Научная статья на тему 'Проблема ядерной безопасности в образовательной деятельности'

Проблема ядерной безопасности в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ "ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА" / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY BEHAVIOUR FORMATION / SOCIAL-PEDAGOGICAL ASPECT OF NUCLEAR SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савин Александр Петрович, Чёрный Сергей Петрович

Понимание ядерной проблемы, готовность к адекватным действиям при ядерной опасности это педагогическая проблема личностного формирования, и решение ее должно обеспечиваться целенаправленной образовательной деятельностью государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issue of nuclear safety in educational activity

Understanding the issue of nuclear safety, readiness for action in case of nuclear danger are the basis of safety behaviour formation, and the development of this behaviour must be provided by purposeful educational activity supported by the state.

Текст научной работы на тему «Проблема ядерной безопасности в образовательной деятельности»

ПРОБЛЕМА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование «личности безопасного типа», социально-педагогический аспект ядерной безопасности, культура ядерной безопасности.

Среди наиболее значимых глобальных угроз лидирует ядерная, включающая не только военный аспект. Сами ядерные предприятия объективно являются источниками опасности. Разрушительные результаты аварий на ядерно опасных объектах (станция Маяк, Чернобыльская АЭС) или испытание ядерного оружия (атолл Моруа, Уральский полигон) значительны и необратимы. Нарушение правил ядерной безопасности в одной стране или городе превращаются в катастрофу международного характера.

Политические механизмы обеспечения ядерной безопасности выполняют регулирующую функцию и носят разрешительно-запретительный характер, регламентируемый международным правом. Тем не менее усилия международных организаций не приносят ожидаемых результатов, ядерная угроза по-прежнему остается проблемой номер один для всего человечества. Активизируются экстремистские организации. Глобальной проблемой стал терроризм. Существуют опасения в отношении некоторых государств, имеющих программы ядерного развития. При этом совершенно очевидна невозможность социального прогресса без развития ядерной промышленности, расширения форм ее использования.

Научный контроль, техническая профилактика и политическое регулирование ядерной проблемы обеспечиваются общественным, административным и кадровым факторами, в комплексе создающими систему ядерного контроля. Но адекватное понимание и готовность отдельного человека к действиям при ядерной угрозе - это проблема личностного формирования, то есть проблема педагогическая, и решение ее должно обеспечиваться целенаправленной образовательной деятельностью [Никандров, 2007].

Ощущение опасности, рожденной техногенной цивилизацией, на уровне инстинктов у человека отсутствует объективно. Слишком незначительный временной отрезок современные угрозы сопровождают его жизнь и, следовательно, повлиять на психическое формирование, инстинкты не могут. Нет естественной передачи опыта предотвращения современных опасностей от поколения к поколению, так как не сложились еще традиционные формы воспитания. Мы лишь первое поколение, проживающее при техногенных угрозах, соответственно, формирование безопасного поведения в условиях современных рисков - острая проблема и насущная задача государственной системы образования [Купецкова, 2007].

Назрела потребность в педагогическом обеспечении формирования у подрастающего поколения адекватного восприятия атомной промышленности как естественной составляющей жизнедеятельности. Понимание значения ядерной энергетики, восприятие ее объективной необходимости нужно воспитывать с детства и в семье, и в системе образования.

Есть апробированный комплекс инструктивной формы подготовки населения к действиям при возможной ядерной угрозе (законодательные и нормативно-правовые акты, инструкции по правилам безопасного поведения), исследования В.Ю. Микрюкова, Л.М. Михайлова, В.А. Соломина и др. по проблеме обучения адекватным действиям в экстремальных ситуациях угроз жизни и здоровью, но отсутствует педагогический анализ формирования качеств, составляющих «личность безопасного типа» [Никандров, 2007], способную эффективно противостоять любой возникающей опасности, в том числе ядерной.

Воспитание «личности безопасного типа» и формирование культуры безопасного поведения не являются пока доминирующими в деятельности образовательной системы [Мик-

рюков, 2006], что особенно остро ощущается в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости к ядерному объекту.

Может показаться слишком претенциозным мнение о том, что главной задачей системы образования должно стать воспитание безопасной личности. Но не подлежит сомнению необходимость исследования педагогических проблем безопасности личности и общества в целом.

Педагогический аспект ядерной проблематики еще не получил должного осмысления в педагогической литературе, следовательно, его практическое выделение в объект педагогического изучения - актуальная задача, которая заключается том, чтобы включить его в систему воспитания, изучить и экспериментально выявить компоненты, составляющие «личность безопасного типа»: содержательный, деятельностный, оценочно-регулятивный.

Цель исследования определена необходимостью формирования у ребенка культуры безопасности в условиях проживания вблизи ядерно опасных объектов, для чего необходимо:

- определить новое специфическое содержание учебно-воспитательного процесса, знаний, умений и навыков безопасного поведения в условиях ядерной угрозы;

- выделить структуру качеств и характеристик «личности безопасного типа», востребованных современной техногенной цивилизацией;

- определить особенности формирования и развития личностных качеств, востребованных в чрезвычайных ситуациях ядерной угрозы.

При этом надо учитывать объективную невозможность практических тренингов. Следовательно, нужны теоретические и опытно-экспериментальные исследования в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, новые дидактические формы [Бонда-ревская, Кульневич, 1999].

Условия современной техногенной цивилизации требуют определенных качеств и принципов поведения, которые обеспечат личную безопасность и безопасность окружающих, позволят гарантировать сохранение среды обитания человека. В педагогике утвердился соответствующий термин - «личность безопасного типа» [Никандров, 2007].

Изучение особенностей формирования качеств личности безопасного типа, востребованных в условиях рисков современной цивилизации, проводилось на базе школ в Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО), расположенном вблизи атомной электростанции г. Железногорска Красноярского края (программа кафедры безопасности жизнедеятельности, ФКГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске).

Проблема личности безопасного типа изучается многими специалистами и исследовательскими учреждениями (кафедрами, лабораториями, институтами). Определена цель образовательной системы по формированию безопасной личности как личности, гарантирующей безопасность собственную, окружающих и среды обитания, ориентированной на созидание, развитие, добро и способность активно защищать и сохранять себя, цивилизацию, природу от внутренних и внешних угроз [Микрюков, 2006].

В практической педагогике используется более узкая характеристика безопасной личности, сформулированная Е.В. Бондаревской: «личность, не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе» [Бондаревская, Кульневич, 1999].

Анализируя исследования по проблеме формирования безопасной личности, мы выделили те личностные качества, которые необходимы в условиях потенциальных угроз современной цивилизации, в том числе для обеспечения ядерной безопасности. Это физические, психические, психологические, интеллектуальные и социальные личностные качества, включающие: выносливость, высокую скорость реакций, внимание, сосредоточенность, память, психическую устойчивость, уравновешенность, ответственность, решительность, критическое мышление, высокий уровень познавательной активности, навыки анализа и синтеза, обучаемость, законопослушность, приспособляемость, альтруизм и др. Кроме того, необходимо обладать достаточными знаниями о возможных угрозах ядерно-опасного объекта, умениями правильно оценить обстановку и адекватно реагировать на сигналы

оповещения, обладать навыками предупреждения опасностей, сохранения жизни и здоровья в условиях близости ядерно опасного объекта.

Формирование качеств личности безопасного типа необходимо начинать с детства, когда ребенок активно и осознанно включается в процесс социализации. Анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях ЗАТО, расположенных вблизи атомной электростанции (г. Железногорск Красноярского края), показал, что в современную систему обучения и воспитания безопасного поведения включены отдельные занятия, цель которых - знакомство с правилами безопасного поведения в различных ситуациях дорожного движения, при пожаре, в общении с незнакомыми, на водных объектах и т. д. Занятия проводятся сотрудниками ГИБДД, Пожарной охраны, МВД, МЧС. Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» существует как обязательная составная часть образовательного процесса. Но фактически формированием культуры безопасности вблизи ядерного объекта занимаются только родители, не обладающие необходимыми знаниями и методическими навыками подготовки детей к адекватному поведению в реальной жизни, в непосредственной близости к опасности. Мы пришли к заключению, что воспитание адекватного понимания и готовности населения к рискам техногенной цивилизации перестает быть проблемой территориальной, но приобретает объективный социальный характер, что социально-педагогический аспект проблемы современных рисков необходимо выделить в самостоятельное направление научного исследования.

Под социально-педагогическим аспектом ядерной проблематики мы понимаем создание такой системы воспитания, которая будет ориентирована на формирование определенных качеств личности безопасного типа и принципов поведения, способных гарантировать и личную безопасность, и безопасность окружающих. Введение социально-педагогического аспекта ядерной проблематики в систему воспитания необходимо для подготовки ребенка к реалиям современной техногенной цивилизации.

В деятельность образовательных учреждений должны быть включены специальные обучающие программы, направленные на воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данные программы ориентированы на воспитание личности безопасного типа и дополняют содержание общеобразовательных предметов элементарными правилами поведения вблизи ядерно опасного объекта.

При изучении педагогического аспекта ядерной проблематики учитываются психологопедагогические и возрастные особенности. Безусловно, нет смысла объяснять ребенку, что такое атомная энергия или как работает атомная электростанция, так же как мы не объясняем дошкольникам, что такое электричество. Но с раннего детства следует узнавать знак радиационной опасности и понимать, что на территорию, где он установлен, ходить нельзя, на ней нельзя собирать грибы и ягоды, так же как нельзя засовывать пальцы в розетку. Следует с детства знакомиться с сигналами ГО и формировать устойчивые навыки эвакуации, укрытия, выжидания, так же как с детства объясняются сигналы светофора и элементарные действия по соблюдению правил дорожного движения. Кроме того, необходимо формировать сознание целостности мира, понимание, что планета Земля - дом каждого.

В программу воспитания образовательных учреждений ЗАТО в г. Сосновый Бор Ленинградской области и в г. Железногорск Красноярского края были включены занятия, направленные на воспитание культуры безопасного поведения в условиях проживания вблизи ядерно опасного объекта. Педагогический эксперимент позволил определить средства и условия формирования качеств безопасной личности на основе психолого-педагогических особенностей учащихся. Методическая проблема в организации занятий состояла в отсутствии наглядных пособий и типовых программ, включающих социально-педагогический аспект ядерной проблематики, а также стандартов и системы оценки результатов.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса по формированию культуры безопасного поведения в условиях проживания вблизи ядерно опасного объекта были разрабо-

таны: рабочая тетрадь и средства наглядности (плакаты, карточки-картинки), игровые наборы (домино, лото, настольная игра «Безопасный мир»). И в результате педагогический эксперимент показал, что формирование качеств и характеристик личности безопасного типа наиболее эффективно при условии целенаправленной разработки и применении инновационных педагогических методик. При организации учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении следует уделять особое внимание процессу активизации личностного развития в практической учебно-воспитательной деятельности по формированию качеств личности безопасного типа и применять инновационные педагогические технологии, включающие игры, проектные задания, использование средств наглядности, так как именно в активной практической деятельности закладываются те социальные и личностные качества, которые формируют личность безопасного типа, способную обеспечить и собственное развитие, и существование общества.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. М.; Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.

2. Купецкова В.Н. Формирование навыков безопасного поведения: в процессе внеуроч. работы в нач. шк. // Воспитание школьников: теорет. и науч.-метод. журн. 2007. № 6. С. 34-40.

3. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 560 с.

4. Михайлов Л.М., Соломин В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 304 с.

5. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] // Журнал «Национальная безопасность» / Медиапортал о безопасности «Хранитель». Электрон. журн. 02 октября, 2007. иЯЬ: http://www.psj. m/saver_natюnaШeta-П^р?ГО=7180 (загл. с домашней страницы Интернета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.