Научная статья на тему 'Трудоохранная культура'

Трудоохранная культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРУД ОХРАННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ МОДУЛЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МОДУЛЬ / CULTURE / WORK SECURITY CULTURE / ORGANIZATIONAL CULTURE / INTEGRATING MODULE / PRODUCTION MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маренго А. К., Зернова Г. П.

Раскрыта концепция труд охранной культуры в организации. Истоки зарождения, которой находятся в организационной культуре организационная культура — мощный инструмент управления хозяйствующим субъектом и новый «прорыв» управленческой мысли. Определено содержание обучения труд охранной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK SECURITY CULTURE

The concept work of the security cultures In organizations sources of origin which are in organizational culture organizational culture — powerful instrument managements of the managing subject and new “break” of administrative thought is opened. The training maintenance work of the security to culture is defined.

Текст научной работы на тему «Трудоохранная культура»

ТРУДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА

А.К. Маренго,

доктор педагогических наук, профессор кафедры комплексной безопасности Педагогической академии последипломного образования Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования;

Г.П. Зернова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры комплексной безопасности Педагогической академии последипломного образования Научная специальность:13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: onn@unity-dana.ru

Аннотация. Раскрыта концепция труд охранной культуры в организации. Истоки зарождения, которой находятся в организационной культуре организационная культура — мощный инструмент управления хозяйствующим субъектом и новый «прорыв» управленческой мысли. Определено содержание обучения труд охранной культуре.

Ключевые слова: культура, труд охранная культура, организационная культура, интегративный модуль, производственный модуль

WORK SECURITY CULTURE

A.K. Marengo,

doctor ofpedagogical sciences, professor chair of complex safety of Pedagogical academy of post degree education

G.P. Zernova,

candidate ofpedagogical sciences, associate professor of complex safety of Pedagogical academy of post degree education

Annotation. The concept work of the security cultures In organizations sources of origin which are in organizational culture organizational culture — powerful instrument managements of the managing subject and new "break" of administrative thought is opened. The training maintenance work of the security to culture is defined. Keywords: culture, work security culture, organizational culture, integrating module, production module

Из всех ценностей самой значительной по истине бесценной является человек. Проблема его безопасной профессиональной деятельности всегда актуальна.

Наука доказала, что до 80% несчастных случаев на производстве происходит по ошибке пострадавших. В 9 из 10 случаев несчастных случаев возникает там, где были разработаны правила безопасности и предусмотрены технические средства защиты. Все это психологические причины несчастных случаев и изучает их специальная отрасль психологической науки «Психология безопасности труда», которая использует в борьбе с травматизмом специальные психологические средства: психологический настрой на безопасность, мотивация безопасной деятельности, воспитание безопасного поведения и др.

Фактический уровень безопасности труда на рабочем месте определяют два основных фактора:

1) безопасное поведение работающего на рабочем месте.

2) техническая безопасность на рабочем месте.

Безопасному поведению работающих способствует психолого-педагогическое обучение. Известно, что

эти науки неразрывно связаны. Область психологии — законы развития психики, а область педагогики -управление этим развитием.

Профессиональное обучение в области безопасности труда в условиях рыночных отношений приобретает большую социальную значимость. Проводимое многие годы обучение посредством традиционных инструктажей (вводные, на рабочем месте, повторные и др.) не может удовлетворить производство, общество, так как они не проникают вглубь явлений и не раскрывают сущность. Практика диктовала необходимость нового нетрадиционного подхода к решению проблемы.

Новым направлением мысли в нашем случае явилась ориентация на формирование культуры в области охраны труда работников производства, их трудоох-ранной культуры.

Трудоохранная культура является обязательной составляющей профессиональной культурой, ибо нельзя быть профессионалом, не владея безопасными приемами. Последнее противоречит и здравому смыслу и науке.

В профессиональном образовании трудоохранная культура является первичной по отношению к становле-

192

Вестник Московского университета МВД России

№ 4/2012

нию и воспитанию специалиста-профессионала.

Появление нового понятия в профессионально педагогике правомерно, так как с развитием наук всегда появляются новые понятия. Правомерность введения понятия «трудоохранная культура» подтверждается и культурологией, в описании терминов которой участвуют такие разные дисциплины как антропология, социология, психология, история, педагогика, экология, техника.

Истоки зарождения трудоохранной культуры мы находим в организационной культуре.

Каждая организация представляет собой уникальное социокультурное образование, которое «живет» по собственным внутренним закономерностям, неповторимым нигде. В каждой организации формируется определенный образ мышления и определенные способы поведения работников.

Впервые понятие организационной культуры было введено отечественным ученым А.К. Гастевым (20-е годы XX века), который вкладывал в это понятие управленческий смысл. Теоретическое и концептуальное осмысление этого понятия началось с конца 30-х годов и продолжается до сих пор. Эмпирическое изучение организационной культуры впервые было проведено на многих крупных и средних предприятиях США и Канады в 50-х годах прошлого столетия. Особый интерес феномен организационной культуры вызвал в США и в европейских странах в начале 80-х годов, когда американскими исследователями был открыт ее японский вариант, противоположный американскому социальному феномену.

Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения. Она пронизывает всю структуру организации, охватывает все виды действия в организации, в том числе охрану труда. Без стремления фирмы к улучшению условий труда работники высокого класса не могут появиться. Поэтому профессиональная трудоохранная культура является неотъемлемой составляющей организационной культуры.

Организационная культура — мощный инструмент управления производством и новый «прорыв» управленческой мысли наряду с такими известными в истории направлениями менеджмента: тейлоризм, классическая школа администрирования, школа человеческих отношений, количественная школа управления.

И, действительно, 1-ый прорыв — тэйлоризм был основан на положении о том, что управлять можно научно, перенесения идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене, 2-ой прорыв — распространение принципов управления, науки администрирования, 3-м — зарождение школ человеческих отношений. 4-й — прямое следствие применения математики и компьютеров. именно школа человеческих отношений явилась результатом исторических Хоторнских экспериментов, которые открыли роль человеческого фактора, ставшим открытием века в психологии управления. Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный менеджмент. Каждая из школ является как бы нитью в канате управления, который приобретает наивысшую прочность тогда, когда

все нити будут переплетены в одну.

Несомненно ценностью организационной культуры является профессионализм, профессиональная культура работников и владение безопасными методами работ, что составляет ядро трудоохранной культуры.

Несмотря на различные толкования понятия организационной культуры, в них есть общие моменты. Почти всегда в ней присутствует «базовая идеология», а в ней «политика безопасности труда».

В профессиональном образовании трудоохранная культура является первичной по отношению к становлению и воспитанию специалиста — профессионала. Трудоохранные знания, получаемые в ходе освоения трудоохранной культуры, относятся к фундаментальным сквозным знаниям, которые необходимы для любой работы по любой профессии.

Раскрытие феномена трудоохранной культуры способствовали фундаментальные труды российских ученых: по профессиональной педагогике — С.Я. Ба-тышева, А.П. Беляевой, Н.И. Думченко, А.Н. Новикова, по охране труда и экологии — А.А. Мардахаева, О.Н. Русака, М.А. Котика, Н.Ф. Реймерса, Н.Н. Моисеева.

Содержание трудоохранной культуры, как показали исследования, представляет систему компонентов научных дисциплин: охрана труда, экология, экономика, техника, право, психология, педагогика, менеджмент.

В рыночных условиях управление формированием трудоохранной культуры, е трудоохраннм обучением возможно посредством менеджмента.

Культура, в том числе трудоохранная, если развивается стихийно, а не направляется сознательно «оставляет после себя пустыню». В ходе многолетних исследований учеными была разработана педагогическая система формирования трудоохранной культуры, которая представляет собой открытую, развивающуюся систему с интегративным и производственным модулями. Интегративный модуль — интегрированные комплексы знаний по охране труда, экологии, экономике, технике, праву, психологии, педагогике, менеджменту. Производственный модуль — правила техники безопасности, безопасные методы работы на рабочем месте.

Результаты исследования подтвердили возможность адаптации педагогической системы формирования трудоохранной культуры к реальной педагогической действительности, широкого использования ее для практики обучения.

Литература

1.Замедлина Е.А. Организационная культура. М. РИОР, 2009

2. Карнаух Н.Н. Принципы управления охраной труда М Справочник специалиста по охране труда 2009 №5

3. Маренго А.К. Трудоохранная культура Спб Але-тейя 2001 мон.

4. Маренго А.К. Менеджмент в области охраны труда М Аьфа- пресс, 2010

5. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении СПб, 1905

№ 4/2012

Вестник Московского университета МВД России

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.