УДК 327.83
Уткина М.Ф., магистр по направлению политология со знанием иностранных языков, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «РОСАТОМ» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В течение продолжительного времени традиционными институтами, используемыми в осуществлении внешнеполитической стратегии государств, считались Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли, различные представительства государства при международных организациях. Однако в связи с глобализацией, усложнением мировых политико-экономических процессов, нестабильностью международной финансовой системы появляются новые «проводники» внешней политики государства. В Российской Федерации «проводниками» реализации внешнеполитической стратегии стали, в том числе и государственные корпорации, такие как «Росатом», «Роскосмос», «Ростех». Российские государственные корпорации являются компаниями-лидерами российской экономики и ведут деятельность в стратегически важных, приоритетных сферах для Российского государства. В статье предпринимается попытка анализа деятельности государственной корпорации «Росатом» и ее роли в реализации внешнеполитических задач Российской Федерации. Рассмотрены особенности функционирования деятельности Госкорпорации «Росатом», ее специфика. С помощью case-study продемонстрированы конкретные ситуации международного соперничества в области атомной энергетики. В результате делается вывод о том, что Государственная корпорация «Росатом», взаимодействуя с органами власти зарубежных государств и международными организациями от лица Российской Федерации, выполняет роль института, который в условиях жесткой международной конкуренции в области атомной энергетики продвигает внешнеполитические интересы Российской Федерации. Ключевые слова: государственные корпорации, внешняя политика России, геополитика, ядерная дипломатия, Росатом.
DOI: 10.22281/2413-9912-2019-03-03-72-79
Традиционно в качестве инструментов реализации внешнеполитической государственной стратегии выступают ведомства и представительства государства, однако, в последнее десятилетие появились новые инструменты реализации внешнеполитической стратегии государства - государственные корпорации, в частности, такие как ГК «Росатом.
Причины создания крупных корпораций в России
Прежде чем перейти к рассмотрению функционирования крупной российской корпорации, необходимо дать ей определение. С.П.Перегудов определяет корпорацию как «крупную акционерную компанию, имеющую в своей основе весомую промышленную составляющую. По форме это может быть вертикально-интегрированная компания, управляемы из центра холдинг, интегрированная финансово-промышленная группа, транснациональная компания и т.д. Наличие достаточно гомогенной организации, каждое подразделение которой функционирует не как часть единого целого, делает ту или иную структуру крупной корпорацией» [5. с. 16]
Формирование в Российской Федерации
на исходе ХХ в. крупного бизнеса происходило в сочетании резкой сменой политического строя, экономического кризиса, недоверия общества к новым государственным институтам. Кризис 1998 г. в России обнажил многие проблемы в экономическом, технологическом и социальном секторах, поэтому для урегулирования этих проблем было необходимо создать мощные корпорации, которые бы смогли решить приоритетные задачи в области развития страны. В начале 2000-х государство стало главным «стейкхолдером» [6, с. 448]. Если в каком-либо секторе экономики имелись проблемы, в него активно вмешивалось государство - объединяло мелкие предприятия, дублирующие функции друг друга, концентрировало ресурсы на главных стратегических направлениях.
В конце 1990-х - начале 2000-х появилась совершенно новая организационная форма, основанная на интеграции государственного капитала с частным бизнесом -государственная корпорация. Госкорпорация не только стала мощным инструментом прямого воздействия на экономическое развитие государства, но и в политическом плане уравновесила частный бизнес, не позволив
сосредоточиться в его руках слишком большим финансовым активам[2, с.21]
Государственная корпорация — это «некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основании федерального закона» [8]. Госкорпорация может заниматься коммерческой деятельностью, если это служит достижению целей, ради которых она создана [10]. Государство активно участвует в деятельности госкорпорации: Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Корпорации, назначает председателя и иных членов наблюдательного совета Корпорации и прекращает их полномочия. В состав наблюдательного совета госкорпорации, как правило, входят министры и другие чиновники.
Специфическая организационно-правовая форма, характерная для России (хотя так называемые state-owned corporations существовали в послевоенное время в Финляндии и эффективно осуществляют свою деятельность в современном Китае), дала возможность сконцентрировать политические и финансовые ресурсы в стратегически важных секторах и вывести их из кризиса или застоя.
Госкорпорация «Росатом» как квазигосударственный орган исполнительной власти
ГК «Росатом», в отличие от большинства государственных корпораций, наделена государственными властными полномочиями, что является беспрецедентным случаем среди моделей взаимодействия государства и бизнеса в мире. «Росатом» является «органом, наделенным полномочиями от имени Росси ско Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии». «Росатом» осуществляет государственное управление, связанное с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии» [9].
Руководствуясь нормами Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг» «Госкорпорация «Росатом» оказывает государственные услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов Российской Федерации на изобретения, содержащие сведения о государственной тайне, лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и др.».
ГК «Росатом» выполняет в том числе внешнеполитические функции, которые уполномочивают госкорпорацию действовать от лица Российской Федерации на международном уровне. «Росатом» является инструментом продвижения, укрепления отношений России с другими государствами. Среди основных целей международной деятельности «Росатома», в которой он действует в тесном сотрудничестве с Министерством иностранных дел РФ, является обеспечение лидерства России на мировом рынке атомной энергии, продвижение российских ядерных технологий на международном рынке, укрепление режимов ядерной безопасности и ядерного нераспространения и активное участие в международных организациях и форумах. Корпорация заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в ее компетенцию.
«Росатом» совместно с Министерством иностранных дел РФ и другими федеральными министерствами и торгпредствами России обеспечивает дипломатическое сопровождение реализации наиболее крупных проектов, прежде всего, по строительству АЭС в зарубежных государствах. «Росатом» занимает 1 место в мире по количеству зарубежных проектов (36 энергоблоков в 12 странах) и 1 место по обогащению урана на мировом рынке [11]. В этих целях «Росатом» создает свои представительства при посольствах, консульствах и торгпредствах России в иностранных государствах. К 2019 г. представительства «Росатома» действовали при посольствах и торговых представительствах России в 13 иностранных государствах и при постоянном представительстве России при международных организациях в Вене [11].
С момента своего появления в 2007
году, ГК «Росатом» в содружестве с российским государством вступает в многосторонние отношения с международными организациями, либо в двусторонние отношения с органами государственной власти зарубежных стран - это и является двумя основными моделями сотрудничества «Росатома». Первый вектор условно представляет собой сотрудничество ГК «Росатом» с международными организациями от лица Российской Федерации по решению Президента РФ или Правительства РФ - с МАГАТЭ, Агентством по ядерной энергии ОЭСР, Международным энергетическим агентством. Второй вектор подразумевает двустороннее сотрудничество «Роса-тома» с иностранными государствами. В 2018 г. «Росатом» заключил 8 межправительственных соглашений и 20 межведомственных договоренностей. Среди крупных зарубежных проектов «Росатома» следует выделить: АЭС «Аккую» в Турции, АЭС «Бушер», АЭС «Тяньвань» в Китае, Белорусская АЭС, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, АЭС «Куданкулам» в Индии, АЭС «Пакш-2» в Венгрии, АЭС «Хан-хикиви-1» в Финляндии. Третий вектор продвижения национальных и коммерческих интересов - участие «Росатома» в международных выставках, форумах по атомной энергетике и устойчивому развитию.
«Росатом» по праву можно назвать мировым ядерным лидером, который надежно обеспечивает обороноспособность страны, способствует усилению российского влияния в мире, развитию отечественной экономики и технологической независимости России.
«Росатом» как элемент внешнеполитической стратегии Российской Федерации
В последнее десятилетие ГК «Росатом» напряженно работала над расширением и укреплением своих экспортных рынков в стратегических местах по всему миру. Экспансия служит не только экономическим целям, но, что более важно, стратегическим геополитическим целям.
Западные страны часто связывают ядерный экспорт «Росатома» с более широкой геополитической программой России. Российские ядерно-энергетические проекты были охарактеризованы как попытки «построить сферы энергетической зависимости». Восприятие того, что АЭС могут быть
геополитическими активами, основано на долговечности проекта АЭС и степени контроля, которую он может обеспечить над важнейшим элементом экономики страны. АЭС, как правило, имеют планируемый цикл эксплуатации 60 лет. Разрабатывая и поддерживая проекты с более чем 60-летним сроком использования, Россия обеспечивает постоянное присутствие практически на каждом континенте. Если принять во внимание другие элементы цикла эксплуатации АЭС, от проектирования и строительства до эксплуатации и вывода из эксплуатации, это устанавливает отношения между поставщиком и покупателем почти на столетие.
Ядерная энергия действительно занимает значительное место в геополитических интересах России. Профессор Кафедры международных проблем ТЭК им. Н.П.Лаверова С.З. Жизнин пишет, что «для России представляется важным сохранить ключевые позиции в странах СНГ, Восточной Европы, где были установлены и функционируют АЭС российского и советского производства; расширить экспорт российского ядерного оборудования в развивающие эту отрасль страны (Иран, Индия, Китай и др.), что будет способствовать усилению российского присутствия в них» [4, с.78]. Государственную корпорацию «Росатом» можно считать инструментом, который, заключая многомиллиардные контракты с целевыми странами и тем самым обеспечивая там российское присутствие, проводит внешнеполитическую линию России в области ядерной энергетики.
Сегодня мирная атомная энергетика становится сферой столкновения геополитических интересов великих и региональных держав, так как торговля мирными атомными технологиями является одной из самых перспективных на сегодняшний день. В ходе борьбы за рынки некоторые западные государства целенаправленно добиваются сокращения присутствия «Росатома» в Европе и на Ближнем Востоке, так как сотрудничество в этой отрасли позволяет государствам устанавливать долгосрочные отношения, в том числе заметно повышая шансы нормализации отношений со странами Европы.
Применив метод анализа конкретных ситуаций (case-study) международного со-
перничества в сфере атомной энергетики, которые были широко освещены в СМИ и являются приоритетными для России, можно проследить как «Росатом» выполняет внешнеполитическую функцию, а также выявить целенаправленные усилия западных держав воспрепятствовать попыткам реализации этой функции. На конкретных примерах можно продемонстрировать, что «Росатом» ведет свою деятельность в странах, имеющий высокий приоритет для России с геополитической точки зрения.
Из последних событий следует обратить внимание на ситуацию в Саудовской Аравии. В 2020 г. Саудовская Аравия планирует объявить многомиллиардный тендер на строительство двух энергоблоков первой атомной электростанции в стране [12]. Кроме «Росатома» в тендере на строительство АЭС участвуют компании из США, Китая, Франции и Южной Кореи. Длительное время США отказывались экспортировать ядерные технологии (даже мирного назначения) в Саудовскую Аравию из-за угрозы распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке.
Ситуация изменилась с того момента, как Саудовская Аравия, которая является важным партнером США в регионе, включила в конкурс Россию и Китай. По сообщениям агентства Reuters, в марте 2019 г. Министр энергетики США Рик Перри одобрил шесть секретных соглашений по продаже ядерных энергетических технологий Саудовской Аравии [13]. В ответ на опасения Премьер-Министра Израиля Беньямин Нетаньяху относительно передачи ядерных технологий Саудовской Аравии, высказанные Дональду Трампу, президент США ответил, что если оборудование, необходимое для ядерной программ Саудовской Аравии, не продадут США, то это сделает Россия или Китай [7]. Таким образом, США на протяжении десятилетий отказывались передавать Саудовской Аравии некоторые ядерные технологии, но полностью изменили позицию после того, как у России появилась возможность обеспечить себе присутствие в Саудовской Аравии посредством заключения контракта на сооружение АЭС.
Интересна и ситуация в Болгарии. В 2006 г. в Болгарии был объявлен тендер на достройку АЭС «Белене». Российская компа-
ния ЗАО «Атомстройэкспорт» (сейчас входит в «Росатом») решила принять участие в тендере на сооружение АЭС [1, с. 91]. В марте 2012 г. Болгария неожиданно отказалась от выгодного проекта «Росатома». Однако власти Болгарии поддержали строительство седьмого блока АЭС «Козлоду » по технологии американской компанией Westinghouse после визита госсекретаря США Х.Клинтон в феврале 2012 г. в Болгарию, а выбор американско компании подрядчиком проекта прош л без тендерных процедур [14]. Позже, в 2015 г. была рассекречена электронная переписка сотрудников Госдепартамента США, которая имела место в марте 2012 г [3]. Из переписки можно понять, что Госсекретарь США Хиллари Клинтон и специальный посланник по вопросам евразииской энергетики Ричард Морнинг-стар побуждали правительство Болгарии не только отказаться от проекта строительства АЭС «Белене», но и заключить ряд контрактов с Westinghouse [3]. Политизация строительства АЭС «Белене» привела к серьезным экономическим проблемам. В 2012 году правительство Болгарии внесло мораторий на проект в Белене под давлением ЕС и США, требовавших ограничить зависимость Болгарии от российских энергоресурсов. «В июне 2016 г. Арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве предписал болгарскому правительству выплатить свыше 600 млн долл. «Атомстроиэкспорту» в качестве компенсации за отказ от проекта строительства АЭС «Белене» [15]. Позже Болгария решила возобновить проект по причине того, что АЭС вырабатывает дешевую электроэнергию и стимулирует развитие промышленности, снижает зависимость от импорта топлива. В начале 2018 г. премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что выбор инвестора для АЭС будет проходить на конкурсной основе. «Росатом», Китай (CNNC), США (General Electric) и Франция (Framatome) уже выразили намерение участвовать в тендере. В Министерстве энергетики Болгарии должны были объявить итоги тендера в декабре 2018 г., но процедура выбора стратегического инвестора для проекта АЭС "Белене" завершится в 2020 г.
Кейс с Венгрией также заслуживает
внимания. В декабре 2014 г. «Росатом» и венгерская компания М"УМ подписали контракт на строительство блоков №5 и №6 станции «Пакш». Несмотря на то, что атомный контракт между РФ и Венгрией был согласован с Еврокомиссией и никаких нареканий, начиная с 2013 г., по проекту не было, противники сделки запустили активную лоббистскую кампанию, утверждая, что таким образом Венгрия усиливает энергозависимость от России. Соглашение о предоставлении Венгрии заемных средств вызвало вопросы у Ев-рокомиссии касательно схемы финансирования и легальности проекта. В феврале 2015 г. Евросоюз заявил о намерении начать антимонопольное расследование контракта России и Венгрии по строительству энергоблоков АЭС «Пакш», заблокировав контракт. В марте 2017 г., после многочисленных проверок, Еврокомиссия вынесла решение об отсутствии скрытых угроз в финансировании строительства АЭС «Пакш-2». Однако в феврале 2018 г. Правительство Австрии подало исковое заявление в Европейский суд общей юрисдикции против решения Европейской комиссии одобрить выделение субсидий Венгрии на строительство новых энергоблоков атомной электростанции «Пакш-2» [16]. В октябре 2018 г. министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто во время выступления на Российской энергетической неделе заявил, что Будапешт не откажется от совместного с Россией строительства АЭС «Пакш-2», а давление ЕС на этот проект он назвал двойными стандартами и лицемерием Брюсселя [17]. Также он указал на тот факт, что во многих странах ЕС по-прежнему функционируют АЭС для обеспечения собственной энергобезопасности [18]. На данный момент Россия и Венгрия приступили к монтажным работам и ожидают выдачи лицензии на строительство АЭС.
В последней редакции Концепции внешней политики России среди главных региональных приоритетов страны находится Белоруссия. Однако несмотря на почти 20-летнее существование Союзного Государства России и Белоруссии, отношения между странами сложно назвать безоблачными. Такие экономические меры, как строительство АЭС, вносит позитивный вклад в межгосу-
дарственные отношения. В этом плане «Роса-том» и осуществляет внешнеполитическую функцию. В настоящее время Росатом завершает строительство двух реакторов на первой в истории Белоруссии атомной электростанции - Островецкой АЭС, которая находится примерно в 12 км от границы с Литвой и в 45 км от Вильнюса. Это один из крупнейших проектов российско-белорусского сотрудничества за последние годы.
Литва выразила серьезную обеспокоенность по поводу качества БелАЭС, а Департамент государственной безопасности Литвы включил строящуюся АЭС под Островцом в число угроз национальной безопасности в ежегодном отчете в феврале 2019 г. В апреле 2017 г. парламент Литвы принял закон, запрещающий покупку электроэнергии, выработанной БелАЭС. В 2018 г. Миссия МАГАТЭ отметила высокий уровень готовности реагирования на чрезвычайные ситуации на БелАЭС [19]. Тем не менее в октябре 2018 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Ядерная защита и безопасность в Европе», призвав регулятор белорусской атомной энергетики не выдавать лицензию строящейся БелАЭС, пока не будут реализованы международные требования ядерной безопасности [20]. Резолюция не имеет юридической силы. Примечательно, что Латвия и Эстония придерживаются прагматичной позиции относительно строительства БелАЭС и не планируют принимать специальных законов, блокирующих импорт электроэнергии из Белоруссии.
В мае 2019 г. Министерство иностранных дел и Министерство энергетики Литвы вновь призвали Еврокомиссию разработать план действий в отношении БелАЭС, утверждая что Белоруссия «отказывается сотрудничать с Евросоюзом по вопросам природоохраны и ядерной безопасности» [21]. Таким образом, Литва прибегает к различным методам воздействия на прекращение строительства АЭС в Беларуси - давлением через институты Европейского Союза, призывами к международной общественности.
В сфере ядерной геополитики есть и конструктивная сторона в виде ядерной дипломатии. Вопреки существенным разногласиям во внешней политике, ядерная дипло-
матия способствовала взаимодействию России с иностранными государствами. Например, несмотря на обострение российско-турецких отношений после инцидента, в результате которого российский бомбардировщик Су-24 был сбит истребителем F-16C ВВС Турции в районе сирийско-турецкой границы, Турция выразила намерение продолжать развивать проект АЭС «Аккую», как следствие, отношения сохранялись на неофициальном уровне. Также Россия продолжает развивать сотрудничество в области ядерной энергетики с Саудовской Аравией, несмотря на разные позиции по Сирийскому кризису.
Вывод. В мире происходит борьба за рынок атомной энергии. Некоторые западные государства целенаправленно добиваются сокращения присутствия «Росатома» в Европе и на Ближнем Востоке. Однако данный фактор не является серьезным препятствием для эффективного осуществления деятельности Госкорпорации, так как спрос на
российские атомные мирные технологии остается на высоком уровне.
Подводя итоги, следует подчеркнуть успешность государственной корпорации «Росатом» на мировом рынке торговли мирными ядерными технологиями. Данная сфера, по мере бурного экономического роста, а, следовательно, и политической значимости стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки будет становится ареной столкновений новых полюсов многополярной системы международных отношений (Россия, Китай) с интересами США и других стран Запада.
Государственная корпорация «Роса-том» выполняет роль института, который в условиях жесткой международной конкуренции в области атомной энергетики продвигает внешнеполитические интересы Российской Федерации.
Список литературы
1. Ачкасова В.А., Минтусов И.Е., Филатова О.Г. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. - 315 с.
2. Богатуров А.Д. Экономическая политология: Отношения бизнеса с государством и обществом/ Отв. ред. А. Д. Богатуров. — М.: Аспект Пресс, 2012. - 240 с.
3. Боровский Ю.В. Международное соперничество в энергетике: на примере восточноевропейского рынка атомной энергии [Электронный ресурс] / Юрий Боровский // Сyberleninka.ru — 2017.
4. Жизнин С.З. Основы энергетическом дипломатии. М.: МГИМО-Университет, 2013. -
140 с.
5. Перегудов С. П. Крупная российская корпорация в системе власти. - Полис. Политические исследования. 2001. № 3.
6. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М., Прогресс-Традиция, 2008. - 448 с.
7. Toi Staff. Netanyahu said to ask Trump not to sell Saudis nuclear reactors [Electronic resource] / The Times of Israel — 2018. — Mode of access: https://www.timesofisrael.com (09.03.2018)
8. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
9. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями и дополнениями)
10. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
11. Годовой отчет Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2018 год. Электронный доступ: https://rosatom.ru (05.08.2019)
12. Nuclear Power in Saudi Arabia [Electronic resource] / World Nuclear Assosiation — 2019.
— Mode of access: https://www.world-nuclear.org (20.08.2019)
13. U.S. approved secret nuclear power work for Saudi Arabia [Electronic resource] / Reuters
— 2019. — Mode of access: https://www.reuters.com (27.03.2019)
14. .Forbes рассказал, как США пренебрегают безопасностью АЭС в Восточной Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru (20.11.2016).
15. Россия и Болгария договорились о выплате долга за АЭС «Белене» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.interfax.ru (10.11.2016).
16. Австрия подала иск в Европейский суд против строительства АЭС Пакш-2 в Венгрии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://neftegaz.ru/ (22.02.2018)
17. Венгрия построит совместно с Россией АЭС вопреки позиции ЕС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://newizv.ru (04.10.2018)
18. Росатом рассчитывает начать строительство АЭС "Пакш-2" в Венгрии в 2019-2020 годах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5899051 (11.12.2018)
19. Эксперты МАГАТЭ оценили уровень безопасности БелАЭС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sputnik.by (18.10.2018)
20. Кортунов: решение ПАСЕ по БелАЭС не имеет большого значения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lv.sputniknews.ru (13.10.2018)
21. Литва призвала Еврокомиссию разработать план действий в отношении БелАЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru (05.05.2019)
STATE CORPORATION «ROSATOM» AS AN INSTRUMENT OF IMPLEMENTING
RUSSIAN FOREIGN POLICY STRATEGY
For a long time the traditional institutions such as Ministry of Foreign Affairs, Ministry of Foreign Trade, various missions of State to the international organizations served as instruments for the implementation of foreign policy strategies of State. However, recently new «agents» of Russian foreign policy have emerged due to globalization, the complexity of the global political and economic processes, instability of the international financial system, and the entrance of new actors into the international arena. In Russia the state corporations, in particular, Rosatom, Roscosmos and Rostec have become the agents for implementation of foreign policy as well. Russian State Corporations are now the leading companies of the Russian economy, which do business in the strategically important areas for the Russian state. The article attempts to analyze the activities of the state corporation Rosatom and its role in the implementation of the Russian foreign policy strategy. The features and specifics of the functioning of the State Atomic Energy Corporation Rosatom are considered. With the help of case-study, specific situations of international rivalry in the field of nuclear energy are demonstrated. As a result, it is concluded that the State Corporation Rosatom, by interacting with foreign authorities and international organizations on behalf of the Russian Federation, plays the role of an institution that, amid international competition in the field of nuclear energy, promotes the foreign policy interests of the Russian Federation. Keywords: State corporations, foreign policy of the Russian Federation, geopolitics, nuclear diplomacy, Rosatom.
References
1. Achkasova V.A., Mintusov I.E., Filatova O.G. GR i lobbizm: teoriya i tekhnologii. Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. M.: YUrajt, 2015. - 315 s.
2. Bogaturov A.D. Ekonomicheskaya politologiya: Otnosheniya biznesa s gosudarstvom i ob-shchestvom/ Otv. red. A. D. Bogaturov. — M.: Aspekt Press, 2012. - 240 s.
3. Borovskij YU.V. Mezhdunarodnoe sopernichestvo v energetike: na primere vostochnoevropejskogo rynka atomnoj energii [Elektronnyj resurs] / YUrij Borovskij // Syberleninka.ru — 2017.
4. ZHiznin S.Z. Osnovy energeticheskoi diplomatii. M.: MGIMO-Universitet, 2013. - 140 s.
5. Peregudov S. P. Krupnaya rossijskaya korporaciya v sisteme vlasti. - Polis. Politicheskie issledo-vaniya. 2001. № 3.
6. Peregudov S.P., Semenenko I.S. Korporativnoe grazhdanstvo: koncepcii, mirovaya praktika i ros-sijskie realii. M., Progress-Tradiciya, 2008. - 448 s.
7. Toi Staff. Netanyahu said to ask Trump not to sell Saudis nuclear reactors [Electronic resource] / The Times of Israel — 2018. — Mode of access: https://www.timesofisrael.com (09.03.2018)
8. Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 N 7-FZ (red. ot 29.07.2018) "O nekommercheskih organizaciyah" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019)
9. Federal'nyj zakon ot 21 noyabrya 1995 g. N 170-FZ «Ob ispol'zovanii atomnoj energii» (s izmeneni-yami i dopolneniyami)
10. Federal'nyj zakon ot 01.12.2007 N 317-FZ (red. ot 27.12.2018) "O Gosudarstvennoj korporacii po atomnoj energii «Rosatom»
11.Godovoi otchet Gosudarstvennoi korporacii po atomnoi energii «Rosatom» za 2018 god. Elektronnyj dostup: https://rosatom.ru (05.08.2019)
12.Nuclear Power in Saudi Arabia [Electronic resource] / World Nuclear Assosiation — 2019. — Mode of access: https://www.world-nuclear.org (20.08.2019)
13.U.S. approved secret nuclear power work for Saudi Arabia [Electronic resource] / Reuters — 2019.
— Mode of access: https://www.reuters.com (27.03.2019)
14. .Forbes rasskazal, kak SSHA prenebregayut bezopasnost'yu AES v Vostochnoi Evrope [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://ria.ru (20.11.2016).
15.Rossiya i Bolgariya dogovorilis' o vyplate dolga za AES «Belene» [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru (10.11.2016).
16.Avstriya podala isk v Evropejskij sud protiv stroitel'stva AES Paksh-2 v Vengrii [Elektronnyj resurs].
— Rezhim dostupa: https://neftegaz.ru/ (22.02.2018)
17.Vengriya postroit sovmestno s Rossiej AES vopreki pozicii ES [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://newizv.ru (04.10.2018)
18.Rosatom rasschityvaet nachat' stroitel'stvo AES "Paksh-2" v Vengrii v 2019-2020 godah [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/5899051 (11.12.2018)
19.Eksperty MAGATE ocenili uroven' bezopasnosti BelAES. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://sputnik.by (18.10.2018)
20.Kortunov: reshenie PASE po BelAES ne imeet bol'shogo znacheniya. [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://lv.sputniknews.ru (13.10.2018)
21.Litva prizvala Evrokomissiyu razrabotat' plan dejstvij v otnoshenii BelAES [Elektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://tass.ru (05.05.2019)
Об авторе
Уткина Мария Феликсовна - Магистр по направлению политология со знанием иностранных языков, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)
Utkina Maria Feliksovna - Master of Political Science, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Russia)