УДК 372.87
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
METHODS OF TEACHING ACADEMIC SINGING: HISTORY AND RESEARCH PROBLEMS
© Л.В. Антонова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© L.V. Antonova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматриваются методические реформы ведущих маэстро, певцов и педагогов вокала в области академического пения с конца XVI в. до первой четверти XX в., сформировавшие основные элементы обучения академическому пению. Обозначаются проблемы современной вокальной педагогики и методики академического пения.
The article dwells upon the methodical reforms of the leading maestros, singers and vocal teachers in academic singing from the end of the 16th century to the first quarter of the 20th century, which formed major elements of academic singing teaching. Present-day vocal pedagogy problems and academic singing methods are designated.
Ключевые слова: академическое пение; методика обучения академическому пению; певец и педагог академического пения.
Keywords: academic singing; methods of teaching academic singing; singer and academic singing teacher.
«Методика - 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему-нибудь, практическое выполнение чего-нибудь...» [4, с. 353]. В энциклопедическом педагогическом словаре находим определение: «Методика учебного предмета -частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, <...> реализуются в методах, средствах, организационных формах обучения» [5, с. 141].
Так исторически сложилось, что в основном педагоги-вокалисты - практики и мало кто из них описывал в трудах свою методику преподавания. В основном каждый
держал частную методику при себе и очень ревностно относился к тому, чтобы «посторонний» взгляд не присутствовал на уроке, мало говорили (или совсем не говорили) о том, как преподавать пение. Частная методика конкретного маэстро передавалась через его учеников. Так было на протяжении нескольких веков, начиная с конца XVI в. К сожалению, это практикуется и сейчас. От педагогов вокала часто можно услышать такие высказывания: «Вокал - это темная лошадка», «Кто поет, тот не пишет», «Пению учишься всю жизнь», «В консерваторию на вокальное отделение поступают с полей», «Пению научиться сложно, так как инструмент спрятан внутри тебя», «Если есть голос, то он распоется» и т. д., но тем, как именно преподавать пение, делятся очень мало.
Занимаясь этой проблемой, изучая и анализируя литературу, можно выделить нескольких ярких маэстро - певцов и педагогов
вокала, которые сумели внести реформаторские идеи в формирование и развитие классической (базовой) вокально-методической мысли.
Композитор-реформатор, певец Дж. Кач-чини (1545-1618 гг., тенор) впервые предложил новый стиль в музыке - монодия с гармоническим сопровождением (гомофония). Благодаря флорентийской реформе певец был выключен из состава инструментального ансамбля и стал самостоятельным солистом. В период творения «Флорентийской камераты» возникли жанры оперы, оратории, кантаты.
Вокальная реформа Жильбера-Луи Дюпре (1806-1896 гг., тенор) и его сторонников -теноров Э. Тамберлика, Дж. Марио ди Кандиа, Фр. Таманьо и других основана на применении грудных «прикрытых» звуков (voix sombree) в пении тенорами верхних нот, которые предлагалось брать сомбри-рованно, округленно и прикрыто, с превалированием грудного регистра. С помощью такого методического подхода диапазон голосового аппарата певца был значительно расширен, прибавились объем и мощность голоса, чего уже требовала тогда опера. Этот принцип применяется и в современной вокальной педагогике.
Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа (сын, 1805-1908 гг., бас) - преемник традиций школы bel canto, исследователь и изобретатель (доктор медицины, 1855 г.), теоретик и практик (профессор Парижской консерватории, 1842-1850 гг., профессор Королевской академии музыки в Лондоне, 1848-1895 гг.).
М. Гарсиа (сын) впервые объединил и систематизировал педагогические взгляды своих предшественников: Марчелло («Современный театр», 1720 г.), П. Този («Мнения о старых и новых певцах, или Наблюдения за фиоритурным пением», 1723 г.), Дж. Манчини, П.Ж. Гара, Г. Менгоцци (на основе итальянского bel canto «Практические соображения о фиоритурном пении», 1777 г.), Г.Ф. Манштейн («Система вели-
кой певческой школы болонца Бернакки», 1835 г.), Ф. Пистокки, Г. Кафарьелло (Каф-фарелли), А. Джицциелло, Дж. Гримальди и других, начал на уровне своего времени исследовать физиологию пения (в частности, он изобрел ларингоскоп (1855 г.) для осмотра голосовых складок, который до сих пор используется в фониатрии), дал научное объяснение звукообразованию, указал, что голос есть результат колебаний воздуха, вызываемых периодическими смыканиями и размыканиями голосовой щели, установил значение и различные положения надгортанника при образовании открытых и закрытых звуков, исследовал движения гортани и расход дыхания при пении в грудном и «фальцетном» регистрах.
Он впервые предпринял успешную для своего времени попытку перевести вокально-педагогический процесс из чистой эмпирики в область научных знаний. В частности, М. Гарсиа (сын) определил, что один из основных типов дыхания при пении - грудодиафрагматическое (костоабдо-минальное); первым описал твердую атаку певческого звука (как толчок голосовой щели [«coup de poitrine»] (1847 г.); заявил об обязательном округлении звуков в среднем регистре голоса и прикрытии в верхнем; уточнил необходимость скрещивания регистров (однородность звучания голоса на всем диапазоне является главным требованием современной вокальной школы); выявил, что происходит большая затрата дыхания при «фальцете»; установил пониженное положение гортани в «темном» тембре (сейчас это одно из основных требований при академической постановке голоса; в основном используется при развитии низких голосов); разделил тембр голоса на «светлый» и «темный», что в дальнейшем послужило основанием для научного обоснования высокой и низкой певческих формант (В.С. Казанский, С.Н. Ржевкин, В. Бартоломью, Е.А. Рудаков, В.П. Морозов, И. Сун-берг и другие). Перечисленные научные открытия М. Гарсиа (сына) в области методики
педагогического процесса на современном этапе являются основными элементами академического обучения певца.
Гарсиа (отец и сын) создали собственный метод обучения вокальному искусству, т. е. свою школу пения. Ее характерные черты «высокая результативность <.> быстрота обучения, качество поставленных на ее основе классических голосов - позволили этой школе занять достойное место в мировой вокальной практике. Дж. Лаури-Вольпи о школе Гарсиа писал: "Великая школа, придававшая голосу уверенность и прозрачность, гибкость и подвижность, тембристость и страстность, покойную нежность и мятежную пылкость"» [8].
Композитор, певец и педагог вокала М.И. Глинка (1804-1857 гг., тенор) рекомендовал своему ученику О.А. Петрову «тянуть гаммы на литера А (итальянское)» [3, с. 208], то есть слегка округленное русское «а». Маэстро не забывал о «фонетических и музыкально-интонационных особенностях русского языка, знал, что при легком "прикрытии" и полнозвучном произношении гласный звук А (а вместе с ним и остальные гласные) получит требующуюся для правильного художественного пения "высокую певческую позицию", голос приобретает вокальную активность, "опер-тость звука на дыхание", ясность дикции, нормальное певческое "вибрато" и нужную для хорошо поставленного голоса умеренную округленность, а следовательно, и усиленную гармоническими обертонами более красивую тембровую окраску» [3, с. 209].
Реформаторские взгляды великого певца Ф.И. Шаляпина (1873-1938 гг., бас) заключаются в школе «певец-актер». Это повлияло на дальнейшее развитие составляющих методику преподавания академического пения: осмысленное певческое слово, эмоционально-художественное исполнение, значение внутренней линии в вокально-сценическом мастерстве. М. Горький так сказал о Ф. Шаляпине: «В русском искусстве Шаляпин -эпоха, как Пушкин» [7, с. 5].
Таким образом, упомянутые методические реформы великих маэстро с конца XVI в. и до первой половины XX в. позволяют понять, как формировались и развивались элементы обучения академическому пению, составившие «ядро» классической академической школы пения.
В современном обществе существуют негативные факторы, которые отодвигают на второстепенный план ценность классического вокального наследия. Конец XX в. и первое десятилетие XXI в. привели к бурному развитию поп-шоу, реалити-шоу, которые зачастую рекламировали некачественное эстрадное пение; происходила акцентуация агрессивного звукового фона по IV, радио и т. д.; искусственно складывались ограниченное миропонимание и монокультурность подрастающего поколения. Реклама заявляет о том, что пению можно научиться быстро и сиюминутно, в течение всего нескольких уроков или месяцев обучения (в том числе по Интернету, по СБ- и В"УБ-дискам). Однако в большинстве случаев это «уроки» низкого качества, проводятся музыкантами, не имеющими квалификации «преподаватель вокального искусства», и - как результат - не дают полноценного профессионального образования в области вокала; пение под «минусовку» и использование «программного» (компьютерного) сопровождения лишают певца «живого» аккомпанемента, обедняют профессиональное и эмоциональное насыщение от «живого» общения с педагогом и концертмейстером, что в конечном итоге мешает полноценному профессиональному развитию молодого вокалиста. Образцы классической вокальной школы пения остаются за рамками внимания основной массы слушателей, это приводит к постепенному стиранию исполнительского эталона классического вокального искусства не только у рядовых слушателей, но и в представлении большей части начинающих певцов и преподавателей вокала.
Мало учебных заведений, которые готовят именно профессиональных педагогов-
вокалистов, в основном обучают будущих певцов-исполнителей, которые занимаются своей певческой карьерой и редко после окончания вуза идут в педагогическую деятельность. В основном выпускники хотят петь на сцене, занимаясь изучением, формированием и постановкой своего индивидуального голоса (чистая эмпирика). Вокальные отделения музыкальных вузов не дают нужной педагогической подготовки, необходимого методического багажа. Недостаточно разработана учебная вокально-педагогическая практика. Отсюда возникает проблема в нехватке профессиональных вокально-педагогических кадров и их методической компетенции в области обучения академическому пению.
Большинство молодых педагогов-вокалистов, закончив вуз, преподают так, как их учили только в индивидуальном классе вокала, не обогащая своего педагогического багажа знаниями в области методики преподавания академического пения и «методического инструментария». Снова прослеживается эмпирический подход в обучении пению.
Чаще всего на практике мы наблюдаем педагога уже в возрасте - это певец-исполнитель, ушедший со сцены, который всю свою творческую жизнь совершенствовал только свой голос. Многие не имеют педагогического опыта, поэтому в вокальную педагогику приходят опять лишь с эмпирикой. К нужному результату, хорошему, правильному пению своих подопечных приходят методом проб и ошибок (иногда так ничего и не получается). Поэтому, к сожалению, мы можем наблюдать испорченные и проблемные голоса либо использование не всех элементов обучения академическому пению, составляющих базу классического вокала. Очень чревато такое вокальное «образование» в формировании и воспитании детского голоса, т. к. психофизиология и мышечная память голосового аппарата ребенка запоминают надолго, выйти далее на верный «вокальный путь» и исправиться - сложно.
Критическая современная ситуация в области настоящей профессиональной вокально-педагогической и методической литературы (как К.М. Мазурин, Д.Л. Ас-пелунд, В.А. Багадуров, И.К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев, Л.К. Ярославцева, М.С. Агин, Ю.И. Алиев и другие) тоже сказывается на педагогическом мастерстве молодого специалиста. Можно встретить «вокальную» литературу, авторы которой совершенно не имеют отношения к академическому вокалу (но пишут почему-то о нем), либо выходят в свет частные вокально-хоровые методики, претендующие на альтернативу (иногда даже и замену) классической методики пения. К таким «методикам» представители классической вокальной школы относятся очень настороженно, так как выдержка в плане исторического времени пока мала, да и результат (то есть голосовое развитие и формирование певческого эталона) желает быть лучшим.
Существует художественная и мемуарная литература, где певец в конце своей яркой исполнительской деятельности описывает биографию и воспоминания. Хорошо, если он вспомнит вокально-технические упражнения, по которым обучался в классе академического вокала (на этом методика заканчивается).
Обозначенные проблемы, на наш взгляд, препятствуют развитию вокально-педагогического мастерства, методики обучения студентов академическому пению. Хочется пожелать всем представителям современного вокального образования как можно меньше иметь профессиональных, в том числе и голосовых, проблем, уметь отличать истинное певческое наследие от бурной сегодняшней пены сиюминутных, эгоистичных «методик»; приобрести настоящую вокальную школу, т. е. пройти постепенное, поэтапное и системное развитие в вокальном (индивидуальном) плане, подкрепленное серьезной теоретической и вокально-методической базой.
Литература
1. Антонова Л. В. Преемственность традиций вокальной школы // Художественное образование: проблемы и перспективы : вестник СГПУ Самара : СГПУ, 2007. С. 122-138.
2. Антонова Л.В. Формирование вокальной школы bel canto // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет культуры и искусства. Самара : ПГСГА, 2013. Вып. В. С. 85-91.
3. Назаренко И.К. Искусство пения : хрестоматия. 3-е изд., доп. М. : Музыка, 1968. 622 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 52В с.
6. ПлужниковК.И. Вокальные воззрения семьи Гарсиа. СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2006. 103 с.
7. Федор Иванович Шаляпин : сборник / сост. Е. Грошева. М. : Искусство, 1959. Т. 1.
76В с.
В. Школа пения: постановка голоса. URL : http://www.belcantomobile.ru/school.php.
Сведения об авторе
Антонова Людмила Владимировна, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: [email protected]. Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 269-64-15.