Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профориентация / ценностная установка / готовность / ценностно-смысловые компоненты / мотивация / professional self-determination / career guidance / value attitude / readiness / value-semantic components / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

В настоящей статье рассматривается проблема готовности обучающихся в старших классах к профессиональному самоопределению, а также формирование ценностно-смысловых компонентов, влияющих на выбор образовательной организации МВД России и специфики деятельности в будущем, с целью становления себя, как личности в социуме. Автор статьи описывает полученные данные проведенного анкетирования со старшеклассниками, по результатам которого приходит к выводу о необходимости внедрения инновационных разработок, заключающихся в оказании всесторонней помощи старшеклассникам получить истинную информацию о профессии полицейского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of the readiness of students in high school to professional self-determination, as well as the formation of value-semantic components that influence the choice of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the specifics of activities in the future, in order to establish themselves as individuals in society. The author of the article describes the data obtained from a survey conducted with high school students, according to the results of which he comes to the conclusion that it is necessary to introduce innovative developments, which consist in providing comprehensive assistance to high school students to get true information about the profession of a police officer.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

Таблица 4

Предлог и наречие со значением «близость»

Пример на русском языке Перевод примера на английский язык Характеристика употребления предлога в речи в английском языке

1. Она сидела близко от меня, и я видел, как она волновалась. She was sitting close to me, and I saw how worried she was. Значение «близости», когда два и более объектов воспринимаются в английском языке визуально одновременно, однако в переводе на русский язык «близко» будет переводиться «рядом».

2. Он сидит со мной за партой. He sits next to me at the desk. Значение «близости» в заданной направленности (по прямой или по цепочке). В английском языке эту группу представляют тремя словами beside, alongside, next to [3 С. 152]. В переводе на русский язык будет использоваться слово «рядом».

3. Встретимся^ почты. Pet's meet at the post office. Значение «близости» (координата расположения объекта, возможно передавать значение «рядом»). Грамматисты называют эту категорию геометрической, когда объект может быть на пересечении двух линий или величину протяжённости объекта во вне [3, С. 155]. К этой категории относятся наречие nearly и предлоги: by, near, nearby, closeby.

4. У калитки Мисс Парк стояло синее Феррари. There was a blue Ferrari beside Miss Park's gate. Значение «близости» (расположение позиций боком друг другу), для проверки этого значения можно добавить beside each other. К этой категории относится наречие side-by-side [3, С. 154].

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что различие между русскими и английскими словами определяется, прежде всего, распределением вариантов центральных концептов («объёма», «плоскости», «координаты», «направления», «пространственности», «окрестности», «рядности» и т.д.) между членами соответствующих подгрупп, детализованностью учитываемых вариантов, характером отдельных признаков, определяющих семантические различия внутри подгрупп.

Выводы. В современной методике заметно намечаются пути контрастивного анализа в грамматике, но они связаны не только с недостаточной «структурированностью» лексического уровня, но и, как считают лингвисты, нарушением принципов «двустороннего семантического анализа». Результаты исследования показали, что в многонациональном коллектива обучающихся необходимо учитывать триязычие, когда сравнительный анализ может сместиться на родной язык и далее на опосредованный язык (русский язык).

Для формирования лингвистической компетенции курантов также следует принимать во внимание этнические особенности, которые имеют отражение в самом языке (образ и логика мышления), сформированность механизмов билингвизма. В связи с этим необходимо разрабатывать авторские методики обучения контрастивной грамматике, например, упражнения на технику мышления, внимания, запоминания.

В связи с этим целесообразным является применение рецептивной и репродуктивной методики преподавания иностранного языка, основанной на базовых принципах:

1) обучение иностранного языка в неязыковом вузе невозможно без зрительной опоры, то есть текста;

2) в целях успешного обучения языку нужно использовать родной язык в двух планах: объяснение теоретического материала и перевод как контроль понимания;

3) сравнение языковых явлений иностранного и родного языков облегчает усвоение языка;

4) разделение всего языкового материала на активный и пассивный помогает более рационально строить всю систему обучения языку;

5) обучение чтению и устной речи проводилось одновременно на одном и том же языковом материале [2, С. 21-22].

Литература:

1. Евдокимова, М.Г. Актуализация проявления активности обучающихся в профессиональной речевой деятельности / М.Г. Евдокимова // Вестник педагогических наук. - 2023. - № 2. - С. 147-153

2. Евдокимова, М.Г. (Карнакова М.Г.) Особенности обучения иностранному языку представителей коренных народов Сибири (на примере вузов МВД России).: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Евдокимова Марина Германовна. -Санкт-Петербург: СПб ГУ, 2000. - 243 с.

3. Проблемы этносемантики // Сборник научно-аналитических обзоров. - М., 1998. - 167 с.

Педагогика

УДК 371

адъюнкт 2 курса 3 факультета 2104 кафедры психологии, педагогики организации работы с кадрами Егорова Елена Григорьевна

«ФГКУ ОУ ВПО «Академия управления МВД России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОЙ УСТАНОВКИ НА ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблема готовности обучающихся в старших классах к профессиональному самоопределению, а также формирование ценностно-смысловых компонентов, влияющих на выбор образовательной организации МВД России и специфики деятельности в будущем, с целью становления себя, как личности в социуме. Автор статьи описывает полученные данные проведенного анкетирования со старшеклассниками, по результатам которого приходит к выводу о необходимости внедрения инновационных разработок, заключающихся в оказании всесторонней помощи старшеклассникам получить истинную информацию о профессии полицейского.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, ценностная установка, готовность, ценностно-смысловые компоненты, мотивация.

Annotation. This article deals with the problem ofthe readiness of students in high school to professional self-determination, as well as the formation of value-semantic components that influence the choice of the educational Organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the specifics of activities in the future, in order to establish themselves as individuals in society. The author ofthe article describes the data obtained from a survey conducted with high school students, according to the results ofwhich he comes to the conclusion that it is necessary to introduce innovative developments, which consist in providing comprehensive assistance to high school students to get true information about the profession of a police officer.

Key words: professional self-determination, career guidance, value attitude, readiness, value-semantic components, motivation.

Введение. Ценностные установки личности, как первостепенные жизненные ориентиры каждого, выражают взгляды на жизнь, обобщают мировоззрение о смысле существования и средствах достижения цели, о нравственных нормах своего поведения в обществе, просвещенности и уровня культуры отдельной личности, а также всего общества. Система ценностей человека является основой его отношения к миру. Модернизация концепции базовых ценностей в социально-политических условиях жизни современного общества в основном сопровождается с нежеланием молодых людей к личностному развитию, успеху, конкуренции, профессионализму, ответственности за принятые решения. Подобные негативные тенденции, приводят к непринятию юношами не только исторического опыта, переданного из поколения в поколение, но и к разочарованию в новых идеалах, которые оказались для большинства иллюзорными и искусственными.

Прежде всего, данная проблематика связана с активной информатизацией виртуального пространства и влиянием социальных сетей на подрастающее поколение, следствием чего происходит искажение и девальвация традиционных ценностей и нравственных норм. Мнимые ценности, созданные компьютернизованной средой, такие как: свобода доступа к информации, виртуализация, антииерархичность, получение богатства, оказывают негативное влияние на старшеклассника. Указанные обстоятельства служат к утрате моральной идентичности личности, отсутствию готовности к профессиональному самоопределению, трудовой мотивации, построению карьерного роста, а в целом к дегуманизации общества.

Несомненно, происходящие изменения, в социальной, экономической и духовной сферах нашего государства, в части утраты первоначальных ценностей, затрагивают и кадровое обеспечение правоохранительных органов, нуждающихся в целеустремленных, физически развитых, энергичных, смелых, выдержанных, мужественных, конкурентно способных, пунктуальных, отзывчивых сотрудниках, готовых служить обществу и закону.

Как показывает практика и многочисленные исследования, старшеклассник, все же изъявивший желание проходить службу в органах государственной власти, не имеет четкой и правдивой репрезентации о специфике службы, ее условиях и, что немало важно, о профессиональных квалификационных требованиях, предъявляемых к профессии полицейского. В виду этого на начальных этапах прохождения службы в системе МВД России возникает чрезмерный коэффициент увольнения личного состава.

Так, согласно данным Главного управления по работе с личным составом МВД России (далее - ГУРЛС МВД России) за период с 2017 года по 2022 год в территориальные органы МВД России прибыло 25 412 выпускников (2022 г. - 4223; 2021 г. - 2746; 2020 г. - 130; 2019 г.- 4790; 2018 г. - 4270; 2017 г. - 4549).

Однако на первом году службы контракты расторгнуты, по инициативе сотрудников, с 5946 сотрудниками (2022 г. - 1389; 2021 г. - 1809; 2020 г. - 1049; 2019 г. - 1203; 2018 г. - 1055; 2017 г. - 830).

По результатам проведенных анонимных опросов ГУРЛС МВД России установлено, что основными мотивами расторжения контрактов о прохождении службы являются низкий уровень денежного довольствия (более 70% респондентов) и высокая нагрузка, обусловленная необходимостью в условиях некомплекта выполнять служебные обязанности за отсутствующих сотрудников (более 60% респондентов).

ГУРЛС МВД России отдельно изучены причины увольнения выпускников образовательных организаций МВД России (далее - ОО МВД России). Анализ общего количества уволенных с 2017 года выпускников показал, что их число составило 914 человек, в том числе 626 (68%) на первом году службы. Неблагоприятными факторами явились назначение выпускников на должности, не соответствующие направлению обучения, отсутствие готовности к сложностям и объему выполняемых обязанностей, неэффективная работа наставников в профессиональной адаптации выпускников и т.д.

Обозначенные реалии выдвигают необходимость выработки концептуальной модели взглядов, внедряющей креативные и прогрессивные образовательные процессы, основанные на эволюционных идеях и развитии прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики в области профориентации на поступление в ОО МВД России, учитывая личностно-индивидуальные способности подростка во взаимосвязи с потребностями правоохранительных органов.

Целью статьи является теоретический анализ проблем формирования ценностной установки старшеклассников на поступление в ОО МВД России, а также необходимость внедрения инновационных форм и методов профориентационной работы.

Изложение основного материала статьи. К понятию ценностная установка обращались многие педагоги, психологи, философы: М.А. Болдина, Б.В. Деева, Д.В. Деккерт, Н.Ю. Зыкова, Б.А. Маркова, И.С. Скляренко и др.

Одни рассматривают ценностную установку личности как систему ценностей, сформированной в комплексе врожденных индивидуальных качеств во взаимосвязи с внутренней готовностью старшеклассника к профессиональному самоопределению (Н.Ю. Зыкова, Б.А. Маркова) [1,2].

И.С. Скляренко полагает, что ценностная установка - самосознание личности, подразумевающее собой психологическую готовность и личностную зрелость к осуществлению жизненного выбора, обеспечивающего успешное обучение в ОО МВД России и освоению образовательной программы высшего образования по выбранной профессии, с целью развития индивидуальных особенностей индивида, а впоследствии их реализацией [3].

Третьи ведут речь об оказании всесторонней и объективной помощи старшекласснику, используя инновационные методы, приемы, средства, формы и технологии профориентационной работы на поступление в ОО МВД России, в раскрытии своих индивидуально-психологических возможностей, с учетом ценностно-мотивационной сферой личности (М.А. Болдина, Б.В. Деева) [4].

Невозможно не согласиться с мнением Д.В. Деккерта, который подчеркивает, что ценностная установка старшеклассника на поступление ОО МВД России, должна состоять из общечеловеческих ценностей, таких как соблюдение, уважение прав и свобод человека и гражданина, а также умение проявлять сочувствие и сострадание, приходить на помощь гражданам и просто не быть равнодушным. При этом автором делается акцент на том, что профориентационная работа неразрывно связана с воспитанием и обучением, уделяя основное внимание в образовательном процессе на морально-нравственные нормы, формируя профессиональную культуру будущего полицейского [5].

Так, с целью изучения еформированноети ценностной установки старшеклассника на поступление в ОО МВД России нами проведено анонимное анкетирование, по результатам которого установлено, что 65% опрошенных, желают знать значительно больше о специальностях полицейского и специфике службы в целом. При этом 23% респондентов информацию о профессии полицейского узнают от родителей и родственников; 35% - через сети «Интернет» и средства массовой информации; 10% - из бесед и лекций, проведенных школьными педагогами, а также психологами; и 9% - от должностных лиц органов правоохранительной системы.

Опрос показал, что лишь 56% респондентов положительно относятся к профессии полицейского. В тоже время на вопрос: «Что привлекает Вас в деятельности сотрудника правоохранительных органов?» только 34% опрошенных ответили о желании защищать граждан своей страны, себя, а также членов своей семьи; 15% респондентов считают, что служба в правоохранительных органах дает возможность изучить специальную технику, которая применяется для охраны общественного порядка, при задержании преступников; 26% указали на то, что профессия полицейского - престижность и возможность карьерного роста, а также стабильная заработная плата; 13 % отмечают, что служба в органах внутренних дел дает умение правильно квалифицировать действия правонарушителя.

Таким образом, полученные результаты обращают наше внимание на необходимость организации профориентации, в части формирования ценностной установки старшеклассника на поступление в ОО МВД России, являющейся важной психологической основой профессионального самоопределения, что определяет:

1) направленность субъекта на реализацию определенных ценностных отношений, соответствующих мотивационно-ценностному отношению молодого поколения к будущей профессии;

2) содержание представления обучающимся в старших классах о своем «Я», которое соответствует его личностным способностям, умениям и навыкам, с целью успешного освоения образовательной программы, а также соответствующего направления деятельности профессии полицейского;

3) решение старшеклассника к формированию психологической готовности к вхождению в реальную жизнь сотрудника правоохранительных органов, тем самым включению к профессиональной деятельности.

Как мы говорили выше, молодые люди погружены в Интернет-пространство. Старшеклассник при необходимости получения, какой либо информации, обращается к социальным сетям, которые не всегда содержат достоверные сведения. Ярким примером тому относится так называемые «блогеры», ведущие группы и высказывающие свое мнение, тем самым пытаясь вовлечь старшеклассника в мотивационную сферу по принципу «здесь и сейчас», что, по их мнению, позволяет получить легких заработок без получения высшего образования и дальнейшего профессионального самоопределения.

Так, одним из возможных путей оказания молодому поколению всевозможной помощи и поддержки в их профессиональном самоопределении мы предлагаем разработку и внедрение специализированного Онлайн-ресурса под названием «На страже порядка, билет в будущее». Специализированный сайт, как педагогический инструмент, позволит выстроить модель взаимодействия педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов различным направлениям деятельности правоохранительных органов напрямую со старшеклассником. В свою очередь юноши смогут обратиться для получения необходимой информации не только о профессии полицейского, но с помощью интерактивной игры оказаться в роли самого полицейского, разрешить поставленную задачу, определить пути решения.

Также, благодаря разработке специальных профессиональных психологических тестов, состоящих из двух этапов: 1 этап - установление комплекса качеств, навыков, умений, знаний и индивидуальных особенностей личности, раскрывающих готовность к осознанному выбору, в части поступления в ОО МВД России; 2 этап - на основе результатов первого этапа, определить наиболее подходящую специальность сотрудника правоохранительных органов, с целью определения ведомственного учреждения и составления пошагового плана на поступление.

Исходя из этого, ознакомление молодого поколения, в наиболее комфортной для них среде, например через предлагаемый нами специализированый сайт «На страже порядка, билет в будущее», сфокусированного на раскрытии своих индивидуальных качеств, определения готовности к освоению образовательной программы, разъяснении квалификационных требований по каждой специальности полицейского, организации онлайн-консультирования, позволит принять осознанное решение и найти свою практическую реализацию в будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Резюмируя сказанное, профориентация является одним из важнейших компонентов в оказании всесторонней, открытой и беспристрастной помощи старшекласснику в их профессиональном самоопределении. В свою очередь формирование ценностной установки на поступление в ОО МВД России позволяет в первую очередь: определить устойчивую ориентацию в выбранной специальности путем оценки своей собственной пригодности к службе, а также корректировки отношения к профессии сотрудника полиции; во вторую очередь: убедить старшеклассников, что успешность их профессиональной деятельности и конкурентоспособность в современных условиях в значительной степени будет зависеть от их знаний, навыков и умений; в третью очередь: избежать негативные последствия для правоохранительной системы, в части необоснованных затрат государством на обучение молодого поколения, наносящих значительный ущерб как общеэкономическому прогрессу страны, так и функционированию высших учебных заведений.

Литература:

1. Маркова, Е.А. Ценностные ориентации профессионального самоопределения учащихся старших классов / Е.А. Маркова // СГН. - 2019. - №1 (3). - С. 284-292

2. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Кур. гос. ун-т. - Курск, 2006. - 24 с.

3. Скляренко, И.С. Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД / И.С. Скляренко // Вестник экономической безопасности. -2016. - №4. - С. 336-341

4. Болдина, М.А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М.А. Болдина, Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №12. - С. 431-439

5. Деккерт, Д.В. Ценностные ориентации слушателей, обучающихся в организациях дополнительного профессионального образования МВД России: теоретический аспект / Д.В. Деккерт // Педагогическое образование в России. -2017.-№ 9.-С. 72-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.