УДК 796.07
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК, С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Дмитрий Николаевич Абрамов, соискатель,
Военно-космическая академия им. А. Ф.Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением физической подготовки курсантов вузов Космических войск с учетом их индивидуальных возможностей.
Ключевые слова: индивидуальные возможности, курсанты; вузы Космических войск, физическая подготовка.
PHYSICAL TRAINING METHODOLOGY FOR CADETS OF SPACE ARMIES UNIVERSITIES WITH TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL
ABILITIES
Dmitry Nikolaevich Abramov, the competitor,
Military-Space Academy named after A.F.Mozhajsky,
St.-Petersburg
Annotation
The article goes into the issues connected with the organization and physical preparation of cadets studying in Space armies universities with taking into account their individual abilities.
Keywords: individual abilities, cadets, Space armies’ universities, physical preparation.
Военно-космические Силы, включенные в состав Ракетных войск стратегического назначения в 1997 году, в настоящее время представляют собой отдельный род войск, призванный предотвратить возможность нанесения ядерного удара агрессором из воздушно-космической сферы. Вузы космических войск готовят офицеров-специалистов для этого рода войск. И от качества подготовки офицеров в вузах зависит уровень боеготовности Космических войск. Физическая и профессиональная готовность являются неотъемлемыми и важнейшими составными компонентами боеготовности. Как показал анализ процесса физической подготовки в вузах Космических войск, существующие методические рекомендации по тренировке курсантов зачастую не учитывают их специфических врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей. Это существенно тормозит разработку рациональных форм и методов физической подготовки курсантов вузов Космических войск.
Кроме того, в НФП-2009 разработана новая система проверки и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих, максимально учитывающая их индивидуальные возможности. Это требует разработки соответствующей методики физической подготовки курсантов вузов Космических войск, с учетом их индивидуальных возможностей. Открытым остается вопрос индивидуального нормирования физической нагрузки для курсантов с учетом их физиологических возможностей. Не разработаны методики отбора содержания физической подготовки и тренировки курсантов вузов Космических войск с учетом их индивидуальных возможностей.
Таким образом, проблемная ситуация обусловлена наличием противоречия между объективной необходимостью учета в процессе занятий физическими упражнениями специфических врожденных и приобретенных особенностей организма курсантов и отсутствием соответствующей методики процесса физической подготовки, основанной на принципе индивидуализации и дифференциации.
Современное техническое оснащение командных пунктов управления Космических войск, их компьютеризация предъявляют новые требования к интеллектуальным,
з
физическим и психическим качествам выпускников вузов.
Многочисленные исследования показали, что увеличению резервов организма курсантов способствует оптимальная и достаточно постоянная физическая нагрузка, соответствующая уровню их индивидуальных возможностей [1-3].
В настоящее время для составления индивидуальных тренировочных программ, диагностики функционального состояния занимающихся в спорте применяются компьютерные технологии. В то же время в литературе практически отсутствуют работы по организации процесса физической подготовки, учитывающей индивидуальные возможности курсантов.
Результаты ранее проведенных исследований в этом направлении противоречивы, так как они проводились без учета индивидуальных возможностей курсантов с самого начала обучения в вузе. Кроме того, практически отсутствуют рекомендации по комплексному и направленному воздействию средств и методов физической тренировки с учетом индивидуальных возможностей курсантов. В связи с этим проблема повышения уровня физической подготовленности и профессионального мастерства, улучшения состояния здоровья выпускников вузов Космических войск, остается нерешенной.
Основываясь на данном противоречии, нами была разработана методика физической подготовки курсантов вузов Космических войск, с учетом их индивидуальных возможностей, которая представлена на рисунке 1.
Данная методика раскрывает содержание деятельности преподавателей кафедры физической подготовки, курсантов, а также методическое обеспечение процесса физической подготовки, учитывающего индивидуальные возможности обучаемых.
В ходе дальнейшего исследования, была разработана методика отбора содержания программы физической подготовки курсантов вуза Космических войск, с учетом их индивидуальных возможностей, включающая анализ уровня физической подготовленности, физкультурных интересов обучаемых (рис. 2).
Кроме того, данная методика предусматривает определение номенклатуры теоретических знаний, методических умений, военно-прикладных навыков, личностных и физических качеств, имеющих недостаточный уровень развития у курсантов. На основе этого, проводилась конкретизация содержания обучения по физической подготовке.
На заключительном этапе исследования был проведен педагогический эксперимент. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии экспериментальной модели процесса физической подготовки курсантов, направленной на совершенствование физических качеств и повышение уровня физического состояния обучаемых, с учетом их индивидуальных возможностей.
Так, в показателях, характеризующих уровень физического развития и функционального состояния курсантов экспериментальной группы, произошли существенные изменения по сравнению с показателями в контрольной группе. Жизненная емкость легких возросла на 121 см3; время задержки дыхания (на вдохе) увеличилось на 15,34с; время задержки дыхания (на выдохе) - на 10,78с; проба Руфье улучшилась на
0,7 усл. ед. В показателях, характеризующих уровень физической подготовленности, также произошли достоверные изменения. В подтягивании на перекладине результат улучшился на 5,2 раза; в выполнении комплексного силового упражнения в 5,6 раза; в беге на 100 метров на 1,7с; в беге на 1000 метров на 17,3с; комплексного упражнения с баскетбольным мячом на 1,1с. Изменения психофизиологических показателей у курсантов экспериментальной группы также свидетельствуют о преимуществе экспериментальной методики физической подготовки, учитывающей индивидуальные возможности испытуемых. У курсантов контрольной группы улучшение показателей было не достоверным.
Цель физической подготовки - формирование физической готовности у курсантов вуза к эффективному решению учебно-боевых задач
Направленность деятельности преподавателей кафедры физической подготовки вуза Космических войск
На предварительном этапе:
- определить исходный уровень физической подготовленности курсантов;
- определить методику и содержание обучения, исходя из индивидуальных возможностей курсантов;
- разработать план физической подготовки курсантов с учетом индивидуальных характеристик.
Решаемые задачи на занятиях:
о
к
Л
ч
й и
о й к Б
о ^
О СТ
£
& м
, и * н
н °
& 2 О pH
* ^ э «
и
о
о
Ез ■
й О
£ и 2 и
& и
Ч Й §
К о о
- о и X о
к ~
к <й и
0
& 8
1 ^ & В
о « - о и о и ,5 о
о
Ні
й и
X н
я
Л
Ю «
2 к Й к & £
Я X
к а
^ I 8 §
ч? £
у. к
Я О
* 15
О Щ
13 §
а> К
ё к
и
К
■&
Методическое обеспечение процесса физической подготовки курсантов вуза, с учетом их индивидуальных возможностей
Подбор форм, средств, методов и методических приемов
Для «слабо» подготовленных Для «средне» подготовленных Для «хорошо» подготовленных Для «отлично» подготовленных
Цель - повышение физической подготовленности до требуемого уровня ■* Цель -корригирование слаборазвитых физических качеств и военно-прикладных навыков Цель - дальнейшее развитие физических качеств и военноприкладных навыков Цель - поддержание на требуемом уровне физической подготовленности =*
Направленность деятельности обучаемых - курсантов вуза Космических войск
На развитие физических, личностных и профессионально важных качеств На усвоение необходимых теоретических знаний в сфере физической подготовки и спорта На формирование необходимых военно-прикладных и методических навыков, умений На самоконтроль и самодиагно стику собственных достижений в процессе физической подготовки
_____________________________Л________________________________
Результат процесса физической подготовки в вузе - высокая степень физической готовности курсантов к эффективной учебно-боевой
деятельности
Рис. 1. Методика физической подготовки курсантов вуза Космических войск, с учетом
их индивидуальных возможностей
Этапы физического совершенствования курсантов
1 і Г
Анализ подготс интерес курсант подготс уровня физической вленности, физкультурных ов на основе наблюдения за ами в процессе физической вки
2
Опреде знаний, прикла физиче недоста курсант ление номенклатуры теоретических методических умений и военно-],ных навыков, личностных и ских качеств, имеющих точный уровень развития у ов
3 і г
Конкре содерж подгото физиче тизация компонентного состава ания обучения по физической вке на основе определения уровня из ской подготовленности
4 1 г
Конкретизация критериев отбора средств физической подготовки для курсантов с разным уровнем подготовленности
Содержание подбора средств физической подготовки курсантов с разными индивидуальными возможностями
і Г
Выявление особенностей перенесения физических нагрузок, будущей военнопрофессиональной деятельности; определение уровня работоспособности и состояния здоровья
1 Г
Установление требований предъявляемых к уровню физической подготовленности, сформированности военно-прикладных навыков, личностным, морально-волевым и профессионально-важным качествам курсантов
1 '
Подбор соответств материала, определение Отбор видов заня практических (по разд т.д.). Выбор наиболее эс методов и методич курсантов с разными во ующего учебного тем занятий. гий: теоретических, елам, комплексных и фективных средств, ских приемов для зможностями.
Отбор содержания средств физической подготовки на основе принципов доступности, индивидуальной значимости, достаточности, соответствия индивидуальным возможностям
Рационально отобранное содержание физической подготовки для курсантов, с учетом их индивидуальных возможностей
Рис. 2. Методика отбора содержание физической подготовки для курсантов вузов Космических войск, с учетом их индивидуальных возможностей
Объективным критерием эффективности экспериментальной методики физической подготовки курсантов, явилось время подготовки выпускников вуза к сдаче зачета на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства. Выпускники экспериментальной группы затратили в среднем на 15,2% времени меньше, по сравнению с выпускниками контрольной группы. Кроме того, по оценке командиров дежурных смен, они лучше решали учебно-боевые задачи в ходе несения боевого дежурства, что свидетельствует о более высоком уровне их работоспособности.
ВЫВОД
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной экспериментальной методики физической подготовки курсантов вузов Космических войск, с учетом их индивидуальных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Физическая подготовка операторов АСУ в период их профес-
сионального становления : монография / А.Э. Болотин ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1988. - 165 с.
2. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 22-26.
3. Лапин, В.В. Комплексная методика проведения физической подготовки с офицерами дежурных смен Космических войск // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 68-73.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
КОРРЕКЦИЯ БЕГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА
СПОРТСМЕНОВ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта,
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического
приборостроения
Аннотация
В работе определены корреляционные зависимости между параметрами, определяющими функциональное состояние нервно-мышечного аппарата спортсменов в зависимости от выполненных беговых упражнений. Определены рабочие и коррекционные зоны беговых упражнений.
Ключевые слова: упругость мышц, функциональное состояние, нервно-мышечный аппарат, утомление, механические свойства, нагрузка.
CORRECTION OF THE RUNNING EXERCISES ON THE BASIS OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF ATHLETE'S NEUROMUSCULAR APPARATUS
Victor Mikhajlovich Bashkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Physical training and sports department chairman,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The work defines the correlation dependences between the parameters defining a functional condition of the neuromuscular apparatus of the athlete depending on the executed running exercises. Working and correctional zones of running exercises have been defined.
Keywords: flexibility of muscles, functional condition, the neuromuscular apparatus, exhaustion, mechanical features, load.
ВВЕДЕНИЕ
Оптимизация тренировочного процесса осуществляется тренером на основании обобщения личного опыта и изучении закономерностей совершенствования техники движений, определении уровня тренированности и предусматривает:
- оперативный учет тренировочных средств, показателей в контрольных упражнениях и самочувствия, анализ эффективности подготовки;
- составление перспективных индивидуальных планов, отражающих ее цели и задачи, систему подготовки.
Еженедельный учет и анализ позволяет своевременно обнаружить отклонения и внести необходимые коррективы [3]. Тренеру необходимо анализировать соответствие тренировочных нагрузок системе восстановления: длительность интервалов нагрузки и отдыха в структуре микроцикла и этапа [2].