сиональными обязанностями, т.е. он обладает знаниями, умениями, навыками, входящими в состав профессиональной деятельности. Это возможно в условиях сознательной и специально организованной деятельности при насыщенности процесса обучения эмоциональными ситуациями, при его новизне, нетрадиционности выбора средств, методов, типов уроков с анализом успеха и при стимулировании методистом творческой деятельности будущих специалистов;
- преддипломная практика - этап профессионализации, адаптации в профессии, профессионального самоопределения, приобретения собственного опыта и стиля работы, необходимого для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности. На данном этапе практикантам предоставляется возможность свободно выражать свои мысли, взгляды при самостоятельном выборе способов решения проблем, определять индивидуальную альтернативную программу.
Подобный подход к проведению практик позволяет реализовать возможности студента как объекта с интегральной индивидуальностью.
Сущность процесса профессионального становления педагога по физической культуре в период производственных практик заключается в совершенствовании его личностно-деловых и профессиональных качеств, а также обогащении знаний, умений, сформированности профессиональной компетентности, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
Учебный процесс и производственные практики - это «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности» [2].
Подводя итоги ко всему изложенному, отметим: целенаправленный этапный подход к прохождению производственных практик, который проявляется во взаимосвязи образовательных программ, учебных планов по целостному развитию будущих специалистов, дает возможность гармонизировать процесс обучения, методически правильно формировать коммуникативные качества, разработать стратегию формирования практического опыта.
В целом нами раскрыт организационно-последовательный подход по содержанию и преемственности этапов производственных практик при подготовке специалистов физической культуры.
Литература
1. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. [Текст]/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 485 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессии: учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд. перераб., доп. [Текст] -М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
3. Фатеев В.А. Основы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры: учеб. пособие. [Текст] - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 170 с.
Сахиуллин Альфрит Амирович, заслуженный работник ФК РФ, доцент, доктор педагогических наук, директор Иркутского колледжа физической культуры и спорта; Иркутск, ул. Байкальская, 267, т. 35-38-66.
Sakhiullin Alfrit Amirovich, honored worker of physical education of the RF, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Irkutsk College of Physical Culture and Sports: Irkutsk, Baikalskaya Str., 267, tel., 3538-66.
УДК: 796/799 © А.А. Сахиуллин, О.В. Дулова
СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ПОТРЕБНОСТЯМИ РЫНКА ТРУДА
В статье рассматриваются этапы становления профессионально-компетентного специалиста в области физической культуры и спорта и значимость выявления потребностей работодателей, способствующая развитию диалога с социальными партнерами.
Ключевые слова: образовательные стандарты нового поколения, модульный подход, компетенции, анализ потребности работодателей.
А.А. Sakhiullin, O.V. Dulova
THE CONNECTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS CONTENT IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS WITH THE NEEDS OF LABOUR MARKET
In the article the stages of the development of professionally competent expert in the field of physical training and sports are considered. The importance of revealing of the employers ' requirements that promote the development of a dialogue with social partners is also under consideration.
Keywords: educational standards of new generation, modular approach, competences, the analysis of employers' requirement.
Государственные стандарты профессионального образования нового поколения разработаны на принципиально новой для России основе - учета требований работодателей. В связи с этим актуальными задачами в области профессионального образования являются усиление взаимосвязи с рынком труда и обновление содержания, методик и средств обучения.
Тенденциями в изменении характера задач специалиста в области физической культуры и спорта, в условиях компетентностно-ориентированного обучения, являются: готовность выпускников к любой социально-необходимой физкультурно-оздоровительной деятельности; способность к овладению универсальными знаниями, являющимися основой любой профессиональной деятельности; сформированность личностно-профессиональных значимых качеств и компетентностей.
Анализ существующих концепций развития специалиста в системе профессионального образования позволил нам интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом (рис. 1).
Первый этап - профессионально-содержательный. Ориентирован на развитие общих (ключевых) компетенций в контексте будущей профессиональной деятельности.
Второй этап - профессионально-деятельностный. Студент «погружается» в профессиональную среду, осваивает способы решения задач, которые содействуют становлению общепрофессиональной (базовой) компетенции на основе общей.
Третий этап - профессионально-личностный. Этап становления специальной компетентности на основе развитой общепрофессиональной.
Затем нследует этап развития специальной компетентности.
При этом общепрофессиональные компетенции отражают современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а общие компетенции показывают пути их решения. Специальные компетенции реализуют общие и общепрофессиональные компетенции применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Таким образом, качественное и эффективное выполнение каждой трудовой функции предполагает актуализацию интегрированной целостности всех групп компетенций [1].
Главным конечным результатом профессионального образования является обеспечение готовности специалиста квалифицированно и качественно выполнять трудовые функции. Выпускник должен быть готов к педагогической и тренерской деятельности, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской и рекреационной видам деятельности.
Эта задача чрезвычайно актуальна для всех ступеней профессионального физкультурного образования, так как в настоящее время не все выпускники после окончания учебного заведения трудоустраиваются по специальности, что объясняется рядом причин, основной из которых можно назвать несоответствие компетенций выпускников возрастающим требованиям работодателей. Часто учебные заведения не понимают и не принимают претензий работодателей, что во многом обусловлено отсутствием у них общего языка. Именно поэтому ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты) третьего поколения ориентированы на результаты обучения, определенные работодателями. Международный опыт показывает, что таким общим языком выступают компетенции.
Наличие общего языка при описании компетенций позволит в конечном итоге сравнивать результаты обучения и дипломы, выданные в разных странах, и тем самым подтверждать конкурентоспособность российских кадров.
Согласно современной общепринятой интерпретации компетенций, необходима целостность знаний, умений, опыта и отношений. Другими словами, в трудовой деятельности ценность имеют не знания работника как таковые (какие курсы он прослушал и на какую оценку сдал экзамены) и не то,
какие умения он освоил, а то, насколько эффективно он способен актуализировать совокупность этих знаний и умений в реальной трудовой деятельности, которая на современном этапе характеризуется растущей степенью неопределенности. Кроме того, важны ценностные установки человека, его опыт актуализации знаний и умений, напрямую зависящий от контекста их освоения, т.е. от технологии образовательной программы.
Обеспечение готовности специалиста к профессиональной деятельности в
области ФК и С
Педагогическая деятельно сть
Органнзадионно-у пр авл енч еская
деятельность
Тренерская деятельно сгть
Науч но-исследователъская деятельность
Культурно-просветительская
деятельн ость
Профессионально-компетентный специалист в области ФК и С
Рис. 1 Этапы становления профессионально-компетентного специалиста в сфере физической культуры и спорта
Таким образом, в сфере образования и обучения освоение компетенций становится конечной целью, а сами компетенции представляют собой результаты обучения, которые представляют собой формулировку того, что будет знать и уметь человек после завершения обучения. При этом результаты определяются не в образовательной среде, а в сфере труда. Другими словами, их формулируют работодатели. Задача сферы образования - создать такие условия, чтобы эти результаты были достигнуты в процессе освоения образовательной программы. Для этого необходимо обоснованно отобрать необходимое содержание, создать условия для освоения компетенций, в процессе активной деятельности обучающегося оценить сформированные компетенции.
Целостная природа компетенций предполагает целостность их освоения, что в свою очередь требует принципиально отличающегося от традиционного подхода к отбору содержания образовательных программ и интеграции изучения теории и приобретения практических умений в учебном процессе принципиально иной среды обучения, которая должна стать обучающей, а также новых принципов и методов оценки. Все это в совокупности составляет сущность модульной образовательной технологии, основанной на компетенциях [2].
Основной и принципиальной характеристикой модульных программ, основанных на компетенциях, является отражение в их содержании реальных требований работодателей к умениям, знаниям работников как на текущий момент, так и на перспективу. Знание будущих требований крайне важно для системы образования, поскольку подготовка работников должна носить опережающий характер и ориентироваться на перспективные потребности экономики и рынка труда. Учет в программах только текущих нужд может привести к последующей невостребованности выпускников на рынке труда.
Все вышесказанное говорит о необходимости следовать за развитием рынка труда и гибко адаптироваться к изменяющейся среде. Однако стандарты профессионального образования не «успевают» за переменами, поэтому меняющиеся требования к работникам в своих программах должны учитывать именно учебные заведения. При использовании технологии модульного обучения, основанного на компетенциях, профессиональное образование и обучение становятся прозрачными как для обучающегося, понимающего, каким будет результат обучения, так и для работодателя, который знает, что будут уметь выпускники, а не просто какой курс обучения и в каком учебном заведении они освоили [2].
Самая распространенная методика выявления потребностей работодателей получила название «анализ потребностей в умениях», основное назначение которого состоит в выявлении или уточнении результатов обучения для разработки модульных программ, основанных на компетенциях, или для обновления содержания программ, поскольку даже совершенные образовательные стандарты не могут учесть все значимые требования рынков труда [3].
И наконец, значимость анализа потребностей в умениях состоит в том, что в процессе деятельности происходит реальное взаимодействие учебного заведения с социальными партнерами (директорами ДЮСШ, средних общеобразовательных школ, председателями спортивных федераций), способствующее развитию социального диалога. В результате повышается мотивация работодателей к диалогу с учебными заведениями, поскольку они действительно влияют на подготовку специалистов. При успешном развитии социального диалога партнеры могут предоставить дополнительные возможности студентам не только для прохождения практики, но и для освоения конкретных видов деятельности в условиях реальной трудовой среды, что особенно важно, если в учебных заведениях нет оборудованных спортивных площадок или требуемых спортивных снарядов.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что анализ потребности в умениях должен стать частью деятельности учебного заведения. Его следует проводить регулярно (по меньшей мере один раз в два года), чтобы гибко реагировать на возникшие изменения. Необходимые изменения в содержание обязательной программы можно вносить в форме дополнительных модулей, а также в рамках программ дополнительного профессионального обучения.
Литература
1. Дулова О.В. Технология реализации модульно-компетентностного подхода в системе среднего физкультурного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - 172 с.
2. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: Теория и практика: Коллективная монография / под ред. Н.Ю. Посталюк. - Самара, 2006. - 187 с.
3. Олейникова О.Н. Анализ потребности в умениях: метод. пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова. - М.: Альфа, 2005. - 142 с.
Сахиуллин Альфрит Амирович, заслуженный работник ФКиС, доцент, доктор педагогических наук, директор Иркутского колледжа физической культуры и спорта.
Sahiullin AlfritAmirovich, honored worker of physical education of the RF, associate professor, doctor of pedagogical sciences, director of the Irkutsk College of Physical Culture and Sports.
Дулова Оксана Викторовна, преподаватель, кандидат педагогических наук, ФГБОУ СПО «Иркутский колледж физической культуры»; тел: 89501103710, E-mail: [email protected].
Dulova Oksana Viktorovna, lecturer, candidate of pedagogical sciences, Irkutsk College of Physical Culture and Sports. Irkutsk, tel.: 35-38-66, E-mail: [email protected].