Научная статья на тему 'Педагогические приемы формирования трудоохранной культуры будущих педагогов'

Педагогические приемы формирования трудоохранной культуры будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / ТРУДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин Андрей Геннадиевич

Изучение вопросов охраны труда должно осуществляться на всех стадиях учебно-воспитательного процесса с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Автором предложен ряд педагогических приемов для эффективного формирования трудоохранной культуры будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы формирования трудоохранной культуры будущих педагогов»

УДК 32

Кошкин Андрей Геннадиевич

Старший преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, tanjanal@yandex.ru, Чебоксары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Koshkin Audrey Gennadievich

Senior teacher of the Technology and Enterprise Chair of the Chuvash State Pedagogical University after I. Y. Yakovlev, tanjanal@yandex.ru, Cheboksary

PEDAGOGICAL METHODS OF LABOUR-SAVING CULTURE FORMATION FOR FUTURE TEACHERS

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих [1, с. 81].

Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», включающей курс «Охрана труда», а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс «Охрана труда» не изучают, обучение студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормам и правилам безопасности труда.

Однако, несмотря на то, что эти вопросы касаются каждого из студентов, отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, рассматриваемым в курсе «Охрана труда», отмечается неоправданно пренебрежительным. По данным анкетирования, проведенного нами (опрошено 75 студентов), почти 68% опрошенных считают этот предмет лишним в вузе - «придем на работу, нам все объяснят», 58% - неинтересным, 52 % -314

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ...

«слишком юридическим» (действительно, перечень нормативных документов по охране труда в образовательных учреждениях содержит 62 пункта). Таким образом, существуют противоречия между потребностью общества в снижении количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний и нежеланием работников (в данном случае будущих специалистов сферы образования) овладеть знаниями по вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, создания безопасных условий обучения, воспитания и досуга детей; между требуемым и реально существующим отношением будущих педагогов к охране труда; между необходимым и существующим уровнем сформированное™ трудоохранной культуры будущих педагогов. Все эти противоречия необходимо решать в процессе подготовки будущих учителей в вузе.

В предисловии к своей книге Л. Е. Плескач и Г. М. Шамис отметили актуальную идею, ориентированную на образование XXI в.: «Мы не мыслим себе педагогический процесс, если он не имеет под собой технологической основы» [3, с. 11].

Современные требования к качеству подготовки специалистов в высшей школе весьма высоки. С ними можно соглашаться, не соглашаться, критиковать. Но одно неоспоримо: будущих педагогов, которые сейчас сами находятся в состоянии ученичества, ждут весьма требовательные ученики и их родители. Именно они в первую очередь диктуют, каков должен быть уровень мастерства их учителя - и педагогического, и предметного. Это мастерство проявляется в овладении искусством педагогической техники, способами взаимодействия с обучающимися, средствами обучения, в том, как ежеминутно владеет ситуацией урока.

«Педагогической техникой» зачастую обозначаются составные элементы педагогического мастерства, которые усиливают те или иные способности и умения педагога, например, «техника речи», «поведенческая техника», что отрицает как целостность, технологичность в этом явлении. Педагогическая энциклопедия в 30-е г. XX столетия понятие «педагогическая техника» определяла как «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». Педагогическая техника включала умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, дидактические материалы и т. п.

Одним из главных компонентов педагогической техники мы рассматриваем педагогический прием. Педагогический прием - это целенаправленное действие педагога для повышения продуктивности обучения. На наш взгляд, у педагогического приема есть еще одно предназначение, которое хорошо передают слова, авторство которых приписывают писателю А. Франсу: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Педагогический прием позволяет разбудить «аппетит к обучению».

Педагогическая теория не содержит в настоящий момент окончательно сформулированного определения «приема педагогической техники», «пе-

дагогический прием». Словарное толкование слова «прием» имеет двойственное значение, причем каждое из значений акцентирует внимание на двух важных аспекта, а именно: 1 - «отдельное действие, движение» и 2 - «способ в осуществлении чего-нибудь» [2, с. 478]. Таким образом, мы можем предложить следующее определение понятия «педагогический прием»: способ достижения конкретного отдельного учебного результата, конкретное законченное действие (взаимодействие) участников образовательного процесса.

Традиционные подходы к преподаванию курса «Охрана труда» не отвечают современным требованиям не только потому, что не вызывают должного внимания к этому важному предмету. Эти подходы не соответствуют и требованиям компетентностного подхода, а также не позволяют формировать все компоненты - слагаемые трудоохранной культуры специалиста.

С целью повышения результативности обучения студентов по курсу «Охрана труда» нами апробирован ряд педагогических приемов.

Прием «Найди 10 отличий». Студентам предлагается найти 10 (количество отличий определяется конкретным заданием) отличий на двух фотографиях, рисунках и т. п. Когда отличия определены, проводится их анализ и устанавливается степень опасности, уровень риска для человека.

Прием «Я знаю 5 имен мальчиков...». Название приема взято из известной детской игры. Например, для того, чтобы назвать факты нарушения техники безопасности, отмеченные на фотографии, надо назвать нормативные документы, которые подтверждают эти нарушения.

Прием «Сойдет и так». Данный прием акцентирует внимание на пренебрежительном отношении к предписаниям техники безопасности. Здесь, например, можно обыграть небрежность при производстве каких-либо работ. Мы используем два варианта: вариант «эмоциональный» (торопливость, конфликтная ситуация, несогласованность действий и т. п.) и вариант «технический» (самовольный умышленный отказ от исполнения каких-либо требований).

Прием «Стоп-кадр». Данный прием применяется не только в преподавании курса «Охрана труда», но и на практических занятиях по технологии. В этом приеме мы применяем две вариации. 1 - перед занятием из 2-3-х студентов назначается комиссия. Комиссия, заранее договорившись, в какой-то момент занятия начинает «рейд» - проверку выполнения правил техники безопасности. Для обозначения момента, когда комиссия, приступила к выполнению карательной миссии, служат яркие банданы. Преподаватель оценивает как правильность придирок комиссии, так и соблюдение правил техники безопасности студентами в группе. 2 вариация заключается в том, что по договоренности один из студентов в какой-то момент занятия начинает нарушать требования охраны труда. При этом анализируется реакция других студентов группы на это нарушение.

Прием «Почтальон Печкин». Всей России известна фраза почтальона Печкина, что злой он был, потому что у него не было велосипеда. Этот при-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ...

ем предназначен для формирования умения обращаться в официальные инстанции в случае нарушений безопасных условий груда. Каждому студенту задается соответствующая ситуация. За ограниченное время требуется написать официальное заявление в соответствующую инстанцию, в котором необходимо со ссылкой на нормативные документы выразить претензию по поводу нарушения требований охраны труда.

Прием «1псгез1Ые тазЫпе». Идея приема взята из известной одноименной компьютерной игры, где нужно объединить в один слаженный механизм множество совершенно разнородных компонентов. Суть приема заключается в том, что нужно составить цепочку событий из предложенного набора. Это может быть набор комиксовых картинок, который нужно завершить вербально. Либо это описание ситуации. На выполнение этого задания дается ограниченное время. Задание может быть как групповое, так и индивидуальное. Задание считается выполненным, если уложились в отведенное время, смогли обосновать ход событий, либо обосновать, как можно изменить ход событий.

Прием «Спасение рядового Райана». Как бывает, немногих попавших в беду людей спасает гораздо большее количество человек. Этот прием имитирует спасение потерпевшего, например, когда в результате его действий возникло возгорание, отключилось электричество, он оказался в трудно доступном месте и т. п. Причем, потерпевший бывает «бестолковый пофигист», «пьяный», «просто молодой и неопытный».

Прием «Жизнь до и после». Суть данного приема состоит в имитации жизни человека, получившего какое-либо повреждение на производстве. В данном приеме мы применяем реальное ограничение возможностей человека. Например, можно взять вариант «триллер» - человек остался без руки/ноги: студенту реально фиксируется одна рука/нога; человек потерял возможность самостоятельно ходить и т. п. Можно взять вариант «драма»: человеку в глаз попала мелкая металлическая стружка, что вызвало повреждение роговицы и раннюю катаракту - завязывается один глаз на все занятие. Важным моментом в данном приеме является описание возникших ощущений у каждого из студентов.

Прием «Отсроченный риск». Данный прием предназначен для акцентирования внимания на культуре сохранения собственного здоровья, профилактику профзаболеваний. Проводится как имитационная игра, прототипом является игра, применяемая в тренингах по профилактике СПИД. Каждый студент имеет на руках карточки, на которых пишут по 4: первый блок - близких человека, второй блок - любимых занятия, третий блок -любимых блюда. В первом круге игры, наличие заболевания приводит к отказу от привычного круга общения, занятий, поэтому играющие отдают по 1 карточке из каждого блока., во втором круге это повторяется, так как болезнь «требует свое», в третьем круге: заболевание в сильной степени вошло в жизнь человека, поэтому оно само забирает (руками ведущего) по карточке из каждого блока. Этот прием имеет очень сильное эмоциональ-

ное воздействие, заставляет всерьез задуматься об отношении к собственному здоровью.

Каждый из этих приемов завершается обсуждением, рефлексией.

Ряд приемов мы относим к разряду творческих. Среди них прием «Пластилиновая ворона». Заключительные строчки из песенки к этому мультфильму - идеальная инструкция по технике безопасности: «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там, где идет строительство или подвешен груз». Мы предлагаем изложить правила техники безопасности в коротких стихах. В силу ограниченности объема данной статьи, приведем один пример: «Если мокрый, не бери / Провод электрический./ Ты живой и из белка, / А не синтетический!».

К разряду творческих мы относим и прием «Вредные советы» (по Григорию Остеру). Этот прием применяется нами недавно, как оказалось, он достаточно сложен для студентов. Для примера: «Если хочешь быть красивой / Косы распусти свои / и увидишь, как прелестно / кудри вьются на станке / Ну и что, что стала тоньше / раза в 3 коса твоя».

Добавление данных приемов к традиционным формам обучения по курсу «Охрана труда» привело к изменению отношения студентов к данному предмету.

Библиографический список

1. Маренго, А. К. К вопросу обучения студентов правовым основам охраны труда в РФ [Текст]/ А. К. Маренго // Актуальные проблемы юридической науки и их отражение в учебном процессе. - М.: Изд-во МИП, 2003. - 233 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 1200 с.

3. Плескам, Л. Е. Технология педагогики, или Наука об искусстве становления целостного сознания [Текст]/ Л. Е. Плескач, Г. М. Шамис. - Краснодар: Перспективы образования, 1999. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.