Научная статья на тему 'Студенческий отряд как один из периодов успешной социализация молодежи'

Студенческий отряд как один из периодов успешной социализация молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / социализация / личность / студенческая молодежь / факторы социализации / студенческий отряд / adaptation / socialization / personality / student youth / socialization factors / student team

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашиашвили Михаил Вахтангович

Статья посвящена вопросам социализации студенческой молодежи в условиях деятельности студенческого отряда. Обоснована актуальность проблемы социализации студенческой молодежи в современных социокультурных условиях. Раскрыта сущность процессов адаптации, социализации, индивидуализации и воспитания с точки зрения отечественной науки. Описаны социально-психологические факторы, оказывающие влияние на процесс социализации личности. Показана роль активности субъекта социализации. Представлены ведущие характеристики процесса социализации студентов в студенческом отряде в условиях образовательного учреждения высшего образования. Проведен анализ деятельности студенческих отрядов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганский государственный педагогический университет». Описаны организационно-педагогические условия и этапы пребывания студента в студенческом отряде. Раскрыты основные цели и направления деятельности студенческих отрядов. Обосновано положение о том, что социализация молодежи в студенческом отряде является эффективным условием формирования личности, самореализации и саморазвития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT DETACHMENT AS ONE OF THE PERIODS OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF YOUTH

The article is devoted to the issues of socialization of student youth in the context of the activities of a student detachment. The relevance of the problem of socialization of student youth in modern sociocultural conditions is substantiated. The essence of the processes of adaptation, socialization, individualization and education from the point of view of domestic science is revealed. The socio-psychological factors influencing the process of personal socialization are described. The role of the activity of the subject of socialization is shown. The leading characteristics of the process of socialization of students in the student group in the conditions of an educational institution of higher education are presented. An analysis of the activities of student teams on the basis of the federal state budgetary educational institution of higher education « Lugansk State Pedagogical University» was carried out. The organizational and pedagogical conditions and stages of a student’s stay in the student group are described. The main goals and directions of activity of student teams are revealed. The position is substantiated that the socialization of youth in the student group is an effective condition for the formation of personality, self-realization and self-development of students.

Текст научной работы на тему «Студенческий отряд как один из периодов успешной социализация молодежи»

Студенческий отряд как один из периодов успешной социализация молодежи

Шашиашвили Михаил Вахтангович,

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью, Луганский государственный педагогический университет E-mail: shashia63@mail.ru

Статья посвящена вопросам социализации студенческой молодежи в условиях деятельности студенческого отряда. Обоснована актуальность проблемы социализации студенческой молодежи в современных социокультурных условиях. Раскрыта сущность процессов адаптации, социализации, индивидуализации и воспитания с точки зрения отечественной науки. Описаны социально-психологические факторы, оказывающие влияние на процесс социализации личности. Показана роль активности субъекта социализации. Представлены ведущие характеристики процесса социализации студентов в студенческом отряде в условиях образовательного учреждения высшего образования. Проведен анализ деятельности студенческих отрядов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганский государственный педагогический университет». Описаны организационно-педагогические условия и этапы пребывания студента в студенческом отряде. Раскрыты основные цели и направления деятельности студенческих отрядов. Обосновано положение о том, что социализация молодежи в студенческом отряде является эффективным условием формирования личности, самореализации и саморазвития студентов.

Ключевые слова: адаптация, социализация, личность, студенческая молодежь, факторы социализации, студенческий отряд.

Последние десятилетия показали значительные изменения политической, социально-экономической и социокультурной ситуации в мире, что связано с процессами глобализации и информатизации, с открытостью образовательного пространства и ростом межкультурного взаимодействия между странами. С другой стороны, современный мир характеризуется девальвацией традиционных духовных ценностей, противоречивостью социальных норм и ценностей, ростом социальной напряженности, что оказывает значительное влияние на процессы адаптации и социализации современной молодежи. Данные процессы нашли отражение в социально-экономической и социокультурной реальности Российской Федерации и, соответственно, в Луганской Народной Республике как ее нового субъекта. Проблема социализации студенческой молодежи в Луганской Народной Республике в новых социально-экономических условиях становится предметом научно-практического дискурса исследователей.

Изменения социальной и образовательной политики Луганской Народной Республике в духе социально-политической доктрины и ценностей Российской Федерации связаны, в первую очередь, с созданием социокультурных условий для развития молодого поколения как специфической социальной группы. Студенческая молодежь сегодня является профессиональной основой для будущего процветания общества, что обуславливает научно-практический интерес педагогического сообщества к организационно-педагогическим условиям успешной социализации студенческой молодежи в процессе обучения в вузе. Внимания заслуживает организация деятельности студенческого отряда как условия успешной социализации студенческой молодежи в образовательном процессе вуза.

Проблеме студенческой молодежи как социальной группы посвящены многочисленные исследования отечественных ученых. Описаны социально-демографические, возрастно-психологичес-кие особенности студенчества, а также социально-психологические факторы и условия, обеспечивающие успешное личностное и учебно-профессиональное развитие студентов на разных этапах обучения в вузе, что имеет важное значение для исследования процесса социализации личности студентов. Фундаментальные положения, описывающие факторы, условия и закономерности, оказывающие влияние на процесс социализации на разных этапах жизненного пути личности, в том числе на этапе профессиональ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ного обучения в студенческом возрасте, раскрыты в трудах Г.А. Андреевой [1], А.Г. Асмолова [2], А.В. Мудрика [4], К.В. Рубчевского [5] и других ученых. Сущность процесса социализации личности раскрывается на основе различных теоретических подходов к пониманию личности как научной категории, процесса социальной адаптации и социального развития с учетом особенностей и закономерностей возрастно-психологического развития. В самом общем виде сущность социализации заключается в интериоризации индивидом социального опыта, содержание, структура и средства усвоения которого имеют различия на разных этапах жизненного пути личности под действием многообразных социально-психологических факторов.

В отечественной науке к пониманию сущности социализации ведущим является теоретическое положение, согласно которому социализация личности определяется как двусторонний и взаимов-лияющий процесс, включающий не только усвоение, но и воспроизводство индивидом системы социальных отношений путем активной деятельности. Данное понимание процесса социализации находим у Г.М. Андреевой, согласно которой социализация «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 340]. Отмечая связь личности и общества, К.В. Рубчевский определяет социализацию как «процесс и результат взаимодействия личности и общества, вхождение, внедрение индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств» [5, с. 117]. Процессуальные особенности социализации описаны Г.И. Власовой, по мнению которой «в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля» [3, с. 28]. А.Г. Асмолов отмечает, что социализация является активным процессом, связанным с индивидуализацией, в котором личность присваивает общественный опыт и становится субъектом деятельности [2]. На процесс социализации личности влияние оказывает множество факторов. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации личности, объединив их в следующие группы: «первая - макрофакторы (космос, планета, мир, Интернет); вторая - мега-факторы (страна, общество, государство); тре-5 тья - мезофакторы (этнос, регион, село, город, по-5 селок, радио, телевидение, кино и др.); четвертая Я группа - микрофакторы (семья, группа сверстни-° ков, учебные, профессиональные, общественные ¡в организации, микросоциум) [4, с. 30]. Необходимо

отметить, что перечисленные факторы в той или иной степени способствуют успешности процесса социализации личности, в том числе и в студенческом возрасте на этапе обучения в вузе.

Научно-практический интерес представляет студенческий отряд как социальная группа, обеспечивающая успешную социализацию студенческой молодежи, как молодежное общественное объединение, действующее на базе высшего учебного заведения. Студенческий отряд является одним из элементов социально-воспитательной системы образовательного учреждения. Участие студентов в деятельности отряда способствует формированию мотивации студентов к реализации потребности к труду как фактору воспитания, способствующего профессиональному и жизненному самоопределению личности студентов. Необходимо подчеркнуть связь процессов воспитания и социализации. По мнению А.В. Мудрика воспитание определяется как «относительно социально контролируемую социализацию - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека» [4, с. 10]. Воспитание студенческой молодежи осуществляется в самых различных сферах жизнедеятельности вуза, к которым относятся и учебный процесс, и система внеучебной деятельности, в основе которой лежит студенческое самоуправление. Система внеучеб-ной деятельности студентов включает в себя деятельность студенческих отрядов с привлечением активной молодежи, рассматриваемых как условие успешной социализации студентов в образовательном процессе вуза.

Опишем опыт деятельности студенческих отрядов на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Луганский государственный педагогический университет», в котором организована деятельность различных студенческих отрядов: строительных, педагогических, сервисных, волонтерских. Деятельность студенческих отрядов включает самые разные направления: организация досуговой деятельности детей и подростков, профилактика девиаций в молодежной среде, ремонтно-строительные работы и благоустройство городской среды, благотворительная и волонтерская деятельность.

Рассмотрим подробнее организацию работы студенческого волонтерского отряда «СОВА», который действует на базе кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью института истории, международных отношений и социально-политических наук. Отряд имеет давнюю историю. Первый отряд был организован в далеком 1998 году. Членами отряда являются студенты 1-4 курсов. Студенческий волонтерский отряд представляет собой социальную группу, в основе которой лежит добровольная социально-значимая деятельность студентов, организованная на принципах студенческого самоуправления. Период пребывания молодых людей в студенче-

ском отряде условно можно поделить на три этапа:

1 этап. Определение своей роли в отряде. (Студент учится общаться с разными категориями людей, находит свою социальную роль).

2 этап. Становление чувства ответственности. (Студент адаптируется к условиям самостоятельной жизни, появляется ответственность за свои поступки, решения).

3 этап. Признание чувства «взрослости», своего достоинства. (Студент приобретает опыт самостоятельной жизни, выработки активной жизненной позиции, принятия нестандартных и интересных решений, преодоления сложных жизненных ситуаций и т.д.).

Основные направления деятельности студенческого отряда:

- оказание социальной помощи незащищенным слоям населения, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- организация деятельности с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и лишенными родительского попечения;

- организация культурно-массовых и досуговых мероприятий;

- профилактика негативных социальных явлений среди детей и подростков и в молодежной среде. Таким образом, принимая участие в студенческих отрядах, студенты активно включаются в социально значимую деятельность, в систему общественно-трудовых отношений. Именно студенческий отряд, как один из основных социальных институтов, с одной стороны, и социально-значимые социально-педагогические условия, с другой, непосредственно влияют на процесс успешной социализации личности студента. В условиях деятельности студенческого отряда студенты осваивают субъективно значимый опыт социально-значимой деятельности, преобразуя его в собственные ценностные установки и нормы поведения, что обеспечивает самореализацию и саморазвитие личности на этапе обучения в вузе.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Аспект Пресс, 1996. - 392 с.

- М.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. -М.: Смысл: Academia, 2010. - 447 c.

3. Власова Г.И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде (на примере городских образовательных сообществ): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Санкт-Петербург, 2014. - 265 с.

4. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2005. - 172 с.

5. Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности. - М.: Просвещение, 2002. -122 с.

STUDENT DETACHMENT AS ONE OF THE PERIODS OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF YOUTH

Shashiashvili M.V.

Luhansk State Pedagogical University

The article is devoted to the issues of socialization of student youth in the context of the activities of a student detachment. The relevance of the problem of socialization of student youth in modern sociocultural conditions is substantiated. The essence of the processes of adaptation, socialization, individualization and education from the point of view of domestic science is revealed. The socio-psychological factors influencing the process of personal socialization are described. The role of the activity of the subject of socialization is shown. The leading characteristics of the process of socialization of students in the student group in the conditions of an educational institution of higher education are presented. An analysis of the activities of student teams on the basis of the federal state budgetary educational institution of higher education «Lugansk State Pedagogical University» was carried out. The organizational and pedagogical conditions and stages of a student's stay in the student group are described. The main goals and directions of activity of student teams are revealed. The position is substantiated that the socialization of youth in the student group is an effective condition for the formation of personality, self-realization and self-development of students.

Keywords: adaptation, socialization, personality, student youth, socialization factors, student team.

References

1. Andreeva G.M. Social psychology. - M.: Aspect Press, 1996. -392 p.

Asmolov A.G. Personality psychology: cultural and historical understanding of human development. - M.: Meaning: Academia, 2010. - 447 p.

Vlasova G.I. Socialization of junior schoolchildren in a modern institutional environment (using the example of urban educational communities): dissertation ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02. - St. Petersburg, 2014. - 265 p. Mudrik A.V. Human socialization. - M.: Academy, 2005. - 172 p. Rubchevsky K.V. Forms of personality socialization. - M.: Education, 2002. - 122 p.

2.

3.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.