5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-пресс, 2003. - 224 с.
6. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 80 с.
7. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
8. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. -М.: ТЦ Сфера, 2007. - 48 с.
9. Плотникова Е. Е. Интегративные основы развития речи ребенка в период раннего детства // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: Материалы XXVIII Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой. - СПб.: Издательство «67 гимназия. Verba Magistri», 2007. - С. 213-219.
10. Плотникова Е. Е. Развитие познавательной активности детей в условиях материнской школы: монография. - Борисоглебск, 2012.
11. Плотникова Е. Е. Содержательный аспект преемственности материнской и начальной школы // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 1.
12. Плотникова Е. Е., Быстрова Н. В. Отечественные традиции развития речи детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-11. - С. 161-167.
Педагогика
УДК 373
соискатель кафедры «Профессионального педагогического образования и социального управления» Поломошнова Светлана Анатольевна
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация. В статье представлена модель педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников в основе которой положены аксиологический и системно-деятельностный подходы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников, модель.
Annotation. The article presents the model of pedagogical management of professional self-determination of high school students based on axiological and system-activity approaches.
Keywords: Professional self-determination, pedagogical management of professional self-determination senior pupils, model.
Введение. Современная ситуация характеризуется потребностью инновационной экономики России в высококвалифицированных кадрах, что актуализирует проблему профессионального самоопределения молодежи.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования особое внимание уделяется развитию личности и формированию компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанному выбору профессии [4; 5]. При этом в утвержденном Правительством РФ «Комплексе мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы» особое внимание уделяется координации и кооперации деятельности всех заинтересованных сторон; совершенствованию нормативно-правового регулирования и организационно-управленческих механизмов системы профессиональной ориентации учащихся, развитию кадрового потенциала [1].
Все вышеизложенное свидетельствует об актуализации целевых ориентиров в образовательной политике, обусловливающих процесс поиска новых подходов к управлению профессиональным самоопределением школьников.
Формулирование целей статьи. Обосновать и представить модель педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
Изложение основного материала статьи. Ведущим понятием, определяющим сущность модели, является «педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников», которое определяется нами как управляемое взаимодействие участников образовательных отношений, поддерживающее согласованную взаимосвязь организации профориентации обучающихся и сопровождения их профессионального самоопределения на основе разрешения постоянного противоречия между потребностями современного рынка труда и персонифицированным выбором профессии старшеклассниками.
Разработанная нами модель включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных блока: концептуально-целевой, содержательно-технологический и результативно-оценочный.
Концептуально-целевой блок определяет цель, методологические подходы и принципы.
В контексте социального заказа общества целью педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников является формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Теоретико-методологическим основанием модели выступают системно-деятельностный и аксиологический подходы.
Системно-деятельностный подход позволяет обосновать процесс проектирования системы взаимодействия участников образовательных взаимоотношений, обеспечивающий активное их включение в совместную профориентационную деятельность.
С позиции аксиологического подхода определяется аксиологический потенциал субъектов образовательного процесса как системообразующее звено модели педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
Представленные подходы находят свою реализацию в основных принципах педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников: принцип концептуального и организационно-практического единства, принцип субъектной активности, принцип личностно-смысловой ориентации.
Принцип концептуального и организационно-практического единства предполагает реализацию общих подходов, целей и принципов, единых технологий и методов организации профориентационной работы на разных уровнях образования.
Принцип субъектной активности предусматривает инициативность, самостоятельность старшеклассников (способность к независимым действиям, решениям, проявление собственной инициативы в выборе целей и способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами); субъектность и коммуникативность участников образовательных отношений (расширение сферы совместной деятельности и общения, действия за границами требований ситуации ролевых предписаний, предпочтений); готовность и осознанность выбора профессии (ответственность за осуществляемый профессиональный выбор и его последствия).
Принцип личностно-смысловой ориентации отражает направленность профессионального самоопределения на формирование индивидуально-личностного смыслового опыта в контексте учета ценностных ориентаций старшеклассников в процессе выбора профессии.
Содержательно-технологический блок модели представлен содержательным и технологическим компонентами.
Определяя содержание профессионального самоопределения старшеклассников, мы придерживаемся точки зрения М.И.Рожкова, что знания, умения, компетенции, необходимые старшекласснику для осуществления профессионального самоопределения, сконцентрированы в трех предметных областях: знания о себе (образ «Я»), знания о профессии (образ основных групп профессии), знания о себе в профессии (образ «Я» в мире профессий) [3, с. 58-72]. В соответствии с этим в содержательный компонент мы включаем: информированность о мире профессий и об отдельных профессиях в контексте собственных профессиональных интересов; самопознание и рефлексивную оценку относительно выбираемой профессии; согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей; ценностно-смысловую позицию по отношению к выбираемой трудовой деятельности; проектирование личного профессионально-образовательного плана.
Проведенный анализ научной и методической литературы, а также личный опыт позволяют сделать вывод о том, что выбор современных педагогических технологий сопровождения профессионального самоопределения обусловлен потребностями старшеклассников, уровнем их готовности к осуществлению профессионального выбора, а также целями сопровождения профессионального самоопределения. В связи с этим технологический компонент модели включает информационно-поисковые, практико-ориентированные, рефлексивные, коммуникативно-диалоговые и субъектно-ориентированные технологии.
Информационно-поисковые технологии позволяют старшеклассникам овладеть системными и разносторонними знаниями, необходимыми для профессионального самоопределения, а также способами и средствами самостоятельного поиска профориентационно значимой информации.
Применение практико-ориентированных технологий связано с прикладной, практической составляющей профессионального самоопределения старшеклассников посредством моделирования элементов конкретного вида профессиональной деятельности и предполагает первичную профессиональную идентификацию, способствующую сознательному, обоснованному выбору профессии.
Применение рефлексивных технологий в профессиональном самоопределении позволяет старшеклассником как бы «выйти» из данного процесса, подняться над ним, сделать его предметом анализа, осознанного регулирования и контроля.
Коммуникативно-диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в ходе решения задач профессионального самоопределения старшеклассников.
Сущность субъектно-ориентированных технологий в организации сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников состоит в принятии старшеклассником самостоятельных решений в соответствии с поставленными им самим осознанными и обоснованными целями.
Определение содержания технологий позволяет четко распределить зоны ответственности между профессиональной ориентацией и сопровождением профессионального самоопределения старшеклассника и установить между ними согласованную взаимосвязь.
Оценочно-результативный блок модели представлен интегративным критерием и уровневыми показателями, позволяющими определить эффективность педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников.
В качестве интегративного критерия выступает готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Уровни готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяются в соответствии со следующими показателями:
- когнитивно-смысловой (ориентация в мире профессий, востребованных современным рынком труда в контексте собственных профессиональных интересов; знание профессионально-значимых личностных качеств специалиста по интересующей старшеклассника профессии);
- мотивационно-ценностный (осознание мотивов выбора будущей профессии; ценностных оснований мотивации профессионального выбора);
- рефлексивно-оценочный (соответствие выбираемой профессии индивидуально-личностным особенностям; самоанализ индивидуально-психологических особенностей и анализ внешних факторов, препятствующих/способствующих реализации собственной карьерной стратегии; самооценка профессионально значимых качеств, необходимых для выбора профессии и реализации проекта профессионального жизненного пути; общая осмысленность жизни);
- деятельностно-практический (сформированность личного профессионального плана; деятельность по реализации личного профессионального плана; самостоятельность профессионального выбора).
В соответствии с показателями определены уровни сформированности готовности старшеклассников в профессиональному самоопределению: нулевой, низкий, средний, высокий.
Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению во многом зависит от организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации. К ним отнесены: внутриорганизационное обучение педагогического персонала сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; организация Центра сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; активное включение участников образовательных отношений в процесс профессионального самоопределения школьников.
Первым организационно-педагогическим условием выступает внутриорганизационное обучение педагогического персонала сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, позволяющее организовать проектно-ориентированное повышение квалификации педагогов, учитывающее их профессиональные дефициты в области профессионального самоопределения старшеклассников.
Данный вид обучения может осуществляться непосредственно на территории организации и проводится как с привлечением внешних преподавателей, так и с использованием собственных сотрудников; он предполагает работу в командах, непосредственное взаимодействие, непрерывное обучение и самосовершенствование; применение активных, диалоговых форм обучения. Администрация общеобразовательной организации, являясь участником внутриорганизационного обучения, становится «помощником и партнером для членов педагогического коллектива, что позволяет коллективу выступать в роли единой команды, проявлять инициативу, творческое участие, быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды» [2, с. 91]. Результатом внутриорганизационного обучения является разработка участниками обучения комплексной программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Второе условие, предусматривающее создание Центра сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, позволяет обеспечить координацию различных направлений деятельности общеобразовательной организации по сопровождению профессионального самоопределения школьников при получении начального, основного, среднего общего образования.
Одной из задач деятельности Центра является совершенствование локальной нормативно-правовой базы сопровождения профессионального самоопределения в общеобразовательной организации, что позволяет распределить и закрепить зоны ответственности между сотрудниками общеобразовательной организации, занимающимися вопросами профориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в данном направлении деятельности.
В рамках работы Центра предполагается реализация комплексной программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации, включающей: профессиональное информирование, профессиональную диагностику и консультирование, практико-ориентированное сопровождение профессионального самоопределения; формирование и развитие универсальных действий профессионального самоопределения.
Специфика процесса профессионального самоопределения старшеклассников в совокупности с многоаспектностью содержания деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся актуализирует взаимодействие общеобразовательной организации с другими участниками образовательных отношений. В данном контексте в качестве третьего организационно-педагогического условия мы выделяем активное включение участников образовательных отношений в процесс профессионального самоопределения школьников. В решении проблем профессионального самоопределения обучающихся данный вид отношений строится на принципах добровольности, взаимном доверии, наличии общих целей и ценностей, признании взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Выявленные организационно-педагогические условия взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Внутриорганизационное обучение педагогов позволит повысить качество педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; Центр сопровождения профессионального самоопределения обучающихся обеспечит институциональную интеграцию деятельности по данному направлению; активное включение участников образовательных отношений в процесс профессионального самоопределения школьников обеспечивает взаимодействие с внешней средой и развитие практико-ориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Выводы. Целостность представленной модели педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников обеспечивается организационно-управленческим, научно-методическим и психолого-педагогическим единством. Реализация предложенной модели в практике предоставляет возможность для осуществления планомерного, прогнозируемого, организационно и технологически обеспеченного процесса сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Содержание деятельности в рамках модели в совокупности с системой организационно-педагогических условий обеспечивает достижение старшеклассниками готовности к профессиональному самоопределению.
Литература:
1. Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/71542284/.
2. Поломошнова, С.А. Педагогическое управление профессиональным самоопределением старшеклассников: кадровый аспект / И.А. Донина, С.А. Поломошнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56-7 - С. 90-96.
3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И.Рожков - М., 2000. - С. 58-72.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, Приказ Минобрнауки от 17.05.2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70188902/.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012 № 273-Ф3; ред. от 23.07.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70291362/.
Педагогика
УДК 37.013.42
кандидат педагогических наук, доцент Попова Татьяна Валерьевна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (г. Борисоглебск);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студентка 2 курса Коротеева Олеся Дмитриевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Проблема правового воспитания подрастающего поколения является актуальной для современной России, и в этой связи существует необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации и правового воспитания школьников. На базе теоретического анализа выдвинуты предположения о специфике правового просвещения подрастающего поколения. Внимание автора сфокусировано на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии правового просвещения в формировании законопослушной личности в образовательной организации. Выявляются и анализируются проблемы правового воспитания и образования в образовательных организациях.
Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правовое воспитание, правовое просвещение, личность.
Annotation. The problem of legal education of the younger generation is relevant for modern Russia, and in this connection there is a need to identify the conditions for the effectiveness of its solution. The article defines scientific and socio-pedagogical bases of legal socialization and legal education of schoolchildren. On the basis of theoretical analysis, the assumptions about the specifics of the legal education of the younger generation are put forward. The attention of the author is focused on the consideration of the theoretical and methodological foundations for the realization of the technology of legal education in the formation of a law-abiding personality in an educational organization. The problems of legal education and education in educational organizations are identified and analyzed.
Keywords: legal socialization, legal culture, legal consciousness, legal education, legal education, personality.
Введение. Изменения в различных сферах жизни общества, переоценка ценностей, изменения сознания граждан, обновление законодательства, построение правового государства в соответствии со сложившимися в стране условиями диктуют необходимость пересмотра отношения к правовому образованию и воспитанию и их актуализацию в образовательном процессе. Правовое государство предполагает формирование социально развитой личности, которая понимает свои действительные интересы, знает свои права и обязанности, умеет защищать свои права законными средствами, уважает права и законные интересы других людей. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.Данная проблема является многоаспектной и затрагивает как общие вопросы правового воспитания и социально-педагогической поддержки правовой социализации, так и отдельные аспекты, связанные с теорией и методикой формирования их важных составляющих: правовой культуры, правового сознания, правовой грамотности и др.
Формулировка цели статьи и задач. Проанализировать роль правового просвещения школьников в современных условиях.
Изложение основного материала статьи. Современные исследования по вопросам правового воспитания можно систематизировать по следующим направлениям: общие вопросы правового воспитаниядетей и подростков (В.А. Балюк, Г.П. Давыдов, М.Е. Дуранов, А.К. Котов, Н.Я. Соколов, Е.В. Татаринцева и др.); формирование правосознания и правовой культурынесовершеннолетних (С.С. Алексеев, Е.В. Бурлай, А.Ф. Гранин, В.Г. Лавренов, М.С. Фабриков, И.В. Хрючкинаи др.); теоретико-методологические основы правового образования (Я.В.Зубова, О.Б. Панова, Е.А. Певцова, В.Н. Субботин, З.А. Шнекендорф и др.); проблемы профилактикипедагогической запущенности, противоправного поведения несовершеннолетних как аспекта правового воспитания (А.С. Белкин, Ю.В. Гербеев, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошева, В.Е. Семенов, Р.М. Шахова, и др.); специфика правового воспитания в разном возрасте в образовательных организациях различного типа (Е.А. Андреева, О.Н. Богатикова, Л.М. Голубева, И.В. Евтушенко, Т.И. Исакова, Н.М. Савченко, В.В. Стреляева, С.А. Хасанова и др.); проблемы правового просвещения (И.Г. ДолининаВ.Е. Марушкина, И.М. Наумова, Л.В. Костромина, И.В. Тиньгаева, А.Л. Третьяков,Г.В. и др.).
Исследователи, раскрывая сущность ключевых понятий правового воспитания, подчеркивают, что понятия «правовая социализация» и «правовое воспитание», несмотря на общие содержательные основания,-характеризуют различные стороны процесса формирования личностных качеств, значимых для становления правосознания, правовой культуры, интерироризации ценностей правового общества [4].
Обобщая позиции ученых, правовую социализацию можно определить как процесс вхождения индивида в правовую систему через усвоение правовых норм и ценностей, приобщение к правовой культуре общества, формирование правовой убежденности и навыков правомерного поведения [5]. Ученые-правоведы на основе анализа истории и теории права доказывают, что в обществе степень и качество правовой социализации напрямую определяет социальную и гражданскую активность граждан, их образ жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем распространённости преступности и противоправного поведения в социуме [6]. Важную роль в становлении процесса играет семья, школа, вуз, предприятие, средства массовой коммуникации и др. Значимое место занимает личный пример родителей, друзей и приятелей, дополнительно влияют на социальное становление личности образцы поведения, демонстрируемые в кинофильмах, популярных телепередачах, позиции «медийных звезд», высказанные в социальных сетях интернет и др. Очевидно, что правовая социализация как «процесс освоения личностью стандартов нормативного законопослушного поведения» предполагаетне только «приобретение навыков социального поведения, соответствующим нормам права, но и развитие мотивационных структур как внутренних гарантов, обеспечивающих