Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / пропаганда / педагогическая направленность / обучение безопасности / педагогические принципы / road safety / propaganda / pedagogical orientation / safety training / pedagogical principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темняков Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются педагогические особенности и специфические принципы, которые необходимо учитывать в деятельности сотрудников Госавтоинспекции, ответственных за пропаганду безопасности дорожного движения. В статье представлены принципы обучения безопасности дорожного движения применительно к дошкольным, общеобразовательным и профессиональным образовательным организациям, образовательным организациями высшего образования, которые необходимо учитывать и применять в организации деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темняков Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF TRAFFIC SAFETY PROMOTION

The article discusses pedagogical features and specific principles that must be taken into account in the activities of employees of the State traffic inspectorate responsible for promoting road safety. The article presents the principles of road safety training in relation to pre-school, general and professional educational organizations, educational organizations of higher education, which must be taken into account and applied in organizing activities to promote road safety.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 374

Темняков Д.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В статье рассматриваются педагогические особенности и специфические принципы, которые необходимо учитывать в деятельности сотрудников Госавтоинспекции, ответственных за пропаганду безопасности дорожного движения. В статье представлены принципы обучения безопасности дорожного движения применительно к дошкольным, общеобразовательным и профессиональным образовательным организациям, образовательным организациями высшего образования, которые необходимо учитывать и применять в организации деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, пропаганда, педагогическая

направленность, обучение безопасности, педагогические принципы.

* * *

Temnyakov D.A.

PEDAGOGICAL FEATURES OF TRAFFIC SAFETY PROMOTION

The article discusses pedagogical features and specific principles that must be taken into account in the activities of employees of the State traffic inspectorate responsible for promoting road safety. The article presents the principles of road safety training in relation to pre-school, general and professional educational organizations, educational organizations of higher education, which must be taken into account and applied in organizing activities to promote road safety.

Keywords: road safety, propaganda, pedagogical orientation, safety training, pedagogical principles.

*

Пропаганда безопасности дорожного движения является первоочередной задачей повышения безопасности дорожного движения в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»1. Реализация цели пропаганды безопасности дорожного движения - повышение уровня правосознания и правовой культуры в области безопасности дорожного движения - невозможно без систематизированной и поэтапной деятельности по передаче знаний, формированию умений и навыков обеспечения безопасности всеми участниками дорожного движения [1, с. 337-340]. Деятельность по разъяснению законодательных и иных

* *

нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующих действия участников дорожного движения, а также своевременное информирование населения о состоянии аварийности в области дорожного движения и информационно-пропагандистские мероприятия, проводимые органами внутренних дел Российской Федерации, неэффективны без специальной педагогической подготовки сотрудников, ответственных за пропаганду безопасности дорожного движения.

Утвержденная Правительством Российской Федерации Стратегия безопасности

1 Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №2 15) // Текст документа официально опубликован не был.

дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы2 предусматривает осуществление специализированных государственных программ, последних решений и направлений деятельности, снижающих существующие проблемы на дорогах. Осуществление такой деятельности возможно лишь при полной поддержке всех социальных институтов и заинтересованных граждан. Как показывает практика, на сегодняшний день с целью реализации планируемых в Стратегии показателей повышения дорожной безопасности принимают активное участие общественные организации, научные и экспертные сообщества, молодежные организации и добровольные общества, школьники и студенты образовательных организаций, средства массовой информации и просто неравнодушные люди. Социальные группы все более активно участвуют в деятельности по формированию культуры поведения на дорогах. Профилактика правонарушений является одним из наиболее действенных способов борьбы с ними. Поэтому одной из основных задач пропаганды безопасности дорожного движения является именно профилактика.

Если рассматривать обучение безопасности дорожного движения как один из компонентов обучения общей безопасности личности, следует обратить внимание, что обучение должно проводиться на всех этапах жизненного цикла, а не ограничиваться дошкольными, общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, хотя на этом этапе профилактика безопасности дорожного движения является наиболее востребованной, так как дает наилучший эффект.

Большинство детей и молодежи после освоения программного материала по безопасности дорожного движения руководствуются действиями, которые их удерживают в рамках безопасного поведения на дороге. Тем не менее некоторые из них позволяют себе нарушение культуры безопасности дорожного движения, чем подвергают свою жизнь и жизни других опасности, выказывая пренебрежение не только к своей личной безопасности, но и к безопасности окружающих, неуважение к другим участникам движения.

В связи с этим возрастает актуальность одного из направлений деятельности инспекторов по пропаганде безопасности дорожного движения, которое заключается в оказании содействия педагогам в обучении детей правилам поведения на дорогах. Взаимодействие подразделений Госавтоинспекции по пропаганде БДД с образовательными организациями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3 и приказом МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения»4. Целью пропагандистской деятельности является установление взаимопонимания между сотрудниками Госавтоинспекции и участниками дорожного движения [2, с. 155].

Система педагогически направленной и эффективной деятельности по профилактике безопасности дорожного движения невозможна без целенаправленной деятельно-

2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

4 Приказ МВД России от 29 декабря 2018 года № 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» // Текст документа официально опубликован не был.

сти по моделированию, структурированию, подбору специализированных технологий по ее реализации. Действенность данной системы зависит от точного подбора методологических подходов и принципов организации совместных действий таких социальных институтов, как образовательные учреждения, органы правопорядка, ветеранские организации, общественные объединения, семьи, учреждения дополнительного образования детей. Не дублируя, а дополняя друг друга, вместе они реализуют общую цель, определяют стратегию поведения и обуславливают тактику действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени с учетом территориальных особенностей.

Оказывая содействия организациям, осуществляющим образовательную деятельность в обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах, сотрудники ГИБДД, ответственные за пропаганду безопасности дорожного движения, сами должны знать основные педагогические категории, особенности обучения и организационные формы педагогического процесса, а также владеть методикой обучения безопасности дорожного движения. Важной задачей, справедливо отмечает Г.Ф. Хаметди-нова, стоящей перед сотрудником Госавтоинспекции, является умение разъяснить сущность правовой нормы и последствия пренебрежения правилами безопасности дорожного движения [3, с. 99].

В связи с этим необходимо отметить, что такое обучение безопасности дорожного движения помимо общих педагогических принципов имеет свои специфические особенности, которые можно отразить в следующих принципах обучения в области безопасности дорожного движения:

1. Внедрять в существующий процесс обучения научно обоснованные образовательные программы и инициативы в области безопасности дорожного движения.

Образовательные программы и инициативы в области безопасности дорожного движения, основанные на научных иссле-

дованиях, скорее всего будут эффективными. Включение местных исследований и действующего законодательства поможет обеспечить высокий уровень образовательных программ и инициатив в области безопасности дорожного движения, чтобы они были адекватны и релевантны контексту образовательного сообщества.

2. Определять и рекомендовать к использованию в образовательном процессе наиболее востребованные образовательные программы по безопасности дорожного движения в рамках образовательной программы.

При включении в программу тем по безопасности дорожного движения с учетом территориальных и региональных проблем повышается заинтересованность обучаемых и педагогов в существующих проблемах обеспечения безопасности и проводимых мероприятиях в данном конкретном регионе. Обучаемые вникают в проблемы регионального уровня, тем самым повышается мотивация к процессу обучения. Способность безопасного поведения на улицах и дорогах зависит от эффективности обучения с учетом возрастных характеристик учеников, содержания обучения и формирования навыков на протяжении всех этапов возрастного обучения.

3. Инспекторы по пропаганде безопасности дорожного движения должны содействовать руководству образовательных организаций в проведении специализированного обучения безопасности дорожного движения всего педагогического коллектива.

В нормативных требованиях к любой профессиональной деятельности зафиксировано развитие профессиональных компетенций, поэтому можно предположить, что профессиональное самосовершенствование является одним из основополагающих принципов обучения в области безопасности дорожного движения. Повышение уровня теоретических и практических знаний, совершенствование навыков сотрудников в области безопасности позволит предоставить обучающимся актуальную и точную информацию по БДД и новые методы в ее реализации.

4. В своей деятельности инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения необходимо использовать активные и интерактивные методы, ориентированные на определенную категорию обучаемых.

Мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения, ориентированные на активность обучаемых, такие как игры, решение социальных задач, творческое взаимодействие, развитие самосознания, личностная рефлексия и исследование проблем, наиболее эффективны, поскольку они активно вовлекают в творческий процесс обучаемых, удовлетворяют их естественное любопытство и стимулируют взаимодействие со сверстниками в процессе обучения. Обучаемые из неблагополучных социальных групп, таких как девиантные группы, неблагополучные семьи, этнические группы, а также жители сел и деревень, которые подвергаются большему риску дорожно-транспортного травматизма, больше всего выигрывают от ориентированных на обучаемых специальных программ и активных методов.

Например, в рамках программы ориентированного обучения учащиеся старших классов могут познакомить учеников младших классов с правилами поведения на дороге в конкретном регионе.

5. Активный и наступательный характер пропаганды безопасности дорожного движения, заключающийся во всеобщем вовлечении обучаемых в формирование и развитие навыков безопасного поведения на дороге.

Обучение зависит от активного взаимодействия учителя и ученика. Поэтому особое внимание следует уделять изучению новых навыков и их применению в соответствующем контексте. Развитие навыков, направленных на выявление и безопасное реагирование на рискованные ситуации, является центральным элементом обучения безопасности дорожного движения. Сочетание аудиторных занятий и практического обучения в реальных условиях дорожного движения будет способствовать укреплению обучения и развитию навыков.

6. Информировать родителей обо всех проводимых Госавтоинспекцией МВД России мероприятиях по безопасности дорожного движения в рамках родительских собраний.

Аудиторная часть программы может быть эффективной в изменении знаний, установок, навыков, поведения детей и молодежи в области безопасности дорожного движения. Однако более безопасное поведение участников дорожного движения становится эффективным, когда родители мотивированы к моделированию и соблюдению правил дорожного движения, которые изучаются в программах дисциплины и соответствуют стратегии безопасного поведения на дорогах.

7. Привлекать обучаемых в воспитание своих сверстников с целью пропаганды безопасности дорожного движения.

Сверстники часто являются самыми влиятельными образцами поведения, и это необходимо использовать для пропаганды безопасности дорожного движения при обучении молодых людей. Мотивирование учащихся к безопасному поведению на дороге на примерах ситуаций, произошедших со сверстниками, может быть эффективным средством улучшения этого поведения, таким образом, использование в сочетании с другими средствами обучения коллегиального обсуждения данных ситуаций может значительно повысить эффективность обучения.

Традиционно более высокую активность в сфере безопасности дорожного движения проявляют молодежные и студенческие добровольческие организации. При непосредственном взаимодействии с Госавтоинспекцией и местными органами исполнительной власти активисты молодежных объединений проводят работу по формированию стереотипов законопослушного поведения в образовательных организациях и среди своих сверстников.

8. Консультации с более широким сообществом при разработке планов обеспечения безопасности дорожного движения. Используйте все социальные институты, начиная с института семьи и заканчивая духовенством.

Обучение в области безопасности дорожного движения является более эффективным, когда при планировании, внедрении и пересмотре существующих принципов обучения безопасности дорожного движения учитываются три области системы программного материала: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, укрепление здоровья и формирование культуры безопасного поведения на дороге. Для обеспечения надлежащего выполнения принципов обучения БДД рекомендуется привлекать к этой работе более широкое социальное сообщество. Учет отзывов и рекомендаций на примерные программы обучения способствует повышению эффективности обучения данных программам. Предоставление родителям и персоналу образовательной организации, а также руководству образовательной организации своевременной и актуальной информации по безопасности дорожного движения побуждает их моделировать правомерное поведение и положительное отношение к мероприятиям, проводимым Госавтоинспекцией для укрепления безопасности дорожного движения.

9. Сотрудники по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России регулярно стимулируют руководство образовательных организаций активно продвигать обучение безопасности дорожного движения.

Руководство образовательных организаций имеет влияние и может активно содействовать обучению безопасности дорожного движения, оказывая поддержку персоналу в планировании и внедрении современных методов обучения безопасности дорожного движения в рамках реализуемой программы и других образовательных программ и инициатив.

10. Сотрудники по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений Госавтоинспекции предлагают идеальные модели поведения и отношения в области безопасности дорожного движения.

Люди учатся, наблюдая за тем, как другие совершают определенные правомерные либо неправомерные действия. Моделирование является важным фактором в эффективных программах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Как показывает практика, позитивные отношения между учащимися и сотрудниками по пропаганде безопасности дорожного движения подразделений Госавтоинспекции улучшают связь учащихся с правоохранительными органами, а также снижают уровень противоправного поведения и улучшают их успеваемость в образовательных заведениях. Поэтому инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения являются образцами для подражания и могут оказывать значительное влияние на поведение молодых людей, а предложенные ими модели поведения и отношения в области безопасности дорожного движения будут копироваться.

11. Сотрудники ГИБДД, ответственные за пропаганду безопасности дорожного движения, развивают и поощряют участие учебных сообществ в образовательных программах обеспечения безопасности дорожного движения.

Развитие отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), создание из числа школьников в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования добровольных обществ, нацеленных на пропаганду безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Когда вся образовательная среда направлена на решении проблем безопасности дорожного движения посредством проведения общеобразовательных мероприятий, существует большая вероятность, что это окажет долгосрочное эффективное воздействие на поведение обучаемых и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий среди них.

12. В рамках ежегодного обследования образовательных организаций по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах, проводимо-

го сотрудниками Госавтоинспекции и органами местного самоуправления, оценивайте эффективность работы педагогического коллектива образовательной организации и обновляйте учебный материал, исходя из современных требований и специфических региональных особенностей, обеспечивающих безопасную дорожную обстановку.

Преобразования в организации дорожного движения в районе нахождения образовательного заведения, такие как проектирование дорог, ограничения скорости и разделение пешеходов и транспортных средств вокруг образовательной организации, могут значительно повысить безопасность дорожного движения и снизить травматизм пешеходов и велосипедистов, что в свою очередь даст возможность родителям моделировать безопасное поведение детей при следовании в образовательную организацию и возвращении домой после обучения в образовательной организации.

13. Любое воспитание молодого поколения следует начинать с личного примера, поэтому необходимо обеспечить родителей информацией для укрепления знаний и навыков в области безопасности дорожного движения.

Родители лучше всего подходят для формирования безопасности дорожного движения у своих детей, потому что они заинтересованы и мотивированы обеспечить безопасность своего ребенка. Они также осознают и реагируют на привычки своих детей в дорожном движении и имеют много возможностей научить своих детей оставаться в безопасности. Предпочтение отдается информации о безопасности дорожного движения, которая носит практический характер, предлагает идеи и стимулирует взаимодействие между родителями и их детьми. Семьи с большей вероятностью будут заниматься просвещением по вопросам безопасности дорожного движения, когда информация является актуальной для их ребенка и сочетает печатные материалы с интерактивными мероприятиями.

14. Мотивация родителей к моделированию безопасного поведения на дороге.

Обеспечьте их практическими и актуальными материалами правомерного поведения на дороге для моделирования соответствующего поведения их детей.

Практическое обучение на дорогах является эффективным способом повышения знаний и навыков детей в области безопасности дорожного движения. Перцептивно-моторные навыки лучше всего развиваются на обочине дороги или в автомобиле. Обучение и моделирование безопасного поведения участников дорожного движения являются важными индикаторами поведения детей в области безопасности дорожного движения. Родители лучше всего могут практиковать и моделировать такое поведение со своими детьми.

15. Привлечение профессионалов в области безопасности дорожного движения в дополнение к образовательным программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Необходимо организовать взаимодействие с муниципальными учреждениями и местными органами власти в распространении сообщений о безопасности дорожного движения, которые дополняют и поддерживают существующие образовательные программы обеспечения безопасности дорожного движения.

Сотрудникам ГИБДД, ответственным за пропаганду безопасности дорожного движения, и заинтересованным организациям, добровольным объединениям, частным лицам рекомендуется сотрудничать и объединять свой опыт при разработке новых инициатив в области безопасности дорожного движения в образовательных организациях, поскольку это будет способствовать улучшению результатов в области охраны здоровья и безопасности [4, с. 31].

16. Привлечение медицинских организаций для дополнения образовательных программ по безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения требует комплексного подхода. Привлечение медицинских организаций и соответствующих общественных объединений для поддержки

образовательной программы по безопасности дорожного движения реализует этот подход. Выступления, презентации и методические материалы, предлагаемые этими организациями, могут дополнять и усиливать обучение, если они включены в программу безопасности дорожного движения.

В заключение необходимо отметить, что представленные принципы обучения в области безопасности дорожного движения не

являются исчерпывающими и могут трансформироваться исходя из региональной оперативной обстановки. Однако эффективное обучение безопасности дорожного движения даст обучаемым возможность развивать знания, навыки и установки, которые помогут им принимать обоснованные и более надежные безопасные решения в условиях дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сидоряк Н.В. Система и проблемы реализации профилактической деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Российский криминологический взгляд. 2011. № 2. С. 337-340.

2. Головко В.В., Майоров В.И., Кураков В.С. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009.

3. Хаметдинова Г.Ф. Пропаганда безопасности дорожного движения в образовательных организациях (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 1 (24). С. 95-100.

4. Харыбин И.Ю. Общественные формирования как субъекты пропаганды безопасности дорожного движения // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 4. С. 31-33.

REFERENCES

1. Sidoryak N.V. Sistema i problemy realizacii profflakticheskoj deyatel'nosti v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2011. № 2. S. 337-340.

2. Golovko V.V., Majorov V.I., Kurakov V.S. Organizaciya deyatel'nosti Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: Uchebnoe posobie. M.: COKR MVD Rossii, 2009.

3. Hametdinova G.F. Propaganda bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah (na primere Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii) // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2020. № 1 (24). S. 95-100.

4. Harybin I.YU. Obshchestvennye formirovaniya kak sub"ekty propagandy bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Akademii ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2014. № 4. S. 31-33.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ТЕМНЯКОВ Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры организации деятельности подразделений по безопасности дорожного движения Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва.

E-mail: Dima-terjewo@rambler.ru

Дата поступления статьи:

09.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.