Научная статья на тему 'Возможности преодоления инсайдерского контроля в госкорпорации «Росатом»'

Возможности преодоления инсайдерского контроля в госкорпорации «Росатом» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСАЙДЕРЫ / INSIDERS / РЕНТА / RENT / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ГОСКОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головко Мария Владимировна

В статье раскрыта одна из актуальных проблем обеспечения экономической безопасности, связанная с изъятием инсайдерской ренты в госкорпорациях путем использования теневых трансакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of overcoming the insider control in State Corporation «Rosatom»

The article concerns one of the most important and urgent problem of economic security measures linked with insider rent extraction at the State Corporations with the help of shadow transactions using.

Текст научной работы на тему «Возможности преодоления инсайдерского контроля в госкорпорации «Росатом»»

_ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _

--ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС

УДК 338.24

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНСАЙДЕРСКОГО КОНТРОЛЯ

В ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»

© 2013 г. М.В. Головко

Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл.

Поступила в редакцию 29.05.2013 г.

В статье раскрыта одна из актуальных проблем обеспечения экономической безопасности, связанная с изъятием инсайдерской ренты в госкорпорациях путем использования теневых трансакций.

Ключевые слова: инсайдеры, рента, безопасность, госкорпорация, внутренний контроль.

Последнее время актуализировались проблемы обеспечения национальной безопасности. Следует отметить, что безопасность является многоаспектным понятием и требует мультидисциплинарного подхода. Вот почему достаточно частым стал вопрос о культуре безопасности. В данном понятии тесно переплетены социокультурные, правовые, а также, безусловно, экономические составляющие.

В данной статье речь пойдет об экономической компоненте национальной безопасности. Экономика является базисом развития остальных сфер человеческой жизнедеятельности. Так, сколь бы ни был уникален и инновационен продукт или технология, они должны принести экономический эффект пользователю или создателю. В то же время, если вовремя не найдены финансовые ресурсы для поддержки приоритетных начинаний в сфере науки и техники, то ожидаемая выгода может быть упущена. Особое значение при этом приобретает целевое использование средств, выделяемых на развитие общественно значимых объектов и процессов.

Именно поэтому считаем необходимым отметить, что повышенного внимания заслуживают проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере атомной энергетики, поскольку результаты их деятельности не только существенным образом влияют на темпы экономического развития государства, но и ставят в зависимость общественную безопасность. В этих условиях нарушение установленных правил становится крайне опасным и требует повышенного внимания и контроля и со стороны государства (внешний контроль), и со стороны самого предприятия, его менеджмента и наемных работников (самоконтроль, самоограничение, внутренний контроль).

Типичной для российского крупного бизнеса стала инсайдерская модель корпоративного управления, смысл которой в стремлении извлекать ренту за счет контроля над финансовыми потоками. Инсайдеры - лица или группы лиц, заинтересованные в деятельности корпорации, которые благодаря своему формальному (а также и неформальному) положению и при помощи внеэкономического принуждения, влияют на корпоративные решения, полностью или частично контролируют финансовые потоки и стремятся изымать их часть в виде ренты. Они зачастую основывают специальные оффшорные компании, оперирующие как центры прибыли, которые накапливают инсайдерскую ренту, широко используя

©Издательство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2013

мошеннические трансакции [1]. Неотъемлемыми объектами инсайдерской инфраструктуры являются коррупционные схемы с представителями власти и связи с криминальными структурами. Дзарасов Р. представляет механизм неформального контроля следующим образом (рис.1):

ВНУТРЕННИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНТРОЛЯ

Рис. 1. Инфраструктура инсайдерского контроля над активами [2]

Извлечение инсайдерской ренты приводит к конфликтам между крупными и мелкими акционерами, невыплатам дивидендов [3], снижению доходов менеджмента, сокращению расходов на социальные нужды наемных работников.

Возможности установления инсайдерского контроля возрастают при усилении внутрифирменных конфликтов, развитие которых зачастую происходит в процессе конкуренции за ресурсы. При этом, стимулы для инсайдеров тем выше, чем больше финансовые потоки. Следовательно, государственные корпорации с бюджетным финансированием являются крайне привлекательным объектом для инсайдеров.

Так, по данным, представленным исследователем этой проблемы Соколовым А., по трем наиболее крупным проектам Роснано (производство солнечных батарей ООО «Хевел», поликристаллического кремния на ООО «Усолье-Сибирский Силикон», пластиковых дисплеев ЗАО «Пластик Лоджик») вывод инсайдерской ренты составил не менее 35%, 31% и 25% соответственно от общего объема капиталовложений [4]. В рамках государственной корпорации «Олимпстрой» объем вывода ренты в среднем по 7 олимпийским объектам и трассе «Адлер-Красная Поляна» составил 54,2%, а средний перерасход по сравнению и изначальной стоимостью - 168% [5]. Общий объем вывода ренты по 8 объектам Олимпиады уже составляет примерно 4,8 млрд.долларов. Не удивительно, что затраты на Олимпиаду Сочи-2014 уже стали самыми большими за всю историю олимпиад.

Система инсайдерского контроля в госкорпорациях приводит к таким негативным последствиям, как нарушение общественных интересов, ухудшение ситуации на

подконтрольных предприятиях, неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств, снижение качества управления, возрастание уровня некомпетентности, невыполнение поставленных в федеральных программах и стратегиях развития целевых показателей, низкий уровень научной и инновационной деятельности, утечка капитала и переход активов под иностранный контроль.

Как показывают результаты научных исследований, а также многочисленные факты, освещаемые в СМИ, эта проблема не обошла стороной и ГК «Росатом». Так, в рамках исследования инвестиционных проектов «Росатом», касающихся строительства более 15 новых АЭС к 2020 гг. и позже, удалось выявить перерасход по проектам уже в 43,5 % (см. таблицу 1).

Таблица 1. Инсайдерский контроль в госкорпорациях и его последствия [6]

Элементы ИК/ГК Роснано Олимпстрой Росатом

1. Привлекательность для рентоориентированных групп лиц + + +

2. Инфраструктура неформального инсайдерского контроля (связи с гос.чиновниками, «своя» команда управленцев) + + +

3. Механизмы изъятия инсайдерской ренты (оффшоры, откаты, взятки, необоснованно высокие оклады, привилегии и др.) Неполные данные + +

4. Подрыв спроса и предложения инвестиций: + + +

- перерасход средств по проектам в ходе их реализации + +168% +43,5%

- превышение кап.затрат по проектам по сравнению с группой аналогов +25-35% +54,2% Нет данных

Следует отметить, что законодательная база противодействия мошенническим трансакциям на сегодняшний день достаточно адаптивна. Основная же проблема заключается в организации своевременного и эффективного внутреннего контроля за соблюдением установленных норм и правил (как общеотраслевых, так и внутрикорпоративных). Для преодоления указанных негативных тенденций и повышения гарантий достижения стратегических целей, а также эффективности управления атомной отраслью с апреля 2008 г. ГК «Росатом» формируется новая по сравнению с Федеральным агентством по атомной энергии система внутреннего контроля в атомной отрасли. Факторами активного развития данной системы явились:

- масштабность поставленных задач по развитию атомной энергетики, завоеванию внешних рынков;

- рост количества организаций в контуре управления Госкорпорации «Росатом» в 3,4 раза (с 97 до 333 на начало развертывания системы внутреннего контроля).

В 2009 г. в ГК «Росатом» начала функционировать система внутреннего контроля (СВК). Основная задача СВК состоит в обеспечении наблюдения и (или) проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля (предприятия в целом, его подразделений и филиалов, иных объектов внутреннего контроля) на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от

требований этих документов и выявляя причины их возникновения, СВК способствует своевременной разработке собственниками и/или исполнительными органами управления предприятием, а также реализации мероприятий, нацеленных на его оптимальное функционирование.

Она должна соответствовать новым тенденциям и вызовам, обусловленным:

- ужесточением требований государства и международных институтов к ответственности Госкорпорации за создание условий и механизмов обеспечения безопасности и эффективности деятельности при использовании ядерной энергии;

- осуществлением в ГК процессов по трансформации системы управления, что обуславливает необходимость перестройки старых и встраивания новых внутренних контролей;

- расширением контрольной функции со стороны государственных органов, осуществляющих внешний контроль по отношению к ГК, что выражается в переходе от контроля соблюдения норм и правил законодательства и целевого использования средств к контролю эффективности деятельности;

- перемещением основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (партнеров и контрагентов Госкорпорации), на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени соответствующих публично-правовых образований;

- усилением зависимости ГК в достижении поставленных целей от деятельности критически важных заинтересованных сторон [7].

Важным результатом функционирования СВК является возможность поиска резервов повышения эффективности использования ресурсов корпорации, снижения себестоимости выпускаемой продукции, что позволяет повышать финансовую устойчивость и конкурентоспособность объекта контроля.

В то же время, ГК должны быть интересны следующие компетенции специалистов по внутреннему контролю:

- сбор и анализ информации;

- оценка рисков и управление ими;

- выявление и расследование мошеннических трансакций;

- оценка уровня экономической и информационной безопасности;

- проведение финансово-экономического анализа;

- управление проектами.

Любая СВК, вне зависимости от ее функционирования на частном предприятии или в госкорпорации, должна отвечать следующим принципам:

- принцип ответственности (экономической и/или дисциплинарной) ее субъектов за надлежащее выполнение обязанностей;

- принцип сбалансированности обязанностей, полномочий и ресурсов для эффективности деятельности субъектов СВК;

- принцип своевременности для оперативного оповещения о нарушениях лиц, уполномоченных принимать решения по выявленным отклонениям;

- принцип соответствия СВК контролируемой системе по степени сложности и общественной значимости;

- принцип постоянства;

- принцип комплексности;

- принцип распределения обязанностей.

В свою очередь, существует ряд требований к участникам процесса внутреннего контроля, без соблюдения которых система не сможет работать эффективно. Среди них:

- требование подконтрольности субъекта внутреннего контроля;

- требование ущемления интересов (создание условий, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение);

- недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица;

- требование заинтересованности руководства компании;

- требование компетентности, добросовестности и честности внутренних аудиторов и внутренних контролеров компании;

- требование пригодности методик и программ, применяемых в работе СВК;

- требование единичной ответственности;

- требование функционального потенциального замещения;

- требование регламентации и ее точного выполнения;

- требование взаимодействия и координации.

Основными элементами СВК являются контрольная среда, механизмы и средства внутреннего контроля, система оценки рисков (рис. 2).

Контрольная среда и ее элементы Механизмы и средства внутреннего контроля Система оценки рисков

- этические ценности;

- философия и стиль управления;

- организационная структура;

- процесс распределения полномочий и ответственности;

- политика и практика управления персоналом;

- компетентность персонала.

= бухгалтерский контроль:

- проверка первичных документов;

- документальное подтверждение и санкционирование всех бух. записей;

- контроль за взаимосвязанными операциями;

- проверка полноты бух. записей;

- сверка счетов с составлением баланса;

- сверка взаиморасчетов;

- контроль смет расходов;

- обеспечение сохранности информации;

- предотвращение злоупотреблений в результате тайного сговора работников;

= управленческий контроль:

- создание эффективной системы внутренней отчётности;

- определение периодичности и сроков представления внутренней отчётности;

- регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой управленческой информации.

= на уровне работника:

- риск хищения ценностей;

- риск сделок, наносящих ущерб;

- риск привлечения предприятия в коммерческие взаимодействия с представителями теневого сектора экономики.

= на уровне предприятия:

- риск неплатежеспособности;

- риск потери ликвидности;

- правовой риск;

- риск потери репутации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= на уровне внешних

событий:

- риск снижения доходности рынка;

- риск изменения тенденций экономического развития;

- риск неблагоприятной государственной экономической политики;

- риск неблагоприятных условий деятельности.

Рис. 2. Основные структурные элементы системы внутреннего контроля

Далее в таблице 2 представим направления внутреннего контроля и аудита в разрезе функциональных бизнес-процессов.

Таблица 2. Направления внутреннего контроля и его объекты

Направления внутреннего контроля Объекты направления внутреннего контроля

Маркетинговый ВК Маркетинговая стратегия корпорации, ее маркетинговые исследования, персональные продажи, политика ценообразования, сегментация рынка, разработка новых продуктов, реклама, стимулирование сбыта, товародвижение, формирование общественного мнения.

Технологический ВК Техника и технология, используемая в производстве и управлении корпорации, состояние управленческих информационных технологий.

Организационный ВК Нормы и стандарты процессов создания и функционирования корпорации, организационной сферы деятельности системы управления, соответствие применяемой управленческой технологии действующей структуре управления корпорацией, выполнение штатными сотрудниками заданных в функциональных обязанностей функций управления

Экономический ВК Экономическая стратегия корпорации, ее бизнес-план, учетная политика, рациональность системы управления, система материального стимулирования штатного персонала. В качестве стандартов для проведения таких проверок используются типовые утвержденные методики расчетов и оценок

Социальный ВК Коллективные договора между администрацией и коллективом организации, санитарно-гигиенические условия работы персонала, эргономика, экология, методы формирования социальных групп, методы оценки персонала, коммуникации в коллективе и организации в целом, методы обучения персонала

Экологический ВК Экологическая политика, экологическая стратегия корпорации (установление природоохранных целей и задач), мониторинг окружающей среды, анализ работы по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и в воду, оценка эколого-экономического и эколого-правового риска

Правовой ВК Договоры, контракты, акты, положения, соглашения о намерениях, сведения о персонале и контрагентах

В ГК «Росатом» распределение ролей и ответственности основных субъектов внутреннего контроля имеет вид матрицы, зафиксированной в программе по внутреннему контролю и аудиту (таблица 3).

Таблица 3. Матрица распределения ролей и ответственности основных субъектов внутреннего контроля (выдержка) [7]

Субъект системы ВК Роль субъекта системы ВК Ответственность в системе ВК

Наблюдательный совет Корпорации Контроль за реализацией стратегии ГК, обеспечение согласованности деятельности ГК государственным политиками Отвечает за соответствие государственным политикам утверждаемых направлений развития системы ВК

Ревизионная комиссия Проверки деятельности ГК и ее соответствия закону об ее образовании, контроль соблюдения законодательства, сохранности переданного имущества и эффективности его использования, внесение требований об устранении недостатков системы ВК и рекомендации о совершенствовании системы Отвечает за качественное исполнение проверок и своевременность представления требований и рекомендаций

Специализированные органы внутреннего контроля Проверки методами контрольно-ревизионной деятельности, внутреннего аудита, обеспечение представления независимой объективной оценки состояния системы ВК, объективной информации о состоянии контролируемых объектов и процессов, выявление скрытых потерь, угроз и рисков Отвечают за: - выявление скрытых существенных отклонений в деятельности ГК и ее организаций; - осуществления оценки системы ВК, эффективности корпоративного управления и управления рисками; - управление развитием СВК посредством проведения внутренних аудитов и направления соответствующих требований и рекомендаций

Следует отметить, что наряду с СВК в ГК «Росатом» функционируют следующие институты противодействия коррупции и мошенничеству: Комиссия противодействия коррупции (создана приказом от 26.12.11 №1122-П); Совет по повышению прозрачности деятельности Госкорпорации «Росатом» (Приказ от 18.04.2011 №1/322-П); Департамент защиты активов Госкорпорации «Росатом» и др.

Однако этими структурами не исчерпываются возможности преодоления негативных последствий инсайдерского контроля. В структуру механизма внутреннего контроля помимо аналитического блока, представленного аудитом финансово-хозяйственной деятельности, должен быть включен идеологический блок. Его функциональное предназначение ориентировано на формирование особой организационной культуры, корпоративной этики, стрежнем которой является транспарентность внутрифирменных связей, взаимодействия со сторонними организациями, неприятие коррупционных отношений и иных форм нарушения правил.

В качестве примера можно привести выдержки из рекомендаций МАГАТЭ по деловой этике, которые могут составить основу указанного идеологического блока:

- ставьте безопасность выше прибыли;

- используйте принцип личной ответственности за безопасность;

- обеспечивайте эффективные механизмы управления и коммуникации между советом директоров и линейным менеджментом;

- будьте честными в коммуникации с регулирующими органами, сотрудниками и местными сообществами;

- поддерживайте культуру отчетности, направленную на выявление небезопасных практик и инцидентов, используйте эту информацию;

- не допускайте взяточничества и коррупции;

- не допускайте нелегальной продажи или неправомерного использования материалов, технологий и информации;

- будьте хорошими соседями для местных сообществ.

Залогом эффективности функционирования идеологического блока будет выступать взаимное доверие между всеми группами интересов в корпорации (государством, наемным менеджментом, персоналом, обществом) и гарантии их безопасности в случае выявления негативных фактов и тенденциях и сообщении о них. Несмотря на то, что использование категории «доверие» не всегда встречает одобрение среди экономистов, в последнее время все чаще именно социокультурные факторы становятся решающими в процессе обеспечения законности и достижения эффективности хозяйственной деятельности экономических субъектов. Этика и мораль являются немаловажными факторами экономической жизни общества вследствие наличия таких врожденных качеств человека, как моральные, религиозные и эстетические [8]. В частности, П. Козловски отмечает, что «экономическая наука и этика направлены на один и тот же предмет, они не являются науками, независимыми друг от друга» и вводит термин «этическая экономия» [9]. Потребность активного вовлечения совокупности этических стандартов в механизм обеспечения безопасности объектов ядерной энергетики (и не только) возникает по причине растущих культурно-нравственных побочных эффектов экономической деятельности и необходимости использовать максимальное число инструментов в противодействии распаду культуры безопасности. Синтез нормативов, требований экономической эффективности и этики станет краеугольным камнем не только результативной системы внутреннего контроля и аудита в ГК «Росатом», но и государственной политики регулирования взаимодействий всех хозяйствующих субъектов.

ВЫВОД

Актуализация проблемы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере атомной энергетики потребовала поиска новых форм ее разрешения. Попытки максимизации инсайдерской ренты как важнейшей преграды экономической эффективности и освоения бюджетных ресурсов могут быть преодолены с помощью системы внутреннего контроля и аудита. Данная система уже введена в действие в ГК «Росатом» и имеет определенные результаты. В то же время, следует активно развивать ее идеологический блок как неформальный механизм поддержки формальных норм и правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дзарасов, Р.С. Механизм накопления капитала и инвестиционные стратегии российских корпораций : автореф. дис. докт. эконом. наук [Текст] / Р.С. Дзарасов. - Москва, 2009. - С. 26.

2. Dzarasov, R. Insider Control and Investment Behaviour of Russian Corporations. PhD. Thesis in Economics. Stoke-on-Trent, UK, 2007. P.78.

3. Дорофеев, Е.А. Модели ценообразования на российском фондовом рынке : дисс. канд. экон. наук [Текст] / Е.А. Дорофеев. - М. : ЦЭМИ РАН, 2001.

4. Соколов, А.А. В «Роснано» более 25-35% средств изымается в виде ренты инсайдеров [Электронный ресурс] / А.А. Соколов // За ответственную власть: сайт инициативной группы.

- 2012. - Режим доступа: URL: http://igpr.ru/articles/v_rosnano_bolee_25_35_sredstv_izymaetsja

- 24.05.2013.

5. Соколов, А.А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр [Электронный ресурс] / А.А. Соколов // За ответственную власть: сайт инициативной группы.

- 2012. - Режим доступа: URL: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi - 24.05.2013.

6. Соколов, А.А. Инсайдерский контроль в госкорпорациях России [Электронный ресурс] / А.А. Соколов // Теория и практика общественного развития: сетевой журн. - 2012. - №12. -Режим доступа: URL: http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/economics/sokolov.pdf -24.05.2013.

7. Концепция развития системы внутреннего контроля Госкорпоации «Росатом» и ее организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт госкорпорации «Росатом». - 2011. -Режим доступа:

URL: http://www.rosatom.ru/resources/9170060049d34599ae74ee3d902053fb/13.12.2011result.pdf-24.05.2013.

8. Хатчесон, Ф. и др. Эстетика [Текст] / Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. - М. : Искусство, 1973.

9. Козловски, П. Принципы этической экономии [Текст] / П. Козловски. - СПб. : Экономическая школа, 1999. - С. 6.

Possibilities of overcoming the insider control in State Corporation «Rosatom»

M.V. Golovko

Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», 73/94 Lenin St., Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360, e-mail: [email protected]

Abstract - The article concerns one of the most important and urgent problem of economic security measures linked with insider rent extraction at the State Corporations with the help of shadow transactions using.

Keywords: insiders, rent, security, State Corporation, internal control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.