Научная статья на тему 'Структурные и функциональные компоненты технологии реализации модульно-компетентностного подхода'

Структурные и функциональные компоненты технологии реализации модульно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY / MODULAR-COMPETENT APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / TARGET SETTING / SUBSTANTIAL COMPONENT / ORGANIZATIONAL COMPONENT / ESTIMATION OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулова Оксана Викторовна, Цинкер Виталий Михайлович

В статье рассматриваются структурные составляющие технологии реализации и специфика модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and functional components of technology of realization modul-competent approach

The article deals with the structural components of technologies of realization and specification of modular-competent approach in educational process

Текст научной работы на тему «Структурные и функциональные компоненты технологии реализации модульно-компетентностного подхода»

УДК 371.3

О. В. Дулова, В. М. Цинкер Структурные и функциональные компоненты технологии реализации модульно-компетентностного подхода

В статье рассматриваются структурные составляющие технологии реализации и специфика модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: технология, модульно-компетентностный подход, образовательный процесс, целевая установка, содержательный компонент, организационный компонент, оценка деятельности.

O. V Du/ova, V.M. Tsinker

Structural and functional components of technology of realization modul-competent approach

The article deals with the structural components of technologies of realization and specification of modular-competent approach in educational process.

Key words: technology, modular-competent approach, educational process, target setting, substantial component, organizational component, estimation of activity.

Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения.

Слово «технология» (от греч. «techne» - мастерство, искусство и «logos» - понятие, учение)

- совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [2].

В широкоаспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. Базируясь на имеющихся в педагогической науке понятиях системного подхода к обучению, педагогическими технологиями уместно считать инструментарий достижения целей [5].

Ориентация на технологический подход базируется на аксиоматических подходах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как?) методами и средствами обучения (при помощи чего?) с учетом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). Приведенные критерии в их комплексном применении определяют сущность учебного процесса - его технологии [5].

Модульно-компетентностный подход представляет собой модель организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры профессионального обучения [1].

Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочномодульного подхода, поскольку в отдельном модуле осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Он реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет методики формирования содержания и организации обучения. Данный подход позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся [3].

Модульно-компетентностный подход можно отнести к технологическому подходу в обучении, цель которого - сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Специфика за-

2010/13

ключается в том, что учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей [1].

Таким образом, структурными составляющими технологии являются следующие компоненты:

• целевая установка;

• содержательный компонент;

• организационный компонент;

• результат оценки деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).

Рассмотрим подробнее все компоненты технологии реализации модульно-

компетентностного подхода.

Целевая установка. Реализация основных направлений педагогической стратегии в конкретном образовательном учреждении начинается с целеопределения. Она определена государственным стандартом, выражается не только объемом необходимых знаний и умений, но и набором личностных качеств выпускника.

Цели обучения должны быть жизненно необходимыми, реально достижимыми, точными, проверяемыми, систематизированными и полными без избыточности, то есть диагностичны по всем основным параметрам. Жизненная необходимость означает, что цели не придумываются и задаются, а требуются, заказываются. Человек, вышедший из учебной аудитории в жизнь, должен быть готов действовать, решать задачи, а не только пересказывать содержание учебных текстов [5].

В модульно-компетентностном подходе важным отличительным преимуществом является детально спланированная, соотнесенная с потребностями рынка занятости, диагностично заданная цель обучения с покомпонентным описанием пути ее достижения и способов проверки ее достижения.

Содержательный компонент. В содержание обучения всегда вкладывается некоторая деятельность, которая осваивается в процессе получения обучающимися из различных источников информации об этой деятельности, ее переработки и применения на практике.

В литературе «содержание образования в профессиональной школе» обычно используется как категория, обозначающая требования к конечному результату учебной, трудовой, научной деятельности и жизнедеятельности вообще, к моменту завершения обучения и выраженная в системе знаний, умений, навыков, личностных качеств [1].

Содержательная сторона образования неотрывна от технологии ее передачи и усвоения обучающимися, то есть методов (способов) обучения.

Содержательный компонент технологии реализации модульно-компетентностного подхода отражается совокупностью специальных и ключевых компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей, составляющих квалификацию работника (рис. 1.).

Рис. 1. Схема состава квалификации работника (Н.Ю. Посталюк и др.) СК - специальная компетенция; КК - ключевая компетенция

Реализация этого подхода требует разработки новой образовательной программы. Очень важно при проектировании содержания любой учебной дисциплины позаботиться о том, чтобы каждая из дисциплин, изучаемая студентами, вносила фундаментальный вклад в их общее

профессиональное образование, чтобы соблюдался принцип: учить нужно не предмету, а специальности [4].

Единицей квалификации в рамках модульно-компетентостного подхода является профессиональная компетенция (специальная или ключе-

вая), которая формируется в процессе изучения одного или нескольких модулей содержания образования.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ.

В связи с этим стержнем технологии по реа-

лизации модульно-компетентностного подхода является модульное построение образовательных программ, позволяющих быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации (рис. 2.).

Модуль 1

Модуль 2 ________К

Модуль 3 уч_______

Модуль N

- 1 N. \пк -^/ пк/ы

Рис. 2. Состав модульной образовательной программы (Н.Ю. Посталюк и др.)

Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, состоит в том, что:

- по мере изменений требований сферы труда, в модули могут быть оперативно внесены необходимые изменения;

- на основе различных комбинаций модулей можно формировать самые различные курсы обучения в зависимости от потребности обучающихся и их исходного уровня (т.е. умений, знаний и опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой деятельности) [3].

Организационный компонент технологии реализации модульно-компетентностного подхода связан с организацией работы по модульной образовательной программе и соответствует логике проекта в его современном понимании как завершенного мини-цикла продуктивной деятельности со всеми его фазами, стадиями и этапами. Следовательно, учебный процесс на основе модульно-компетентностного подхода должен включать в себя три фазы: фазу проектирования (целеобразования), технологическую фазу (целевыполнения), рефлексивную фазу (контроля, оценки и рефлексии). Именно поэтому на стадии проектирования модульных образовательных программ большое значение придается последовательности расположения структурных компонентов программы и единому формату оформления разрабатываемых материалов [1].

Вопросы формирования оценки результатов деятельности входят в ряд основных задач модернизации российской системы профессио-

нального образования. Изменение в настоящее время характера профессионального образования и обучения приводит к необходимости пересмотра традиционных процедур и методов оценивания.

Очевидно, что профессиональную компетенцию как результат образования можно наблюдать только в деятельности, то есть о степени ее сформированности можно делать заключение только на основании осуществляемой человеком деятельности. Поэтому важно правильно определить набор различных видов деятельности, который позволит сделать достоверные выводы о компетенциях обучающегося. Необходимо использовать такие методы оценивания, которые могут наилучшим образом оценить интегрированный результат обучения. Совокупность полученных оценок позволит сделать выводы об уровне сформированности компетенций обучающегося [1].

В образовательных программах, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода, критерии оценки разрабатываются заранее и известны обучающимся уже в самом начале обучения, что исключает возможность их изменения в процессе освоения материала и субъективность оценивания.

Реализация модульно-компетентностного

подхода в образовательном процессе предполагает применение рейтинговой системы оценивания с определением видов и сроков контроля, максимальных и минимальных рейтинговых баллов по контрольным мероприятиям и по модулю в целом.

2010/13

Таким образом, технология реализации мо-дульно-компетентностного подхода в системе образования как целостная система затрагивает все структурные компоненты педагогической системы.

Литература

1. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: теория и практика / под ред. Н.Ю. Посталюк. - Самара, 2006. - 187 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., доп. -М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.

3. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие. - М.: АльфаМ, 2005. - 160 с.: ил.

4. Чернилевский Д.В., Князев В.В., Гайдаренко Л.В. Дидактические условия для подготовки преподавателей профессиональных дисциплин // Средне-профессиональное образование. - 2003. - № 2. - С. 35.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

Дулова Оксана Викторовна - преподаватель Иркутского техникума физической культуры.

Цинкер Виталий Михайлович - кандидат педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета.

Dulova Oksana Viktorovna - teacher of Irkutsk Technical School of Physical Education

Ph. 89501103710, e-mail: [email protected]

Tsinker Vitaliy Mikhailovich - candidate of pedagogical sciences, professor of Buryat State University.

УДК 796.40

СП Ермоленко Физическое воспитание студенток на основе специализации фитнес-аэробика

В статье представлены результаты влияния фитнес-аэробики на физическое и функциональное состояние студенток педагогического вуза. Показана организация оптимальных условий для улучшения физического воспитания и увеличения уровня физической подготовки студенток вуза.

Ключевые слова: состояние здоровья, фитнес-аэробика, физическое воспитание, физическая подготовленность, студентки.

S.P. Ermo/enAo

Physical education of female students based on the specialization fitness-aerobics

This article presents the results of the influence of fitness-aerobics on physical and functional development of female students of higher pedagogical educational establishment. The main purpose of this research is to show the organization of optimum conditions for improving physical education and increasing of the level of physical training of female students of high school.

Key words: health state, fitness-aerobics, physical education, physical training, female students.

Одним из основных объектов, на котором сосредоточено внимание специалистов, работающих в рамках теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, являются двигательные возможности человека [1,4].

В нашем понимании двигательные возможности - это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий производить целенаправленные двигательные действия с заданными количественными и качественными характеристиками. В этот комплекс входят морфофункциональные характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья [8].

В молодом возрасте может наблюдаться от-

носительная стабилизация или даже естественное снижение отдельных проявлений двигательных возможностей человека. В этот период в случае спортивной подготовки наиболее важной является проблема совершенствования двигательных навыков и умений, спортивной техники или движений [2]. В процессе физического воспитания студенческой молодежи остается актуальным вопрос дальнейшего развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и приобретения новых.

Проблема состояния здоровья студентов была исследована многими учеными [1, 4, 7, 8]. Главной задачей физически развитого и социально активного поколения выпускников высшей школы является оптимизация учебного процесса студентов педагогического вуза основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.