Научная статья на тему 'Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе'

Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / COMBAT TRAINING / VOCATIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / SELF-RELIANT TRAINING FORMATS / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев К.Н., Борисов А.А., Булат Р.Е., Пристав О.В.

В работе рассматриваются цели и механизмы физического воспитания курсантов, как составной части их профессионально-прикладной подготовки. Показано, что традиционная организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка)» утрачивает свою эффективность. В статье представлен материал по одному из путей решения проблемы включения в организацию и управление процессом профессионально-прикладного физического совершенствования военнослужащих возможностей информационно-технологической среды обучения вуза. Возрастание значимости физической подготовки обусловлено рядом объективных причин. В силу усложнения военной техники, появления новаторских тенденций в управлении войсками, возникновения новых родов войск и других особенностей современного этапа реорганизации военной службы, безусловно, требуется совершенствование содержания компонентов физической подготовки военнослужащих к современным специфическим условиям военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев К.Н., Борисов А.А., Булат Р.Е., Пристав О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern physical training efficiency improvement trends in military academies

The study considers the goals and mechanisms of a military cadets’ physical education system viewed as an integral part of their vocational and applied training system. The study data demonstrates that the education process efficiency of the traditional forms of the academic Physical Education discipline has been on decline lately. The study presents one of the potential ways to solve the problem by the relevant academic information technology and environment being cultivated in the standard military cadets’ vocational and applied physical training process design and management domains. It should be noted that the role of physical training is on the rise due to a variety of objective reasons, including, among other things, the growing complexity of military equipment and machinery; modern military operation control concepts; new branches of troops being established in the army and some other military service reforms. These new challenges require new physical training concepts and contents being developed to make the service personnel better fit for the modern specific conditions of professional military activity.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе»

современные тенденции повышения эффективности физической подготовки курсантов в военном вузе

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 06.06.2016 г.

Информация для связи с автором: dementevkn@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Кандидат технических наук, доцент А.А. Борисов2 Доктор педагогических наук, доцент Р.Е. Булат2 Кандидат психологических наук, доцент О.В. Пристав3

1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

2 Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург

3 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

MODERN PHYSICAL TRAINING EFFICIENCY IMPROVEMENT TRENDS IN MILITARY ACADEMIES

Professor, PhD K.N. Dementiev1 Associate Professor, PhD A.A. Borisov2 Associate Professor, Dr.Hab. R.E. Bulat2 Associate Professor, PhD O.V. Pristav3

1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

2 Military Institute (Engineering), General of the Army A.V. Khrulev Military Academy for Logistics, St. Petersburg

3 Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Аннотация

В работе рассматриваются цели и механизмы физического воспитания курсантов, как составной части их профессионально-прикладной подготовки. Показано, что традиционная организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка)» утрачивает свою эффективность.

В статье представлен материал по одному из путей решения проблемы включения в организацию и управление процессом профессионально-прикладного физического совершенствования военнослужащих возможностей информационно-технологической среды обучения вуза. Возрастание значимости физической подготовки обусловлено рядом объективных причин. В силу усложнения военной техники, появления новаторских тенденций в управлении войсками, возникновения новых родов войск и других особенностей современного этапа реорганизации военной службы, безусловно, требуется совершенствование содержания компонентов физической подготовки военнослужащих к современным специфическим условиям военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: боевая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая готовность, самостоятельные формы занятий, физкультурное образование.

Annotation

The study considers the goals and mechanisms of a military cadets' physical education system viewed as an integral part of their vocational and applied training system. The study data demonstrates that the education process efficiency of the traditional forms of the academic Physical Education discipline has been on decline lately.

The study presents one of the potential ways to solve the problem by the relevant academic information technology and environment being cultivated in the standard military cadets' vocational and applied physical training process design and management domains. It should be noted that the role of physical training is on the rise due to a variety of objective reasons, including, among other things, the growing complexity of military equipment and machinery; modern military operation control concepts; new branches of troops being established in the army and some other military service reforms. These new challenges require new physical training concepts and contents being developed to make the service personnel better fit for the modern specific conditions of professional military activity.

Keywords: combat training; vocational and applied physical training; physical fitness, self-reliant training formats, physical education.

Введение. Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 г на современном этапе предусмотрен переход от компетентностного подхода (ФГОС ВПО, СПО 3) к фор-

мированию метапредметных навыков, как основы профессионализма специалиста и способности личности к дальнейшему самообразованию и саморазвитию (ФГОС ВО, СО 3+) [1-3].

Развитие и совершенствование военно-технического потенциала приводит к снижению субъективной значи-

мости специально направленной физической подготовки в сознании курсантов и слушателей образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Изменение общей концепции дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)» в системе военного образования, отражающееся в ориентации на формирование прикладной физической готовности и способности к действиям в экстремальной ситуации, при строгой регламентации содержания физической подготовки в видах Вооружённых Сил и родах войск, трактуемой Наставлением по физической подготовке (НФП-2009 с изменениями, внесёнными в 2013 г), обусловливает уточнение содержания, средств и методов учебной дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)» в военных образовательных учреждениях [2].

Большое количество исследований в области физической культуры посвящено поиску возможности применения средств, методов и форм повышения двигательной активности молодёжи, уровня их физического развития через привлечение молодых людей к самостоятельным занятиям физической культурой, спортом, участие в различных массовых спортивных мероприятиях, соревнованиях, спортивных праздниках в свободное от учёбы время [1, 3].

Основной акцент в этом направлении сделан на изучение мотивации, возможности построения эффективной системы пропаганды здорового образа жизни, включающей в себя не только знания о негативных последствиях малой двигательной активности, пропаганде здоровья как ценности, но и позволяющей сформировать систему знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, умения определять и пошагово планировать достижение необходимого эмоционально-привлекательного уровня физического совершенства.

Опыт исследователей в этом направлении позволил выделить следующие положения в условиях образовательной среды военного вуза:

- необходимость системы пропаганды и просветительской деятельности в курсантской среде значимости двигательной активности, возможности самовоспитания и физического самосовершенствования, организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями, в том числе и с использованием материально-технической базы вуза;

- формирование у курсантов и слушателей умений планировать самостоятельное использование физических упражнений по типу круговой тренировки с учетом уровня своего физического развития, подготовленности, желаемых целей самосовершенствования и методов самоконтроля состояния своего здоровья;

- формирование навыков самоконтроля за своим эмоциональным состоянием, поддержания самообладания на основе программ аутотренинга в сочетании с физическими упражнениями;

- создание возможности выбора курсантом различных форм самостоятельных занятий физическими упражнениями с привлечением очно или дистанционно преподавателя кафедры физической подготовки в качестве эксперта-консультанта [1, 3].

Цель исследования - научно обосновать содержание физической подготовки курсантов военных вузов на основе комплексного подхода.

Методика и организация исследования. Были проведены наблюдение и анкетирование 372 курсантов военных институтов Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (г Санкт-Петербург).

Физическая подготовка в Вооружённых Силах предусмотрена нормативными документами и осуществляется в форме обязательных учебных занятий в режиме дня, утренней физической зарядки, физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности, спортивно-массовой работы и самостоятельной физической тренировки. При этом при смещении акцентов обучения на самообразование и саморазвитие, значительно возрастает значимость самостоятельных форм занятий военнослужащих физической подготовкой в свободное время, как составной части их обязательной физической подготовки. Самостоятельные формы занятий не только позволяют решать задачи повышения физической готовности человека, но и выполняют важную социально-психологическую и культурологическую функцию. Они приучают к самостоятельности, инициативе, организованности, позволяют реализовать индивидуальные потребности, интересы, усваивать общечеловеческие социокультурные ценности, среди которых культура здоровья занимает одно из ведущих мест.

Результаты исследования и их обсуждение. Как показало наблюдение за курсантами первого курса, в академии не уделяется должного внимания приобщению обучающихся к самостоятельным формам занятий. Лишь 10-12 % курсантов занимаются самостоятельно или в спортивных секциях.

Среди основных причин, ограничивающих самостоятельную двигательную активность обучающихся, отмечают большую занятость учебными занятиями в режиме дня 83,7 % (322) респондентов, отсутствие навыков и умений -90,3 % (336) респондентов, мотивации к самостоятельным занятиям двигательной активности - 55,1 % (205) респондентов, как нечто необязательное - 81,7 % (304) респондентов, а также субъективное чувство усталости - 66,9 % (249) респондентов, иногда элементарная лень - 48,9 0% (182) респондентов.

Основная трудность решения проблемы заключается в том, что контингент курсантов, как правило, состоит из молодёжи с различными психофизиологическими особенностями. Разумеется, они не в равной степени овладевают навыками саморазвития и самоуправления.

В настоящее время выделяется два основных подхода к проблеме саморазвития. Один базируется на изменении внутреннего «Я» индивида, на которое направлено его саморазвитие. При этом существуют различные точки зрения относительно структурного построения психологического саморазвития личности. В одних случаях делается акцент на мотивационных компонентах личности курсанта, в других - на когнитивных процессах, в-третьих - на особенностях психологических состояний индивидуума или его черт характера (общительность, степень развития общественных норм и правил поведения и т. д.), в-четвертых - на уровне физкультурного образования, отношения к физической подготовке, осознания её значимости для будущей профессиональной деятельности.

Другой подход основывается на изучении способов и путей саморазвития личности. Процессуальная сторона проблемы саморазвития включает следующие компоненты: самопознание, самооценку, реализацию в практической жизни. На основе результатов изучения приведённых компонентов индивид планирует свое саморазвитие.

Оба этих подхода нашли своё отражение в перестройке самого понятия и содержания физической подготовки. Это касается прежде всего современного понятия физического здоровья как основной цели и содержания физической культуры. Здоровье, по мнению многих авторов, - это объективное состояние человеческого организма и субъективное чувство полного физического, психологического и социального

№ 9 • 2016 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

профессионально-прикладная физическая подготовка

комфорта. Оно рассматривается не в плоскости «здоровье-нездоровье», что является предметом медицинских наук, а как состояние организма человека, обеспечивающее его полноценную жизнедеятельность.

Перестройка коснулась и основной цели физической подготовки. Если традиционно, как предусмотрено в Наставлении по физической подготовке, - основная её цель заключается в обеспечении необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением, то в настоящее время цель физической подготовки как вида подготовки необходимо рассматривать не столько как формирование знаний, умений, навыков (они выступают лишь как средства физической культуры, обеспечивающие решение её главных задач), сколько как формирование физической культуры личности.

Таким образом, современная физическая подготовка военнослужащих включает:

- подготовку к выполнению нормативных требований по физическому развитию и двигательной подготовленности за счёт использования предусмотренных программой подготовки физических упражнений;

- формирование оптимального функционального состояния организма индивида (сердечно-сосудистой и дыхательной системы, двигательного аппарата и т. д.);

- оптимизацию и регуляцию психофизического состояния.

Такой комплексный подход к физической подготовке военнослужащих до недавнего времени осуществлялся лишь в единичных научных исследованиях, однако в настоящее время он становится определяющим.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, можно предположить, что решение современных проблем повышения эффективности занятий физической культурой курсантов

и слушателей в вузах лежит на стыке интеграции уже сделанных научных открытий прикладной и теоретической направленности с целью создания более совершенной структуры управления организацией физкультурно-спортивной деятельности курсантов и слушателей, где кафедры физической подготовки вуза станут координаторами обновлённой инфраструктуры, отвечающей требованиям сложности решения поставленных обществом задач по укреплению, сохранению и развитию здоровья нации.

Литература

1. Дементьев К.Н. Современные тенденции повышения эффективности занятий физической культурой студентов вузов / К.Н. Дементьев, А.А. Голубев, Ю.Л. Рысев // Путь науки. - 2015. - № 2 (12). - С. 95-96.

2. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 (с изменениями в 2013 году). - М., 2009. - 200 с.

3. Пристав О.В. Теоретические основы организации самостоятельной физической подготовки студентов СПбГАСУ / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Миронова // Путь науки. - 2015. - № 11 (11). - С. 134-137.

References

1. Dementiev K.N. Sovremennyie tendentsii povyisheniya effektivnosti zanyatiy fizicheskoy kulturoy studentov vuzov (Modern trends of increasing efficiency of university physical education lessons) / K.N. Dementiev, A.A. Golubev, Yu.L. Rysev // Put' nauki. - 2015. - № 2 (12). - P. 95-96.

2. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennyih Silah Rossiyskoy Federatsii, prikaz Ministra oboronyi Rossiyskoy Federatsii ot 21 aprelya 2009 g. № 200 (s izmeneniyami v 2013 godu). (Manual on physical training of the Russian Federation Armed Forces, order of the Minister of Defence of the RF, April 21, 2009 № 200 (as amended in 2013). - Moscow, 2009. - 200 p.

3. Pristav O.V. Teoreticheskie osnovyi organizatsii samostoyatelnoy fizicheskoy podgotovki studentov SPbGASU (Theoretical foundations of organization of individual physical training of SPbSASU students) / O.V. Pristav, K.N. Dementiev, O.V. Mironova // Put' nauki. - 2015. -№ 11 (11). - P. 134-137.

памяти ученого

СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ - ВЛАДИМИРЕ СЕРГЕЕВИЧЕ Р0ДИЧЕНК0

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

5 августа исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Родиченко - одного из самых ярких деятелей отечественного спортивного и олимпийского движения последних нескольких десятилетий.

Признанный ученый, он опубликовал более 350 научных и научно-методических работ, является автором изобретения, основоположником научного направления, посвященного изучению системы спортивных соревнований. В 1980-х гг. он выдвигается в число ведущих ученых мира, которых МОК, Международная олимпийская академия, Международный комитет Фэйр Плэй приглашают в качестве основных докладчиков на проводимые под их эгидой крупные международные научные мероприятия.

В.С. Родиченко - организатор многих десятков научных конференций разного уровня. Самые главные - это два всемирных научных конгресса «Спорт в современном обществе», проведенных в Москве и Тбилиси в 1974 и 1980 гг, два международных форума «Молодежь - Наука - Олимпизм» в рамках всемирных и международных юношеских игр стран СНГ в Москве в 1998 и 2002 гг, 12 всероссийских научно-практических конференций «Олимпийское движение и социальные процессы», состоявшихся на базе вузов физической культуры.

Огромная заслуга принадлежит Владимиру Сергеевичу в создании и становлении Олимпийского комитета России. Ее методическую основу составляют подготовленные руководимым им авторским коллективом 25 изданий учебного пособия

«Твой олимпийский учебник», 10 изданий книги «Олимпийский учебник студента» и 8 изданий плаката «Мир олимпийских колец», выпущенных общим тиражом более 760 тыс. экз.

Он был инициатором создания уникальной, не имеющей аналогов в мире, российской системы региональных олимпийских академий. По его предложению в нашей стране вместо одной -национальной, как в других странах, - создано 13 региональных академий на базе вузов физической культуры. Он убедил руководство, что в масштабах России национальная академия будет довлеть над научным и методическим потенциалом регионов. Жизнь показала, что он был прав.

В.С. Родиченко - кавалер Олимпийского ордена, имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством IV степени», ведомственные награды многих российских и зарубежных спортивных организаций.

Он оставил нам богатое наследие. Это прежде всего его научные труды, книги, многочисленные статьи. Наш долг - максимально использовать это наследие в развитии олимпийской науки, популяризации олимпийского движения и распространении олимпийских знаний в нашей стране.

Заведующий сектором по олимпийскому образованию Организационного управления Олимпийского комитета России, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, профессор, кандидат педагогических наук

А.Т. Контанистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.