Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, ПЛАНИРУЮЩИМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ МВД'

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, ПЛАНИРУЮЩИМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ МВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоопределение / профессиональное обучение / абитуриент / старшеклассник / профориентация / вуз МВД / self-determination / vocational training / applicant / high school student / career guidance / University of the Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаламова Оксана Олеговна, Котлярова Татьяна Сергеевна, Шаламов Герман Валерьевич

Исследование посвящено изучению факторов выбора профессии выпуск-никами средних общеобразовательных учебных заведений, планирующих поступление в вузы МВД. Профессиональная деятельность, удовлетворенность своей работой оказывает значительное влияние на жизнь любого человека. Необходима постоянная актуализация научных данных в связи со стремительной динамичностью окружающей действительности, постоянной сменой списка востребованных профессии, мотивов преобладающих у будущих абитуриентов. Результаты быстро устаревают, требуют обновления, необходима и регулярная профориентационная работа со старшеклассниками. Проведенное исследование показывает, что только часть потенциальных студентов вузов МВД проявили осознанность и спланировали свое личностно-психологическое, физическое, интеллектуальное развитие в контексте будущей профессии. В исследовании приняли участие одиннадцатиклассники школ г. Омска, которые планируют поступление в вузы МВД России. В ходе исследования выявлены факторы, на которые школьники ориентированы при выборе профессии, а также представления испытуемых о своих личных положительных качествах и качествах, которые, по их мнению, должны быть у сотрудников МВД. Лидирующим мотивом для поступления стала возможность самореализации, а так же близость расположения от дома и совет родителей, родственников, знакомых. Предположение о том, что могут быть значимы династийность профессии и романтические представления о профессии не подтвердились. Данные факторы присутствуют, но не занимают лидирующие позиции. В исследовании проведен контент-анализ представлений испытуемых о своих личных положительных качествах и качествах, которые, по их мнению, должны быть у сотрудников МВД. Честность – стала наиболее популярным качеством, как среди положительных качеств старшеклассников, так и среди качеств, по мнению участников исследования, важных для сотрудников органов внутренних дел. Результаты исследования имеют практическую значимость для специалистов по профориентации в школах и профессиональных учебных заведениях МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаламова Оксана Олеговна, Котлярова Татьяна Сергеевна, Шаламов Герман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF CHOOSING A PROFESSION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS PLANNING TO ENROLL IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The study is devoted to the study of the factors of career choice by graduates of secondary educational institutions planning to enroll in universities of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the topic lies in the fact that professional activity, job satisfaction strongly affects the life of any person as a whole. The scientific specificity of the problem consists in the need for constant updating of data in connection with the rapid dynamism of the surrounding reality, the constant change in the list of demanded professions, the motives prevailing among future applicants. The results quickly become outdated, require updating, and regular career guidance work with high school students is also necessary. The conducted research shows that only a part of potential students of the universities of the Ministry of Internal Affairs showed awareness and planned their personal, psychological, physical, and intellectual development in the context of their future profession. The study involved eleventh-graders from Omsk schools who plan to enroll in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study revealed the factors that schoolchildren are focused on when choosing a profession, as well as the subjects' ideas about their personal positive qualities and qualities that, in their opinion, should be among the employees of the Ministry of Internal Affairs. The leading motive for admission was the possibility of self-realization, as well as the proximity of the location from home and the advice of parents, relatives, acquaintances. The assumption that the dynastic nature of the profession and romantic ideas about the profession may be significant has not been confirmed. These factors are present, but they do not occupy a leading position. The study conducted a content analysis of the subjects' ideas about their personal positive qualities and qualities that, in their opinion, should be among the employees of the Ministry of Internal Affairs. Honesty has become the most popular quality, both among the positive qualities of high school students and among the qualities, according to the study participants, important for employees of internal affairs bodies. The results of the study are of practical importance for career guidance specialists in schools and vocational educational institutions of the Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, ПЛАНИРУЮЩИМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ МВД»

DOI: 10.25198/1814-6457-241-137 УДК 377

Шаламова О.О.1, Котлярова Т.С.1, Шаламов Г.В.2

1 Омская гуманитарная академия, г Омск, Россия

2 Омская академия МВД России, г. Омск, Россия

E-mail: kom_kp@mail.ru ; masgog@mail.ru

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, ПЛАНИРУЮЩИМИ ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ МВД

Исследование посвящено изучению факторов выбора профессии выпуск-никами средних общеобразовательных учебных заведений, планирующих поступление в вузы МВД. Профессиональная деятельность, удовлетворенность своей работой оказывает значительное влияние на жизнь любого человека. Необходима постоянная актуализация научных данных в связи со стремительной динамичностью окружающей действительности, постоянной сменой списка востребованных профессии, мотивов преобладающих у будущих абитуриентов. Результаты быстро устаревают, требуют обновления, необходима и регулярная профориентационная работа со старшеклассниками. Проведенное исследование показывает, что только часть потенциальных студентов вузов МВД проявили осознанность и спланировали свое личностно-психологическое, физическое, интеллектуальное развитие в контексте будущей профессии. В исследовании приняли участие одиннадцатиклассники школ г. Омска, которые планируют поступление в вузы МВД России. В ходе исследования выявлены факторы, на которые школьники ориентированы при выборе профессии, а также представления испытуемых о своих личных положительных качествах и качествах, которые, по их мнению, должны быть у сотрудников МВД. Лидирующим мотивом для поступления стала возможность самореализации, а так же близость расположения от дома и совет родителей, родственников, знакомых. Предположение о том, что могут быть значимы династийность профессии и романтические представления о профессии не подтвердились. Данные факторы присутствуют, но не занимают лидирующие позиции. В исследовании проведен контент-анализ представлений испытуемых о своих личных положительных качествах и качествах, которые, по их мнению, должны быть у сотрудников МВД. Честность - стала наиболее популярным качеством, как среди положительных качеств старшеклассников, так и среди качеств, по мнению участников исследования, важных для сотрудников органов внутренних дел. Результаты исследования имеют практическую значимость для специалистов по профориентации в школах и профессиональных учебных заведениях МВД.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное обучение, абитуриент, старшеклассник, профориентация, вуз МВД

Shalamova O.O.1, Kotlyarova T.S.1, Shalamov G.V.2

1 Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russia 2 Omsk Academy of the Ministry Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia E-mail: kom_kp@mail.ru; katiatania@mail.ru; masgog@mail.ru

FACTORS OF CHOOSING A PROFESSION FOR HIGH SCHOOL STUDENTS PLANNING TO ENROLL IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The study is devoted to the study of the factors of career choice by graduates of secondary educational institutions planning to enroll in universities of the Ministry of Internal Affairs. The relevance of the topic lies in the fact that professional activity, job satisfaction strongly affects the life of any person as a whole. The scientific specificity of the problem consists in the need for constant updating of data in connection with the rapid dynamism of the surrounding reality, the constant change in the list of demanded professions, the motives prevailing among future applicants. The results quickly become outdated, require updating, and regular career guidance work with high school students is also necessary. The conducted research shows that only a part of potential students of the universities of the Ministry of Internal Affairs showed awareness and planned their personal, psychological, physical, and intellectual development in the context of their future profession. The study involved eleventh-graders from Omsk schools who plan to enroll in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The study revealed the factors that schoolchildren are focused on when choosing a profession, as well as the subjects' ideas about their personal positive qualities and qualities that, in their opinion, should be among the employees of the Ministry of Internal Affairs. The leading motive for admission was the possibility of self-realization, as well as the proximity of the location from home and the advice of parents, relatives, acquaintances. The assumption that the dynastic nature of the profession and romantic ideas about the profession may be significant has not been confirmed. These factors are present, but they do not occupy a leading position. The study conducted a content analysis of the subjects' ideas about their personal positive qualities and qualities that, in their opinion, should be among the employees of the Ministry of Internal Affairs. Honesty has become the most popular quality, both among the positive qualities of high school students and among the qualities, according to the study participants, important for employees of internal affairs bodies. The results of the study are of practical importance for career guidance specialists in schools and vocational educational institutions of the Ministry of Internal Affairs.

Key words: self-determination, vocational training, applicant, high school student, career guidance, University of the Ministry of Internal Affairs

Отечественные психологи главным новообразованием старшего школьного возраста считают готовность к личностному и жизненному самоопределению. Такое представление о центральном новообразовании данного возраста близко представлению об идентичности - понятию, введенному Э. Эриксоном, и наиболее часто встречающемуся у зарубежных исследователей. Идентичность как чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации [10].

Профессиональная деятельность, удовлетворенность своей работой сильно влияет на жизнь человека в целом. Ученый Д.Сьюпер показал в своих работах, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влияет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень профессиональных достижений, самооценку [8].

Проблема подготовки старшеклассников к поступлению в СУЗы, ВУЗы и обучению в профессиональных учебных заведениях исследуется в различных направлениях рядом ученых (А.П. Беляева, Г.А. Бокарева, Н.Ю. Бугакова, Т.В. Габай, С.А. Гапонова, М. Гриндер, X. Дре-велов, А.К. Дусавицкий, Е.М. Ибрагимова, В.Я. Ляудис, Г.В. Мухаметзянова, П.И. Пидка-систый, В.Б. Успенский, Н.И. Чекалева и другие). Однако, в психологической и педагогической литературе вопросы психологической готовности к обучению в высшей школе, в том числе вопросы адаптации старшеклассников в новой среде профессионального обучения, остаются всегда актуальными.

В данный момент система оценок готовности завтрашних абитуриентов к получению профессионального образования определяет только имеющиеся у них знания, навыки, умения на момент окончания школы. В этой системе не уделяется достаточно внимания оценке индивидуально-психологической особенности личности оптанта, мотивации к освоению конкретной специальности, творческим способностям, особенностям памяти и мышления и т. д. [7].

Недостаточная изученность влияния комплекса указанных свойств индивида на его обучение в ВУЗе затрудняет управление учебным процессом, часто не позволяет получать заданное стандартом качество образования.

В современном мире часто можно заметить факты неудовлетворенности и даже разочарования людей своей профессиональной деятельностью. Вероятно, что одной из главных причин этого является неверный выбор профессии в юности. Байтингер О.Е. в своей работе отмечает, что выбор профессии молодым человеком относится к категории так называемых «разовых решений», поэтому ошибки, совершаемые старшеклассниками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям [1, с. 69].

В условиях динамично меняющегося общества, быстро меняющегося списка востребованных и актуальных профессий, требуется не только трансформация образования, но и изменения в сфере профориентации, подготовке и помощи будущим абитуриентам в самоопределении, выборе профессии, поиске своего места в обществе и труде.

Юношеский возраст является наиболее благоприятным периодом самоопределения, когда создаются условия для формирования у молодого человека необходимых психологических, мотивационных, интеллектуальных свойств, поведения, социальных условий, необходимых для профессионального самоопределения [6].

Однако в процессе выбора профессионального пути часто не учитываются личные способности, склонности, профессиональные планы и представления абитуриента, а играют большее значение социальные условия, мнения близких, друзей и прочее. Это сказывается на формировании психологической, мотивацион-ной готовности к будущему профессиональному обучению, что, в свою очередь, сказывается на дальнейшей успешности обучения, развитии умений и навыков и удовлетворенности профессией.

К активному инновационному образовательному процессу в ВУЗе студент должен быть готов психологически, обладать всей необходимой информационно, должен ориентироваться в сфере деятельности будущей деятельности. Следует отследить мотивы поступления в кон -кретный ВУЗ, осведомленность о характеристиках будущей профессии, особенно если она не династийная для старшеклассника, определить наличие подготовки, способностей и мотивации к конкретной профессиональной деятельности.

Факторы выбора профессии старшеклассниками, планирующими поступление в вузы мвд

Мотивы мы рассматриваем как осознанные внутренние побуждения человека, определяющие направленность его профессиональной активности в целом и ориентации человека на различные стороны этой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и другое), или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и т. п.) [4].

В основном принятие решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода своей трудовой деятельности осуществляется в старших классах средних учебных заведений. В научной литературе выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор:

1) Позиция членов семьи или иной референтной группы. Часто рекомендации родственников бывают директивными, в том числе в случаях имеющихся профессиональных династий. Молодому человеку довольно сложно в такой ситуации отстаивать свою позицию, заявлять о своем видении.

2) Наличие учебных заведений профессионального обучения на территории проживания абитуриента. В маленьком городе и тем более в сельской местности может быть довольно ограниченный выбор профессиональных направлений в учебных заведениях. Тогда перед абитуриентом и его семьей становится выбор: оставаться в своем городе (хорошо, если предлагаемые учебными заведениями специальности совпадают с интересами будущего студента) или отправиться в более крупный населенный пункт.

3) Позиция друзей. Иногда под влиянием друзей выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию». Особенно это позиция становится актуальной в случае, когда сам старшеклассник не смог четко определиться какое направление образовательного маршрута выбрать.

4) Престиж профессии. Зачастую абитуриенты стремятся получить модную сегодня специальность, не смотря на личные предпочтения и склонности. Стоит учитывать и прогноз об актуальности престижной сегодня профессии на момент окончания учебного заведения. Лучше учитывать перспективу востребованности и появление новых профессий.

5) Позиция школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но не всегда дают профессиональные рекомендации, часто не проводятся на базе школ должных мероприятия по профориентации.

6) Информированность. В динамично меряющемся мире есть необходимость актуализации информации о ситуации на рынке труда, исключении и появлении новых профессий.

7) Личные профессиональные планы. Именно в этой сфере часто возникают трудности, в том числе в связи с давлением со стороны семьи, друзей, а также в связи со слабым представлением о своих личных способностях, особенностях, и плохой информированностью о специфике разных профессий.

8) Способности, склонности. Профессия имеет свои особенности, требует от специалиста наличия конкретных задатков и способностей, желания их развивать в дальнейшем в ходе профессионального обучения и практической деятельности. Знание своих личностных особенностей позволит будущему абитуриенту осознанно выбрать профессию, в которой будут актуальны именно они.

Два последних аспекта (личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности) часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родных и друзей, наличие того или иного учебного заведения в месте проживания. Об осознанном выборе говорить не приходится. Таким образом, осознанный выбор профессии и учебного заведения способны сделать единицы старшеклассников, что со временем им откликается проблемами нереализованно-сти, неудовлетворенности, психологическими трудностями, необходимостью возвращения на позицию оптанта и нового профессионального обучения.

В нашем исследовании приняли участие старшеклассники, планирующие поступление в ВУЗ Министерства Внутренних Дел России. Вопросы анкеты были направлены на выявление факторов выбора ими профессии.

Предполагалось, что большее значение имеет наличие профессиональной династии, традиций семьи, советы близких, романтические представления о профессии сотрудника МВД.

Полученные результаты анкетирования о факторах, доминирующих при выборе профессии для потенциальных абитуриентов ВУЗов МВД, представлены в таблице 1.

Можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично:

- будущие сотрудники МВД выбирают профессию, в которой, как они считают, они смогут самореализоваться;

- традиции семьи и романтические представления о профессии, как оказалось, не занимают лидирующие позиции, однако присутствуют в выборе.

Стоит отметить, что так же играют роль советы близких, значимость которых описывали в первой части работы, и близость расположения от дома.

Вторая часть анкеты была направлена на исследование представлений о личностных качествах полицейских (по мнению будущих абитуриентов), а также сравнение с собственными качествами старшеклассников, планирующих поступление в ВУЗ МВД.

Для этого был проведен контент-анализ ответов на вопрос о личных качествах, которые испытуемые ценят в себе, и о качествах, которыми, по их мнению, должен обладать полицейский. Через данный контент-анализ можно увидеть, насколько сам старшеклассник соотносит личностные характеристики профессии и свои качества.

Полученные данные были обобщены и представлены в двух таблицах (таблицы 2, 3), по которым можно увидеть приоритетные личные качества, которые, по мнению испытуемых,

необходимы полицейским и личные качества, которые старшеклассники ценят в себе.

В таблице 2 видно, что молодые люди отмечают доброту, честность, открытость целеустремленность как положительные качества у себя. Обнаружены категории, которые не указал ни один из испытуемых, например, умственные способности, пунктуальность и некоторые другие.

Гипотеза этой части исследования подтвердилась - по основным качествам полицейских

Таблица 2 - Личные качества, которые старшеклассник ценит в себе

Личностные качества старшеклассника Кол-во потенциальных абитуриентов ВУЗов МВД,%

Ответственность 11%

Чувство юмора 2%

Честность 17%

Доброта, отзывчивость 25%

Открытость, искренность 17%

Целеустремленность 17%

Трудолюбие 7%

Щедрость 0%

Скромность 0%

Смелость 0%

Спокойствие, уравновешенность 2%

Жизнелюбие, позитивность 2%

Умственные способности 0%

Любознательность 0%

Пунктуальность 0%

Таблица 1 - Факторы выбора профессии

Факторы выбора профессии Кол-во потенциальных абитуриентов ВУЗов МВД,%

Традиции семьи 6%

Совет родителей, родственников, знакомых 18%

Наличие протекции 6%

Получить бесплатное образование 11%

Возможность самореализации 35%

Стремление избежать службы ВС 0%

Романтические представления о профессии 6%

Близость расположения от дома 18%

Факторы выбора профессии старшеклассниками, планирующими поступление в вузы мвд

Таблица 3 - Качества, которыми, по мнению испытуемых, должен обладать полицейский

Личностные качества полицейского Кол-во потенциальных абитуриентов ВУЗов МВД,%

Справедливость 3%

Отзывчивость, человечность 9%

Честность 35%

Добросовестность, ответственность 28%

Хладнокровность, спокойствие 0%

Уверенность в себе, сила воли 3%

Трудолюбие 0%

Дружелюбие 0%

Патриотизм 3%

Смелость 13%

Терпение 3%

Умственные способности 3%

и своих качеств старшеклассников прослеживается идентичность.

Среди качеств, которыми должен обладать сотрудник МВД, по мнению испытуемых, преобладают - честность, открытость и доброта. В качествах полицейского, в отличие от своих личных качеств, у части потенциальных абитуриентов выделяются умственные способности (у 3% испытуемых), терпение (3%), смелость (13%) и другие. Смелость в своих качествах не указал никто, однако 13% опрошенных указали это качество как необходимое для работы полицейского. Данные факты можно рассматривать, в том числе как сферу для работы профориен-тационных мероприятий.

В целом, в выборе основных качеств полицейских и своих качеств потенциальных абитуриентов прослеживается идентичность. Старшеклассники не только ожидают проявлений положительных качеств от других, но и сами готовы проявлять их.

Исследование показало, что у большинства старшеклассников, планирующих поступление в ВУЗы МВД, ценностные ориентации соответствуют внутренним условиям формирования мотивационной готовности к профессиональному обучению в ВУЗах МВД. Однако некоторым юношам и девушкам следует обратить внимание на соответствие и наличие у себя мотивации к поступлению именно в ВУЗ МВД. Отметим,

что в ходе общения с испытуемыми, стало понятно, что не все абитуриенты уделяют должное внимание внешним условиям - особенностям будущей профессии, дисциплине, интеллектуальной и физической подготовке и пр. По всей видимости, это одна из перспектив развития для сферы профориентации средних учебных заведений и профориентационной деятельности самих ВУЗов МВД, что повысит в будущем качество профессионального самоопределения, выражающееся в дальнейшей удовлетворенности профессией, профессиональном росте, совершенствовании и, в конечном итоге, максимальной эффективности профессиональной самореализации самого человека и общества в целом.

Наблюдается очень обширное и чрезвычайно важное, для каждого старшеклассника и общества в целом, поле для работы специалистов, занимающихся профориентацией школьников, исследованиями в этой области. По нашему мнению, учитывая результаты исследования, можно рекомендовать специалистам по профориентации внести корректировки в содержание профориентационных мероприятий и, возможно, реализовывать эту работу на более ранних возрастных категориях: включить не только старшеклассников, но и учеников среднего звена.

14.11.2023

Список литературы:

1. Байтингер, О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Байтингер. - СПб., 2006. - 117 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л.И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва; Воронеж: Институт практической психологии, 2018. - 348 с.

3. Данеев, А.В. Мотивация учебной деятельности в вузах МВД России / А.В. Данеев, Т.В. Бурзалова // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2017. - №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-v-vuzah-mvd-rossii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

5. Кусакина, С.Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов [Текст]: дайджест / С. Н. Кусакина // Психология обучения. - 2018. - №11. - С. 109-110. - Полностью ст. опубл.: Психологическая наука и образование. - 2008. - №1. -С. 58-66. - ISSN 1561-2457

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2020. - 442 с.

7. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Studbooks. net - студенческая библиотека онлайн. - URL https://studbooks.net/1849347/pedagogika/ predstavleniya_starsheklassnikov_ buduschey_professii. - Заглавие с экрана.

8. Сьюпер, Д. Мотивы выбора профессии / Д. Сьюпер. - М., 2003. - 115 с.

9. Чуманов, Ю.В. Изучение мотивации курсантов образовательных организаций МВД России / Ю.В. Чуманов, А. А. Бурмистрова // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник материалов III Международной конференции. - 2019. - С. 149-154.

10. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2020. - 234 с.

References:

1. Baitinger O.E. (2006) Psychological determinants of the experience of the future as a problem in adolescence. PhD Dissertation. St. Petersburg, 117 p.

2. Bozhovich L.I. (2018) Problems of personality formation: selected psychological works. Edited by D.I. Feldstein. Moscow; Voronezh: Institute of Practical Psychology, 348 p.

3. Daneev A.V., Burzalova T.V. (2017) Motivation of educational activity in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of theBSU. Education. Personality. Society, №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoi-deyatelnosti-v-vuzah-mvd-rossii

4. Ilyin E.P. (2016) Motivation and motives. St. Petersburg: St. Petersburg, 512p.: ill. (Series "Masters of Psychology")

5. Kusakina S.N. (2018) Motivation for admission to university among high school students and students: digest. Psychology of learning, No. 11, pp. 109-110. Full article published in Psychological science and education, 2008, No 1, pp. 58-66. ISSN 1561-2457

6. Obukhova L.F. (2020) Age psychology: Textbook. M.: Pedagogical Society of Russia, 442 p.

7. Psychological features of professional self-determination in adolescence. Studbooks.net — online student library. URL https://studbooks. net/1849347/pedagogika / predstavleniya_starsheklassnikov_ buduschey_professii.

8. Super D. (2003) Motives for choosing a profession. M., 115 p.

9. Chumanov Yu.V., Burmistrova A.A. (2019) Studying the motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology ofprofessional activity: state and prospects: collection of materials of the III International Conference, pp. 149-154.

10. Yakobson P.M. (2020) Psychological problems of motivation of human behavior. M.: Enlightenment, 234 p.

Сведения об авторах:

Шаламова Оксана Олеговна, заместитель заведующего кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, аспирант Омской гуманитарной академии E-mail: kom_kp@mail.ru

Котлярова Татьяна Сергеевна, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы Омской гуманитарной академии, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: katiatania@mail.ru

Шаламов Герман Валерьевич, заместитель начальника кафедры информационных технологий в деятельности органов внутренних дел Омская академия МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: masgog@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.