Научная статья на тему 'Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности в процессе обучения менеджменту'

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности в процессе обучения менеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕЙСТВИЯ ПО ИНСТРУКЦИИ / ПЕРСОНОФИЦИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / SECURITY / ACTIONS ACCORDING TO THE INSTRUCTION / PERSON-SPECIFIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Анна Александровна

В статье безопасность рассматривается как необходимый критерий эффективности управления и деятельности учреждения. Особое внимание обращается на вопросы безопасности образовательных учреждений. Обосновывается вывод, что формирование культуры безопасности студентов, будущих менеджеров, происходит лишь в результате качественного совершенствования технологий обучения в высшей школе. Рассматривается возможность такого совершенствования путем применения в обучении менеджменту технологии «Действия по инструкции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of life safety fundamentals in the process of management education

Security is considered in the article as an obligatory criterion of managerial efficiency and an organisation's performance. Special attention is paid to the problem of an educational institution's security. One of the key conclusions is that forming of security culture among students as future managers can be achieved only as a result of considerable qualitative improvement in educational technologies. This improvement can be ensured by means of introducing such a technology as "Action by instruction" in managerial education.

Текст научной работы на тему «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности в процессе обучения менеджменту»

А. А. Котова

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТУ

Работа представлена кафедрой социального менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. П. Панфилова

В статье безопасность рассматривается как необходимый критерий эффективности управления и деятельности учреждения. Особое внимание обращается на вопросы безопасности образовательных учреждений. Обосновывается вывод, что формирование культуры безопасности студентов, будущих менеджеров, происходит лишь в результате качественного совершенствования технологий обучения в высшей школе. Рассматривается возможность такого совершенствования путем применения в обучении менеджменту технологии «Действия по инструкции».

Ключевые слова: безопасность, действия по инструкции, персонофицированная подготовка.

A. Kotova

FORMING OF LIFE SAFETY FUNDAMENTALS IN THE PROCESS OF MANAGE-MENT EDUCATION

Security is considered in the article as an obligatory criterion of managerial efficiency and an organisation s performance. Special attention is paid to the problem of an educational institution’s security. One of the key conclusions is that forming of security culture among students as future managers can be achieved only as a result of considerable qualitative improvement in educational technologies. This improvement can be ensured by means of introducing such a technology as “Action by instruction” in managerial education.

Key words: security, actions according to the instruction, person-specific training.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности любой организации, в том числе и образовательного учреждения. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий: пожары, массовые заболевания и отравления, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма. Значение в этой связи приобретает готовность руководителей организаций осуществлять требования законов Российской Федерации «О безопасности» [1], других нормативных актов, предусматривающих подготовку к безопасной жизнедеятельности. Как область научного знания, «Безопасность жизнедеятельности» зародилась в конце 1980-х гг. Было создано единое понятийно-информационное пространство

в области безопасности жизнедеятельности, которое позволило оценить приоритетность проблем, сформулировать основные теоретические и методологические положения и ввести преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в образовательные программы вузов.

Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [2]. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности менеджера организации: он должен не только обладать запасом знаний в области безопасности жизнедеятельности, но и

быть ответственным как за себя, свое развитие и самосохранение, так и за управляемую им организацию.

Как известно, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека должен начинаться с раннего детства. Однако вопреки этому императиву вопросы подготовки личности, обладающей культурой безопасности жизнедеятельности, еще не стали нормой даже в ОУ, и их парадигма только начинает складываться, а сама существующая система изобилует множеством существенных недостатков.

На основе проведенного исследования в РГПУ им. А. И. Герцена, анализа учебных планов, учебников, методических пособий, посвященных вопросам безопасности жизнедеятельности [7], отмечены следующие недостатки, существующие в современном высшем образовании при обучении менеджменту: малое количество часов, отводимое на изучение базовых дисциплин естественного цикла; опора на репродуктивный уровень подачи знаний, а не на личностно-деятельностный уровень; отсутствие эффективных технологий для процесса подготовки студента в системе безопасности жизнедеятельности; отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень знаний, умений и навыков и гарантировать требуемое качество подготовки специалиста в системе безопасности жизнедеятельности; отсутствие диагностических методик сформированности культуры безопасности жизнедеятельности человека.

Эти же проблемы выявило и проведенное анкетирование студентов 3-го курса факультета управления РГПУ им. А. И. Герцена, которое показало низкий уровень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности данной группы студентов. А именно: при проектировании управленческой деятельности существует самоуспокоенность, если процесс носит штатный характер, прогнозирование опасностей не осуществляется; отклонение от штатного регламента чаще всего относится к инициативности работников, не обращая внимания на понимание персоналом потенциального значения с точки зрения безопасности;

в принятии управленческого решения лишь 30% будущих менеджеров отдали приоритет безопасности; у 90% опрошенных студентов пренебрежительное отношение к мелочам; о необходимости системного подхода к вопросам безопасности жизнедеятельности задумывалось лишь 10% опрошенных студентов.

Результаты исследования подтверждают необходимость формирования культуры безопасности жизнедеятельности при обучении менеджменту в высшей школе и позволяют выделить противоречия между:

• осознанием человеком проблем, связанных с кризисным состоянием системы «среда - человек - машина» и отсутствием в педагогических исследованиях технологий, направленных на формирование специалиста, способного и желающего разрешить эти проблемы;

• необходимостью в достижении гарантированного результата при формировании культуры безопасности жизнедеятельности студента высшей школы и отсутствием разработок технологических процедур решения данной проблемы.

Следовательно, для разрешения обозначенных противоречий необходимо продолжать совершенствование таких технологий обучения менеджменту в высшей школе, которые эффективнее всего способствовали бы формированию культуры безопасности жизнедеятельности будущих менеджеров организации.

И. Н. Немкова, доктор педагогических наук, при рассмотрении процесса подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности в педагогике пришла к заключению, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности включает рост, становление, интеграцию в жизнедеятельности личностных качеств и способностей, знаний и умений, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности; активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к возможности безопасной самореализации личности в любом виде деятельности [4].

На основе данного заключения можно сформулировать обобщенные признаки процесса обучения менеджменту, направленного на

формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека в высшей школе:

• процесс специально организованного творческого общения студентов с педагогом, являющимся носителем культуры безопасности;

• воспроизведение в деятельности и личности студентов культуры безопасности, развитие творческих сил и способностей к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда (причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности) им лично, ущерба другим людям и обществу в целом;

• создание благоприятных условий для освоения знаний, умений и навыков, обычаев, норм, ценностей, смыслов, совершенствования мировоззренческой, интеллектуальной, нравственной и психологической готовности студентов к безопасной жизнедеятельности;

• освоение студентами материальных и духовных ценностей культуры безопасности в процессе взаимодействия со структурными компонентами культуры как духовной деятельности: мифологией, религией, идеологией, художественной культурой, наукой, спортом, представленными в знаковой, вещной, личностной формах, а также в формах общения, в типах и формах организации жизни и деятельности людей;

• деятельность по включению студентов в жизнь, способствующая формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Чтобы обобщенные признаки формирования культуры безопасности жизнедеятельности в высшей школе отразились в реальном образовательном процессе, необходимы более эффективные педагогические технологии.

Опираясь на данные выводы, для решения обозначенных задач по организации процесса обучения менеджеров безопасности жизнедеятельности в организации нами представляется интерактивная технология «Действия по инструкции». Данная технология была составляющей частью проводимых в 1930-е гг. первых деловых игр, так называемых «.. .аварийных игр» [5, с. 26]. «Многократное проигрывание одной и той же аварии позволяло

выявить наилучшие способы ее ликвидации, а также и предотвращения» [5, с. 26]. Но история развития деловых игр в России, начавшись в 1930-х гг., примерно тогда же была и прервана вплоть до 1960-х гг.

Однако обучение по технике безопасности, по действиям в чрезвычайных ситуациях продолжалось, но уже в режиме тотальной регламентации. Это привело к формализации данного процесса, особенно в социальных учреждениях, что и обострило на сегодняшний день вопросы безопасности жизнедеятельности. «Проводимые традиционно, на уровне вводных инструктажей, учебные занятия не дают необходимых результатов, так как инструктажи не содержат широкого обобщения и абстракции, не проникают в глубину явлений, не вскрывают их сущность» - такой вывод сделал доктор педагогических наук А. К. Маренго [3, с. 58].

Технология «Действия по инструкции» рассматривается нами как активная форма обучения. Использование технологии «Действия по инструкции» в процессе обучения менеджменту в высшей школе как «игровой интерактивной технологии обучения» [5, с. 37] позволит студентам почувствовать себя в реальной управленческой критической (экстремальной) или стандартной (штатной) ситуации, перепробовать сколь угодно много алгоритмов действий, без страха совершить ошибку на реальный момент времени, отработать оптимально эффективный и рациональный вариант действий в чрезвычайной ситуации, увидеть и спланировать эффективную работу по предотвращению возможных опасностей.

Базовым элементом технологии «Действия по инструкции» является сценарий-инструкция. Сценарий-инструкция является основным документом для ее проведения. Как правило, в сценарии-инструкции отображается общая последовательность действий, разбитых на основные этапы, операции и шаги. В технологии «Действия по инструкции» изучаемый материал становится предметом деятельности, так как он включается в контекст сценария-инструкции, следовательно, основным средством достижения целей учебной деятельности является решение учебных задач, определенных в сценарии-инструкции. Нами рассматриваются

следующие виды таких сценариев: сценарий-иллюстрация, сценарий-упражнение, сценарий-оценка, сценарий-проблема.

В работе «Технологии обучения менеджеров» К. Фи рассматривает технологию «Инструкции» и высказывает мнение, что данная технология применима для развития менеджеров, хорошо подходит для развития компетенций и может помочь эффективному выполнению его задач и функций. «.Подчас в развитии менеджеров уделяется недостаточно внимания инструкциям, но у этой технологии есть свое законное место. Ведь с инструкциями сталкиваются все менеджеры, и каждый из них может извлечь пользу из этой технологии» [7, с. 208].

Эту мысль отражают и результаты, полученные в реальном учебном процессе с использованием технологии «Действия по инструкции», совместных действий педагога и обучающихся, которые привели к позитивным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств студентов.

Для отслеживания результатов использования технологии «Действия по инструкции» в процессе формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов были введены оценочные критерии. Они и послужили инструментом для оценки состояния и динамики учебно-воспитательного процесса

в высшей школе с использованием данной технологии. К ним относятся критерии оценки:

• уровня знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности;

• сформированности умений увидеть критическую ситуацию;

• сформированности умений предотвратить ситуацию;

• уровня сформированности философии безопасности;

• уровня сформированности рефлексивных умений.

Анализ результатов эксперимента подтвердил возрастание средних значений формируемых качеств за счет целенаправленного воздействия посредством внедрения технологии «Действия по инструкции» в процесс подготовки менеджера в области управления безопасности жизнедеятельности организации.

Таким образом, применение технологии «Действия по инструкции» в системе обучения менеджменту при формировании культуры безопасности студентов позволяет изменить акценты в процессе обучения с установок на образовательную подготовку - на персоно-фицированный, деятельностный процесс с доминирующей направленностью на формирование структурных составляющих культуры безопасности жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «О безопасности». 1992. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». По состоянию на 20 ноября 2008 года. Сибирское университетское издательство, 2008.

3. Маренго А. К. Трудоохранная культура: педагогическая теория и практика / под ред. д. п. н., проф. А. П. Беляевой. СПб., 2001. 251 с.

4. Немкова И. Н. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов гуманитарных специальностей [Электронный ресурс]. URL: http://www.olo.ru/news/economy/10877.html, свободный. - Загл. с экрана.

5. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2005. 484 с.

6. Фи К. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать / пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. 304 с.

7. Электронный атлас программ, Российский государственный университет имени А. И. Герцена [Электронный ресурс]. URL: http://atlas.gersen.ru/images/logo.png, свободный - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «O bezopasnosti». 1992. V redaktsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 dekabrya 1993 g. N 2288.

2. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii». Po sostoyaniyu na 20 noyabrya 2008 goda. Sibirskoye universitetskoye izdatel’stvo, 2008.

3. Marengo A. K. Trudookhrannaya kul’tura: pedagogicheskaya teoriya i praktika / pod red. d. p. n., prof. A. P. Belyayevoy. SPb., 2001. 251 s.

4. NemkovaI. N. Problemy formirovaniya kul’tury bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti studentov vuzov gumanitarnykh spetsial’nostey [Elektronny resurs]. URL: http://www.olo.ru/news/economy/10877.html, svobodny. - Zagl. s ekrana.

5. PanfilovaA. P Igrotekhnicheskiy menedzhment. Interaktivnye tekhnologii dlya obucheniya i organizatsionnogo razvitiya. SPb.: Znaniye, IVESEP, 2005. 484 s.

6. FiK. Tekhnologii obucheniya menedzherov. Gde, kogda i kak ikh ispol’zovat’ / per. s angl. M.: OOO «Izdatel’stvo «Dobraya kniga», 2006. 304 s.

7. Elektronny atlas programm, Rossiyskiy gosudarstvenny universitet imeni A. I. Gertsena [Elektronny resurs]. URL: http://atlas.gersen.ru/images/logo.png, svobodny - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.