Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК С ПОМОЩЬЮ ИСКУСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДЫ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК С ПОМОЩЬЮ ИСКУСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ВУЗЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИСКУССТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СРЕДА / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранюк Виталий Игоревич, Алёхин Игорь Алексеевич, Кушнир Максим Александрович

В данной статье представлены противоречия, которые указывают на необходимость модернизации физической подготовки в ВУЗах Сухопутных войск. Решение данной проблемы возможно, если в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск будет использоваться: искусственно-управляющая среда, которая выражается в технических средствах обучения (тренажеры и тренажерные устройства) и методах психофизиологического воздействия, целенаправленное проведение воспитательно-патриотической работы, а так же моделирование условий реального боя. Предлагаемый автором комплексный подход позволит оптимизировать и усовершенствовать процесс физической подготовки курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранюк Виталий Игоревич, Алёхин Игорь Алексеевич, Кушнир Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF UNIVERSITIES OF GROUND FORCES WITH THE HELP OF ARTIFICIAL CONTROL ENVIRONMENT

This article presents contradictions that indicate the need to modernize physical training in the universities of the Ground Forces. The solution to this problem is possible if, in the process of physical training of cadets of Land Forces univesities, the following will be used: an artificial control environment, which is expressed in technical means of training (simulators and training devices) and methods of psychophysiological influence, purposeful conduct of educational and patriotic work, as well as modeling the conditions of a real battle. The integrated approach proposed by the author will allow optimizing and improving the process of physical training of cadets.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК С ПОМОЩЬЮ ИСКУСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДЫ»

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - № 5. - 2005. - С. 3-13

7. Ляшевская Н.В. Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - №4, 2018. - С. 124-129

8. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании / И.П. Мединцева. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). Москва: Буки-Веди. - 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения: 25.02.2021).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, подполковник Баранюк Виталий Игоревич

Московское высшее общевойсковое командное училище (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики Алёхин Игорь Алексеевич

Военный университет МО РФ (г. Москва);

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической подготовки, подполковник Кушнир Максим Александрович

Военный университет МО РФ (г. Москва)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК С ПОМОЩЬЮ

ИСКУСТВЕННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье представлены противоречия, которые указывают на необходимость модернизации физической подготовки в ВУЗах Сухопутных войск. Решение данной проблемы возможно, если в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск будет использоваться: искусственно-управляющая среда, которая выражается в технических средствах обучения (тренажеры и тренажерные устройства) и методах психофизиологического воздействия, целенаправленное проведение воспитательно-патриотической работы, а так же моделирование условий реального боя. Предлагаемый автором комплексный подход позволит оптимизировать и усовершенствовать процесс физической подготовки курсантов.

Ключевые слова: курсанты, ВУЗы Сухопутных войск, модернизация, физическая подготовка, искусственно-управляющая среда, воспитание.

Annotation. This article presents contradictions that indicate the need to modernize physical training in the universities of the Ground Forces. The solution to this problem is possible if, in the process of physical training of cadets of Land Forces univesities, the following will be used: an artificial control environment, which is expressed in technical means of training (simulators and training devices) and methods of psychophysiological influence, purposeful conduct of educational and patriotic work, as well as modeling the conditions of a real battle. The integrated approach proposed by the author will allow optimizing and improving the process of physical training of cadets.

Keywords: cadets, universities of the Land Forces, modernization, physical training, artificial control environment, education.

Введение. На современном этапе развития государства в педагогической теории и практике осуществляется модернизация уже имеющихся и спроектированных новых образовательных технологий и методик в соответствии с вызовами современности, мировых тенденций и запросов общества с целью максимального использования большого, но до сих пор недостаточно исследованного, потенциала физического воспитания в системе формирования профессиональной компетентности специалистов. Это касается и будущих военнослужащих, так как эффективное выполнение задач, которые возлагаются на них, требует высокого уровня физической, психофизиологической, двигательной подготовленности личного состава подразделений и их командиров [1].

Подтверждают указанное результаты исследований [3; 4], которые свидетельствуют о зависимости эффективности профессиональной деятельности военнослужащих от уровня их физической, психофизиологической и двигательной подготовленности, особенно в условиях боевых действий и иных экстремальных ситуациях.

В настоящее время на вооружении армии Российской Федерации находятся современные и высокотехнологичные средства огневого поражения противника, способные эффективно справляться не только с военной техникой, но и с живой силой противника. Инновации и передовые технологии определяют и диктуют правила современной войны, что, безусловно, сказывается на тактике и стратегии видов и родов войск вооруженных сил Российской Федерации при ведении боевых действий. Такая взаимосвязь в значительной степени определяет цели и задачи боевой и физической подготовки всех категорий военнослужащих[1, 3].

В свою очередь необходимо отметить, что в основном обучение и воспитание военнослужащих (курсантов) происходит в военных ВУЗах нашей Великой Страны. На сегодняшний день военные высшие учебные заведения осуществляют подготовку курсантов в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (3++) и с учетом требований военной политики государства. Разработанные квалификационные требования к выпускникам определяют содержание программ по всем дисциплинам, изучаемых в военном Вузе.

Дисциплина «Физическая подготовка» является одним из основных предметов, в рамках которой осуществляется развитие физических качеств, формируются необходимые навыки и умения, а также воспитывается смелость, решительность и уверенность в собственных силах. Высокий уровень физической подготовленности позволяет военнослужащему качественно выполнять задачи по предназначению, как в мирное, так и в военное время. Другими словами, физическая подготовка является фундаментов в профессиональной деятельности военнослужащих [3].

Цель исследования - теоретическое обоснование модернизации физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск.

Основное содержание статьи. С помощью педагогического наблюдения было выявлено, что сложившаяся на практике физическая подготовка курсантов Московского высшего общевойскового командного училища в том виде, в котором она осуществляется - не достаточно эффективна, так как содержание программы обучения курсантов на сегодняшний день имеет ряд противоречий, что сказывается на актуальности учебного процесса в целом, а также приводит к нерациональному использованию учебного времени. Так, например, в разделе «Рукопашный бой» не проводится обучение технико-

тактическим действиям и приемам в условиях ограниченного пространства (окопы, ходы сообщений, колодцы и т.д.), что на сегодняшний день очень актуально, об этом свидетельствует накопленный опыт наших военнослужащих в Сирийско-арабской республике и не только. В разделе «Гимнастика и атлетическая подготовка» необоснованно большое количество времени (38%) уделяется обучению упражнений: «Соскок махом вперед на брусьях», «Соскок махом назад на перекладине», «прыжок ноги врозь через коня в длину», «прыжок согнув ноги через коня (козла) в ширину», которые, по сути, не являются прикладными упражнениями и носят общеразвивающий характер ловкости и координации. Связи с этим возникает вопрос: «А нужны ли эти упражнения вообще?».

Одна из основных целей, которая связанна с воспитанием при изучении дисциплины «Физическая подготовка», а именно: «формирование в процессе изучения дисциплины высоких морально-психологических и личностных качеств, активной гражданской и жизненной позиции, навыков осознанного нравственно-правового поведения, чувства патриотизма и любви к Родине» не достигается, из-за формального подхода к данному вопросу. Воспитание курсантов при изучении данной дисциплины остается без должного внимания [2; 5]. Связано это с тем, что отсутствуют оценочные показатели, и критерии, по которым можно было бы их оценить, что приводит в определенной степени к игнорированию такого важного аспекта, как «Воспитание». Необходимо так же учесть и тот факт, что период обучения курсантов в ВУЗах Сухопутных войск уменьшился на 1 год и в настоящее время составляет 4 года, что так же является негативным фактором, который указывает на необходимость модернизации программы обучения по дисциплине «физическая подготовка».

Так же очень важно, чтобы при проведении всех форм физической подготовки, особенно на учебных занятиях, где рассматриваются вопросы военно-прикладной физической подготовки, курсантам необходимо испытывать должные психологические нагрузки, которые могут выражаться в использовании имитационных средств поражения (дымовые шашки, взрыв-пакеты, вспышки яркого света, стрельба холостыми патронами и т.д.). Создавая экстремальный фон, происходит адаптация психики к воздействию данных сбивающих факторов, что в целом сказывается на успешности выполнения боевых задач [3].

Как свидетельствуют результаты анализа обучения, технология физической подготовки курсантов Московского высшего общевойскового командного училища на основе применения технических средств обучения, психофизиологического воздействия, создания условий на занятиях, имитирующих реальный бой, целенаправленного проведения воспитательно-патриотической работы не была предметом системного подхода на практике. В настоящее время не разработаны концепции, не предложены модели, педагогические условия внедрения такой технологии физической подготовки в образовательный процесс курсантов ВУЗов Сухопутных войск для достижения поставленной цели обучения, а именно, формирования такого уровня психофизической подготовленности, которая обеспечила бы успешное выполнение поставленных перед военнослужащим задач в различных условиях реального боя.

Усиливает актуальность исследования необходимость разрешения противоречий, возникших между:

- объективной потребностью государства и общества в военнослужащих Сухопутных войск с высоким уровнем психофизической готовности к решению боевых и иных профессиональных задач, и неоправданно низким количеством и фрагментарностью исследований теоретического и методического содержания по формированию их готовности к этому виду профессиональной деятельности;

- отличным от необходимого состоянием психофизической готовности курсантов к выполнению боевых и иных профессиональных задач и неразработанностью положений соответствующей концепции, модели, педагогических условий и технологии физической подготовки, направленных на формирование высокого уровня такой готовности;

- новыми требованиями к качеству высшего образования и отличным от них содержанием программного, научно-методического и информационного обеспечения учебной дисциплины «Физическая подготовка» в аспекте готовности будущих офицеров к реальным условиям боя и выполнению других профессиональных задач.

Выводы. Социальная значимость качественной физической подготовки будущих офицеров Сухопутных войск, недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы, а также необходимость разрешения объективных противоречий указывает на то, что обучение физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск происходит не на достаточно высоком уровне и на наш взгляд будет эффективнее, если:

- будет внедрена спроектированная структурно-функциональная модель психофизической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск к реализации боевых и иных профессиональных задач;

- будут выявлены и обоснованы педагогические условия реализации структурно-функциональная модели психофизической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск;

- будут разработаны технология и методическое обеспечение физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск;

- в процессе физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск будет использоваться: искусственно-управляющая среда [6; 7], которая выражается в технических средствах обучения (тренажеры и тренажерные устройства) и методах психофизиологического воздействия, целенаправленное проведение воспитательно-патриотической работы, а так же моделирование условий реального боя;

- будут определены критерии, показатели и уровни сформированности психофизической готовности курсантов ВУЗов Сухопутных войск к реализации боевых и иных профессиональных задач.

Таким образом, решение актуальной проблемы повышения эффективности физической подготовки курсантов ВУЗов Сухопутных войск представляется возможным на основе нового подхода к процессу обучения, который заключается в определенных педагогических условиях, спроектированной и научно обоснованной модели психофизической подготовки курсантов к реализации боевых и иных профессиональных задач, а так же технологии физической подготовки курсантов с помощью инновационных средств обучения.

Литература:

1. Борисов, А.А. Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе / А.А. Борисов, К.Н. Дементьев, Р.Е. Булат, О.В. Пристав // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. -С. 42-44.

2. Васильев, Г.И. Исторические традиции, как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: Автореф. дис. . канд.пед.наук. - И., 1999. - 23 с.

3. Куцов, С.Н. Анализ требований к специальной физической подготовке подразделений специального назначения и разведывательных подразделений / С.Н. Куцов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2011. -№ 2. - С. 28-30.

4. Мартьянов, В.А. Тренировка «взрывной силы» нетрадиционными методами / В.А. Мартьянов, В.Г. Ивлев // Спортивная борьба: ежегодник. - М.: 1984. - С. 49-53.

5. Марищук В.Л., Романенко Н.В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения. - СПб., 1996. - 299 с.

6. Ратов, И.П. К методологии использования искусственно созданных условий при изучении движений / И.П. Ратов // Сб. научн. тр. «Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных двигательных действий». - Малаховка: МОГИФК, 1987. - С. 31 -37

7. Ратов, И.П. Концепция перспектив развития физкультурно-спортивных тренажеров / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №8. - С. 10-13.

Педагогика

УДК 796

кандидат педагогических наук Басинский Андрей Михайлович

Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО САМООБОРОНЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ

Аннотация. Здоровый образ жизни - это важнейшее, главное средство обеспечения гармоничного развития, которое дает возможность достичь высокой цели - реализации всех заложенных в человеке от рождения талантов и способностей. В статье обозначаются проблемы в сфере формирования здорового образа жизни обучающих с использованием самостоятельных занятий по самообороне в образовательных организациях, предлагаются конкретные пути ее решения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, Процесс оздоровления личности, образовательная организация, самооборона, физические комплексы, физическая нагрузка, тренировочная работа, специальная подготовка.

Annotation. A healthy lifestyle is the most important, the main means of ensuring harmonious development, which makes it possible to achieve a high goal - the realization of all the talents and abilities inherent in a person from birth. The article identifies problems in the field of forming a healthy lifestyle of students using self-defense classes in educational organizations, suggests specific ways to solve it.

Keywords: healthy lifestyle, the process of personal recovery, educational organization, self-defense, physical complexes, physical activity, training work, special training.

Введение. Здоровье человека всегда рассматривалось как одна из высших ценностей общества, составляющая основу экономического, физического и духовного развития человечества. Однако, условия, в которые мы поставлены, привычки, которые могут быть разрушительными и иметь далеко идущие последствия для здоровья, оказывают чрезвычайно большое влияние на жизнедеятельность, мешая гармоничному развитию здорового человека. Проблема формирования здорового образа жизни обучающимися принадлежит к числу самых актуальных проблем, их решение обуславливает будущее государства и дальнейшее существование здоровой нации.

Изложение основного материала статьи. Особое внимание на сегодня уделяется формированию здорового образа жизни через специальные направления физической подготовки, такие как самооборона для учащихся в образовательных учреждениях, в нее входят все надлежащие компоненты для поддержания здоровья, формирования силы, ловкости и быстроты.

Процесс оздоровления личности - это дело не только общества, но и каждого из нас. Важную роль в соблюдении здорового образа жизни занимают регулярные самостоятельные занятия с использованием комплексов приемов самообороны, в совокупности с комплексами физических упражнений, способствующих оздоровлению организма и поддержания надлежащей формы. Регулярные занятия, включающие в себя ряд физических связанных между собой упражнений, в том числе и специальных комплексов самообороны, состоящих из собственных элементов, направлений, являются необходимыми для физического состояния организма, специальной подготовленности, они дают возможность постоять за себя в различных ситуациях, иметь крепкое здоровье и хорошее настроение. Ведь не стоит забывать, что множество исследований прямо подтверждают особую эффективность спорта как фактора, значительно повышающего эмоциональное состояние и психологическое благополучие человека [3, С. 70-72].

Процесс воспитания сознательного отношения молодежи к собственному здоровью осуществляется путем передачи знаний общей и специальной направленности и формирования умений и навыков укрепления, и сохранения здоровья, выполнение практических специальных действий, способствующих поддержанию здорового образа жизни. На сегодняшний день в развивающейся системе высшего образования должны доминировать информационные компоненты вместе с вырабатываемые в ходе занятий установками, так как система образования должна не только давать необходимые знания, но и формировать мировоззрение, способное самостоятельно поддерживать нужный уровень физической активности и подготовки. Некоторые коллеги отмечают низкий уровень понимания роли физической активности и здоровья среди студентов, то есть молодежи [3, С. 72-73]. Связывается это со многими факторами, в том числе с личной незаинтересованностью из-за пока еще отсутствующих проблем со здоровьем. В таких условиях значительную роль могут сыграть мероприятия, направленные на специальную подготовку в узконаправленных видах физической активности и спорта, которая, тем не менее, не должна заменять собой общей физической подготовки.

Эффективную возможность реализации таких мероприятий предоставляют занятия по самообороне с использованием физических упражнений, развивающих общую физическую подготовку. Такие занятия имеют решающее значение в плане развития и совершенствования организованных форм занятий физической подготовкой в ВУЗах Российской Федерации не только по подготовке кадров для силовых структур, чья профессия, но и специалистов различных направлений (работников скорой помощи, водителей общественного транспорта и т.д.). С целью адаптации, обучающихся к условиям обучения в ВУЗе необходимо регулировать их ежедневную двигательную активность. При помощи двигательной активности через технику выполнения приемов самообороны с различными комплексами физических упражнений можно достичь целей как общей физической подготовки, т.е. всестороннее развитие физических способностей, повышения работоспособности, укрепления здоровья, так и специальной подготовки по самообороне, которая имеет пользу для всех людей, ведь каждый может оказаться в ситуации, когда будут требоваться навыки защиты себя и окружающих от нападения. Стоит помнить и про такой обязательный фактор поддержания здорового образа жизни, как систематическое использование физических нагрузок.

Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, ежедневно человек ходит на работу, выполняет различные физические двигательные действия в быту, в повседневной жизни. В процессе самостоятельных занятий по самообороне с использованием физических упражнений обучающиеся выполняют уже ряд комплексов двигательной активности специальной направленности таких как отработка приемов самообороны с комплексами физических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.