Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 273-278
К анализу понятия «исполнительское мастерство вокалистов»
М.С. Богомольный
Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7 State University of Culture
Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: исполнительское мастерство, исполнительская культура, вокалист, искусство пения, формирование, профессионализм, творчество. Key words: performing skills, performing culture, vocalist, singing art, formation, professionalism, creativity.
Резюме: В статье автор анализирует различные подходы к осмыслению понятий «исполнительское мастерство музыканта», «исполнительская культура музыканта». Параллельно приступает к изучению термина «исполнительское мастерство вокалиста». В спектр его исследования попадают различные научные школы.
Выявляется детерминационная ось, которая позволяет увидеть общность и различия соответствующих подходов. Обращается внимание на тот факт, что большое количество работ посвящено формированию исполнительского мастерства музыкантов-инструменталистов. У многих «доминантой» выступает качество профессиональной деятельности исполнителей. Отдельные исследователи во главу угла ставят качества и свойства личности исполнителя. Некоторые ученые-педагоги выделяют необходимые знания, умения, навыки и компетенции.
В заключение на основе проведенного анализа дается определение понятия «исполнительское мастерство вокалиста», излагается его структура. Делается вывод, что исполнительское мастерство вокалистов требует более пристального внимания ученых соответствующего профиля, конкретно-предметного изучения, выявления его спецификационной природы.
Abstract: In the article, the author analyzes various approaches to understanding the concepts of "performing skills of a musician", "performing culture of a musician". At the same time, he begins to study the term "vocal performance skills". Various scientific schools fall into the spectrum of his research.
The determination axis is revealed, which allows one to see the commonality and differences of the respective approaches. Attention is drawn to the fact that a large number of works are devoted to the formation of the performing skills of instrumental musicians. For many, the "dominant" feature is the quality of the performers' professional activities. Some researchers put the qualities and properties of the performer's personality at the forefront. Some academic educators highlight the necessary knowledge, skills, abilities and competencies.
In conclusion, on the basis of the analysis carried out, the definition of the concept of "vocalist's performance skills" is given, its structure is outlined. It is concluded that the vocalists' performance skills require more close attention of scientists of the
corresponding profile, specific subject study, and the identification of its specification nature.
[Bogomolny M.S. To the analysis of the concept of "performing skills of vocalists"]
В музыкальной деятельности вокалиста формирование исполнительского мастерства является первостепенной задачей. Профессиональный вокалист - это, прежде всего, специалист высокой исполнительской культуры, обладающий эстетикой вкуса и звука. Он глубоко знает природу музыкально-исполнительской деятельности и имеет свой неповторимый «исполнительский почерк». Исполнительское мастерство довольно широкое понятие, представляющее собой целостное явление в музыкальной сфере. Ему сложно дать общее определение. В некоторых работах оно обозначается как исполнительское мастерство, в других, как профессиональное мастерство, в-третьих, как профессиональная культура. В данной работе мы пользуемся понятием «исполнительское мастерство». Например, Ф.Х. Валеева пишет: «Исполнительское мастерство - многокомпонентная система, функционирующая целостно и гармонично, его важнейшим компонентом является выразительность исполнения, которая подразумевает осмысленное произнесение и интонирование музыкальной ткани сочинения» (Валеева, 2013).
У М.В. Анисимова мы находим более полное определение. Он под исполнительским мастерством понимает «постоянно совершенствуемую, высокую степень владения
специализированными технико-двигательными, интонационно-выразительными умениями и навыками игры, позволяющую музыканту эффективно управлять интерпретационными и эмоциональными процессами, быстро достигать максимально качественного художественно-звукового результата» (Анисимов, 2016). По его мнению, исполнительское мастерство музыканта реализуется в четырёх сферах (переформулируем на деятельность вокалиста): творческая индивидуальность; движение творческой личности - саморазвитие и самооценка; освоение, накопление и передача музыкальных традиций и творческого опыта; непрерывное самосовершенствование своего мастерства (Анисимов, 2015).
Е.В. Маргатова пишет про исполнительскую культуру
эстрадного певца как высшую форму его профессиональной деятельности и определяет её как интегративное свойство личности. Структурные компоненты: сценическое воплощение художественного образа (вокальная техника, хореография, актёрское мастерство); знание и анализ исполнения вокальной музыки и стилевых особенностей различных направлений; постоянное саморазвитие и самосовершенствование; художественный вкус; эмоциональное и рациональное развитие личности; свободное и естественное проживание исполняемого образа (Маргатова, 2012).
У Линьсян также рассматривает исполнительскую культуру, представляя её как совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений. Исполнительская культура студентов вокалистов в ее осмыслении включает: «традиции и новации в русле толкования замысла композитора, формы, содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывает творческий потенциал на уровне эстетического сознания обучающихся» (Линьсян, 200: 13).
Каждый исследователь по-своему трактует изложенные выше понятия. Авторы находят общие черты, различия, специфику изучаемых дефиниций, определяют их структуру и содержание. Например, Н.В. Серегин выделяет следующие слагаемых профессионального мастерства, которые условно делит на четыре основных блока:
- «музыкально-исполнительская направленность (престижность; любовь к музыке; потребность в сценическом самовыражении; потребность в музыкально-эстетическом воспитании людей: «эмоциональное воздействие на слушателей, связанное с регуляцией их эмоциональных состояний и формированием адекватных эмоциональных реакций, умения воспринимать музыкальные образы, музыкальности);
- знания (общие: общеобразовательные, общие психолого-педагогические и общекультурные; специальные: музыкально-исторические и музыкально-теоретические);
- умения (коммуникативные; гностические; двигательные);
- профессионально-важные качества музыканта (общемузыкальные качеств: сенсорно-перцептивные,
эмоциональные, мнемические, интеллектуальные и имажинитивные; непосредственно исполнительских качеств: психомоторные, артистизм, надёжность в концертном выступлении, аттенционные, коммуникативные и волевые; психолого-педагогических качеств: нейродинамические и морфофункциональные особенности музыканта» (Серегин, 2016: 150-151).
Н.Г. Панова обозначает следующие компоненты исполнительского мастерства: мотивационно-волевой (показывает направленность личности, её интересы, потребности, ценностные ориентации в профессии), операционально-технологический (весь спектр исполнительских знаний, умений и навыков), регулятивно-психологический (психологическая готовность к публичным выступлениям), индивидуально-творческий (самостоятельное творчество исполнителя) (Панова, 2008: 10).
Интересной представляется система организационно-педагогических условий развития духовно-творческого потенциала, выделенная О.А. Блоком, которую мы может определить как систему формирования исполнительского мастерства: «поэтапность учебно-воспитательного процесса (опора на первичные интересы обучающихся; создание «мотивационного поля», обладающего релаксационными, инкарнационными и апперцептивными свойствами, позволяющими расширять спектр их эстетических интересов; переход к формированию и реализации потребности в собственном духовно-творческом совершенствовании); содержательная и технологическая детерминантность взаимодействия общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; интеграция учебных и внеучебных форм педагогической подготовки» (Блох, 2004: 7).
Из выше сказанного можно сделать вывод, что большое количество работ посвящено формированию исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Ряд авторов обращает внимание на качество профессиональной деятельности исполнителей. Отдельные исследователи во главу угла ставят качества и свойства личности. Некоторые ученые-педагоги выделяют необходимые знания, умения и навыки, компетенции
и т.п. Понятие «вокальное исполнительское мастерство» требует более пристального внимания, конкретно-предметного изучения, выявления его спецификационной природы. Поэтому мы сформулировали определение исполнительского мастерства вокалиста - это совокупность качеств и свойств, определяющая уровень подготовки обучающегося, которая выступает как креативная субстанция, обуславливающая качество применения профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций в практике исполнительской деятельности. Структуру
исполнительского мастерства вокалиста можно представить, как совокупность семи компонентов:
1. Музыкально-эстетический: общая и исполнительская культура вокалист, эстетика звука и вкуса.
2. Индивидуальный: физиологические и психологические особенности вокалиста.
3. Технический: теория вопроса в области музыковедения и сопутствующих областей знаний (актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, педагогика, психология и медицина).
4. Психофизиологический: симбиоз вокальной техники и музыкальной драматургии.
5. Творческий: способность вокалиста к самостоятельной трактовке музыкального произведения.
6. Эмоционально-настраивающий: адаптация к сценическому волнению, перевоплощение и внутренний контроль.
7. Коммуникативно-активизирующий: самостоятельная работа над ошибками, сотрудничество с преподавателем.
Таким образом, на основе анализа научной литературы по теории и методики музыкального исполнительства, дано определение и выявлена структура понятия «исполнительское мастерство вокалиста». Произведена попытка сопоставить научные школы, позиции авторов, касающиеся вопроса осмысления изучаемого феномена. Проблема формирования исполнительского мастера вокалиста является в достаточной степени актуальной и может служить темой дальнейших перспективных исследований.
М.С. Богомольный / M.S. Bogomolny ЛИТЕРАТУРА
Анисимов М.В. 2015. Исполнительское мастерство как интегральное индивидуально-творческое качество музыканта-духовика. -Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 3 (2): 272-274.
Анисимов М.В. 2016. Исполнительское мастерство как проблема теории и практики искусства игры на духовых инструментах: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. Москва. -175 с.
Блох О.А. 2004. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. Москва. 625 с.
Валеева Ф.Х. 2013. Вопросы развития исполнительского мастерства музыканта инструменталиста на этапе высшего профессионального образования. - В сб.: Педагогическое мастерство: матерериалы III международной научной конференции (г. Москва, июнь 2013 г.). М.: Буки-Веди. С. 122-124.
Маргатова Е.В. 2012. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности. - Наука и школа. 5: 103106.
Панова Н.Г. 2008. Формирование исполнительского мастера музыканта в процессе обучения игре на гормони-хромке в училищах культуры и искусства: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук: 13.00.08, 13.00.02. Москва. 24 с.
Серегин В.Н. 2016. Формирование исполнительского мастерства музыканта. -Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 1 (45): 149-153.
Линьсян У. 2010. Развитие исполнительской культуры студентов вокалистов в вузе: автореферат диссертации . кандидата педагогических наук: 13.00.08. Москва. 24 с.
Получена /Received: 06.08.2020 Принята /Accepted: 07.09.2020