ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ
В.Б. Рондырев-Ильинский, кандидат педагогических наук. Нижневартовский государственный университет. Е.А. Малыгина, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены вопросы профессиональной подготовки членов добровольных пожарных команд, созданных для обеспечения пожарной безопасности в сельских населенных пунктах с использованием активных методов обучения. Предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: активные методы обучения, добровольная пожарная охрана, добровольный пожарный, профессиональная подготовка
EMPLOYMENT OF ACTIVE LEARNING METHODS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FIRE-VOLUNTEER
V.B. Rondirev-Ilinsky. Niznevartovsk of state university.
E.A. Maligina. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
There have been performed some questions to appreciate of professional training for members voluntary fire brigades which were created for fire safety in rural settlements. There were used active methods of training and presented ways to decide this problem.
Keywords: active methods of training (active learning method), voluntary fire brigades, fire-volunteer, professional training
Проблема обеспечения пожарной безопасности в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют профессиональные подразделения пожарной охраны, связаны не только с привлечением граждан в члены добровольных пожарных команд (ДНК) и оснащением их пожарно-техническим вооружением и специальным механизированным оборудованием, но и решением вопросов, которые касаются организации их подготовки, как одной из основных составляющих в достижении задач, поставленных перед добровольной пожарной охраной [1].
В целях решения проблемы подготовленности членов ДНК во главе с её руководителем необходимо организовать и выстроить занятия, которые будут способствовать формированию у них необходимых знаний и умений для решения поставленных перед ними задач.
Только в этом случае подразделение добровольцев по охране сельских населенных пунктов будет обладать боеспособностью.
В связи с этим необходимо было организовать занятия в рамках текущей подготовки таким образом, чтобы теория совмещалась с практикой и в условиях реальной обстановки
на крупных и сложных пожарах каждый доброволец в отдельности и пожарная команда в целом могли тактически грамотно организовать тушение пожара и спасение людей и имущества граждан, а также эффективно применять пожарно-техническое оборудование и огнетушащие вещества.
Текущая подготовка добровольных пожарных (ТПДП) - это непрерывный процесс обучения членов ДПК, направленный на поддержание, совершенствование и повышение профессиональных знаний и формирование необходимых знаний, умений и навыков, позволяющий более эффективно действовать на пожарах и при чрезвычайных ситуациях. Данная программа должна носить системный характер и организовываться на основании разработанной программы и проводится круглогодично [2].
ТПДП включает разные дисциплины, которые объединены совокупностью принципов, форм и методов обучения и воспитания всех участников тушения пожаров с целью обеспечения их высокой профессиональной подготовки к работе на пожаре в различной обстановке: днем и ночью, на высоте и в подвалах, в условиях низких и высоких температур, взрывов и обрушений конструкций и при других опасных факторах пожара.
Для этого на занятиях в период текущей подготовки руководителю ДПК необходимо использовать все имеющиеся, в том числе приспособленные для этих целей средства: огневые и специальные полосы с препятствиями, имеющиеся в профессиональных подразделениях пожарной охраны, брошенные жилые дома, автомобильную технику и т.д. Решение указанных вопросов непосредственно связано с органами власти и руководством гарнизонов пожарной охраны, которые в большинстве своем находят понимание и поддержку [3-5].
Поиск путей совершенствования качества профессиональной подготовки членов добровольной пожарной охраны заставляет авторов как специалистов активизировать работу в данной области, разрабатывать содержание ТПДП, определять наиболее оптимальные технологии и методы обучения.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 50-70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %. Близкие к приведённым данные были получены также американскими и российскими исследователями [6].
Понимание проблемы обусловило применение в текущей подготовке добровольных пожарных метода активного обучения, который кардинально отличается от ранее применяемых методов при обучении добровольцев, что в первую очередь повлияло на активизацию познавательных мотивов и формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.
Использование данной методики обучения продиктовано применением новых способов структурирования и подачи учебного материала, форм проведения занятий и опроса обучаемых - пожарных добровольцев [7].
К числу активных методов обучения относят, прежде всего, учебные деловые игры, разыгрывания ролей, а также формы и методы приобщения добровольцев к практической работе, выездные занятия, разбор произошедших чрезвычайных ситуаций, пожаров и др.
Особенно интенсивно разрабатываются деловые игры и конкретные ситуации, имитационное моделирование по организации тушения пожаров, спасения людей и материальных ценностей.
Существует мнение, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям [8].
Проводя исследования, было выявлено, что стратегическим направлением активизации обучения добровольцев является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление контроля, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него каждого обучаемого.
Что же представляют собой используемые в подготовке добровольцев активные методы обучения. Прежде всего, это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта коллег, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии [6].
Наиболее развитой является теория деятельности, разработанная в отечественной психолого-педагогической науке такими видными учеными как Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др. Процесс деятельности одновременно является процессом формирования человеческих способностей и функций, единицей деятельности, выступает как предметное действие [9].
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны и могут зависеть от различных факторов: от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, а также педагогического мастерства педагога. Практика показывает, что каждый используемый в подготовке добровольных пожарных метод активным делает именно тот, кто его применяет, в данном случае - это руководитель ДПК. Но необходимо констатировать, что мало кто из руководителей ДПК имеет педагогическое и пожарно-техническое образование, а также владеет педагогическим мастерством.
В связи с этим считается, что данный пробел необходимо ликвидировать путем организации краткосрочных курсов повышения квалификации по специально разработанным программам: «Организация текущей подготовки добровольных пожарных» и «Теория и методика преподавания основ пожарного дела» на базе местных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России или Государственной противопожарной службы субъекта, так как именно на эти органы и структуры возложена ответственность за организацию тушения пожаров на территории населенных пунктов [10].
Применение в процессе текущей подготовки добровольных пожарных технологии активных методов обучения было основано на коллективной деятельности, а это один из важнейших факторов достижения успеха, которые направлены на:
- взаимное обогащение обучаемых в пожарной команде;
- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию и общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
- обмен способов действий для решения проблемы;
- взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию [11].
Исходя из практики, считается, что при использовании активных методов в текущей подготовке добровольных пожарных по охране сельских населенных пунктов важно соблюдать следующие условия эффективного применения:
- соответствие активных методов обучения теме и этапам занятия каждой изучаемой дисциплины;
- соответствие психолого-педагогическим особенностям коллектива;
- гармоничное взаимодействие активных методов обучения с другими дидактическими инструментами занятия, например, с техническими средствами обучения и наглядными пособиями, а также с учебно-тактической площадкой;
- достаточность запланированного времени для проведения активных методов обучения;
- эргономичность используемых методов (эффективность и удобство применения);
- наличие достаточного места, необходимых материалов, канцелярских товаров и других условий для качественного проведения активных методов обучения;
- обеспечение свободных коммуникаций всех участников;
- соблюдение субъект-субъектных отношений в период проведения занятий.
Активные методы обучения ставят пожарного добровольца в новую позицию, когда
он перестаёт быть «пассивным сосудом», который стараются наполнить знаниями, и становится активным участником процесса подготовки. От него ждут активных действий, мыслей и идей. Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами.
Активные методы обучения, в отличие от других, позволяют руководителю занятий решать одновременно три учебно-организационные задачи:
- подчинять процесс текущей подготовки добровольных пожарных его управляющему воздействию;
- обеспечивать активное участие в учебной работе как подготовленных добровольцев, так и новобранцев, не имеющих практического опыта;
- устанавливать непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Формы участия руководителя занятий, в дискуссиях обучаемых могут быть самыми
разнообразными, но ни в коем случае не навязывание своего мнения. Как показывает практика, лучше всего это делать путем рассчитанного управления ходом дискуссии, через постановку для добровольцев проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины. Именно такими приемами можно не просто и не только направлять содержательную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструировать совместную продуктивную деятельность, тем самым, влияя на личностную позицию студентов, преобразовывая их учебную деятельность в учебно-воспитательную [12].
Учитывая специфику организации занятий в период текущей подготовки добровольных пожарных в сельских населенных пунктах, целесообразно применять дидактические и деловые игры.
Деловая игра - это средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального [13].
Считается, что наибольшую эффективность в подготовке курсантов военных вузов можно достичь только используя игровые методы (учебные, имитационные, ролевые, деятельностные, деловые и др.) [14].
В данном случае, хотя добровольные пожарные и не являются военными, однако организация их подготовки имеет много общего, так как связана с идентичностью задач, которые должны быть достигнуты по её результатам. В первую очередь это умение оперативно принимать правильные решения, владеть специальными знаниями и умениями, работать в команде, а также обладать соответствующими психологическими и физическими качествами.
В связи с этим именно игровые методы с привлечением максимального числа обучаемых наилучшим способом обеспечивают решение поставленных перед руководителем занятий задач.
Напомним, что игра в качестве активного обучения стала использоваться в ХУП-ХУШ вв. как «военная игра» [15].
Текущая подготовка добровольных пожарных должна проводиться преимущественно коллективно. Коллективная форма подготовки в наибольшей мере отвечает потребностям
формирования личности добровольца. При коллективном способе преодолевается противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером работ по тушению пожаров и спасению людей и материальных ценностей. В коллективном обучении структура общения позволяет пожарной команде обучать каждого своего члена и каждому члену активно участвовать в обучении всего коллектива. При этом необходимо выполнить еще одно требование, чтобы обучать других: каждый доброволец должен быть готов учиться сам. Подобный педагогический подход позволяет формировать ответственность не только за себя, но и за своих коллег. Кроме этого, повышается социальная значимость и активность каждого из обучаемых, которые принимают на себя функции преподавателя.
Отличие деловой учебной игры от традиционных методов обучения - ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.
Регулярное применение имитационных технологий на занятиях по подготовке добровольных пожарных способствует формированию межпредметных связей, специальных знаний, развитию умений и навыков, необходимых для безопасного тушения пожаров, спасения людей и материальных ценностей. Кроме того, проведенные на протяжении нескольких лет наблюдения показали, что занятия с использованием имитационных технологий вызывают большой интерес и положительную учебную мотивацию у обучаемых, особенно у новобранцев. Используемые имитационные методы можно делить на игровые и неигровые. К первым относятся проведение деловых игр, пожарно-тактических учений, занятий и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. [16].
Известный ученый и преподаватель «Пожарной тактики» Я. С. Повзик считает, что техническое совершенство средств имитации и правильное их использование является важным условием приближения пожарно-тактических учений к действительной обстановке на пожаре [17]. При этом не следует пренебрегать помощью посредников из числа специалистов администрации района и пожарных подразделений гарнизона.
Одним из основных слагаемых готовности добровольных пожарных к выполнению своих обязанностей является высокий уровень проводимых занятий по тактической подготовке. В системе текущей подготовки именно тактическая подготовка занимает исключительно важное место. Она базируется на основном принципе, который гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара». Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством борьбы с огнем, которые не могли быть в полной мере реализованы без применения активных методов обучения.
Согласно проведенным опросам добровольных пожарных, в течение 2012-2013 гг., применение на занятиях по ТПДП активных методов обучения стимулировало их познавательную деятельность. Также можно отметить, что пропуски занятий по неуважительным причинам сократились с 40 % до 12 %, а активность на занятиях достигла 92 %, что относится к показателям, непосредственно влияющим на качество подготовки добровольцев.
На протяжении всего периода текущей подготовки добровольных пожарных должен осуществляться контроль процесса превращения учебной деятельности в профессиональную, при этом и контроль должен быть деятельностным: контролируется не уровень усвоения знаний, а ход и результаты действий на их основе, уровень сформированности познавательной, а затем и профессиональной мотивации, деятельности в целом, средствами промежуточного и выходного контроля могут служить ситуационные и деловые игры, а также практическое выполнение нормативов.
Процесс формирования добровольного пожарного в специалиста должен контролироваться не только руководителем добровольной пожарной охраны, но и самим добровольцем по четким, понятным ему критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на возникновение познавательной мотивации и превращение ее в мотивацию профессиональную, на заинтересованное участие самого добровольца в процессе перехода от учения к труду.
В заключении можно сказать, что эффективность результатов текущей подготовки с использованием активных методов обучения определяется как результатами контрольных проверок, так и готовностью добровольцев к выполнению задач, поставленных перед ними в реальных условиях при тушении пожара, спасении жизни людей и материальных ценностей.
Литература
1. О добровольной пожарной охране: Федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ. Доступ из информ.-справочной системы «КонсультантПлюс».
2. Рондырев-Ильинский В.Б., Большаков Е.В. Учебная программа подготовки добровольных пожарных. Нижневартовск: Изд-во НвГУ, 2013. 52 с.
3. О добровольной пожарной охране: Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 сент. 2011 г. № 86-оз // МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. URL: http://www.86.mchs.gov.ru (дата обращения: 04.04.2014).
4. Об утверждении порядка предоставления субсидии для общественных объединений пожарной охраны, осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах района, не являющихся муниципальными образованиями: Постановление Администрации Нижневартовского района от 13 марта 2012 г. № 437 // Региональное законодательство. URL: http:www.regionz.ru (дата обращения: 25.09.2014).
5. О создании Штаба по организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Нижневартовского района: Приказ ФКУ «13 отряд федеральной противопожарной службы ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (договорной)» от 4 марта 2014 № 66 // МЧС России. URL: http:www.86.mchs.gov.ru (дата обращения: 25.09.2014).
6. Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пособие. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. C. 4, 6.
7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 386 с.
8. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе // СТЭЖ . 2011. № 14.
9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991. С. 6.
10. О пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из информ.-справочной системы «КонсультантПлюс».
11. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик М.М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
12. Газизова Г.М. Использование методов интерактивного обучения как фактор успешного овладения студентами профессиональными компетенциями // Труды МЭЛИ: электронный журнал. 2008. № 7. С. 8.
13. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. С. 172.
14. Иоаниди А.Ф. Использование активных методов обучения для развития военно-профессиональной направленности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3. С. 68-70.
15. Напалкова М.В. Деловая игра как активный метод обучения // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 17-20.
16. Педагогика: теория, системы, технологии: учеб. / под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 512 с.
17. Повзик Я.С., Панарин В.М. Тактическая и психологическая подготовка руководителя тушения пожара. М.: Стройиздат, 1988. С. 71.