Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / развитие / деятельность / методы обучения / педагогические приемы / физическая подготовка / физические качества / двигательные навыки / professional competence / development / activity / teaching methods / pedagogical techniques / physical training / physical qualities / motor skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврющенко Юрий Николаевич, Михайлец Валерий Владимирович, Табарин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются основные приемы развития физических качеств курсантов с учетом содержания требований к ним в руководящих документах. На основе авторского анализа современных подходов к организации и осуществлению физической подготовки будущих офицеров рассматриваются некоторые перспективные способы и приемы развития физических качеств военнослужащих. В работе обосновывается авторский подход к выбору способов развития физических качеств курсантов с учетом специфики организации занятий по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврющенко Юрий Николаевич, Михайлец Валерий Владимирович, Табарин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main methods of developing the physical qualities of cadets, taking into account the content of the requirements for them in the governing documents. Based on the author's analysis of modern approaches to the organization and implementation of physical training of future officers, some promising methods and techniques for the development of physical qualities of military personnel are considered. The paper substantiates the author's approach to the choice of ways to develop the physical qualities of cadets, taking into account the specifics of the organization of physical training classes.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки Гаврющенко Юрий Николаевич

МВОКУ «Московское высшее общевойсковое командное училище» (г. Москва);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Михайлец Валерий Владимирович

МВОКУ «Московское высшее общевойсковое командное училище» (г. Москва);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Табарин Владимир Николаевич

МВОКУ «Московское высшее общевойсковое командное училище» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются основные приемы развития физических качеств курсантов с учетом содержания требований к ним в руководящих документах. На основе авторского анализа современных подходов к организации и осуществлению физической подготовки будущих офицеров рассматриваются некоторые перспективные способы и приемы развития физических качеств военнослужащих. В работе обосновывается авторский подход к выбору способов развития физических качеств курсантов с учетом специфики организации занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, развитие, деятельность, методы обучения, педагогические приемы, физическая подготовка, физические качества, двигательные навыки.

Annotation. The article discusses the main methods of developing the physical qualities of cadets, taking into account the content of the requirements for them in the governing documents. Based on the author's analysis of modern approaches to the Organization and implementation of physical training of future officers, some promising methods and techniques for the development of physical qualities of military personnel are considered. The paper substantiates the author's approach to the choice of ways to develop the physical qualities of cadets, taking into account the specifics ofthe Organization of physical training classes.

Keywords: professional competence, development, activity, teaching methods, pedagogical techniques, physical training, physical qualities, motor skills.

Введение. На основе анализа правовых и методических источников выявлено, что развитие физических качеств военнослужащих - одна из важных задач, решение которой обеспечивает высокий уровень формирования профессиональной компетентности будущих офицеров, определяющий их способность использовать военно-прикладные навыки в ходе выполнения профессионально-должностных обязанностей в мирное время и в боевых условиях.

Среди физических качеств выделяют, прежде всего, следующие качества:

- выносливость,

- силу,

- ловкость,

- быстроту.

Развитие физических качеств военнослужащих обеспечивает формирование необходимого уровня физической подготовленности.

Под физической подготовленностью понимают интегральное качество личности, отражающее определённую степень психологической, физической, методической готовности выполнять служебные задачи.

Как показывает практика, чем выше уровень физической подготовленности, тем более уверенно и профессионально действует офицер в различных условиях, в том числе, в экстремальных ситуациях. А так же при несении боевой службы.

Кроме того, необходимо отметить, что физическая подготовка на протяжении многих лет в обязательном порядке включается в программы подготовки командного состава в военных вузах [61.

Анализ показал, что методические аспекты физической подготовки курсантов военных вузов изучены недостаточно. В то же время на практике возникает немало проблем, обусловленных тем, что на развитие физических качеств оказывают влияние индивидуальные характеристики курсантов, а формальное отношение к планированию и организации физической подготовки их не учитывает, снижая тем самым ее результативность. Все это определяет актуальность темы.

Цель данной статьи заключается в изучении и анализе эффективности приемов развития физических качеств курсантов как элемента профессиональной компетентности с учетом положений нормативных документов, регламентирующих содержание компетентностных требований к военнослужащим Вооруженных сил РФ.

Достижение цели зависит от решения задач, в которые входят: анализ положений нормативных документов; уточнение сущности и содержания требований к развитию физических качеств будущих офицеров ВС РФ; обоснование эффективности ряда педагогических приемов развития физических качеств курсантов в ходе формирования необходимого уровня их физической подготовленности.

Подготовка статьи основана на использовании методов теоретического анализа педагогических и нормативных источников, эмпирических и статистических методов научного исследования (наблюдения, статистического обобщения), анализа практики.

Научная новизна представленного материала заключается в систематизации и обобщении данных о педагогических приемах развития физических качеств в соответствии с компетентностными требованиями, обоснование их эффективности в условиях реального учебного процесса военного вуза.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены выводы и обобщения, основанные личном опыте физической подготовки курсантов военного вуза.

Практическая значимость статьи определяется тем, что в ней обоснована эффективность педагогических приемов развития физических качеств курсантов на основе подтвержденных практикой их применения данных, с учетом содержательных требований к уровню формирования необходимого уровня физической подготовленности будущих офицеров ВС РФ.

Авторская позиция основывается на изучении практики, апробирована в образовательном процессе военного вуза.

Изложение основного материала статьи. Военно-профессиональная компетентность - сложное многоэлементное образование, включающее в себя систему сформированных знаний, умений, навыков и личностных качеств, определяющих уровень готовности офицера решать задачи по предназначению на основе комплексного использования приобретенного в ходе подготовки опыта деятельности, ценностных ориентиров и способности трансформировать их с учетом условий службы и боевой обстановки [3].

Система физической подготовки в период обучения является одним из важных звеньев профессиональной подготовки будущих офицеров, так как является одним из основных факторов успешного выполнения военнослужащими своих

служебных обязанностей. В качестве первостепенной задачи физической подготовки определяется развитие у военнослужащих физических качеств [4].

Развитие физических качеств - сложный и длительный процесс, который напрямую зависит от формирования функциональных систем организма, обеспечивающих двигательные навыки, способность к адаптации, умение управлять своей энергией, распределять нагрузку.

Двигательная активность военнослужащего в боевых условиях играет решающую роль в максимальном обеспечении жизни, сохранения здоровья, выполнения сложных задач на высоком профессиональном уровне.

Важным условием эффективности развития физических качеств является рациональный подход к организации физической подготовки курсантов, построение на длительную перспективу.

Подобный подход обусловлен спецификой физической подготовки:

- достижение максимального результата зависит от многочисленных повторений выделенных упражнений,

- тщательной проработки их каждым курсантом,

- закрепления на уровне навыков.

Кроме того, развитие физических качеств не должно негативно сказываться на состоянии здоровья курсантов, их активности и психологическом комфорте.

При этом физическая подготовка должна быть, в целом, направлена на:

- общее повышение работоспособности,

- выработку навыков сохранения и укрепления здоровья,

- на повышение самооценки и чувства уверенности в себе.

В данном процессе традиционно используются следующие методы: воспитания и обучения, а так же метод слаживания.

Так, так называемое боевое слаживание направлено на обучение курсантов выполнять свои профессиональные функций, необходимые действия доя достижения результатов, определяющих успешное решение военно-профессиональных задач [51.

Исходя из вышеперечисленных положений, развитие физических качеств на индивидуальном уровне - это задача-минимум, так как военнослужащий должен быть эффективен и во взаимодействии с другими военнослужащими и лично, и в составе подразделения.

В утвержденном Наставлении по физической подготовке в ВС РФ четко определяются методы развития физических качеств военнослужащих, определены нормативы и требования к оцениванию.

Однако, с целью повышения эффективности и достижения требуемого уровня физической подготовленности курсантов в ходе занятий могут применяться различные психологические и педагогические приемы и способы активизации с учетом закономерностей адаптации человеческого организма к любой стрессовой нагрузке, в том числе, к физическим нагрузкам [11.

Степень достижения результата определены в нормативных документах, однако, в образовательной практике военных вузов наработаны педагогические приемы, позволяющие максимально продуктивно достигать требуемого уровня - это выбор руководителя, инструктора занятия по физической подготовке. Это сообразуется и с возможностями, которые дает установка на проведение занятий в составе группы.

Педагогические приемы представляют собой целенаправленные однородные действия, направленные на повышение качества усвоения знаний. Могут применяться в совокупности с определенными средствами, либо без их использования. К таким относятся, например, проблемные вопросы, разъяснение, сравнение нового с уже изученным материалом и другие.

Попытки классифицировать педагогические приемы предпринимаются достаточно часто, но единого подхода так и не сложилось [71.

Педагогические приемы совершенствования процесса формирования физических качеств - это способы активизации физической активности курсантов, направленные на повышение эффективности выполнения физических упражнений (отдельных и в комплексе), результатом чего является повышение уровня физической подготовленности как структурного элемента системы профессиональной подготовки будущих офицеров [21.

Достижение цели зависит от педагогического подхода к выбору методов и приемов. Согласно документам, овладение физическим упражнением рекомендуется проводить последовательно, в три этапа: сначала ознакомление, затем -разучивание и тренировка.

Цель ознакомления военнослужащего с физическим упражнением включает усвоение не только его названия, но и понимание предназначения, а также овладение техникой его выполнения.

Одним из основных является метод показа, который может быть реализован с помощью применения разных приемов (см. табл. 1).

Педагогические приемы метода показа при первичном ознакомлении курсантов с физическим упражнением

Прием Особенности применения Преимущества

Личный показ выполнение должно быть высокотехничным; расположение места показа должно хорошо просматриваться. способствует повышению репутации обучающего и развитию мотивации военнослужащих на овладение упражнением; не требует применения технических средств обучения; руководитель занятия лично тестирует и демонстрирует готовность спортивного снаряда для выполнения упражнения.

Видео-показ выбор лучшего, методически правильного варианта выполнения разучиваемого упражнения; возможность давать по ходу выполнения пояснения и комментарии. возможность использования при дистанционном обучении; возможность наиболее проблемные элементы рассмотреть детально, с остановкой в нужные моменты или повторами.

Представление военнослужащим, владеющим техникой на высоком уровне выполнение должно быть качественным; комментировать следует только технику выполнения, но не личностные качества военнослужащего. наглядная демонстрация возможностей в овладении упражнением; возможность демонстрации прогресса развития требуемого физического качества; дополнительная мотивация военнослужащего демонстрирующего выполнение упражнения к повышению физических данных; определение перспективных с точки зрения методических умений военнослужащих (для дальнейшей работы руководителями малых групп).

В ходе второго этапа - разучивания физического упражнения - у военнослужащих формируются двигательные навыки. Помимо определенных документами способов (целиком, по отдельным частям и т.д.), для успешного разучивания могут быть применены педагогические приемы, которые оказывают положительное влияние на качество овладения навыками, но и сокращение длительности этого этапа.

Таблица 2

Педагогические приемы разучивания физических упражнений

Прием Особенности применения Преимущества

Индивидуальная работа требуется уделить достаточно времени на усвоение техники выполнения упражнения каждому обучающемуся; сложные упражнения разучиваются по разделениям (частям, отдельным элементам физических упражнений). способствует качественному усвоению двигательных навыков; дает возможность выявить на начальном этапе трудности и препятствия достижения требуемого уровня; обучающийся может самостоятельно корректировать распределение времени, отводимого для разучивания каждого элемента сложных физических упражнений и оптимальную индивидуальную интенсивность занятий.

Парная работа объединение в пары требует учитывать и степень физической подготовки, и особенности межличностных отношений. уменьшает время разучивания за счет взаимопомощи обучающихся; повышает качество взаимодействия обучающихся в ходе совместного выполнения служебных задач; взаимоконтроль снижает вероятность нарушения методики выполнения упражнения обучающимися.

Работа в мини-группах объединение в группы по 3-5 человек; следует учитывать и личные предпочтения, и целесообразность совместного разучивания именно в этом составе. способствует решению задач слаживания воинского коллектива; позволяет выявить наиболее способных для методической работы военнослужащих; позволяет развивать командные навыки и качества.

Тренировка является основным этапом обучения, она основывается на многократном повторении физического упражнения с постепенным усложнением, с использованием различных комбинаций двигательных навыков. Кроме того, в ходе тренировки происходит закрепление и методических навыков будущих офицеров.

Характеристика педагогических приемов тренировки

Прием Особенности применения Преимущества

Простое повторение необходимо добиваться методически правильного выполнения упражнения и результатов, максимально приближенных к нормативам; целесообразно использовать взаимоконтроль и взаимооценку. позволяет вырабатывать привычку систематической работы и постепенного наращивания качества выполнения при интенсификации нагрузки; способствует развитию и закреплению методических навыков на основе применения совместных занятий; развивает силу воли обучаюшегося.

Отработка в зависимости от группы упражнений, может предусматривать развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса упражнений в целом; используются различные формы физической подготовки - индивидуальные, групповые, парные, комбинированные. позволяет максимально сконцентрировать усилия по овладению физическими навыками и развитию физических качеств; способствует слаживанию воинских коллективов на основе активного взаимодействия в ходе группирования и перегруппирования подразделений.

Соревнование позволяет в короткие сроки достигнуть желаемых результатов на основе концентрации усилий на победе в соревновании; повышает уровень мотивации на развитие физических качеств для демонстрации высоких командных результатов. способствует выработке навыков оценивания техники выполнения упражнений; позволяет овладеть навыками командного взаимодействия; в условиях параллельной борьбы между группами достигает максимума эффективность физических упражнений; создает условия для развития командирских качеств.

Использование в ходе занятий вышеобозначенных приемов не противоречит официальным установкам на применение для развития у курсантов необходимого комплекса физических качеств, двигательных навыков. Кроме того, развитие физических качеств и формирование военно-прикладных двигательных навыков будущих офицеров позволяют использовать их в интересах слаживания воинских коллективов.

Выводы. Таким образом, в ходе развития физических качеств военнослужащих применение различных приемов обучения, применяемых в различных сочетаниях, позволяют повысить эффективность этого процесса, способствуют решению задач их воспитания и развития. Достижение необходимого уровня физической подготовленности, сформированности военно-прикладных двигательных навыков, теоретических знаний и методических умений обеспечивается применением перспективных приемов развития основных физических качеств в ходе физической подготовки.

Литература:

1. Богачёв, Е.В. Физическая подготовка военнослужащих и сотрудников силовых структур / Е.В. Богачёв, A.A. Арутюнов. - Москва, 2019. - 109 с.

2. Военная педагогика: Учебник / И.А. Алехин, A.A. Авуза, В.В. Богуславский [и др.]. - 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 414 с.

3. Герасимова, И.А. Методические приемы развития у курсантов навыков педагогической деятельности в ходе подготовки к военно-политической работе в Вооруженных силах Российской Федерации / И.А. Герасимова, Н.В. Пахомова // Мир образования - образование в мире. - 2022. - № 2(86). - С. 184-190

4. Приказ Министра обороны РФ от 20 апреля 2023 г. № 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».

5. Словарь военных терминов / [Сост. Плехов A.M.], - Москва: Воениздат, 1988. - 335 с.

6. Ценцеря, C.B. Сущность и содержание физической подготовленности будущих офицеров в контексте современных требований / C.B. Ценцеря, А.Н. Козырев // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 80-2. -С. 333-337

7. Хуторской, A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 406 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Гаджиева Патимат Дайитбеговна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Раджабова Раиса Валиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова» (г. Махачкала)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация. Продемонстрированы наиболее существенные, на взгляд авторов, особенности процесса развития социальной ответственности у представителей современной студенческой молодёжи с использованием средств духовно-нравственного просвещения. Для этого в первую очередь исследуется текущее состояние культурного развития российского общества. Доказывается необходимость принятия мер по его улучшению, в т.ч. путём модернизации системы высшего образования. Далее авторы показывают роль формирования социальной ответственности в подготовке будущего профессионала, которому предстоит реализовывать свои обязанности в условиях постиндустриального общества будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.