педагогические науки
Антонова Людмила Владимировна СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ...
УДК 378:784
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0002
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ
© 2019
Антонова Людмила Владимировна, доцент кафедры музыкального образования факультета культуры и искусства, доцент Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируется обучение академическому пению, основанное на традициях зарубежных и отечественной вокальных школ, включающий исполнительскую (техническая и эмоционально-художественная составляющие) и теоретико-методическую подготовки. Предложено три этапа обучения академическому пению: начальный, средний, итоговый и разработано их содержание. Каждый этап имеет цель и задачи, исполнительскую и теоретико-методическую подготовки и состоит из двух разделов. На всех трёх этапах в исполнительскую подготовку входят разделы: «содержание элементов обучения», включающий в себя изучение и освоение составляющих и элементов академического пения в зависимости от их последовательности и степени сложности в обучении; «доминирующие методы», используемые на определённом этапе обучения, направленные на эффективное освоение составляющих и элементов, которые в процессе обучения академическому пению формируют у обучающихся певческий эталон. В теоретико-методическую подготовку включены разделы: «тезаурус», где осуществляется ознакомление с понятийным аппаратом, встречающимся на определённом этапе, анализ вокального произведения; информирование о «доминирующих методах».
Ключевые слова. Обучение академическому пению, этапы обучения, составляющие и элементы обучения академическому пению, доминирующие методы обучения.
CONTENTS OF THE STAGES OF TEACHING ACADEMIC SINGING
© 2019
Antonova Liudmila Vladimirovna, Associate Professor at the Department of Music Education, faculty of culture and art, Associate Professor Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky St. 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. In article the training in the academic singing based on traditions foreign and domestic vocal schools, including performing (technical and emotional and art components) and teoretiko-methodical preparation is analyzed. Three grade levels are offered to the academic singing: initial, average, total their contents is also developed. Each stage has the purpose and tasks, performing and teoretiko-methodical preparation and consists of two sections. At all three stages performing preparation includes sections: "the maintenance of elements of training", including studying and development of components and elements of the academic singing depending on their sequence and degree of complexity in training; the "dominating methods" used at a certain grade level directed to effective development of components and elements which in the course of training in the academic singing form a singing standard at students. Teoretiko-methodical preparation included sections: "thesaurus" where acquaintance with the conceptual framework, which is found at a certain stage, the analysis of the vocal work is carried out; informing on "the dominating methods".
Keywords. Training in the academic singing, grade levels, components and elements of training in the academic singing, the dominating training methods.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Социальные преобразования, произошедшие в нашей стране в 90-е годы прошлого века, привели к снижению ценности академического пения, искажению певческого эталона, что повлияло на качество вокально-исполнительской подготовки студентов, тем самым обедняя и выхолащивая сложившиеся традиции в зарубежных и отечественной вокальных школах. В современном обучении академическому пению можно наблюдать: недостаточное количество методических трудов, затрагивающих вопросы содержания обозначенных традиций и адекватного им методического обеспечения процесса обучения академическому сольному пению, недостаточное внимание к теоретической и методической подготовке в области этих традиций, применением в массовой практике узкого набора методов обучения академическому пению, слабой их индивидуализацией (Е.А. Баженова [1], Е.М. Барвинская [2], Н.В. Горецкая [3], В.В. Кудрявцева [4]).
Обучение академическому пению — в понимании автора статьи, процесс активного взаимодействия педагога-вокалиста и обучающегося академическому пению, основанный на традициях зарубежных и отечественной вокальных школ, включающий исполнительскую (техническая и эмоционально-художественная составляющие) и теоретико-методическую подготовки.
Исполнительская подготовка включает освоение студентами составляющих и элементов обучения академическому пению. М.Л. Львов говорил, что «без техни-
ческого фундамента никакая выразительность не будет певческой» [5, с. 10]; далее исследователь подчёркивал, что «вокальная техника есть совокупность всех художественно-выразительных средств голоса певца» [5, с. 15].
Теоретико-методическая подготовка информирует о сведениях из области истории вокального исполнительства, физиологии пения, методики обучения. Во времена расцвета академической школы пения bel canto изучению теории пения уделялось такое же внимание, как и певческой практике [6].
Вспомним выражение исследователя Н.И. Жинкина: «Подлинно научный интерес исследования состоит в том, чтобы вскрыть механизм явлений. Если механизм данного явления изучен, возникает возможность и перспектива овладения им. В этом и состоит связь теории с практикой» [7, с. 5].
М.С. Агин констатирует, что «на протяжении всей истории вокального искусства педагоги, методологи, учёные и певцы ищут пути наиболее рационального владения голосом, его правильной постановки ... Наука и практика в области вокального искусства должны помогать друг другу, находить точки соприкосновения .» [8, с. 232-233].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обучение академическому пению исследователи разделяют на этапы (Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, Р.В. Сладкопевец и др.).
Л.Б. Дмитриев [9, с. 78]. выделяет три этапа обра-
Antonova Liudmila Vladimirovna pedagogical
MAINTENANCE OF GRADE LEVELS ... sciences
зования певческих двигательных навыков, обозначает, какие должны быть пояснения при обучении пению на каждом этапе, но методического обеспечения и соответствующих методов по каждому этапу не предлагает. Л.Б. Дмитриев в большей степени опирается на опытного певца, представляющего «формирование звука не только в звуковой и двигательной форме» [9, с. 77], но и включающего в певческую работу «зрительные, вибрационные (резонаторные) представления» [9, с. 77], участвовавшие в формировании звукового образа.
А.Г. Менабени [10, с. 53-83] предложила методику начального этапа обучения сольному пению, в которой описывает определение типа голоса взрослого и детского, применяемые упражнения в пении, формирование практических навыков певческого голосообразования. Исследователь высказывается о существовании более поздних этапов, но названия и содержания их не раскрывает.
Р.В. Сладкопевец [11, с. 18] условно подразделяет методику профессиональной подготовки вокалистов на два этапа: постановка голоса и работа над учебным материалом (упражнениями, вокализами, музыкальными произведениями), концертное исполнение (репетиции, выступления).
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель обучения академическому пению на основе традиций зарубежных и отечественной вокальных школ - овладение студентами составляющих и элементов обучения академическому пению, базирующихся на исполнительском и методическом опыте ведущих певцов и преподавателей вокала.
Из такого понимания обозначены задачи:
- формирование у обучающихся представления об эталонном звучании голоса и его реализация в собственном исполнении через освоение элементов обучения академическому пению;
- понимание физиологических механизмов пения при исполнении элементов обучения; усвоение основных методов и приёмов обучения академическому пению, направленных на овладение элементов обучения.
Изложение основного материала с полным обоснованием полученных результатов. Опираясь на предложенную Л.Б. Дмитриевым трёхэтапность обучения академическому пению, автор статьи разработал три этапа обучения академическому пению: начальный, средний, итоговый.
Каждый этап имеет цель и задачи, исполнительскую (техническая и эмоционально-художественная составляющие) и теоретико-методическую подготовки, которые включают в себя по два раздела. В исполнительскую подготовку входят разделы: первый - «Содержание элементов обучения», второй - «Доминирующие методы» (методы обучения академическому пению на основе традиций зарубежных и отечественной вокальных школ, используемые на определённом этапе обучения) [9; 12-15]; в теоретико-методическую подготовку включены разделы: первый - «Тезаурус», второй - «Доминирующие методы».
Разработанные этапы наполнены определённым содержанием. На каждом этапе исполнительской подготовки в первом разделе изучаются и осваиваются техническая составляющая и элементы обучения академическому пению [16] и эмоционально-художественная составляющая [17-22] в зависимости от их последовательности и степени сложности в обучении. В содержание второго раздела всех трёх этапов включены доминирующие методы, применяемые на каждом этапе. Методы направленны на более эффективное освоение составляющих и элементов, которые в процессе обучения академическому пению формируют у обучающихся певческий эталон.
Во всех трёх этапах в содержание теоретико-методической подготовки входит первый раздел «Тезаурус». В нём обучающимися изучается материал в соответствии с 18
содержанием исполнительской подготовки: осуществляется ознакомление с основным понятийным аппаратом, встречающимся на данном этапе обучения, научно-методическими позициями по каждому элементу обучения (для более подвинутых студентов), проводится анализ вокального произведения.
Во втором разделе «Доминирующие методы» даётся информация о содержании доминирующих методов, применяемых на каждом этапе. На индивидуальных занятиях по дисциплине «Класс сольное пение» проверяются и корректируются знания по изученному студентом материалу с помощью тренинг-практикума и др.
Сроки прохождения /освоения этапов обучения академическому пению у каждого обучающегося могут варьироваться в зависимости от индивидуальных вокальных данных, музыкальности и уровня специальной подготовки.
Содержание трёх этапов обучения академическому пению представлены в таблице № 1 «Этапы обучения академическому пению».
Таблица 1- Этапы обучения академическому пению
Исполнительская подготовка. Техническая составляющая.
2. Доминирующие методы: ооъяснитеявно-иллюстратиЕный. фонетический, концентрический, вербальный,
2. Доминирующие методы: вербальный, ассоциативный, аналитико-синтетический, погружения, создание
Исполнительская подготовка. Техническая составляющая.
Эмо и и он а льве -ху д оже с тв енн ая составляют ая.
определять жанровые и стилистические особенности; умений отбирать средства выразительности, с помощью
2. Доминирующие методы: вербальный, фонетический, ассоциативный, погружения, создание художественного
Исполнительская подготовка. Техническая составляющая.
Рассмотрим содержание каждого этапа обучения академическому пению и их разделов. I этап — начальный. На первом этапе ставится цель - нахождение, сохранение и уточнение работы голосового аппарата и необходимых координаций при освоении элементов на примарных тонах и небольшом диапазоне голоса и ознакомление с теоретико-методическим обеспечением.
Отсюда вытекают соответствующие задачи: познакомить с элементами певческого процесса и их теоретико-методическим обеспечением; найти и сохранить вибра-ционно-мышечные ощущения при освоении элементов; уточнить нужные координации при освоении элементов обучения академическому пению на примарных тонах и небольшом диапазоне голоса.
В исполнительскую подготовку входит техническая составляющая, которая включает в себя раздел первый «Содержание элементов обучения»:
1) выработка постановки корпуса и головы при пении;
2) развитие певческого дыхания и ощущения опоры певческого звука, звуковедения legato;
3) высокой певческой позиции звука;_
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Антонова Людмила Владимировна СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ ...
4) атаки, звуковедения legato;
5) артикуляционного аппарата, чёткость согласных и округление гласных;
6) определение переходных нот и сглаживание регистров голосового аппарата, развитие верхнего участка диапазона голоса с ощущением опоры; эмоциональности, выразительности при пении.
На каждом этапе, во втором разделе, по мере усложнения поставленных задач, используются соответствующие доминирующие методы. На начальном этапе технической составляющей это: объяснительно-иллюстративный, концентрический, фонетический, вербальный, метод слухового контроля, метод визуального контроля и др.
На всех трёх этапах исполнительской подготовки эмоционально-художественная составляющая состоит из таких же разделов, как и техническая, но отличается содержанием.
В первом разделе обозначено: развитие умений петь чувственно и эмоционально; умений отбирать и передавать средства выразительности. «Доминирующие методы» — вербальный, ассоциативный, аналитико-синтети-ческий, метод погружения и др.
II этап — средний, имеет цель — закрепление коор-динаций голосового аппарата при освоении элементов обучения академическому пению на всем рабочем диапазоне и изучение нового материала. В соответствии с поставленной целью вытекают задачи: закрепить координации при освоении элементов обучения; применить их при исполнении произведений; освоить виды вокализации, штрихи, филировку звука.
В исполнительской подготовке технической составляющей помимо закрепления изученного материала развиваются умения пользоваться нижним регистром голоса с ощущением опоры звука, видами вокализации, беглостью, трелью, филировкой звука, различными штрихами и т.д. Применяются вышеперечисленные методы, но доминирующими являются следующие методы: концентрический, аналитико-синтетический, вербальный, внутреннего интонирования, сравнительного анализа и др.
В эмоционально-художественную составляющую входит развитие умений петь чувственно, эмоционально, осмысленно (понимание смысла, подтекста), определять жанровые и стилистические особенности, отбирать и передавать (исполнять) нужные средства выразительности. Возможно применение методов, указанных ранее, в том числе доминирующих: вербальный, фонетический, ассоциативный, погружения, словесного действия, эм-патии и др.
III этап — итоговый, целью которого является приобретение нужных координаций и вокально-технических навыков и применение их при исполнении произведений. Приобретение координаций и вокально-технических навыков и умение их применять в пении, найти и передать свою интерпретацию в исполняемом произведении определяют задачи итогового этапа.
Исполнительская подготовка, техническая составляющая состоит из повторения и закрепление раннее приобретённых координаций при пении. Применение вокально-технических навыков в исполнении произведения. Используются все предыдущие специальные методы, в частности доминирующие: фонетический, вербальный, сравнительного анализа и др.
Эмоционально-художественная составляющая базируется на применении приобретённых вокально-технических навыков для передачи эмоционально-художественного образа исполняемого произведения; составлении исполнительского плана и разбора общеэмоционального тона произведения; отбора адекватных средств выразительности для передачи художественного образа произведения.
Как и на предыдущих двух этапах, на третьем этапе применяется вся предложенная классификация методов
обучения академическому пению, но доминирующими являются методы: погружения, эмпатии, психофизического действия, словесного действия и др.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, применение разработанных и последовательных этапов обучения академическому пению (начальный, средний, итоговый) поможет обучающимся академическому пению сформировать представление об эталонном звучании голоса, реализовать его в собственном исполнении через освоение составляющих и элементов обучения академическому пению; понять физиологические механизмы пения при исполнении элементов обучения; усвоить основные методы обучения академическому пению, направленные на овладение составляющих и элементов обучения; овладеть составляющими и элементами обучения академическому пению, базирующиеся на исполнительском и методическом опыте ведущих певцов и преподавателей вокала; расширит теоретико-методическую подготовку обучающихся в области традиций зарубежных и отечественной вокальных школ и «методический инструментарий» как студентов так и преподавателей академического пения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баженова Е.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Чебоксары, 2003. 201с.
2. Барвинская Е.М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барвинская. Москва, 2009. 22 с.
3. Горецкая Н.В. Комплексный подход к педагогической практике студентов музыкальных вузов (на материале работы исполнительских кафедр): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1993. 18 с.
4. Кудрявцева В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2013. 25 с.
5. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. М.: Музыка, 1964. 228 с.
6. Ангуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М.: Аграф, 2003. 240с.
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. 370с.
С.5.
8. Агин М.С. Наука и практика в области вокального искусства // Сборник трудов первого международного междисциплинарного конгресса «Голос». М.: ООО Центр информационных технологий в природопользовании, 2007. С.232-233.
9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-е изд. М.: Музыка, 1996. 368 с.
10. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. 95 с.
11. Сладкопевец Р.В. Развитие художественно-творческого потенциала вокалистов в ВУЗах культуры и искусств. Автореферат дисс. к. пед. н.: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Москва, 2008. 24 с.
12. Деряжный В.А. О принципах и методах советской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. Статьи и очерки. М.: Музыка, 1967. С. 5-44.
13. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с.
14. Усачёва В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001. С. 219-268.
15. Антонова Л.В. Методы обучения сольному пению на основе педагогических традиций итальянской и русской вокальных школ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.14. 2012. № 2. С. 250-255.
16. Антонова Л.В. Методика обучения академическому пению: история и проблемы исследования // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С.70-74.
17. Станиславский — реформатор оперного искусства. Материалы и документы / Сост. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская. М.: Музыка, 1977. 360 с.
18. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М.: Мой XX век. Вагриус, 1997. 319 с.
19. Силантьева, И.И. Приём мелодекламации в развитии образно-смыслового интонирования // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. М. - СПб., 2007. С. 94 — 97.
20. Кристи Г.В. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952. 284 с.
21. Антонова Л.В. Методы создания художественного образа вокального произведения // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски: материалы седьмой Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, магистрантов и студентов. Т.1. Екатеринбург: УрГПУ,
Antonova Liudmila Vladimirovna
MAINTENANCE OF GRADE LEVELS ...
pedagogical sciences
2014. С. 5-11.
22. Антонова Л.В. Некоторые правила создания художественного образа вокального произведения // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Одинцовские психолого-педагогические чтения М.: Национальный книжный центр, 2014. С. 1104-1109.
Статья поступила в редакцию 24.04.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019
20
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)