УДК 316.614.5
Макеева Елена Александровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [email protected]
Макеева Инна Александровна
учитель иностранных языков МБОУ гимназии «САН» г. Пензы [email protected]
Elena A. Makeeva
candidate of historic science, associate professor of the department of history and philosophy of the Penza State University of Architecture and Construction [email protected]
Inna A. Makeeva
a teacher of foreign languages gymnasium «SUN», Penza [email protected]
Взаимодействие школы
и университета в системе успешной социализации учащихся
School and university
cooperation in
the system of students'
successful socialization
Аннотация. Решение задач воспитания и социализации школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Статья посвящена анализу условий успешной самореализации и социализации учащихся во внеурочной деятельности через взаимодействие со студенческими отрядами университета.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, социализация учащихся, студенческие отряды.
Annotation. The solution of tasks of students' upbringing and socialization is more effective when organizing extracurricular activities. The article is devoted to the analysis of conditions of students' successful self-realization and socialization in extracurricular activities cooperating with student groups in universities.
Keywords: extracurricular activities, students' socialization, student groups.
В рамках данной работы мы остановимся на рассмотрении взаимодействия ВУЗа и шко-
,
для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего образования. Взаимодействие ВУЗа и школы, формируя систему ценностей, способствует взаимоактивизации,
интегрирует положительное влияние на единое
,
субъект-субъектные отношения.
Задача сотрудничества школы и вуза состоит не
только в повышении уровня образования уча,
,
акции, социальные проекты в обеспечении психологической адаптации школьников, опыта
, -
ста, самореализации.
Внеурочная работа становится центром совместной творческой деятельности школьных педагогов, работников и студентов вузов. Целью школы в развитии содружества с вузами является поиск дополнительных средств создания условий для развития личности учащихся. Большое значение для развития индивидуальных способностей детей играет включение их в совместную со студентами социальную, творческую, исследовательскую и проектную деятельность [5]. Такие виды совместной деятельности
способствуют развитию школьников, позитивно влияют на их социальную адаптацию.
Активисты студенческих объединений Пензенского государственного университета архитектуры и строительства оказывают поддержку школам в организации внеурочной деятельности.
Бойцы студенческого педагогического отряда «Колорит» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства регулярно организуют мероприятия с учащимися школ. Студенческий педагогический отряд - это общественное объединение студенческой молодежи, созданное с целью оказания социально -педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости детей и подростков.
Бойцы студенческого педагогического отряда проходят специальную педагогическую подготовку, по результатам которой получают под,
подростковой педагогики и психологии, владеют методиками организации детского досуга.
Одним из первых мероприятий отряда два года назад стала организация веревочного курса для 8 « » « » . -
,
навыков командного взаимодействия. В рамках данного мероприятия у учащихся формировались личностные, коммуникативные, познава-
тельные, регулятивные универсальные учебные действия. В процессе выполнения курса студентам удалось создать атмосферу творческого поиска, открыть для ребят возможности принятия нестандартных решений, повысить взаимопомощь и поддержку в классе. На примере увле-,
школьники учились решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Веревочный курс помог ребятам узнать друг друга ближе, преодолеть барьеры в общении, научить их чувствовать и понимать каждого. Во время встреч с учащимися бойцы отряда рассказывают об истории возникновения, становления и развития массового молодежного движения студенче-, , , -
ниях деятельности студенческого педагогического отряда «Колорит», об особенностях реализации молодежной политики в Пензенской области, молодежных образовательных форумах, слетах, конгрессах, акциях, смотрах, фестивалях всероссийского, регионального, городского значения, в которых принимают участие. В рамках совместных со студентами мероприятий у учащихся формируются все четыре вида универсальных учебных действий. К сегодняшнему дню бойцы совместно с учащимися провели тематические беседы, акции, мастер-тассы, круглые столы нравственно-этической, гражданско-патри-
отической, социокультурной направленности: « », « -
», « -», « », « », « »,
регулярным стало совместное посещение Пензенского областного драматического театра.
Одной из важных форм вовлечения подростков в , -
вать формированию и совершенствованию цен-
поколения является волонтерское движение.
Волонтерское движение сейчас развивается до.
- добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование личностных универсальных учебных действий возможно только при глубокой личной заинтересованности человека в данном .
Универсальные учебные действия выходят за
рамки знаний и умений, они включают мобилиза-
, , ,
ориентированных на условия конкретной дея-.
качествами как умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу [1]. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье,
но защищать и пропагандировать свою социаль-
,
сложных жизненных ситуациях [4].
Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Формирование универсальных учебных действий связано с пе-
дагогическими новациями содержания воспита-
,
учащихся [3].
Цель волонтерского отряда ПГУАС состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами соци-. -лонтерского отряда Пензенского государственного университета архитектуры и строительства регулярно принимают участие в патриотических, социальных, экологических акциях всероссийского, регионального, городского значения, повышают свою квалификацию. В 2016 году студенты волонтерского отряда ПГУАС приняли участие во Всероссийском форуме добровольцев в Санкт-Петербурге, Всероссийском форуме доброволь-« » .
Во время встреч с учащимися волонтеры рассказывают о задачах и направлениях деятельности волонтерского движения, акциях региональ-
, ,
уроки здорового образа жизни, уроки экологии, совместно с обучающимися организуют социальные, информационно-просветительские акции. Здоровье - главная ценность жизни, занимающая самую высокую ступень в иерархии по. , -ется одним из ведущих условий успешного социального и экономического развития общества. Формирование здорового образа жизни - государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния . -
новных понятий здоровья является понятие . -нимается осознанное восприятие здоровья как ценности и мотивация к здоровому образу жизни [2]. Актуальность формирования культуры здоровья молодежи несомненна. Приоритетным направлением в данной сфере является организация системы наставничества: студенты -школьникам, старшие школьники - младшим.
Выводы. На наш взгляд, результаты сотрудничества гимназии со студенческими объединениями Пензенского государственного университета архитектуры и строительства высоки. Студенты успешно проводят внеурочные мероприятия со школьниками. В процессе проведения совместных со студентами мероприятий удается поддерживать и , ,
-
.
Особое внимание в системе внеурочной деятельности школьники проявляют к личностным
качествам молодых людей, развитию их взаимо.
студентов и школьников наблюдается интенсивность взаимодействия по широкому кругу интересующих учащихся вопросов. Неформальные
,
насыщенная атмосфера внеурочной деятельности школьников и студентов порождают у первых
,
значимости, состояние жизнерадостности, потребности в общении.
Такое преобразование психической сферы наблюдается у ученика в результате привнесения студентами в их школьную жизнь новизны и оптимизма, динамики действия и потенциального успеха. В процессе общения со студентами для школьников открываются перспективы реального самоутверждения в совместных со старшим другом делах. К тому же, у молодых людей во внеурочной работе появляются возможности обнаружить и позитивно оценить те
стороны личности школьника и его деятельно,
. -глядит достаточно привлекательно для учащих-
Литература:
1. Архипова О В. Жизнь по еле уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.
2. Гафиатулина Н.Х. Повседневные социальные практики как способ идентификации российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // The Caucasus and the World 2015. No2 (42). C.158-164.
3. . .
: // -питание и дополнительное образование. 2014. № 1. С. 8-15.
4. . . -
//
Народное образование. 2013. № 1. С. 219-226.
5. . .
социологического исследования процессов со//
Социология молодежи; ВТ. Лисовский. СПб., 2006. . 54.
.
в школе и вузе.
Внеурочная работа студентов со школьниками обеспечивает первым прекрасный профессиональный и нравственный тренинг, вторым - условия для самореализации, расширения контактов с , -
,
(мужская сила и смелость, справедливость, находчивость, изобретательность), особенностями, причем не только профессиональными (игра на музыкальных инструментах, сочинение песен, увлече-
, ).
Literature:
1. Arkhipova O.V. Life after lessons: joy of cognition // Extra education and upbringing. 20l3. № 12. P. 19-21.
2. Gafiatulina N.K. Everyday social practices as a way to identify the Russian student's youth / N.K. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, M.M. Shakhbanova // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). Pp. 158-164.
3. Mukhomedeeva E.F. Programme of extracurricular activities: optimization pattern // Upbringing and extra education. 2014. № 1. P. 8-15.
4. Popova I.N. Organization of extracurricular activities when introducing FSES // National education. 2013. № 1. P. 219-226.
5. Chuprov V.I. Methodological problems of sociological research of processes of social development and socialization of youth // Sociology of youth; V.T. Lisovsky. SPb., 2006. P. 54.