Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СТУДЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузанкова Е. Н., Бабанова Е. М.

Построение теоретической модели содействия профессионально-ориентированной социализации людей с инвалидностью обусловлено необходимостью поддержки студентов с инвалидностью в процессе адаптации к образовательной среде вуза. В результате освоения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» бакалавры не только получают теоретические знания по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения, но и умения адаптироваться к учебной среде вуза, осуществлять «безбарьерное» общение со своими однокурсниками, соседями по общежитию, педагогами, администрацией вуза, а также навыки конструирования процесса дальнейшего обучения, саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузанкова Е. Н., Бабанова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL MODEL OF PROFESSIONALLY ORIENTED SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE PROCESS OF CONTINUING EDUCATION

The construction of a theoretical model for promoting professionally oriented socialization ofpeople with disabilities is conditioned by the need to support students with disabilities in the process of adaptation to the educational environment of the university. The result of mastering the discipline «Psychological and pedagogical support of people with disabilities» bachelors not only get theoretical knowledge in the main areas of psychological and pedagogical support, and the ability to adapt to the educational environment of the University to realize barrier-free communication with his classmates, neighbors in the Dorm, teachers, University administration, and design skills of the continuing process of learning, self-development.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

ПУЗАНКОВА Е.Н.

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и межкультурных коммуникаций, проректор по учебно-методической работе МГГЭУ

E -mail: 79058562607@yandex.ru БАБАНОВА Е.М.

старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства МГГЭУ E -mail: 7672213@mail.ru

UDC378 PUZANKOVA E. N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian Language and Intercultura! Communications, Vice-Rector for Educational and Methodological Work Moscow State University of

Humanities and Economics E -mail: 79058562607@yandex.ru BABANOVA E.M.

Senior Lecturer of the Department of Management and Entrepreneurship Moscow State University of Humanities

and Economics E -mail: 7672213@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL MODEL OF PROFESSIONALLY ORIENTED SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE PROCESS OF CONTINUING EDUCATION

Построение теоретической модели содействия профессионально-ориентированной социализации людей с инвалидностью обусловлено необходимостью поддержки студентов с инвалидностью в процессе адаптации к образовательной среде вуза. В результате освоения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» бакалавры не только получают теоретические знания по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения, но и умения адаптироваться к учебной среде вуза, осуществлять «безбарьерное» общение со своими однокурсниками, соседями по общежитию, педагогами, администрацией вуза, а также навыки конструирования процесса дальнейшего обучения, саморазвития.

Ключевые слова: теоретическая модель, студенты с инвалидностью, профессионально-ориентированная социализация, непрерывное образование.

The construction of a theoretical model for promoting professionally oriented socialization ofpeople with disabilities is conditioned by the need to support students with disabilities in the process of adaptation to the educational environment of the university. The result of mastering the discipline «Psychological and pedagogical support of people with disabilities» bachelors not only get theoretical knowledge in the main areas of psychological and pedagogical support, and the ability to adapt to the educational environment of the University to realize barrier-free communication with his classmates, neighbors in the Dorm, teachers, University administration, and design skills of the continuing process of learning, self-development.

Keywords: theoretical model, students with disabilities, professionally oriented socialization, continuing education.

Согласно Закону об образовании, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования в Российской Федерации гарантируется общедоступность высшего образования при условии получения гражданином данного уровня образования впервые [1].

Зачисление в образовательную организацию высшего образования студента с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья автоматически требует обеспечение условий, необходимых для обучения в зависимости от потребностей человека с инвалидностью.

В основе непрерывного образования людей с инвалидностью лежит личностно-ориентированный подход к образованию. Данный подход основывается на концентрации на индивидуальных особенностях каждого обучающегося. Речь идет не только о нозологии заболевания, группе инвалидности и других нарушениях здо-

ровья, но и о принятии обучающихся как личностей с их склонностями и интересами.

Личностно-ориентированный подход, осуществляемый в инклюзивной образовательной среде, обеспечивает принцип равных возможностей для людей с инвалидностью. Равные возможности обучения реализуются как совместное обучение людей с инвалидностью наравне со здоровыми сверстниками. Однако, существуют серьёзные проблемы, препятствующие осуществлению образовательного процесса.

Одна из них - проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, которые доступны людям с инвалидностью и здоровым. Для того, чтобы люди с инвалидностью были конкурентоспособными в процессе учебной деятельности по отношению к сокурсникам необходимо создание доступной среды. В данном контексте доступная среда предусматривает

© Пузанкова Е.Н., Бабанова Е.М. © Puzankova E. N., Babanova E.M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

не только наличие необходимой инфраструктуры, но и «безбарьерной» социально-психологической среды. Создание необходимых условий способствуют эффективной адаптации в образовательной среде. Для лиц с инвалидностью необходимо осуществлять психолого-педагогическую поддержку на каждом этапе получения образования, особенно важна поддержка при переходе с одной образовательной ступени на другую. Но, прежде чем на практике организовать комплексную поддержку, необходимо рассмотреть образовательный процесс людей с инвалидностью с различных позиций, создать теоретическую модель, а также внедрить ее в практику вуза.

Нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения в процессе социализации людей с инвалидностью к образовательной среде вуза. Данная модель обеспечивает возможность развития личности в системе современного образования.

Определим понятие «модель» как условное описание какого-либо объекта, процесса или явления, которые в определенном отношении имитируют, воспроизводят реальный предмет или систему и являются объектом научного познания. Педагогическое моделирование определим как описание пошаговых действий в учебном процессе на основе проведенного анализа потребностей объекта исследования с целью организации непрерывного обучения и развития личности.

Теоретическая модель составлялась на основе анализа научных трудов, затрагивающих проблемы подготовки студентов профессионального обучения, существующих теоретических моделей ученых, в частности, разработанных исследователями Орловского государственного университета (В.Н. Правдюк, Н.Г. Хлызова, И.С. Гаврилова, А.И. Уман, П.И. Образцов). Существенную роль при разработке теоретической модели содействия профессионально-ориентированной социализации студентов с инвалидностью сыграл практический опыт работы в вузе с людьми с инвалидностью.

Понятие «педагогическое сопровождение» нашло отражение в справочно-энциклопедической и научной литературе. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее толкование слова «сопровождать». Оно означает «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» [5].

В научных трудах М.И. Рожкова данное понятие рассматривается в психолого-педагогическом аспекте: как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Он «педагогическое сопровождение» рассматривает как «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания» [4].

Педагогическая модель помогает осуществить анализ педагогических проблем, причин их возникновения, определить взаимосвязь всех компонентов образовательной среды, построить поэтапное внедрение новшеств, подобрать средства и инструменты для успешного их внедрения.

Составляющими блоками авторской теоретической модели являются: целевой компонент, методологическая основа, содержательный блок, инструментально-технологический компонент, критериально-оценочный компонент и результативный.

Построение педагогической модели необходимо начинать с постановки цели. Цель построения теоретической модели можно определить, как содействие профессионально-ориентированной социализации студентов с инвалидностью. Цель определяется социальным заказом и требованиями ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявить уровень готовности студентов-первокурсников к обучению в вузе в соответствии с мотивационным, социальным, рефлексивным, когнитивным критериями.

2. Обосновать целесообразность введения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» в учебный план 1 семестра обучения направления подготовки 44.03.02 «Психолого- педагогическое образование» посредством анализа и интерпретации данных, полученных в результате проведения констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Обеспечить методическое сопровождение дисциплины ««Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью».

4. Способствовать формированию профессионально-значимых качеств студентов в процессе освоения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью».

5. Сформировать у студентов - бакалавров 1 курса универсальные и общепрофессиональные компетенции.

Методологический блок представляет собой совокупность подходов, на основе которых строится система обучения людей с инвалидностью. Методология представлена системным подходом. Построение системы предполагает взаимосвязь ее компонентов, при этом отдельные элементы подчинены системе как целому, не теряя своей относительной самостоятельности. В рамках системного подхода можно выделить следующие принципы:

- связности - рассмотрение объекта исследования во взаимосвязи с окружением;

- единства - изучение компонентов системы как целого;

- модульного построения - выделение модулей в системе и их взаимосвязи;

- конечной цели - достижение конкретной цели при построении системы;

- неопределенности - анализ неопределенностей и случайностей, оказывающих влияние на систему;

- функциональности - рассмотрение структуры теоретической модели и функции при применении системного подхода;

h I

<U

I О

с

s

о

>5 о и <u

(U

Социальный заказ: профессиональное обучение людей с инвалидностью

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

_1_

Профессионально-ориентированная социализация студентов с инвалидностью

и о

Системный подход Деятельностный подход Компетентностный подход

Содержание дисциплины "Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью"

Ж

Инструментально-технологический блок

Образовательные технологии

*

Формы и методы образовательного процесса

Педагогические условия

ж

и о

4

Ю «

3

5

о и

(D

Я

о ■

о и

в а

(D &

Критерии формирования профессионально-ориентированной социализации в условиях непрерывного образования

Мотивационный

Социальный

Рефлексивный

Когнитивный

Уровни: высокий, средний, низкий

Ж

£ «

i 3 ^

ч я с

¡3 Р 10

Результат: профессионально-ориентированная социализация в условиях непрерывного образование

Рис. 1. Теоретическая модель профессионально-ориентированной социализации студентов с инвалидностью в процессе непрерывного образования.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

- развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию;

- природосообразности - осуществление педагогического воздействия на основе изучения природных, естественных задатков ребенка.

Деятельностный подход представляет личность в единстве с его материальной и психологической деятельностью. Деятельностный подход при построении учебно-воспитательной работы, организации и управлении учебным процессом ставит приоритет на изучении интересов студента, его жизненных планов, воспитательной деятельности.

Компетентностный подход ориентирован на формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивида и самоактуализацию. В результате обучения студент должен быть способен использовать усвоенные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач.

Ж. Делор в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» сформулировал, по сути, основные компетенции: «научиться познавать, делать, жить вместе, научиться жить» [3].

Как уже упоминалось ранее, успешной социализации и адаптации студентов - первокурсников с ограничениями по здоровью способствует личностный подход, который рассматривает обучающегося как субъекта в процессе его развития, деятельную и творческую сущность личности. Личностный подход предполагает непосредственное взаимодействие педагогов и обучающихся. Его цели направлены на преодоление сложностей, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью в первый год обучения в вузе. Применение данного подхода в обучении способствует:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сохранению и развитию тех профессионально-значимых качеств, которые были сформированы в той или иной степени до поступления в профессиональное образовательное учреждение;

- преодолению страхов и неуверенности в собственных силах, появившихся с началом самостоятельной жизни, без опеки родителей;

- созданию благоприятной обстановки при общении с однокурсниками;

- формированию умения правильно расставлять приоритеты в учебном процессе.

Содержательный блок

Содержательный блок теоретической модели включает работу в двух направлениях:

- направление: разработка учебной программы и фонда оценочных средств курса «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью»;

- направление: формирование компетенций в рамках дальнейшей профессиональной деятельности.

Основная цель изучения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидно-

стью» - формирование представления студентов о психолого-педагогическом сопровождении участников образовательного процесса в области инклюзивного образования, приобретение знаний и навыков, необходимых для профессионально-ориентированной социализации студентов в вузе. От цели зависит выбор содержания образования, организационных форм, педагогических технологий, методов, средств, форм.

В зависимости от поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:

- сформировать у студентов представления о психолого- педагогической сопровождении, его значимости и необходимости;

- сформировать практические навыки анализа проблем в процессе адаптации студента-первокурсника к образовательной среде вуза;

- обучить основам межличностных коммуникаций на организационном и межличностном уровнях;

- сформировать практические навыки анализа и принятия решения в конфликтных ситуациях;

- привить умение организовать самостоятельную внеучебную работу, а также умение планировать и распределять время.

Программа курса «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» разработана для студентов Московского государственного гуманитарно-экономического университета по направлению подготовки 44.03.01 Психолого-педагогическое образование Б1. в структуре вариативной части Б1. В.ДВ.02.02.

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» связана с такими учебными дисциплинами, как «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Коррекционная педагогики с основами специальной психологии», «Психолого-педагогическая диагностика», дисциплинами модуля «Специальная педагогика», поскольку их объединяет общий объект исследования, в качестве которого выступают люди с инвалидностью. Это обеспечивает целостность изучения предметной области и формирование базового уровня знаний для последующего изучения дисциплин, связанных с данной.

Конечная дидактическая задача курса заключается в том, чтобы бакалавр - педагог не только получил теоретические знания по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения, но и умел адаптироваться в учебной среде вуза, осуществлять «безбарьерное» общение со своими однокурсниками, соседями по общежитию, педагогами, администрацией вуза, мог конструировать процесс дальнейшего обучения, саморазвития.

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть компетенциями (см. Таблицу 1).

Объем дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» составляет 2 зачетных единиц/36 часов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из которых 36 часов - аудиторные (из них 12 ч - лекционные, 24 ч - практические).

Таблица 1.

Компетенции, сформированные в результате изучения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

УК-4 способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) Знать: понятие коммуникации, каналы и средства коммуникации, коммуникационные барьеры, их виды и пути преодоления, особенности формирования коммуникативной компетентности педагога, способы осуществления обратной связи. Уметь: осуществлять межличностные, групповые коммуникации, формировать коммуникативные и поведенческие стратегии, позволяющие решать задачи социального взаимодействия в межличностной и профессиональной сферах. Владеть: навыками анализа личностных и коммуникативных барьеров, влияющих на эффективность межличностных и профессиональных контактов студента.

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни Знать: основные принципы самовоспитания и самообразования, исходя из требований образовательной среды вуза; Уметь: демонстрировать умение самоконтроля и рефлексии, позволяющие самостоятельно корректировать обучение по выбранной траектории; Владеть: способами управления своей познавательной деятельностью и удовлетворения образовательных интересов и потребностей.

ОПК-3 способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС; Знать: основные принципы и методы психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, особенности инклюзивного обучения в вузе. Уметь: организовать групповое взаимодействие в рамках учебной и воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования; Владеть: навыками принятия решения при столкновении с конфликтными ситуациями.

ОПК-6 способен использовать психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; Знать: перечень и основные положения нормативно-правовых документов, регламентирующих права лиц с инвалидностью на доступное и качественное образование; особенности психофизического развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; психолого- педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. Уметь: проектировать специальные условия при инклюзивном образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями; анализировать и осуществлять отбор психолого- педагогических технологий, используемых в образовательном процессе. Владеть: методикой проведения занятий с использованием психолого-педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Инструментально-технологический компонент

Для достижения поставленной цели используются образовательные технологии, которые по мнению Б.Т. Лихачева можно определить как

«совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно- методический инструментарий педагогического процесса» [6].

На наш взгляд, в процессе профессионального образования людей с инвалидностью применимы следующие технологии:

- эвристические технологии обучения (органи-

зация продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей и последовательное повышение их достоверности),

- технология контекстного обучения (д.п.н. А.А. Вербицкий определяет как «совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций, характерных для определенной сферы профессионального труда») [2],

- личностно - ориентированная технология (ориентация на индивидуальные особенности и формирование целостной личности обучающегося, способной к быстрой адаптации в постоянно меняющихся ситуаци-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ях профессиональной деятельности, к самостоятельному приобретению знаний и применению их на практике для решения разнообразных проблем, а также развитие таких навыков, как отбор, анализ и оценка информации, необходимых для выполнения профессиональной деятельности).

Данные технологии позволяют активизировать познавательную деятельность студентов. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес к занятиям, позволяет сконцентрировать их внимание на главном. Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.

В условиях распространения коронавирусной инфекции особую актуальность приобрели технологии дистанционного обучения. Реализация данных технологий предполагает, что процесс обучения происходит посредством информационных и телекоммуникационных технологий. С одной стороны, дистанционное обучение открывает новые возможности для людей с инвалидностью получать образование, находясь в комфортной для себя среде. С другой стороны, применение дистанционных технологий отрицательно сказывается на процессе профессиональной социализации. Можно отметить ряд трудностей, с которыми столкнулись студенты Московского государственного гуманитарно-экономического университета при переводе на дистанционное обучение:

- отсутствие необходимых технических средств, таких как веб-камера, динамики;

- недостаточный уровень подготовки для работы с персональным компьютером, сложности при освоении программ;

- сложности с восприятием информации, отсутствие невербального взаимодействия между педагогами и студентами;

- повышение уровня нагрузки студента в связи с увеличением самостоятельной работы (например, подготовка презентаций);

- отсутствие личностных коммуникаций между одногруппниками.

Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является создание ситуации успеха, особенно для неуверенных в своих силах студентов, что будет способствовать формированию мотивации достижения успеха. Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет достичь поставленных задач, учитывать и развивать личностные качества студентов, а также формировать профессиональные компетенции будущего специалиста.

Среди форм занятий, использование которых наиболее целесообразно в ходе освоения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью», можно назвать следующие: лекции,

семинары, индивидуальные консультации, деловые и ролевые игры и др.

В качестве методов как способов взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, выступают: метод проектов, метод проблемного изложения материала, кейс-метод, интерактивные методы, решение педагогических задач, создание ситуации успеха и неуспеха, метод «портфолио» и др.

Для успешного освоения знаний, а также приобретения компетенций в рамках представленной дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» необходимо создание педагогических условий.

В процессе изучения дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение людей с инвалидностью» педагогу необходимо:

- учитывать индивидуальные особенности каждого студента в зависимости от его состояния здоровья и психофизического развития;

- осуществлять коррекцию коммуникативных умений;

- способствовать формированию профессионально-значимых качеств будущего педагога;

- поддерживать комфортный психологический климат в студенческой группе;

- научить студентов адекватно воспринимать результаты своей деятельности;

- формировать положительную мотивацию у бакалавров к будущей профессии;

- активизировать самостоятельную деятельность студентов.

Критериально-оценочный компонент

Критериально-оценочный компонент модели включает критерии, показатели, уровни достижения результатов, методику оценки уровня достижения результатов.

Мотивационный - осмысление содержания и значимости профессии; развитие личностных профессионально-значимых качеств, осознание необходимости непрерывного обучения.

Социальный - способность к профессионально-ориентированной социализации.

Рефлексивный - осмысление своей новой социальной роли студента вуза, осознание предъявляемых требований.

Когнитивный - теоретические и практические знания, формируемые у бакалавров, в процессе профессионального образования.

Оценка критериев происходит в зависимости от уровней: низкий, средний, высокий (Таблица 2).

Результативный блок

Результативный блок модели отражает динамику и успешность профессионально-ориентированной социализации в условиях непрерывного образования.

Таблица 2.

Уровни и показатели формирования профессионально- ориентированной социализации в условиях непрерывного образования

Критерии Уровни Показатели

Мотивационный Низкий слабая выраженность понимания содержания и значимости профессии; не-сформированность личностных профессионально-значимых качеств, отсутствие осознания необходимости непрерывного обучения;

Средний наличие определенной выраженности понимания содержания и значимости профессии; частичная сформированность личностных профессионально-значимых качеств, присутствие осознания необходимости непрерывного обучения;

Высокий четкое понимание содержания и значимости профессии; сформированность представлений о необходимости развития личностных профессионально-значимых качеств, осознание необходимости непрерывного обучения.

Социальный Низкий отсутствие способности к профессионально- ориентированной социализации;

Средний положительные тенденции к профессионально- ориентированной социализации;

Высокий высокая способность к профессионально- ориентированной социализации.

Рефлексивный Низкий неприятие своей новой социальной роли студента вуза, отсутствие понимания предъявляемых требований;

Средний частичное осмысление своей новой социальной роли студента вуза, частичное понимание предъявляемых требований;

Высокий четкое осмысление своей новой социальной роли студента вуза, понимание предъявляемых требований.

Когнитивный Низкий отсутствие теоретических и практических знаний, формируемых у бакалавров, в процессе профессионального образования;

Средний несистематический характер теоретических и практических знаний, формируемых у бакалавров, в процессе профессионального образования;

Высокий наличие глубоких теоретических и практических знаний, формируемых у бакалавров, в процессе профессионального образования.

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2020).

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991.

3. Делор Ж. и др. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование - сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО. 1996. С. 1-102.

4. ДусенкоМ.Е., Сгонник Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности депривированных подростков в условиях детского дома//Современные научные исследования и разработки. № 10(27).2018. с. 328-332.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984.

6. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. 647 с. (Педагогическое наследие).

References

1. Federal Law" On Education in the Russian Federation " of 29.12.2012 N 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 / (accessed: 12.20).

2. VerbitskyA.A. Active training in higher education: contextual approach: Method. manual. M.: Higher School, 1991.

3. Delor Zh. et al. International Commission on Education for the 21st Century. Education is a hidden treasure. Paris: UNESCO. 1996. Pp. 1-102.

4. DusenkoM.E., SgonnikL.V. Psychological and pedagogical support for the development of the personality of deprived adolescents in the conditions of an orphanage//Modern scientific research and development. № 10(27).2018. Pp. 328-332.

5. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language by S. I. Ozhegov. M.: Rus. lang., 1984.

6. Pedagogy: lectures / B. T. Likhachev; ed. by V. A. Slastenina. M.: The Humanities, ed. center VLADOS, 2010. 647 p. (Pedagogical heritage).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.