Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР СОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР СОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / СПЕЦКУРС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпова О. Л., Аникина Ю. М.

В работе актуализируется проблема правовой социализации студентов вуза. Констатируется явный недостаток фундаментальных педагогических исследований, посвященных педагогическому содействию правовой социализации обучающихся, что приводит к эклектическому представлению по столь актуальной научной проблеме. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость заявленного исследования заключается в изучении факторов содействия правовой социализации студентов в образовательном процессе вуза, осмыслении и разработки проблемы подготовки педагогов к реализации этого процесса. Проблема исследования правовой социализации студенческой молодежи обусловлена противоречиями между: значимостью правовой социализации студентов для развития общества и государства и имеющем место кризисом правовой культуры; требованиями государства и общественных институтов к осуществлению правовой социализации обучающихся на этапе получения высшего образования и недостаточной подготовленностью педагогов к использованию потенциала образовательного процесса для решения столь актуальной задачи. Цель исследования определена как разработка спецкурса для подготовки педагогов к содействию правовой социализации студентов вуза. Ведущими методологическими основаниями в исследовании выступают интегративно-развивающий и аксиологический подходы, позволяющие исследовать проблему содействия правовой социализации личности с позиции целостности, интеграции, развития, гуманизации. Использованы теоретические (междисциплинарный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, анализ и синтез) и эмпирические (включенное наблюдение, экспертный опрос, беседа) методы исследования. Представлены результаты в виде логического обоснования решения проблемы правовой социализации студентов вуза, отражающего методологию, механизм, факторы и средства реализации этого процесса. Выявлен и обоснован ключевой фактор содействия правовой социализации студентов - готовность педагогов. Разработан спецкурс для преподавателей «Педагогические технологии правовой социализации студентов вуза», реализация которого происходит на основе смешанной формы обучения и предполагает использование разнообразных форм и методов работы со слушателями. Доказана эффективность данного спецкурса в виде повышения высокого и среднего уровней правовой социализации студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S READINESS AS A FACTOR OFPROMOTING STUDENTS' LEGAL SOCIALIZATION

University students' legal socialization problem is actualized in the article. There is a clear lack of fundamental pedagogical research devoted to pedagogical assistance to students' legal socialization, which leads to an eclectic presentation on such an urgent scientific problem. The scientific novelty, theoretical and practical significance of the claimed research lies in the study of factors contributing to students' legal socialization in the educational process of the university, understanding and developing the problem of preparing teachers for implementation of this process. The problem of studying students' legal socialization is caused by contradictions between: the significance of students' legal socialization for the society development and the state and the ongoing crisis of legal culture; the requirements of the state and public institutions for the implementation of students' legal socialization at the stage of higher education and the insufficient preparedness of teachers to use the potential of the educational process to solve such an urgent task. The research aim is to develop a special course to train teachers to promote university students' legal socialization. The leading methodological bases in the research are integrative-developmental and axiological approaches allowing investigating the problem of promoting the individual's legal socialization from the perspective of integrity, integration, development, and humanization. Theoretical (interdisciplinary analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature, analysis and synthesis) and empirical (included observation, expert survey, conversation) research methods were used. The results are presented in the form of a logical grounding for solving the problem of university students' legal socialization, reflecting the methodology, mechanism, factors and means of implementing this process. The key factor of promoting students' legal socialization - the teachers' readiness - has been identified and substantiated. A special course for teachers «Pedagogical technologies of university students' legal socialization» has been developed, the implementation of which takes place on the basis of a mixed form of education and involves the use of various forms and methods of working with students. The effectiveness of this special course in the form of increasing the high and medium levels of legal socialization of university students is proved in the article.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР СОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.126

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР СОДЕЙСТВИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ольга Леонидовна Карпова, доктор педагогических наук, профессор, Юлия Михайловна Аникина, аспирант, старший преподаватель, Уральский государственный университет

физической культуры, Челябинск

Аннотация

В работе актуализируется проблема правовой социализации студентов вуза. Констатируется явный недостаток фундаментальных педагогических исследований, посвященных педагогическому содействию правовой социализации обучающихся, что приводит к эклектическому представлению по столь актуальной научной проблеме. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость заявленного исследования заключается в изучении факторов содействия правовой социализации студентов в образовательном процессе вуза, осмыслении и разработки проблемы подготовки педагогов к реализации этого процесса. Проблема исследования правовой социализации студенческой молодежи обусловлена противоречиями между: значимостью правовой социализации студентов для развития общества и государства и имеющем место кризисом правовой культуры; требованиями государства и общественных институтов к осуществлению правовой социализации обучающихся на этапе получения высшего образования и недостаточной подготовленностью педагогов к использованию потенциала образовательного процесса для решения столь актуальной задачи. Цель исследования определена как разработка спецкурса для подготовки педагогов к содействию правовой социализации студентов вуза. Ведущими методологическими основаниями в исследовании выступают интегративно-развивающий и аксиологический подходы, позволяющие исследовать проблему содействия правовой социализации личности с позиции целостности, интеграции, развития, гуманизации. Использованы теоретические (междисциплинарный анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, анализ и синтез) и эмпирические (включенное наблюдение, экспертный опрос, беседа) методы исследования. Представлены результаты в виде логического обоснования решения проблемы правовой социализации студентов вуза, отражающего методологию, механизм, факторы и средства реализации этого процесса. Выявлен и обоснован ключевой фактор содействия правовой социализации студентов - готовность педагогов. Разработан спецкурс для преподавателей «Педагогические технологии правовой социализации студентов вуза», реализация которого происходит на основе смешанной формы обучения и предполагает использование разнообразных форм и методов работы со слушателями. Доказана эффективность данного спецкурса в виде повышения высокого и среднего уровней правовой социализации студентов вуза.

Ключевые слова: правовая социализация, факторы правовой социализации, педагогическое содействие, готовность педагога, спецкурс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p192-198

TEACHER'S READINESS AS A FACTOR OF PROMOTING STUDENTS' LEGAL

SOCIALIZATION

Olga Leonidovna Karpova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuliya Mikhailovna Anikina, the post-graduate student, senior teacher, Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk

Abstract

University students' legal socialization problem is actualized in the article. There is a clear lack of fundamental pedagogical research devoted to pedagogical assistance to students' legal socialization, which leads to an eclectic presentation on such an urgent scientific problem. The scientific novelty, theoretical and practical significance of the claimed research lies in the study of factors contributing to students' legal socialization in the educational process of the university, understanding and developing the problem of preparing teachers for implementation of this process. The problem of studying students' legal socialization is caused by contradictions between: the significance of students' legal socialization for the society development and the state and the ongoing crisis of legal culture; the requirements of the state and public institutions

for the implementation of students' legal socialization at the stage of higher education and the insufficient preparedness of teachers to use the potential of the educational process to solve such an urgent task. The research aim is to develop a special course to train teachers to promote university students' legal socialization. The leading methodological bases in the research are integrative-developmental and axiological approaches allowing investigating the problem of promoting the individual's legal socialization from the perspective of integrity, integration, development, and humanization. Theoretical (interdisciplinary analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature, analysis and synthesis) and empirical (included observation, expert survey, conversation) research methods were used. The results are presented in the form of a logical grounding for solving the problem of university students' legal socialization, reflecting the methodology, mechanism, factors and means of implementing this process. The key factor of promoting students' legal socialization - the teachers' readiness - has been identified and substantiated. A special course for teachers «Pedagogical technologies of university students' legal socialization» has been developed, the implementation of which takes place on the basis of a mixed form of education and involves the use of various forms and methods of working with students. The effectiveness of this special course in the form of increasing the high and medium levels of legal socialization of university students is proved in the article.

Keywords: legal socialization, legal socialization factors, pedagogical assistance, teacher's readiness, special course.

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь как социальная группа является наиболее активной, динамичной и одновременно чувствительной к происходящим в обществе социальным изменениям. Проявление молодыми людьми гражданской позиции, осуществляемой в правовом поле и в контексте эмоционально-положительного ценностного отношения к правомерному поведению имеет важное значение для функционирования и развития общества и государства, «обеспечивает стабильность и предсказуемость социальной системы» [1, С. 5].

При этом выражение субъектом своей нравственно-правовой позиции зависит во многом от уровня сформированности правосознания и правовой культуры. В то же время, как отмечается в ряде исследований, наблюдается кризис правовой культуры [1, 2, 3, 4]. Так, Р.М. Асадуллин и О.В. Фролов указывают на «преобладание декадентского типа личности, основной поведенческой моделью которого является амбивалентное отношение к правовой действительности» [1, С. 9]. Это обусловливает поиск факторов, оказывающих влияние на процесс правовой социализации обучающихся.

Образованию как социальному институту принадлежит особая роль в разработке эффективных механизмов и педагогических условий содействия правовой социализации студентов вуза. В то же время сегодня отчетливо проявляется противоречие между требованиями государства и гражданского общества к уровню правовой социализации студенческой молодёжи, с одной стороны, и готовностью педагогов к использованию всех возможностей образовательного процесса для решения столь актуальной проблемы, с другой.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема изучения социализации личности по своим сущностным характеристикам является междисциплинарной и рассматривается в отраслях социо-гуманитарных наук, таких как философия, социология, юриспруденция, социальная психология, социальная педагогика. Существенный вклад в развитие проблемы социализации молодежи внесли современные отечественные ученые К.А. Абульханова [5], Г.Я. Гревцева [6], Р.А. Литвак [7], А.В. Мудрик [8] и др.

Понятие «социализация» определяется в монографии известного российского исследователя-педагога Анатолия Викторовича Мудрика как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8, С. 4]. При этом образование характеризуется ученым как механизм социализации, обладающий существенными

возможностями, которые «станут реальностью, если формирование и коррекция различных установок входят в целеполагание педагогов» [8, С. 201]. Это своего рода методологический посыл при изучении факторов правовой социализации студентов.

Правовая социализация является частью процесса общей социализации и проявляется в усвоении индивидом норм права, действующих в обществе и государстве, осознания им ценности и значимости права для общественных отношений, формирования внутренней готовности уважать закон, соблюдать установленные юридические нормы, а также нетерпимо относиться к противоправному поведению других субъектов. Проблема правовой социализации молодежи рассматривается в трудах Д.С. Затутина [4], О.Ю. Казуровой [9], О.А. Попандопуло [10], М.В. Соколовой [11] и др. ученых.

Определяя условия и факторы правовой социализации молодежи в сложных трансформационных условиях становления правового Российского государства, Д.С. Затутин и П.С. Самыгин отмечают, что самым важным целенаправленным процессом является образование, которое связано с приобщением студентов к социально значимым, актуальным правовым ценностям и нормам, позволяющим противостоять манипулятивному воздействию извне [4, С. 115]. При этом в ряде исследований отражена необходимость подготовки педагогов как ключевой фактор организации образовательного процесса в вузе и развития личности студентов [8, 14].

Проведенный обзор литературы указывает на внушительное количество юридических, социологических и философских исследований в области правовой социализации молодежи. Однако в педагогической науке данная проблема освещена явно недостаточно. Так, поиск диссертационных работ по проблеме правовой социализации в отрасли теории и методики профессионального образования за последнее десятилетие позволил выявить единственное (!) научное исследование, автором которого является Л.В. Будкина [12].

Таким образом, дефицит фундаментальных педагогических работ по проблеме правовой социализации студентов приводит к тому, что мы сегодня имеем эклектическое представление по столь актуальной научной проблеме. В частности, недостаточно изучены факторы содействия правовой социализации студентов в образовательном процессе вуза. Требует осмысления и разработки подготовка педагогов к реализации этого процесса. Этим, в свою очередь, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость заявленного исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование базируется на принципах интегративно-развивающего и аксиологического подходов: целостности, интеграции, развития, гуманизации.

При проектировании спецкурса мы акцентируем внимание на интегративно-разви-вающем подходе (О.Л. Карпова [13], М.В. Леган [14], Л.А. Шипилина [15] и др.), позволяющим интегрировать психологическое и педагогическое знание в процессе подготовки педагогов; сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии; использовать междисциплинарное взаимодействие; выявлять перспективы совершенствования педагогического содействия правовой социализации студентов в инновационной, в том числе цифровой образовательной среде.

В контексте данных подходов использовались теоретические (междисциплинарный анализ социологической, психолого-педагогической литературы, анализ и синтез) и эмпирические (включенное наблюдение, экспертный опрос, беседа) методы исследования.

Апробации спецкурса предшествовал метод экспертного опроса. Экспертами выступили два доктора педагогических наук и один кандидат юридических наук.

При апробации спецкурса были задействованы четыре преподавателя и 72 студента Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный анализ литературы позволил обозначить логику решения проблемы правовой социализации студентов вуза, определить концептуальные основы изучаемой проблемы. Взаимообусловленность механизма, фактора и средства правовой социализации наглядно представлены на рисунке.

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Образовательный процесс вуза

Методология: интегративно-развивающий и аксиологический подходы

Готовность педагога

Спецкурс для преподавателей

Рисунок - Схема логического обоснования решения проблемы правовой социализации студентов вуза

В ходе проведенного исследования было выявлено, что основополагающим фактором выступает готовность педагога к содействию правовой социализации студентов. Это обусловило необходимость разработки и реализации авторского спецкурса «Педагогические технологии правовой социализации студентов вуза». Спецкурс рассчитан на 44 часа и реализуется на основе смешанной формы обучения. Содержание программы спецкурса представлено в таблице.

Реализация спецкурса происходит поэтапно. На первом, теоретико-концептуальном этапе, изучается модуль «Концептуальные основы правовой социализации». Он базируется на теоретическом представлении о роли и сущности правовой социализации в становлении студенческой молодежи. Здесь затрагиваются насущные проблемы антиправового поведения; раскрываются принципы интегративно-развивающего и аксиологического подходов к формированию правовой социализации личности. Помимо методологических проблем, также обсуждаются и такие важнейшие дискуссионные вопросы, как формирование антиэкстремистского правосознания обучающихся, нетерпимого отношения студентов к коррупционному поведению, правовое регулирование кибербезопасности, вандальное поведение как правовая и психолого-педагогическая проблема и другие.

Так, например, при изучении проблемы вандального поведения мы обращаемся к статье О.В. Гуровой [3]. На основе анализа данной публикации слушателям предлагается понять истоки вандализма в молодежной среде. Совместно организуется поиск средств, методов и условий педагогического воздействия для предупреждения подобных противоправных проявлений. Возможность детального психолого-педагогического изучения и осмысления феномена вандализма, его факторов и причин, помогает слушателям самостоятельно выработать комплекс мер, направленных на противодействие распространению вандального поведения в обществе.

Второй, технологический этап, спецкурса посвящен изучению методики реализации педагогического содействия правовой социализации студентов вуза и включает две темы: «Психолого-педагогические основы правовой социализации студентов вуза» и «Цен-ностно-ориентирующие технологии правовой социализации обучающихся».

Одной из малоразработанных, но значимых тем, является тема «Психолого-педагогические основы правовой социализации студентов вуза». Раскрывая её в своем спецкурсе, мы опирались на фундаментальную работу учёных Э.Р. Баграмяна, А.А. Озериной, И.С. Павлова [2, С. 69-74]. В своей статье авторы выявили и обосновали основные психолого-педагогические факторы эффективного усвоения знаний исходя из особенностей юношеского возраста: ситуативные и личностные. Анализ данной работы позволил

определить следующие методические ориентиры:

- доступность для восприятия преподносимой студентам информации;

- учёт интереса как фактора восприятия правовой информации;

- создание условий для активной позиции обучающегося;

- ориентация на уровень психического развития студента;

- диалогизация преподнесения нормативно-правового материала;

- обеспечение эмоционального контакта с преподавателем;

- ориентация на решение мировоззренческих проблем;

- целенаправленная рефлексия.

Таблица - Содержание программы спецкурса «Педагогические технологии правовой соци-

ализации студентов вуза»

Наименование модуля Блоки, составляющие модуль Лекции, часы Др. формы активных занятий, часы Самост. работа, часы Объем, часы

Теоретико-концептуальный этап

Модуль 1. Концептуальные основы правовой социализации 1.1. Современное состояние и тенденции правовой социализации молодежи Проблемная лекция, 2 Дискуссия, 2 2 2

1.2. Содержательные характеристики правовой социализации студентов вуза Лекция-консультация, 2 Семинар-конференция, 2 2 2

1.3. Формирование антиэкстремистского правосознания обучающихся - Групповая дискуссия, 2 2 2

1.4. Формирование нетерпимого отношения студентов к коррупционному поведению Проблемный семинар, 2 2 2

Технологический этап

Модуль 2. Методика педагогического содействия правовой социализации студентов вуза 2.1. Психолого-педагогические основы правовой социализации студентов вуза Проблемная лекция, 2 Семинар-исследование, 2 2 4

2.2. Ценностно-ориентирующие технологии правовой социализации обучающихся Лекция-визуализация, 2 Кейс-семинар, 2 2 4

Рефлексивный этап

Модуль 3. Правовая социализация студентов вуза в рефлексивно-образовательной среде 3.1. Организационно-методические основания правовой социализации обучающихся в рефлексивно-образовательной среде Лекция-беседа, 2 Обмен опытом, анализ конкретных ситуаций, 2 2 4

3.2. Диагностический инструментарий и реализация мониторинга уровня правовой социализации личности студентов вуза Практикум по конструированию диагностического инструментария, 2 2 6

Зачёт - - - 2

Итого (часов): 10 16 16 44

На третьем, рефлексивном этапе, изучается модуль «Правовая социализация студентов вуза в рефлексивно-образовательной среде». Именно в такой среде происходит постоянное наращивание истинного знания благодаря расширению картины мира, самопознанию, поиску истины, пониманию и переосмыслению собственного опыта и опыта других людей. Активизируются механизмы самопознания, самоосмысления, самооценки и взаимооценки, субъектной позиции и др. Рефлексивная позиция, таким образом, является конструктивным путем правовой социализации личности.

Основываясь на анализе научных изданий и опираясь на собственный педагогический опыт работы в образовательной организации высшего образования, нами определены приоритетные научно-методические условия организации рефлексивно-образовательной среды как средства правовой социализации обучающихся в вузе. К ним можно отнести следующие: а) методическая подготовка преподавателя, направленная на проектирование

рефлексивно-образовательной среды; б) проектирование образовательного процесса исходя из субъектно-ориентированного подхода; в) применение ценностно-ориентированных технологий на всех этапах образовательного процесса, используемых как средство активизации рефлексивной позиции обучающихся; г) создание условий выбора студентами многовариантного поведения, применения ими различных форм и методов в процессе рефлексивно-творческой деятельности.

В целом, отметим, что в процессе реализации спецкурса используются различные формы и методы работы со слушателями: проблемные лекции, групповые дискуссии, обмен опытом, анализ конкретных ситуаций, кейс-семинар, практикум по конструированию диагностического инструментария и др.

ВЫВОДЫ

Правовая социализация молодежи является значимой проблемой для методологии и технологии профессионального образования. Для её решения необходимо выявление и обоснование ключевых факторов, приоритетным из которых, как показало исследование, выступает подготовка педагогов.

Разработанный и апробированный в исследовании спецкурс «Педагогические технологии правовой социализации студентов вуза» позволяет существенно повысить уровень правовой социализации студентов. Так, в ходе опытно-экспериментальной работы отсроченные результаты показали увеличение высокого уровня правовой социализации у 23% обучающихся и среднего уровня у 35%. Таким образом, готовность педагога является важным и определяющим фактором эффективности процесса педагогического содействия правовой социализации студентов вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асадуллин Р.М., Педагогический контекст формирования правовой культуры современного учителя / Р.М. Асадуллин, О.В. Фролов // Педагогика. - 2021. - № 6. - С. 5-17.

2. Баграмян Э.Р. Психологические основы формирования антиэкстремистского правосознания в студенческой среде / Э.Р. Баграмян, А.А. Озерина, И.С. Павлов // Педагогика. - 2021. - № 3. -С. 69-74.

3. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психолого-педагогическая проблема / О.В. Гурова // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 10. - С. 76-94.

4. Затутин Д.С. Особенности правовой социализации современной российской молодежи в трансформирующемся обществе / Д.С. Затутин, П.С. Самыгин // Философия права. - 2017. - № 1 (80). - С. 113-117.

5. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи : монография / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А. Баскакова [и др.]/ -Москва.: МПГУ - 2019. -298 с.

6. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде / Г.Я. Гревцева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. - 2022. - Т. 14, - № 1. - С. 40-49.

7. Литвак Р.А. Социализация молодежи в контексте национальной безопасности / Р. А. Лит-вак // Вестник института культуры детства: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практич. конфер. в рамках XIX международного научно-творческого форума «Научные школы : Молодежь в науке и культуре XXI века». - Челябинск : ЧГИК, 2021. - С. 19-25.

8. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография / А. В. Мудрик. - Москва : МПГУ, 2016. - 256 с.

9. Казурова О.Ю. Правовая социализация как фактор формирования гражданской идентичности молодежи в модернизирующемся российском обществе / О.Ю. Казурова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7 : Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - № 1 (19). - С. 101-104.

10. Попандопуло О.А. Концептуальные подходы к исследованию эволюции моделей правовой социализации человека / О.А. Попандопуло // Право и образование. - 2019. - № 1. - С. 29-34.

11. Соколова М.В. Правовая социализация молодежи / М.В. Соколова, Д.И. Петросян // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 4. - С. 78-84.

12. Будкина Л.В. Правовая социализация студентов в профессиональных образовательных организациях : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Будкина Любовь Владимировна. - Москва, 2013. -25 с.

13. Карпова О.Л. Интегративно-развивающий подход к развитию самообразовательной деятельности студентов как фактор повышения качества профессиональной подготовки / О.Л. Карпова // Система менеджмента качества в вузе : здоровье, образованность, конкурентоспособность: IX Междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск : УралГУФК, 2020. - С. 146-150.

14. Леган М.В. Научно-методические подходы к организации педагогического процесса в магистратуре / М. В. Леган // Инновации в образовании. - 2019. - № 9. - С. 42-55.

15. Шипилина Л.А. Методологическая подготовка магистров на основе интегративно-разви-вающего подхода / Л. А. Шипилина // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании : матер. XX Междунар. науч.-практ. конф. - Омск : ОГПУ, 2019. - С. 18-24.

REFERENCES

1. Asadullin, R.M. and Frolov, O.V. (2021), "Pedagogical context of a modern teacher's legal culture formation", Pedagogy, No. 6, pp. 5-17.

2. Bagramyan, E.R., Ozerina, A.A. and Pavlov I.S. (2021), "Psychological foundations of antiextremist legal consciousness formation in the student environment", Pedagogy, No. 3, pp. 69-74.

3. Gurova, O. V. (2018), "Adolescents' vandal behavior as a legal and psychological-pedagogical problem", Education and science, Vol. 20, No. 10, pp. 76-94.

4. Zatutin, D. S., and Samygin, P.S. (2017), "Legal socialization features of modern Russian youth in a transforming society ", Philosophy of Law, Vol. 80, No. 1, pp. 113-117.

5. Abulkhanova, K.A. et al. (2019), Socio-cultural and psychological-pedagogical problems of youth socialization: monograph, Moscow,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Grevtseva, G.Ya. (2022), "Digital socialization of personality in the educational environment", Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences, Vol. 14, No. 1, pp. 4049.

7. Litvak, R. A. (2021), "Socialization of youth in the context of national security", Bulletin of the Institute of Childhood Culture: collection of scientific articles based on the results of the international scientific and practical conference. within the framework of the XIX International scientific and creative forum «Scientific schools: Youth in science and culture of the XXI century», Chelyabinsk, pp. 19-25.

8. Mudrik, A.V. (2016), Socio-pedagogical problems of socialization: monograph, Moscow.

9. Kazurova, O.Yu. (2013), "Legal socialization as a factor in the formation of civic identity of youth in a modernizing Russian society", Bulletin of Volgograd State University. Series 7: Philosophy. Sociology and social technologies, Vol. 19, No.1, pp. 101-104.

10. Popandopulo, O.A. (2019), "Conceptual approaches to the study of human legal socialization models evolution", Law and education, No. 1, pp. 29-34.

11. Sokolova, M. V. and Petrosyan, D. I. (2022), "Legal socialization of youth", Theory and practice of social development, No. 4, pp. 78-84.

12. Budkina, L. V. (2013), Students' legal socialization in professional educational organizations, dissertation, Moscowa.

13. Karpova, O. L. (2020), "Integrative-developmental approach to the students' self-educational activity development as a factor in improving the quality of professional training", The quality management system at the university: health, education, competitiveness: IX International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, pp. 146-150.

14. Legan, M. V. (2019), "Scientific and methodological approaches to the pedagogical process organization in the magistracy", Innovations in education, No. 9, pp. 42-55.

15. Shipilina, L.A. (2019), "Masters' methodological training on the basis of an integrative-devel-opmental approach", Problems ofpedagogical innovation in vocational education: materials of the XX International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 18-24.

Контактная информация: anikina-jm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.