Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОКАЛИСТОВ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОКАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бельканто / исполнительское мастерство вокалиста / дыхание / артикуляция / дикция / голос / диафрагма / резонаторы / гортань / голосовые складки / музыкальная драматургия / психологическая усмтойчивость / личностно-ориентированный подход / bel canto / vocal performance / breathing / articulation / diction / voice / diaphragm / resonators / larynx / vocal folds / musical drama / psychological stability / personality-oriented approach

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М С. Богомольный

Статья посвящена искусству пения – бельканто. Автор приводит высказывания деятелей музыки относительно бельканто; отмечает: чтобы овладеть прекрасным пением, необходим каждодневный труд, огромное желание вокалиста и грамотный преподаватель, обладающий определёнными личностными и профессиональными качествами. Формирование исполнительского мастера обучающихся вокалистов должно проходить, опираясь на положения, принципы личностно ориентированного подхода. Автор условно поделил упражнения для формирования исполнительского мастерства обучающихся вокалистов на упражнения для дыхания, артикуляции, дикции, вокально-актёрские этюды на образах, упражнения на развитие высших психических функций, креативности и психологической устойчивости вокалиста. Также в статье приведены примеры данных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PERFORMING SKILLS OF TRAINED VOCALISTS

The article is dedicated to the art of singing – bel canto. The author cites statements about bel canto music figures. The work notes that to master beautiful singing requires daily work, a great desire of the vocalist and a competent teacher who has certain personal and professional qualities. The formation of the performing master of trained vocalists should take place based on the provisions and principles of a personality-oriented approach. The author conditionally divides exercises for the formation of performing skills of trained vocalists into exercises for breathing, articulation, diction, vocal and acting sketches on images, exercises for the development of higher mental functions, creativity and psychological stability of the vocalist. The article also provides examples of these exercises.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОКАЛИСТОВ»

художественная задача может быть решена только через систему движений, очевидным становится значимость их взаимодействия. Полное представление, осознание исполнительских действий-движений, соразмерное с художественно-выразительной целесообразностью, во многом определяет путь к исполнительскому мастерству Найти, обозначить, понять и освоить исполнительские действия-движения, сопряженные с оправданными слухо-двигательными представлениями, позволяющими продвинуться к идеальному варианту звучания, -важные слагаемые исполнительской культуры инструменталистов. Гармонизируя художественные и слухо-двигательные представления в сознании обучающихся музыкантов, исполнительский анализ «позволяет» им войти в реку совершенствования. И наоборот, полный отрыв двигательной работы от художественной, производимый, как принято считать, ради рационализации движений, ведет к постепенной деградации, разрушению необходимых связей, техницизму. Критерий рациональности важен не сам по себе, а определяется именно художественной целью.

О.Ф. Шульпяков справедливо высказывался: «Следует учитывать разра-боточную часть исполнительского процесса: проблемы создания интонационно-выразительных и технических вариантов интерпретации произведения (или отдельных его фрагментов). Чрезвычайно затруднительно сказать, что в этом процессе оказывается наиболее важным: хороший слух, богатое воображение или гибкая, чуткая, податливая моторика. А может быть, музыкальная память во всех ее проявлениях (слуховая, двигательная, эмоциональная, логическая и т.д.). На наш взгляд, все психические функции (если, конечно, они не прибывают в депрессивном состоянии) принимают участие в поисковом процессе нахождения наиболее оптимального решения творческой задачи» [13, с. 36].

Следует добавить, что осуществление исполнительского анализа музыкального произведения в пространстве <Ж» (на уровне нотного текста, «подтекста», «надтекста» и «контекста») может в значительной степени оптимизировать музыкально-образовательный процесс в классах инструменталистов. В научной литературе сегодня активно обсуждается эффективность применения педагогической парадигмы разработанной автором статьи [14; 15]. Вопросы, связанные с формированием оркестрового сознания, технической и художе-

Библиографический список

ственно-творческой свободы обучающихся, получают в настоящее время новый ответ в рамках использования ранее обозначенной педагогической парадигмы Имея в своем арсенале оркестровое мышление с богатыми артикуляци-онно-штриховыми, мелодико-гармоническими, фактурно-тембральными, жан-рово-стилистическими представлениями, исполнители-инструменталисты будут способны произвести не только полноценный исполнительский анализ сочинения, но и найти и успешно реализовать художественные намерения с помощью хорошо управляемых, целесообразных, рациональных, выразительных действий-движений. В этом направлении предстоит еще многое сделать, провести серьезную исследовательскую работу.

На основе изложенного выше следует заключить:

1. Освоение основ исполнительского анализа в классах инструменталистов представляет актуальную задачу современной системы музыкального образования.

2. Умение встать на позиции автора сочинения, способность понять его природу во всех тонкостях специфики и при этом найти адекватный вариант собственного прочтения - важные компетенции обучающегося исполнителя.

3. Расширение практики художественного обобщения позволяет инструменталисту не только динамично развивать свой технико-тактический, художественно-творческий потенциал, но и детализировано и вместе с тем целостно подойти к осуществлению исполнительского анализа музыкального произведения.

4. Гармоничность получаемого опыта чувственного и мысленного восприятия приближает исполнителей-музыкантов не только к необходимому знанию, но и к сбалансированному применению объективного и субъективного, традиционного и новационного в своих интерпретациях.

5. Процесс совершенствования исполнительского анализа в классах инструменталистов предполагает поиск и применение иновационных педагогических подходов. Применение современной педагогической парадигмы (освоение музыкального пространства сочинений на уровне нотного текста, «подтекста», «надтекста» и «контекста») может в значительной степени оптимизировать музыкально-образовательную деятельность обучающихся, позволить им встать на новую ступень осмысления мирового музыкального наследия.

1. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Инструментальное исполнительство». Тамбов: ТГМПИ имени CE. Рахманинова, 2015.

2. Гольденвейзер Ab. О музыкальном искусстве: сборник статей. Москва: ГЦМ МК имени М.И. Глинки, 1975.

3. Холопова В.Н. Музыкальное содержание:учебник для детских музыкальных школ. Москва: ФГБНУ «ИХOиК РAO», 2018.

4. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки: учебник для исполнительских факультетов консерваторий. Москва: ГМПИ имени Гнесиных, 1978.

5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Собрание сочинений: в 8 т. Москва: «Лексика», 1996; Т. 8.

6. Cайгушкина OA К исследованию природы исполнительского анализа музыкального произведения. Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. Киев: Музычна Украйина, 1988: 79 - 85.

7. Никифорова O.K Исследования психологии художественного творчества. Москва: Музыка, 1972.

8. Михайлов М.К. К проблеме стилевого анализа. Современные вопросы музыкознания. Москва: ^ветс^й композитор, 1976: 67 - 81.

9. Гоптарев В.Н. Технологии в музыкальном образовании: специфика, структура, классификации. Казань: КГК, 2009.

10. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Cанкт-Петербург: Питер, 2017.

11. Руцкая Л.Е. Проблемы музыкальной педагогики и психологии. Из опыта Московской консерватории: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2018.

12. Нейгауз Г.Г Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. Москва: МГК имени П.И. Чайковского, 1983.

13. Шульпяков O^. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Cанкт-Петербург: Композитор, 2005.

14. Блок O.A. К вопросу об освоении музыкального произведения в пространстве «4D». Музыковедение. 2019; Выпуск 6: 42 - 47.

15. Блок O.A. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; Выпуск 5: 193 - 195.

References

1. Bazikov A.S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennoj Rossii: osnovnye protivorechiya i puti ih preodoleniya: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Instrumental'noe ispolnitel'stvo». Tambov: TGMPI imeni S.V. Rahmaninova, 2015.

2. Gol'denvejzer A.B. O muzykal'nom iskusstve: sbornik statej. Moskva: GCM MK imeni M.I. Glinki, 1975.

3. Holopova V.N. Muzykal'noe soderzhanie:uchebnikdlya detskih muzykal'nyh shkol. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO», 2018.

4. Rozenshil'd K.K. Istoriya zarubezhnoj muzyki: uchebnik dlya ispolnitel'skih fakul'tetov konservatorij. Moskva: GMPI imeni Gnesinyh, 1978.

5. Tolstoj L.N. Chto takoe iskusstvo? Sobranie sochinenij: v 8 t. Moskva: «Leksika», 1996; T. 8.

6. Sajgushkina O.P. K issledovaniyu prirody ispolnitel'skogo analiza muzykal'nogo proizvedeniya. Muzykal'noeproizvedenie: suschnost', aspekty analiza. Kiev: Muzychna Ukrajina, 1988: 79 - 85.

7. Nikiforova O.I. Issledovaniya psihologiihudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Muzyka, 1972.

8. Mihajlov M.K. K probleme stilevogo analiza. Sovremennye voprosy muzykoznaniya. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1976: 67 - 81.

9. Goptarev V.N. Tehnologii v muzykal'nom obrazovanii: specifika, struktura, klassifikacii. Kazan': KGK, 2009.

10. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

11. Sluckaya L.E. Problemy muzyka'l'noj pedagogiki i psihologii. Iz opyta Moskovskoj konservatorii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Yurajt, 2018.

12. Nejgauz G.G. Razmyshleniya, vospominaniya, dnevniki. Izbrannye stat'i. Pis'ma kroditelyam. Moskva: MGK imeni P.I. Chajkovskogo, 1983.

13. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

14. Blok O.A. K voprosu ob osvoenii muzykal'nogo proizvedeniya v prostranstve «4D». Muzykovedenie. 2019; Vypusk 6: 42 - 47.

15. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; Vypusk 5: 193 - 195.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 372.878

Bogomolny M.S., postgraduate, Department of Music Education Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ECHNOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF PERFORMING SKILLS OF TRAINED VOCALISTS. The article is dedicated to the art of singing - bel canto. The author cites statements about bel canto music figures. The work notes that to master beautiful singing requires daily work, a great desire of the vocalist and a competent teacher who has certain personal and professional qualities. The formation of the performing master of trained vocalists should take place based on the

provisions and principles of a personality-oriented approach. The author conditionally divides exercises for the formation of performing skills of trained vocalists into exercises for breathing, articulation, diction, vocal and acting sketches on images, exercises for the development of higher mental functions, creativity and psychological stability of the vocalist. The article also provides examples of these exercises.

Key words: bel canto, vocal performance, breathing, articulation, diction, voice, diaphragm, resonators, larynx, vocal folds, musical drama, psychological stability, personality-oriented approach.

М.С. Богомольный, соискатель, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», г. Москва, Е-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОКАЛИСТОВ

Статья посвящена искусству пения - бельканто. Автор приводит высказывания деятелей музыки относительно бельканто; отмечает: чтобы овладеть прекрасным пением, необходим каждодневный труд, огромное желание вокалиста и грамотный преподаватель, обладающий определёнными личностными и профессиональными качествами. Формирование исполнительского мастера обучающихся вокалистов должно проходить, опираясь на положения, принципы личностно ориентированного подхода. Автор условно поделил упражнения для формирования исполнительского мастерства обучающихся вокалистов на упражнения для дыхания, артикуляции, дикции, вокально-актёрские этюды на образах, упражнения на развитие высших психических функций, креативности и психологической устойчивости вокалиста. Также в статье приведены примеры данных упражнений.

Ключевые слова: бельканто, исполнительское мастерство вокалиста, дыхание, артикуляция, дикция, голос, диафрагма, резонаторы, гортань, голосовые складки, музыкальная драматургия, психологическая устойчивость, личностно-ориентированный подход.

Бельканто - это искусство пения, искусство дыхания. «Искусство пения есть искусство дыхания - древнейшая истина в вокальном искусстве», - говорит оперный певец Н. Андгуладзе [1, с. 102]. «Основа бельканто в соединении дыхания с голосом», - приводит слова итальянской оперной певицы Тоти Даль Монте в своей книги Л.Б. Дмитриев [2, с. 20 - 27]. Русский композитор Б.В. Асафьев пишет, что «именно в Италии возникло наиболее острое и доселе невиданное ощущение жизненной силы, ибо именно там проявляется наиболее ярко музыкальность и художественная чувственность народа. Именно так возник наиболее прогрессивный вокальный стиль бельканто, естественное, основанное на одном лишь дыхании пение. Родилась новая музыкальная практика, душой которой была мелодия, стремительно покорившая весь мир. Можно сказать, что до этого музыка была ритмической интонацией, высказыванием, произношением, сейчас же она «запела», и дыхание стало её основным фундаментом» [3]. «В бельканто происходит самоутверждение личности человека с её принципиальным и непоколебимым мировоззрением», - отмечает русский философ А.Ф. Лосев [4, с. 25]. По мнению оперного певца и педагога В.П Панфилова, значительным приобретением гуманизма Нового времени является бельканто [5, с. 7]. Прекрасное искусство для слушателя, но огромный труд для исполнителя, который сравним с работой профессионального спортсмена. Оттачивание своего исполнительского мастерства у вокалиста происходит на протяжении всей его профессиональной жизни. Бельканто - трудная техника исполнения на начальных этапах обучения. Но его красота заставляет истинного вокалиста перманентно совершенствовать своё исполнительское мастерство.

Ф.И. Шаляпин говорил: «Надо овладеть искусством владения голосом ... Молодые годы уходят - должны уйти - на изучение техники, на базе которой строится искусство пения» [6]. Е.О. Андрейко пишет про оперного певца М.Д. Михайлова и приводит его слова: «Пение - это создаваемый голосом целый драматический спектакль без использования сценографических эффектов [7, с. 4 - 5]. В.П. Морозов в своих исследованиях определил, что огромное значение в пении имеет триада «дыхание - гортань - резонаторы». При этом голосовой аппарат решает одновременно две задачи: работает как речевой аппарат и как музыкальный инструмент, создавая надлежащий тембр любого гласного звука на нужной высоте. Точная кантилена и отличная дикция являются секретом исполнительского мастерства [8, с. 12]. Совершенная вокальная техника имеет две неразрывные части: техническую и исполнительскую, без которых невозможно формирование вокального искусства [8, с. 14 - 15]. Советский певец-педагог Д.Л. Аспелунд делает акцент на том, что «для достижения подлинного мастерства исходные данные в виде наличия опыта и даже таланта далеко не достаточны, они должны быть помножены на огромную работу» [9].

Именно огромная работа и желание вокалиста овладеть бельканто помогают достичь подлинного исполнительского мастерства. Но здесь не последнюю роль играет и сам преподаватель. Он должен обладать высоким уровнем личностных, профессиональных, исполнительских и организаторских качеств; наличием знаний, умений, навыков и компетенций; богатым опытом исполнения и преподавания; умением увидеть и спрогнозировать индивидуальные программы развития вокалиста. Плавными методами общения со стороны педагога здесь будут следующие: понимание, принятие, признание и диалогический тип общения. Важным, на наш взгляд, представляется использование в работе личностно ориентированного подхода, который состоит из следующих ключевых положений:

1. «Развитие личности вокалиста как субъекта культуры, истории, собственного опыта.

2. Опора на личный опыт вокалиста без потери ценности общественно-исторического опыта.

3. Свобода и творчество вокалиста в образовательном процессе: выбор приоритетов, образовательных «маршрутов», стратегий развития.

4. Обучение вокалиста с опорой на перспективу его развития, а не только овладения им нормативной деятельностью.

5. Оценка профессиональных способностей вокалиста главным образом к самому процессу достижения результата» [10, с. 46].

Упражнения для формирования исполнительского мастера обучающихся вокалистов должны отвечать положениям личностно ориентированного подхода. Данные упражнения, как и всё обучение, должны быть построены на принципах единства сознания и деятельности, последовательности, систематичности, доступности, связи теории с практикой, индивидуальности, самоактулизации, собственного опыта, творчества и вариативности. Содержание упражнений связано с исполнительским репертуаром. Для этого необходимо:

- знать основы теории музыки, адаптированные к процессу вокального исполнительства; специфику звукообразования; типы женских и мужских голосов; вокальные композиции разных жанров и стилей; профессиональную терминологию;

- уметь грамотно читать партитуру; детально разобрать каждую партию; одновременно точно исполнять штрихи и нюансы, оттенки в вокале; пользоваться цепным дыханием; держать динамику и тембр; исполнять синкопы и акценты; найти убедительную музыкально-художественную трактовку композиции;

- владеть чувством стиля; чистой интонацией; гармоническим слухом; навыком чтения партитуры с листа.

Упражнения для формирования исполнительского мастерства обучающихся вокалистов условно можно поделить на:

- дыхательные;

- упражнения на дыхание с музыкальным сопровождением;

- постановочные упражнения на дыхание;

- упражнения для правильной артикуляции и дикции;

- распевки, вокализы;

- упражнения на различные ритмические рисунки;

- вокально-актёрские этюды на образах;

- упражнения на развитие высших психических функций;

- упражнения на развитие креативности;

- упражнения на развитие психологической устойчивости.

1. Дыхательные упражнения направлены на правильное взятие дыхания. Это лёгкие упражнения, где преподаватель показывает начинающему вокалисту основу правильного дыхания. Упражнения проходят без музыкального сопровождения, вокалисту главное наблюдать за преподавателем и его действиями. Вдох берётся через ротоносоглоточный канал, тем самым расширяются боковые мышцы, и диафрагма становится выпяченной. Выпускание воздуха происходит попеременно с сохранением воздушного столба, боковые мышцы сужаются, запуская процесс импеданса. Дыхательные упражнения начинаются с правильной постановки корпуса вокалиста. Положение корпуса естественное, ровное, не заваленное. Полова перед собой (без наклонов), выпрямленные плечи, прямая спина, ноги на ширине плеч. Мышцы в тонусе, но не зажаты. Лицо без гримас, лоб без морщин, щёки не надутые, рот, подбородок и нижняя челюсть свободные. Важно знать, что в бельканто костно-абдоминальное (ниж-не-рёберное) дыхание.

Пример дыхательного упражнения: высунув язык, сделать кроткие и быстрые вдохи и выдохи с выпяченной диафрагмой (уставшая собака после продолжительного бега).

2. Упражнения на дыхание с музыкальным сопровождением. Эти упражнения напоминают предыдущие, только выполняются с определённой нотой в

зависимости от тембра голоса. Время протягивания ноты увеличивается из раза в раз.

Пример упражнения на дыхание с музыкальным сопровождением: протягивание ноты: от«фа»малойоктавы для баса, от «ля» мбюйоьавы длябаритона и меццо-сопрано, от «до» первой октавы для тенора и сопрано.

3. Постановочные упражнения на дыхание напоминают упражнения на дыхание с музлкальяым слплото>еденил1т,но здвсяпдотягяваеяся нд вола, а часть мелодии. Можно провести аналогию со сценическим танцем, когда танцор делает упражнен иеяа стан ке.

Пример постановочного упражнения на дыхание: протягивание на пяти нотах «а-а-а-а-»о» наяолы«»о»,«ре», «м»» , «фб», «доль» и «да-я-я-а-аваа ндты «соль», «фа», «ми», «ре», «до».

4. Упражнения для правильной артикуляции и дикции. В бельканто произношение словот пенияое згяиаияЗжнояроиллюстриооюатьгу«дмидлова, но не петь их губами. Буквы не остаются на губах, они летят вперёд. Слова сбрасываются с гуЯя ньжноя чя-отд нахитсл в содДодаом, отрыттв долгоянилЯгдия происходит на продыхе в высокой певческой форманте - «маске», что автоматически снимaетяaФьмвlгoвтлни, прида вая сл овам чёткость и полётность произношения.

Пример упражнения для правильной артикуляции и дикции: пропевание фриз-i : «Гдлода нетя не бдаат» «яво™» (петь гюбoлyтбHб»»: «фа» (малаяок-тавы), «ля», «до», «фа» (первая октава), «до» (первая октава), «ля», «фа», «фа» - мола» оюава) для блда; «ля (мллля октава), «до»,«ме», «ая» »ерю» октава) , «ми» (первая октава), «до», «ля», «ля» (малая октава) для баритона и меццо-со-праяо« «бo»(поpвяб окбавя)« «доль», «воя(р«орая одярм), октава), «ми», «до», «до» (первая октава) для тенора и сопрано.

5. Распевки, вокализы. Распевки - разминка для голосового аппарата («дыхательная пробежка по кругу»). Вокализы - часть музыкального произведения, которое пропевается без слов, используя только слоги и сольфеджио. Для рылпевки и вякавязов »eo«x»дьмo бяггьвхдрошемпяитоЮизичзcю»»бocтoян»и. Правильное положение головы, корпуса, рук, ног Используется нижне-рёберное фыда«ия,длдги ва зддевждоа ютднга губах, з««« пллыоаетдя в лобные пазухи, что даёт голосу точную дыхательную опору. Получается полётность и чёткость звука, лёгкддть и дядбдла вкштлеяии.

Пример распевки (петь по полутонам): «бра-бро-бри» на ноты: «фа» (малой октавы), «соль», «фа» для баса; «ма-мо-ми» на ноты: «ля» (малой октавы), «си», «ля» для ба^то-яи ме«тл-допрон о; «трюё-длд» яа ндты , «до» (де«влй ола вы В «ре», «до» для тенора и сопрано.

Приме« pдклшгa:мажвfl илпооь«flяaньгттовыeлбfl»няквлfl«aш»flв аетя ров Гаэтано Зейдлера, Джузеппе Конконе, Франц Абт и др.

6. УзpaФH«яит оа «лзди»ныоаи»мвчрл»иe рисунки способствуют выработке техники вокала, тренируют дыхательную опору. Упражнения могут быть как для слогов, так и для нот.

врид ры^ал-вплеов р^^а^и чныe«итмилeдзидиидyнни:

12 3 4

шЫ

«7

Пунктирный ритм Библиографическийсписок

ЛЗЗ J~J JJ3

Л2 J~J ЛЭ J3;0

Л Л J

Пунктирный ритм с 16 длительностями

7. Вокально-актёрские этюды на образах - это психофизические упражнения 7 актёрское начало.Этиупрёнения-еоюз вокальногоисполненияи музы-кальаой д рамс^роииирерзнеде ния и его воплощение вокалистом.

Применактёсскихвокалеанкэтюдах каобразях: яоаалистяире/^лот еася папетнфсазл«Ты иди оо мне» на ноты: «до» (первой октавы), «сиЬ», «ля», «соль», «фа» (малая октава) для баса; на ноты: «ми», «ре», «до#» (первая октаво),«ни», «яя»(малао окнаса) дло бсрииоааилец.о-хонркщна ноты: «соль», «фа», «ми», «ре», «до» (первая октава) для тенора и сопрано, подключая пнихофизиоенкца аосконнсе нввекольяо-сценач едкое песекопло-щеиие, т.е. в предлагаемых обстоятельствах, пространстве

и времени.

8. Упратнеэияна разлитае высших психических функций (память, внимание, речь, воображение, восприятие, мышление). Вокалист должен быть раз-ролтоионне й лнчюодтыт, оостяму необходимо находиться в постоянном развитии не только своих профессиональных качеств, но и личностных черт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример упражнения на развитие высших психических функций (память): вокалисту предлагается за 5 секунд запомнить последовательность и цвет 7 нот. Затем вокалист отворачивается, ноты перемешивают, и вокалист должен распо-лооитлэхв пи воиичрльнолиоследовательности.

9. Упражнения на развитие креативности способствуют самостоятельной творческой интерпретации музыкальных произведений вокалистом.

Пример упражнения на развитие креативности: вокалисту предлагается за 2»некан» придумахьЮ ноиыа применений пюпитра.

10. Упражнения на развитие психологической устойчивости способствуют адаптации вокалиста к сценическому волнению, помогают в перевоплощении и сида^гвуют ^^¡»^а^л^0 нонрролю.

Пример упражнения на развитие психологической устойчивости: попросить рокалиста много риз рстаоь и сесть, пытаясь вывести его из себя, наблюдая за реакцией. С последующей беседой об эмоциях, которые испытывал вокалист при этом. И разговором о стрессе, которому подвержены вокалисты перед выступлением, и способами работы с ним.

Перечисленные примеры упражнений представляют основу техники исполнения бельканто: точное дыхание, артикуляция и дикция; свободное выравнивание и полётность голоса; музыкальная драматургия; основа психологической устойчивости вокалиста и развитие его креативности. Данные упражнения разработаны для формирования исполнительского мастерства вокалистов при овладении техникой бельканто, но будут эффективны при соблюдении ключевых положений и принципов личностно ориентированного подхода в процессе обучения грамотного преподавателя.

1. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. Москва: Аграф, 2003.

2. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве. Диалоги о технике пения. Москва, 2002.

3. Асафьев Б.В. Об опере: избранные статьи. Ленинград: Музыка. Ленинградское отделение, 1976.

4. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва: Издание автора, 1927.

5. Панфилов В.Г. Эволюция оперного жанра и её проявления в смене главенствующих положений театральных профессий. Современный этап развития оперы. Available at: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/16/evolyutsiya_opernogo_ zhanra.pdf

6. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Москва: Музыка, 1989.

7. Андрейко Е.О. М.Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительский стиль. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 2015.

8. Морозов В.П. Резонаторная теория искусства пения и вокальная техника выдающихся певцов. Москва: МГК имени П.И. Чайковского; ИП РАН; Центр «Искусство и науки», 2001.

9. АспелундЛ.Д. Развитиепевца иего голоса.Москва;Ленинград:Музгиз, 1952.

10. Богомольный М.С. Личностно ориентированный подход к профессиональному образованию вокалиста. Recent scientific investigation: Proceedings of IX-X International Multidisciplinary Conference. Shawnee, 2020: 44 - 49.

References

1. AndguladzeN. Homocantor:Ocherki vokal'nogoiskusstva.Moskva: Agraf,2003.

2. Dmitriev L.B. Solisty teatra La Skala o vokal'nom iskusstve. Dialogio tehnike peniya. Moskva, 2002.

3. Asaf'evB.V. Obopere:izbrannyestat'i. Leningrad:Muzyka.Leningradskoeotdelenie,1976.

4. Losev A.F. Muzyka kakpredmet logiki. Moskva: Izdanie avtora, 1927.

5. Panfilov V.G. 'Evolyuciya opernogo zhanra i ee proyavleniya v smene glavenstvuyuschih polozhenij teatral'nyh professij. Sovremennyj 'etap razvitiya opery. Available at: https:// nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/16/evolyutsiya_opernogo_zhanra.pdf

6. Shalyapin F.I. Maska i dusha. Moskva: Muzyka, 1989.

7. Andrejko E.O. M.D. Mihajlov: tvorcheskaya deyatel'nost', ispolnitel'skijstil'. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2015.

8. Morozov V.P. Rezonatornaya teoriya iskusstva peniya i vokal'naya tehnika vydayuschihsya pevcov. Moskva: MGK imeni P.I. Chajkovskogo; IP RAN; Centr «Iskusstvo i nauki», 2001.

9. Aspelund L.D. Razvitie pevca i ego golosa. Moskva; Leningrad: Muzgiz, 1952.

10. Bogomol'nyj M.S. Lichnostno orientirovannyj podhod k professional'nomu obrazovaniyu vokalista. Recent scientific investigation: Proceedings of IX-X International Multidisciplinary Conference. Shawnee, 2020: 44 - 49.

Статья поступила в редакцию 03.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.