Научная статья на тему 'Критерии эффективности профессионального развития и саморазвития специалистов боевых и спортивных единоборств'

Критерии эффективности профессионального развития и саморазвития специалистов боевых и спортивных единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности профессионального развития и саморазвития специалистов боевых и спортивных единоборств»

перспективных спортсменов, успешное выступление их в соревнованиях.

86% спортивных менеджеров главное звено своей организаторской деятельности видят в обеспечении качественного тренировочного и соревновательного процессов, подготовку судейского и спортивного актива, проведение работы среди тренеров и спортсменов.

99 % спортсменов основной своей задачей считают подготовку и успешное выступление в соревнованиях.

Серьезное влияние на эффективность профессиональной деятельности оказывает социальный престиж специальности. Результаты исследований свидетельствуют, что все группы опрошенных достаточно высоко оценивают престиж выбранной профессии, однако 58% при этом отмечают некоторую неудовлетворенность своей работой в связи с трудностями социальноэкономического характера.

Важнейшим условием эффективного профессионального саморазвития 71% опрошенных отметили необходимость овладения современными информационными и телекоммуникационными технологиями, а также информационную грамотность специалистов физкультурного профиля.

Анализ профессиональной деятельности специалистов спортивных единоборств конкретного профиля показал, что разработанная структура профессиональной эффективности, включающая основные параметры, рассматриваемые с позиции стратегического, организаторского и коммуникативного аспектов, может быть общей для всех субъектов боевых и спортивных единоборств. Полученные данные совпадают с результатами ранее выполненных исследований (В.Ю.Волков, Л.М.Волкова,2001).

Вычленение общего и особенного в характере профессиональной деятельности специалистов боевых и спортивных единоборств позволяет убедиться в правомерности построения единой модели профессионального развития и саморазвития специалистов, основанной на интеграции отдельных модельных характеристик.

А.Ш. Гаданов, З. Ш. Гаданов

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БОЕВЫХ И СПОРТИВНЫХ

ЕДИНОБОРСТВ

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, Россия

Для осуществления оптимального управления процессом профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств на основе телекоммуникационных и информационно-педагогических технологий важнейшее значение имеет критерий эффективности, который определяет наилучшую стратегию достижения конечной цели. Данный критерий по своей сути

выражает меру целесообразности достижения цели определенными средствами. Для критериев, как и для их целей, существует функциональная зависимость трех типов (Ю.К..Бабанский,1989).

Первый тип критериев обусловлен степенью достижения педагогической цели, т.к. при профессиональном развитии и саморазвитии специалистов возможны различные способы управления, обеспечивающие решение образовательных задач в одинаковой степени. Получение запланированного результата является тем индикатором, который может подтвердить правильность организации управления процессом профессионального совершенствования.

Второй тип критериев позволяет оценивать и сравнивать эффективность различных способов профессионального развития и саморазвития, а также выбирать оптимальные сочетания по каким-либо характеристикам (времени, объему, интенсивности и т.п.) (С.С.Драчев, 2002).

Третий тип критериев - смешанный, который позволяет оценивать соотношение путей и степени достижения целей профессионального развития и саморазвития.

Критерии эффективности обусловливают понятие оптимума. Данный подход к организации процесса развития и саморазвития специалистов спортивных единоборств не всегда оказывается возможным в силу определенных объективных и субъективных причин. В этих случаях конструирование процесса профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств, выбор управляющих воздействий будут отличаться от оптимального варианта в приемлемых пределах, а педагогическое управление - соответствовать задачам совершенствования профессиональной деятельности (В.А.Якунин, 1988).

Разработка содержания и основных направлений процесса профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств, предполагает не только выделение оптимальных критериев, но и ведущих его компонентов. Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время существуют различные подходы к определению компонентного состава педагогических систем. Наиболее приемлемой с теоретической и практической точки зрения, является пятикомпонентная структура учебнопедагогической деятельности, разработанная А.А.Деркач, Н.В. Кузьминой, (1980).

Проектировочный компонент включает действия по перспективному, текущему и оперативному планированию целей профессионального развития и саморазвития специалистов, педагогических задач и способов их решения, предвидению ошибочных действия, приводящих к снижению эффективности достижения цели, прогнозированию развития педагогической системы и ее составляющих.

Конструктивный компонент предполагает совершенствование методического содержания профессиональной подготовки, его композиционное построение

с учетом решаемых задач.

Коммуникативный компонент включает в себя действия по регламентации и регулированию отношений между субъектами и объектами учебной деятельности как по вертикали, так и горизонтали.

Организаторский компонент обеспечивает практическую деятельность по реализации принятых решений и достижению целей профессионального развития и саморазвития специалистов.

Анализ структуры и основных направлений профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных единоборств свидетельствует, что эффективность процесса ее совершенствования зависит от выбора наиболее оптимального способа решения образовательных задач. Данный выбор обусловлен спецификой и характером функционирования профессиональной деятельности специалистов спортивных и боевых единоборств, которые предполагают создание оптимальных для самостоятельного поиска необходимой информации, исходя из потребностей профессиональной деятельности и наличия исходного уровня специальных знаний.

Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим данному требованию, является использование обучающих систем, основанных на современных телекоммуникационных и информационнопедагогических технологиях. При этом в качестве оптимального средства конструирования дидактического материала можно использовать блочномодульные технологии, для активизации восприятия учебной информации -организационно-игровые, а для оптимальной передачи дидактической информации - технологии дистанционного обучения (В.Ю.Волков, Л.М.Волкова. 2001)

По нашему мнению перечисленные технологии относятся к инновационным средствам дидактики и могут продуктивно применяться не только в условиях стационарного обучения, но и при саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств.

Гарцуев А.В.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт международных образовательных программ, Россия,

па1а1уауеп§егоуа@уапёех. ги

Одними из неотъемлемых средств общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза являются подвижные и спортивные игры. Эти средства в сочетании с неигровыми заданиями в виде разнообразных легкоатлетических и гимнастических упражнений, могут ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.