Научная статья на тему 'Безопасность как целостное интегративное качество личности'

Безопасность как целостное интегративное качество личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
363
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность как целостное интегративное качество личности»



Казанский педагогический журнал

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.- М.: Наука, 1978.

3. Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе / / Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой.- М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997.- С. 187-223.

4. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология.- М.: Приор, 2002.

5. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиове-да // Психологический журнал.- 1994.Т. 15.- № 4.- С. 130-136.

6. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Под ред. В.Ю. Большакова.- СПб., 2000.-С. 476-510.

7'200Ö

7. Рогов М.Г. Социально-психологические основы образа жизни больших социальных групп // Современные проблемы общей и социальной психологии / Под ред. М.Г. Рогова, С.П. Дырина и P.A. Ах-мерова.- Н. Челны: Изд-во Ин-та управления, 2005.- С.167-187.

8. Угланова Е.А. Роль психологических характеристик в оптимизации субъективного экономического благополучия // Психология. Журнал высшей школы экономики.- 2007.- Т. 4.- № 2.-С. 105-113.

9. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики).- Казань: Центр инновационных технологий, 2001.

10. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности.- Саратов, 2004.

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ

О.В. Писарь, кандидат педагогических наук, соискатель ИПП ПО РАО, г.Казань

Безопасность личности - это целостное интегральное качество личности, которое влияет на ее гражданскую, нравственную, коммуникативно-творческую направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни. Проблемы безопасности личности с древнейших времен и до настоящего времени всегда были в центре внимания как цивилизаций, так и каждого отдельного человека. Исторический срез проблемы показывает, что понятие безопасность пришло из сферы противостояния человека силам природы, сферы межгосударственной и международной деятельности и в последующем - из сферы труда, производственной деятельности. Сегодня про-

блемы безопасности личности - это объект исследований многих наук.

По мнению Брюса Шнайера, реальность безопасности лежит в области математики (1). Она основана на вероятности различных рисков и эффективности различных контрмер. «Можно посчитать,- пишет Брюс Шнайер,- насколько ваш дом защищен от кражи, взяв за основу такие факторы, как уровень преступности в той местности, где вы проживаете, и вашу привычку закрывать или не закрывать дверь на замок. Можно посчитать, насколько вероятно, что вы будете убиты незнакомцем на улице либо членом вашей семьи дома. Или насколько вероятно, что будут похищены ваши персональные данные.

22

^[ГШ , Е^^ЕШ

Педагогика и психология профессионального образования

Это совсем несложно, если мы располагаем достаточно полными статистическими данными по совершаемым преступлениям - страховые компании постоянно этим занимаются» (1).

Проблемы безопасности личности -это предмет и экономических исследований. Например, экономика, принимая во внимание понятие риска, рассматривает как человеческие факторы (эмоциональные, социальные и познавательные) влияют на принятие экономических решений.

Вопросы охраны труда нашли развитие в публикациях А.П. Беляевой, А.К. Маренго, О.Н. Русака, Ю.Г. Сорокина и других. К примеру, А.П. Беляева и А.К. Маренго рассматривают безопасность как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность (2). А.П. Беляева и А.К. Маренго - авторы концепции формирования трудоохранной культуры, трудоохранной подготовки, которая включает основные противоречия, такие, как движущие силы развития, ведущие идеи, методологические функции, объективные тенденции развития системы как педагогической категории, педагогические закономерности и требования к содержанию и процессу обучения (2).

В техносфере проблемами безопасности личности занимаются С.В. Белов, Б.И. Зотов, А.В. Ильицкая, А.Ф. Козьяков, А.Л. Михайлов, О.Н. Русак, Л.А. Соломин, Л.И. Шершнев и другие. Чаще всего в техносфере безопасность понимается как состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков веществ,

энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Жизнедеятельность определяется как повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. А безопасность жизнедеятельности -как наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Ее основная цель - изучение проблем защиты человека в техносфере от негативного воздействия антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности (2). В особую группу можно выделить ученых, разрабатывающих вопросы безопасности жизнедеятельности личности в условиях атомных электростанций (АЭС). Ими безопасность жизнедеятельности связывается с различными видами ущерба, возможностями вредных последствий, аварий на АЭС. Основной вид ущерба - потеря здоровья персонала и населения из-за радиационного воздействия радиоактивных излучений веществ, распространившихся на площадке АЭС или за ее пределами при тяжелых авариях. Специалисты выделяют и другие виды ущерба: экономический, (разрушение технических систем и сооружений, потеря самого источника энергии, загрязнение природных территорий, водоемов, лесов); экологический (необратимые изменения в экосистемах, потери ценных видов живой природы). В руководящих документах атомной энергетики как отрасли, в частности в «Общих положениях обеспечения атомных станций ОПБ-88/97», НП-001-97 (ПНАЭГ-01-011-97), определены принципы обеспечения безопасности, в числе

Казанский педагогический журнал

7'2006

которых культуре безопасности отведено одно из важнейших мест. Определено, что культура безопасности -это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АЭС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию, ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность (6). Применительно к персоналу это знание и компетентность; приверженность безопасности; мотивация посредством действенных методов воздействия; надзор; готовность к восприятию критики; ответственность через понимание прав и обязанностей. Вполне очевидно, что приоритетным направлением в отечественной атомной энергетике является обеспечение надежности и безопасности АЭС. Именно для этой цели Государственным концернам «Росэнергоатом» была принята за основу концепция культуры безопасности, разработанная экспертами МАГАТЭ. Согласно этой концепции выражение «культура безопасности» означает осознание личной ответственности каждым человеком, посвятившим себя атомной энергетике, за последствия, которые могут повлиять на ядерную безопасность АЭС. Культура безопасности должна включать в себя «такой набор характеристик и особенностей деятельности организации и поведения отдельных лиц, которая устанавливает, что проблемам безопасности атомных станций уделяется внимание, определяемое их значимостью». К ним, в первую очередь относятся:

24

- создание атмосферы систематического внимания к вопросам безопасности, атмосферы открытости персонала, при которой информация, касающаяся безопасности АЭС, была бы легко доступна всем, атмосферы, в которой персонал не боялся бы открыто заявлять об ошибках, которые он совершил, и поощрялся за сообщение об условиях, которые могут привести к снижению безопасности;

- формирование личной ответственности и преданности культуре безопасности всех лиц, занимающихся любой деятельностью, которая влияет на безопасность атомных станций;

- воспитание направленного на безопасность мышления, которая формирует внутреннюю критическую позицию, исключает благодушие и предусматривает стремление к совершенствованию и к саморегулированию в вопросах безопасности.

С позиций глобального ноосфер-ного уровня подходят к исследованию проблем безопасности личности В.И. Ярочкин, Б.М. Родионов и другие ученые, обосновывая такое новое научное направление, как секьюри-тология.

Суть секьюритологии состоит в разработке модели безопасности на основе интеграции всех видов и форм безопасности, объединения опыта, знаний и научных результатов (2). По мнению В.И. Ярочкина, безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества, народов по выявлению (изучению), предупреждению

ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных, материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития (6). В своих исследованиях он рассматривает различные концепции безопасности: национальной безопасности государства, региональной безопасности РФ, комплексной безопасности предпринимательства, в основе которых лежит предлагаемое им понятие безопасности. Рассматривая безопасность жизнедеятельности как науку и направление научного исследования, В.И. Яроч-кин указывает на необходимость ее активного, всестороннего изучения и развития, постижения ее как искусства, воспитания через нее человека. Отождествляя безопасность с культурой, ученый подходит к необходимости культурологического исследования и осознания систем безопасности жизнедеятельности и места человека в них.

Многие ученые исследуют проблемы безопасной жизнедеятельности человека с точки зрения культурологии. А.Б. Василенко, Ю.Н. Моти-ну, С.А. Проскурину и другим удалось раскрыть феномен культуры безопасной жизнедеятельности в условиях современной России, генезис этой проблемы. С их точки зрения, безопасность - это состояние, тенденции и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное,

соответствующее собственной природе функционирование и развитие. По их мнению, создание среды (социальной, экономической, экологической и прочей), безопасной для жизни людей, вместе с тем еще не гарантирует того, что российское общество будет избавлено от трагедий на производстве и в быту. Очевидно, что безопасность жизнедеятельности не замыкается только на организационных мероприятиях, регулирующих поведение отдельных людей и социальных обязанностей. Безопасность жизнедеятельности реализуется, по их мнению, только посредством встречного движения: создания безопасной для обитания среды; осознания человеком ценностей жизни, здоровья своего и чужого. Ученые подходят к необходимости создания внутренних побудительных мотивов безопасного поведения личности и влияния на них, развития проблемы культуры безопасной жизнедеятельности как научной теории (методологической, мировоззренческой, концептуальной основы, дающей инструмент, теоретический и практический материал для формирования личности безопасного типа).

В настоящее время формируется специальная социологическая теория - социология безопасности, которая позволяет устанавливать закономерности формирования, воспроизводства и проявления отношений личности и социальных общностей к вопросам безопасности. Социология безопасности пока не сформировалась полностью как научная теория, хотя создаются кафедры, научные центры с одноименным названием. Но, учи-

Казанский педагогический журнал

7'200Ö

тывая признаки социологическои теории среднего уровня, сформулированные Р.Мертоном, возможно сначала разработать социологические теории отдельных видов безопасности. Например, разработана социология пожарноИ безопасности (3). Объектом социологического рассмотрения может являться конкретная система обеспечения безопасности, ее внешняя среда и внутренняя социальная организация. Эта система взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности личности и призвана активно участвовать в процессе ее обеспечения.

Экологи рассматривают проблемы взаимоотношении человека и природы. Проблема взаимоотношения человека и природы - это глобальная, всечеловеческая проблема. Еще в начале минувшего столетия экология из отрасли биологии и фундамен-тальнои науки превратилась, в сущности, в общественное мировоззрение. Без новоИ системы взглядов на мир и место человека в нем будущие поколения обречены на физическое уничтожение. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при создании нового типа экологическоИ культуры. Значительный интерес представляют фило-софско-психологические исследования ноосферы (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, О.В. Горячев, М.М. Ма-медов, Н.Н. Моисеев и другие); духовно-нравственного становления человека, коэволюции (Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, Е.В. Орлов и другие); концепциИ устоИчивого развития общества

(В.А. Коптюг, В.В. Мантатов, Н.Н. Ма-медов, А.Д. Урсул и другие). Поворот к человеку, к духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальноИ проблематики. Оно явилось преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. ГлавноИ проблемоИ и одновременно главным средством решения проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки.

В правоведении проблемы безопасности рассматривались в трудах Н.Н. Арзамаскина, А.И. Васильева, А.В. Возженикова, О.А. Белькова, И.Н. Глебова, С.В.Гущина, Ю.И. Дерюгина, М.И.Дзлиева, А.Н.Кольева, И.И.Кузнецова, С.П.Никанорова, Г.В.Осипова, А.К.Першина, В.С.Пи-румова, А.А.Прохожева, В.П.Сальникова, В.В.Серебрянникова, С.В.Степашина, А.Д. Урсула, А.В. Шерш-нева, А. Хлопьева, А. К. Шаваева и других ученых. Однако внимание ученых привлекают, как правило, частные проблемы безопасности в различных сферах жизни общества (эконо-мическоИ, информационной политиче-скоИ и др.) (4). Отдельные вопросы, связанные с обеспечением безопасности личности в уголовном судопроизводстве, стали предметом ряда диссертационных исследованиИ. На диссертационном уровне разрабатывались проблемы: лжесвидетельства (В.А. Блинников, Е.П. Гришина, Е.В. Никитина), защиты чести и достоинства личности в уголовном процессе (С.П. Гришин), обеспечения интересов личности (Л.И. Ильниц-кая), охраны прав и интересов лица,

26

совершившего преступление (И.Р. Ку-зуб), защиты прав человека в досудебных стадиях (Т.В. Стукалова), обеспечения безопасности при расследовании некоторых видов преступлений (С.Д. Белоцерковский, И.В. Бобровский, А.Г. Быков и др.), производства отдельных следственных действий (М.А. Сильнов), преодоления противодействия расследованию преступлений (С.Ю. Журавлев), безопасности осужденных в период отбывания уголовного наказания (В.Н. Чор-ный), организационно-правовой защиты жертв преступления (Л.В. Вавилова), обережения участников уголовного судопроизводства и их ближних (А.А. Юнусов) и др.

Ученые-правоведы отмечают, что безопасность личности диалектично взаимосвязана с системой национальной безопасности, состоящей из совокупности взаимосвязанных развивающихся систем (элементов): национальные интересы; угрозы национальным интересам; система обеспечения национальной безопасности (СОНБ).

Субъекты обеспечения национальной безопасности - это государство (в лице органов законодательной, исполнительной, судебной власти); граждане; общественные и иные организации и объединения граждан, обладающие правами и обязанностями участвовать в обеспечении национальной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Главным объектом национальной безопасности является личность, кото-

рая присутствует во всех видах национальной безопасности, а основным субъектом обеспечения национальной безопасности - государство. Федеральные органы исполнительной власти (в том числе МВД России) -субъекты обеспечения национальной безопасности, осуществляющие деятельность в этой области в соответствии со своим административно-правовым статусом.

Общей функцией системы национальной безопасности является выработка стратегии, предусматривающая подготовку и использование сил и средств, координацию информации об угрозах, контроль за реализацией стратегии национальной безопасности и т. д. А специфическими функциями субъектов обеспечения национальной безопасности являются создание и поддержание в состоянии готовности сил и средств, обеспечение их жизнедеятельности и управление ими в повседневных и чрезвычайных условиях и т. д.

Ученые-правоведы отмечают, что отсутствие общего подхода к определению основного понятийного аппарата теории безопасности объясняется недостаточным вниманием к методологическим проблемам безопасности как социального явления, ставшего одним из основных условий нормального развития общественных отношений. Анализ научной литературы, этимологический срез понятий «опасность», «угроза», «вызов», «риск» позволяют констатировать, что пока не выработано единого подхода к понятию, сущности и классификации угроз безопасности. Опасность не тождественна угрозе. Характер-

Казанский педагогический журнал

7'200Ö

ными отличиями опасности от угрозы являются степень риска причинения конкретного ущерба национальным интересам, направленность воздействия, присутствие в них трех компонентов - намерения, возможности, последствия. Угроза - это намерения и возможность нанесения ущерба национальным интересам, а опасность -это либо намерения, либо возможность.

Медицина рассматривает проблемы безопасности личности с точки зрения формирования здоровья. Сохранение здоровья или возникновение болезни - это результат сложных взаимодействий внутренних биосистем организма и внешних факторов окружающей среды. Здоровье является ресурсом, социальным капиталом, необходимым человеку для адаптации в новых общественно-экономических условиях. В этом понятии отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. Только в теории медицины существует около 80 определений здоровья человека, сформулированных представителями различных научных школ. Этот перечень, конечно, далеко не полный, но даже он поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия. Проводя анализ сущностных признаков здоровья, выделенных разными авторами, П.И. Калью разделил все многообразие трактовок понятия «здоровье» на четыре модели:

1) медицинская модель здоровья, которая содержит сугубо медицинские признаки и характеристики,

а здоровье рассматривается как отсутствие болезней и их симптомов;

2) биомедицинская модель, в которой здоровье понимается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;

3) биосоциальная модель, включающая в себя как биологические, так и социальные признаки здоровья в их единстве и взаимообусловленности, при приоритетном значении медико-биологических признаков;

4) ценностно-социальная модель, которая рассматривает здоровье как одно из главных ценностных оснований жизнедеятельности, необходимую предпосылку для полноценной жизни человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, различных видах деятельности. Согласно этой модели, здоровье означает физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и дефектов (5).

По нашему мнению, организм человека является многокомпонентной сложноорганизованной динамичной системой. Поэтому здоровье не может характеризоваться каким-либо одним признаком или их совокупностью, а является многомерным понятием. Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причин и механизмов его формирования, сохранения и совершенствования представлены в работах Г.Л. Апанасенко, Э.М. Казина, В.П. Казначеева, Г.А. Ку-раева, А.А. Разумова, В.И. Бондина, Л.Б. Дыхана, Г.К. Зайцева, В.В. Кол-банова, В.С. Кукушкина и других.

26

В уставе Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) здоровье рассматривается как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Под телесным или физическим здоровьем понимается состояние, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Телесное здоровье измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.

Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

Социальное здоровье человека заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Критерии социально-психологического здоровья человека -это идентификация своего физиче-

ского и психического Я; позитивная критичность к себе и собственной деятельности и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана, изменению способа поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций. Важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение личности.

Безопасность - одна из основных потребностей личности. По нашему мнению, в структуре безопасности личности можно выделить следующие компоненты:

1) информационно-психологическая безопасность - осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты;

2) социальная безопасность - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание личностью негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей;

3) имущественная безопасность -состояние защищенности имущества

Казанский педагогический журнал

7'200Ö

от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, предупредительными и иными мерами;

4) гражданская безопасность -осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом;

5) формирование здорового образа жизни - соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены;

6) безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации - такое взаимоотношение человека с объек-

тами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.

Литература:

1. Шнайер Б. Психология безопасности / Шнайер B.htm

2. Кайгородов П. И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» // Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». Вып. 1. Раздел 11. Педагогика, дидактика, лингвокуль-турология // http://rspu.edu.ru/journals/ pednauka/1 -2002/kaygorodov.htm

3. Основы социологии безопасности.Мт

4. Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства. Автореф. дисс. ... докт. юр. наук.- Н. Новгород, 2004.

5. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: Обзорная информация.- М.: Медицина, 1988.- 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.