Научная статья на тему 'Педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в вузе'

Педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PERSONAL-INFORMATION PREPAREDNESS / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL EFFECTIVENESS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитренко Олег Алексеевич, Переходко Фёдор Георгиевич, Михонин Аркадий Александрович

Раскрываются педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность и профессиональную эффективность специалистов физической культуры и спорта к ведению образовательной деятельности в вузе, сопровождаемую информационным обеспечением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитренко Олег Алексеевич, Переходко Фёдор Георгиевич, Михонин Аркадий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Features that Determine the Personal and Information Preparedness of Specialists in Physical Culture for Professional Activities in the University

This article reveals the pedagogical features that determine the personal and information preparedness and professional effectiveness of specialists in physical culture and sports to conduct educational activities in the university, based on information support and support of the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в вузе»

УДК 796.011 ББК 75.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

О. А. Дмитренко1, Ф. Г. Переходко2, А. А. Михонин1

1 Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Будённого,

Санкт- Петербург, Россия

2Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт- Петербург, Россия

Раскрываются педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность и профессиональную эффективность специалистов физической культуры и спорта к ведению образовательной деятельности в вузе, сопровождаемую информационным обеспечением.

Ключевые слова: личностно-информационная подготовленность, информационное сопровождение, профессиональная эффективность, компетентность.

Актуальность данной работы связана с постоянно возникающими важными задачами и необходимостью информационного обеспечения и сопровождения образовательного процесса.

В связи с этим на данном этапе целями и задачами нашего исследования являлось определение основных условий и особенностей, влияющих на профессиональную эффективность специалистов физической культуры к ведению образовательной деятельности в вузе.

В качестве основных методов исследования в работе применялись наблюдение, изучение опыта, опрос, статистическая обработка полученных результатов, анализ и обобщение.

Организация и результаты исследований. Основным подходом к решению данных задач был использован подход, который предусматривал самооценку профессиональной компетентности специалистов физкультурно-спортивной сферы по ведущим компонентам профессиональной деятельности [5].

В опросниках выделялись три группировки вопросов.

Первая — по основным направлениям профессиональной деятельности: административно-педагогическая, научно-методическая, воспитательная, спортивная и организаторская работа. Вторая — по психолого-педагогическим компонентам структуры профессиональной деятельности специалиста: гностический компонент, конструктивный компонент, организаторский компонент. Третья —

по компонентам структуры управленческой деятельности: стратегический компонент, оперативный компонент, аналитический компонент.

Отдельные показатели рассматривались нами с точки зрения их принадлежности одновременно к двум или даже трём направлениям профессиональной деятельности одновременно.

Комплексный анализ успешности профессиональной деятельности осуществлялся на основе методики оценки информационной компетенции, методики оценки творческого потенциала специалиста, методики оценки педагогической культуры, методики оценки умений анализировать и использовать в практической деятельности передовые педагогические технологии, методики оценки профессионально педагогической направленности. Данные методики и технологии их использования довольно подробно описаны в докторской диссертации М. В. Прохоровой [5]. В нашей работе содержание перечисленных методик было подвергнуто определённой корректировке в соответствии с характером и спецификой деятельности объекта исследования.

Результаты самооценки уровня профессиональной подготовленности специалистов по физической культуре к ведению образовательной деятельности в вузе представлены в табл. 1.

Большинство специалистов высоко оценили уровень своей профессиональной подготовленности в таких разделах, как знание специализации, общая и информационная культура, а также организаторские способности. Несколько скромнее

Таблица 1

Результаты самооценки уровня профессиональной подготовленности специалистов физического воспитания вузов

Компонент профессиональной подготовленности Оценка, %

Высокая Скорее высокая Скорее низкая Низкая

Знание своей специализации 32,6 44,2 23,2 0

Методическая подготовка 22,4 41,8 35,8 0

Общая культура 31,6 47,5 20,9 0

Коммуникативная культура 23,3 50,5 26, 2 0

Организаторские способности 27,5 45,3 27,2 0

Подготовленность к воспитательной работе 35,6 37,6 26,8 0

Восприимчивость к инновациям 19,4 27,5 47,7 5,4

Готовность к профессиональному совершенствованию 34,7 39,6 11,5 14,2

Склонность к научно-исследовательской работе 17,0 30,4 36,8 15,8

респонденты оценили свою методическую подготовленность, склонность к научно-исследовательской работе и восприимчивость к новациям.

Результаты самооценки различных сторон профессиональной деятельности дополнялись результатами экспертного опроса. В качестве респондентов выступали субъекты кафедр физического воспитания вузов, руководители физкультурно-спортивных организаций различного уровня, тренерский состав. Кроме того, к экспертному опросу привлекались специалисты, которые по своему функциональному предназначению в большей степени соответствовали статусу объекта управления (преподаватели, сотрудники управленческих аппаратов, студенты). Таким образом, осуществлялось перекрёстное оценивание на субъектно-субъектной основе, что позволяло получать более объективную информацию о характере и особенностях профессиональной подготовленности специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Всего к исследованию было привлечено 284 респондента.

Содержание экспертного опроса включало оценку по определению значимых компонентов профессиональной деятельности, установлению связей между отдельными компонентами деятельности, выявлению значимости этих связей и веса отдельных компонентов, изучению факторной структуры профессиональных действий; определению отдельных видов педагогической и тренерской деятельности; сопоставлению испытуемых с этими видами деятельности и выявлению возможности

их осуществления; разработке инструментария для оценки профессиональной компетентности специалистов физического воспитания вузов.

Сравнительный анализ характера профессиональной деятельности различных категорий специалистов физического воспитания вузов по результатам самооценки позволяет вычленить общее и особенное, то есть характерные черты каждой категории.

Основные особенности профессиональной деятельности, определяемые их спецификой, можно проследить по следующим пяти позициям: ведущие виды профессиональной деятельности, отмеченные самими специалистами на основе ранжирования; социальный престиж специальности, удовлетворённость профессиональной деятельностью и ведущая мотивация; основные трудности в работе, отмечаемые самими специалистами; информационная, педагогическая и методическая грамотность.

Рассматривая ведущие виды профессиональной деятельности, можно отметить, что руководители физического воспитания вузов в качестве ведущей выделяют организаторскую деятельность, тренерский состав — организаторскую и учебно-тренировочную, преподаватели — организаторскую, методическую и учебную. Таким образом, все специалисты отметили в качестве основного вида деятельности — педагогическую. Однако, несмотря на внешнее сходство выбора, характер и условия профессиональной деятельности этих специалистов имеют существенные различия.

Так, 91 % руководителей физического воспитания вузов ставит своей основной задачей эффективную организацию и проведение образовательного процесса по физической культуре. 95 % тренерского состава в качестве ведущей выделяют организацию учебно-тренировочного и воспитательного процесса со студентами, подготовку перспективных спортсменов.

87 % преподавателей главное звено своей деятельности видят в обеспечении качественного учебного и методического процесса, подготовке спортивного актива, проведении воспитательной работы среди студентов.

93 % доцентов и профессоров направляют свои усилия на организацию научно-методической и ре-дакционно-издательской деятельности.

Серьёзное влияние на эффективность профессиональной деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако 64 % при этом отмечают некоторую неудовлетворённость своей работой в связи с трудностями социально-экономического характера.

Кроме трудностей, вызванных экономическими причинами, большинство специалистов (82 %) отмечают трудности инновационного характера: недостаток своевременной информации, большой объём незапланированной работы, недостаточные возможности повышения квалификации и др.

Важнейшим условием эффективной профессиональной деятельности 81 % опрошенных отметил необходимость качественного информационного обеспечения, а также информационную грамотность специалистов физкультурного профиля.

Таким образом, выявленные специфические особенности профессиональной деятельности различных категорий специалистов физического воспитания вузов позволяют говорить о своеобразии каждой категории и отличающих именно её нюансов, которые требуют своего учёта в подготовке специалистов.

В то же время общих характеристик деятельности, объединяющих разные категории в одну профессию специалиста по физической культуре и спорту, значительно больше, что позволяет интегрировать отдельные модельные характеристики профессиональной деятельности и на этой основе строить обобщённую модель профессиональной

эффективности специалистов физического воспитания вузов.

Анализ профессиональной деятельности специалистов физического воспитания вузов показал, что разработанная структура профессиональной эффективности, включающая десять интегратив-ных показателей [5], рассматриваемых с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного аспектов, может быть общей для всех субъектов физического воспитания вузов.

Для подтверждения данного положения был проведён факторный анализ структуры профессиональных действий специалистов физического воспитания вузов.

Вычленение общего и особенного в характере профессиональной деятельности специалистов позволяет убедиться в правомерности построения единой модели профессиональной эффективности, основанной на интеграции отдельных модельных характеристик.

Результаты факторного анализа, проведённого по показателям самооценки и экспертного опроса специалистов кафедр физического воспитания вузов в обобщённом виде подтверждают отмеченную особенность.

Так, в итоге факторного анализа было выделено четыре обобщающих фактора (табл. 2).

Первый — способность к профессиональному педагогическому совершенствованию характеризуется высокими факторными весами. На его долю приходится 29,6 % от общей дисперсии выборки.

Второй фактор был интерпретирован как фактор, характеризующий профессиональную информационную компетентность и согласованность профессиональной деятельности. Его доля в общей дисперсии выборки составляет 25,4 %.

Третий фактор характеризует активность в профессиональной деятельности. В него с высокими факторными весами вошли: 1 — умение правильно поставить цель; 7 — стратегическое мышление и прогнозирование. На долю данного фактора приходится 17,4 % общей дисперсии выборки.

Последний фактор указывает на то, что одним из значимых компонентов профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов является информационная, экономическая и юридическая грамотность (19,3 % от общей дисперсии выборки).

Результаты факторного анализа свидетельствуют также о том, что ведущее место в структуре

Таблица 2

Обобщённая факторная структура профессиональных действий специалистов кафедр физического воспитания вузов

Фактор Факторные веса

1 2 3 4

Умение правильно поставить педагогическую цель 0,368 0,376 0,714 0,512

Согласованность профессиональной деятельности 0,534 0,282 0,518 0,113

Результативность совместной спортивно-педагогической деятельности 0,718 0,812 0,214 -0,151

Способность к профессиональному педагогическому совершенствованию 0,790 0,058 -0,049 0,234

Информационная компетентность 0,614 0,796 0,384 0,298

Владение современными информационными технологиями 0,698 0,454 0,530 0,223

Стратегическое мышление и прогнозирование 0,124 0,343 0,714 0,419

Информационная, экономическая и юридическая грамотность 0,318 0,512 0,412 0,714

Доля в общей дисперсии выборки, % 29,60 25,4 17,4 19,3

профессиональной эффективности специалистов кафедр физического воспитания вузов занимают факторы, обусловливающие развитие способностей к профессиональному педагогическому совершенствованию на основе владения методами информационного воздействия на процессы и объекты профессионально-педагогической деятельности.

Важно при этом отметить, что этот вид деятельности, во-первых, подчёркивает особую необходимость овладения специалистами современными информационными технологиями социально ориентированного педагогического воздействия и, во-вторых, показывает их значимую роль в совершенствовании процесса управления учебно-тренировочным процессом.

Смысловая направленность выделенных факторов раскрывает обобщённые компоненты профессиональных способностей специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Полученные данные согласуются с результатами исследований С. С. Драчёва [2]; И. М. Сидорке-вича [6], Ю. Б. Букина [1], В. И. Михалёва [3], И. В. Переверзевой [4] и свидетельствуют о достаточно выраженной зависимости деятельности от уровня развития перечисленных способностей. Интеграция вычлененных факторов проявляется во взаимосвязи показателей одного компонента с показателями другого, а также между показателями в каждом компоненте.

Такие же взаимосвязи установлены в ходе исследования и в других компонентах. Совокупность основных характеристик профессиональной эффективности специалистов кафедр физического

воспитания вузов позволяет представить реальную структуру их профессиональной компетентности, основное содержание которой отражено в двух взаимосвязанных подструктурах:

1) стратегической — включающей определение целей деятельности; выявление и формулировку информационных проблем и поиск эффективных методов их решения; выявление факторов, способствующих творческой продуктивной работе; осуществление комплексного планирования работы (как собственной, так и подчинённых); осуществление поиска новых информационных технологий организации учебного процесса; проведение инструктажа исполнителей и организацию их деятельности; обеспечение контроля деятельности и выполнение поставленных задач; организацию собственной деятельности; обеспечение необходимым инвентарём, оборудованием и финансовыми инвестициями;

2) коммуникативной — нацеленной на понимание процесса подготовки специалистов, стимулирование их деятельности, формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; умение оказывать психолого-педагогическое воздействие на объекты педагогической деятельности; знание современных информационных педагогических технологий и умение их использовать для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Важнейшим критерием эффективности профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов является отношение их к воспитательной работе на основе исполь-

зования информационных технологий. В связи с этим нами было предпринято сравнительное исследование профессиональной компетентности в оценке эффективности воспитательной работы специалистов кафедр физического воспитания вузов на основе использования информационных технологий.

Интегральная оценка состояния воспитательной работы определялась по данным опроса трёх контингентов специалистов (преподаватели, руководители и тренеры). При этом было установлено, что в процессе оценивания факторов эффективности воспитательной работы на основе использования информационных технологий специалистами обследуемых групп имеются определённые разногласия.

При оценке тренерами состояния воспитательной работы в собственной профессиональной деятельности и её связи с факторами эффективности на ведущее место выходят показатели, характеризующие его индивидуальную педагогическую подготовленность: личностные качества (г = 0,74), уровень воспитательно-педагогических знаний и умений (г = 0,69), общеобразовательная информационная подготовка и эрудиция (г = 0,63), организаторские умения (г = 0,71).

Таким образом, можно выделить две группы факторов: факторы, обусловленные состоянием воспитательной работы в учебных группах, и факторы, определяемые уровнем информационного профессионализма воспитателя. Правомерно заключить, что именно эти две группы факторов во взаимосвязи обусловливают эффективность воспитательной работы на непосредственном субъектном уровне.

Руководители, составившие второй исследуемый контингент специалистов, эффективность воспитательной работы также связывают, во-первых, с уровнем профессионального мастерства субъектов воспитания и, во-вторых, с организацией учебно-воспитательной работы в структурных подразделениях вуза на основе использования информационных технологий. Между тем, как показывают результаты исследований, руководители не придают существенного значения уровню подготовки преподавательского состава в области воспитательной работы на основе использования информационных технологий. Это свидетельствует о недооценке ими роли и значения информационных технологий в деятельности педагога-тренера как воспитателя. Полученные

данные согласуются с материалами исследований М. В. Прохоровой [5], И. М. Сидоркевича [6], С. С. Драчёва [2], Ю. Б. Букина [1], которые также отмечали установленную особенность.

В оценке специалистами-экспертами общего состояния воспитательной работы со студентами на основе использования информационных технологий установлена высокая корреляционная связь с личностными качествами преподавателя (г = 0,72), уровнем его информационно-педагогических знаний и умений в области воспитательной работы (г = 0,68), а также с общеобразовательной (г = 0,81) и профессиональной подготовкой (г = 0,77). Организация учебно-воспитательной работы специалистами кафедр физического воспитания вузов в учебных группах и управление ею со стороны администрации не обнаружили значимых корреляционных связей с общим состоянием учебно-воспитательной работы в вузе.

Сопоставление результатов педагогических наблюдений, экспертных характеристик и опроса субъектов обучения позволяет сделать выводы о том, что высокий уровень воспитательной работы на основе использования информационных технологий является непременным условием успешности профессиональной деятельности специалистов кафедр физического воспитания вузов.

Вместе с тем показатели состояния информационного обеспечения воспитательной работы со студентами обнаруживают значительный резерв её совершенствования.

Проведённый факторный анализ подтвердил необходимость овладения специалистами кафедр современными информационными технологиями воспитания студентов, их профессионального развития на основе методов психолого-педагогического воздействия на социальные процессы и объекты.

Список литературы

1. Букин, Ю. Б. Профессиональное совершенствование специалистов спортивных клубов единоборств на основе информационно-педагогических технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Б. Букин. — СПб., 2007. — 20 с.

2. Драчёв, С. С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями : монография / С. С. Драчёв. — СПб. : СПб ГУ, 2002. — 202 с.

3. Михалёв, В. И. Проблемы и перспективы подготовки тренерских кадров как работников учреждений спортивной подготовки / В. И. Миха-

лёв, И. И. Самсонов, А. А. Сапунков // Омск. науч. вестн. — 2013. — № 2 (116). — С. 193-199.

4. Переверзева, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития преподавателей по физическому воспитанию в вузе / И. В. Переверзева. — Ульяновск : УГТУ 2011. — 225 с.

5. Прохорова, М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой ком-

Поступила в редакцию 14 апреля 2017 г.

Для цитирования: Дмитренко, О. А. Педагогические особенности, определяющие личностно-ин-формационную подготовленность специалистов по физической культуре к профессиональной деятельности в вузе / О. А. Дмитренко, Ф. Г. Переходко, А. А. Михонин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 73-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Дмитренко Олег Алексеевич — кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры физической подготовки, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С. М. Будённого. Санкт-Петербург, Россия. odmi@inbox.ru

Переходко Фёдор Георгиевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и валеологии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Санкт-Петербург, Россия. perfedorspb@mail.ru

Михонин Аркадий Александрович — кандидат педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры физической подготовки, Военная академия связи имени маршала Советского Союза С. М. Будённого. Санкт-Петербург, Россия. arkady.mikhonin@gmail.com

петенции специалистов по физической культуре и спорту : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Прохорова. — СПб., 1993. — 43 с.

6. Сидоркевич, И. М. Социально-ориентированное управление физкультурно-спортивными организациями «Динамо» : монография / И. М. Сидорко-вич. — СПб. : СПб ГУ, 2002. — 267 с.

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 2, pp. 73-79.

Pedagogical Features that Determine the Personal and Information Preparedness of Specialists in Physical Culture for Professional Activities in the University

O.A. Dmitrenko1, F.G. Perehodko2, A.A. Mykhonin3

1Budyonny Military Academy of Communications, Saint Petersburg, Russia. odmi@inbox.ru 2Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Saint Petersburg, Russia. perfedorspb@mail.ru

3Budyonny Military Academy of Communications, Saint Petersburg. Russia. arkady.mikhonin@gmail.com

This article reveals the pedagogical features that determine the personal and information preparedness and professional effectiveness of specialists in physical culture and sports to conduct educational activities in the university, based on information support and support of the educational process.

Keywords: personal-information preparedness, information support, professional effectiveness, competence.

References

1. Bukin Yu.B. Professional'noye sovershenstvova-niye spetsialistov sportivnykh klubov yedinoborstv na osnove informatsionno-pedagogicheskikh tekhnologiy [Professional Development of Specialists of Sport Clubs Martial Arts on the Basis of the Information and Pedagogical Technologies. Abstract thesis]. St. Petersburg, 2007. 20 p. (In Russ.).

2. Drachyov S.S. Teoriya i metodika professional'nogo sovershenstvovaniya sub 'yektov upravleniya obshchest-vennymi fizkul'turno-sportivnymi ob'yedineniyami i or-ganizatsiyami [Theory and Methods of Professional Development of Subjects of Management of Public Sports Associations and Organizations]. St. Petersburg, 2002. 202 p. (In Russ.).

3. Mihalyov V.I. Problemy i perspektivy podgoto-vki trenerskikh kadrov kak rabotnikov uchrezhdeniy

sportivnoy podgotovki [Problems and Prospects of Training of the Coaching Staff as Employees of Institutions of Sports Training]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2013, no. 2 (116), pp. 193199. (In Russ.).

4. Pereverzeva I.V. Psikhologo-pedagogicheskoye so-provozhdeniye professional'nogo razvitiya prepodavate-ley po fizicheskomu vospitaniyu v vuze [Psycho-pedagogical Support Teachers' Professional Development on Physical Education in Universities]. Ul'yanovsk, 2011. 225 p. (In Russ.).

5. Prohorova M.V. Teoreticheskiye i metodicheskiye osnovy formirovaniya upravlencheskoy kompetentsii spetsialistov po fizicheskoy kul'ture i sportu [Theoretical and Methodical Bases of Formation of Managerial Competence of Specialists in Physical Culture and Sport. Thesis]. St. Petersburg, 1993. 43 p. (In Russ.).

6. Sidorkevich I.M. Sotsial'no-orientirovannoye up-ravleniye fizkul'turno-sportivnymi organizatsiyami «Dinamo» [Socially-oriented Management of Sports Organizations "Dynamo"]. St. Petersburg, 2002. 267 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.