защиты и обслуживания населения [13]. На этом пути много сложностей. Не все студенты приходят в вузы и колледжи мотивированные на конкретную специальность. В процессе профессионального обучения необходимо продолжать заниматься самоопределением студентов в будущей профессии [14]. Изучать личностные качества и способности обучаемых, формировать адекватную самооценку [15] и развивать познавательный интерес, включая в образовательный процесс задания профессиональной направленности [16]. В конечном счете формируя имидж современного работника [17-21], способного успешно адаптироваться в профессиональной среде.

Таким образом, управление профессиональной адаптацией бакалавров социальной работы рассматривается как целый комплекс управленческих действий, направленных на: «стимулирование процесса формирования личности бакалавра социальной работы к осмысленной и ответственной профессиональной деятельности в социуме» [1]. Дальнейшие исследования необходимо проводить в направлении создания адекватных программ комплексной оценки состояния профессиональной адаптации бакалавров социальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фролова, Е.А. Социально-педагогическое управление профессиональным становлением бакалавров социальной работы в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Фролова Е. А. — М, 2011. 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/567 http://www.lib.ua-ru.net/ skachat-besplatno-dissertacii-avtoreferaty-knigi-stati.html.

2. Пташко, Т.Г., Черникова Е.Г., Руденко А.В. Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 114-122.

3. Рослякова, С.В., Тимергалина Л.Р. Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 880-883.

4. https://russia.trud.com/salary/692/79088.html (Труд. ком). Доступ свободный.

5. Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г., Соколова Н.А. Удовлетворенность жизнью и образовательным процессом как предикторы социально-психологической адаптации учителей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 6. С. 87-100. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1706.06 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30794030

6. Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: автореф. ... канд. соц. наук. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. — 23 с.

7. Черникова С.С., Черникова Е.Г. Теоретические аспекты определения сущности и содержания трудовой адаптации // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 4(8). С. 107113.

8. Черникова, Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник

Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4 (333). — С. 150-153.

9. Невельсон Е.Ю. Адаптация социальных работников к профессиональной деятельности: теоретические подходы к проблеме // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2007. № 8. С. 249-254.

10. Нехорошева, Е.В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

11. Рослякова, С.В., Черникова Е.Г. Профессионально значимые качества глазами молодых учителей (по материалам социологического исследования) //Вестник ЧГПУ. 2016. № 5. С. 107-112.

12. Глазырина Л.А., Павлова Л.Н. Индивидуальная работа с выпускниками ВУЗА по проблеме трудоустройства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 106-115.

13. Пташко, Т.Г., Черникова Е.Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648 Доступ свободный

14. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

15. Бекоева М.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-8.

16. Кондаурова И.К., Залова Л.С. Развитие познавательного интереса к математике у студентов колледжа // Балканско научно обозрение. 2019. Т.3. № 1 (3). С. 46-48.

17. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий В.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 422-424.

18. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37.

19. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.

20. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 19-23.

21. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 206-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.