Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические подходы / профориентационная работа / аксиологический подход / личностно-ориентированный подход / деятельностный подход / профессиональное самоопределение / педагогическое сопровождение / ценностная установка / pedagogical approaches / career guidance / axiological approach / personality-oriented approach / activity approach / professional self-determination / pedagogical support / value setting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

В настоящей статье рассматриваются современные педагогические подходы в профессиональной ориентационной деятельности, в условиях эволюционирующего мира разнообразия профессий и рынка труда, направленных на педагогическое сопровождение старшеклассника, в том числе и при поступлении в образовательные организации МВД России. Автором проводится классификация форм, методов, а также средств педагогических подходов, определяя комплекс мер, позволяющих активизировать познавательную деятельность старшеклассника, скорректировать и сформировать ценностные установки в выборе будущей специальности, тем самым повысить эффективность образовательного процесса, исключая негативные факторы не только для самого подростка, но и для государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines modern pedagogical approaches in professional orientation activities, in the conditions of the evolving world of a variety of professions and the labor market, aimed at pedagogical support of a high school student, including admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author classifies the forms, methods, and means of pedagogical approaches, defining a set of measures to activate the cognitive activity of a high school student, adjust and form value attitudes in choosing a future specialty, thereby increasing the effectiveness of the educational process, excluding negative factors not only for the teenager himself, but also for the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

контролем уменьшилось на 45,5%, что является хорошим результатом при применении разработанного комплекса упражнений.

В экспериментальной группе результат в тесте «Оценка самоконтроля в общении» уровень высокого коммуникативного контроля увеличился на 18,2%, в контрольной группе всего на - 9,2%. Показатель уровня среднего коммуникативного контроля в экспериментальной группе увеличился на 18,2%, в контрольной группе повысился на 9,1%. Уровень низкого коммуникативного контроля в экспериментальной группе увеличился на 45,5%, в контрольной группе -на 18,2%.

Результаты первоначального и итогового тестирование контрольной группы в тесте «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» произошли на уровне 3 - где у испытуемых имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении и на уровне 5 - где эмоции явно мешали устанавливать контакты с людьми.

В тесте «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» в эмоциональной сфере участников экспериментальной группы улучшились по всем 5 уровням эмоциональной эффективности в общении.

Количественная характеристика, отражающая второй уровень эмоциональной эффективности общения, увеличилась на 27%, и кардинально изменилась доля членов группы, находящихся на первом и пятом уровнях, а после эксперимента доля данной характеристики стала равна нулю.

Выводы. На основе анализа полученных результатов можно проследить этапы, через которые проходят команды в процессе формирования коллектива на основе эффективной коммуникации. Этими этапами являются: появление актива и выявление лидеров; формирование общего мнения по наиболее важным вопросам в ходе групповых дискуссий; на последнем этапе игроки повышают требования к себе (это можно определить по результатам теста «Оценка самоконтроля в общении». Таким образом, группа становиться инструментом личностного развития и воспитания ее членов на основе правильно организованного общения.

Литература:

1. Анисимова, Е.М. Психология как важнейшая составляющая спорта / Е.М. Анисимова // Физическая культура и спорт: Актуальные проблемы и пути оптимизации: материалы IX Международной научно-методической конференции. -Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. - С. 11-16

2. Варданян, Ю.В. Современные проблемы исследования групповой сплоченности старшеклассников / Ю.В. Варданян, Т.В. Обухова // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XXIV международной научно-практической конференции, 7-8 декабря 2020 г., northcharleston, usa [электронный ресурс]. - URL: http://dev.science-publish.ru/maket.

3. Дугина, B.B. Особенности проявления агрессивности в различных видах спорта / В.В. Дугина, Е.А. Якимова, C.B. Тарасова, Т.С. Юфкина // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №12 (141). - С. 104-113

4. Федотова, Г.Г. Факультет физической культуры Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева как центр подготовки педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта / Г.Г. Федотова, Е.А. Якимова, В.В. Акамов и др. // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13 - № 1 (49). -С. 105-116

5. Якунчев, М.А. Модель формирования ценностных ориентаций подростков средствами культурно-образовательного проекта /М. А. Якунчев, Е.В. Поляков //Гуманитарные науки и образования. - 2020. - Том 11. - № 3. - С. 112-118

Педагогика

УДК 378.2

адъюнкт 3 курса Егорова Елена Григорьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются современные педагогические подходы в профессиональной ориентационной деятельности, в условиях эволюционирующего мира разнообразия профессий и рынка труда, направленных на педагогическое сопровождение старшеклассника, в том числе и при поступлении в образовательные организации МВД России. Автором проводится классификация форм, методов, а также средств педагогических подходов, определяя комплекс мер, позволяющих активизировать познавательную деятельность старшеклассника, скорректировать и сформировать ценностные установки в выборе будущей специальности, тем самым повысить эффективность образовательного процесса, исключая негативные факторы не только для самого подростка, но и для государства в целом.

Ключевые слова: педагогические подходы, профориентационная работа, аксиологический подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение, ценностная установка.

Annotation. This article examines modern pedagogical approaches in professional orientation activities, in the conditions of the evolving world of a variety of professions and the labor market, aimed at pedagogical support of a high school student, including admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author classifies the forms, methods, and means of pedagogical approaches, defining a set of measures to activate the cognitive activity of a high school student, adjust and form value attitudes in choosing a future specialty, thereby increasing the effectiveness of the educational process, excluding negative factors not only for the teenager himself, but also for the state as a whole.

Key words: pedagogical approaches, career guidance, axiological approach, personality-oriented approach, activity approach, professional self-determination, pedagogical support, value setting.

Введение. В настоящее время остается актуальным высокая потребность правоохранительных органов в квалифицированных сотрудниках, в частности инициативных, целеустремленных, интеллектуальных, коммуникативных, выносливых, физически развитых, с наличием личностно-деловых качеств, умений и навыков, имеющих ставить перед собой задачи, находя быстрые и одновременно грамотные пути решения.

Следует отметить, что по данным опроса сервиса по поиску работы Superjob 13% россиян своей главной карьерной ошибкой назвали неправильный выбор профессии.

Исключением не является и МВД России, приведенная статистика показывает нам, что с 5 946 сотрудниками расторгнуты контракты, по их инициативе, из 25 412 прибывших выпускников из образовательных организаций (далее -00)МВД России.

Исходя из обозначенных реалий сегодняшнего для и перспектив развития образовательного процесса, государством отводится особая роль эффективности проведения профессиональной ориентации, одновременно указывая на необходимость пересмотра прежних методов, форм и средств ее проведения. Внедрение в образовательное пространство инновационного и прогрессивного педагогического инструментария, является процессом создания наиболее комфортных условий на оказание систематической помощи старшекласснику при выборе профессии, с обязательным определением его будущей специальности полицейского, тем самым формируя самостоятельную личность готовую к вступлению к служебной деятельности.

Таким образом, взаимодействие молодого поколения с социальными педагогами, психологами, профконсультантами и специалистами кадрового обеспечения правоохранительных органов, приводит к активизации познавательной деятельности старшеклассника и их воспитанию, способствует профессиональному самоопределению, прежде всего выявлению и развитию склонностей и способностей, формированию мотивов выбора профессии полицейского, профессиональных интересов, морально-деловых качеств, важных для служебной деятельности и кадровой политики государства.

Вместе с тем, существуют разные точки зрения на понятие профориентации, к которому обращались многие современные российские педагоги, психологи, философы: Е.В. Куптель, Т.А. Куликова, К.Т. Пазюк, H.A. Пронина, И.С. Скляренко и др.

Е.В. Куптель, К.Т. Пазюк рассматривают профориентацию, как формирование у молодого поколения профессионального самоопределения соответствующего индивидуальным качествам личности и необходимостью общества в определенных кадрах, требованиям к современному индивидууму [3, С. 26].

Т.А. Куликова, H.A. Пронина ведут речь, что профориентация - реализация системы профориентационных мер, направленных на повышение осознанности выбора старшеклассниками жизненного и профессионального пути, с обязательным включением родителей и ОО [4, С. 190].

Основываясь на научные труды И.С. Скляренко, которой делается акцент на том, что профориентация заключается в комплексе психолого-педагогических мероприятий неразрывно связанных с формированием ценностной установки старшеклассника.

При этом рассматривая понятие ценностная установка старшеклассника на профессиональное самоопределение, мы понимаем целостное, динамичное состояние его личности, характеризующееся внутренней готовностью к осуществлению значимого (ценностного) жизненного выбора и обучению в ОО для овладения необходимыми профессиональными компетенциями и последующей их реализации в выбранной профессии [7, С. 339].

Несомненно, индикатором успешно проведенной профориентации выступает именно сформированная ценностная установка у старшеклассника на поступление в ОО МВД России, построенная на трех факторах: информированность о специальностях профессий полицейского, специфике службы и ее условиях; знание своих индивидуально-личностных особенностей; умение соотносить личные качества с требованиями, которые предъявляются к профессии сотрудника правоохранительной деятельности.

Соответственно выбор профессии полицейского - самостоятельное и осознанное решение, обусловленное общим ценностным ориентиром, стремлением старшеклассника занять определенное место в общественной структуре, сопряженное со внутренней готовностью к выполнению служебных обязанностей в условиях оперативной обстановки.

Целью статьи является рассмотрение педагогических подходов к профориентации, представить педагогические инструменты для диагностики ценностной сферы старшеклассника, его наклонности и способности, определить пути и условия эффективного управления профессионального самоопределения, на основании потребностей органов правоохранительной системы.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам выделить следующую классификацию современных научных подходов к профориентации: аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный. Рассмотрим специфику вышеперечисленных подходов.

Аксиологический подход в современной педагогике принято рассматривать как подход к системе образования, основанный на общечеловеческих ценностях.

По мнению И.А. Гизатовой аксиологический педагогический подход один из основополагающих элементов в формировании профессиональных ценностных установок у старшеклассника при выборе профессии, в дальнейшем способствующих успешному выполнению профессиональных задач [1, С. 135].

Одновременно аксиологически ориентированное образование направлено не на подготовку молодых квалифицированных кадров правоохранительных органов, а на достижение результативности, в общем, и профессиональном развитии личности старшеклассника, через раскрытие его персонального профессионально-личностного потенциала. Определенная направленность такого образования меняет привычные представления о ее цели как формирование систематизированных знаний, умений и навыков полицейского.

Ведь именно такое понимание цели подготовки молодых сотрудников правоохранительных органов является причиной ее дегуманизации, которая проявляется в искусственном разграничении процессов обучения и воспитания. Как результат в учебных программах и учебниках воспитательное значение знаний оказывается размытым, происходит их отчуждение, в то время как образовательный процесс, а именно подготовка будущих полицейских, прежде всего, должен обеспечивать овладение молодым поколением ценностей общечеловеческой культуры.

Под профессионально-нравственными ценностями присущих для сотрудника государственной власти мы видим, наличие таких ценностей как профессиональный долг, справедливость, патриотизм, обязательность, честь и достоинство и др.

Следовательно, применение аксиологического подхода к профориентации должно быть ориентировано не только на формировании фундаментальных и профессиональных знаний будущего сотрудника полиции, но и вместе с тем приспособление обучающихся в старших классах к переменным обстоятельствам жизни, обучении их в проявлении инициативности, креативности, ответственности за принятые решения.

Внедрение аксиологического подхода к профориентации, а также в образовательный процесс МВД России катализирует осознание молодым поколением значимости развития в каждом обучающемся потребности быть неповторимой личностью, которая ориентируется в своем поведении на собственную систему ценностных приоритетов, причем эти приоритеты должны согласовываться с общечеловеческими ценностями.

Итак, на основе вышеизложенного можно заметить, что актуальность вопроса о имплементации аксиологического подхода к профориентации старшеклассников при поступлении в ОО МВД России обусловлена тем, что они формируют собственную систему личностных и профессиональных ценностей. При этом педагогами во взаимодействии со

специалистами кадрового обеспечения оказывается помощь молодому поколению в определении профессионального вектора, в части подбора наиболее подходящей специальности сотрудника правоохранительной системы, исключая всевозможные негативные факторы.

Вместе с тем, аксиологический подход к изучению профориентации близок с личностно-ориентированным педагогическим подходом. При этом H.A. Суханова акцентирует внимание на том, что личностно-ориентированное образование непосредственно связано с развитием личностных способностей, а также профессиональных умений, навыков и компетенций старшеклассника, в целях оказания помощи молодому поколению в формировании ценностного представления о будущей деятельности [8, С. 233].

Такой педагогический подход предполагает диагностирование целостной личности старшеклассника, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Наряду с чем, целесообразно указать, что ключевыми словами упомянутого подхода являются: развитие личности, индивидуальность, волеизъявление, самостоятельность.

Учитывая изложенное, задачи личностно-ориентированного подхода заключаются в определении готовности старшеклассника на поступление в ОО МВД России, а также в установлении его индивидуальных способностей, путем реализации целостной системы ряда компонентов. К таким компонентам, в рамках настоящей статьи, мы выделяем: профессиональную консультацию, профессиональную диагностику, профессиональные психологические тесты, профессиографию, профессиональное воспитание.

Необходимость использования такого педагогического инструментария в рамках личностно-ориентированного подхода связана в первую очередь с возможностью максимально эффективно использовать все ресурсы, избежать ошибок и стремиться к сокращению времени, в случае неудачного подбора специальности полицейского.

Особое внимание при рассмотрении личностно-ориентированного подхода педагогами-психологами и социальными педагогами (профориентаторами) уделяется именно саморазвитию личности, в помощи познания себя, самоопределении и самореализации, дающих старшекласснику возможность правильно определить и продуктивно построить свою жизнь, исключив нанесение ущерба его индивидуальности.

К следующему, по нашему мнению, более всеохватывающему из педагогических подходов к организации профориентации, образует деятельностный подход, заключающийся в непосредственном включении старшеклассника в учебную деятельность, что позволяет:

1. Научится самостоятельно сформулировать проблему;

2. Поставить цель;

3. Решить задачу;

4. Контролировать процесс;

5. Оценить полученный результат;

6. Нести ответственность за принятые решения.

H.В. Мишина, З.М. Явгильдина подчеркивают, что деятельностный педагогический предполагает собой педагогическое сопровождение, основой которого является совместная деятельность старшеклассника и педагогического коллектива, позволяющая качественно сформировать или развить у обучающегося необходимый комплекс знаний, умений, навыков и компетенций [6, С. 155].

Именно этот подход подразумевает вовлечение в профориентацию не только педагогического коллектива, но и кадровых сотрудников правоохранительных органов, которые с помощью выработки определенного алгоритма и системы мер в оказании помощи молодому поколению в раскрытии своих индивидуальных качеств [2, С. 114], передадут накопленный опыт и предоставят достоверную репрезентацию каждой специальности полицейского по отдельности.

В свою очередь визуализация старшеклассником деятельности правоохранительных органов, внесет корректировку отношения к профессии полицейского. Социальным институтом профориентации в указанном случае выступают центры профориентации, проводящие профессиональные тренинги, семинары и мастер-классы.

По нашему мнению, что к наиболее яркому педагогическому инструментарию относится интерактивная игра, позволяющая старшекласснику во взаимодействии с педагогами, психологами, профориентаторами, а также с обязательным привлечением действующих сотрудников правоохранительных органов, дать представление о различных специальностях полицейского, тем самым сформировать либо скорректировать ценностную установку на поступление в ОО МВД России.

Так, наибольший интерес для старшеклассника представляют профориентационные онлайн-игры. Играя старшеклассник, в комфортной и увлекательной для себя среде, спроектирует жизненную ситуацию с постановкой определенной служебной задачи, изначально поставив перед собой вопрос: «Могу ли я?», тем самым сопоставляя свои личностные и психологические характеристики, а в последующем определяя наличие либо отсутствие соответствующих склонностей к определенному виду специальности, например таких как: следователь, оперуполномоченный, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор дорожного движения и др.

Вместе с тем, профориентаторы, с помощью профессиональных методик, на основании установленных предрасположенностях и талантах обучающегося в старших классах, окажут помощь в образовательно-карьерной перспективе, а также в подборке ОО МВД России, заранее подготовив к сдачи нужных предметов, либо напротив подберут иную профессию не относящуюся к деятельности полицейского.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что старшеклассник, все же изъявивший желание поступить в ОО МВД России, должен быть не только обладателем широких знаний, но и разносторонне развитой личностью, способной проявлять инициативу и творческий подход к решению оперативных задач. Наряду с чем, одним из ключевых аспектов профориентации является развитие именно интеллектуальных способностей старшеклассника. Комплекс психолого-педагогических мероприятий должен стимулировать аналитическое мышление старшеклассника, что позволит старшекласснику успешно адаптироваться в условиях нестабильности и разнообразия рыночной экономики. В свою очередь, будущий сотрудник правоохранительных органов должен обладать навыками логического мышления, умением аргументировать свою точку зрения, а также способностью видеть причинно-следственные связи и решать проблемы системно, что на первоначальных этапах, несомненно, зависит от оптимизации методов и форм педагогических подходов к профориентации, строящихся на принципах максимальной открытости и правдивости.

Также необходимо учесть, что современные инновационные технологии играют значимую роль в эффективности профориентации, и выступают как часть педагогического ресурса, позволяющего молодому поколению развивать цифровые навыки, которые становятся все более важными в современном мире.

Литература:

I. Гизатова, H.A. Аксиологические основы профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность / И.А. Гизатова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. - С. 129-146

2. Егорова, Е.Г. Шефская работа как составляющая профессиональной ориентации на поступление в образовательные организации МВД России / Е.Г. Егорова // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: материалы II Всерос. нау.-практ. конф. с междунар. участ. - Симферополь: ФГАОУВО КФУ им. Вернадского,2023. - С. 112-114

3. Куптель, Е.В. Профориентация как важный элемент на пути к выбору будущей профессии / Е.В. Куптель, К.Т. Пазюк // Вестник науки и образования. - 2019. - №10-4 (64). - С. 25-27

4. Куликова, Т.А. Система профориентационных мер как средство повышения осознанности выбора профессионального пути / Т.А. Куликова, H.A. Пронина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №2 (27). - С. 189-193

5. Маслов, С.И. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2013. - №3-2. - С. 202-212

6. Мишина, Н.В. Деятельностный подход к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования / Н.В. Мишина, З.М. Явгильдина // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №3. - С. 155-157

7. Скляренко, И.С. Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД / И.С. Скляренко // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №4. - С. 336-341

8. Суханова, H.A. Личностно-ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников / H.A. Суханова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 232-238

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Есикова Татьяна Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье дается краткий исторический обзор появления феномена социализации. Представлено определение «социализация студентов современного педагогического вуза», в контексте социально-конструктивистского подхода, раскрывающее специфику содержания понятия во взаимосвязи с освоением профессиональных норм, ролей и ценностей в образовательном процессе и конструирования социальных представлений. Виды социализации студентов и их механизмы рассмотрены во взаимосвязи с видами деятельности в контексте системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: социализация, социализация студента современного педагогического вуза, виды социализации студентов, механизмы социализации.

Annotation. This article provides a brief historical overview of the emergence of the phenomenon of socialization. A new definition of "socialization of students at a modern pedagogical university" is presented in the context of a social-constructivist approach, revealing the specifics of the content of the concept in connection with the development of professional norms, roles and values in the educational process and the construction of social ideas. Types of socialization of students and their mechanisms are considered in relation to types of activities in the context of a system-activity approach.

Key words: socialization, socialization of a student at a modern pedagogical university, types of socialization of students, mechanisms of socialization.

Введение. Феномен социализации возник одновременно с зарождением общества и проявлялся в освоении людьми правил поведения и социальных норм, которые изначально появились в устной форме. Жестокость норм первобытнообщинного строя сформировала в общественном сознании идею об обязанности человека следовать общепринятому порядку. Происходило приучение к труду взрослых и молодые люди не могли ослушаться старших, одним из механизмов социализации являлся страх наказания. В первобытном обществе люди жили в общинах, где на ежедневных сборах семейных советов обсуждались проступки и другие события, произошедшие в общине.

Социализация человека осуществлялась в соответствии с представлениями о том, как должно быть организовано общество и ценностями, присущими конкретному социуму. Предпосылки идей об организации социальной среды общества содержатся в первоначальных представлениях человека о мире. Миф являлся авторитетным сводом правил поведения и складывался на основе религиозных предписаний и художественного творчества людей.

В Древнем мире происходит дифференциация социальных и правовых норм, развивается культура общества, появляются учебные заведения. Процесс социализации начинает включать не только соблюдение норм, но и обогащение культурой, образованием, появляется социальная роль члена общества. Далее на протяжении веков социализация становится необходимым компонентом развития личности.

Научное понятие «социализация» возникло на определенном этапе развития общества в XIX веке, одним из первых авторов которого был социолог Ф.Г. Гиддингс. В процессе социализации оказывают влияние на человека социальные явления, которые «свойственны большинству, авторитетны» [2, С. 76]. Социализация изначально определялась как стихийный процесс вхождения человека в общество, усвоение социальных ролей и норм [2; 7].

Процесс социализации молодежи в обществе на протяжении веков видоизменяется, что описывается в системе гуманитарных наук. На протяжении двух столетий понятие «социализация» претерпело множество модификаций и рассматривалось в следующих направлениях.

Первым подходом является социогенетический или объект-объектный, при котором рассматривается влияние общества на личность и не учитываются внутренние факторы обратного воздействия личности на общество [6]. Противоположным направлением в изучении процесса социализации является онтогенетический подход или субъектный, при котором главным является социализирующаяся личность, которая, благодаря обществу раскрывает свой внутренний потенциал и, адаптируясь в обществе, его реализует.

Особый интерес представляет рассмотрение социализации студента современного педагогического вуза с точки зрения двустороннего процесса [3], при котором происходит обоюдный процесс: вуз влияет на студента и студент активно присваивает нормы и традиции. Университетская среда способствует самовыражению в социуме студента, реализации его творческого потенциала и индивидуальности. То есть для реализации такого двустороннего подхода предполагается активность самих студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.