Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / социализация студента современного педагогического вуза / виды социализации студентов / механизмы социализации / socialization / socialization of a student at a modern pedagogical university / types of socialization of students / mechanisms of socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есикова Татьяна Владиславовна

В данной статье дается краткий исторический обзор появления феномена социализации. Представлено определение «социализация студентов современного педагогического вуза», в контексте социально-конструктивистского подхода, раскрывающее специфику содержания понятия во взаимосвязи с освоением профессиональных норм, ролей и ценностей в образовательном процессе и конструирования социальных представлений. Виды социализации студентов и их механизмы рассмотрены во взаимосвязи с видами деятельности в контексте системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides a brief historical overview of the emergence of the phenomenon of socialization. A new definition of “socialization of students at a modern pedagogical university” is presented in the context of a social-constructivist approach, revealing the specifics of the content of the concept in connection with the development of professional norms, roles and values in the educational process and the construction of social ideas. Types of socialization of students and their mechanisms are considered in relation to types of activities in the context of a system-activity approach.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

2. Егорова, Е.Г. Шефская работа как составляющая профессиональной ориентации на поступление в образовательные организации МВД России / Е.Г. Егорова // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: материалы II Всерос. нау.-практ. конф. с междунар. участ. - Симферополь: ФГАОУВО КФУ им. Вернадского,2023. - С. 112-114

3. Куптель, Е.В. Профориентация как важный элемент на пути к выбору будущей профессии / Е.В. Куптель, К.Т. Пазюк // Вестник науки и образования. - 2019. - №10-4 (64). - С. 25-27

4. Куликова, Т.А. Система профориентационных мер как средство повышения осознанности выбора профессионального пути / Т.А. Куликова, H.A. Пронина // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №2 (27). - С. 189-193

5. Маслов, С.И. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. -2013. - №3-2. - С. 202-212

6. Мишина, Н.В. Деятельностный подход к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования / Н.В. Мишина, З.М. Явгильдина // Вестник КазГУКИ. - 2016. - №3. - С. 155-157

7. Скляренко, И.С. Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД / И.С. Скляренко // Вестник экономической безопасности. - 2016. - №4. - С. 336-341

8. Суханова, H.A. Личностно-ориентированный подход в профильном обучении как основа индивидуализации образования старшеклассников / H.A. Суханова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №1. - С. 232-238

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Есикова Татьяна Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.П. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье дается краткий исторический обзор появления феномена социализации. Представлено определение «социализация студентов современного педагогического вуза», в контексте социально-конструктивистского подхода, раскрывающее специфику содержания понятия во взаимосвязи с освоением профессиональных норм, ролей и ценностей в образовательном процессе и конструирования социальных представлений. Виды социализации студентов и их механизмы рассмотрены во взаимосвязи с видами деятельности в контексте системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: социализация, социализация студента современного педагогического вуза, виды социализации студентов, механизмы социализации.

Annotation. This article provides a brief historical overview of the emergence of the phenomenon of socialization. A new definition of "socialization of students at a modern pedagogical university" is presented in the context of a social-constructivist approach, revealing the specifics of the content of the concept in connection with the development of professional norms, roles and values in the educational process and the construction of social ideas. Types of socialization of students and their mechanisms are considered in relation to types of activities in the context of a system-activity approach.

Key words: socialization, socialization of a student at a modern pedagogical university, types of socialization of students, mechanisms of socialization.

Введение. Феномен социализации возник одновременно с зарождением общества и проявлялся в освоении людьми правил поведения и социальных норм, которые изначально появились в устной форме. Жестокость норм первобытнообщинного строя сформировала в общественном сознании идею об обязанности человека следовать общепринятому порядку. Происходило приучение к труду взрослых и молодые люди не могли ослушаться старших, одним из механизмов социализации являлся страх наказания. В первобытном обществе люди жили в общинах, где на ежедневных сборах семейных советов обсуждались проступки и другие события, произошедшие в общине.

Социализация человека осуществлялась в соответствии с представлениями о том, как должно быть организовано общество и ценностями, присущими конкретному социуму. Предпосылки идей об организации социальной среды общества содержатся в первоначальных представлениях человека о мире. Миф являлся авторитетным сводом правил поведения и складывался на основе религиозных предписаний и художественного творчества людей.

В Древнем мире происходит дифференциация социальных и правовых норм, развивается культура общества, появляются учебные заведения. Процесс социализации начинает включать не только соблюдение норм, но и обогащение культурой, образованием, появляется социальная роль члена общества. Далее на протяжении веков социализация становится необходимым компонентом развития личности.

Научное понятие «социализация» возникло на определенном этапе развития общества в XIX веке, одним из первых авторов которого был социолог Ф.Г. Гиддингс. В процессе социализации оказывают влияние на человека социальные явления, которые «свойственны большинству, авторитетны» [2, С. 76]. Социализация изначально определялась как стихийный процесс вхождения человека в общество, усвоение социальных ролей и норм [2; 7].

Процесс социализации молодежи в обществе на протяжении веков видоизменяется, что описывается в системе гуманитарных наук. На протяжении двух столетий понятие «социализация» претерпело множество модификаций и рассматривалось в следующих направлениях.

Первым подходом является социогенетический или объект-объектный, при котором рассматривается влияние общества на личность и не учитываются внутренние факторы обратного воздействия личности на общество [6]. Противоположным направлением в изучении процесса социализации является онтогенетический подход или субъектный, при котором главным является социализирующаяся личность, которая, благодаря обществу раскрывает свой внутренний потенциал и, адаптируясь в обществе, его реализует.

Особый интерес представляет рассмотрение социализации студента современного педагогического вуза с точки зрения двустороннего процесса [3], при котором происходит обоюдный процесс: вуз влияет на студента и студент активно присваивает нормы и традиции. Университетская среда способствует самовыражению в социуме студента, реализации его творческого потенциала и индивидуальности. То есть для реализации такого двустороннего подхода предполагается активность самих студентов.

Аналогично ннициациям в Древнем мире - в современном вузе происходит мероприятие для первокурсников -посвящение в студенты, происходит вхождение в профессиональное сообщество и затем происходит нормирование деятельности его членов.

В современных исследованиях социализация рассматривается как двусторонний процесс, с одной стороны, она является стихийной, но, с другой стороны, при определенных условиях может становиться целенаправленным процессом [5; 1]. Вместе с тем, по содержанию и функциям целенаправленная социализация значительно отличается от процесса социального воспитания целями, содержанием, качеством непрерывности процесса и многофакторностью его осуществления.

Цель статьи: рассмотреть понятие виды и механизмы социализации человека, и выявить новое определение «социализация студентов современного педагогического вуза», социальные роли студентов педагогического вуза, виды социализации студентов и их механизмы.

Изложение основного материала статьи. Социализация как феномен, возникающий в обществе - это процесс вхождения человека в социум, усвоение социальных ролей и норм, ценностей этого общества [6]. Социализация студентов вуза предполагает интеграцию личности в сообществе высшего учебного заведения, присвоение его культурных традиций, освоение процесса структурирования учебной профессионально-направленной деятельности; общение и реализацию творческого потенциала [5].

Поскольку социализация студента современного педагогического вуза предполагает интеграцию индивида в социальную систему вуза, происходит приобщение к культуре учреждения, усваиваются профессиональные нормы будущего педагога, с помощью которых_студент приобретает компетенции, позволяющие на высоком профессиональном уровне участвовать в социальной жизни. Современный педагогический вуз оказывает социализирующее влияние, благодаря традициям, воспитательным мероприятиям, общению с преподавателями, сотрудниками и другими студентами. В вузе происходит первоначальное знакомство с будущими коллегами и вхождение в профессиональное сообщество Г31.

Социализация студента современного вуза является субъект-объектным процессом, рассматривается в рамках онтогенеза, для студента важно пройти этапы социализации в вузе для собственного становления как профессионала.

С одной стороны, в процессе социализации студент современного педагогического вуза получает социальное развитие. С другой стороны, развиваясь в социальном плане, студент социализируется. Понятие «социальное развитие» всегда имеет личностный аспект, показывает направление личностного развития в системе социальных отношений, является тем стержнем личности, который объединяет и другие направления деятельности личности. Социальное развитие показывает, насколько студент способен проявлять индивидуальные черты в социуме, одновременно интегрируясь в группу в педагогическом вузе.

Агентами социализации студентов вузов выступают администрация вуза, преподаватели, старшекурсники, однокурсники и младшие по курсу студенты, руководители практики.

Выделяют следующие этапы социализации студентов вузов.

Первоначальный этап социализации, на котором интериоризируются знания и отношения, результатом является профессиональный кругозор и первоначальные мнения о педагогических явлениях, на уровне гражданской социализации у студента закрепляется мировоззренческая позиция относительно основополагающих явлений действительности, благодаря системе воспитательной работы в вузе. Происходит принятие студентом направленности вуза и основополагающих принципов функционирования в вузе. Это этап «принятия социальных установок личности студента» [4, С. 20], традиций, норм, правил поведения.

Этап начальной профессионализации [3], в то время как студент активно реализуется в определенных видах учебно-профессиональной деятельности. В этот период происходит приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, то есть приобретение специальности, требует постоянного самосовершенствования.

Этап индивидуализации личности студента [4], когда развиваются социальные отношения со студентами учебной группы, представителями администрации учебного заведения и преподавателями.

В процессе социализации студента современного педагогического вуза происходит постепенное понимание и осознание среды учебного заведения, усвоение ее социальных норм, таких как способность к выполнению совместных учебных поручений и взаимодействие с другими студентами при выполнении учебных задач. При этом студент оценивает свои возможности в процессе выполнения совместных заданий. В соответствии с требованиями образовательной среды, студенты стремятся ей соответствовать и повышают свой культурный и образовательный уровень, затем появляется потребность в сопричастности со средой и профессиональным обществом, ответственность за сохранение и упрочение действующего в нем порядка; возникает потребность разрешать возникающие противоречия.

Анализ литературы и его обобщения позволили отобрать и выявить известные в педагогической науке виды социализации студентов педагогического вуза. Существуют различные классификации видов социализации. Наиболее удобна в нашем исследовании классификация видов социализации во взаимосвязи с видами деятельности студентов.

Видами социализации студентов педагогического вуза являются: профессионально-педагогическая, лидерско-организаторская, волонтерская, нормативно-правовая, гражданская, политическая, гуманистическая, духовно-нравственная, экономическая, киберсоциализация, тендерная, семейная.

Основной вид социализации студентов современного педагогического вуза - профессиональная педагогическая социализация, в процессе которой происходит приобретение студентом представлений о профессии, вхождение в профессиональную среду, усвоение опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, процесс вовлечения в учебную деятельность педагогического вуза.

Каждый из названных видов социализации студентов современного педагогического вуза может быть стихийным, относительно направляемым или целенаправленным. Стихийная социализация происходит непрерывно под воздействием постоянно влияющих факторов макросоциума. Организованная социализация, предполагающую целенаправленную деятельность по освоению студентами современного педагогического вуза социального опыта, ролей, норм, ценностей. Относительно направляемая социализация, предполагает организацию определенных мероприятий, которые посещают студенты педагогического вуза по желанию, но не все.

В образовательном процессе вуза может быть организована при определенных условиях целенаправленная социализация, предполагающая, создание мотивации, постановку определенной конкретной цели, выявление технологии достижения результата. В то же время - этот вид социализации существенно отличается от процесса социального воспитания, который также проходит на базе вузов и достаточно подробно описан и разработан в педагогической науке и практике.

A.B. Мудрик выявляет отличия стихийной социализации от процесса направляемой социализации, выделяя такие критерии оценивания как преднамеренность или непреднамеренность воздействия, бессистемность или систематичность

обучения или влияния (традиций, обычаев), непрерывность или прерывистый характер проведения мероприятий, целостность или парциальность Г51.

В процессе социализации студента педагогического вуза происходит самоопределение и вхождение личности в профессиональную среду, профессиональная подготовка студента к практической профессиональной деятельности в школе и других образовательных учреждениях. Студенты приобщаются к определенным профессиональным ценностям, происходит интеграция в профессиональную педагогическую среду, формируется профессиональное сознание и культура.

Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Социальная роль - это совокупность действий и моделей поведения, которые традиционно приняты в обществе для человека определенной профессии или должности, статуса, возраста. При изменениях в обществе изменяются и социальные роли в обществе, появляются новые виды социализации и соответствующие им социальные роли. Социальные роли связаны с нормами, доминирующими в обществе.

Социальные роли студента современного педагогического вуза - это образцы поведения, присущие педагогической профессии, имеющие определенную эмоциональную окраску, манеру вести себя в обществе, в конкретном образовательном учреждении, общаться и проявлять лидерские качества.

Основные социальные роли студентов современного педагогического вуза будущего профессионала высокого качества, саморазвивающегося, профессионально мобильного, имеющего гражданскую позицию: лидер, организатор, активный участник социальной сети, починенный, информатор.

Успешная социализация студента современного педагогического вуза предполагает процесс преобразования уровня и качества социализированности с помощью педагогической поддержки, под воздействием определенных действий и деятельности участников образовательного процесса и переход на новый, ранее не известный студенту уровень профессионального и личностного развития, появление новых для индивида видов социализации, способствующих успешной профессиональной деятельности в будущем и имеющей предпосылки успешности в настоящем.

Способствуют эффективной социализации студентов педагогических вузов, будущих учителей, такие факторы, которые направлены на усвоение социальных ролей, норм и ценностей и не только профессиональных, но и гражданских, политических, нравственных.

В вузовской социализации действует институциональный механизм социализации, который включает в себя: подражание, приспособление, эмоциональное заражение, имитацию, идентификацию, чувство стыда, чувство вины, экзистенциальный нажим, рефлексию, генерализацию, интерирориризацию, децентрацию, антиципацию, персонализацию и обособление. Выявлено, что наиболее приоритетным механизмом социализации является эмоциональное заражение в киберпространстве.

Выводы. Таким образом, социализация студентов современного педагогического вуза - это целенаправленный процесс конструирования социальных представлений, усвоения и интериоризации норм педагогической деятельности, принятия профессиональных социальных ролей будущего педагога, формирование основных ценностей педагогической профессии, научение взаимодействию на горизонтальном и вертикальном уровнях, приобретение профессиональных связей в педагогическом сообществе вуза и обретение способности социализировать школьников.

Основные виды социализации студентов современного педагогического вуза: киберсоциализация, профессиональная, лидерская и организаторская.

Основными механизмами социализации студентов современного педагогического вуза являются эмоциональное заражение, социальное научение, которые осуществляются в процессе педагогической поддержки а именно, в организации проблемных ситуаций в процессе учебной деятельности, которая будет стимулировать взаимодействия студентов на различных уровнях и повышать уровень социализированности.

Литература:

1. Баширова, C.B. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования: автореферат дис. ... к-та пед. наук 13.00.08 / Баширова Светлана Викторовна. - Москва, 2007. - 20 с.

2. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод. Предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.-400 с.

3. Ивановский, Ю.В. Профессионально-педагогическая социализация будущих учителей физической культуры на этапе вузовского обучения: автореферат дис.... к-та пед. наук 13.00.08 / Ивановский Юрий Викторович. - Уфа, 2007. - 175 с.

4. Колычева, З.И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Колычева Зоя Ивановна. -Москва,2011. -491 с.

5. Мудрик, A.B. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / A.B. Мудрик // Образование. Наука. Научные кадры . - 2021. - № 2,- С. 224-230

6. Мудрик, A.B. Социально-педагогические проблемы социализации / A.B. Мудрик. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. - 248 с.

7. Наторп, П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / Пер. А.А.Громбаха / П. Наторп. -Спб, 2011.-360 с.

Педагогика

УДК 372.882.512.157:373.2.026.9 магистрант Жиркова Василина Васильевна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

НАРОДА САХА

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития словесного творчества у старших дошкольников с помощью произведений народа Саха. Словесное творчество - продуктивная деятельность, в которой отражается желание ребенка выразить свое отношение к какому-либо предмету или явлению. Представлена характеристика творчества народа Саха. Описаны способы по развитию словесного творчества у старших дошкольников с использованием произведений народа Саха. Произведения народа Саха - уникальная, развивающая и воспитывающая этносреда, где ребенок сможет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.