Научная статья на тему 'Педагогические принципы подготовки вокалистов (на примере Бельканто)'

Педагогические принципы подготовки вокалистов (на примере Бельканто) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бельканто / вокальные принципы / исполнительское мастерство / личностно-ориентированный подход / belcanto / vocal principles / performance skills / personality-oriented approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомольный М.С.

В статье автор описывает постулаты итальянской певческой школы. Говорит о необходимости обучение вокалистов техники бельканто в контексте личностно-ориентированного подхода и описывает ключевые положения музыкально-образовательного процесса. Выводит педагогические принципы подготовки вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical principles of training vocalists (on the example of Belcanto)

In the article, the author describes the postulates of the Italian singing school. He speaks about the need to train vocalists in the bel canto technique in the context of a personality-oriented approach and describes these key provisions. Deduces the pedagogical principles of training vocalists.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы подготовки вокалистов (на примере Бельканто)»

DOI 10.244122226-0773-2021-10-3-268-273

Педагогические принципы подготовки вокалистов (на примере Бельканто)

М.С. Богомольный

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

ORCID 0000-0001-5905-5071

e-mail bogomolny.mixail@yandex.ru

Ключевые слова бельканто, вокальные принципы, исполнительское мастерство, личностно-ориентированный подход.

Key words belcanto, vocal principles, performance skills, personality-oriented approach.

Резюме В статье автор описывает постулаты итальянской певческой школы. Говорит о необходимости обучение вокалистов техники бельканто в контексте личностно-ориентированного подхода и описывает ключевые положения музыкально-образовательного процесса. Выводит педагогические принципы подготовки вокалистов.

Abstract In the article, the author describes the postulates of the Italian singing school. He speaks about the need to train vocalists in the bel canto technique in the context of a personality-oriented approach and describes these key provisions. Deduces the pedagogical principles of training vocalists.

[Bogomolny M.S. Pedagogical principles of training vocalists (on the example of Belcanto)]

Подготовка вокалистов - это сложный педагогический процесс, в котором много место отведено сотворчеству. Он занимает большую часть работы по формированию исполнительного мастерства певцов. Предусматривает наличие точной техники исполнения с опорой на психофизическое начало, бессознательного пения на базе мышечной памяти, желания самосовершенствоваться в русле бельканто, работоспособности, творческой самоотдачи, соблюдение заветов мастеров школы бельканто. В то же время педагог должен обладать высоким уровнем личностных, профессиональных, исполнительских и организаторских качеств; знаниями, умениями, навыками и компетенциями; богатым опытом исполнения и преподавания; умением увидеть и спрогнозировать индивидуальные программы развития вокалиста (Богомольный, 2021 209).

Нам представляется ценным описать постулаты итальянской певческой школы, которые представил Н.Д. Андгуладзе (советский и грузинский оперный певец (тенор))

1. Пение рефлекторно. Певец поёт в соответствии с выбранными певческими рефлексами, а не полагается на свои собственные убеждения и волю.

2. Пение осуществляется при помощи механизмов, а не голоса. Нужно не эксплуатировать природные ресурсы, а вырабатывать певческий механизм и способность им управлять. Для достижения высоких слоёв диапазона итальянская школы применяет «переключение регистров», а не механическое увеличение давления, усиление пресса.

3. Дыхание в пение обратимо. Дыхание превращается в певческий звук, музыкальный тон.

4. По-настоящему поёт тот, кто переносит голос в голову. Главный голосовой регистр - головной, но это не тождественно фальцету.

5. Горизонтальный и вертикальный звук. «Одним из способов овладения звуковой эмиссией является чёткая дифференциация горизонтальной и вертикальной проекции» (Андгуладзе, 2003 122).

6. Вначале резонанс, потом произношение. Правильное произношение возможно только при точном и твёрдом резонаторном образовании звука. Основные резонаторные зоны фронтальная образует горизонтальный звук, лабиальная - вертикальный звук (Андгуладзе, 2003 122-123).

Вокальное искусство располагает высоким педагогическим потенциалом, выстраиваемым на уровнях

- «опыт художественно-образного восприятия;

- свойства и качества личности;

- музыкально-эстетическое сознание (интересы, потребности, вкус, способности, ценностные ориентиры, мировоззрение);

- бессознательное (эмоции, чувства, интуиция, импровизация, настроение)» (Блок, 2016 232).

Попытки сформулировать вокальные принципы можно встретить в самой разнообразной научной литературе. Например, Л.В. Чернова выделила следующие принципы

1. Целостность в обучении - это единство слухового восприятия и техники воспроизведения голоса и речи.

2. Принцип адаптированности, т.е. переход от речи к пению, к хоровому и сольному звучанию, к функционированию голоса в разных видах деятельности.

3. Принцип эволюционности - следование разнообразию и изменчивости вокальной моде.

4. Принцип научности - соответствие содержания образования уровню развития вокальной педагогике.

5. Принцип «резонансного голосообразования» - звучание голоса расположено в верхней части головы (Чернова, 2015 6-7).

Г.П. Стулова отмечает, что в настоящее время в вокальной педагогике существует разнообразные методы обучения, но при это обязательное соблюдение главных принципов воспитания певцов

1. «Единство музыкально-художественного и вокально-технического развития.

2. Постепенность и последовательность в усложнении вокально-технических и музыкально-исполнительских задач.

3. Индивидуальный подход» (Стулова, 2017 100).

Значимой представляется система организационно-педагогических условий развития духовно-творческого потенциала, выделенная О.А. Блохом, которую мы может определить как систему формирования исполнительского мастерства «поэтапность учебно-воспитательного процесса (опора на первичные интересы обучающихся; создание «мотивационного поля», обладающего релаксационными, инкарнационными и апперцептивными свойствами, позволяющими расширять спектр их эстетических интересов; переход к формированию и реализации потребности в собственном духовно-творческом совершенствовании); содержательная и технологическая детерминантность взаимодействия общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; интеграция учебных и внеучебных форм педагогической подготовки» (Блох, 2004 7).

Важным, на наш взгляд, представляется использование в подготовке вокалистов личностно-ориентированного подхода, который состоит из следующих ключевых положений

1. «Развитие личности вокалиста как субъекта культуры, истории, собственного опыта.

2. Опора на личный опыт вокалиста, без потери ценности общественно-исторического опыта.

3. Свобода и творчество вокалиста в образовательном процессе выбор приоритетов, образовательных «маршрутов», стратегий развития.

4. Обучение вокалиста с опорой на перспективу его развития, а не только овладения им нормативной деятельности.

5. Оценка профессиональных способностей вокалиста главным образом к самому процессу достижения результата» (Богомольный, 2020 46).

Обучение бельканто, опираясь на вышеупомянутые ключевые положения личностно-ориентированного подхода должно базироваться на следующих педагогических принципах подготовки вокалистов

1. Единство обучения и воспитание в образовании. Стимулирование учебно-познавательной деятельности на основе овладения вокалистам новых знаний, учений, навыков, компетенций и формирование его личностных качеств.

2. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности. Сохранение и совершенствование вокальной-исполнительской культуры, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

3. Единство формы и содержания. Единство целостности и эстетической ценности вокального произведения.

4. Единство теории и практики. Совокупность занятий в классе с педагогом и публичные выступления.

5. Единство социального и личностного опыта. Опора на личный опыт вокалиста, без потери ценности общественно-исторического опыта.

6. Единство технического и художественно-творческого развития. Сочетание выразительного вокального представления на основе исполнительской техники.

7. Единство сценического и вокального перевоплощения. Чистая вокальная игра при музыкальной драматургии с опорой на самостоятельную творческую интерпретацию произведения.

8. Единство чувственного и логико-смыслового начала. Совмещение чувств и разума вокалиста в образовательном процессе и в случае исполнительской деятельности.

9. Единство души и тела. Адекватность внутреннего переживания с физическим воплощением при проживании исполняемого образа.

10. Единство естественного и наработанного опыта. Свободное и естественнее исполнение музыкального произведения, построенное на практических наработках.

Сегодня многие исследователи проблематики музыкально-исполнительского искусства обращают внимание на необходимость единства чувственного и интеллектуального начала. В современном аналитическом спектре все чаще оказываются понятия «эмоциональный интеллект» и «умные эмоции». Так в частности О.А. Блок замечает «Эмоциональный интеллект» - понятие многослойное, полифоничное и детерминационное. Налицо, биполярность (эмоции + интеллект), взаимодействие первой и второй сигнальных систем головного мозга, которое порождает эту способность и аккумулирование активизационных сил, сосредотачивающих в себе определенный творческий потенциал» (Блок, 2020 267).

Вышеописанные педагогические принципы подготовки вокалистов являются основными ориентирами для обучения певцов технике бельканто. Данные педагогические принципы продиктованы профессиональной деятельностью и приводят к положительным результатам в формирование исполнительского мастерства вокалистов.

ЛИТЕРАТУРА

Андгуладзе Н. 2003. Homo cantor Очерки вокального искусства. М. Аграф. 240 с.

Блок О.А. 2016. Педагогический потенциал музыкального искусства Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 1 (69) 227-232.

Блок О.А. 2020. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов Гуманитарное пространство. Международный альманах. 9 (3) 265-272.

Блох О.А. 2004. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов дисс. … д-ра пед. наук 13.00.02. М. 625 с.

Богомольный М.С. 2020. Личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию вокалиста. - In Recent scientific investigation Proceedings of IX-X International Multidisciplinary Conference. Shawnee. P. 44-49.

Богомольный М.С. 2021. Технологические аспекты формирования исполнительского мастерства обучающихся вокалистов. - Мир науки, культуры, образования. 1 (86) 208-210.

Стулова Г.П. 2017. Педагогические принципы воспитания певцов в вокальной работе Марии Моисеевны Мирзоевой. - Наука и школа. 4 98-103.

Чернова Л.В. 2015. Вокально-речевая культура учителя музыки эксперимент, теория, практика монография. Екатеринбург ФГБОУ ВПО «Уральский гос. пед. ун-т». 195 с.

Получена Received 25.02.2021

Принята Accepted 10.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.