2010/13
Таким образом, технология реализации мо-дульно-компетентностного подхода в системе образования как целостная система затрагивает все структурные компоненты педагогической системы.
Литература
1. Модульно-компетентностный подход в российской системе довузовского профессионального образования: теория и практика / под ред. Н.Ю. Посталюк. - Самара, 2006. - 187 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., доп. -М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
3. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие. - М.: АльфаМ, 2005. - 160 с.: ил.
4. Чернилевский Д.В., Князев В.В., Гайдаренко Л.В. Дидактические условия для подготовки преподавателей профессиональных дисциплин // Средне-профессиональное образование. - 2003. - № 2. - С. 35.
5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
Дулова Оксана Викторовна - преподаватель Иркутского техникума физической культуры.
Цинкер Виталий Михайлович - кандидат педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета.
Dulova Oksana Viktorovna - teacher of Irkutsk Technical School of Physical Education
Рк 89501103710, e-mail: [email protected]
Tsinker Vitaliy Mikhailovich - candidate of pedagogical sciences, professor of Buryat State University.
УДК 796.40
СП Ермоленко Физическое воспитание студенток на основе специализации фитнес-аэробика
В статье представлены результаты влияния фитнес-аэробики на физическое и функциональное состояние студенток педагогического вуза. Показана организация оптимальных условий для улучшения физического воспитания и увеличения уровня физической подготовки студенток вуза.
Ключевые слова: состояние здоровья, фитнес-аэробика, физическое воспитание, физическая подготовленность, студентки.
S.P. Ermo/enAo
Physical education of female students based on the specialization fitness-aerobics
This article presents the results of the influence of fitness-aerobics on physical and functional development of female students of higher pedagogical educational establishment. The main purpose of this research is to show the organization of optimum conditions for improving physical education and increasing of the level of physical training of female students of high school.
Key words: health state, fitness-aerobics, physical education, physical training, female students.
Одним из основных объектов, на котором сосредоточено внимание специалистов, работающих в рамках теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры, являются двигательные возможности человека [1,4].
В нашем понимании двигательные возможности - это комплекс свойств и особенностей состояния организма человека, позволяющий производить целенаправленные двигательные действия с заданными количественными и качественными характеристиками. В этот комплекс входят морфофункциональные характеристики, уровень развития физических качеств, двигательные навыки и умения, а также состояние здоровья [8].
В молодом возрасте может наблюдаться от-
носительная стабилизация или даже естественное снижение отдельных проявлений двигательных возможностей человека. В этот период в случае спортивной подготовки наиболее важной является проблема совершенствования двигательных навыков и умений, спортивной техники или движений [2]. В процессе физического воспитания студенческой молодежи остается актуальным вопрос дальнейшего развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и приобретения новых.
Проблема состояния здоровья студентов была исследована многими учеными [1, 4, 7, 8]. Главной задачей физически развитого и социально активного поколения выпускников высшей школы является оптимизация учебного процесса студентов педагогического вуза основ-
ного учебного отделения с целью повышения их физического и социального развития.
Многие специалисты по физической культуре и спорту уверены, что решение этой задачи лежит в активизации учебного процесса путем введения в учебные занятия по физической культуре специализации по различным видам спорта как наиболее прогрессивной формы совершенствования физического воспитания человека [2,4].
Физическому воспитания студентов многие исследователи уделяют большое внимание, но остаются нерешенными многие вопросы, которые требуют дальнейшей разработки. К этим вопросам относятся необходимость совершенствования учебных спортивных специализаций для студенток нефизкультурных вузов, подбор видов спорта, способствующих не только физическому развитию, но и развитию социализации личности. Одним из таких видов спорта является фитнес-аэробика.
В настоящее время фитнес-аэробика является популярным, массовым видом спорта в стране. Во время занятий фитнес-аэробикой в активную работу вовлекается большая группа мышц, усиливается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Нагрузка при занятиях фитнес-аэробикой на организм человека не уступает таковой в гимнастике, современных танцах, акробатике. Совершенствуется не только общее физическое и функциональное состояние организма, но и повышаются такие качества, как быстрота и точность движений, силовая выносливость, гибкость, а также концентрация и переключение внимания [5,8].
Все вышеперечисленные положения позволили нам предположить, что процесс физического воспитания студенток педагогического вуза будет эффективным и способствующим развитию их двигательной активности, сохранению и укреплению здоровья, если внедрить и
Соотношение средств
реализовать учебно-воспитательную программу организации учебных занятий на основе специализации «фитнес-аэробика», предусматривающей разработку системы индивидуальных тренировочных нагрузок и использование специальных технических средств обучения.
Целью данного исследования было выявление влияния занятий фитнес-аэробикой на физическое развитие и улучшение функциональных возможностей студенток педагогического вуза.
В исследовании принимали участие 53 студентки педагогического вуза 1-2 курсов. Предварительные исследования, выполненные на академических занятиях студенток, проводимые по традиционной программе, показали их низкую эффективность, где ЧСС у студенток во время занятия фитнес-аэробикой для данного пубертатного периода была очень высока. Это связано с низким уровнем физической подготовленности.
Нами была разработана экспериментальная программа по повышению уровня физической и функциональной подготовленности студенток. Учебные занятия контрольной группы студенток 1-2 курсов (п=28) были организованы по стандартной схеме Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, принятой на территории РФ и рекомендуемой ведущими специалистами в области физической культуры. Экспериментальная группа состояла из студенток 1-2 курсов (п=25), занимающихся фитнес-аэробикой 1 раз в неделю и по стандартной программе 1 раз в неделю, предусмотренной для студентов вузов нефизкультурных специальностей. Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились 2 раза в неделю по 90 мин.
Соотношение средств по физическому воспитанию в экспериментальной группе выглядит следующим образом: теоретический раздел -8%, элементы легкой атлетики - 25%, спортивные игры - 17%, фитнес-аэробика - 50% (схема).
Схема
шческого воспитания ЭГ
2010/13
Таблица 1
Показатели кардиореспираторной системы (М ± т).
№ Показатели До эксперимента После эксперимента р
КГ ЭГ КГ | ЭГ
1 ЧСС, уд. в мин 79,7 ± 2,3 75,3 ± 1,8 77,3 ± 1,6 71,5 ± 0,9 >0,05 <0,001
2 ЖЕЛ, л 3,21 ± 0,12 3,34 ± 0,08 3,53 ± 0,08 3,64 ± 0,11 >0,05 <0,01
3 МОК покоя (л) 5,3 ± 0,5 5,1 ± 0,4 4,9 ± 0,4 4,1 ± 0,3 >0,05 <0,01
4 МПК/кг, (мл/мин/кг) 34,6 ± 1,3 39,2 ± 0,9 38,7 ± 1,8 45,6 ± 2,2 >0,05 <0,01
Результаты исследования кистевой и становой динамометрии (по силе мышц рук и спины) в ЭГ и КГ практически не отличаются.
По результатам исследования ЖЕЛ в ЭК жизненный показатель значительно выше, чем у студенток КГ. Так как в фитнес-аэробике много элементов статического характера, то полученные результаты можно объяснить тем, что работа статического характера или наличие статических элементов вызывает меньше сдвигов во всех вегетативных системах, в том числе и в показателях дыхательной системы.
По итоговым показателям ЧСС выявлено, что у студенток ЭГ показатели ЧСС ниже, чем у студенток КГ. Однако следует отметить, что занятия фитнес-аэробикой не оказывают существенного влияния на показатели АД в состоянии покоя. Но обнаружено экономизация деятельности сердца студенток ЭГ, по данным МОК.
Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточный результаты ее “деятельности”, к которым относятся и тесты физической подготовленности.
Физическая подготовленность - результат физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Физические качества - разновидность двигательных качеств, которые представляют собой ту или иную опреден-ность в проявлении преимущественно морфофункциональных свойств организма человека в процессе осуществления им двигательной активности. Степень развития физических качеств определяет физическую подготовленность.
К наиболее значимым показателям фитнес-аэробики специалисты относят аэробную выносливость, динамическую и статическую силу, гибкость, координацию движений, вестибулярную устойчивость и быстроту [3,6].
По итогам выполнения 10 контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке видно, что к концу учебного года все показатели по двум нормативам достоверно увеличились в экспериментальной группе (табл. 2).
Таблица 2
Результаты контрольных нормативов по ОФП и СФП
№ Контрольные нормативы КГ ЭГ р
1 Кроссовый бег, 2000 км (с) 698,3 ± 5 675,7 ± 3 687,8 ± 4 596,3 ± 2 < 0,05
2 Поднимание и опускание туловища за 1 мин, кол-во раз 38 ± 4 40 ± 3 36 ± 5 50 ± 2 > 0,05
3 Прыжок в длину с места, см 160 ± 5,5 165,8 ± 2,3 164.1 ± 4.2 176.2 ± 2,9 > 0,05
4 Сгибание - разгибание рук в упоре лежа, раз 18,6 ± 4,7 23,2 ± 2,8 18,5 ± 5,1 30,4 ± 3,2 > 0,05
5 Наклон вперед в положении стоя, см 12,6 ± 0,12 13,5 ± 0,37 13,01 ± 0,09 19,6 ± 0,54 > 0,05
6 Поднимание ног в висе на гимнастической стенке, раз 19,4 ± 2,5 23,1 ± 3,31 24,1 ± 3,03 34,4 ± 2,54 > 0,05
7 Жим на правой ноге, раз 13.2 ± 1,14 18.2 ± 2,41 13,1 ± 2,12 26,4 ± 2,77 > 0,05
8 Жим на левой ноге, раз 11,9 ± 1,14 17,8 ± 2,18 12,0 ± 1,54 22,7 ± 2,82 > 0,05
9 Прыжки на гимнастическую скамейку за 1 мин., раз 21,7 ± 4,2 27,5 ± 1,6 22,8 ± 3,1 34,6 ± 1,3 > 0,05
10 Боковое равновесие 9,3 ± 2,1 9,2 ± 1,9 9,7 ± 1,9 18,3 ± 2,2 > 0,05
Исследования показателей ОФП и СФП показали достоверные изменения динамики результатов тестовых упражнений.
Значительное увеличение показателей силовых и координационных способностей, а также увеличение показателей гибкости у студенток ЭГ соответствует данным литературных источников [2, 3, 8]. Использование в фитнес-аэробике большое количество упражнений на силу (в статическом и динамическом режимах), упражнений на гибкость и танцевальных шагов, способствующих развитию координации, показали нам достоверные различия.
Изучение средних значений таких тестовых упражнений, как сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места и поднимание ног в висе на гимнастической стенке, говорит об улучшении скоростно-силовых качеств студенток ЭГ.
Таким образом, студентки ЭГ значительно превосходят своих сверстниц - студенток КГ по результатам тестов как физической, так и функциональной подготовленности.
Полученные данные функциональных и физических показателей подтвердили эффективность введения в учебные занятия по физической культуре специализацию «фитнес-
аэробика», что свидетельствует о гармоничном и физически развитом организме студенток педагогического вуза.
Литература
1. Баранов В.В. Воспитание ценностного отношения к физической культуре у студентов: на примере гиревого спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2003. - 34 с.
2. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. - М.: Аспект-пресс, 2006. - 71 с.
3. Виноградова О. Л. Изменение показателей силы и выносливости при тренировке различной направленности // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2004. №8. С.368-369.
4. Игнатова В.В., Шушерина О.А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004. - №1. 154 с.
5. Костюнина Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 195 с.
6. Корягина Ю.В. Физиология силовых видов спорта: учеб. пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 60 с.
7. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высших. пед. учеб. зав. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
8. Никифорова С.А. Интегральные занятия аэробикой как средство формирования здорового стиля жизни студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2008. - 27 с.
Ермоленко Светлана Павловна, ассистент кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского.
Ermolenko Svetlana Pavlovna - assistant of department of physical éducation of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University.
Ph. 8-914-502-53-23.