Научная статья на тему 'Основные параметры, характеризующие профессиональное развитие и саморазвитие различных категорий специалистов боевых и спортивных единоборств'

Основные параметры, характеризующие профессиональное развитие и саморазвитие различных категорий специалистов боевых и спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаданов А. Ш., Гаданов З. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные параметры, характеризующие профессиональное развитие и саморазвитие различных категорий специалистов боевых и спортивных единоборств»

вания в подготовке будущих инженеров, нацеливает на поиск оптимальных путей реализации этого по дисциплине "Физическая культура". Решение проблемы осложняется тем, что отведенных часов (400 часов на весь срок обучения) недостаточно для практических занятий, для поддержания необходимого уровня двигательной активности. В данной ситуации, по нашему мнению, решающую роль могут сыграть два направления: изменение технологии преподавания дисциплины и использование современных технических средств обучения или точнее информационных технологий.

Во-первых, для усиления данной направленности занятий необходимо поменять акцент в роли преподавателя с непосредственно проводящего тренировочное занятие на роль методиста на занятиях. Как это сделать, с использованием каких педагогических приемов, подходов - это задача специалистов по разработке технологий преподавания, по обобщению передового опыта тех преподавателей, которые уже начали применять такой подход на кафедрах физического воспитания в ряде вузах города.

Во-вторых, максимально использовать самостоятельные занятия студентов, как на учебных занятиях, так и во внеучебное время. И эту задачу можно решать при использовании информационных технологий, создавая адаптированные для самостоятельного изучения студентами методические пособия, компьютерные программы, видеофильмы и т.п.

Решение этих вопросов возможно в ряде условий, но основное - это подготовка и переподготовка преподавателей кафедр физического воспитания и сложности здесь лежат, в большей степени, не в экономической области, а в психологической, в перестройке привычного подхода к проведению занятий. При реализации задач переподготовки преподавателей вузов информационным технологиям, по нашему мнению, должно отводиться важное место.

На основании новой примерной программы, рекомендованной министерством образования и науки РФ, высшие учебные заведения разрабатывают свои программы, утверждают их в своих вузах и отстаивают при прохождении министерских аккредитаций и аттестаций.

А.Ш. Гаданов, З.Ш. Гаданов

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЕВЫХ И СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, Россия

Комплексный анализ успешности профессиональной деятельности специалистов боевых и спортивных единоборств осуществлялся на основе методики оценки профессионального развития и саморазвития специалиста. Данная методики и технология ее использования довольно подробно описаны в работе

А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой (2003). В нашей работе содержание этой методики было подвергнуто определенной корректировке в соответствии с характером и спецификой деятельности объекта исследования.

Содержание экспертного опроса включало оценку: знаний специализации, коммуникативной культуры, организаторских способности, готовности к самообразованию и саморазвитию, склонности к научно-исследовательской работе, восприимчивость к спортивным новациям и др. Данные самооценки уровня профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных единоборств представлены в табл.

Таблица

Результаты самооценки уровня профессионального развития и саморазвития специалистов военно-спортивных единоборств________

Параметры профессионального развития Оценка (в %)

Высокая Скорее высокая Скорее низкая Низкая

Знание своей специализации 31,6 45,8 13,2 0

Методическая подготовка 22,8 41,8 35,4 0

Общая культура 35,1 41,5 22,4 0

Коммуникативная культура 26,3 49,5 24,12 0

Организаторские способности 24,5 48,2 27,3 0

Подготовленность к работе 34,7 38,5 26,8 0

Восприимчивость к спортивным новациям 28,7 36,5 29,4 5,4

Г отовность к самообразования и саморазвитию 38,7 36,6 10,5 14,2

Склонность к научноисследовательской работе 16,0 28,8 39,8 15,4

Рассматривая ведущие виды профессиональной деятельности, можно отметить, что руководители спортивных клубов единоборств в качестве ведущей выделяют организаторскую деятельность, тренерский состав - организаторскую и учебно-тренировочную, спортивные менеджеры - организаторскую и соревновательную, спортсмены - учебно-тренировочную и соревновательную.

Так, 82% руководителей спортивных клубов единоборств ставят основной своей задачей вовлечение в занятия спортивной деятельностью как можно больше населения, организацию и проведение спортивных соревнований, координацию работ по различным аспектам функционирования клубов.

97% тренерского состава в качестве ведущей выделяют организацию учебно-тренировочного и воспитательного процесса со спортсменами, подготовку

перспективных спортсменов, успешное выступление их в соревнованиях.

86% спортивных менеджеров главное звено своей организаторской деятельности видят в обеспечении качественного тренировочного и соревновательного процессов, подготовку судейского и спортивного актива, проведение работы среди тренеров и спортсменов.

99 % спортсменов основной своей задачей считают подготовку и успешное выступление в соревнованиях.

Серьезное влияние на эффективность профессиональной деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако 58% при этом отмечают некоторую неудовлетворенность своей работой в связи с трудностями социальноэкономического характера.

Важнейшим условием эффективного профессионального саморазвития 71% опрошенных отметили необходимость овладения современными информационными и телекоммуникационными технологиями, а также информационную грамотность специалистов физкультурного профиля.

Анализ профессиональной деятельности специалистов спортивных единоборств конкретного профиля показал, что разработанная структура профессиональной эффективности, включающая основные параметры, рассматриваемые с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного аспектов, может быть общей для всех субъектов боевых и спортивных единоборств. Полученные данные совпадают с результатами ранее выполненных исследований (В.Ю.Волков, Л.М.Волкова,2001).

Вычленение общего и особенного в характере профессиональной деятельности специалистов боевых и спортивных единоборств позволяет убедиться в правомерности построения единой модели профессионального развития и саморазвития специалистов, основанной на интеграции отдельных модельных характеристик.

А.Ш. Гаданов, З. Ш. Гаданов

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЕВЫХ И СПОРТИВНЫХ

ЕДИНОБОРСТВ

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, Россия

Для осуществления оптимального управления процессом профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств на основе телекоммуникационных и информационно-педагогических технологий важнейшее значение имеет критерий эффективности, который определяет наилучшую стратегию достижения конечной цели. Данный критерий по своей сути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.