Научная статья на тему 'Реализация непрерывного профессионального образования в формировании культуры безопасности'

Реализация непрерывного профессионального образования в формировании культуры безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ТРУДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА / ЖИЗНЕСПОСОБНОЕ МИРОЗДАНИЕ / НООСФЕРНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГЛОБАЛИСТИКА / CONTINUING EDUCATION / VITAL ACTIVITY S AVЕС / БАГЕРУ CULTURE / TRUDOOHRANNAYA CULTURE / BIOSPHERE / NOOSPHERE / THE PERSONALITY TYPE OF SAFE / SUSTAINABLE UNIVERSE / NOOSPHERIC OUTLOOK / GLOBAL STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренго А.К

Рассматриваются условия реализации непрерывного образования при формировании культуры безопасности, трудоохранной культуры человека через всю его жизнь, вклю чая ноосферную формацию, требования педагогической науки к построению модели не прерывного профессионального образования, феномен личности безопасного типа, на мечаются перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация непрерывного профессионального образования в формировании культуры безопасности»

УДК 37.013

А.К. МАРЕНГО

РЕАЛИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются условия реализации непрерывного образования при формировании культуры безопасности, трудоохранной культуры человека через всю его жизнь, включая ноосферную формацию, требования педагогической науки к построению модели непрерывного профессионального образования, феномен личности безопасного типа, намечаются перспективы

Ключевые слова: непрерывное образование, безопасность жизнедеятельности, культура безопасности, трудоохранная культура, биосфера, ноосфера, личность безопасного типа, жизнеспособное мироздание, ноосферное мировоззрение, глобалистика.

The article deals with conditions necessary for the implementation of continuing education in the formation of а culture and safety, labor protection of human culture through all his life, including the noosphere formation, demands of pedagogy to the construction of а model of continuous education, the phenomenon оп Ше individual safety type, outlined the prospects.

Key words: continuing education, vital activity s avес, баГеру culture, trudoohrannaya culture, biosphere, noosphere, the personality type of safe, sustainable universe, noospheric outlook, global studies.

Среди прогрессивных идей человечества существенное место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл - развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни.

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция развития человека, общества, общественного производства обусловила относительное постоянство структуры и содержания профессионального образования. Имел место тип «конечного» образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жизни, т.е. «образование на всю жизнь».

Стремительная гуманитаризация общества, социальный прогресс, темпы

© Маренго А.К., 2016

обновления техники, технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей. Поэтому необходимо было от «конечного образования» (на всю жизнь) перейти к образованию «через всю жизнь».

Понятие непрерывного образования появилось в России одновременно с зарождением рыночной экономики. Именно рыночная экономика вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться - в случае перемены работы, профессии, в случае постоянных поисков путей совершенствования производства в условиях острейшей конкуренции.

Построение системы непрерывного образования - проблема чрезвычайно сложная. Мы сталкиваемся с ситуацией как раз по К. Пруткову: «Многие ве-

щи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

Модели непрерывного образования ищут и реализуют буквально по всем сферам деятельности человека, в том числе безопасности жизнедеятельности. Понятие жизнедеятельности образует вся совокупность видов человеческой активности (труд, учение, игра). В процессе приспособления к природной среде человек постепенно создает и развивает производство. Потребности производства вызывают возникновение и развитие новых наук. Одна из них - безопасность жизнедеятельности, безопасность труда, охрана труда, призванная обеспечить безопасность человека. Охрана труда изучает закономерности безопасного взаимодействия человека и производства.

В современном обществе нет ни одной области жизни, где человек мог бы утверждать, что находится в полной безопасности. Поиск путей обеспечения безопасной жизнедеятельности носит планетарный характер. Появилась потребность обучения субъектов труда безопасному для себя и окружающих поведению.

В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека широко рассматривается в науке: философия, педагогика, психология, экономика, глобалистика (наука о современном мире). Новую мировоззренческую основу будущего развития России и человечества в XXI в. определяет учение о биосфере и ноосфере (царство разума) В.И. Вернадского [3]. С появлением на нашей планете озаренного живого существа планета переходит в новую стадию своей истории - биосфера переходит в ноосферу, «земную ноосферную цивилизацию».

Складывающаяся наука о современном мире - глобалистика - выступает как научная основа реализации высшей цели человечества - создание управляемой жизнеспособной Земной ноосферной цивилизации.

Основой совершенно нового ноо-сферного мировоззрения XXI в. становится глобалистика. Как отмечает автор курса лекций «Глобалистика» А.П. Федотов, «студентам и аспирантам России и зарубежья предстоит в 2001-2025 годах невероятно трудная работа - заложить основы жизнеспособного мироздания» [10].

Человеческое общество должно перестать быть стихийным обществом потребителей, оно должно стать обществом личностей безопасного типа, управляемых разумом.

В современной педагогике наряду с традиционными подходами к воспитанию - личностно-ориентированным, дея-тельностным, культурологическим, ценностным, гуманистическим - используют инновационный подход, формирующий личность безопасного типа [2].

Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности личности достаточно широко рассматривается с различных методологических позиций.

Во-первых, через формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни (в рамках уроков физической подготовки). Во-вторых, значительное внимание уделяется научной организации труда и прежде всего его безопасности в процессе трудового обучения. Фрагментарные знания по этому вопросу предлагают на уроках физики, химии, биологии, безопасности жизнедеятельности. В-третьих, в формировании культуры безопасности труда, трудоохранной культуры. Диапазон трудоохранной культуры обши-

рен, привлекателен и современен, поскольку в ее основу заложены личностные качества человека, гуманистический, деятельностный, культурологический подходы.

Основной целью воспитания личности безопасного типа является формирование качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире. Уже в дошкольном образовании закладываются предпосылки к формированию личности безопасного типа. С безопасностью дети знакомятся еще в детском саду. В частности, при самообслуживании и элементарном бытовом труде (в помещении и на улице).

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования среди ценностей определяет поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, решает задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Основными задачами воспитания личности являются: для детей дошкольного возраста - привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке; для учащихся общеобразовательных организаций - формирование ответственного, уважительного отношения к собственной безопасности и безопасности других людей, бережного отношения к окружающей среде, осознание приоритетности обеспечения безопасности во всех сферах деятельности. Проводимый в образовательных организациях курс ОБЖ включает три модуля:

• основы безопасности личности, общества и государства (основы ком-

плексной безопасности, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основы противодействия терроризму и экстремизму);

• основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

• обеспечение военной безопасности государства (основы обороны государства, основы военной службы).

Все три модуля направлены на формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Одной из задач курса является воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Для студентов организаций среднего и высшего профессионального образования - развитие способностей принятия грамотных с точки зрения безопасности решений при управлении производственными, образовательными процессами и др. Формирование личности безопасного типа является непрерывным процессом и продолжается в ходе его трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации «все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований по охране труда».

Безопасность обеспечивается охраной труда, которая является частным случаем безопасности жизнедеятельности на производстве, в организации. Трудовой кодекс дал современное научное определение охраны труда. Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,

организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В этой системе имеются элементы права, социологии, экономики, техники, санитарии, медицины.

Наука доказала, что до 80% несчастных случаев на производстве происходит по ошибке пострадавших. В 9 из 10 несчастных случаев они происходят там, где были разработаны правила безопасности и предусмотрены технические средства защиты. Эти ошибки являются следствием психологических особенностей пострадавших (рассеянность, низкая концентрация внимания, склонность к риску, эмоциональная неуравновешенность, показная смелость, низкие профессиональные качества, болезненное состояние здоровья и др.).

Защита работников от травм и заболеваний всегда была ключевой задачей. Международная организация труда с самого основания в 1919 г. считала, что при организации труда решающее значение имеет развитая культура охраны труда [9]. Эффективным международным инструментом является программа МОТ «За безопасный труд», «Достойный труд - безопасный труд».

В условиях глобальной экономики обеспечить достойный труд во всем мире можно только при внедрении глобальной культуры охраны труда.

Среди принципов управления охраной труда, разработанных в ходе многолетних исследований учеными, особая роль отводится принципу формирования в организации «новой культуры охраны труда», когда безопасность является одной из ключевых ценностей организации и становится частью ее корпоративной культуры [5].

В ходе многолетних исследований учеными была разработана педагогическая система формирования трудо-охранной культуры, которая представляет собой открытую, развивающуюся систему с интегративным и производственным модулями [7]. Интегратив-ный модуль - интегрированные комплексы знаний по охране труда, экологии, экономике, технике, праву, психологии, педагогике, менеджменту. Производственный модуль - правила техники безопасности, безопасные методы работы на рабочем месте.

Результаты исследования подтвердили возможность адаптации педагогической системы формирования тру-доохранной культуры к реальной педагогической действительности, широкого ее использования для практики обучения.

Формирование безопасной личности принято в качестве объединяющей идеи в процессе ее интеграции в мировую культуру. Сформировать сильного, уверенного человека, умеющего обеспечить безопасность себе и окружающим, - сложный и кропотливый процесс. Общество обязано учить своих членов самостоятельно выбирать и прокладывать себе безопасный курс в жизни.

На современном этапе Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» идею формирования личности безопасного типа воплощает в повседневную практику. Статья «Охрана здоровья обучающихся» включает «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, обеспечение безопасности обучающихся, профилактику несчастных случаев и др.» [1].

Построение системы непрерывного образования в области формирова-

ния личности безопасного типа должно отвечать требованиям педагогической науки [8]. Это уход от упрощенного надстроечного подхода (дополнительная сеть учебных заведений); предоставление широкого базового «конвертируемого» профессионального образования как основы для дальнейшего образования; соблюдение принципов, соответствующих разным векторам движения человека в образовательном пространстве; принципы мно-гоуровневости, дополнительности и маневренности.

Идея непрерывного образования при формировании личности безопасного типа проходит через всю жизнь. Непрерывное образование необходимо и при обеспечении такой специфиче-

ской деятельности личности, как обеспечение ее безопасности.

Раскрытию феномена культуры безопасности, трудоохранной культуры способствовали фундаментальные труды российских ученых: по профессиональной педагогике - С.Я. Баты-шева, А.П. Беляевой, А.Н. Новикова; по охране труда и экологии - А.А. Мар-дахаева, О.Н. Русака, М.А. Котика, А.М. Елина, Н.Н. Карнауха, Н.Ф. Рей-мерса, Н.Н. Моисеева.

По мысли Н.А. Бердяева, не в политике и экономике, а в культуре осуществляются цели общества. Это всецело относится к формированию культуры безопасности личности.

Исследование проблемы продолжается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никан-дров Н.Д. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 2006.

3. Вернадский В.И. Биосфера. Л.: Науч. хим. тех. изд., 1926.

4. Елин А.М., Маренго А.К. Обучение в течение жизни - залог безопасного поведения работника // Охрана и экономика труда. 2014. № 2.

5. Карнаух Н.Н. Принципы управления охраной труда// Справочник специалиста по охране труда. 2009. № 5.

6. Маренго А.К. Охрана труда в современной России. М.: Общество «Знание России», 2015.

7. Маренго А.К. Трудоохранная культура. СПб.: Алетейя, 2003.

8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000.

9. Охрана труда в цифрах и фактах. Направления совершенствования глобальной культуры охраны труда. МОТ. М, 2004.

10. Федотов А.П. Глобалистика (начала науки о современном мире). М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.