Научная статья на тему 'Формирование культуры безопасности школьников в системе организации опережающей подготовки кадров для атомной энергетики'

Формирование культуры безопасности школьников в системе организации опережающей подготовки кадров для атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / SAFETY CULTURE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ENGINEERING / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко В.А., Привалова Н.Ф.

В статье раскрывается актуальностьформирования культуры безопасности школьников в системе организации опережающей подготовки инженерных кадров для атомной энергетики на этапе инновационного развития отрасли; рассматриваются возможности профессиональной ориентациина специальности/направления подготовки, профильные для атомной энергетики в области формирования культуры безопасности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руденко В.А., Привалова Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of the Safety Culture of School Students in the Organization System of Leading Personnel Training for Atomic Energy

The article reveals the relevance of developing a safety culture of schoolchildren in the system of organizing advanced training of engineering personnel for nuclear energy at the stage of innovative development of the industry; considers the possibility of professional orientation to the specialty areas of training, specialized for nuclear energy in the field of developing a safety culture of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры безопасности школьников в системе организации опережающей подготовки кадров для атомной энергетики»

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

УДК351.862.82 : 373.5 : 621.039

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

В.А. Руденко, Н.Ф. Привалова

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия.

В статье раскрывается актуальностьформирования культуры безопасности школьников в системе организации опережающей подготовки инженерных кадров для атомной энергетики на этапе инновационного развития отрасли; рассматриваются возможности профессиональной ориентациина специальности/направления подготовки, профильные для атомной энергетики в области формирования культуры безопасности школьников.

Ключевые слова: культура безопасности, инновационное развитие, инженерная деятельность, опережающая подготовка кадров, профессиональная ориентация.

Поступила в редакцию 29.05.2019 После доработки 03.06.2019 Принята к публикации 06.06.2019

В настоящее время основой экономической независимости России является создание и развитие инновационной высокотехнологичной экономики, которая позволит сформировать сильную производственную базу и обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации в мире.

Инновационная экономика, как отмечает Л.Н. Орлова, обладает рядом признаков, важнейшим из которых является наличие четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки кадров [1].

Опережающая подготовка предполагает инициирование и реализацию профессиональной подготовки кадров по новым, перспективным направлениям деятельности, реальная потребность в которых возникнет в долгосрочной перспективе [2].

Реализация опережающей профессиональной подготовки, имеющей направленность не только на сегодняшний день, но и на будущее, позволит подготовить специалистов, профессиональная компетентность которых обеспечит эффективную работу производств в условиях возрастающей конкуренции [2]. Опережающая подготовка кадров может стать ключевым механизмом, который позволит перейти к качественно новой конкурентоспособной промышленности [3].

Задачу инновационного развития национальной экономикинельзя решить без опоры на опережающее развитие, особенно в тех отрасляхэкономики, в которых Россия уже имеет серьезные научно-технические заделы [4], к таким областям, несомненно, относится ядерная энергетика, которая является одним из ключевых элементоватомной отрасли.

Атомная отрасль стремиться быть лидером на глобальных рынках, идти на шаг впереди в технологиях и знаниях. Государственная корпорация по атомной энергии

«Росатом» (далее - ГК «Росатом») объединяет предприятия одной из наиболее высокотехнологичных отраслей промышленности, деятельность которых основана на использовании самых современных достижений.

Следует отметить, что в современном мире остро стоит вопрос энергопотребления, решением которого по ряду причин, стало активное развитие атомной отрасли. Самые сдержанные прогнозы МАГАТЭ утверждают, что к 2030 году количество введенных в эксплуатацию энергоблоков возрастет с 400 до 600 [5].

В рамках развития экспортоориентированной стратегии ГК «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в Российской Федерации, так и за рубежом. Перед Концерном по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (АО «Концерн Росэнергоатом», далее - Концерн) -крупнейшей энергетической компанией, владеющей и управляющей атомными электростанциями, открываются новые перспективы, основанные на том, что мировые рынки энергетики переходят к сервисно-ориентированной модели развития. Предоставление сервисных услуг на всем жизненном цикле АЭС является приоритетным направлением развития энергетических компаний [6].

Для развития атомной энергетики, обеспечения высокого уровня надежности и безопасности ядерных установок, как в России, так и на АЭС, сооружаемых за рубежом, уже сегодня существует большая потребность в специалистах высокой квалификации [5]. Однако, в атомной энергетике существует ряд серьезных проблем, ограничивающих масштабы ее развития, среди которых - кадровые проблемы. Одной из основных причин срыва сроков ввода в эксплуатацию новых энергоблоков АЭС и невозможности увеличения масштабов строительстваявляется недостаток квалифицированных кадров [7].

В связи с этим, уделяется значительное внимание созданию эффективной системы повышения уровня квалификации и подготовки персонала для АЭС [5]. Необходимы высокопрофессиональные инженерно-технические специалисты, которые способны обеспечить безопасное, надежное и эффективное функционирование не только текущих производственных процессов в атомной энергетике, но и освоение, и развитие ядерных энергетических технологий нового поколения в перспективе.

Развитие атомной энергетики, реализация лидерских позиций в мире возможна только при условии успешного функционирования систем опережающей подготовки квалифицированных инженерных кадров. Актуальность решения этой задачи диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик.

Как показывает мировой опыт, чтобы добиться соответствия системы подготовки инженерных кадров запросам экономики и производства, необходимо развивать в обществе инженерную культуру, повышать социальную значимость и престижность инженерных профессий, начинать выращивать профессионалов уже со школы [8].

ГК «Росатом» традиционно уделяет большое внимание развитию общего образования, популяризации естественных наук, ядерных технологий среди школьников. С 2011 года реализуется масштабная инициатива «Школа Росатома» [9]. Это школа, которая «растет» вместе с ребенком, поддерживает и развивает его с ранних лет, от детского сада и до поступления в высшее учебное заведение. Главный принцип реализации проекта - системность и работа на опережение [10].

Реализация «Программы инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 года» предусматривает взаимодействие с инициативами, ориентированными на развитие общего образования в направлении популяризации науки, развития проектной научной и инженерной работы среди школьников [9].

Концерн, как энергетическая компания ГК «Росатом», заинтересован в привлечении лучших выпускников для работы на АЭС и других организациях, входящих в контур управления. Профориентационнаяработа Концерна начинается со школьниками. В городах присутствия АЭС созданы «атом-классы», где идет углубленное изучение физики, на их базе проводятся профильные олимпиады по физике и математике для школьников [10].

Однако, в настоящее время, учитывая потребности общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности, становится очевидным тот факт, что для подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, включая атомную энергетику, где «...безопасность является внутренней потребностью и важнейшей составляющей деятельности», не может ограничиваться только образовательными мероприятиями в области естественно-научных дисциплин. Появилась и утверждаетсяпотребность обучения субъектов труда безопасному для себя и окружающих поведению [11].

В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности [12]. Наряду с традиционными подходами к воспитанию -личностно-ориентированным, деятельностным, культурологическим, ценностным, гуманистическим - используют инновационный подход, формирующий личность безопасного типа [11].

Проведенный анализ источников позволяет рассматривать культуру безопасности жизнедеятельности школьников как интегральное качество личности, которое характеризуется уровнем сформированности осознанной потребности в безопасной жизнедеятельности, положительной мотивации этой деятельности, эмоционально-волевой устойчивости к преодолению опасностей, необходимых знаний по основам безопасности жизнедеятельности, практических умений по соблюдению правил безопасной жизнедеятельности. Структура культуры безопасности жизнедеятельности включает в себя мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты, сформированность которых определяет общий уровень готовности школьников к безопасной жизнедеятельности [13].

Однако в массовой педагогической практике обучения основам безопасности жизнедеятельности осуществляется преимущественно в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и часто носит репродуктивный характер [12].

В современных образовательных реалиях наряду с обновлением содержания общего образования, также необходимо обновление содержания, методов, средств и форм профориентационной работы на основе анализа профессиональных предпочтений выпускников общеобразовательных организаций [14], особенно если в качестве профессиональных предпочтений рассматриваются профессии, требующие высокого уровня сформированностикультуры безопасности, как важнейшего инструмента обеспечения безопасности отрасли [15].

В.Д. Горичева, В.П. Музыка, И.С. Синицын рассматривая технологии формирования готовности учащихся к выбору профессии применительно к изучению основ безопасности жизнедеятельности, выделяют четыре этапа профориентационной работы, каждый из которых направлен на формирование основ культуры безопасности [14].

Первый этап предполагает первичное ознакомление с миром профессий в сфере безопасности жизнедеятельности. Одним из методов, активно используемых на данном этапе, является метод профессиографии. Составление и анализ профессиограмм способствует не только формированию представления о профессии, но и внутренней рефлексии учащегося, позволяет получить ответы на вопросы: «Подходит ли ему такой

вид деятельности?», «Обладает ли он необходимыми качествами для такой деятельности?

Второй этап предполагает организацию для школьников профориентационных экскурсий на предприятия, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности.

На третьем этапе школьники вовлекаются в деятельность, в ходе осуществления которой им предстоит принять на себя роль исполнителя выбранной профессии, что способствует приобретению первичных профессиональных умений. Особое место на данном этапе принадлежит активным методам обучения - кейсам, которые требуют от школьников применения имеющихся знаний для решения значимой для них проблемы, а также профессиональным пробам. Выполнение профессиональных проб позволяет подросткам в процессе подготовки и выполнения пробы оценить собственные возможности освоения профессии.

На заключительном этапе профориентационной работы учащимся оказывается консультативная помощь в осознании перспектив своей будущей профессиональной деятельности, а также содействие открытию школьниками для себя направлений подготовки в сфере обеспечения безопасности. Эффективными в вопросах консультирования могут стать коуч-сессии. Посредством коучинга и проектной деятельности у школьников, формируется осознание направлений профессиональной деятельности, анализируются собственные возможности, особенности, которые соотносятся с требованиями будущей профессии, то есть формируется или развивается готовность к выбору профессии и дальнейшему профессиональному образованию.

Спланированная и организованная по такой схеме профориентационная работа, с нашей точки зрения, позволит рассматривать ее в качестве раннего этапа системы опережающей подготовки кадров для атомной энергетики. Этапа, который позволит не только привлечь талантливых выпускников школ в атомную отрасль, но и сформировать у них интегральное качество - культуру безопасности жизнедеятельности.

Организация профориентации на инженерные профессии предполагают достаточно высокий уровень научной составляющей, креативность, направленность, прежде всего, на формирование системного творческого технического мышления учащихся и развитие их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих задач. Такой подход к профессиональной ориентации учащихся способствует повышению образовательного уровня, стимулирует развитие профессионально значимых личностных качеств, обеспечивает устойчивое развитие социально-профессиональной направленности, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся - одна из основных задач «Национального проекта «Образование» [16].

Анализ результатов деятельности ведущих Российских вузов показал, что перспективным направлением работы в рамках ранней профессиональной ориентации школьников на инженерно-технические специальности/направления подготовки является организация и проведение летних научно-технических школ на площадке вузов [13], в рамках которых могут создаваться необходимые условия формирования культуры безопасности у школьников.

В рамках пилотного проекта на площадке Волгодонского инженерно-технического института (филиала) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» летняя научно-техническая школа «Юные атомщики»

стартовала в 2017 году. Слушателями летней научно-технической школы «Юные атомщики» стали учащиеся 1-7 классов общеобразовательных учреждений города. Группы слушателей формировались по возрастным категориям. Модераторами, лекторами, тренерами юных слушателей были ведущие специалисты и преподаватели института [17].

Основной целью проведения летней научно-техническая школы «Юные атомщики» было создание условий для формирования у школьников интереса к технической, инженерной деятельности в сфере атомной энергетики и становления индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение их в процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной среде.

При формировании дорожной карты научно-технической школы были разработаны мероприятия, которые способствовали накоплению «стартовых возможностей» школьников как будущих профессионалов атомной отрасли.

Программа научно-технической школы включала проведение экскурсий, мастер-классов, командных игр, работу над стендовыми проектами, практические и лабораторные занятия по физике, иностранному языку, встречи учащихся с ведущими учеными ВИТИ НИЯУ МИФИ и ведущими специалистами, работающими в атомной отрасли. Большое внимание было уделено занятиям по физике, поскольку эта дисциплина является базовой при подготовке специалистов, работающих в сфере атомной энергетики. Со школьниками были проведены лабораторные занятия по механике и электричеству, занимательной физике. Школьники знакомились с историей и современными достижениям, основными профессиями в атомной отрасли. В процессе занятий были созданы условия для формирования у школьников навыков самостоятельного поиска новых знаний. Обучение сочетало индивидуальные мероприятия, где каждый ребенок мог проявить и показать себя, работу в мини-группах, с командами, которые сплачивали детей и способствовали дружественной, творческой атмосфере занятий. Все мероприятия проводились на площадке ВИТИ НИЯУ МИФИ в специально оборудованных лабораториях и аудиториях.

В ходе проведения научно-технической школы осуществлялось формирование устойчивого интереса и мотивации к инженерной, технической деятельности, знакомство с основами культуры безопасности.

По завершению работы летней научно-технической школы у детей отмечен рост интереса к техническим наукам, специальностям и желание продолжить обучение в техническом вузе. Многие из слушателей поступили в технические кружки и секции, занялись научными исследованиями на кафедре физики ВИТИ НИЯУ МИФИ, успешно выступили с докладом о результатах своей работы на студенческой научной конференции.

В качестве современных активных форм в системе профориентационных мероприятий особое место занимает проект «АШтсатр», в рамках реализации которого на площадке ВИТИ НИЯУ МИФИ осуществляется развитие взаимодействия представителей института с учащимися 9-11 классов - потенциальными абитуриентами, популяризация инженерного образования, происходит «глубокое погружение» школьников в жизнь вуза и предприятий ГК «Росатом». Программа «АШтсатр» предусматривает экскурсии на производственные площадки предприятий атомной отрасли: АО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» в г. Волгодонск, в учебно-тренировочное подразделение филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Ростовская атомная станция; встречи на производственных площадках со специалистами в области атомной энергетики и атомного энергомашиностроения; мастер-классы на профильных кафедрах, профессиональное тестирование; ознакомление с лабораторной базой, студенческой жизнью института.

Эффективной формой профессиональной ориентации на инженерные профессии является проект «Физический марафон», который направлен на создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей, пропаганду научных знаний, выявление и развитие творческих способностей учащихся, формирование познавательного интереса к изучению физики.

Участие в проекте способствует формированию и развитиюу школьников основ культуры безопасности. В процессе работы учащиеся закрепляют правила и общие требования техники безопасности на занятиях по физике, пожарной безопасности и правила обращения с электроприборами, учатся тому, что необходимо делать при получении травмы или ухудшении состояния школьника, а также осваивают требования техники безопасности на занятиях по физике после их завершения.

Необходимо отметить, юные физики г. Волгодонска - участники марафона, становятся на ступень выше в своих знаниях по физике, на шаг ближе к своей мечте -влиться в студенческое сообщество и получить престижную профессию инженера-физика, за которым безопасное будущее атомной отрасли.

В разработке у коллектива ВИТИ НИЯУ МИФИ находится еще один профориентационный проект, имеющий областное значение - создание на базе института инновационного центра «Кванториум» (федеральная сеть детских технопарков [18]), представляющего собой новую модель дополнительного образования. Этот формат работы со школьниками ориентирован на создание условий для их вовлечения в техническую сферу деятельности, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ростовской области. Типовая организационная структура «Кванториума» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Типовая организационная структура «Кванториума» [«Quantorium» typical organizational structure]

Организация занятий со школьниками будет предусматривать:

- погружение в интеллектуальную среду (special soft);

- решение простых инженерных кейсов (soft skills и hard skills);

- подготовка к региональным и федеральным соревнованиям;

- подготовка к международным соревнованиям, решение углубленных кейсов и соревновательные проекты (глубокие soft skills и hard skills);

- решение глобальных технологических кейсов с новизной и уникальностью в конечном решении.

Преимуществами реализации данного проекта для вуза является привлечение наиболее подготовленных и одаренных школьников города и близлежащих районов для поступления на востребованные ГК «Росатом» специальности и направления подготовки, реализуемые в ВИТИ НИЯУ МИФИ.

Рассмотренные мероприятия в работе со школьниками предусматривают повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах атомной промышленности, формирование положительного образа профессиональной деятельности в структуре атомной отрасли, повышение привлекательности профильного инженерного образования, создают условия формирования когнитивной, деятельностной и мотивационной составляющей культуры безопасности.

Направленность атомной энергетики на инновационное развитие и лидерство в мировом пространстве требует развитие системы опережающей подготовки кадров для атомной энергетики, отбор одаренных школьников, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению, проявляющих интерес к вопросам ядерной энергетики и высоких технологий, их ориентацию на инженерно-технические профессиидля обучения в техническом вузе. Рассмотренные формы и методы работы со школьниками будут способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности школьников, как одной из составляющих системы опережающей подготовки кадров для атомной отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орлова, Л.Н. Инновационная экономика: факторы и противоречия развития, уровни формирования [Электронный ресурс] / Л.Н. Орлова // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 7. - №2 (2015). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

2. Журавлева, М.В. Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся как условие опережающей подготовки кадров для нефтехимического комплекса [Электронный ресурс] / М.В. Журавлева // Педагогика и психология профессионального образования. -2011. - №1.- С.13-21. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/garmonizatsiya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-kak-uslovie-operezhayuschey-podgotovki-kadrov-dlya (дата обращения: 05.04.2019).

3. Агентство Стратегических Исследований: опережающая подготовка кадров станет механизмом перехода к новой промышленности [Электронный ресурс]. URL : https://tass.ru/ural-news/3751204 (дата обращения: 05.04.2019).

4. Заболотько, А.А. Инновационное развитие экономики: понятие, проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / А.А. Заболотько. - URL : https://cyberleninka.ru/article/v/ innovatsionnoe-razvitie-ekonomiki-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 04.04.2019).

5. Виштак, Н.М. Система подготовки кадров в атомной энергетике [Электронный ресурс] / Н.М. Виштак, Т.А.Разумова, А.П. Осколков // Молодой ученый. - 2015. - №22.5. - С. 24-26. URL : https://moluch.ru/archive/102/23622/ (дата обращения: 30.03.2019).

6. Годовой отчет АО «Концерн Росэнергоатом» за 2016. [Электронный ресурс]. - Москва, 2017. URL : http://www.rosenergoatom.ru/upload/iblock/673/6736f56972480fdbf340ee640b0882c4.pdf (дата обращения: 04.04.2019).

7. Камчатова, Е.Ю.Инновационный потенциал атомной энергетики. [Электронный ресурс]. -URL : https://cyberleninka.rU/article/v/innovatsionnyy-potentsial-atomnoy-energetiki (дата обращения: 31.03.2019)

8. Колонтаевская, И.Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования [Электронный ресурс] / И.Ф. Колонтаевская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №11 (ноябрь). - С. 111-115. URL : http://e-koncept.ru/2014/14319.htm (дата обращения: 30.03.2019)

9. Паспорт программы инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 года (в гражданской части) [Электронный ресурс]. - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». - Москва, 2016. -URL : https://www.rosatom.ru/upload/iblock/5e1/5e130b6e7fba0fb511f400defad83aca (дата обращения: 23.03.2019).

10. Проект «Школа Росатома» [Электронный ресурс]. - URL: https://rosatom.ru/career/obrazovanie/proekt-shkola-rosatoma/(дата обращения: 04.04.2019).

11. Маренго, А.К. Реализация непрерывного профессионального образования в формировании культуры безопасности [Электронный ресурс] / А.К. Маренго // Вестник РМАТ. - № 2. -2016. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-kultury-bezopasnosti (дата обращения: 20.05.2019).

12. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников : дис. д-ра пед. наук : 13.00.01 [Электронный ресурс] / В.Н. Мошкин. - Барнаул, 2004. - 369 c.. - URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-kultury-bezopasnosti-shkolnikov.html (дата обращения: 25.05.2019).

13. Цейко, В.А. Культура безопасности жизнедеятельности старшеклассников: сущность, процесс формирования и результаты [Электронный ресурс] / В.А. Цейко. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-starsheklassnikov-suschnost-protsess-formirovaniya-i-rezultaty (дата обращения: 20.05.2019).

14. Горичева, В.Д. Технология формирования готовности учащихся к выбору профессии в сфере безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / В.Д. Горичева, В.П. Музыка, И.С. Синицын // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С.39-44. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-formirovaniya-gotovnosti-uchaschihsya-k-vyboru-professii-v-sfere-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (дата обращения: 20.05.2019).

15. Руденко, В.А. Культура безопасности в системе ценностей Госкорпорации «Росатом» [Текст] / В.А. Руденко, Н.П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2016. - № 1 (18). - С. 118-122.

16. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 23.03.2019).

17. Руденко, В.А. Ранняя профессиональная ориентация в сфере атомной энергетики как фактор стратегического развития атомной отрасли [Текст] / В.А. Руденко, М.В. Головко, Н.В. Ермолаева, Н.И. Лобковская // Глобальная ядерная безопасность. - 2018. - №4 (298). -С. 97-108.

18. О мерах по созданию детского технопарка «Кванториум» в Ростовской области (распоряжение Правительства Ростовской области № 482 от 24.08.2017)

REFERENCES

[1] Orlova L.N. Innovacionnaya e'konomika: faktory' i protivorechiya razvitiya, urovni formirovaniya [Innovative economy: factors and contradictions of development, levels of formation] // Internet-zhurnal NAUKOVEDENIE» [Internet journal SCIENCE]. Vol 7. №2 (2015). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/83EVN315.pdf (in Russian).

[2] Zhuravleva M.V. Garmonizaciya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushhixsya kak uslovie operezhayushhej podgotovki kadrov dlya nefteximicheskogo kompleksa [The harmonization of professional self-determination of students as a condition of advanced training for the petrochemical complex] // Pedagogika i psixologiya professional'nogo obrazovaniya [Pedagogy and Psychology of Vocational Education]. 2011. №1. P. 13-21. URL : https://cyberleninka.ru/article/v/garmonizatsiya-professionalnogo-samoopredeleniya-buchayuschihsya-kak-uslovie-operezhayuschey-podgotovki-kadrov-dlya (in Russian).

[3] Agentstvo Strategicheskix Issledovanij: operezhayushhaya podgotovka kadrov stanet mexanizmom perexoda k novoj promy'shlennosti [Agency for Strategic Studies: advanced training will be the

mechanism for the transition to a new industry]. URL : https://tass.ru/ural-news/3751204 (in Russian).

[4] Zabolot'ko A.A. Innovacionnoe razvitie e'konomiki: ponyatie, problemy' i puti resheniya [Innovative development of the economy: the concept, problems and solutions]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnoe-razvitie-ekonomiki-ponyatie-problemy-i-puti-resheniya (in Russian).

[5] Vishtak N.M., Razumova T.A., Oskolkov A.P. Sistema podgotovki kadrov v atomnoj e'nergetike [System of personnel training in nuclear power] // Molodoj ucheny'j [Young scientist]. 2015. №22.5. P. 24-26. URL : https://moluch.ru/archive/102/23622/ (in Russian).

[6] Godovoj otchet AO «Koncern Rose'nergoatom» za 2016 [Annual report of Rosenergoatom Concern JSC for 2016]. Moskow. 2017. URL : http://www.rosenergoatom.ru/ upload/iblock/673/6736f56972480fdbf340ee640b0882c4.pdf (in Russian).

[7] Kamchatova E.Yu. Innovacionny'j potencial atomnoj e'nergetiki [ Innovative potential of nuclear energy]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnyy-potentsial-atomnoy-energetiki (in Russian).

[8] Kolontaevskaya I.F. Kolontaevskaya, I.F. Proforientacionnaya rabota so shkoFnikami dlya postupleniya na inzhenerno-texnicheskie napravleniya podgotovki professional'nogo obrazovaniya [Vocational guidance work with schoolchildren for admission to the engineering and technical areas of vocational education] // Nauchno-metodicheskij e'lektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific-methodical electronic journal «Concept»]. 2014. №11 (November). P. 111-115. URL : http://e-koncept.ru/2014/14319.htm (in Russian).

[9] Pasport programmy' innovacionnogo razvitiya i texnologicheskoj modernizacii Goskorporacii «Rosatom» na period do 2030 goda (v grazhdanskoj chasti) [Passport of the innovation development and technological modernization program of ROSATOM for the period until 2030 (in the civilian part)]. State Atomic Energy Corporation «Rosatom». Moscow. 2016. URL : https://www.rosatom.ru/upload/iblock/5e1/5e130b6e7fba0fb511f400defad83aca (in Russian).

[10] Proekt «Shkola Rosatoma» [The project «School of Rosatom»]. URL : https://rosatom.ru/career/obrazovanie/proekt-shkola-rosatoma/ (дата обращения: 04.04.2019).

[11] Marengo A.K. Realizaciya neprery'vnogo professional'nogo obrazovaniya v formirovanii kul'tury' bezopasnosti [Realization of continuous professional education in the formation of a safety culture] Bulletin of the RIAT. № 2. 2016. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-kultury-bezopasnosti (in Russian).

[12] Moshkin V.N. Vospitanie kul'tury' bezopasnosti shkol'nikov : dis. d-ra ped. nauk : 13.00.01 [Raising a safety culture of schoolchildren: dis. dr ped Sciences]. Barnaul. 2004. 369 p. URL: http://www. dslib. net/obw-pedagogika/vospitanie-kultury-bezopasnosti-shkolnikov. html(in Russian).

[13] Cejko V.A. Kul'tura bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti starsheklassnikov: sushhnost', process formirovaniya i rezul'taty' [Life Safety Culture of High School Students: Essence, Formation Process and Results]. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-starsheklassnikov-suschnost-protsess-formirovaniya-i-rezultatyz (in Russian).

[14] Goricheva V.D., Muzy'ka V.P., Sinicyn I.S. Texnologiya formirovaniya gotovnosti uchashhixsya k vy'boru professii v sfere bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Technology of formation of students' readiness to choose a profession in the field of life safety]. Yaroslavl Pedagogical Journal. 2017. № 3. P. 39-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-formirovaniya-gotovnosti-uchaschihsya-k-vyboru-professii-v-sfere-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti (in Russian).

[15] Rudenko V.A., Vasilenko N.P. Kul'tura bezopasnosti v sisteme cennostej Goskorporacii «Rosatom» [Safety culture in the value system of Rosatom State Corporation]. Global'naya yadernaya bezopasnost [Global Nuclear Safety]. 2016. № 1 (18). P. 118-122. (in Russian).

[16] Pasport nacionaFnogo proekta «Obrazovanie» [Passport of the national project «Education»]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (in Russian).

[17] Rudenko V.A., Golovko M.V., Ermolaeva N.V., Lobkovskaya N.I. Rannyaya professional'naya orientaciya v sfere atomnoj e'nergetiki kak faktor strategicheskogo razvitiya atomnoj otrasli [Early professional orientation in the field of nuclear energy as a factor in the strategic development of the nuclear industry]. Global'naya yadernaya bezopasnost [Global Nuclear Safety]. 2018. №4 (298). P. 97-108 (in Russian).

[18] O merax po sozdaniyu detskogo texnoparka «Kvantorium» v Rostovskoj oblasti [On measures to create a children's technopark «Kvantorium» in the Rostov region] (rasporyazhenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti № 482 ot 24.08.2017 [Executive Order of the Government of the Rostov Region No. 482 of August 24, 2017]) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Formation of the Safety Culture of School Students in the Organization System of Leading Personnel Training for Atomic Energy

1V.A. Rudenko, 2N.F. Privalova

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University "MEPhI", Lenin St., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 ORCID iD: 0000-0002-6698-5469 WoS Researcher ID: B-7730-2016

e-mail: VARudenko@mephi.ru 1ORCID iD: 0000-0002-6464-188 e-mail: NFPrivalova@mephi.ru

Abstract - The article reveals the relevance of developing a safety culture of schoolchildren in the system of organizing advanced training of engineering personnel for nuclear energy at the stage of innovative development of the industry; considers the possibility of professional orientation to the specialty areas of training, specialized for nuclear energy in the field of developing a safety culture of schoolchildren.

Keywords: safety culture, innovative development, engineering, advanced training, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.