Научная статья на тему 'Значение итальянской вокальной педагогики в формировании младокультурных певческих направлений'

Значение итальянской вокальной педагогики в формировании младокультурных певческих направлений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1143
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ / МЛАДОКУЛЬТУРНОЕ ПЕВЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСКУССТВО ПРЕКРАСНОГО ПЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / INTERCULTURAL CONTACTS / YOUNG CULTURAL SINGING DIRECTION / VOCAL PEDAGOGY / ART OF BEL CANTO / NATIONAL VOCAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цибудеева Надежда Циденовна

Статья посвящена значимости межкультурных контактов в области музыкального исполнительства и музыкальной педагогики на протяжении XIX в. в формировании младокультурных певческих направлений, в результате которых выдающиеся представители итальянской вокальной школы способствовали созданию русской и грузинской академических певческих направлений, а через поколение бурятской вокальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of Italian vocal pedagogics for formation of yoing cultural vocal schools

The article is devoted to the importance of intercultural contacts in the field of musical playing and musical pedagogy in formation of young cultural singing directions during the XIX-th century, as a result, the prominent singers of Italian vocal school helped to formation of the Russian and Georgian academic singing directions, and through one generation to formation of the Buryat vocal school.

Текст научной работы на тему «Значение итальянской вокальной педагогики в формировании младокультурных певческих направлений»

14/2013

4. Раддов В.В. Предисловие к V тому образцов народной литературы тюркских племен. - СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1868. - С. 18.

5. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. - Новосибирск: Наука, 1990. -209 с.

6. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А.М. Сагалаев, И.В. Октябрьская,

Э.Л. Львова, М.С. Усманова. - Новосибирск: Наука, 1990. -209 с.

7. Трояков П.А. К вопросу о хакасском стихосложении // Ученые записки ХНИИЯЛИ. Серия филологическая.

- 1964. - №10. - С. 26-43.

8. Унгвицкая М.А. Хакасское народное поэтическое творчество / М.А. Унгвицкая, В.Е. Майногашева. - Абакан: Красноярсккнигиздат, Хакасское отд-ние, 1972. - 311 с.

9. Шевцов В.Н. Героический эпос Хакасии в его национально-музыкальной специфике (к вопросу изучения

фольклора Сибири на современном этапе). - Омск, 1985. -С. 57-60.

10. Шевцов В.Н. Сюжет и музыкальная композиция в героическом эпосе кызыльцев // Проблемы изучения эпоса: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. - Клайпеда, 1988. -С. 54-55.

Мазай Лариса Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музыки и музыкального образования, заведующая кафедрой народного художественного творчества Хакассского государственного университета, г. Абакан, e-mail: [email protected].

Mazai Larisa Yurievna, candidate of culturological sciences, associate professor, department of music and musical education, head of the department of art creativity, Khakass State University named after N.F. Katanov, Abakan, e-mail: [email protected].

УДК 781.7 © Н.Ц. Цибудеева

ЗНАЧЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ МЛАДОКУЛЬТУРНЫХ ПЕВЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Статья посвящена значимости межкультурных контактов в области музыкального исполнительства и музыкальной педагогики на протяжении XIX в. в формировании младокультурных певческих направлений, в результате которых выдающиеся представители итальянской вокальной школы способствовали созданию русской и грузинской академических певческих направлений, а через поколение - бурятской вокальной школы.

Ключевые слова: межкультурные контакты, младокультурное певческое направление, вокальная педагогика, искусство прекрасного пения, национальные певческие школы.

N.Ts. Tsibudeeva

THE IMPORTANCE OF ITALIAN VOCAL PEDAGOGICS FOR FORMATION OF YOING CULTURAL VOCAL SCHOOLS

The article is devoted to the importance of intercultural contacts in the field of musical playing and musical pedagogy in formation of young cultural singing directions during the XIX-th century, as a result, the prominent singers of Italian vocal school helped to formation of the Russian and Georgian academic singing directions, and through one generation - to formation of the Buryat vocal school.

Keywords: intercultural contacts, young cultural singing direction, vocal pedagogy, art of bel canto, national vocal schools.

Социально-исторические условия XIX века, охарактеризованные все более растущим интересом Запада к России, отчетливо проявились в установлении взаимных культурных контактов как в области музыкального исполнительства, так и музыкальной педагогики, когда русские композиторы посещали музыкальные центры европейских стран, зарубежные же исполнители, гастролируя по России, давали частные уроки и надолго задерживались в стране пребывания, становясь, таким образом, у истоков возникновения очагов музыкального образования. Так завязывались долговременные и устойчивые отношения с итальянской вокальной педагогикой, представленной главным образом певцами, которые по окончании исполнительской карье-

ры на родине, приглашались на преподавательскую деятельность в творческие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. А воспитав огромное количество учеников и последователей, оставили глубокий след в русской музыкальной культуре.

В то же время нельзя не отметить, что в боязни чрезмерного засилья «италомании» как серьезного препятствия в сохранении национального лица, выдающиеся корифеи русской музыки: М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Н. Серов,

В.В. Стасов, П.И. Чайковский и др., остерегались ее пагубного воздействия на отечественную культуру в лице ее носителей. Так, крупнейший музыкальный критик и композитор А.Н. Серов писал в 1863 г.: «Сердце радуется, что наша русская опера так видимо богатеет ис-

полнителями! Еще несколько дружных усилий на пользу отечественного оперного театра - и нам итальянская опера нимало не помешает, при всем огромном еще теперь пристрастии в массе публики» [1, а 161].

Негативное отношение передовых творческих и общественных деятелей, дороживших интересами родной культуры, не препятствовало в то же время проникновению в страну итальянской вокальной педагогики, сложившейся к XVII-XVШ вв. и оказавшей определяющее влияние на формирование младокультурных вокальных школ.

По мнению исследователей истории вопроса, становление российской школы вокала происходило на основании усвоения отечественными исполнителями двух, по крайней мере, манер пения, итальянской и французской, переработанных в горниле собственного творчества [2, ^ 126]. Под национальной школой пения подразумевается в данном случае определенное исторически и социально обусловленное художественное направление, ярко отражающее характерные черты психологического склада данного народа, его музыки, поэзии, языка [3, а 43]. Обнаруживая «естественность и благородство русского пения по сравнению с вычурами итальянской, криками французской и манерностью немецкой школ», А.С. Даргомыжский в своем письме к певице Л.И. Кармалиной, стажировавшейся в Италии, отдает предпочтение отечественным музыкальным достижениям перед иностранными и говорит уже о самостоятельности русской вокальной школы.

Доподлинно известно, что родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка приобретал певческие навыки у итальянцев - с 17 лет у домашнего учителя Тодди, затем - Белло-ли. Будучи в 1830-1833 гг. в Италии, он изучал методику преподавания итальянских профессоров Э. Бианки и А. Нодзари, а затем - известной французской певицы Ж. Фодор-Менвьель. Овладев азами профессионального вокала, он по возвращении на родину давал уроки пения и выступал в концертах с партиями Дж. Рубини [2 ,с. 149].

Заинтересованность передовой общественности в судьбах родного искусства актуализировала к середине XIX в. проблему обучения отечественных певцов в первых в России консерваториях, открытых в Санкт-Петербурге в 1862 г., в Москве - в 1966 г. по инициативе и предприимчивости выдающихся музыкантов - братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов. За неимением специалистов для преподавания вокала туда приглашались итальянцы: в Санкт-Петербург -

Э. Гамиери, Ф. Каталано, К. Эверарди наряду с Г. Ниссен-Саломаи, шведкой по происхождению, которые владели тонкостями вокальной школы и способностями в передаче ее своим подопечным; в Москву - Э. Тальябуэ, Л. Казати [4, с. 73]. В силу длительных творческих контактов их приобщение к духу русского искусства позволило итальянской школе стать естественной базой русского вокального направления. Процесс оказался обоюдным, вследствие которого итальянские специалисты через своих воспитанников прониклись особенностями русского менталитета, в том числе и музыкального. Предтечей же вузовских форм обучения были бесплатные классы пения на дому у известных педагогов: Л. Пиччиоли, А. Лодия и Г. Ниссен-Саломаи при Русском музыкальном обществе Санкт-Петербурга.

Так, в разные годы в центральных консерваториях страны творили итальянские преподаватели вокала - яркие представители искусства bel canto: Камилло Эверарди, Антонио Котоньи, Умберто Мазетти, Каролина Ферни-Джиральдони, Маттиа Баттистини, Этторе Ган-дольфи, обладавшие значительным опытом выступлений на мировой оперной сцене.

К. Эверарди - великолепный Фигаро, Донжуан и Мефистофель, воспитанник Поншара, Га-бенека, проходил партию Фигаро с его создателем Дж. Россини, Мефистофеля же - с Ш. Гуно. В попытке упразднения тех, кто якобы стоит на пути самобытного развития российской культуры, именно его обходила критика музыкальной общественности, считавшая непременным условием формирования вокалиста лишь ниву отечественного искусства. У К. Эверарди получил, к примеру, певческую квалификацию Д.А. Усатов - первый и единственный наставник великого Ф.И. Шаляпина, «бескорыстно отдававший ар-тисту-самородку свой труд, свою энергию и знания» [5, с. 126].

Эверарди был гордостью Московской консерватории. Великолепный певец, он как исключительно даровитая натура, впитал в себя основы вокального искусства и, что главное, умел без всяких ухищрений и хитроумных подходов передать ученикам свое искусство [4, с. 10]. Маэстро придавал серьезное значение исполнительской технике, позволяющей сохранять голосовой аппарат в течение продолжительного времени, его звучность и гибкость. Благодаря этому он в преклонном возрасте безукоризненно воспроизводил трели, гаммы, пассажи и прочие вокальные трудности.

Выдающаяся русская певица А.В. Нежданова считала, что быть учеником К. Эверарди - зна-

14/2013

чит постичь все лучшие стороны итальянского bel canto [6, с. 227]. Крупнейший петербургский бас, солист Мариинской оперы Ф.И. Стравинский помимо Г. Репетто, Э. Виардо и Г. Ниссен-Саломаи занимался также у К. Эверарди.

Место К. Эверарди в МГК после ухода его из жизни занял У. Мазетти, вырастивший видных представителей русского оперного искусства:

А.В. Нежданову, Н А. Обухову, В.В. Барсову и др.

Опыт работы итальянского маэстро запечатлен в следующих высказываниях: «Мазетти понимал вокальное дело. Вероятно, он не столько ставил голоса в узком понимании этих слов, сколько воспитывал культуру исполнения певцам. У него не существовало теории о постановке голоса как таковой совершенно отдельно от художественного материала. У. Мазетти воспитывал у учеников осмысленное отношение к освоению техники пения. Он был скуп на замечания и разъяснения, но его уроки всегда проходили живо» [4, с. 211]. Примечательным свойством его педагогического подхода было создание во внутреннем мире учащегося определенного эмоционального состояния, способствующего адекватной трансляции музыкального образа.

Корифей русской оперы Л.В. Собинов, восхищавшийся пением «короля теноров» А. Мази-ни, оттачивал свое вокальное искусство у итальянского профессора пения А. Маццоли. «Собинов немало воспринял от своих временных учителей и советчиков в Италии: Ч. Росси, Барбини, Ф. Канноне и в особенности Р. Делли-Понти, не говоря уже о слуховой школе, пройденной им у итальянцев при участии в петербургских спектаклях антрепризы К. Гвиди и А. Угетти, в которой пели такие признанные мастера, как Л. Тетраццини и Э. Джиральдони» [7, с. 23].

Итальянский маэстро М. Баттистини, будучи на гастролях в Москве в феврале 1912 г., давал в то же время уроки русским певцам, среди которых был и солист прославленного Большого театра (далее - ГАБТ), народный артист СССР

С.И. Мигай.

В XIX в. усилиями итальянских вокальных педагогов: А. Буцци, П.Л. Ронци и А.П. ди Су-вестро, воспитавших в Грузии преподавателей пения Е.К. Ряднова, О.А. Бахуташвили-Шульгину и Е.А. Вронского, были заложены предпосылки для формирования национальной вокальной школы. Они обучили, в свою очередь, первых на Кавказе профессиональных певцов и передали им искусство академического вокала. Исконно ценившаяся у грузин «красота сладости голоса», выражавшая всю полноту чувств и выразительность исполнения, вполне соответст-

вовала итальянским вокальным критериям [8, с. 23].

Педагогический опыт лирико-драматического тенора, солиста Тбилисского академического оперного театра Д.Я. Андгуладзе воплотился затем в его учениках и последователях, среди которых видное место занимают певцы, завоевавшие международное признание: народный артист ГрузССР Нодар Андгуладзе, народные артисты СССР Зураб Анджапаридзе и Зураб Соткилава.

Вокальная школа Бурятии, складывавшаяся на протяжении XX в., также ведет свое начало от классиков вокаловедения: П. Виардо, А. Ко-тоньи, К. Эверарди, М. Баттистини, У. Мазетти, К. Ферни-Джиральдони, Э. Гандольфи. Российские вокальные педагоги Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Свердловска (Екатеринбурга), Новосибирска, обучавшие солистов Бурятского оперного театра им. народного артиста СССР Г. Цыдынжапова и республиканской филармонии, получили профессиональную школу у итальянских вокальных учителей. К примеру, народные артисты СССР Лхасаран Линховоин и Ким Базарсадаев являются учениками профессора Ленинградской консерватории (далее -лОлГК с 1938 г.) И.И. Плешакова, профессионального внука К. Эверарди через своего педагога В.С. Сластникова. Премьерные сопрано бурятской оперы на стадии ее зарождения народная артистка РСФСР Надежда Петрова и заслуженная артистка РСФСР Клавдия Гомбоева-Языкова продолжили школу К. Эверарди через профессора ЛОЛГК Т.А. Докукину, питомицу, в свою очередь, Е.В. Де-Вос-Соболевой. Первый бурятский тенор, заслуженный артист РСФСР Абида Арсаланов учился в классе профессора МГК С.И. Мигая - последователя итальянского маэстро М. Баттистини. Народный артист СССР Дугаржап Дашиев и народная артистка РСФСР Чимита Шанюшкина окончили Уральскую консерваторию у профессора З.В. Щелоковой, ведущей профессиональную родословную от Паулины Виардо и воспитывавшейся в Школе мастерства («Мейстер шуле») при МГК и стажерском цехе ГАБТа у народной артистки СССР, солистки ГАБТа К.Г. Держинской - ученицы Е.И. Терьян-Коргановой. Фактором же, способствующим созданию бурятской вокальной школы, служат благодатнейшие фонетические свойства бурятской лексики, обуславливающей адаптированность ее языковой системы к вокалу.

Таким образом, установление взаимных культурных контактов между Западом и Россией на протяжении XIX-XX вв. привело к созданию

устойчивого музыкального явления в виде национальных певческих школ академической направленности: русской, грузинской, бурятской и т.д.

Литература

1. Львов М.Л. Из истории вокального искусства. - М.: Музгиз, 1964. - 228 с.

2. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с.

3. Деряжный В.А. О принципах и методах советской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. -М.: Музыка, 1967. - 184 с.

4. Московская консерватория (1866-1966). - М.: Музыка, 1966. - 726 с.

5. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство: в 2-х. -М.: Искусство, 1959. - Т.1.- 767 с.

6. Назаренко И.К. Искусство пения. - М.: Музыка, 1968. - 512 с.

7. Богданов-Березовский. Певец любви и свободы / Л.В. Собинов: статьи, речи, высказывания: в 2-х т. - М.: Музыка, 1970. - Т.2. - 551 с.

8. Бахуташвили Н.К. Очерки по истории вокального образования в Грузии. - Тбилиси: Заря Востока, 1959.

- 179 с.

Цибудеева Надежда Циденовна, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, г. Улан-Удэ, e-mail: cebude@ mail.ru.

Tsibudeeva Nadezhda Tsidenovna, candidate of art criticism sciences, member of the Union of composers of the Russian Federation, Ulan-Ude, e-mail: cebude@ mail.ru.

УДК 504.03:39 Н 243

© Б.-Ц.Б. Намзалов

ЭТНОЭКОЛОГИЯ И ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ*

^Исследования поддержаны грантом РГНФ № 13-06 - 18011/13

В работе рассматривается проблема взаимодействия этнических сообществ и природных систем в исторической ретроспективе и глобальном временном масштабе.

Ключевые слова: этноэкология, традиционное природопользование, этнобиология, этноботаника.

B.-Ts.B. Namzalov

ETHNOECOLOGY AND TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT AT THE TURN OF CENTURIES: HISTORY OF ISSUE AND PROSPECTS OF RESEARCH

In the article a problem of interrelation between ethnic communities and ecosystems in historical retrospect and global temporal aspect has been raised.

Keywords: ethnic ecology, traditional nature management, ethnic biology, ethnic botany.

В настоящее время в социальных проблемах природопользования (сначала в этнонациональ-ных границах государств, а в дальнейшем - в планетарном масштабе) сфокусированы основные противоречия современности. Последние могут быть решены с принятием Концепции устойчивого развития, принятой на Сессии ООН в Рио-де-Жанейро (1992).

Как бы широко и разнопланово ни относились наши современники к понятию «экология», очевидно одно - основой его является классическая биология. Термин «экология» был предложен Эрнстом Геккелем (1834-1919). В 1866 г. в книге «Всеобщая морфология» им было дано определение экологии как учения о балансе между организмом и средой, т.е. о связях организма с внешним окружающим миром. Как известно, концепции и законы экологии применимы и к человеку, и его хозяйственной деятельности. Человек, как и любой живой орга-

низм, живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществом, энергией, информацией со средой своего обитания.

Если отношения таких глобальных целостностей, как «природа» и «этносы», рассматривать с системных позиций, вырисовываются следующие закономерности (рис. 1). На определенном этапе эволюции природы, начиная с раннеголоценовых группировок древних людей до неолитических родоплеменных объединений, отношения человека с природой носили однонаправленный характер, т.е. человек и как индивид, и как член сообщества людей был полностью зависим от природы. В данном случае человеческие популяции выступали как элементы природных экосистем.

Популяции первобытных охотников-собирателей около 10 тыс. лет назад начали дифференцироваться на два хозяйственнокультурных типа (ХКТ). Одни из них более мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.