Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

В статье рассмотрено понятие содержания профессиональной ориентации обучающихся в старших классах на поступление в ведомственные образовательные организации МВД России. В результате изучения научной литературы и практического опыта автор делает обоснованный вывод о реализации содержания профессиональной ориентации старшеклассников посредством профессиональной пропаганды, профессионального информирования, профессионального воспитания, профессионального отбора, профессиональной диагностики, профессиональной адаптации. Реализация содержания профессиональной ориентации способствует формированию у старшеклассников ценностной установки на поступление в образовательные организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR ADMISSION TO EDUCATIONAL ORGANIZATIONSOF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the concept of the content of vocational guidance of students in high school when entering departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a result of studying scientific literature and practical experience, the author makes a reasonable conclusion about the implementation of the content of professional orientation of high school students through professional propaganda, professional information, professional education, professional selection, professional diagnostics, professional adaptation. The implementation of the content of professional orientation contributes to the formation of a value attitude among high school students for admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

Содержание профессиональной ориентации

старшеклассников на поступление в образовательные организации МВД России

ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА ЕГОРОВА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: egorova-81@bk.ru

The Content of Professional Orientation of High School Students for Admission to Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ELENA GRIGORYEVNA EGOROVA,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of SdentilK and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: egorova-81@bk.ru

УДК 371

Аннотация. В статье рассмотрено понятие содержания профессиональной ориентации обучающихся в старших классах на поступление в ведомственные образовательные организации МВД России. В результате изучения научной литературы и практического опыта автор делает обоснованный вывод о реализации содержания профессиональной ориентации старшеклассников посредством профессиональной пропаганды, профессионального информирования, профессионального воспитания, профессионального отбора, профессиональной диагностики, профессиональной адаптации. Реализация содержания профессиональной ориентации способствует формированию у старшеклассников ценностной установки на поступление в образовательные организации МВД России.

Annotation. The article discusses the concept of the content of vocational guidance of students in high school when entering departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a result of studying scientific literature and practical experience, the author makes a reasonable conclusion about the implementation of the content of professional orientation of high school students through professional propaganda, professional information, professional education, professional selection, professional diagnostics, professional adaptation. The implementation of the content of professional orientation contributes to the formation of a value attitude among high school students for admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональная ориентация старшеклассников; содержание профессиональной ориентации; ценностная установка; программа профессиональной ориентации старшеклассников.

Keywords and phrases: professional orientation of high school students; content of professional orientation; value orientation; program of professional orientation of high school students.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется необходимостью существенного реформирования концепции профессиональной ориентации в правоохранительной сфере. Целью такого реформирования является совершенствование организационной структуры профориентаци-онной работы путем наполнения ее новым содержанием, связанным с ним новыми методами и формами, направленными на достижение сбалансированности между профессиональными интересами, ценностными установками кандидатов, поступающих на службу, и потребностями федерального органа исполнительной власти в грамотных сотрудниках по направлению деятельности.

К изучению профориентационной деятельности в разное время обращались многие исследователи: Г. Д. Бабушкин, В. И. Барко, И. Ф. Головина, Н. А. Горбач, А. Ф. Караваев, В. А. Криволапчук, Н. И. Мягких, Ю. Г. Па-нюкова, Н. С. Присяжников, А. В. Савкина, В. Д. Симоненко, Т. В. Черкасова, Н. Ю. Шелепов и др. [2, с. 30—34]. Под разным углом они рассматривали кластер тематических категорий, расставляли соответствующие акценты и вносили конструктивные предложения.

Так, Н. А. Горбач и Ю. Г. Панюкова делают акцент на том, что упущения в профессио-нально-ориентационной работе с кандидатами на обучение приводят к формированию у абитуриентов направленности на получение престижного юридического образования, а не на службу в органы внутренних дел [3, с. 79].

А. Ф. Караваев, Г. Д. Бабушкин, И. В. Солда-тов, в свою очередь, отмечают, что проблема индивидуального дифференцированного подхода и качественного отбора кандидатов (из числа учащейся молодежи) в соответствии с их природными задатками, способностями и возможностями продолжают иметь научную востребованность. Это подтверждается тем, что число абитуриентов, зачисленных в образовательную организацию высшего образования системы МВД России из неблагоприятных групп (не-рекомендованных и риска), составляет от 45 % до 50 % [4, с. 3].

Еще одно немаловажное обстоятельство, которое невозможно не упомянуть в аспекте проблематики профессиональной ориентации. Зачастую старшеклассники, изъявившие желание проходить службу в правоохранительных органах, не имеют четкого, правдивого представления об особенностях службы и ее условиях. Именно поэтому на первом году службы, в том числе и после обучения в образовательных организациях МВД России и даже после ее оконча-

ния, возникает большой отток кадров. Отсюда следует сделать весьма логичный вывод о том, что профориентационная работа должна строиться на принципе максимальной открытости и правдивости.

Итак, несмотря на многочисленные исследования, посвященные профориентации, проблема привлечения на службу в правоохранительные органы молодых сотрудников с высоким потенциалом остается весьма актуальной, требующей действенных вариантов ее решения.

Современное общество нуждается в компетентных, целеустремленных, трудолюбивых специалистах, которые готовы выполнять поставленные перед ними задачи. Исходя из этого, профессиональная ориентация старшеклассников приобретает особую значимость и по своему содержанию должна быть направлена на теоретическое осмысление субъектами основ деятельности МВД России.

Содержание профессиональной ориентации старшеклассников предполагает наполнение планов воспитательной работы, программ воспитания и даже программ учебных предметов, тематических планов, где это возможно, актуальной информацией о службе в органах внутренних дел. Содержание профессиональной ориентации как методическая категория теории воспитания и обучения включает профессионально-ориентированный материал, охватывающий структуру, особенности деятельности различных подразделений правоохранительной системы, обеспечивающих сохранение правопорядка в государстве и в обществе.

Так, программа профессиональной ориентации старшеклассников представляет собой документ, определяющий содержание и объем профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций для усвоения, распределение их по темам, разделам и периодам учебно-воспитательного процесса.

Причем совершенно разные воспитательные мероприятия, учебные предметы гуманитарного, естественно-математического, экономического и других направлений включают актуальный профориентационный материал и рассматривают проблемы профессиональной правоохранительной системы через призму изучаемых научных сфер. К примеру, в рассмотрение тем по обществознанию в 9 классе «Юридическая ответственность», в 10 классе «Право в системе социальных норм» и других включается экскурсия в местное отделение полиции, на которой разъясняется его структура и представляется специфика работы сотрудников подразделений: следствия, оперативного отдела, отдела учета и иных. По физике тема «Дви-

жение тел, брошенных под углом к горизонту, в гравитационном поле Земли» вполне обосновано рассматривает вопросы баллистики и современные виды вооружения, использующиеся сотрудниками правоохранительной системы. В литературу дополнительно включаются художественные произведения, в которых отражена деятельность сотрудников полиции, преданность службе, любовь к профессии, самоотверженность героев в сфере охраны правопорядка. Например, для старшеклассников интерес представляют произведения А. Марининой, Н. Леонова, А. Адамова, И. Лисова, Д. Донцовой и др. Согласно статистическим сведениям Российской книжной палаты, по состоянию на 2020 г. самыми популярными авторами, в том числе у молодежи, являются Д. Донцова (общий тираж 525 тыс. экземпляров), А. Мари-нина (374,5 тыс. экземпляров), которые в своих произведениях раскрывают как положительный образ сотрудника полиции, так и негативные стороны профессии.

Многолетний опыт практической работы позволяет нам утверждать, что реализация содержания профессиональной ориентации способствует формированию у старшеклассников ценностной установки на поступление в образовательные организации МВД России. При этом, основываясь на исследованиях, проведенных И. С. Скляренко и другими, под ценностной установкой старшеклассника на поступление в образовательные организации МВД России мы понимаем целостное динамическое состояние его личности, характеризующееся внутренней готовностью, предрасположенностью к осуществлению правоохранительной деятельности с ориентацией на значимые ее особенности [5, с. 337].

Кроме того, содержание профессиональной ориентации старшеклассников реализуется посредством целостной системы, которая содержит в себе ряд компонентов. К таким компонентам следует отнести: профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, профессиогра-фию, профессиональное воспитание, профессиональную диагностику, профессиональную адаптацию.

Рассмотрим кратко каждую составляющую.

Профессиональное просвещение представляет собой создание у старшеклассника общетеоретического понимания профессии следователя (дознавателя), оперативных (участковых) служб и иных специальностей структурных подразделений системы МВД России. Профессиональное просвещение условно подразделяется на две группы: профессиональную

пропаганду и профессиональную информацию. Профессиональная пропаганда включает целый ряд информационных мероприятий, направленных на формирование или коррекцию у обучающегося отношения к профессии сотрудника органов внутренних дел. Особенность профессиональной информации состоит в раскрытии специфики деятельности, социальных и материальных гарантий, режима служебного времени, должностного и карьерного роста и, что немаловажно, старшеклассник может детально ознакомиться с интересующей его специальностью.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи старшекласснику в выборе специальности при поступлении в образовательные организации МВД России путем исследования его личностных способностей и предрасположенности к выбираемой профессии. Профессиональная консультация, как правило, осуществляется посредством двух форм.

Индивидуальная форма профессиональной консультации предполагает углубленный процесс взаимодействия профессионального консультанта с одним старшеклассником для оказания помощи в его самоопределении. При этом консультант выявляет индивидуально-психологические особенности, мотивационную сферу консультируемого, сравнив требования, предъявляемые государственной службой при поступлении в ведомственные вузы, что в совокупности помогает подростку перестроить или достроить желаемые качества. По нашему мнению, индивидуальная профессиональная консультация приводит к максимально желаемому результату в связи с тем, что старшеклассник начинает более вдумчиво относиться к выбору профессии и специальности, осознавая не только ее внешнюю сторону, но и все предстоящие тяготы службы правоохранительных органов.

Отличительной чертой групповой формы профессиональной консультации является оказание профессиональным консультантом помощи в самоопределении одновременно группе старшеклассников. Проведение групповых консультаций основано на тестировании, групповой беседе, лекции, дискуссии, деловой игре. Особый интерес здесь представляет использование методики деловых игр, где юноши и девушки попробуют примерить на себя различные роли сотрудников правоохранительной системы: следователя, дознавателя, оперуполномоченного и т. п. Положительной стороной такого взаимодействия является мобилизация жизненного опыта старшеклассника в игровой форме.

Следует отметить, что завершением профессиональной консультации, вне зависимости от формы ее проведения, считается выдача старшекласснику характеристики, которая содержит в себе отзыв о наиболее подходящей специальности в системе правоохранительной деятельности, в зависимости от выявленных причин, препятствующих либо содействующих виду такой деятельности в будущем.

Профессиональный отбор предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на выявление пригодности учеников старших классов к последующей служебной деятельности в органах внутренних дел по своим психофизиологическим, морально-деловым качествам, уровню базового среднего образования, а также по состоянию здоровья и уровню физического развития. К отрицательным качествам будущего полицейского следует отнести, к примеру, замкнутость, малообщитель-ность, отсутствие силы воли, конфликтность, жестокость, лицемерие, вспыльчивость, беспринципность и другие. В связи с этим психодиагностические методы исследования играют исключительную роль в формировании кадрового состава МВД России. Целью такого профессионального отбора является исключение негативных последствий как для самого школьника, так и для правоохранительной системы в целом.

Профессиография — это процесс изучения профессии следователя (дознавателя), оперуполномоченного, участкового уполномоченного полиции, создания ее полной психологической характеристики и проектирования недостающих аспектов [1, с. 2]. Следует отметить, что профессиограмма разрабатывается на каждую специальность в образовательной организации МВД России. В ней необходимо отражать следующие смысловые модули.

1. Общее описание профессии, исторические этапы ее развития, перспективы развития профессии.

2. Характеристика профессиональной деятельности, сфера такой деятельности, должностные обязанности и предусмотренная ответственность за ненадлежащее выполнение таких должностных обязанностей.

3. Требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, морально-деловым качествам, а также требования, предъявляемые к физическому развитию.

4. Медицинские противопоказания.

5. Сведения об образовательных организациях системы МВД России разного уровня подготовки, где можно овладеть профессиональными компетенциями.

Профессиография предлагает продемонстрировать разнообразие специальностей, установить их конструктивные и содержательные компоненты, определить ценностные установки старшеклассника в соответствии с видом профессиональной деятельности государственной службы, со специфическими и неспецифическими явлениями, сопровождающими службу. В дополнение профессиография раскрывает свойственное напряжение разных психологических функций, на основе чего обозначает весь спектр требований к кандидату на службу в органы внутренних дел как к субъекту соответствующей профессиональной деятельности. Главным принципом, положенным в основу профессиографического исследования, является принцип стабильности, который представляет собой учет затрудненных условий профессии полицейского, а также предъявляемых требований к специальности, состоящих в эмоциональной и стрессовой устойчивости в условиях различных трудностей. Ведь эмоциональная устойчивость является одним из важнейших условий стабильности в процессе профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Профессиональное воспитание является основой формирования и развития старшеклассников, заключающейся в воспитании постоянного профессионального интереса к предпочтенной профессии, профессионального становления и профессионального роста.

Профессиональная диагностика заключается в определении степени пригодности подростка к выполнению профессиональной деятельности. К основным мерам, обеспечивающим постепенное формирование профильной направленности, а в дальнейшем эффективность и точность выбора будущей профессии, относят раннюю диагностику уровня развития когнитивных процессов, особенностей эмоционально-волевой сферы, индивидуальных задатков и склонностей, формирование положительного отношения к профессиональной деятельности; расширение представлений старшеклассников о специфике службы в правоохранительных органах, возможностях и сферах профессионального самоосуществления; требования, предъявляемые к специалистам; понимание собственных личностных способностей; возможность на собственном опыте попробовать себя в той либо иной деятельности; определение этапов профессионального образования.

Профессиональная адаптация — процесс привыкания старшеклассника к будущей профессии, к условиям службы, ре-

зультатом которого является закрепление кадрового корпуса. Важным аспектом является то, что успешно проведенная профессиональная адаптация — залог правильного выбора профессии, а также оценка эффективности всей профессиональной работы. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить два направления:

— профессиональную адаптацию, включающую в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, а также умением быстро ориентироваться в различных служебных ситуациях, контролировать и программировать свои действия;

— социально-психологическую адаптацию, заключающуюся в привыкании молодого специалиста к правилам поведения, традициям в коллективе, взаимоотношениям между руководителем и подчиненными сотрудниками по службе.

Успешность профессиональной адаптации определяется не только личностными харак-

теристиками человека, но и его ценностными установками, целями и задачами, которые он стремится достичь в своей профессиональной деятельности. Впрочем, как отмечают психологи и педагоги, процесс профессиональной адаптации личности к социальной среде носит регулярный характер, степень интенсивности его протекания может быть разной, а ее значимость резко возрастает с освоением новой специальности либо со сменой рабочего места.

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что профессиональная ориентация — комплекс мероприятий, осуществляемых как сотрудниками образовательных организаций МВД России, так и сотрудниками территориальных подразделений правоохранительной системы. Результат таких мероприятий способствует укреплению кадрового состава государственной службы, повышает эффективность учебной и служебной деятельности, снижает текучесть кадров.

Список литературы:

1. Авдеева И. О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 2.

2. Головина И. Ф. Система профессиональной ориентации молодежи на службу ОВД и ее эффективность // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4 (55).

3. Горбач Н. А., Панюкова Ю. Г. Проблемы профессиональной ориентации и отбора молодежи на обучение в ведомственные вузы // Вестник Сибирского юридического института. 2009. № 3.

4. Караваев А. Ф., Бабушкин Г. Д., Солда-

тов И. В. Концептуальные аспекты профессиональной ориентации школьников на специальности в системе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16).

5. Скляренко И. С. Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.