Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование методики обучения степ-аэробике студенток вузов'

Экспериментальное обоснование методики обучения степ-аэробике студенток вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / СТЕПАЭРОБИКА / СТУДЕНТЫ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ / БАКАЛАВР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИТНЕС / КОМПЕТЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтых С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование методики обучения степ-аэробике студенток вузов»

УДК 796.035

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТЕП-АЭРОБИКЕ СТУДЕНТОК ВУЗОВ

С.А. Евтых, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]

Статья посвящена экспериментальному обоснованию применения методики обучения степ-аэробике студенток нефизкультурных вузов на занятиях физической культуры нефизкультурного профиля. Актуальность работы обусловлена введением в учебный план подготовки бакалавров нефизкультурного профиля дисциплины «Физическая культура и спорт: Фитнес», в рамках которой предусмотрено изучение программы аэробной направленности - степ-аэробики. Данный вид двигательной активности направлен на сохранение и укрепление состояния здоровья занимающихся, повышение и восстановление их работоспособности, а также способствует эффективному осуществлению умственной и трудовой деятельности.

Методика обучения степ-аэробике состоит из трех последовательных этапов: когнитивный, операциональный, деятельностный. Каждый этап включает определенный набор инструментария для достижения поставленной цели исследования, а именно: разработать и экспериментально обосновать методику обучения степ-аэробике студенток вузов физической культуры, нефизкультурного профиля.

Для оценки эффективности методики была разработана балльно-рейтинговая система контроля практических знаний и умений (шкала оценки 100-балльная). Она представлена различными по степени сложности критериями. Всего их 12. Каждому критерию соответствует определенный балл. Баллы суммируются, и выводится итоговая оценка.

В исследовании были использованы следующие методы: 1) анализ литературы с целью определения теоретических положений, необходимых для разработки методики обучения степ-аэробике; 2) методы математической статистики, которые при-

менялись при сопоставлении полученных результатов исследования контрольной и экспериментальной групп (U-критерий Манна-Уитни, F-критерий Фишера) с целью определения эффективности методики обучения.

В результате исследования установлено, что студентки профиля подготовки «Реклама и связи с общественностью» превосходят студенток профиля подготовки «Психолого-педагогическое образование» по освоению практических умений на уровне P < 0,05. Также были выявлены достоверные различия в экспериментальной группе по сравнению с контрольной по показателям, характеризующим функциональное состояние организма [Гарвардский степ-тест (P < 0,05), индекс Руфье (P < 0,01), проба Штанге (P < 0,05)] и уровень физической подготовленности в тестах, определяющих общую выносливость и координационные способности (P < 0,05). В экспериментальной группе получены достоверные различия по этим же показателям на уровне P < 0,05, за исключением индекса Руфье (P < 0,01), в контрольной группе различий не выявлено (P < 0,05).

Ключевые слова: методика обучения; степ-аэробика; студенты нефизкультурного профиля; бакалавр; образовательный стандарт; оздоровительная физическая культура и фитнес; компетенция.

Для цитирования: Евтых С.А. Экспериментальное обоснование методики обучения степ-аэробике студенток вузов / С.А. Евтых // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 35-40.

For citation: Evtykh S. Experimental justification of the step-aerobics training methods for female university students. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 35-40 (in Russian).

Введение. Модернизация системы образования на современном этапе связана с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. В целях подготовки бакалавров различного профиля в программах предусмотрены дисциплины, направленные на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС ВО, программа бакалавриата для студентов нефизкультурного профиля должна обеспечить реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, формирующих способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией [3, с. 7,10].

В программах подготовки бакалавров нефизкультурного профиля Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма в рамках данной дисциплины наряду с гимнастикой и легкой атлетикой включает фитнес как одно из направлений развития человека, что дает возможность «соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности, работоспособности» [6, с. 160].

Известно, что основой системы фитнеса является функциональная направленность программ, которые классифицированы на аэробные, силовые и психоре-гулирующие [4, с. 13, 34, 69]. Практика показывает, что изучение аэробных программ, в отличие от силовых и психорегулирующих, вызывает затруднения у студентов. Это связано с набором специфических физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение. Особенно это характерно для степ-аэробики, так как движения осуществляются со специальной платформой.

Изучение основ степ-аэробики представлено в работах Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой, И.А. Шипилиной и других [2, 9]. Однако в них предлагается повышенный уровень сложности излагаемого материала, который не каждый может понять и освоить. Наряду с этим исследования, проведенные Fletcher E.S., King A.S., Naul R. [10,11,12], показали, что эффективность занятий физической культурой зависит от того, насколько содержание позволяет индивидуализировать процесс физического воспитания.

В этой связи актуальным становится разработка такой методики обучения степ-аэробике для студентов вузов нефизкультурного профиля, которая способствовала не только освоению практических умений с целью поддержания должного уровня физической подготовленности с помощью систематических занятий, но и интеграции их в сферу оздоровительной физической культуры и фитнеса.

Цель исследования - разработать и эксперимен-

тально обосновать методику обучения степ-аэробике студенток вузов нефизкультурного профиля на занятиях физической культуры с применением опорных схем.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе фитнес-клуба «Фит-лайн» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В исследовании приняли участие 14 студенток 3 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» - экспериментальная группа, 12 студенток 3 курса «Психолого-педагогическое образование» - контрольная группа.

Методика обучения степ-аэробике базируется на теории целостного педагогического процесса, теории активизации познавательной деятельности студентов, теории деятельности, теории проблемного обучения. Системообразующим фактором, определяющим содержательную основу методики, являются идеи Б.В. Фурмана [5], В.Ф. Шаталова [8], К.Д. Чермита [7], А.Б. Бгуашева [1] о формировании знаний «с использованием опорных конспектов, опорных схем и других видов учебных опор, позволяющих реализовать принцип наглядности в процессе обучения и обеспечить эффективность освоения изучаемого материала» [6, с. 164].

Методика обучения степ-аэробике студенток нефизкультурного профиля представлена тремя этапами. Первый этап - когнитивный, основная цель которого определяется как формирование представлений о базовых шагах в степ-аэробике. На данном этапе целесообразно использовать словесные, наглядные, практические общепедагогические методы и методы по стимулированию обучения и мотивации учения. Из способов обучения, используемых в степ-аэробике, целесообразно применять простой в понимании и восприятии метод - «линейный» (рисунок 1).

Второй этап - операциональный, целью которого является формирование представлений о составлении комбинаций и способах раскладки. Основными методами остаются словесные, наглядные, практические. В качестве частных выступают дедуктивные и индуктивные методы. Используемый способ изучения базовых шагов - «соединение». На данном этапе приоритетным остается стимулирование студентов к действиям через создание ситуации успеха. Особенно важно это для тех студентов, которые испытывают трудности в освоении изучаемого материала. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие достижения в преодолении трудностей, в том числе и в учебных. Поэтому следует подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, доступное для них задание, что придавало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе (рисунок 2).

Третий этап - деятельностный. Цель - составление связок самостоятельно и по заданию, формирование способности эти связки демонстрировать. Наряду с общепедагогическими методами подключаются креативные, оргдеятельностные методы, а также методы кон-

1-й базовый шаг 2-й базовый шаг 3 -й базовый шаг 4-й базовый шаг

4Basic 4V- step 4Mambo 4Curl

(16 счетов) (16 счетов) (16 счетов) (16 счетов)

Рисунок 1. Примерная схема изучения базовых шагов линейным методом

Первый блок:

Расклад первых двух базовых шагов на: 64 счета 32 счета

8Basic (32 счета)

8V-step

(32 счета)

\_J

4Basic (16 счетов)

4V-step (16 счетов)

Второй блок:

Расклад следующих двух базовых шагов на: К4 счета 32 счета

8Mambo (32 счета)

8Curl (32 счета)

\_J

Третий блок:

Соединение шагов в конечную связку на 32 счета без смены лидирующей ноги

2Basic (8 счетов) 2V-step (8 счетов) 2Mambo (8 счетов) 2Curl (8 счетов)

4Mambo (16 счетов)

4Curl (16 счетов)

Ч_J

Рисунок 2. Примерная схема изучения базовых шагов методом «соединение»

троля и са моконтроля. Используемый способ изучения базовых шагов - «пирамида» (рисунок 3).

Результатыисследования и ихобсуждение.

Для выявления уровня практических знаний и умений была разработана баллино-рейтинговая система контроля (100-балльная шкала оценки), состоящая из 12 критериев, каждому из которых соответствовал определенный балл (таблица 1). Баллы суммируются и выводится итоговая оценка согласно следующим критериям: 86 и более баллов - «отлично», 70-85 баллов -«хорошо»; 50-69 баллов - «удовлетворительно», менее 50 баллов - «неудовлетворительно».

Анализ полученных результатов показал, что сту-

дентки профиля подготовки «Реклама и связи с общественностью» по освоению практических умений превосходят студенток профиля подготовки «Психолого-педагогическое образование», что на заключи-иельном этапе иссеедованиа составило 75,8а±5,7 и 58,81±2,76 (Р < 0,05) с академической оценкой «хорошо» и «удовлетворительно» яоответственно.

Наряду с этим были выявлены достоверные различия в экспериментальной группе студенток по сравнению с контрольной в показателях, характеризующих функциональное состояние организма (Гарвардский степ-тест (Р < 0,05), индекс Руфье (Р < 0,01), проба Штанге (Р < 0,05)) и уровень физической подготовлен-

Таблица 1

Балльно-рейтинговая система контроля практических умений

№ Критерий Количество баллов (максимум)

1. Название шагов степ-аэробики 5

2. Демонстрация основ техники базовых шагов степ-аэробити линейным методом 5

3. Умение состасить связку (комбинацию) 5

4. Умение разложить готовую связку (комбинацию) методом «соединение» 10

5. Умение разложить готовую связку (комбинацию) методом «пирамида» 10

6. Умение составить связку (комбинацию) и разложить ее методом «соединение» 15

7. Умение составить связку (комбинацию) и разложить ее методом «пирамида» 15

8. Применение вербальных и невербальных команд 15

9. Умение предварительно осуществлять показ 10

10. Умение управлять группой 5

11. Попадание в музыкальный квадрат (шаг лидирующей ногой в сильную долю) 5

Итого: 100

Таблица 2

Достоверность различий в показателях функционального состояния и физической подготовленности студенток нефизкультурного профиля в течение педагогического эксперимента

До эксперимента После эксперимента

Название теста КГ ЭГ F КГ ЭГ F

(n=12) (n=14) (n=12) (n=14)

Гарвардский степ-тест (балл) 62,31±1,90 65,07±2,37 1,04 67,5±2,43 80,9±1,36 2,74*

Индекс Руфье (балл) 9,0±0,53 9,21±0,86 1,59 7,68±0,45 3,28±0,86 4,67**

Проба Штанге (с) 19,71±1,15 18,74±1,8 1,8 21,02±1,23 26,52±2,59 2,72*

Проба Генчи (с) 7,97±0,55 7,35±0,41 1,11 8,78±0,68 7,80±0,41 1,23

Бег 2000 м (с) 15,00±0,65 14,88±0,52 1,05 12,60±0,43 14,65±0,61 2,68*

Бег 100 м (с) 19,32±0,47 20,18±0,59 0,93 19,02±0,47 19,83±0,56 1,16

Наклон вперед из исходного положения стоя (см) 4,63±0,72 2,78±1,31 2,04 5,68±0,64 4,85±1,18 2,06

Сгибание и разгибание туловища (кол-во раз за 1 мин.) 23,59±1,86 23,07±3,12 1,74 26,45±1,54 28,14±2,74 1,96

Челночный бег 3х10 (с) 10,93±0,33 9,93±1,16 1,35 10,22±0,53 8,61±1,05 2,6*

Примечание: Р - критерий Фишера; * достоверные различия при Р < 0,05; "-достоверные различия при Р < 0,01

ности в тестах, определяющих общую выносливость и координационные способности (P < 0,05) (таблица 2). В экспериментальной группе получены достоверные различия по этим же показателям на уровне P < 0,05, за исключением индекса Руфье (P < 0,01), в контрольной группе различий не выявлено (P < 0,05).

В заключение следует отметить, что методика обучения степ-аэробике студенток нефизкультурного профиля, основанная на последовательных и содержательных этапах с применением соответствующих каждому этапу опорных схем и способов раскладки базовых шагов, позволяет сформировать практические умения и способствует улучшению функциональных возможностей кардиореспираторной системы, общей выносливости и координационных способностей. Данный вывод характеризует практическую значимость разработанной методики обучения степ-аэробике и является предпосылкой широкого ее применения в образовательном процессе вузов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бгуашев А.Б. Общетеоретические и практические основы физического воспитания студентов: схемы и комментарии: учебное пособие / А.Б. Бгуашев. - М., 2006. - 179 с.

2. Лисицкая Т. С. Аэробика. Т. 1. Теория и методика / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М.: ФАР-М, 2002. - 230 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 № 512 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 № 47220) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_219255/.

4. Филимонова О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии: учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, Парабеллум, 2015. - 104 с.

5. Фурман Б.В. Обучение учащихся с помощью опорных конспектов / Б.В. Фурман // Среднее специальное образование. - 1981. - № 3. - С. 33.

6. Холодная, Л.А. Когнитивный компонент личностной физической культуры учащихся колледжа и ее формирование с применением опорных схем / Л.А. Холодная, В.Х. Делок, Н.К. Куприна // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №. 4 (89). - С. 159-167.

7. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы / К.Д. Чермит. - М.: Сов. спорт, 2005. - 272 с.

8. Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: кн. для учителей / В.Ф. Шаталов, В.М. Шей-ман, А.М. Хатит. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

9. Шипилина И.А. Оздоровительная аэробика: методическое пособие / И.А. Шипилина. - Краснодар: КГУФКСТ, 2003. - 66 с.

10. Fletcher E.S. Statement on exercise: Benefits and Recommendation for Physical Activity Program for All Americans. Circulation / E.S. Fletcher et. al. - 1992. - Vol. 86. - pp. 340-344.

11. King A.C. Determinants of Physical Activity and interventions in adults / A.C. King, S.N. Blair et. al. // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1992. - Vol. 24 (6). - pp. 237-248.

12. Naul R. German Unification: Curriculum Development and Physical Education at School in East Germany / R. Naul // British Journal of Physical Education. 1992. -Vol. 23 (4). - pp. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF THE STEP-AEROBICS TRAINING METHODS FOR FEMALE UNIVERSITY STUDENTS

S. Evtykh, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Physical Education and Health Technologies Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161; e-mail: [email protected].

The article is devoted to the experimental justification of the step-aerobics training methods for students from physical education universities of non-physical education profile. The relevance of the work is in the implementation of the discipline «Physical education and sports: fitness», which includes the study of an aerobic program (step aerobics) to the education plan of bachelors' preparation of non-physical education profile. This type of motor activity is aimed at maintaining and strengthening of students' health status, increase and restoration of their efficiency and it also promotes the effective conduction of mental and work activities.

The step-aerobics training method consists of three successive stages: cognitive, operational, activity. Each stage includes a specific set of tools to achieve the set aim of the study, namely to develop and to justify experimentally the step- aerobics training method for students from physical education universities of non-physical education profile.

A point-rating system for controlling practical knowledge and skills (100-point scoring scale) was developed to evaluate the effectiveness of the methodology. It is represented by different in terms of complexity criteria (a total of 12). Each critera corresponds to a certain point. Points are summed up and a final score is found.

The following methods were used in the study: 1) literature analysis with the purpose of determining the theoretical positions necessary for the development of the step-aerobics training method; 2) methods of mathematical statistics, which were used when comparing the results of the study of the control and experimental groups (U -Mann - Whitney U-test, F - Fisher's test) to determine the effectiveness of the training method.

As a result of the study it was established that female students of the educational profile «Advertising and public relations» excel female students of the profile «Psy-chological and pedagogical education» in mastering of practical skills at the level of P<0,05. Significant differences were also revealed in the experimental group compared with the control group in terms of indicators, characterizing the functional state of the body (the Harvard step test (P<0,05), the Ruthier index (P<0,01), the Stange's test (P<0,05)) and the level of physical preparedness in the tests that determine overall endurance and coordination abilities (P<0,05). The reliable differences were obtained for these indicators in the experimental group at the level of P<0,05, except the Ruthier index (P<0,01), no differences were found in the control group (P< 0,05).

Keywords: training method; step-aerobics; non-physical education profile students; bachelor; educational standard; improving physical training and fitness; competence.

References:

1. Bguashev A.B. Obshcheteoreticheskie i prakticheskie os-novy fizicheskogo vospitaniia studentov [General-theoretical and practical bases of physical training of students]. Moscow, 2006, 179 p. (in Russian).

2. Lisickaja T.S., Sidneva L.V. Ajerobika. T. 1. Teorija i meto-dika [Aerobics. T. 1. Theory and technique]. Moscow, FAR-M, 2002, 230 p. (in Russian).

3. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 6/8/2017 № 512 «About the approval of the federal state educational standard of the higher education a bachelor degree in the direction of preparation 42.03.01 Advertising and public relations» (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation Available at: http:// www.consultant.ru/ doc-ument/cons_doc_LAW_219255/. (in Russian).

4. Filimonova O.S., Romanenko N.I. Sovremennye fizkul'turno-ozdorovitel'nye tehnologii [Modern sports and improving technologies]. Krasnodar, FGBOU VPO KGUFKST, Parabellum, 2015, 104 p. (in Russian).

5. Furman B.V. Training of pupils by means of basic abstracts. Srednee special'noe obrazovanie [Secondary vocational education], 1981, no 3, pp. 33.

6. Holodnaja L.A., Delok V.H., Kuprina N.K. Cognitive component of personal physical culture of pupils of college and her formation with application of basic schemes. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adygei state universit], 2011, no 4 (89), pp. 159-167. (in Russian).

7. Chermit K. D. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and technique of physical culture]. Moscow, Sov. sport, 2005, 272 p. (in Russian).

8. Shatalov V.F., Shejman V.M., Hatit A.M. Opornye kons-pektypo kinematike i [Basic abstracts on kinematics and dynamics]. Moscow, Prosveshhenie, 1989, 143 p. (in Russian).

9. Shipilina I.A. Ozdorovitel'naja ajerobika [Improving aerobics. Methodical grant]. Krasnodar, KGUFKST, 2003, 66 p. (in Russian).

10. Fletcher E.S. Statement on exercise. Benefits and Recommendation for Physical Activity Program for All Americans, 1992, Vol. 86, pp. 340-344.

11. King A.C., Blair S.N. Determinants of Physical Activity and interventions in adults. Medicine and Science in Sports and Exercise, 1992, Vol. 24 (6), pp. 237-248.

12. Naul R. German Unification. Curriculum Development and Physical Education at School in East Germany. British Journal of Physical Education. 1992, Vol. 23 (4), pp. 14-19.

Поступила / Received 17.09.2017 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.