Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях'

Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL SKILLS / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковец Е.А., Карпов В.Ю.

В новых социально-экономических условиях актуальность приобретают такие виды физкультурно-профессиональной деятельности, как рекреационная, реабилитационная, валеологическая, туристическая, менеджерская, при сохранении потребности в преподавательских кадрах и сокращении тренерских. При подготовке специалистов следует учитывать социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в обществе, и отвечать его конкретным запросам, необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и региональных инфраструктур. Методика, при которой обучаемый оказывается в позиции активного участника процесса познания, приобретающего самостоятельные знания под руководством преподавателя, должна быть признана единственно конструктивной. Совершенствование профессионального образования в сфере физической культуры следует связывать с расширением образовательного пространства (номенклатуры специальностей), реформированием организационных структур и улучшением обучающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоцерковец Е.А., Карпов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

In new social economic conditions such kinds of physical educational professional activities as: recreational, rehabilitational, tourists, managering, are becoming more and more actual. At the same time it is necessary to preserve the teaching staff and to reduce the staff of trainers. While preparing experts it is important to take into account social economic situation in the society. Experts in their turn should meet the demands of the society; take into consideration labour market and regional infrastructures. The technique when a trainee appears to be in the position of an active participant of the process of cognition should be recognized as the only constructive. And it is under the teacher's guidance that an active participant acquires his (her) own knowledge. Perfection of vocational training in the sphere of physical education should be connected with the expansion of educational space, with reforming organizational structures and improvement of training technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ст. преподаватель Е. А. Белоцерковец, КСЭИ, г. Краснодар,

доктор педагогических наук, профессор В. Ю. Карпов,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, г. Сочи

в новых социально-экономических условиях актуальность приобретают такие виды физ-культурно-профессиональной деятельности, как рекреационная, реабилитационная, валеологи-ческая, туристическая, менеджерская, при сохранении потребности в преподавательских кадрах и сокращении тренерских. При подготовке специалистов следует учитывать социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в обществе, и отвечать его конкретным запросам, необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и региональных инфраструктур. Методика, при которой обучаемый оказывается в позиции активного участника процесса познания, приобретающего самостоятельные знания под руководством преподавателя, должна быть признана единственно конструктивной. Совершенствование профессионального образования в сфере физической культуры следует связывать с расширением образовательного пространства (номенклатуры специальностей), реформированием организационных структур и улучшением обучающих технологий.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальная адаптация, профессионально-педагогические умения и навыки, система высшего образования.

Анализ трудоустройства выпускников в странах Европы показывает, что наибольшее количество рабочих мест предоставляет система народного образования, и успешность трудоустройства зависит от специализации выпускника, то есть от того, насколько привлекателен для учащихся вид физической активности, в которой он специализируется. Данное положение соответствует спросу на специалистов в странах Запада. От специалистов физической культуры в настоящее время требуется расширение их сферы деятельности от работы с детьми дошкольного возраста до работы с людьми пожилого и старческого возраста, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, хронические заболевания и инвалидность, включая физкультурное образование населения [5].

К настоящему времени во всех странах постсоциалистического пространства произошло резкое сокращение числа занимающихся в спортивных секциях и клубах. Данная тенденция наиболее очевидна на территории бывшего СССР. Так, например, в одной только республике Коми за 1994 г. число занимающихся спортом сократилось более чем на 15000 человек, в течение 1996-98 гг. - еще почти на

23000 человек [9]. В республике продолжается снижение числа лиц, занимающихся спортом. В Республике Казахстан только за 1993 г. число занимающихся спортом сократилось на 62,5 тысячи человек, а тренеров - на 480 человек [9]. Подобная тенденция имеет место и в России.

Тенденция по сокращению спроса на тренерские кадры развивается даже на фоне государственной поддержки и финансирования спорта в Беларуси. Происходящие социальные процессы отражаются на структуре рынка труда, которая в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 60% специалистов работают в области физического воспитания; 25% занимаются тренерской деятельностью, 15% - организационно-управленческой.

В новых социально-экономических условиях актуальность приобретают такие виды физкультурно-професси-ональной деятельности, как рекреационная, реабилитационная, валеологическая, туристическая, менеджерская, при сохранении потребности в преподавательских кадрах и сокращении тренерских [3].

При подготовке специалистов следует учитывать социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в обществе, и отвечать его конкретным запросам, необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и региональных инфраструктур, определять объем знаний по различным предметам и годам обучения. Перечень специальностей и количественный состав выпускников вузов должны соответствовать общественным потребностям. В соответствии с социальным заказом и реальной потребностью в странах Запада основной специальностью в вузах и на факультетах физкультурного профиля является «Преподаватель физического воспитания», по которой обучается до 50% студентов [6].

По некоторым данным [8], в Финляндии факультет спорта и здоровья (Университет, г. Jyvaskala), ориентируясь на социальный заказ, готовит различных специалистов в следующей пропорции: преподаватели физического воспитания - 48%, тренеры - 10%, физиотерапевты, геронтологи, гигиенисты - 12%, валеологи - 20%. Во Франции, в Университете Клода Бернара, на факультете физического воспитания это выглядит следующим образом: преподаватели физического воспитания - 46%, спортивные менеджеры - 30%, тренеры - 15%, специалисты по работе с инвалидами - 9%.

В условиях рыночного регулирования отношений производителя и потребителя одним из центральных вопросов является качество производимой и предлагаемой продукции с точки зрения спроса. Это связано с тем, что совре-

менный потребитель становится все более критичным. Качество продукции в сфере физической культуры следует рассматривать как меру удовлетворения потребностей и ожиданий клиента. При этом предлагаемые услуги рассматриваются как совокупность определенного количества операций. Качество услуг неразрывно связано со способом предложения услуг и личностью, их предлагающей и осуществляющей.

Таким образом, качество услуг, а, следовательно, спрос на них в сфере физической культуры (как, впрочем, и в любой другой отрасли) зависит от специализации и уровня профессиональных и личностных качеств организаторс-ко-педагогических кадров.

С учетом того, что рынок труда в сфере физической культуры в России становится таким же вариативным и разнообразным, как и в странах Запада, выпускники вузов и факультетов физической культуры должны обладать профессиональной мобильностью.

В сфере физической культуры характерен волнообразный спрос на специалистов: после периода перепроизводства кадров следует корректирующая (с учетом социальной потребности) организационно-методическая перестройка образовательного процесса, ведущая к росту востребованности специалистов. Мы являемся свидетелями бурных социальных перемен, смены социальных и ценностных ориентиров. Массовое закрытие ДЮСШ и спортивных секций в коллективах физической культуры и ДСО привело к уменьшению числа лиц, занимающихся всеми видами спорта.

По данным В. В. Кузина [8], в секциях и спортивных школах в настоящее время занимается менее 10% детей, а в спорте высших достижений занято лишь 0,22% в возрасте от 16 до 25 лет. Следовательно, в других возрастных категориях этот показатель будет значительно ниже.

Образование должно соответствовать требованиям общества. Ощущается потребность в специалистах для работы с лицами разных возрастных групп и различных слоев населения. Перед высшими учебными заведениями физической культуры стоит ряд важных задач, направленных на повышение качества подготовленности и расширение номенклатуры специальностей.

Социально адаптироваться легче могут специалисты, имеющие фундаментальную знаниевую и широкую двигательную подготовленность. Данный посыл должен учитываться не только при разработке и реализации учебных планов и программ в рамках вуза, но и при проведении вступительных испытаний. При разработке стратегии профессионального образования мы обязаны исходить из того социально-экономического положения, которое сложилось в стране после распада социалистического блока. Оно выразилось в резком сокращении потребности в специалистах узкого профиля.

Наряду с существенным уменьшением государственного финансирования спорта, появилась возможность самим специалистам активно формировать рынок труда. Широкое распространение получают и большим спросом пользуются образовательные, рекреационные и реабилитационные технологии, связанные с физической активностью. В связи с увеличением числа уроков в школьных программах сохраняется и увеличивается потребность в школьных педагогических кадрах, несмотря на имеющую место демографическую «яму». По-прежнему сохраняется и увеличивается (в связи с открытием новых вузов, в том числе и негосударственного подчинения) потребность в преподавателях для вузов даже

с учетом вариативности учебных программ по физической культуре.

Традиционно отечественное высшее профессиональное образование в сфере физической культуры было ориентировано на подготовку тренеров и преподавателей, а рекреационный и реабилитационный потенциал физической культуры оставался в области теории. В итоге мы оказались в такой ситуации, когда население Российской Федерации в повседневной жизни в 10 раз меньше использует возможности физической культуры для профилактики соматических и психических заболеваний, чем жители цивилизованных стран. Актуальной задачей, поставленной перед высшей школой, является разработка образовательных маршрутов по подготовке профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов.

Рынок труда в последние годы в силу влияния различных обстоятельств становится вариативным и лишенным былой стабильности. Социальные, экономические, демографические факторы, профессиональная неготовность (преимущественно в организаторских и коммуникативных компонентах профессиограммы) к современным условиям профессиональной деятельности остро обозначили противоречия между социальным заказом и подготовленностью выпускников физкультурных вузов и факультетов. Данные обстоятельства обуславливают актуальность проблемы модернизации процесса профессионального образования в сфере физической культуры.

Образование - это инвестиция отдельных людей и общества в целом в собственное будущее. Система образования и высшая школа определяют место страны в мировом сообществе, уровень развития культуры и являются лучшим способом выравнивания жизненных шансов граждан. Для понимания важности проведения преобразований в системе образования следует исходить из того, что возрастающая потребность в знаниях ориентирует образовательные системы на роль принципиальных предпосылок экономического роста, на необходимость повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе и на снижение уровня безработицы и что система образования и подготовки специалистов не удовлетворяет потребности экономики [12].

Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В современных условиях образование больше не должно оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Процесс совершенствования профессионального образования педагогических кадров должен проводиться по трем направлениям. Во-первых, это решение социально-педагогических задач, включающее в себя определение в общей структуре педагогического профессионализма взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, предполагающее специальное построение процесса обучения и управления. Во-вторых, это решение организационно-педагогических задач, определяющее совершенствование подготовки учителя не за счет увеличения объема часов на психолого-педагогические дисциплины, а путем их более профессиональной предметной ориентации. И, в-третьих, это решение дидактико-методических задач, разрабатывающих целостные обучающие комплексы, интегрирующие знания и опыт.

В процессе профессионального образования в сфере физической культуры должна достигаться интеграция знаний, полученных по всем дисциплинам с имеющимся педагогическим и жизненным опытом, формироваться ориентация на самосовершенствование.

Вузы должны содействовать образованию, создавать гибкие образовательные пути, играть роль предвосхитите-лей новых потребностей в трансферте знаний. Профессиональная компетентность спортивного педагога определяется как обладание и умение использовать необходимые знания, умения и навыки в любом виде спортивно-педагогической деятельности. Задача вуза заключается в формировании мировоззрения, на которое опираются предметные и психолого-педагогические знания.

Цель модернизации отечественного образования заключается в нахождении действенных путей разрешения противоречия между сложившимися в обществе стереотипными подходами к системе образования и новыми требованиями. Необходим пересмотр как содержания, так и системы оценки результатов образования.

И. Я. Лернер [10] определил содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, как систему, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Таким образом, в образовании соединяются обучение, воспитание и развитие. Отсюда и множество отдельных линий, направлений, которые характеризуют в различных аспектах содержание и процесс обучения.

В этом контексте логично обратиться к такому понятию, как конкурентоспособность образования. Дело в том, что каждый, получивший образование, рано или поздно должен будет трудиться в условиях рынка. Рынок же предъявляет свои требования к работнику. Поэтому, если образование по-настоящему конкурентоспособно, оно дает возможность человеку более свободно вступать в отношения конкуренции на рынке труда, помогает работать качественно, развивает способности преодолевать длительные затруднения. В связи с этим любой вопрос в области содержания образования, методов, средств обучения совершенно необходимо рассматривать и решать, учитывая итоговый результат, т. е. обеспечение конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Подготовка кадров высшей квалификации является одним из важнейших факторов успешной реализации программ, направленных на модернизацию социально-экономического уклада России. Система образования - главный источник повышения интеллектуального и экономического потенциала общества. Ключевая роль в этой системе отводится педагогическим кадрам, следовательно, процесс формирования педагога является приоритетным направлением в теории и практике дидактики.

Ведущей идеей педагогического образования являются развитие творческого мышления, нешаблонного самостоятельного подхода к решению конкретных педагогических задач, а также потребность и способность к самообразованию.

Успех образовательного процесса во все времена был детерминирован уровнем эрудиции, состоянием общей культуры и степенью образованности педагога. Одной из главных задач педагога является осуществление связи времен, так как учитель «передает эстафету» из настоящего в будущее [2]. Следовательно, проблема профессиональной подготовки педагогов является актуальной вне

зависимости от социально-экономической формации общества.

Технология учебного процесса должна быть ориентирована на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач. В сферу дидактических задач входит познавательная деятельность, состоящая из педагогической теории, идей, методов и форм включения студентов в процесс образования. Воспитательные задачи должны быть направлены как на совершенствование нравственных качеств будущего педагога, так и на формирование эмоционально-личностного положительного отношения к педагогической деятельности, на стремление к самореализации в этой профессии [4].

Раздел учебно-методической работы является именно той сферой деятельности студентов, которая создает возможности для целенаправленного формирования у них профессионально-педагогических умений в условиях реального учебно-воспитательного процесса. Только в процессе практической деятельности, учитывающей специфику будущей профессии, можно качественно подготовить студента в соответствии с Государственным образовательным стандартом, сформировать осознание поливариантности решения педагогических задач [2].

Профессионально-педагогические умения и навыки могут формироваться только в соответствующих условиях практической педагогической деятельности. Реализация подобных условий осуществляется в специально организованной учебной и педагогической практике. Основным и главным полигоном в процессе интеграции знаний и использования их непосредственно в реальных условиях педагогической деятельности является самостоятельная методическая и практическая деятельность студентов. В рамках методических и практических занятий происходит органичная интеграция многообразия новых знаний, которые приобретают практическую значимость, реализуясь в профессионально-педагогических и двигательных умениях и навыках. Следовательно, поиск путей рационализации этого раздела учебного процесса является перспективным направлением научных исследований в области подготовки физкультурных кадров.

В процессе теоретического обучения недостаточно развиваются творческое мышление студентов, умение связывать знания с различными ситуациями на практике, способность интегрировать полученные знания и преломлять их через специфику профессионально-педагогической деятельности.

Основным и главным полигоном в процессе интеграции знаний и использования их непосредственно в реальных условиях педагогической деятельности является методическая работа в курсе спортивно-педагогических дисциплин (СПД). В рамках спортивно-педагогических дисциплин совершенствуется профессионально-прикладная подготовленность студентов. Курс СПД является базовым и завершающим звеном СПО на вузовском этапе обучения [1].

Активизация учебной деятельности студентов является одновременно и практической задачей вузовского преподавателя, то есть проблемой вузовской дидактики. Обучение следует понимать как процесс продуктивный, а не адаптивный. Следовательно, учебную деятельность необходимо рассматривать как особую форму социальной активности субъекта, важнейшей характеристикой которой является усвоение знаний, умений и навыков. В своей работе мы руководствовались положениями о том, что процесс усвоения возможен только при активной деятель-

ности обучаемых по отношению к тому, что они познают и который осуществляется в процессе общения с другими людьми.

Методика, при которой обучаемый оказывается в позиции активного участника процесса познания, приобретающего самостоятельные знания под руководством преподавателя, должна быть признана единственно конструктивной. В условиях бинарного процесса обучения происходит не только познание, но формируется умение познавать, разрабатывается метод, овладение которым является одной из важнейших задач образования - «запустить» механизм самообразования.

Интегрируясь в европейское образовательное пространство, Россия очень осторожно переходит на многоуровневую систему высшего профессионального образования. В ряду причин, обусловливающих такое положение, В. А. Козырев [7] выделяет консервативность системы и недостаток информации. На современном этапе ощущается настоятельная необходимость нового осмысления статуса педагогического образования, создания «зон опережающего образования».

Дальнейшее совершенствование профессионального образования в сфере физической культуры следует связывать с расширением образовательного пространства (номенклатуры специальностей), реформированием организационных структур и улучшением обучающих технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алекперов С. А.., Кузнецов Ю. Л. Структура профессионально-прикладной подготовки студентов, специализирующихся в гимнастике [Текст] / С. А. Алекперов, Ю. Л. Кузнецов // Роль передовой теории и практики в профессионально-педагогической подготовке выпускников физической культуры: сб. науч. тр. /. - Л.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1989. - С. 41-45.

2. Ахметов С. М. Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки специалистов по физической

культуре в системе среднего профессионального образования [Текст] / С. А. Ахметов //Теория и практика физической культуры.

- 2003. - № 12. - С. 23-26, 39.

3. Войнар Ю. Профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в современных условиях [Текст] / Ю. Войнар // Матер.итоговой науч.-практич.конф. Академии физической культуры,посвященной 300-летию Санкт-Петербурга (26.01.11.02. 2003). - I часть. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003.

- С. 32.

4. Гончаров С. А. Воспитательный процесс в педагогическом вузе в контексте программы модернизации педагогического образования [Текст] / С. А. Гончаров // Информационный бюллетень. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 40-43.

5. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта [Текст] / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М.: Просвещение, 1985. - 335 с.

6. Егоршин А. П. Прогноз (о перспективах образования в России) [Текст] / А. П. Егоршин // Высшее образование в России.

- 2000. - № 4. - С. 17-30.

7. Козырев В. А. Модернизация педагогического образования и Болонский процесс [Текст] / В. А. Козырев // Информационный бюллетень. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 2331.

8. Кузин В. В. Время решающих перемен [Текст] / В. В. Кузин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 12. - С. 2-4.

9. Кульназаров А. К. Организационно-педагогические основы физкультурного движения Республики Казахстан [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999. - 173 с.

10. Лернер И. Я. Содержание межпредметных связей и пути их реализации [Текст] / И. Я. Лернер // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 1973. - С. 111-115.

11. Муртазина Г. Х. Дистанционное самообразование [Текст] / Г. Х. Муртазина // Матер. итоговой науч.-практич. конф. Академии физической культуры, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга (26.01-11.02 2003). - I часть. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. - С. 92.

12. Рожков П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире [Текст] /П. А. Рожков. - М.: Советский спорт, 2002.

- С. 12-16.

PECULIARITIES OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS

V. Karpov, Doctor of Pedagogics, Professor

Sochi State University of Tourism and Resort Activity, Sochi

E. Belotserkovets, Senior Teacher,

Kuban Social Institute of Economics, Krasnodar

In new social - economic conditions such kinds of physical - educational professional activities as: recreational, rehabilitational, tourists, managering, are becoming more and more actual. At the same time it is necessary to preserve the teaching staff and to reduce the staff of trainers. While preparing experts it is important to take into account social - economic situation in the society. Experts in their turn should meet the demands of the society; take into consideration labour market and regional infrastructures. The technique when a trainee appears to be in the position of an active participant

of the process of cognition should be recognized as the only constructive. And it is under the teacher's guidance that an active participant acquires his (her) own knowledge. Perfection of vocational training in the sphere of physical education should be connected with the expansion of educational space, with reforming organizational structures and improvement of training technologies.

Key words: vocational training, social adaptation, professional-pedagogical skills, system of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.