Научная статья на тему 'Базовые принципы вокальной педагогики в образовательном процессе среднего и высшего профессионального звена РФ'

Базовые принципы вокальной педагогики в образовательном процессе среднего и высшего профессионального звена РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1191
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ВОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусенко М. И.

Содержание статьи раскрывает индивидуальные, психологические и физические возможности студентов специализированных учебных заведений, где в соответствии учебным стандартам, осуществляется процесс вокального образования, по академическому и эстрадному вокалу. Данная статья актуальна, поскольку базовые принципы вокальной педагогики, требуют постоянного совершенства на основе индивидуального подхода к каждому студенту на протяжении всего учебного процесса. Актуальность статьи обосновывается малочисленными исследованиями в области вокальной педагогики, поскольку она предполагает индивидуальный подход к каждому, кто изучает вокал. Появление нового аспекта в этой системе, даёт возможности педагогическому составу расширить свои познания в этой области и внедрения их в практической деятельности. В статье полноценно раскрывается методика по внедрению инновационных приёмов в вокальной педагогике, что является важной, составляющей вокального обучения и показывает положительную динамику в исполнительской практике студентов. Автор рекомендует варианты преодоления возникающих трудностей в процессе сольного пения, что способствует развитию у студентов творческих способностей. Статья содержит ряд выводов, представляющих практический интерес, как для студентов, так и для преподавательского состава и может полноценно использоваться в любом звене профессионального образования. Статья так же акцентирует внимание изучающих вокал на внедрении и использовании технических средств как дополнительных методов на занятиях по постановки голоса и исполнительского мастерства. Именно этот факт, расширяет границы познания о современном вокальном искусстве, увеличивает диапазон исполнительской деятельности. Особое внимание уделено методам формирования дикции и артикуляции, которые играют первостепенное значение в вокальном образовании. Начинающим обучение предоставляется прекрасная возможность с помощью изучения предлагаемого материала найти ответы на многие вопросы относительно теории вокала. Здесь предлагаются пути решения многих возникающих проблем, как в среднем, так и в высшем профессиональном звене РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые принципы вокальной педагогики в образовательном процессе среднего и высшего профессионального звена РФ»

Базовые принципы вокальной педагогики

в образовательном процессе

среднего и высшего профессионального звена РФ

Белоусенко Михаил Иванович

профессор кафедры музыкального образования, Белгородский государственный институт искусств и культуры, [email protected]

Содержание статьи раскрывает индивидуальные, психологические и физические возможности студентов специализированных учебных заведений, где в соответствии учебным стандартам, осуществляется процесс вокального образования, по академическому и эстрадному вокалу. Данная статья актуальна, поскольку базовые принципы вокальной педагогики, требуют постоянного совершенства на основе индивидуального подхода к каждому студенту на протяжении всего учебного процесса. Актуальность статьи обосновывается малочисленными исследованиями в области вокальной педагогики, поскольку она предполагает индивидуальный подход к каждому, кто изучает вокал. Появление нового аспекта в этой системе, даёт возможности педагогическому составу расширить свои познания в этой области и внедрения их в практической деятельности. В статье полноценно раскрывается методика по внедрению инновационных приёмов в вокальной педагогике, что является важной, составляющей вокального обучения и показывает положительную динамику в исполнительской практике студентов. Автор рекомендует варианты преодоления возникающих трудностей в процессе сольного пения, что способствует развитию у студентов творческих способностей. Статья содержит ряд выводов, представляющих практический интерес, как для студентов, так и для преподавательского состава и может полноценно использоваться в любом звене профессионального образования. Статья так же акцентирует внимание изучающих вокал на внедрении и использовании технических средств как дополнительных методов на занятиях по постановки голоса и исполнительского мастерства. Именно этот факт, расширяет границы познания о современном вокальном искусстве, увеличивает диапазон исполнительской деятельности. Особое внимание уделено методам формирования дикции и артикуляции, которые играют первостепенное значение в вокальном образовании. Начинающим обучение предоставляется прекрасная возможность с помощью изучения предлагаемого материала найти ответы на многие вопросы относительно теории вокала. Здесь предлагаются пути решения многих возникающих проблем, как в среднем, так и в высшем профессиональном звене РФ.

Ключевые слова: художественный образ, индивидуальность, вокальные особенности, вокальная педагогика, образовательный процесс.

0

в)

01 г

Введение

Если рассматривать отношение педагогического состава любого профильного образовательного учреждения к проблемам в цикле вокальной педагогики, целесообразно сформировать основные принципы, на которых могут базироваться правила разрешения возникающих проблем. При изучении академического эстрадного вокала, у начинающих обучение, возникают закономерные, специфические трудности, такого характера, как адаптация к не стандартным условиям проведения индивидуальных занятий по вокалу, преодоление которых занимает достаточно, продолжительное время и требует исключительно индивидуального подхода.

Существующие, общепринятые методы, рекомендованные учебными стандартами, не достаточно эффективны и не учитывают специфику индивидуального строения голосового аппарата, каждого студента. Решения возникающих трудностей в процессе вокального обучения, полностью лежит на педагоге и его профессионализме. Так, например, в своём методическом пособии «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельникова предлагает на фоне практических занятий по вокалу, использовать комплекс дыхательных упражнений, при помощи которых можно удерживать в рабочем состоянии голосовой аппарат, как студента, так и педагога. К большому сожалению, эта дыхательная гимнастика не является обязательным атрибутом в методике современных вокальных педагогов. Считаю, что для эффективности использования таких методов, необходимо включать в учебные стандарты на уровне министерства просвещения Р.Ф. что бы в профильные учебные заведения это приходило в виде обязательных программ. Хотелось бы выделить ключевые моменты по заявленной тематике.

Основными составляющими в вокальной педагогике являются:

1. Углубленное изучение постановки вокального дыхания.

2. Конкретные представления о звукообразовании и звуковедении (процедура формирования и ведения звука по всему диапазону).

3. Вокальная дикция и артикуляция - как неотъемлемая часть сольного пения.

4. Художественный образ как основа исполнительского мастерства.

Для полноценного изучения основ вокального искусства необходимо поэтапно освоить вышеуказанные положения, которые являются основополагающими в цикле вокальной педагогики. Трудно себе представить, что на начальном этапе вокального образования, к педагогу в класс приходят все одаренные от природы ученики, у которых присутствует и вокальная природа и полный диапазон. Случаются уникумы, но это - редчайшее явление, как правило, становление и формирование исполнительского мастерства студента должно проходить в классе одного педагога. Совершенно неприемлемым является тот факт, когда студент в процессе учебы несколько раз меняет педагога по вокалу. В таком случае ученик не может сосредоточить свое внимание на конкретной методике, что является очень существенным в вокальном обучении. Педагог, который берет на себя ответственность обучать школьников или студентов вокалу, обязательно должен быть поющим, так-как одной из сторон в обучающем цикле является слепое копирование (в хорошем смысле этого слова) студентом своего педагога. Поэтому демонстрационный метод стоит не на последнем месте. Что бы не быть голословным, можно обратиться к примеру, когда в юношеские годы Ф.И.Шаляпин, работая в театре рабочим сцены, он слепо копировал солистов басов и баритонов, которых слушал во время спектаклей. И только годы спустя Д.А,Усатов, услышав необыкновенный тембр Ф.И. Шаляпина, стал его первым педагогом по вокалу.

1.

Считаю, основной целью каждого педагога преподающего вокал, прежде всего не просто заинтересовать ученика, а влюбить его в свой предмет, что бы занятия по вокалу, ученику было в радость.

Начало вокального обучения необходимо начинать с вокального дыхания, так как овладение правильными элементами дыхания, является своеобразным трамплином к изучению последующих основ вокальной педагогики. У начинающих, может возникнуть вопрос: «Чем отличается обычное дыхание от вокального?» Вопрос - закономерный. Дело в том, что при обычном дыхании, в спокойном состоянии человека, дыхательную функцию в основном выполняют бронхи и верхняя часть легкого, а вдыхаемого объема воздуха с кислородом, достаточно для произношения коротких фраз при разговоре. Другое дело, смена дыхания в процессе пения. В этом случае необходимо максимально включить воображение студента и его визуальное наблюдение за работой педагога. Рекомендую в работе со студентом, слово «вдох», заменить на слово «вздох».

Дело в том, что когда человек вздыхает, весь объем легких вентилируется вдыхаемой кислородной смесью, а диафрагма максимально опускается вниз. Но для пения этого не достаточно, необходимо научить студента «задержать» дыхание для рационального использования при пении. Существует такое понятие как «фиксированное» дыхание. Что здесь имеется в виду? В процессе

смены дыхания «вздоха», поющему необходимо приподнять грудную клетку и удерживать её до окончания вокальной фразы. В таком положении в грудной клетке создаются своеобразные пустоты, не только для резонации звука, но и для резерва вокального дыхания.

Существует целый ряд упражнений для укрепления межрёберной мускулатуры, которые можно легко использовать не только на уроке по вокалу, но и в быту. Например, после активного вздоха имитировать игру на флейте, т.е. образовав узкую щель между губ, медленно отпускать дыхание, чем дольше, тем лучше. И ряд других на усмотрение педагога.

Не маловажную роль в процессе обучения играет процедура звукообразования, поскольку считаю, что именно звукообразование лежит в основе вокального обучения. Если ученик, студент научится правильно формировать вокальный звук — это залог будущего успеха в его обучении. Очень важно в этом цикле обратить внимание обучающего на звук при разговорной речи, когда говорящий человек, не прикладывая особых усилий, звук как бы выдыхает. Другое дело, при пении поющий человек, начинает «доставать звук» на слышимой высоте, а значит и смыкать с усилием голосовые связки, т.е. «доставать ноту». Именно этого делать я не советую и объясню почему?

Голосовая природа человека так устроена, что в слуховом центре головного мозга, имеющего музыкальный слух человека, есть отдел, отвечающий за контроль звука по высоте. Во время пения этот центр посылает информацию на мышцы связок, на которой высоте им необходимо сомкнуться. Поющему человеку остается свободно «выдохнуть» звук, как при разговоре не «доставать» с усилием слышимых нот. Этот процесс называется «пение в речевой позиции» [Риггс, 2000, с. 31].

Хочу обратить особое внимание на сам процесс ведения вокального звука по всему диапазону для каждого типа голоса. За всю свою педагогическую и исполнительскую практику пришел к выводу, что в нижнем и среднем регистре обладатель любого типа голоса чувствует себя в относительно комфортном состоянии. Проблемы начинаются при пении «переходных нот» и выше. Как правило — это пение «на связках», формирующее «белый» открытый звук, переходящий в крик, а в предельно верхнем диапазоне - это уже «форсированный» звук. Многие начинающие преподаватели не могут вскрыть причину такого явления, и ученик продолжает не петь, а кричать, изображая поющего человека.

Настоятельно рекомендую начинать распевки (вокальные упражнения) с примарных тонов и с учетом индивидуальных способностей поющего ученика, раздвигать границы вверх и вниз по диапазону постепенно. Желательно начинать пение закрытым ртом на мягкой атаке звуке, в пределах одной октавы и т.д. Не рекомендую средние типы голосов, например меццо-сопрано, тенора при пении вокальных упражнений петь предельно высокие и низкие ноты. «Всё хорошо то, что в меру».

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

в)

01 г

Весь вокальный процесс должен проходить в рамках гигиены голоса. Очень часто начинающие ученики, кто раньше не соприкасался с вокалом, попадают в нестандартные ситуации и не понимают педагога, требующего петь на мягкой атаке звука. В таких случаях я сам прибегаю и рекомендую обратиться к «народным» определениям. Я прошу ученика «простонать» конкретный звук или вокальную фигурацию на заданной высоте или тональности. Скажу откровенно: «помогает». Прихожу к выводу, что стон, смех, плач, причитания обладают основой вокального звука. Используя такие приемы, необходима демонстрация самим педагогом. Это способствует полноценному звукове-дению. Существует такое понятие, как «мышечная память». Если на протяжении определенного периода времени использовать одни и те же приемы при звукообразовании и звуковедении, мышцы гортани адаптируются и как бы «привыкают» к естественному для них положению. В результате формируется стереотип у поющего и по-другому он петь уже не может.

Неотъемлемую составную часть в цикле вокального образования необходимо отдать артикуляции и дикции. В процессе пения твердое произношение согласных звуков способствует образованию необходимой дикции и гарантирует полетность вокального звука к слушателю. Но существует в фонетике четкая взаимосвязь гласных и согласных звуков, когда один гласный может стоять после или перед одним, или группой согласных звуков. В таких случаях без должной артикуляции, качественной дикции добиться невозможно. Например: «Я встретил Вас...», перед гласным звуком «е» стоит целая группа согласных звуков. Здесь один гласный является гарантом звучания группы согласных. Это говорит о полной, тесной взаимосвязи дикции и артикуляции. Научив ученика правильно артикулировать в процессе пения, педагог закладывает в него основы профессионального отношения к вокалу.

Великий Станиславский говорил: «Тело актера

- это его инструмент». Поющий человек на профессиональной сцене является актером. Как правило это: оперные солисты, дуэты, хоровые, ансамблевые группы. Дополняя свои выступления костюмами и декорациями, они переносят зрителя в ту эпоху, когда происходили конкретные события. Создается мощный художественный посыл в зрительный зал. А как же быть солисту на концертной площадке без театральных костюмов и декораций?

Создание художественного образа одним актером или солистом - это целое искусство, которое приходит к исполнителю с годами. Это зависит от множества факторов. Прежде всего поющий должен обладать качественными способностями, как вокалист. Звучание чарующего голоса исполнителя положительно влияет на психику зрителя, и он становится как бы частью мини спектакля, «солист

- зритель». Немаловажную роль в этом случае играют осознанное движение на сцене, движение

рук, мимика, контакт со зрительным залом, как с одним человеком, учение переживать радость, печаль, восторг, трагизм заложенные автором в текст и мелодию исполняемого произведения. Все эти составляющие и формируют энергетику, как одного произведения, так и концертной программы в целом. Овладение исполнителем соответствующими качествами, дают ему возможность формирования полноценного художественного образа.

Заключение

Делая вывод из вышесказанного, можно констатировать, что актуальность данной темы, доказана по нескольким аспектам. Во первых, сущность самого вокала на столько многообразна и сложна, что вести процесс преподавания, используя при этом заученные, устаревшие, стандартные методики, просто не возможно. На первом плане здесь стоит индивидуальный подход и профессионализм педагога. Как это делать, данная статья даёт конкретные рекомендации. Во вторых, красивый вокал (сольное, ансамблевое, хоровое пение), не только ласкает слух зрителя во время концертного исполнения, но и является одной из основных граней культурного и эстетического воспитания в образовательном процессе любого звена. Очень важно использовать на занятиях по вокалу не только теоретический материал, но и давать ученику, студенту слушать замечательные образцы отечественной и зарубежной классики в исполнении, как мировых звёзд, так и хоровых коллективов. В третьих, именно вокал формирует в ребятах основы художественного вкуса, что делает в дальнейшем их чище и возвышеннее.

Это даёт возможность молодым людям понять доподлинно, что такое красота, которая спасает мир. А как подойти к этому процессу познания, как выбрать правильный путь, чтобы не ошибиться в своем выборе, правильные рекомендации дает вокальная педагогика, как для среднего, так и для высшего профессионального звена.

Литература

1. Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. [Вып. 6. Л.: Музыка, 1982.]

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики Москва [Музыка-2000-368 с.]

3. Гонтаренко Н.Б.Сольное пение / Н.Б. Гонта-ренко. - [Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 181с.]

4. Гусейнова З.М.- Т.В. Лымарева - Вокальная школа Петербургской консерватории /Страницы истории/ [Санкт-Петербург 2008 - 82-138 с.]

5. Доливо А.Л. Вопросы вокальной педагогики

- [Москва: Музыка, 1964. - 212с.]

6. Емельянов В.В. - Развитие голоса / [Санкт-Петербург - Москва - Краснодар, 2004. 123- 144с.]

7. Менабени А. Г. Методика обучения сольного пения / [А. Г. Менабени. — М.: Просвещение, 1987.

— 95 с]

8. Рауль Юссон / Певческий голос / [Москва: Музыка 1974. 61-73с.]

9. Риггс Сет Как стать звездой / [Сет Риггс. -Москва: Guitar college, 2000, - 102с.]

10. Станиславский К. С. Работа актера над собой / [К. С. Станиславский. — М.: Издат. дом «Артист. Режиссер. Театр», 2008.]

11.Палищева О. / Методика постановки голоса: [Москва -Ленинград 1964. - 31-63с.]

12.Щетинин М.Н /Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой [Москва 2007. 95-97с./изд. Метафора]

The basic principles of vocal pedagogy in the educational process of secondary and higher professional level of the russian federation Belousenko M.I.

Belgorod state Institute of arts and culture

The content of the article reveals the individual, psychological and physical capabilities of students of specialized educational institutions, where in accordance with educational standards, the process of vocal education, academic and pop vocal. This article is relevant because the basic principles of vocal pedagogy require constant perfection on the basis of an individual approach to each student throughout the educational process. The relevance of the article is justified by the small number of studies in the field of vocal pedagogy, as it involves an individual approach to everyone who studies vocals. The emergence of a new aspect in this system, enables the teaching staff to expand their knowledge in this area and their implementation in practice. The article fully reveals the methodology for the introduction of innovative techniques in vocal pedagogy, which is an important component of vocal training and shows the positive dynamics in the performance practice of students. The author recommends ways to overcome the difficulties in the process of solo singing, which contributes to the development of students ' creative abilities. The article contains a number of conclusions of practical interest, both for students and for the teaching staff and can be fully used in any part of professional education. the Article also focuses the attention of vocal learners on the introduction and use of technical means as additional methods in the classroom for voice production and performing skills. It is this fact that expands the boundaries of knowledge about contemporary vocal art, increases the range of performing activities. Particular attention is paid to the methods of formation of diction and articulation, which play a paramount importance in vocal education. Beginners are given a great opportunity to study the proposed material to find answers to many questions about vocal theory. It offers solutions to many emerging problems, both in the middle and in the highest professional level of the Russian Federation..

Key words: artistic image, individuality, vocal features, vocal

pedagogy, educational process. References

1. Barsov Yu. A. From the history of Russian vocal pedagogy //

Questions of vocal pedagogy. [Vol. 6. L .: Music, 1982.]

2. Dmitriev LB The basics of the vocal technique in Moscow [Music-

2000-368 p.]

3. Gontarenko N.B. Solo singing / N.B. Gonta Renko. - [Rostov n /

A: Phoenix, 2008. - 181s.]

4. Huseynova Z.M.- T.V. Lymareva - Vocal School of the St. Petersburg Conservatory / Pages of History / [St. Petersburg 2008 - 82-138 p.]

5. Dolivo A.L. Questions of vocal pedagogy - [Moscow: Music, 1964. - 212s.]

6. Emelyanov V.V. - Voice development / [Saint Petersburg -Moscow - Krasnodar, 2004. 123-144^]

7. Menabeni A. G. Methods of teaching solo singing / [A. G. Menabeni. - M .: Education, 1987. - 95 s]

8. Raul Usson / Singing voice / [Moscow: Music 1974. 61-73s.]

9. Riggs Seth How to Become a Star / [Seth Riggs. - Moscow:

Guitar college, 2000, - 102s.]

10. Stanislavsky K. S. Work of the actor on his own / [K. S. Stanislavsky. - M.: Publ. House "Artist. Producer. Theater ", 2008.]

11. Palischeva O. / Methods of setting the vote: [Moscow -Leningrad 1964. - 31-63 p.]

12. Shchetinin M.N. / Respiratory gymnastics A.N. Strelnikova [Moscow 2007. 95-97s. / Ed. Metaphor]

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.