Научная статья на тему 'Пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики'

Пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕП-АЭРОБИКА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПУЛЬСОВАЯ РЕАКЦИЯ / ШАГИ АЭРОБИКИ / STEP-AEROBICS / HEALTH TRAINING / PULSE REACTION / STEPS OF AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузьменко Марианна Викторовна, Болдырева Вера Борисовна, Лебедева Яна Николаевна

Оздоровительные тренировки, основанные на выполнении аэробных упражнений, продолжают занимать лидирующие позиции в современном фитнесе. Среди них особое место занимает аэробика на степ-платформах. Доказано положительное влияние занятий степ-аэробикой на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и др. Важное значение при занятиях любыми видами аэробики имеет контроль за занимающимися. Величина частоты сердечных сокращений является одним из самых объективных показателей реакции организма на нагрузку. Проблемы управления нагрузкой в ходе занятия степ-аэробикой как инструктором, так и самими занимающимися остаются актуальными. Выявлялась пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики, выполняемые на степах различной высоты и с различной амплитудой движения руками. Низкие показатели ЧСС наблюдались при выполнении шагов на низком степе без движений руками (за исключением Mambo), наибольшие показатели на высоком степе с движениями руками большой амплитуды. Наибольший прирост ЧСС наблюдается при выполнении шагов Chasse, Cha-cha-cha, Lift side, наименьший V-step, Mambo, Basic step. Однако выполнение всех отобранных нами шагов на низком степе с движениями руками средней амплитуды дало больший прирост пульсовой реакции, чем при выполнении этих шагов на высоком степе без движений руками. Доказано, что большему приросту ЧСС приводит добавление хореографии рук различной амплитуды, нежели увеличение высоты степа. В связи с этим можно отметить, что многие инструкторы незаслуженно мало уделяют внимания хореографии движений руками, регулируя интенсивность только с помощью изменения высоты степа. Знание пульсовой реакции занимающихся на различные шаги степ-аэробики позволит инструктору точнее планировать и корректировать нагрузку на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female students pulse response on individual steps of step-aerobics

Health training based on aerobic exercise continues to occupy a leading position in modern fitness. Among them, aerobics on step-platforms occupies a special place. It is proved positive influence of step aerobics on the cardiovascular system, respiratory system, musculoskeletal system, etc. It is important when doing any kind of aerobics to watch over students. The value of heart rate is one of the most objective indicators of the body’s response to stress. The problems of load management during the step aerobics classes both by the instructor and by the students themselves remain relevant. We detected pulse response of students in the individual steps of step aerobics performed on the steppes of in different heights and with different amplitudes of hand movements. Low heart rate was observed when performing steps on a low degree without hand movements (with the exception of Mambo), the highest rates on a high degree with hand movements of large amplitude. The greatest increase in heart rate is observed when performing steps Chasse, Cha-cha-cha, Lift side, the smallest V-step, Mambo, Basic step... Health training based on aerobic exercise continues to occupy a leading position in modern fitness. Among them, aerobics on step-platforms occupies a special place. It is proved positive influence of step aerobics on the cardiovascular system, respiratory system, musculoskeletal system, etc. It is important when doing any kind of aerobics to watch over students. The value of heart rate is one of the most objective indicators of the body’s response to stress. The problems of load management during the step aerobics classes both by the instructor and by the students themselves remain relevant. We detected pulse response of students in the individual steps of step aerobics performed on the steppes of in different heights and with different amplitudes of hand movements. Low heart rate was observed when performing steps on a low degree without hand movements (with the exception of Mambo), the highest rates on a high degree with hand movements of large amplitude. The greatest increase in heart rate is observed when performing steps Chasse, Cha-cha-cha, Lift side, the smallest V-step, Mambo, Basic step. However, the performance of all the selected steps on the lower step with the movements of the hands of the average amplitude gave a larger increase of the pulse response than if these steps are performed on a high degree without the hand movements. It is proved that a greater increase in heart rate leads to the addition of hand choreography of different amplitudes than the increase in the height of the step. In this regard, it can be noted that many instructors do not deservedly pay little attention to the choreography of hand movements, adjusting the intensity only with the help of changing the height of the step. Knowledge of the pulse reaction of those engaged in various steps of step aerobics will allow the instructor to plan and adjust the load more accurately in the classroom. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-43-52 УДК 37.037.1+796.015.572

ПУЛЬСОВАЯ РЕАКЦИЯ СТУДЕНТОК НА ОТДЕЛЬНЫЕ ШАГИ СТЕП-АЭРОБИКИ

Марианна Викторовна КУЗЬМЕНКО1}, Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА2), Яна Николаевна ЛЕБЕДЕВА^

1) ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры» 140032, Российская Федерация, Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33

E-mail: prostomarianna@yandex.ru 2) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Аннотация. Оздоровительные тренировки, основанные на выполнении аэробных упражнений, продолжают занимать лидирующие позиции в современном фитнесе. Среди них особое место занимает аэробика на степ-платформах. Доказано положительное влияние занятий степ-аэробикой на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и др. Важное значение при занятиях любыми видами аэробики имеет контроль за занимающимися. Величина частоты сердечных сокращений является одним из самых объективных показателей реакции организма на нагрузку. Проблемы управления нагрузкой в ходе занятия степ-аэробикой как инструктором, так и самими занимающимися остаются актуальными. Выявлялась пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики, выполняемые на степах различной высоты и с различной амплитудой движения руками. Низкие показатели ЧСС наблюдались при выполнении шагов на низком степе без движений руками (за исключением Mambo), наибольшие показатели - на высоком степе с движениями руками большой амплитуды. Наибольший прирост ЧСС наблюдается при выполнении шагов Chasse, Cha-chacha, Lift side, наименьший - V-step, Mambo, Basic step. Однако выполнение всех отобранных нами шагов на низком степе с движениями руками средней амплитуды дало больший прирост пульсовой реакции, чем при выполнении этих шагов на высоком степе без движений руками. Доказано, что большему приросту ЧСС приводит добавление хореографии рук различной амплитуды, нежели увеличение высоты степа. В связи с этим можно отметить, что многие инструкторы незаслуженно мало уделяют внимания хореографии движений руками, регулируя интенсивность только с помощью изменения высоты степа. Знание пульсовой реакции занимающихся на различные шаги степ-аэробики позволит инструктору точнее планировать и корректировать нагрузку на занятиях.

Ключевые слова: степ-аэробика; оздоровительная тренировка; пульсовая реакция; шаги аэробики

В последние годы стало особенно заметно проявление интереса широкого круга людей к занятиям различными видами двигательной активности для отдыха, обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Одними из самых популярных можно назвать аэробные программы. Многими исследователями доказано, что занятия аэробными упражнениями оказывают положительное влияние на организм занимающихся, а именно: на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и др. [1]. Степ-аэробика представляет собой аэробную тренировку на специальных платформах высотой 10-30 см, которые позволяют выполнять различные шаги, подскоки на них и через них в различных направлениях. Конструкция степ-платформы позволяет легко регулировать высоту, а вместе с тем и физическую нагруз-

ку, проводить одновременно занятия с людьми разного уровня подготовленности, то есть индивидуализировать тренировочный процесс. В любой оздоровительной тренировке большое значение имеет контроль за занимающимися. Грамотное его проведение позволяет существенно сократить вероятность получения чрезмерной нагрузки и, как следствие, развитие утомления, уменьшает риск травматизма и, в свою очередь, преумножает положительный эффект от занятий аэробикой. В ходе каждой аэробной тренировки инструктор наблюдает за проявлениями внешних признаков утомления занимающихся. Следует отметить, что эти факторы носят в основном субъективный характер. Объективным показателем реакции организма на нагрузку является величина частоты сердечных сокращений. Однако в ходе аэробной тренировки подсчет пульса не из-

© Кузьменко М.В., Болдырева В.Б., Лебедева Я.Н., 2019

43

меряют, как, например, это принято на занятиях ритмической гимнастикой. Ведь минуты простоя, потраченные на подсчет пульса, обязательно приведут к прерыванию аэробного эффекта тренировки. Можно применять современные гаджеты для контроля за частотой сердечных сокращений, но, к сожалению, не каждый клиент или фитнес-клуб может их себе позволить [2].

В связи с выявлением уровня физической работоспособности у студенток кафедры теории и методики гимнастики Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) актуальным становится вопрос о способах и методах управления нагрузкой в ходе занятия степ-аэробикой как инструктором, так и самими занимающимися. В работе «Методика хореографической подготовки гимнасток с использованием средств современных танцев» нами сделано предположение, что выявление пульсовой реакции занимающихся на различные шаги степ-аэробики позволит инструктору точнее планировать и корректировать интенсивность в ходе аэробной тренировки на степах [3].

Лабораторный эксперимент проводился на базе кафедры теории и методики гимнастики Московской государственной академии физической культуры (МГАФК). В нем приняли участие студентки профиля подготовки «Оздоровительные виды аэробики и гимнастики». До эксперимента был определен индивидуальный уровень адаптации сердечно-сосудистой системы студенток к физической нагрузке с помощью одномоментной функциональной пробы Руфье. Это позволило нам убедиться в том, что уровень физической работоспособности студенток, отобранных для эксперимента, относительно однороден.

В ходе эксперимента девушки выполняли шаги степ-аэробики с различными положениями рук на низком (h = 10 см) и высоком степе (h = 15 см, с одной подставкой) в течение 3 минут. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) измеряли при помощи монитора сердечного ритма «Polar», коэффициент погрешности составлял ±3 % [2].

Кроме пульсометрии, в рамках лабораторного эксперимента с целью выявления реакции девушек на предлагаемую нагрузку проводилось педагогическое наблюдение. Данный метод мы использовали в качестве

дополнительного обоснования и подтверждения того факта, что при выполнении некоторых шагов на высоком степе в сочетании с движениями руками большой амплитуды (если у студенток наблюдалась одышка, нарушение координации движений), по всей видимости, испытуемые переходили с аэробного режима энергообеспечения на смешанный, аэробно-анаэробный режим. Особое внимание мы уделяли правильной технике выполнения шагов, а также дополнительному волевому усилию при выполнении движений руками [4; 5].

Для лабораторного эксперимента из большого количества шагов степ-аэробики и вариаций мы выбрали группу, пользующуюся наибольшей популярностью у инструкторов. Впоследствии из этой группы мы исключили шаги, сходные по биомеханической структуре. При выполнении базовых шагов использовались три варианта положений рук:

1) руки на поясе (без движения руками);

2) движения руками средней амплитуды: на 1 счет - руки в стороны, на 2 счет -руки вниз;

3) движения руками большой амплитуды: на 1 счет - руки вверх, на 2 счет - руки вниз.

Как и ожидалось, пульсовая реакция девушек на отдельные шаги степ-аэробики в сочетании с различными способами изменения интенсивности была неодинаковой.

На низком степе и без работы рук наибольшие значения ЧСС нами были зафиксированы при выполнении таких шагов, как Chasse, Cha-cha-cha, Lift side. Наименьшие значения ЧСС отмечены при выполнении шагов V-step, Mambo и Basic step (табл. 1).

Увеличение высоты степ-платформы ожидаемо вызвало увеличение ЧСС у студенток. Только при выполнении шага Mambo на высоком степе показатели ЧСС оказались ниже, чем на низком степе. Это связано с тем, что при выполнении этого шага на низком степе занимающиеся полностью переносят вес тела на лидирующую ногу, что не представляется возможным при выполнении Mambo на высоком степе. Следовательно, шаг выполняется не в полную силу, и пульсовая реакция на высоком степе меньше, чем на низком.

Далее предлагалось испытуемым выполнить шаги на низком и высоком степе с дви-

жениями руками «средней амшштуды». В ходе исследования было выявлено, что выполнение всех отобранных нами шагов на низком степе с движением руками средней амшштуды дает больший прирост пульсовой реакции, чем при выполнении этих шагов на высоком степе без движения руками. Прирост ЧСС при выполнении шагов на низком степе с движениями руками средней амплитуды по отношению к ЧСС при выполнении этих же шагов на низком степе без движения руками в среднем составляет 30 уд./мин. а при выполнении на высоком - 42 уд./мин.

Аналогичную закономерность мы наблюдали. сравнивая приросты ЧСС при выполнении шагов на высоком степе с движениями руками средней амшштуды и при выполнении этих же шагов на низком степе с движением руками большой амшштуды. Пульсовая реакция на шаги, выполняемые на низком степе с высокоамплитудными движениями руками, дает больший прирост, чем шаги на высоком степе с движениями руками средней амшштуды.

Изменение высоты степа и амплитуды движений руками приводит к неодинаковым изменениям ЧСС (рис. 1).

Таблица 1

Пульсовая реакция девушек (и = 16) на отдельные шаги степ-аэробики

Без движений руками С движениями руками С движениями руками

(руки на поясе) средней амплитуды большой амплитуды

Название шага (х±о) (х±о) (х±о)

Низкий Высокий Низкий Высокий Низкий Высокий

степ степ степ степ степ степ

Chasse 127 ±4,2 138 ±3.7 152 ±4,1 161 ±3.6 170 ±3.6 183 ±3.8

Cha-cha-cha 124± 5.1 129 ±4.5 148 ±4,2 159 ±3.1 168 ±3.3 181 ±2.9

Lift side 110 ±4,5 127 ±4.4 137 ±4,3 153 ±3.7 165 ±3.7 179 ±4.1

Lunge back 103 ± 2.5 ИЗ ±3.8 125 ±2.9 149 ±3.7 155 ±2.6 174 ±3,1

Knee up 100 ±3.6 126 ±3.3 134±4.2 149 ±3.3 154± 3.1 178 ±3.7

Curl 98 ± 2.9 123 ± 3.6 131 ± 3,4 140 ±3.8 154± 2.8 170 ±3.7

V-step 87 ± 3.3 111 ±3.1 126 ±3.2 147 ±3.2 159 ±2.3 168 ±3.5

Mambo 86 ± 4.3 84 ±4,1 113 ± 3.1 109 ±2.5 138 ±4,7 127 ±3.4

Basic step 80 ±4.1 110 ±3.5 117 ± 3.6 126 ±2.7 140 ± 3,2 149 ± 2,2

Рис. 1. Пульсовая реакция девушек при выполнении шага Basic step

Ожидаемо наименьшие показатели ЧСС наблюдались при выполнении шага на низком степе без движений руками, а самые высокие показатели - при выполнешш шага на высоком степе с движениями руками большой амплитуды. Однако выполнение всех отобранных нами шагов на низком степе с движениями руками средней амплитуды дало больший прирост пульсовой реакции, чем при выполнении этих шагов на высоком степе без движений руками. Выявлено, что к большем}' приросту ЧСС приводит добавление хореографии рук различной амплитуды, нежели увеличение высоты степа. В связи с этим можно отметить, что многие инструкторы незаслуженно мало уделяют внимания

хореографии движений руками, регулируя интенсивность только с помощью изменения высоты степа.

При систематизации полученных данных исследования возник вопрос: всегда ли правомерно судить о нагрузочности шагов степ-аэробики в сочетании с движениями рук различной интенсивности по абсолютным значениям ЧСС? Ведь исходные величины пульса в покое у испытуемых различны, отсюда и выявляются сильные расхождения абсолютных значений после нагрузки. В связи с этим при оценке физической нагрузки мы учитывали не только абсолютные значения ЧСС испытуемых, но и их прирост (%) по отношению к исходному ЧСС (рис. 2-10).

Прирост

ЧСС *

W 80

ТО «О 50 40 10 10 10 о

87,5%

72.5% 75«

50%

Без движения руками

С движением руками средней амплитуды

С днижен иен руыэым большой амплитуды

Низкий степ

I Высокий степ

Рис. 2. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Basic step (« = 16)

Прирост ЧСС % но 110 100 № 60 40

го о

10?

50*.

65%

125%

Без движения С движением рунами С движением руками рунами среднем амплитуды большой амплитуды

• Низкий степ ш высокий степ

Рис. 3. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Кпее ир (п = 16)

Прирост

чсс %

12D

too

SD 60 40

JO О

102,5%

50%

37,5%

20% 16,25%

Без движения С двмжеиием руками С движением руками руками средней амплитуды большой амплитуды

и НИНКИЙ ОМ1 ■ Высокий стел

Рис. 4. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага МашЬо (и = 16)

Прирост ЧСС*

120

100

80

40

20

0

51,2546

88.75%

72,5

112,5%

Без движении С движением руками руками средней амплитуды

■ Низкий степ ■ Высокий стоп

С движением руками больиюй амплитуды

Рис. 5. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага У^ер (и = 16)

Прирост ЧСС % 140 120 100 80 60 40 20 О

122,5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

91,25% 96<

47.5% Ш

Без движения С движением руками С движением руками руками средней амплитуды большой амплитуды

и Низкий степ " Высокий степ

Рис. б. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Lunge back (л = 16)

Прирост ЧСС %

120

100

30

60

40

20

0

62,5%

46.25%

118,75%

92,5*

67,516

77,5%

без движения руками

С движением руками Средней амплитуды

С движением руками большой амплитуды

1 Низкий степ ■ Высокий степ

Рис. 7. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Curl (и = 16)

Прирост

ЧСС* 128,75%

Без движения С движением руками С движением руками руками средней амплитуды большой амплитуды

■ Низкий степ ■ Высокий стел

Рис. 8. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Lift side (и = 16)

Прирост ЧСС%

"МО

120

100

80

60

40

20

0

130%

106,25%

Без движения С движением руками С движением руками руками средней амплитуды большой амплитуды

■ Низкий степ ■ Высокий стел

Рис. 9. Прирост показателей ЧСС при выполнении шага Cha-cha-cha (íj = 16)

Прирост

ЧССЖ 136,2556

О

Без движения С движением руками С движением руками руками средней амплитуды большой амплитуды

■ Низкий степ ■ Высокий степ Рис. 10. Прирост показателен ЧСС при выполнении шага Chasse (и = 16)

В ходе эксперимента также было выявлено, что выполнение некоторых базовых шагов на низком степе без движений руками (таких, как Basic step, V-step, Mambo) вывело наших занимающихся на очень низкий уровень интенсивности работы. Следует отметить. что такая нагрузка в аэробной тренировке не приведет к положительным результатам. А такие шаги, как Lift side. Cha-cha-cha, Chasse, выполняемые на высоком степе в сочетании с движениями руками большой амплитуды, наоборот, вывели наших испытуемых на очень высокий уровень интенсивности [3]. Показатели ЧСС в этих сочетаниях выходили за пределы диапазона рабочего ЧСС (60-80 % от ЧССщая). При этом, как показали педагогические наблюдения, у студенток наблюдалась одышка, что свидетельствовало о том, что, по всей видимости, они переходили с аэробного режима энергообеспечения на смешанный (аэробно-анаэробный), а затем и на анаэробный режим энергообеспечения. Это, в свою очередь, приводило к снижению их работоспособности и утомлению.

Систематизируя полученные в ходе лабораторного эксперимента данные, мы сформулировали практические рекомендации для инструкторов по степ-аэробике.

1. Следует обратить внимание на то, что такие шаги, как Lift side, Cha-cha-cha, Chasse, выполняемые на высоком степе в сочетании с движениями руками большой амплитуды, выводят занимающихся на очень высокий уровень интенсивности. Поэтом}' при разучивании этих шагов, в том случае, когда не-

обходимо продолжительное их повторение (более 1,5 минут) не следует выполнять движения с руками средней или большой амплитуды. Лучше совсем исключить работу руками. Также нежелательно подобные высокоинтенсивные шаги ставить последовательно друг за другом, а следует чередовать с такими малоинтенсивными шагами, как Basic step, V-step, Mambo.

2. При разучивании таких шагов, как Basic step. V-step, Mambo обязательно следует выполнять их с движениями руками средней или большой амплитуды. Выполнение этих шагов длительное время без движений руками не будет поддерживать ЧСС занимающихся в рабочей зоне, интенсивность тренировки будет низкой и. следовательно, положительный эффект от занятия не будет достигнут. Инструктору также необходимо следить за дозировкой таких малоинтенсивных шагов в комбинации. чтобы ЧСС занимающихся не опускался ниже границы рабочей зоны. Поэтом}' при выполнешш этих шагов обязательно нужно добавлять движения руками.

3. Следует обратить внимание на регулирование интенсивности в ходе аэробной тренировки именно за счет добавления хореографии рук, а не за счет изменения высоты степа. Несмотря на то, что проще именно добавить ступеньку под степ, а не придумывать различные движения руками. Увеличение высоты степа повышает ударную нагрузку на суставы, что особенно опасно для клиентов с уже имеющимися проблемами опорно-двигательного аппарата, пожилых людей и страдающих избыточной массой тела.

4. Инструкторам нужно уметь подбирать такие движения руками, чтобы выполнить их в сочетании с шагами было несложно, ведь это требует от занимающихся определенной координационной подготовленности. Инструктор должен уметь находить варианты упрощения или усложнения хореографии движений руками, меняя плоскости и направления движений.

5. Поскольку специфика степ-аэробики такова, что группы людей на тренировке не всегда однородны, инструктор должен уметь находить индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Посоветовать, кому конкретно можно использовать те или иные параметры изменения интенсивности (высота степа, амплитуда движений руками и т. д.).

Правильное и своевременное применение вышеизложенных рекомендаций на практике позволит инструкторам по степ-аэробике грамотно регулировать интенсивность в ходе занятия и заранее предвидеть реакцию занимающихся на предлагаемую нагрузку.

Список литературы

1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Хореография в аэробике. М.: Тровант, 2001. 20 с.

2. Мякинченко Е.Б., Шестаков М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 304 с.

3. Кузьменко М.В., Фахриева И.А., Болдырева В.Б. Методика хореографической подготовки гимнасток с использованием средств современных танцев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 48-54. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-48-54.

4. Богданов О.А. Пульсовая реакция студенток на отдельные общеразвивающие упражнения // Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1986. С. 12-19.

5. Холодова Г.Б., Михеева Т.М., Зиамбетов В.Ю. Самоконтроль интенсивности физической нагрузки на основе пульсометрии в процессе занятий физическими упражнениями // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2016. № 2 (190). С. 72-77.

Поступила в редакцию 19.07.2018 г. Отрецензирована 20.08.2018 г. Принята в печать 29.10.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Кузьменко Марианна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики. Московская государственная академия физической культуры, пос. Малаховка, Люберецкий р-н, Московская обл., Российская Федерация. E-mail: prostomarianna@yandex.ru

Болдырева Вера Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Лебедева Яна Николаевна, студентка факультета дневной формы обучения. Московская государственная академия физической культуры, пос. Малаховка, Люберецкий р-н, Московская обл., Российская Федерация. E-mail: kaf-gimnastiki@mgafk.ru

Для корреспонденции: Болдырева В.Б., e-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Для цитирования

Кузьменко М.В., Болдырева В.Б., Лебедева Я.Н. Пульсовая реакция студенток на отдельные шаги степ-аэробики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 178. С. 43-52. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-43-52.

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-43-52

FEMALE STUDENTS PULSE RESPONSE ON INDIVIDUAL STEPS OF STEP-AEROBICS

Marianna Viktorovna KUZMENKO1^ Vera Borisovna BOLDYREVA2), Yana Nikolaevna LEBEDEVA1)

1 Moscow State Academy of Physical Culture 33 Shosseynaya St., Moscow Region, Lyubertsy District, Malakhovka 140032, Russian Federation

E-mail: prostomarianna@yandex.ru 2) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Abstract. Health training based on aerobic exercise continues to occupy a leading position in modern fitness. Among them, aerobics on step-platforms occupies a special place. It is proved positive influence of step aerobics on the cardiovascular system, respiratory system, musculoskeletal system, etc. It is important when doing any kind of aerobics to watch over students. The value of heart rate is one of the most objective indicators of the body's response to stress. The problems of load management during the step aerobics classes both by the instructor and by the students themselves remain relevant. We detected pulse response of students in the individual steps of step aerobics performed on the steppes of in different heights and with different amplitudes of hand movements. Low heart rate was observed when performing steps on a low degree without hand movements (with the exception of Mambo), the highest rates - on a high degree with hand movements of large amplitude. The greatest increase in heart rate is observed when performing steps Chasse, Cha-cha-cha, Lift side, the smallest - V-step, Mambo, Basic step. However, the performance of all the selected steps on the lower step with the movements of the hands of the average amplitude gave a larger increase of the pulse response than if these steps are performed on a high degree without the hand movements. It is proved that a greater increase in heart rate leads to the addition of hand choreography of different amplitudes than the increase in the height of the step. In this regard, it can be noted that many instructors do not deservedly pay little attention to the choreography of hand movements, adjusting the intensity only with the help of changing the height of the step. Knowledge of the pulse reaction of those engaged in various steps of step aerobics will allow the instructor to plan and adjust the load more accurately in the classroom.

Keywords: step-aerobics; health training; pulse reaction; steps of aerobics

References

1. Lisitskaya T.S., Sidneva L.V. Khoreografiya v aerobike [Choreography in Aerobics]. Moscow, Trovant Publ., 2001, 20 p. (In Russian).

2. Myakinchenko E.B., Shestakov M.P. Aerobika. Teoriya i metodika provedeniya zanyatiy [Aerobics. Theory and Training Methods]. Moscow, SportAkademPress Publ., 2002, 304 p. (In Russian).

3. Kuzmenko M.V., Fakhrieva I.A., Boldyreva V.B. Metodika khoreograficheskoy podgotovki gimnastok s ispol'zovaniem sredstv sovremennykh tantsev [The methods of choreography preparation of gymnasts with the use of modern dance means]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 48-54. DOI 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-48-54. (In Russian).

4. Bogdanov O.A. Pul'sovaya reaktsiya studentok na otdel'nye obshcherazvivayushchie uprazhneniya [Female students pulse reaction on some general developmental exercises]. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov «Differentsirovan-niy podkhod v fizicheskom vospitanii studentov pedagogicheskikh institutov» [Interuniversity Scientific Works Collection "Differentiated Approach in Physical Education Pedagogical Institutes Students"]. Leningrad, 1986, pp. 12-19. (In Russian).

5. Kholodova G.B., Mikheeva T.M., Ziambetov V.Y. Samokontrol' intensivnosti fizicheskoy nagruzki na osnove pul'some-trii v protsesse zanyatiy fizicheskimi uprazhneniyami [Self intense heart monitor on the basis during physical exercise]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Orenburg State University, 2016, no. 2 (190), pp. 72-77. (In Russian).

Received 19 July 2018 Reviewed 20 August 2018 Accepted for press 29 October 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Kuzmenko Marianna Viktorovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methods of Gymnastics Department. Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Lyubertsy District, Moscow Region, Russian Federation. E-mail: prostomarianna@yandex.ru

Boldyreva Vera Borisovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Physical Training and Sports Disciplines Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: ver.bor.bold@mail.ru

Lebedeva Yana Nikolaevna, Student of Faculty of Full-time Education. Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Lyubertsy District, Moscow Region, Russian Federation. E-mail: kaf-gimnastiki@mgafk.ru For correspondence: Boldyreva V.B., e-mail: ver.bor.bold@mail.ru

For citation

Kuzmenko M.V., Boldyreva V.B., Lebedeva Y.N. Pul'sovaya reaktsiya studentok na otdel'nye shagi step-aerobiki [Female students pulse response on individual steps of step-aerobics]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 43-52. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-43-52. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.