КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
УДК 338.24
КУЛЬТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
© 2015 г. М.В. Головко
Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.
В статье раскрыто значение культуры экономической безопасности для атомной энергетики. Приводятся материалы, свидетельствующие о развитии деструктивных тенденций в отрасли. Отмечается необходимость сотрудничества государства, бизнеса и науки в формировании высокого уровня экономической культуры.
Ключевые слова: культура безопасности, экономическая безопасность, атомная энергетика, система внутреннего контроля, теория тройной спирали.
Поступила в редакцию 19.03.2015
Тенденции глобализации экономической сферы сопряжены с нарастанием сложности и дифференциации угроз ее развитию. Периодизация угроз экономической безопасности общества обусловлена его эволюцией, возникающие проблемы являются следствием и отражают особенности определенного этапа развития социально-экономической сферы. Так, например, А.В. Опалев и В.С. Пирумов, выделяют шесть этапов развития теории безопасности - от природных катаклизмов в первобытнообщинный строй, когда человек не мог противостоять силам природы, до бурного роста научно-технического прогресса, сопровождающегося ростом пренебрежительного отношения к природе и, следовательно, нарастанием угроз экологической безопасности [1].
Возрастание уровня и разнообразия экономических интересов, детерминируемых идеологией общества потребления, приводит к агрессивному использованию ресурсов, снижению значимости и, соответственно, расходов на обеспечение должного контроля хозяйственных процессов. Это может привести к тому, что даже перспективная инновационная деятельность будет формировать угрозы безопасному развитию общества. Пример - атомные электрические станции (АЭС).
Государственная корпорация «Росатом» (далее - ГК «Росатом») входит в число системообразующих организаций страны, оказывающих существенное влияние на социально-экономическую стабильность в субъектах РФ. Развитие атомной энергетики как одной из самых перспективных и инновационных отраслей национальной экономики сопряжено с обострением проблемы обеспечения ее безопасности. Каждый атомный объект имеет стратегическое значение для страны, уровень его технической безопасности определяет результаты функционирования всего или значительной части атомного кластера. На предприятиях, входящих в его состав, функционируют специализированные службы безопасности, тщательно организована система охраны периметров и т.п. Таким образом, все, что касается обеспечения технической составляющей безопасности объектов атомной энергетики, находится на достойном
©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2015
уровне, позволяющем предупреждать возникающие угрозы.
Однако следует отметить непреходящую актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности атомной энергетики в сфере противодействия угрозам криминализации хозяйственных процессов. Развитие теневых экономических отношений сопряжено с множеством причин - от недостаточного уровня контроля и стремления максимизировать инсайдерскую ренту до существенного расхождения формальных требований с общепринятой практикой, что приводит к распространению коррупционных контрактов.
На современном этапе сформировалось мнение, что коррупция может способствовать развитию бизнеса. Не исключено, что сегодня в сфере мелкорозничной торговли сговор с чиновниками может привести к обеспечению выживаемости бизнеса. Однако в инновационных и стратегически важных для страны отраслях, для которых характерны использование национального ресурсного потенциала, высокие прибыли и значительное бюджетное финансирование, любые нарушения норм и правил, приводящие к обогащению отдельных лиц, будут угрожать экономической безопасности государства.
Строительство и функционирование АЭС связаны с формированием множества хозяйственных связей с подрядными организациями. Учитывая характерную для атомной отрасли специфичность заказов (уникальность материалов, сложность услуг), связанную с этим ограниченность выбора контрагентов и высокую стоимость сделок, необходимо осуществлять жесткий контроль за целевым использованием инвестируемых средств. К сожалению, и для атомной энергетики характерны случаи изъятия инсайдерской ренты недобросовестными сотрудниками предприятий. Стимулы для инсайдеров тем выше, чем больше финансовые потоки, поэтому государственные корпорации с бюджетным финансированием, являются крайне привлекательным объектом для экономических преступлений.
На сегодняшний день контроль экономических трансакций объектов ГК «Росатом» приобретает еще более серьезное значение, учитывая сложную внешнеполитическую обстановку. Росатом является активным участником внешнеэкономической деятельности и, следовательно, испытывает определенные трудности с введением экономических санкций. Так, по информации ТАСС России, более пристальному контролю со стороны ЕС теперь подвергаются контракты без конкурентного тендера, с государственным субсидированием
экспортоориентированной продукции и т.п. [3].
Еще одной важной проблемой является то, что зачастую сметные нормативы на строительство объектов ГК «Росатом» и других госкорпораций оказываются необоснованно завышенными. По сведениям Счетной палаты, это приводит к увеличению сметной стоимости строительства и к перерасходу бюджетных средств на 20-45%. Аффилированность заказчиков нормативов с их разработчиками способствует увеличению стоимости услуг последних. Так, например, разработка только двух сметных нормативов для ГК «Росатом» и космодрома «Восточный» составила 944 млн.руб. вместо возможных 250 млн.руб. [4].
Популяризация кластерного подхода в современной экономике также предъявляет повышенные требования к формированию системы обеспечения не только экономической безопасности при взаимодействии всех элементов кластера, но и эффективных для общества результатов его функционирования. Эффективность определяется показателями рентабельности, экономичности, качества и надежности. Практике известно множество примеров, когда при соблюдении первых двух критериев серьезно страдают критерии качества и надежности, т.к. они зачастую находятся в обратной зависимости. Использование более дешевого сырья, комплектующих,
низкоквалифицированных кадров и т.п. приводит к негативному изменению характеристик создаваемых материальных объектов или оказываемых услуг.
В условиях экономического кризиса приоритеты смещаются в пользу тотальной экономии для выхода на низкую себестоимость. Однако это не должно касаться стратегически важных для национальной экономики отраслей, в число которых входит атомная энергетика. Экономия ресурсов может отразиться на надежности и безопасности функционирования АЭС. В то же время, сама многосубъектность атомного кластера создает дополнительные возможности для незаконных трансакций, нецелевого расходования бюджетных средств и т.п.
По программе развития ГК «Росатом» на 2009-2015гг. было выделено финансирование в размере 941,8 млрд.руб., из которых бюджетные средства составили 424,6 млрд.руб. В ходе проверки периода 2011-2013гг. были выявлены нарушения целевого использования: из перечисленных 184,8 млрд.руб. до филиалов компании дошло только 52-68% от предназначенных средств, что закономерно привело к увеличению сроков сдачи объектов в эксплуатацию, их простаиванию, частичной деградации, способной привести к формированию в дальнейшем угроз технической и экологической безопасности [5]. Есть еще факты попыток изъятия инсайдерской ренты - в конце 2014г. служба внутреннего контроля и аудита ГК «Росатом» выявила на госзакупках лот Курской АЭС на дорогостоящую (порядка 5 млн.руб. за 8 месяцев) аренду автомобилей класса «люкс» для перевозки документации [6]. Эти случаи не единичны. В условиях ограниченности ресурсов и сокращении доходов государственного бюджета подобные ситуации недопустимы и требуют скорейшего разрешения.
На сегодняшний день существует достаточное количество форм и способов обеспечения экономической безопасности. Это многочисленные нормативно-правовые акты, ведомственные инструкции, направленные на организацию и контроль всех финансовых и хозяйственных процессов, с которыми сопряжено функционирование объектов атомной энергетики. В частности, с 2009г. в ГК «Росатом» успешно работает система внутреннего контроля (СВК), осуществляющая контроль законности деятельности всех структурных подразделений корпорации. СВК направлена на:
- обеспечение реализации требований государства по усилению ответственности госкорпорации в сфере безопасности и эффективности деятельности при использовании ядерной энергии;
- предоставление возможности контроля эффективности деятельности госкорпорации со стороны государственных органов;
- реализацию ответственности госкорпорации как получателя бюджетных средств за соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации [7].
Однако без идеологической составляющей СВК не обойтись, она должна выражаться в создании и развитии особой культуры экономической безопасности взаимодействия различных объектов в иерархии госкорпорации. Это будет соотноситься с возрастающей значимостью таких категорий, как доверие инвесторов, мотивация на добросовестное выполнение обязанностей и т.п. Данные «неэкономические» категории до сих пор встречают у неоклассиков сопротивление при использовании для исследования экономических процессов. Однако возрастающая многоаспектность человеческой жизнедеятельности приводит к междисциплинарности методологических подходов. Этика и мораль являются немаловажными факторами экономической жизни общества вследствие наличия таких врожденных качеств человека, как моральные, религиозные и эстетические [8].
Культура экономической безопасности занимает важнейшее место в системе обеспечения экономической безопасности, поскольку в условиях дерегулирования
экономики, сопровождающегося сокращением государственного надзора и контроля, возрастает значение ответственности граждан и их способности к самоограничению и саморегулированию. Это позволит сгладить несовершенства существующей нормативно-правовой базы. В то же время, в условиях высокого уровня экономической культуры сокращается необходимость содержания масштабного механизма принуждения к выполнению законов и правил. Таким образом, синтез нормативов, требований экономической эффективности и этики должен стать краеугольным камнем не только СВК в ГК «Росатом», но и государственной политики регулирования взаимодействий всех хозяйствующих субъектов.
Кластерный подход к развитию экономики вполне применим в сфере обеспечения ее безопасности. Так, достаточное распространение получила теория тройной спирали как нового способа формирования инновационной экономики. Данная матрица лежит в основе развития многих инновационных отраслей российской экономики, в том числе и атомной энергетики и представляет собой взаимодействие государства, бизнеса и науки (образования). По мнению экспертов в сфере культуры безопасности, нормальное функционирование и перспективное развитие атомной энергетики возможно только при обеспечении доверия со стороны общества к мероприятиям, осуществляемым ГК «Росатом», направленным, в первую очередь, на безопасность [2].
Учитывая возрастающую роль человека в формировании угроз развитию общества, особое значение в формировании культуры безопасности принадлежит образовательным учреждениям, в которых наряду с профессиональными компетенциями прививаются общекультурные ценности и правила поведения. Значимость письменного оформления важнейших инструкций и правил на ядерном предприятии не снижает ценности неформальных норм и корпоративных традиций, например, неприятия и осуждения нарушений.
Согласно теории тройной спирали, повышение уровня культуры экономической безопасности в атомной энергетике будет основываться на:
- нормативно-правовой базе, государственных программах развития национальной экономики и отрасли (уровень государства);
- внедрении стандартов и правил в деятельность АЭС и других объектов атомной энергетики: комбинаты, заводы, малые инновационные предприятия (бизнес);
- результатах исследовательской и образовательной деятельности НИИ, лабораторий, учебных заведений, ориентированных на подготовку специалистов для атомной отрасли (уровень науки и образования).
Общими задачами трех указанных уровней будут являться следующие:
- подбор и подготовка новых кадров по требуемым компетенциям;
- организация обучения и переподготовки опытных кадров согласно изменяющимся профессиональным требованиям, принципам безопасности;
- способствование формированию осознанной необходимости и внутренней потребности готовности работать по правилам, неприемлемости нарушений на внутриличностном уровне;
- создание единой и транспарентной системы профессиональных стандартов, критериев, требований в работе.
Именно поэтому особую роль в формировании культуры экономической безопасности призваны сыграть высшие учебные заведения. Кластер атомных технологий Ростовской области представляет собой совокупность крупных объектов, в число которых входят производственные предприятия, научно-исследовательские институты и вузы. Кластерный подход в атомной энергетике был впервые применен в области в начале 70-х годов 20 в., когда был построен завод «Атоммаш». Особое место в научном секторе модели тройной спирали Ростовской области занимает ВИТИ
НИЯУ МИФИ, осуществляющий подготовку специалистов для атомной энергетики и являющий собой пример результативного сотрудничества с предприятиями атомного машиностроения и другими ключевыми производственными предприятиями области, с органами власти. Активная поддержка государством и бизнесом подобных региональных вузов, станет залогом успешного развития кластерного подхода в атомной энергетике.
Таким образом, можно заключить следующее. Культура экономической безопасности на объектах ядерной энергетики представляет собой совокупность качеств, принципов, отношений и поведения экономических субъектов, позволяет поддерживать достаточный уровень развития отрасли без угроз ее безопасности. Ее обеспечение будет зависеть от качественных результатов трехстороннего диалога государства, бизнеса и науки и образования, что согласуется с кластерной формой развития отрасли.
ВЫВОД
Максимизация инсайдерской ренты на объектах атомной энергетики, нарушения действующего законодательства, агрессия со стороны внешнеторговых партнеров - все это актуализировало проблему обеспечения высокого уровня культуры экономической безопасности и потребовало поиска новых форм ее разрешения. Помимо существующих механизмов ее контроля и обеспечения следует активно развивать ее идеологический блок как неформальный механизм поддержки формальных норм и правил.
Развитию культуры экономической безопасности будет способствовать становление управленческого плюрализма, основанного на доминировании общества, а не государства. Это должно проявляться в объединении людей для самостоятельного решения проблем, движущей силой которого станет не государственный контроль, а повышенная социальная ответственность (личная, профессиональная, гражданская и деловая). Именно подобный подход будет служить адекватной методологией создания новой системы экономической безопасности государства, основанной на высоком уровне культуры безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Опалев, А.В., Пирумов, В.С. Национальная безопасность [Текст] / А.В. Опалев, В.С. Пирумов. -М.: Оружие и технологии, 2011. - С. 21.
2. Руденко, В.А. К истории понятия «культура безопасности» [Текст] / В.А.Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2014. - №3(12). - С. 100.
3. СМИ: ЕС может заблокировать атомный контракт Венгрии с Россией [Электронный ресурс] // РИА ТАСС. - Режим доступа: ИЯЬ: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1785211. -18.03.2015.
4. Счетная палата: нормативы в строительстве приводят к завышению расходов бюджета на 2045% [Электронный ресурс] // РИА ТАСС. - Режим доступа: ИЯЬ: http://tass.ru/ekonomika/1753460. - 18.03.2015.
5. Счетная палата раскритиковала Росатом за нарушения при финансировании строительства АЭС [Электронный ресурс] // РИА ФедералПресс. - Режим доступа: ИЯЬ: http://fedpress.ru/news/econom/budget/1421386803-schetnaya-palata-raskritikovala-rosatom-za-narusheniya-pri-finansirovanii-stroitelstva-aes. - 18.03.2015.
6. Топ-10 самых расточительных покупок госкомпаний [Электронный ресурс] // РИА ФедералПресс. - Режим доступа: ИЯЬ: http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1416565156-top-10-samykh-rastochitelnykh-pokupok-goskompanii. - 18.03.2015.
REFERENCES
[1] Opalev A.V., Pirumov V.S. Natsionalnaya bezopasnost [National safety]. M. Pub. "Oruzhiye i tekhnologii" [Weapon and technologies], 2011, ISBN: 978-5-93799-042-6, p. 21. (in Russian)
[2] Rudenko V.A. K istorii ponyatiya «kultura bezopasnosti» [To history of the concept "safety culture"] Globalnaya yadernaya bezopasnost. [Global nuclear safety] 2014, №3(12), ISSN 2305-414X, p. 100. (in Russian)
[3] SMI: YeS mozhet zablokirovat atomny kontrakt Vengrii s Rossiyey [Mass media: The EU can block the nuclear contract of Hungary with Russia] RIA TASS [RIA TASS] Available at: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1785211. (in Russian)
[4] Schetnaya palata: normativy v stroitelstve privodyat k zavysheniyu raskhodov byudzheta na 20-45% [Audit Chamber: standards in construction lead to overestimate of expenses of the budget for 20-45%] RIA TASS [RIA TASS] Available at: http://tass.ru/ekonomika/1753460 (in Russian)
[5] Schetnaya palata raskritikovala Rosatom za narusheniya pri finansirovanii stroitelstva AES [Schetnaya palata raskritikovala Rosatom za narusheniya pri finansirovanii stroitelstva AES] RIA FederalPress.[ RIA of Federalpress] Available at: http://fedpress.ru/news/econom/budget/1421386803-schetnaya-palata-raskritikovala-rosatom-za-narusheniya-pri-finansirovanii-stroitelstva-aes. (in Russian)
[6] Top-10 samykh rastochitelnykh pokupok goskompany [Top-10 the most wasteful purchases of state companies] RIA FederalPress.[RIA of Federalpress] Available at: http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1416565156-top-10-samykh-rastochitelnykh-pokupok-goskompanii. (in Russian)
Economic Safety Culture аnd its Strategic Importance for Nuclear Power
M.V. Golovko
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360 e-mail: [email protected]
Abstract - In article value of economic safety culture for nuclear power is shown. The materials
testifying to development of destructive tendencies in branch are given. Need of cooperation of the
state, business and science for formation of high level of economic culture is noted.
Keywords: safety culture, economic safety, nuclear power, of internal control system, theory of a
threefold spiral.