Научная статья на тему 'Механизмы управления трансформирующейся экономикой в современных условиях'

Механизмы управления трансформирующейся экономикой в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / TRANSFORMING ECONOMY / POST-INDUSTRIAL ECONOMIC SYSTEM / TRANSFORMATIONAL THEORY / INNOVATIVE CAPACITY / HUMAN CAPITAL / LIBERALIZATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буралова Малика Ахмедовна, Салгириев Рустам Русланович

Данная статья посвящена всестороннему научному анализу и исследованию механизмов управления трансформационной экономикой, к которой можно отнести и экономику России начала 90-х гг. XX в. Проведенное авторами исследование позволяет утверждать, что трансформационная экономика это особое состояние экономики, которое требует соответственно и особого подхода к анализу и управлению. Управление трансформационной экономикой является проблемой актуальной и требует учета и анализа различных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF TRANSFORMING ECONOMY MANAGEMENT IN THE CURRENT CIRCUMSTANCES

The article deals with comprehensive research of the transforming economy management, which applies to the Russian economy from the early 1990s. The undertaken study confirms that the transforming economy is a specific state of the economy development, which requires specific analysis and management. The transforming economy management is a relevant issue, requiring consideration and research of various factors.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления трансформирующейся экономикой в современных условиях»

УДК 336.132

Соколов Александр Александрович [email protected]

ИНСАЙДЕРСКИЙ КОНТРОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯХ РОССИИ

Sokolov Alexander Alexandrovich [email protected]

INSIDER CONTROL IN RUSSIAN STATE CORPORATIONS

Аннотация:

В статье приводятся основные результаты исследования автора, касающегося инвестиционной деятельности государственных корпораций России. В частности, отмечается качество государственного контроля за их деятельностью, выделаются элементы инфраструктуры инсайдерского контроля и механизмы вывода активов в форме инсайдерской ренты, приводится оценка масштабов изъятия средств, описываются основные негативные вывода ренты для инвестиционных проектов.

Ключевые слова:

рентоориентированное поведение, государ-

ственные корпорации, крупные инсайдеры, инсайдерская рента, инвестиции.

Summary:

The paper presents the main results of the author’s research of investment activities of Russian state corporations. Particularly, the author emphasizes high quality of the state control over their activities, distinguishes insider control infrastructure elements and mechanisms of asset transfer in the form of insider rent, provides an assessment of the scale of funds withdrawals, and describes the main negative effects of the systematic withdrawals for the investment projects.

Keywords:

rent-seeking behavior, state corporations, big insiders, insider rent, investments.

В связи с улучшением внешнеэкономической ситуации в 2000-е годы у российского государства появились значительные ресурсы, которые могли бы пойти на решения масштабных экономических задач. Развернувшаяся в России дискуссия по вопросу модернизации экономики затронула вопрос, каким путем следует двигаться. Одним из главных рецептов стало создание так называемых «институтов развития», в частности государственных корпораций, которым были переданы существенные объемы активов. По закону государственная корпорация (ГК) - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В практике российского крупного бизнеса инсайдерская модель корпоративного управления, смысл которой в стремлении извлекать ренту за счет контроля над финансовыми потоками, стала типичной [1, с. 512]. Под термином инсайдеры понимаются такие заинтересованные в деятельности корпорации группы лиц, которые благодаря своему формальному и во многом неформальному положению и при помощи внеэкономического принуждения, влияют на корпоративные решения, полностью или частично контролируют финансовые потоки, и стремятся изымать их часть в виде ренты [2]. Исследования автора настоящей статьи показывают, что госкорпорации не стали исключением и также оказались в значительной степени подвержены негативному воздействию инсайдерского контроля. Не успев просуществовать и 2-х лет, госкорпорации были признаны высшим руководством страны неэффективными. Среди семи госкорпораций автором были подробно изучены ГК «Роснано», «Олимпстрой», «Росатом», «Ростехнологии», по которым подтвердились следующие гипотезы.

Согласно первой гипотезе исследования, колоссальные активы, переданные госкорпорациям, на фоне низкого уровня ответственности и контроля за этими структурами неизбежно становятся привлекательными для изъятия. Привилегированное положение ГК и их топ-менеджмента подтвердилось по всем рассмотренным организациям. При этом контроль за деятельностью ГК оказался существенно ограничен даже для государственных органов, а со стороны общества и вовсе перекрыт. Даже воздействие таких высших органов контроля, как наблюдательные советы, как показала проверка Генпрокуратуры, носит крайне неэффективный характер [3]. Возможностей для злоупотреблений в результате безответственности образуется предостаточно.

Вторая гипотеза исследования заключалась в том, что в государственных корпорациях присутствуют внутренние и внешние элементы инфраструктуры неформального контроля. Под инфраструктурой инсайдерского контроля (ИИК) Р.С. Дзарасов понимает систему взаимосвязанных формальных и неформальных институтов, позволяющих доминирующим собственникам господствовать над активами и финансовыми потоками корпорации и извлекать из этого доход [4]. Среди внутренних элементов ИИК были обнаружены: а) централизация принятия ре-

шений; б) опора на «свою» команду и «своих» людей; в) семейственность и клановость; г) внутренние службы безопасности; д) внутренний контроль и аудит. Среди внешних элементов ИИК следует отметить: а) неформальные связи с высшими чиновниками; б) административный ресурс (влияние на силовые, судебные и пр. органы власти); в) связи с олигархами и внешними «крупными» инсайдерами; г) внешняя защита прав собственности (ЧОПы, криминальные «крыши»); д) цепочки офшорных и фиктивных фирм; е) аффилированные лица; ж) финансовые институты и внешний аудит; з) создание благоприятного общественного мнения (РР в СМИ). Продвижение «своей» команды управленцев и родственников на ключевые посты гарантирует, что финансы не будут уводиться без ведома. Связи с чиновниками и административный ресурс помогают инсайдерам ГК лоббировать решения и законопроекты, получать необходимую поддержку. Цепочки офшорных и фиктивных фирм помогают инсайдерам скрывать свое доминирующее положение и теневые доходы.

Третья гипотеза исследования также нашла свое подтверждение. Она заключалась в том, что инсайдерский контроль в госкорпорациях приведет к извлечению ренты, для чего использовались различные механизмы: 1) внутрифирменное ценообразование; 2) необоснованно высокие зарплаты, бонусы и привилегии персонала и топ-менеджмента; 3) нецелевое использование бюджетных средств и чрезмерные непрофильные расходы; 4) злоупотребления в сфере проведения торгов и размещения заказов; 5) офшорные схемы; 6) взятки и откаты; 7) сделки с аффилированными лицами; 8) осуществление фиктивных сделок; 9) необоснованный аутсорсинг и др. Наличие подобных схем и факты вывода ренты также были подтверждены на официальном уровне в результате проверки Генпрокуратуры [5]. Помимо отдельного изъятия средств, в ГК выстраивается целая система потоков ренты, суть которой в том, что доминирующий инсайдер не борется с оппортунизмом подчиненных, а наоборот позволяет и даже поощряет их изымать ренту, однако при строгом соблюдении порядка перечисления ему доли.

Четвертая гипотеза исследования заключалась в том, что изъятие инсайдерской ренты приведет к подрыву спроса и предложения инвестиций, в частности: к отмене реализации инвестиционных проектов (в том числе тех, на которые уже затрачены ресурсы); завышению реальных капитальных затрат по сравнению с изначально запланированными и средними по группе аналогов; увеличению сроков реализации проекта и сроков окупаемости; снижению рентабельности проектов. По тому, насколько перерасходуются средства, а также насколько превышается размер капитальных затрат по сравнению с группой аналогов, можно дать оценку границы вывода инсайдерской ренты.

По трем наиболее крупным проектам Роснано (производство солнечных батарей на ООО «Хевел», поликристаллического кремния на ООО «Усолье-Сибирский Силикон», пластиковых дисплеев ЗАО «Пластик Лоджик») вывод инсайдерской ренты составил не менее 35 %, 31 % и 25 % соответственно от общего объема капиталовложений [6]. В рамках государственной корпорации «Олимпстрой» объем вывода ренты в среднем по 7 олимпийским объектам и трассе «Адлер - Красная Поляна» составил 54,2 %, а средний перерасход по сравнению с изначальной стоимостью - 168 % [7]. Общий объем вывода ренты по 8 объектам Олимпиады уже составляет примерно 4,8 млрд. $ [8]. Не удивительно, что затраты на Олимпиаду Сочи-2014 уже стали самыми большими за всю историю олимпиад. В рамках исследования инвестиционных проектов «Росатома», касающихся строительства более 15 новых АЭС к 2020 гг. и позже, удалось выявить перерасход по проектам уже в 43,5 % [9]. По некоторым проектам ГК «Ростехнологии» удалось обнаружить признаки перерасхода и превышения «нормы» капитальных затрат на 25 % и более [10].

Наконец, пятая гипотеза. Система инсайдерского контроля приводят к другим негативным последствиям: 1) нарушению общественных интересов; 2) ухудшению ситуации на подконтрольных предприятиях: 3) неэффективному и нецелевому использованию бюджетных средств; 4) снижению качества управления, возрастанию уровня некомпетентности; 5) невыполнению поставленных в федеральных программах и стратегиях развития целевых показателей; 6) низкому уровню научной и инновационной деятельности; 5) утечке капитала и переходу активов под иностранный контроль.

Несмотря на прикрытие важными общественными целями, госкорпорации используются в частных интересах ренториентированной бюрократии. Непрозрачность финансовых потоков, безответственность менеджмента ГК превращает их из инструмента модернизации, каким он официально провозглашается, в проводник коррупции. Путями решения отмеченных выше проблем могут стать: 1) ликвидация инсайдерского контроля в корпорациях, повышение контроля; 2) усиление механизмов обратной связи и ответственности за результаты деятельности управленцев и чиновников всех уровней; 3) построение системы планомерного и сбалансированного развития экономики с ориентацией на стратегические национальные интересы.

Таблица 1 - Инсайдерский контроль в госкорпорациях и его последствия

Элементы исходных гипотез исследования / Госкорпорация Роснано Олимп- строй Росатом Ростехно- логии

Источник [11] [12] [13] [14]

I. Привлекательность для рентоориентированных групп лиц + + + +

- передача существенного объема активов + + + +

- низкий уровень контроля и ответственности + + + +

II. Инфраструктура неформального инсайдерского контроля + + + +

- связи с высшими государственными чиновниками + + + +

- «своя» команда управленцев + + + +

III. Механизмы изъятия инсайдерской ренты + + + +

- офшорные схемы + + + +

- схемы с фиктивными фирмами н/д + + +

- откаты и взятки н/д + + +

- необоснованно высокие оклады и привилегии и др. + + + +

IV. Подрыв спроса и предложения инвестиций + + + +

- перерасход средств по проектам в ходе их реализации + + ф168% + ф43,5% +

- превышение капитальных затрат по проектам по + + - +

сравнению с группой аналогов 25-35% 54,2% н/д

- увеличение сроков / отмена реализации проектов + + + +

V. Негативные последствия инсайдерского контроля + + + +

Ссылки:

1. Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В. Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. М., 2009.

2. Там же.

3. Генеральная прокуратура и Контрольное управление представили Президенту результаты проверки госкорпораций // Президент России. 10.11.2009. URL: http://www.kremlin.ru/news/5965

4. Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В. Указ. соч.

5. Генеральная прокуратура и Контрольное управление представили Президенту результаты проверки госкорпораций // Президент России. 10.11.2009. URL: ttp://www.kremlin.ru/news/5965

6. Соколов А.А. В «Роснано» более 25-35 % средств изымается в виде ренты инсайдеров // За ответственную власть. 2012. 13.07. URL: http://igpr.ru/articles/v_rosnano_bolee_25_35_sredstv_izymaetsja

7. Соколов А.А. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр // За ответственную власть. 2012. 16.08. URL: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi

8. Там же.

9. Соколов А.А. Изъятие инсайдерской ренты в госкорпорации «Росатом» привело к росту плановой стоимости АЭС

на 46 % // За ответственную власть. 2012. 29.08. URL: http://igpr.ru/ articles/ izjatie_insajderskoj_renty_v_ goskorpo-racii_rosatom

10. Соколов А.А. Инсайдерский контроль в государственной корпорации «Ростехнологии» // За ответственную власть. 10.09. 2012. URL : http://igpr.ru/articles/insajderskij_kontrol_v_gosudarstvennoj_korporacii_rostehnologii

11. Соколов А.А. В «Роснано» более 25-35 % ...

12. Соколов А.А. Затраты на Олимпиаду в Сочи ...

13. Соколов А.А. Изъятие инсайдерской ренты в госкорпорации «Росатом» ...

14. Соколов А.А. Инсайдерский контроль в государственной корпорации «Ростехнологии».

References (transliterated):

1. Dzarasov R.S., Novozhenov D.V. Krupniy biznes i nakoplenie kapitala v sovremennoy Rossii. M., 2009.

2. Ibid.

3. General'naya prokuratura i Kontrol'noe upravlenie predstavili Prezidentu rezul'taty proverki goskorporatsiy // Prezident Rossii. 10.11.2009. URL: http://www.kremlin.ru/news/5965

4. Dzarasov R.S., Novozhenov D.V. Op. cit.

5. General'naya prokuratura i Kontrol'noe upravlenie predstavili Prezidentu rezul'taty proverki goskorporatsiy // Prezident Rossii. 10.11.2009. URL: ttp://www.kremlin.ru/news/5965

6. Sokolov A.A. V «Rosnano» bolee 25-35 % sredstv izymaetsya v vide renty insayderov // Za otvetstvennuyu vlast'. 2012.

13.07. URL: http://igpr.ru/articles/v_rosnano_bolee_25_35_sredstv_izymaetsja

7. Sokolov A.A. Zatraty na Olimpiadu v Sochi rekordnie za vsyu istoriyu Olimpiyskikh igr // Za otvetstvennuyu vlast'. 2012.

16.08. URL: http://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi

8. Ibid.

9. Sokolov A.A. Iz"yatie insayderskoy renty v goskorporatsii «Rosatom» privelo k rostu planovoy stoimosti AES na 46 % // Za

otvetstvennuyu vlast'. 2012. 29.08. URL: http://igpr.ru/ articles/ izjatie_insajderskoj_ renty_v_goskorporacii_rosatom

10. Sokolov A.A. Insayderskiy kontrol' v gosudarstvennoy korporatsii «Rostekhnologii» // Za otvetstvennuyu vlast'. 10.09. 2012. URL : http://igpr.ru/articles/insajderskij_kontrol_v_gosudarstvennoj_korporacii_rostehnologii

11. Sokolov A.A. V «Rosnano» bolee 25-35 % ...

12. Sokolov A.A. Zatraty na Olimpiadu v Sochi ...

13. Sokolov A.A. Iz"yatie insayderskoy renty v goskorporatsii «Rosatom» ...

14. Sokolov A.A. Insayderskiy kontrol' v gosudarstvennoy korporatsii «Rostekhnologii».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.